Научная статья на тему 'Перспективные подходы к предупреждению радикализации настроений и проявлений экстремизма'

Перспективные подходы к предупреждению радикализации настроений и проявлений экстремизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / радикализация общественных настроений / образовательные технологии / электронное взаимодействие / extremism / radicalization of public sentiment / innovative educational technologies / electronic interaction

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Роман Михайлович Кабанов

На основании анализа современных практик предупреждения деструктивных проявлений радикализма и экстремизма очерчены перспективные направления их предупреждения. Определены возможности применения инновационных образовательных технологий, направленных на предупреждение радикализации настроений в молодежной среде. Акцентировано внимание на широком вовлечении граждан для предотвращения радикализации общественных настроений в качестве превентивного метода борьбы с проявлениями насильственного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Роман Михайлович Кабанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promising approaches to preventing radicalization of sentiments and manifestations of extremism

The author of the article, based on an analysis of modern practices in preventing destructive manifestations of radicalism and extremism, outlines promising directions for their prevention. The possibilities of using innovative educational technologies aimed at preventing the radicalization of sentiments among young people have been identified. Attention is focused on the broad involvement of citizens to prevent the radicalization of public sentiment and act as a preventive method of combating manifestations of violent extremism.

Текст научной работы на тему «Перспективные подходы к предупреждению радикализации настроений и проявлений экстремизма»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 23 — 28. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):23 — 28.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-23-28 NIION: 2007-0062-1/24-002

EDN: https://elibrary.ru/GBUTED MOSURED: 77/27-004-2024-01-202

Перспективные подходы к предупреждению радикализации настроений и проявлений экстремизма

Роман Михайлович Кабанов

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, pahanrom67@mail.ru

Аннотация. На основании анализа современных практик предупреждения деструктивных проявлений радикализма и экстремизма очерчены перспективные направления их предупреждения. Определены возможности применения инновационных образовательных технологий, направленных на предупреждение радикализации настроений в молодежной среде. Акцентировано внимание на широком вовлечении граждан для предотвращения радикализации общественных настроений в качестве превентивного метода борьбы с проявлениями насильственного экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, радикализация общественных настроений, образовательные технологии, электронное взаимодействие

Для цитирования: Кабанов Р.М. Перспективные подходы к предупреждению радикализации настроений и проявлений экстремизма // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 23 — 28. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-1-23-28. EDN: https://elibrary.ru/GBUTED.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Promising approaches to preventing radicalization of sentiments and manifestations of extremism

Roman M. Kabanov

Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia, pahanrom67@mail.ru

Abstract. The author of the article, based on an analysis of modern practices in preventing destructive manifestations of radicalism and extremism, outlines promising directions for their prevention. The possibilities of using innovative educational technologies aimed at preventing the radicalization of sentiments among young people have been identified. Attention is focused on the broad involvement of citizens to prevent the radicalization of public sentiment and act as a preventive method of combating manifestations of violent extremism.

Keywords: extremism, radicalization of public sentiment, innovative educational technologies, electronic interaction For citation: Kabanov R.M. Promising approaches to preventing radicalization of sentiments and manifestations of extremism // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):23 — 28. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-23-28. EDN: https://elibrary.ru/GBUTED.

Актуальность проблемы противодействия экстремизму и радикализму обусловлена современными мировыми тенденциями распространения этих практик. В последнее время процессы радикализации, приводящие к насильственному экстремизму, получают широкое распространение и приобретают новейшие эволюционные формы. Это связано, с одной сторо-

© Кабанов Р.М., 2024

ны, с обострением социально-экономической и политической ситуации, кризисными явлениями в культурной, духовной сферах, а с другой — со стремительным развитием и популяризацией информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), расширением их функциональных возможностей.

Учитывая современные мировые тенденции распространения этих практик, а также вызовы и угрозы, которые они несут с собой, целью ста-

тьи является определение перспективных подходов к предупреждению радикализации настроений и проявлений экстремизма в контексте обеспечения устойчивого демократического развития государства.

Все формы проявления экстремизма становятся все более глобализированными. В результате этого правоохранительным органам все сложнее выявлять и предупреждать террористическую и экстремистскую деятельность, что свидетельствует о неэффективности использования исключительно традиционных (в том числе силовых) методов борьбы с подобными практиками, в частности, устранением источника и коренных причин проблемы. Именно поэтому существует необходимость применения более широкого подхода к предупреждению радикализации, направленность на целостное вмешательство на ранней стадии и привлечение к этому процессу широкого спектра действующих лиц в масштабах всего общества.

Как известно, именно молодежь (граждане в возрасте от 14 до 35 лет) является наиболее социально активной группой общества, характеризующейся динамичностью, мобильностью, восприимчивостью к новым идеям, ценностям, принципам, нормам и т.п., однако, несмотря на это, согласно статистике и результатам многочисленных социологических исследований [1, с. 18], молодежь является и самой уязвимой социально-демографической группой населения. Так, длительные политические и экономические кризисы, социальная напряженность, бытовые неурядицы, безработица, неудовлетворенность своим состоянием в обществе, отсутствие четких ориентиров общественного развития служит источником негативных изменений в социально-психологическом самочувствии молодежи. Это приводит к коррозии моральных принципов в молодежной среде, отказу от духовных ценностей и идеалов своих родителей, провоцирует внут-риличностные конфликты между жизненными ценностями и укладом жизни, а также может быть причиной аффективного восприятия действительности, принятия неадекватных ситуации решений, восприятия экстремистских идей, радикализма в мыслях и в поведении.

Яркий пример реализации превентивных стратегий предотвращения проявлений радикализма и экстремизма — действующая Сеть оповещения по проблеме радикализации (RAN) [2], деятельность которой осуществляется по всей Европе.

Одним из подходов, который применяется RAN, является обучение молодежи (educating young people) в рамках образовательной программы.

Такой подход нацелен на применение образовательных практик:

■ по просвещению молодежи по вопросам гражданственности, формированию и развитию у нее общекультурных, демократических и других ценностей;

■ воспитанию политической, религиозной и этнической толерантности;

■ борьбе с ксенофобией, расовой, этнической и другой дискриминацией;

■ содействию осознания важности и необходимости культурного разнообразия;

■ формированию альтернативной точки зрения, непредвзятого мышления;

■ повышению психологической устойчивости к воздействиям деструктивного характера;

■ разъяснению вопросов, связанных с историческими последствиями политически, этнически и иного мотивированного насилия;

■ повышению уровня цифровой грамотности, а также информированности и осведомленности о рисках и деструктивных проявлениях радикализации;

■ поощрению социальной сплоченности с помощью диалога (в том числе используя новейшие цифровые технологии, онлайн-методы), усвоению принципов и ценностей демократии;

■ содействию межкультурному пониманию и развитию демократического гражданского общества.

Другим, не менее значимым подходом к предупреждению радикализации настроений является привлечение граждан субъектами обеспечения государственной безопасности к общему политико-культурному пространству путем разработки и внедрения новых форм и средств их участия в процессе принятия общественно важных решений на инновационных принципах. Подобная практика позволит гражданам доносить до представителей власти свою точку зрения по вопросам, которые их беспокоят, что будет способствовать заинтересованности общественно-политической жизнью, ощущению личной ответственности за состояние общественных дел и возможности влиять на решения власти, усвоению соответствующих ценностей гражданского участия, утверждению демократических норм, что, в свою очередь, значительно уменьшит социально-психологическую напряженность в обществе.

Безусловным преимуществом современного общества является активное освоение информационного пространства, новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так,

согласно Глобальному отчету по развитию информационных технологий, опубликованному Всемирным экономическим форумом, Россия по уровню развития ИКТ заняла 45-ю позицию в рейтинге среди 139 стран мира [3], а доля пользователей сети Интернет среди людей 18—39 лет в России достигла 97%.

Несмотря на это, необходимо отметить, что перспективы и варианты воздействия ИКТ на демократическое управление значительно отличаются. С одной стороны, ИКТ знаменует рассвет новой эры демократии, предлагая новые возможности для участия граждан. С другой — ИКТ приводят к усилению контроля со стороны государства и коммерческих структур, а также при отсутствии необходимой политической воли власти по внедрению эффективной политики социально-экономического и общественно-политического развития государства, игнорированию представителями власти прав и интересов общества могут привести к существенной радикализации общественных настроений и перенаправлению потенциала ИКТ в формирование протес-тных акций в невиртуальной, реальной среде.

Свидетельством этого стали массовые антиправительственные митинги с требованиями радикальных политических реформ в странах Ближнего Востока, которые получили название «Арабская весна» (в том числе акции протеста, начавшиеся в Стамбуле и распространившиеся затем по всей стране, в мировых СМИ получившие название «Турецкая весна»), а также события ноября 2013 г. — февраля 2014 г. в Украине, известные как «Майдан», которые привели к трагическим последствиям для этих государств.

Характерной чертой почти всех массовых выступлений как в странах Ближнего Востока, так и на Украине, а затем и в Беларуси было активное использование протестующими интернет-технологий, в частности социальных сетей и мобильной связи, для мобилизации участников протестных движений, координации их совместной деятельности, а также информирования общественности своей страны и мира о событиях, которые происходили в выгодном для протестующих свете с очернением власти. В то же время ответом представителей власти на массовые беспорядки стало применение как силовых подразделений для ликвидации протестов, так и разнообразных технологических средств с целью прекращения взаимной коммуникации граждан. Например, во время протестов в Египте представителями государственной власти с целью прекращения массовых выступлений еще в начальной стадии был отключен доступ к ин-

тернету и мобильной связи, аналогичные попытки предпринимались и в Беларуси.

Анализируя вопрос о роли новейших средств коммуникации при протестных движениях современности, стоит отметить, что эти возможности стали реальными благодаря появлению новых моделей общественно-политического поведения и трансформации самого общества, которое, по словам социолога Г. Рейнгольда, при необходимости превращается в «умную толпу». По его мнению, именно благодаря активному использованию новых форм и средств электронного взаимодействия «умные толпы» самоорганизуются с целью изменения политической ситуации [4, с. 8]. Такие средства помогают людям эффективно коммутировать и согласовывать свои действия, и именно эти средства способствуют нахождению новых форм и методов взаимодействия, инновационных форм общественного влияния и контроля.

Одним из основных принципов функционирования «умной толпы» является принцип децентрализации, который мы наблюдали во время протестной мобилизации как в странах Ближнего Востока, так и на Украине. В частности, по мнению исследователя Дж. Шуровьески, идея «мудрой толпы» не ставит под сомнение преимущества децентрализации, ведь общее решение такой толпы является более эффективным, чем навязанное из центра. «Сила децентрализации состоит в том, что, с одной стороны, она поощряет независимость и специализацию, а с другой — позволяет людям координировать свои действия и решать сложные проблемы» [5, с. 83]. Развитие интернета (в определенном смысле это наиболее наглядная децентрализованная система в мире) и взаимодействующих технологий ярко продемонстрировало возможности децентрализации [5, с. 83].

В общем протестные акции как в странах Ближнего Востока, так и на Украине подтвердили действенность воплощения на практике принципа «умной толпы», ведь состав протестующих указывает на то, что митинги стали проявлением общественного движения, которое использовало возможности ИКТ и сети Интернет с целью объединения своих усилий. Массовые беспорядки в этих странах показали, что сейчас возможно практически мгновенное зарождение неорганизованного стихийного протестного движения политического направления, что в противостоянии с действующей властью, которая отказывается прислушиваться к голосу народа, который ее выбрал, может привести к трагическим последствиям в виде уныния, разочарова-

ния, страха, радикализации общественных настроений, насилия, кровопролития, человеческих жертв и т.п. И еще один признак, присущий всем эти протестным явлениям, — четко выраженный экстремизм отдельных групп (за-паденцы — на Украине, западные белорусы (зма-гары) — в Белоруссии и т.п. в других странах.

Именно поэтому формирование и реализация политики государства по проектированию и использованию инновационных форм и средств электронного взаимодействия, которые увеличивают и углубляют участие граждан в процессе принятия общественно важных решений, могут восприниматься как одна из стратегий переноса в мирное русло урегулирования конфликтов, в том числе политических, с помощью цивилизованных правил и процедур, а также как эффективный подход к предупреждению радикализации настроений и проявлений экстремизма. Ведь разработка и внедрение подобных инновационных форм будет способствовать усвоению обществом демократических норм и ценностей, позволит общественности контролировать процесс реализации государственных решений, определять их эффективность и адекватность, а также предоставлять свои предложения и рекомендации по преодолению главных противоречий на пути реформирования и построения действенной модели общественно-политического развития. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению числа сторонников радикальных взглядов и сведению к минимуму необходимости (или желания) использования крайних, решительных действий, методов и средств для решения назревших социально-политических проблем в государстве.

Анализируя мировой опыт развитых демократий по разработке и внедрению инновационных форм взаимосвязи и сотрудничества между гражданами в сфере электронного взаимодействия, которые могут быть направлены на предупреждение и предотвращение радикализации общественных настроений, можем выделить следующие:

1) городские собрания XXI в. (21st Century Town Meetings) [6]. В рамках этих сходов ИКТ используется для обеспечения взаимодействия между большим количеством граждан в одном физическом месте. Эти однодневные мероприятия охватывают от 500 до 5000 граждан, заинтересованных, в частности, в вопросах планирования, распределения ресурсов, выработки политики и т.д. К окончанию собрания его организаторы формируют отчет, содержащий результаты обсуждений и рекомендации, и репрезентируют его участникам, представителям власти

и СМИ. Сочетание обсуждения в малых группах и широкомасштабного принятия коллективных решений в один день было бы невозможным без использования ИКТ. Эта инновация имеет перспективу расширения, например, параллельным проведением собрания в различных географических точках, преодолевая таким образом политические границы;

2) открытые дискуссионные форумы (Open Discussion Forums). Появление интернета привело к расцвету виртуальных дискуссионных форумов, позволяющих общаться гражданам через пространство и время, что ранее было немыслимо. Однако лишь небольшая часть этих форумов явно ориентирована на политический вопрос.

В работе онлайн-форумов выделяют две конструктивные характеристики, которые оказывают существенное влияние на форму взаимодействия между гражданами, а следовательно, на степень осуществления взвешенного суждения. Первая характеристика — это так называемая «техническая архитектура», которая определяет, будет ли интернет-пространство для обсуждений осуществляться в реальном времени (в чатах) или асинхронно (список адресов электронной почты, тематические конференции в сети (группа новостей), электронные информационные доски, форумы). Вторая — способ, с помощью которого организовано интернет-пространство для обсуждений: обязательства граждан идентифицировать себя; ограничения открытости и свободы выражения; наличие модерации и ее форма; степень, согласно которой участники способны устанавливать повестку дня (тематику) для обсуждений [7, с. 71];

3) онлайн-совещательные опросы (ОСО; Online Deliberative Polling) используют в режиме реального времени (синхронно) интерактивные функции интернета таким образом, что территориально рассредоточенные граждане могут одновременно советоваться друг с другом в общем виртуальном пространстве, тем самым устраняя некоторые трудности и ограничения, связанные с привлечением большого количества граждан одновременно в одном физическом пространстве. Как и при традиционном подходе совещательного опроса, ОСО объединяет большое количество случайно выбранных граждан для обсуждения конкретного вопроса. Процедура проведения ОСО начинается с предопроса (Pre-Deliberation Survey), после чего участники распределяются на небольшие группы для обсуждений от одного до двух часов в неделю в течение месяца. Как и в случае офлайнового варианта, в конце процесса участники еще раз опрашиваются с целью

установления изменений в уровне знаний и мнений относительно обсуждаемого вопроса [7, с. 73];

4) непосредственное (прямое) правотворчество при поддержке ИКТ. Несмотря на предостережения, связанные с применением информационных технологий при осуществлении непосредственного правотворчества, важно отметить примеры использования электронных петиций некоторыми законодательными органами, независимыми от прямого правотворчества. Один из ярких примеров — процесс, который происходит в парламенте Шотландии. Сайт Общественного петиционного комитета размещает петицию в согласованный период времени, в течение которого заявители могут привлечь более широкий общественный интерес и собрать дополнительные подписи в его поддержку (подобный процесс планировалось запустить в России в 2016 г. с созданием сайта Peticii.parlament.gov.ru). Каждая е-петиция имеет специальный дискуссионный форум, на котором это представление и связанные с ним вопросы обсуждаются и решаются. После завершения этого процесса петиция официально подается на рассмотрение Комитета. Такая практика может облегчить для местных групп или даже отдельных граждан процесс подачи предложений и получения необходимого количества подписей, а сочетание этого процесса с общественным обсуждением на специальных веб-форумах — способствовать привлечению к дискуссии значительного количества граждан и принятию более осознанного и взвешенного решения [8].

Таким образом, к перспективным направлениям предупреждения радикализации настроений и проявлений экстремизма в контексте обеспечения устойчивого демократического развития нашего государства следует отнести:

■ реформирование системы образования с учетом новых требований и вызовов современности, несмотря на культурные и интеллектуальные национальные традиции;

■ создание современных образовательных проектов, внедрение передовых зарубежных и отечественных образовательных практик, направленных на воспитание сознательных граждан, способных к рационально-критическому мышлению; сохранение и поддержание культурного разнообразия; преодоление проявлений радикализма и экстремизма; пресечение пропаганды ксенофобии, шовинизма, расовой и религиозной нетерпимости; воспитание толерантного мировоззрения и уважения к другим и т.п.;

■ разработку онлайн-платформ, где были бы представлены истории жертв, выживших

после нападения террористов, для повышения уровня осведомленности о рисках и возможных последствиях крайних проявлений радикализма и экстремизма, практического их использования в образовательных программах;

■ развитие инфраструктуры идентификации угроз и рисков радикализации настроений и проявлений экстремизма, системное проведение мониторинга, независимых экспертиз, аналитическое оценивание, подготовку прогнозов характера настроений, бытующих в обществе, и возможностей их радикализации и т.п.;

■ разработку новых подходов к формированию и реализации политики предупреждения радикализации настроений и проявлений экстремизма на примерах лучших образцов мирового опыта в этой сфере;

■ выработку механизмов использования в общественно-политической практике потенциала сети организаций гражданского общества (разного рода институтов, добровольных общественных организаций и др.), которые содействуют творческой самореализации, интегрируют общественные интересы, конкретизируют и выражают общественное мнение, а также деятельность которых направлена на обеспечение прав широких слоев населения, рост гражданской активности, расширение и углубление участия граждан в принятии общественно значимых решений, формирование и развитие гражданской культуры и т.п.;

■ создание новых форматов социально-политического взаимодействия, в том числе используя потенциал ИКТ, с целью консолидации усилий власти и общества, их системного взаимодействия;

■ развитие самоорганизации населения как альтернативы конфронтации между властью и гражданами;

■ развитие многоуровневого управления и утверждения многоуровневой демократии в стране и др.

Подытоживая изложенное, можно констатировать, что внедрение новейших образовательных технологий, направленных на предупреждение радикализации настроений в молодежной среде, и разнообразных инновационных форм и средств электронной демократии является достаточно актуальным вопросом для всех уровней политического взаимодействия в любой стране, которая исповедует демократические ценности и ищет новые пути инновационного продвижения, в том числе в России.

Исследование применения этих практик доказывает, что все они полезны и играют весомую роль в стимулировании гражданской вовлеченности, расширении поля гражданской инициативы и творчества, росте гражданской компетентности, формировании демократической политической культуры и гармонизации общественных отношений в целом, так как способствуют выработке достаточно большим количеством людей производительных моделей поведения, основанного на реализации индивидуальных ресурсов. Это, в свою очередь, снижает градус напряжения в обществе, предотвращает радикализацию его настроений и является превентивным методом борьбы с проявлениями экстремизма. Носители этих общественных практик имеют возможность приобрести новые знания и опыт, усвоить новые нормы и ценности, соответствующие демократическому политико-культурному развитию.

Список источников

1. Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде. М.: МГИМО-университет, 2019. 187 с.

2. Radicalisation Awareness Network (RAN) // The official Internet-representation of the RAN. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do / networks / radicalisation_awareness_ network / index_en.htm (дата обращения: 28.01.2024).

3. Рейтинг стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) // URL: https: //basetop.ru/reyting-stran-po-urov-nyu-informatsionnyih-tehnologiy-2/ (дата обращения: 28.01.2024).

4. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с.

5. Шуровьески Дж. Мудрость толпы: пер. с англ. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 304 с.

6. 21st Century Town Meetings // The official Internet-representation of the Civic Activism. URL: http://civicactivism. build-ingchangetrust.org/

tools-directory/21st-Century-Town-Meetings (дата обращения: 28.01.2024).

7. Гоглева Е.Б., Крикунова ЮА. Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в цифровую эпоху. Казань: Центр инновационных технологий, 2019. 93 с.

8. Обращение с петицией в парламент Шотландии // URL: https://www.parliament.scot/ help/91896.aspx (дата обращения: 28.01.2024).

References

1. Countering the ideology of terrorism in the educational sphere and youth environment. M.: MGIMO-University, 2019. 187 p.

2. Radicalisation Awareness Network (RAN) // The official Internet-representation of the RAN. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do / networks / radicalisation_awareness_ network / index_en.htm (date of access: 01/28/2024).

3. Rating of countries by level of development of information and communication technologies (ICT) [Electronic resource]. URL: https://basetop. ru/reyting-stran-po-urovnyu-informatsionnyih-tehnologiy-2/ (date of access: 01/28/2024).

4. Reingold G. Smart crowd: a new social revolution. M.: FAIR PRESS, 2006. 416 p.

5. Surowiecki J. The wisdom of the crowd: transl. from English. M.: LLC "I. D. Williams", 2007. 304 p.

6. 21st Century Town Meetings // The official Internet-representation of the Civic Activism. URL: http://civicactivism. build-ingchangetrust.org/ tools-directory/21 st-Century-Town-Meetings (date of access: 01/28/2024).

7. Gogleva E.B., Krikunova YuA. Prevention of manifestations of terrorism and extremism in the digital era. Kazan: Center for Innovative Technologies, 2019. 93 p.

8. Petition to the Scottish Parliament // URL: https://www.parliament.scot/help/91896.aspx (date of access: 01/28/2024).

Информация об авторе

Р.М. Кабанов — аспирант кафедры теории права юридического факультета Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Information about the author

R.M. Kabanov — Postgraduate Student of the Department of Theory of Law, Faculty of Law of Moscow Financial and Industrial University "Synergy".

Статья поступила в редакцию 29.01.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 15.03.2024.

The article was submitted 29.01.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 1 5.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.