УДК 621.31
Перспективные проекты размещения энергетических установок ВИЭ у морских платформ и на них
И.В. Дуничкин1, О.И. Поддаева1, Е.А. Суверина2
1Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУМГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26;
2Ганноверский университет имени Лейбница, Германия, 30167, Ганновер, Вельфенгартен, 1 Аннотация
Рассмотрены морские нефтегазодобывающие платформы после исчерпания запасов углеводородов. Как альтернатива их демонтажу представлены возможности переоборудования перспективных сооружений в Арктическом регионе по функции выработки энергии. Рассмотрена общая проблема инфраструктуры морских нефтегазовых месторождений после окончания эксплуатации. Выдвинута гипотеза о функциональности морских платформ для других сфер производства энергии. Выбранные методы разработки проектных решений позволяют рассмотреть морскую платформу после окончания эксплуатации как элемент развития маринистической культуры и инструмент экореабилитации акватории. Это дает возможность рассматривать перспективы роста объектов морской инфраструктуры и улучшать экономику прибрежных зон территории и акватории. Предмет исследования: морские нефтегазодобывающие платформы и возможность их применения после исчерпания запасов углеводородного топлива.
Цель: выявление вариантов применения отработанных морских нефтедобывающих платформ. Материалы и методы: рассмотрены различные варианты использования морских платформ в сфере возобновляемых источников энергии без необходимости утилизации объектов.
Результаты: представлен проект Научно-исследовательского экспериментального центра энергетических технологий с размещением АЭС и ВИЭ.
Выводы: энергетика имеет возможность быть экологичной и опираться на принципы устойчивого развития.
Ключевые слова: морские платформы, возобновляемые источники энергии, гидротурбины, реконструкция, реновация, проектирование, аэродинамика, блок верхних строений, АЭС.
Для цитирования: Дуничкин И.В., Поддаева О.И., Суверина Е.А. Перспективные проекты размещения энергетических установок ВИЭ у морских платформ и на них // Силовое и энергетическое оборудование. Автономные системы. 2018. Т. 1. Вып. 1. С. 35-45. Режим доступа: www.powerjournal.ru.
Perspective projects of placement of RES energy plants at the offshore structures and on them
I.V. Dunichkin1, O.I. Poddaeva1, E.A. Suverina2
1 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; 2Leibniz University Hannover, 1, Welfengarten, Hannover, 30167,Germany
Abstract
In the scientific study, the offshore oil and gas production platforms were considered after the exhaustion of hydrocarbon reserves. An alternative to dismantling is the possibility of refitting and retrofitting prospective structures for the function of energy production. The general problem of determining the climatic offshore oil and gas fields is also considered. For the development of maritime infrastructure, a design development was added to complement the functionality of offshore platforms for energy production. The chosen methods for developing.
The subject of the study: the subject of the study are offshore oil and gas production platforms, marine power plants for power generation and bioenergy objects.
Objectives: the purpose of the study is to identify options for the use of offshore hydraulic installations in marine offshore platforms for generating energy and locating bioenergetic facilities.
Materials and methods: in the course of the work, various options for the use of offshore platforms in the field of renewable energy sources are considered, without the need for disposal of objects.
Results: as a result of the work, the project of the experimental energy complex of bioreactor and biocultivator EECBB and RES.
Conclusions: the energy sector has the opportunity to be environmentally friendly and rely on the principles of sustainable development.
Key words: offshore structures, renewable energy, hydro turbines, reconstruction, renovation, design, aerodynamic, unit topsides.
For citation: Dunichkin I.V., Poddaeva O.I., Suverina E.A. Perspektivnye proekty razmeshcheniya energeticheskikh ustanovok VIE u morskikh platform i na nikh [Perspective projects of placement of RES energy plants at the offshore structures and on them]. Silovoe i energeticheskoe oborudovanie. Avtonomnye sistemy [Power and Autonomous equipment]. 2018. Vol. 1. Issue 1. Pp. 35-45. Available at: www.powerjournal.ru
Адрес для переписки: Поддаева Ольга Игоревна
НИУ МГСУ, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, poddaevaoi@gmail.com;
Address for correspondence: Poddaeva Ol'ga Igorevna MGSU, 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation, poddaevaoi@gmail.com;
ВВЕДЕНИЕ
Бурение с платформ становится актуальным в связи с обнаружением в Арктике залежей углеводородов объемом до 25% от мировых запасов. Однако следует помнить, что во время эксплуатации морских платформ остро встает проблема загрязнения воздушной среды, так, например, известно, что одним из самых вредных загрязнений окружающей среды химического характера является загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Использование на морских платформах дизельных и газовых генераторов для выработки электрического тока для обеспечения автономной работы морских нефтегазовых сооружений также вносит существенный вклад в загрязнение прилегающей территории
В настоящее время освоение ресурсов Арктики является одной из приоритетных задач современной нефтедобычи. Однако этот процесс осложняется крайне суровыми арктическими условиями, так период навигации в районах предполагаемой нефтедобычи составляет около 60-100 дней. Для обеспечения бесперебойной работы электрических установок на платформе каждый день необходимо перерабатывать 10-15 тыс. м3 топлива, что приводит к огромному количеству выбросов выхлопных газов в атмосферу. Количество выбросов на одной такой платформе сопоставимо с работой 2 тыс. автомобилей. Каждая акватория отличается своей уникальной экосистемой. Не следует забывать, что процесс добычи нефти и газа с буровых платформ сопряжен с высокими рисками возникновения аварий из-за повышенной вероятности штормов, ураганов, пожаров, сейсмической активности, ошибок эксплуатации и т.д. По степени серьезности последствий с авариями на морских платформах могут конкурировать только аварии при транспортировки нефти, поскольку ведут к чудовищному загрязнению морской среды. Особенно опасны в этом отношении начальные стадии разработки месторождений.
Кроме того, несмотря на грандиозные перспективы развития, на сегодняшний день в Арктическом регионе есть и проблемы, многие из которых не типичны. Например, в то время как в Арктике сосредоточены огромные запасы питьевой воды, население этого региона страдает от ее нехватки. Большое количество котельного и печного топлива не спасает от необходимости завозить десятки тысяч тонн угля за тысячи километров для обеспечения людей теплом и электроэнергией, что стоит сотни миллионов бюджетных рублей ежегодно. Специфика Арктики и других акваторий нефтегазодобычи заключается в ориентированности на инновации, на изменения для достижения устойчивости. Огромное множество различных научных станций и гидрометеорологических центров, экспедиций и пограничных застав, заповедников
и памятников культуры сейчас расположены в близи действующих и будущих морских месторождений. Благодаря этому, формируются интеллектуальные территории на побережье, инновационные зоны и даже полигоны для испытаний новейших технологий и техники.
Применение генераторов, работающих на возобновляемых источниках энергии, могут быть использованы как один из вариантов полной или частичной замены углеводородного топлива, используемого в качестве источника электроэнергии в условиях стационарных морских платформ.
Однако при этом компоновка блока верхний строений платформы должна быть изменена, а возле самой платформы располагаются аккумуляторы и система синхронизации генераторных установок (по аналогии с системой Smart Greed).
При использовании подобных систем закономерно возникает потребность в изменении некоторых архитектурных решений для верхнего блока строений платформы путем изменения нагрузок на перекрытия, габаритов помещений энергетического блока и пр.
После рассмотрения большого количества генераторов, работающих на основе технологий ВИЭ, и изучении анализа существующего на данный момент их ассортимента по критериям максимальной производительности и наилучшей технической проработки были выделены несколько установок.
Проект Deep Green. Постоянный приток воды обеспечивает удержание гидротурбины в виде подводного планера за счет работы подъемной силы. Крепление турбины осуществляется с помощью троса, прикрепленного вторым концом к морскому дну. Вдоль троса также закреплен кабель, передающий сгенерированную энергию. Для управления турбиной используются вертикальные и горизонтальные рули, аналогичные авиационным, а 8 специальных промежуточных гидродинамических камер, за счет которых регулируется поток, проходящий сквозь турбину [1], служат для обеспечения стабильной работы генератора [1].
Прнннц действия планера представлен на рис. 1.
©
Рис. 1. Принцип действия установки Deep Green Fig. 1. Principle of the Deep Green installation
Конструкция Deep Green (рис. 2) состоит из крыла 1, на которое опирается турбина 2, непосредственно соединенная с генератором 3. Крыло руля 4, имеющего функцию рулевого колеса, и система управления ориентируют юнит согласно 8-образной линии движения. Стойки 5 объединены с тросом 6, который прикрепляется к фундаменту на морском дне. Канат, кроме того, сдерживает силовые и коммуникационные кабели.
Рис. 2. Элементы установки Deep Green Fig. 2. Elements of the Deep Green unit
Краткая характеристика элементов:
• Срок службы 20 лет.
• Рабочие течения от 1,2 м/с.
• Рабочие глубины 60-120 м.
• Мощность одного юнита 1 МВт.
• Вес 14 т.
• Размах крыльев 12 м.
Проект Bluewave. Юнит волноколебательной энергопроизводственной установки основан, как правило, на механизме типа Bluewave (рис. 3, а). Вся система, специализированная на производстве энергии, обычно представляет собой кластер из нескольких колебательных столбов с турбинами, отдельных или объединенных общим основанием [2].
Оснащение гидротурбины содержит платформы, которые трансформируют волны в энергию при их прохождении сквозь систему. Турбины вращаются сжатым воздухом, и в установке отсутствуют погруженные в воду движущиеся элементы. Генератор представляет собой пустой резервуар с открытым днищем и маленькими люками вверху. В периоды штиля платформа раскачивается на поверхности воды, над которой располагается около 1/3 всей установки. Когда волна проходит через камеру, последняя наполняется водой, и выталкиваемый с силой атмосферный воздух уходит сквозь расположенную наверху турбину. Турбина раскручивается и вырабатывает энергию. Выходящая из резервуара вода формирует область пониженного давления, которую затягивает воздух и вновь отправляет сквозь турбину (рис. 3, б).
В основе функционирования рассмотренной системы извлечения электроэнергии лежат прогнозируемые морские и океанические волны с продолжительными периодом и протяженностью. Платформы работают вследствие возмущения поверхности океана, а не самих волн. Если для ветряков погодные условия можно определять на несколько часов вперед, то в случае гидротурбин Bluewave условия можно предсказывать за 5-7 суток.
Технические характеристики гидротурбины Bluewave [4]:
• Высота над водой 15-20 м.
• Стоимость одной установки 8 млн долл.
• Вес 3000 т.
• Начальная высота волны 500 мм.
• Нормальная высота волны 2800 мм.
• Вырабатываемая мощность 3 МВт.
• Условия эксплуатации — водная среда.
• Срок службы более 25 лет.
• Техническое обслуживание один раз в год.
Проект Pelamis Wave Power. Установка Pelamis состоит из нескольких (около 5-6) герметичных понтонных секций круглого сечения (рис. 4), которые обладают плавучестью, шарнирно соединены и способны изгибаться в двух плоскостях. Когда волны проходят вдоль всей установки, то их движение приводит
б / b
Рис. 3. Установка с гидротурбиной типа Bluewave: а — юнит волноколебательной энергопроизводственной установки; б — принципиальная схема действия юнита типа Bluewave
Fig. 3. Installation with a hydro turbine of the type Bluewave: a — a unit of a wave-oscillating power production unit;
b — a schematic diagram of the action of a Bluewave type unit
секции труб к колебательному процессу [3].
Во время движения секций гидротурбины по волнам в работу включаются и гидравлические барабаны, содержащие в себе насосы высокого давления жидкости. Энергия такого движения далее преобразуется в электрическую. Секции труб независимы друг от друга, работают автономно, что повышает надежность установки в целом. Питание от всех соединений подается вниз к единому кабелю, проложенному по морскому дну.
Технические характеристики гидротурбины Pelamis [4]:
• Длина 180 м.
• Диаметр 4 м.
ТРАНСПОРТНАЯ ЭНЕРГЕТИКА Дуничкин И.В., Поддаева О.И., Суверина Е.А.
И СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ Перспективные проекты размещения энергетических установок ВИЭ
УСТАНОВКИ у морских платформ и на них
Рис. 4. Установка Pelamis Fig. 4. Installation of Pelamis
• Вес 1350 т.
• Мощность 1 МВт.
• Число секций труб 6.
• Стоимость одной установки 3 млн долл.
• Срок службы установки 25-35 лет.
• Время установки не более одних суток.
Прототип подводной гидротурбины. Еще один вариант решения проблем загрязнения атмосферы в зонах шельфовых месторождений — применение электрогенератора, работа которого основана на энергии подводных течений. Прототип такой установки может быть использован для неполного обеспечения энергией полупогружной буровой платформы, в этом случае их привязка к бую не обязательна. Идея этих гидроустановок заключается в использовании лопастных механизмов и турбин различной конфигурации, которые способны улавливать энергию подводных течений и преобразовывать ее из механического движения в электрический ток (рис. 5).
Рис. 5. Прототипы подводных гидроустановок Controls Drives Automation Fig. 5. Prototypes of underwater hydraulic installations Controls Drives Automation
По данным CDA получен график зависимости примерной мощности потока воды от скорости его течения. На основании этого можно заключить, что для выработки необходимого для работы одного модуля количества энергии достаточно КПД генератора 50%. На рис. 6 представлены расчеты энергии потока воды
35
H
4 30
ъ
СП 25
1)
O- 0)
3 20
§
и
1 15
1
С 10
те
t-,
и> д 2
m
0
- Энергия потока воды Энергия потока воды с учетом КПД
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8 2 2,2 2,4 2,6 2,8 3 3,2 3,4 3,6 3,8 4 4,2
Скорость течения воды, м/с
Рис. 6. Энергия потока воды [4] Fig. 6. Energy of the water flow [4]
При необходимости постоянного обеспечения электричеством каждого технологического модуля платформы в качестве экспериментального варианта авторский коллектив в составе П.К. Калашникова, А.О. Головачева, Р.И. Надырова, И.В. Дуничкина и Е.А. Сувериной предлагает проект обеспечения энергией жилого модуля полупогружной буровой платформы.
На рис. 7 можно увидеть данные в процентном соотношениии о распределении потребления энергии на буровой платформе (в качестве примера приведена статистика по одной из платформ, работающей в данный момент на шельфе).
Рис. 7. Распределение электроэнергии на морской буровой платформе, % [4] Fig. 7. Electricity distribution on the offshore drilling platform, % [4]
Расчеты показали соответствие мощностей используемых в проекте гидрогенераторов потребностям в энергии данного модуля (порядка 20% от вырабатываемой электроэнергии).
Ввод в эксплуатацию системы гидрогенератора имеет определенный порядок действий. В начале работы генератор должен находиться на борту морской платформы. При достижении платформой точки бурения и закреплении ее на дне, необходимо произвести спуск и установку генератора. После окончания пуско-наладочных работ установка полностью готова к работе.
Главным преимуществом проекта можно считать сильное уменьшение выбросов вредных веществ. Данная идея, по мнению авторов, должна вызвать большую заинтересованность среди нефтегазовых компаний в связи с уменьшением объемов применяемого углеводородного топлива для поддержания постоянной работы, уменьшением выплат экологических штрафов и возможностью дальнейшего перспективного переоборудования стационарных морских платформ, срок эксплуатации которых закончился (сейчас не существует технического решения для использования данных платформ), в центры для выработки электроэнергии на основе генераторов, работающих на базе технологий ВИЭ. Наибольшим риском для реализации такого проекта является наличие необходимых условий течения воды на нефтегазоносных акваториях.
Еще один вариант проектного решения по усовершенствованию энергообеспечения морской платформы включает, помимо офшорного ветропарка и гидроустановок ВИЭ в акватории, размещение на ней дополняющего и частично обеспечивающего основные функции ПБУ экспериментального энергетического комплекса на основе технологий биореактора и биокультиватора микроводорослей (ЭЭКББ), которая подробно описана ниже [5]. Ввиду того, что платформа применяется в производственных целях и на ней находятся люди, то важно создать инфраструктурное обеспечение. Для полноценного функционирования нужно обеспечение пресной водой, электричеством и отоплением. Поэтому на каждой морской платформе необходимо наличие системы опреснения и очистки воды, отопления, вентиляции, электроснабжения. В проектной разработке было достигнуто оптимизированное планировочное решение, совмещающее технологические требования ЭЭКББ с параметрами ПБУ или стационарной морской платформы. Помимо размещения культиваторов для выращивания микроводорослей на морской платформе предусмотрены помещения для водоподготовки, насыщения воздуха вентиляционной системы большим количеством кислорода, производства высококачественного пищевого белка для работников объекта, биореакторы, вырабатывающие из полученной биомассы и бытовых отходов электричество для морской платформы. Площади и объемы помещений соотносятся между собой для обеспечения баланса между производимым объемом биомассы микроводорослей, объемом отходов и объемом периодичной загрузки биореактора (рис. 8). В разработке также рассчитана необходимая выработка энергии на юнитах ВИЭ для обеспечения произ-
Рис. 8. План помещений 3-го уровня морской платформы с элементами оборудования ЭЭКББ (Автор Е.А. Суверина, научый руководитель канд. техн. наук И.В. Дуничкин)
Fig. 8. Plan of rooms of the 3rd level of the offshore platform with elements of the EECBB equipment. (Author Е.А. Suverina, research advisor cand. of tech. sciences I.V. Dunichkin)
водственных и бытовых нужд платформы, в том числе стабильной работы биокультиваторов микроводорослей. Также предусмотрены помещения для переработки части микроводорослей для использования в приготовлении пищи для работников платформы.
СО2 поступает из биореактора в биокультиватор по трубопроводу и там при помощи системы форсунок равномерно распределяется. При недостатке углекислого газа в биокультиваторе осуществляется аэрационная подача из вентиляционной системы из помещений с наибольшим его скоплением (столовая, кухня, офис-центр, кабинеты, жилые ячейки) и выделение из воздуха необходимого количества газа. При этом от биокультиватора кислород отводится в помещения для отдыха, занятия спортом и закрутую производственную зону для повышения содержания кислорода в воздухе в пределах 22-24 %.
Таким образом, морская платформа была дополнена ЭЭКББ и тем самым получила вспомогательные функции и резервный источник электроэнергии от юнитов ВИЭ и биогаза для выработки электроэнергии, отопления и производственных задач (рис. 9). При расположении в акваториях теплых морей возможно дополнение ЭЭКББ плантацией водорослей в окружающих морскую платформу акваториях. При этом ЭЭКББ имеет повышенные требования к температуре и влажности в помещениях биокультиватора и биореактора, что требует хорошей ветрозащиты всего сооружения, учета климатологии и использования соответствующих исходных данных для решения по другим юнитам ВИЭ [6; 7]. На рассмотренной морской платформе (см. рис. 8) жить до 170 сотрудников, занятых на добычной, геолого-разведывательной работе и в исследовательской деятельности лабораторий, в том числе по контролю качества микроводорослей, мониторингу юнитов ВИЭ, биокультиватора, биореактора и климатических условий.
Рис. 9. Принципиальная схема элементов оборудования ЭЭКББ и внешних юнитов ВИЭ Fig. 9. Schematic diagram of equipment elements of the EECBB and external units of RES
Основной вопрос организации безопасных и относительно комфортных условий труда на платформе базируется на климате [7], в частности на ветровом режиме района нахождения платформы и оценке ее аэродинамических показателей [7; 8]. Аэродинамические исследования взаимосвязи между блоками и верхней частью морской платформы возможно рассмотреть по аналогии с мостами и некоторыми элементами высотных и уникальных зданий [10]. Эффект аэроупругости ветра следует учитывать с целью сохранения безопасности людей на платформе [11; 12]. Необходим учет частотных характеристик ветрового потока и частот структуры, а также влияния на аэродинамические характеристики формы сооружения, находящегося над водой. При применении в проекте энергоснабжения морской платформы ветроэнергетических установок или офшорного ветропарка вышеупомянутые данные о климате приобретают дополнительное значение, особенно ветровая обстановка, влияющая на волнение воды в акватории. В связи с чем для морской платформы как для удаленного сложного уникального объекта требуется детальная оценка среды. В качестве информационной базы подобного проектирования предлагается использовать платформу ГИС ВИЭ России, которая предоставляет данные о границах и режимах сред. В дальнейшей перспективе требуется разработка интеграции информационной базы по возобновляемой энергетике в
Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ для обеспечения достоверной текстовой и картографической информацией хозяйственной деятельности.
Следует признать, что на сегодняшний день доля ВИЭ в России остается низкой, несмотря на действия Правительства РФ по реализации отдельных стратегий в сфере ВИЭ. Однако в ходе данной работы показано, что в России реальна разработка проектов, связанных с технологиями ВИЭ,а энергетика может быть экологичной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Wellen P.R., Borsboom M.J.A., van GentM.R.A. 3D simulation of wave interaction with permeable structures // 32nd Conference on Coastal Engineering 2010. Shanghai, 2010. Vol. 1. Pp. 2928-2942.
2. Zhang Q.H., Zhao Z.D. Wave-mud interaction: wave attenuation and mud mass transport // Coastal Sediments: 4th International Symposium on Coasting Engineering and Science of Coastal Sediment Processes. New York, Hauppauge, 1999. Pp. 1867-1880.
3. Foda M.A., Hunt J.R., Chou H.T. A nonlinear model for the fluidization of marine mud by waves // Journal of Geophysical Research: Oceans banner. 1993. Vol. 98. Issue C4. Pp. 7039-7047.
4. Калашников П.К., Головачев А.О., Надыров Р.И., Дуничкин И.В., Суверина Е.А. Проектирование энергетических комплексов на морской платформе // Строительство: наука и образование. 2016. № 1. Ст. 1. Режим доступа: http://www.nso-journal.ru/public/journals/1/issues/2016/01/01_01_2016.pdf.
5. Соловьев А.А., Варфоломеев С.Д., Безруких П.П., Попель О.С., Тарасенко А.Б., Антипов Е.В. и др. Возобновляемые источники энергии: курс лекций. Вып. 8 / под ред. А.А. Соловьева, С.В. Киселевой. М. : Университетская книга Москва, 2015. 296 с.
6. Рафикова Ю.Ю., Киселева С.В., Нефедова Л.В. Использование ГИС-технологий в области возобновляемой энергетики: зарубежный и отечественный опыт // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. 2014. № 12 (152). С. 96-106.
7. Dunichkin I.V., Kalashnikov P.K. Accounting for climate and typology of reuse of offshore structures with a change of function // Applied Mechanics and Materials. 2015. Vols. 713-715. Pp. 205-208. DOI: 10.4028/www.scientific.net/ AMM.713-715.205.
8. Поддаева О.И. Физические исследования архитектурно-строительной аэродинамики для устойчивого проектирования в строительной отрасли // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 9. С. 35-38.
9. Чурин П.С., Поддаева О.И., Егорычев О.О. Проектирование макетов уникальных зданий и сооружений в экспериментальной аэродинамике // Научно-технический вестник Поволжья. 2014. № 5. С. 332-335.
10. Churin P., Poddaeva O.I. Aerodynamic testing of bridge structures // Applied Mechanics and Materials. 2014. Vol. 477-478. Pp. 817-821. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMM.477-478.817.
11. Egorychev O.O., Churin P.S., Poddaeva O.I. Eхреrimental study of aerodynamic loads on high-rise buildings // Advanced Materials Research. 2015. Vol. 1082. Pp. 250-253. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.1082.250.
12. Григорян Т.В., Дуничкин И.В. Промышленное макетирование и численное моделирование в архитектурно-строительной аэродинамике на примере исследования морской стационарной платформы // Наука, образование и экспериментальное проектирование : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 3-7 апреля 2017 г.). М. : МАРХИ, 2017. С. 286-287.
REFERENCES
1. Wellen P.R., Borsboom M.J.A., van Gent M.R.A. 3D simulation of wave interaction with permeable structures. 32nd Conference on Coastal Engineering 2010. Shanghai, 2010. Vol. 1. Pp. 2928-2942.
2. Zhang Q.H., Zhao Z.D. Wave-mud interaction: wave attenuation and mud mass transport. Coastal Sediments: 4th International Symposium on Coasting Engineering and Science of Coastal Sediment Processes. New York, Hauppauge, 1999. Pp. 1867-1880.
3. Foda M.A., Hunt J.R., Chou H.T. A nonlinear model for the fluidization of marine mud by waves. Journal of Geophysical Research: Oceans banner. 1993. Vol. 98. Issue C4. Pp. 7039-7047.
4. Kalashnikov P.K., Golovachev A.O., Nadyrov R.I., Dunichkin I.V., Suverina E.A. Proektirovanie energeticheskikh kompleksov na morskoy platforme [Design of energy complexes on offshore structures] Stroitel'stvo: nauka i obrazovanie [Construction: Science and Education]. 2016. No. 1. Paper 1. Available at: http://www.nso-journal.ru/public/journals/1/
issues/2016/01/01_01_2016.pdf. (In Russian)
5. Solov'ev A.A., Varfolomeev S.D., Bezrukikh P.P., Popel' O.S., Tarasenko A.B., Antipov E.V. et al. Vozobnovlyaemye istochniki energii: kurs lektsiy [Renewable energy : Lectures. Vol. 8]. Moscow, University Book Publ., 2015. 296 p. (In Russian)
6. Rafikova Y.Y., Kiseleva S.V., Nefedova L.V. Ispol'zovanie GIS-tekhnologiy v oblasti vozobnovlyaemoy energetiki: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt [The use of GIS technology in the field of renewable energy: international and national experience]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal Al'ternativnaya energetika i ekologiya [International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology]. 2014. No. 12 (152). Pp. 96-106. (In Russian)
7. Dunichkin I.V., Kalashnikov P.K. Accounting for climate and typology of reuse of offshore structures with a change of function. Applied Mechanics and Materials. 2015. Vols. 713-715. Pp. 205-208. DOI: 10.4028/www.scientific.net/ AMM.713-715.205.
8. Poddaeva O.I. Fizicheskie issledovaniya arkhitekturno-stroitel'noy aerodinamiki dlya ustoychivogo proektirovaniya v stroitel'noy otrasli [Physical study of architectural-construction aerodynamics for sustainable design in construction industry]. Promyshlennoeigrazhdanskoestroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2013. No. 9. Pp. 35-38. (In Russian)
9. Churin P.S., Poddaeva O.I., Egoiychev O.O. Proektirovanie maketov unikal'nykh zdaniy i sooruzheniy v eksperimental'noy aerodinamike [Design of unique buildings and structures models in experimental aerodinamics]. Nauch-no-tekhnicheskiyvestnikPovolzh'ya [Scientific and Technical Volga Region Bulletin]. 2014. No. 5. Pp. 332-335. (In Russian)
10. Churin P., Poddaeva O.I. Aerodynamic testing of bridge structures. Applied Mechanics and Materials. 2014. Vol. 477-478. Pp. 817-821. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMM.477-478.817.
11. Egorychev O.O., Churin P.S., Poddaeva O.I. Experimental study of aerodynamic loads on high-rise building. Advanced Materials Research. 2015. Vol. 1082. Pp. 250-253. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.1082.250.
12. Grigoryan T.V, Dunichkin I.V. Promyshlennoe maketirovanie i chislennoe modelirovanie v arkhitekturno-stroitel'noy aerodinamike na primere issledovaniya morskoy statsionarnoy platformy [Industrial prototyping and numerical modeling in architectural and construction aerodynamics on the example of a study of a stationary fixed platform]. Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie : tez. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 3-7 aprelya 2017 g.) [Science, education and experimental design : abstracts of the international scientific and practical conference (Moscow, April 3-7, 2017)]. Moscow, MARKhI, 2017. Pp. 286-287. (In Russian)
Поступила в редакцию 14 апреля 2018 г. Принята в доработанном виде 15 июня 2018 г. Одобрена для публикации 1 августа 2018 г.
Received April 14, 2018.
Adopted in the finalized form on June 15, 2018.
Approved for publication August 1, 2018.
Об авторах: Дуничкин Илья Владимирович — кандидат технических наук, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, ecse@bk.ru;
Поддаева Ольга Игоревна — кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой физики и строительной аэродинамики, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, poddaevaoi@ gmail.com;
Суверина Евгения Андреевна — магистрант, архитектор, Ганноверский университет имени Лейбница, Германия, 30167, Ганновер, Вельфенгартен 1, suverina_arch@mail.ru.
About the authors: Il'ya Vladimirovich Dunichkin — candidate of technical sciences, assistant professor, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation, ecse@bk.ru;
Ol'ga Igorevna Poddaeva — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, head of the Department of Physics, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation, poddaevaoi@gmail.com;
Evgeniya Andreevna Suverina — Master student, Architect, Leibniz University Hannover, 1 Welfen-garten, Hannover, 30167,Germany, suverina_arch@mail.ru.