Научная статья на тему 'Перспективные направления социально-экономического развития регионов Сибири в условиях внешних вызовов'

Перспективные направления социально-экономического развития регионов Сибири в условиях внешних вызовов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНЫ СИБИРИ / НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дулепова В.Б., Сюткина С.Ю.

Настоящая статья посвящена обоснованию необходимости встраивания сибирских регионов в систему экономических связей со странами азиатского региона через включение в реализацию глобального мегапроекта Китайской Народной Республики «Новый шелковый путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления социально-экономического развития регионов Сибири в условиях внешних вызовов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

положительный опыт использования технологий и механизмов, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, предприятиям регионов присутствия ОЭЗ.

Применение эколого-экономического подхода к обеспечению экологической безопасности ведения деятельности на территории ОЭЗ способствует включению ОЭЗ в социально-экономическую систему региона и благоприятно повлияет на восприятие ОЭЗ местным населением. Эколого-экономический подход к обеспечению экологической безопасности ведения деятельности на территории ОЭЗ заключается в создании экономических стимулов для предприятий проводить дополнительные мероприятия по обеспечению экологической безопасности ведения деятельности.

Для этого на федеральном и региональном уровне следует реализовать ряд мер. Во-первых, необходимо ужесточить критерии отбора резидентов ОЭЗ, в частности ужесточить экологические требования к проектам, более активно привлекать экологические общественные объединения, экспертов и представителей местного населения к обсуждению экологической части проектов, а также возможна оценка рентабельности инвестирования в проект с учетом экологических издержек. Во-вторых, необходимо разработать меры финансовой ответственности резидентов ОЭЗ за выявленные нарушения экологического законодательства. Дополнительно следует разработать меры финансовой ответственности региональной власти за выявление систематических нарушений экологического законодательства, что позволит повысить эффективность экологического мониторинга.

В-третьих, рекомендуется создать специальный фонд на территории ОЭЗ, средства которого будут направляться на оздоровление окружающей среды.

В заключение следует отметить, что необходимо обеспечить максимальную информационную открытость по вопросам воздействия деятельности резидентов на экологическую обстановку в регионе.

Информацию об охране природы, производственном контроле, мероприятиях, проводимых в рамках обеспечения экологической безопасности на территории ОЭЗ, следует размещать на официальных сайтах ОЭЗ и органов исполнительной власти. Это снизит обеспокоенность местного населения последствиями активизации промышленно-производственной деятельности в регионе.

Список использованной литературы: 1. Гуляева В.Б. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России // Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации / Под ре. Л.П. Совершаевой. - СПб. : ГУАП, 2016. - С. 218-222.

© Гуляева В.Б., 2017

УДК 332.02

В.Б. Дулепова, к.э.н., доцент Институт управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск, Российская Федерация С.Ю. Сюткина, магистрант Институт управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СИБИРИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ

Аннотация

Настоящая статья посвящена обоснованию необходимости встраивания сибирских регионов в систему

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

экономических связей со странами азиатского региона через включение в реализацию глобального мегапроекта Китайской Народной Республики «Новый шелковый путь».

Ключевые слова

Социально-экономическое развитие, инвестиционная политика, регионы Сибири, Новый шелковый путь.

В современных кризисных условиях, вызванных введением ограничительных мер против национальной экономики Российской Федерации, а также отсутствием благоприятной конъюнктуры мирового рынка на сырьевые ресурсы, проблема эффективности социально-экономической политики приобретает особую актуальность как на уровне государства, так и в его регионах.

Желание государства обеспечить рост экономики зачастую достигается стимулированием отдельных производств или отраслей хозяйства, что, в свою очередь, предопределяет формирование доходной части бюджетной системы. В этой связи можно утверждать о постоянном взаимодействии инструментов и методов промышленной, налоговой и инвестиционной политики, а также государственной экспортно-эриентированной политики путем создания налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций предприятиям и организациям в приоритетных направлениях промышленности [1].

Основу для формирования приоритетных направлений социально-экономического развития регионов России составляют два нормативно-правовых документа:

1) Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2];

2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [3].

Первый нормативный документ устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В соответствии со вторым документом государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Указанные ориентиры должны быть достигнуты через реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления [3].

В рамках ежегодного послания Президента Федеральному собранию Российской Федерации в декабре 2013 г. развитие Сибири и Дальнего Востока было заявлено в качестве «национального приоритета на весь XXI век». По оценкам Российской Академии Наук для обеспечения ускоренного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в период до 2030 г. необходимо инвестировать 570 млрд. долл., включая государственные инвестиции в системообразующие программы и проекты. При этом было отмечено, что в число ключевых инвестиционных партнеров, вкладывающихся в экономику сибирских регионов, должны входить компании не только из Китая, но и из Японии, Южной Кореи, США, ЕС, Канады, Австралии и др. Следовательно, возникает необходимость диверсификации источников инвестиций через расширение международного сотрудничества.

По данным инвестиционного мониторинга, проводимого компанией «Ernst & Young» в 2013 г. наиболее привлекательными российскими регионами, являются субъекты европейской части страны [4]. Что касается Сибирских и дальневосточных регионов, то в силу суровых климатических условий и географической удаленности, наблюдается слабый интерес со стороны иностранных инвесторов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Неким определяющим ориентиром для инвесторов служат специальные инвестиционные рейтинги. В России наибольшую популярность получил рейтинг Инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства «Эксперт РА». За последние годы по результатам данного рейтинга наблюдается закономерное ухудшение позиций регионов Сибири и Дальнего Востока. Доля сибирских и дальневосточных регионов в инвестиционном потенциале Российской Федерации устойчиво сокращается - наблюдается миграция инвестиционного потенциала на Запад [5]. По итогам 2013-2015 гг. 7 из 21 сибирских и дальневосточных регионов характеризуются высоким и экстремальным инвестиционным риском (30 %). Ни один из регионов Сибири и Дальнего Востока не вошел в группы субъектов РФ с высоким инвестиционным рейтингом.

В настоящее время в качестве основных направлений инвестиционной политики в большинстве сибирских регионов заявлена государственная поддержка инвестиционной деятельности и реализация механизма государственно-частного партнерства.

В соответствии с действующим законодательством государственная поддержка инвестиционной деятельности в регионах заключается в предоставлении режима наибольшего благоприятствования, который реализуется посредством финансовых и нефинасовых инструментов и методов. При этом для иностранных инвесторов установлен национальный режим для зарубежных инвесторов независимо от страны инвестора [6].

Однако, существуют определенные недостатки действующих механизмов активизации инвестиционной деятельности на территории регионов Сибири, которые сводятся к следующим [7,8]:

1. Многие нормы инвестиционного законодательства не имеют практического применения, заявленные цели не реализуются.

2. Из возможных форм государственной поддержки, предусмотренных региональным законодательством, в основном реализуется субсидирование процентов по кредитным ресурсам.

3. Наблюдается существенная диспропорция во взаимодействии с разными категориями бизнеса: по сравнению со средним и малым бизнесом партнерство с крупными инвесторами имеет более весомый вклад в большинстве сибирских регионов. Особенно это касается промышленных регионов и регионов сырьевой направленности.

4. Наблюдается высокий порог вхождения для инвесторов, при этом регионы ориентированы на сравнительно узкий круг инвесторов, практически не используются механизмы, ориентированные на масштабное аккумулирование средств населения.

5. Функционирование большинства инвестиционных механизмов сопровождается определенной информационной закрытостью. Как правило, на начальном этапе привлекается внимание, а дальнейшая реализация практически не освещается, отсутствует система обратной связи и активного взаимодействия потенциальных инвесторов, в том числе населения.

Таким образом, можно говорить о том, что действующие инвестиционные механизмы пока не позволяют преодолеть, а порой усиливают сложившиеся негативные факторы инвестиционного процесса в регионе.

В сложившихся условиях, главной задачей для регионов Сибири становится нахождение имманентных направлений, ориентированных на выход из текущего положения, причем без расчета на федеральные инвестиции или ожидания запуска каких-либо новых стратегических инфраструктурных проектов, инициированных федеральным центром.

В свою очередь, наметившаяся с 2014 года стратегия «разворота на Восток» Российской Федерации создает для регионов Сибири и Дальнего Востока потенциальную возможность встраивания в систему внешнеэкономических связей быстро растущего азиатского рынка с его абсолютным лидером - Китайской Народной Республикой.

Дальнейшее развитие общего экономического пространства большой Азии будет определять глобальный мировой инфраструктурный мегапроект КНР, анонсированный в 2013 г. как «Один пояс, один путь». В рамках реализации данного проекта предусматривается создание двух транспортных коридоров: «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПТТТП, развитие торговли на сухопутных территориях,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

связывающих Китай с Европой) и «Морского Шелкового пути XXI века». Если морской путь будет пролегать вдали от границ Российской Федерации и традиционных зон влияния, то сухопутный маршрут планируется реализовать через территории бывших республик Советского Союза - стран Центральной Азии. В настоящее время в проект вошли Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Иран, Пакистан, Вьетнам, Индия, Турция, Венгрия, Германия и даже Кения [9].

Данный проект предоставляет странам и регионам, вошедшим в него, уникальный шанс для интенсификации и модернизации своей экономики через участие в единой глобальной транспортно-торговой сети.

У Российской Федерации пока предварительно предусмотрена только одна железнодорожная ветка, и та в европейской части. При этом, минимальное расстояние от границ России до ключевого пункта сухопутного транспортного коридора (ст.Урумчи) прокладывается непосредственно от южных границ Красноярского края. Следовательно, важной составляющей будущей программы совместного российско-китайского развития вокруг экономического пояса Шелкового пути должно стать включение в проект регионов Сибири с его открытостью на рынки Азии [9].

Таким образом, наличие инфраструктурного проекта мирового уровня вблизи границ большой Сибири предоставляет уникальную возможность и обязывает реализовать попытку включения сибирских регионов в глобальную торгово-транспортную азиатскую сеть. Участие субъектов Сибирского федерального округа в данном проекте предоставит экономикам регионов необходимый импульс к развитию и формированию на их территории принципиально нового суверенного производства, ориентированного на экспорт продукции в КНР и ведущие страны БРИКС и ШОС.

Список использованной литературы:

1. Хиревич Э.Ю., Руйга И.Р. Роль государства в развитии алюминиевой промышленности: зарубежный опыт, отечественная практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.13. -С.3266-3270.

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Интернет-портал «Российская газета». - Режим доступа: http://rg.ru/

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. Прямые иностранные инвестиции в России: региональный аспект. Аналитический обзор, апрель 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ra-national.ru

5. Руйга И.Р. Инвестиционная политика региона в условиях азиатского вектора развития экономики // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы VII международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 150-157.

6. Сюткина С.Ю. Государственная инвестиционная политика: инструменты и методы реализации // Закономерности и тенденции инновационного развития общества. - 2016. - С. 159-162.

7. Руйга И.Р. Мониторинг состояния инвестиционной сферы и реализуемой инвестиционной политики Красноярского края // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 12. - С. 145-159.

8. Ларионов А.Н., Дулепова В.Б. Проблемы социально-экономического развития Сибири в современных условиях // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы VI международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 234-237.

9. Руйга И.Р. Формирование «Шелкового меридиана Сибири» в условиях реализации глобального мегапроекта Нового Шелкового Пути / И.Р. Руйга, Ю.В. Пиманов, П.Е. Анисимов, В.А. Богомолов, Э.К. Веккессер, А.В. Васильев // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №11-1 (64-1). - С. 186-194.

© Дулепова В.Б., Сюткина С.Ю., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 336.744

Дурдыева Д. А.,

Канд.экон.наук, доцент ПМФИ- филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России,

г. Пятигорск, Российская Федерация Трапизонян А. А.,

Студентка 2 курса,

ПМФИ- филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России СОСТОЯНИЕ КРИПТОВАЛЮТНОГО РЫНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИТКОИН

Аннотация

В данной статье производится обзор состояния цифровых деньг, выпуск и подсчет которых основан на технологии шифрования, отмечены тенденции развития криптовалют. Произведен обзор рынков и видов криптовалют, а также уделено внимание самой известной в мире криптовалюте — биткоин. Биткойн настолько популярен, что иногда биткоинами ошибочно называют любую криптовалюту. Пиринговые валюты имеют определенный курс, который имеет свойства волатильности хотя не обеспечены золотыми резервами какого-либо государства в экономическом плане. Увеличение популярности и доверия к определенным видам криптовалют (в частности, биткоин) влечет за собой увеличение курса, количества трансзакций и субъектов пиринговой системы, которые все чаще использую криптовалюту как средство обмена и платежа.

Ключевые слова

Валюта, монета, электронные средства, криптовалюта, биткоин, система платежей

и денежных переводов, биржа.

В 2010-х годах весь финансовый мир был заинтересован новым видом денег - криптовалютой. Появились криптоденьги в связи с масштабным развитием интернет-магазинов, транзакции которых требовали определенного уровня доверия. Гарантировать такое доверие мог посредник - во многих случаях финансовый институт. Обратной стороной таких гарантий стала возможность отмены операции перечисления денег, что создавало препятствия для гарантий продавца, что он получит свои деньги. Решением стала интернет-технология, изменившая подходы к формированию денежных систем и организации денежного оборота в сети и породившая новую валюту - интернет-монеты. Теперь и у интернета появилась собственная валюта - биткоин, точно также, как и у Китая есть юань, у Европы есть евро, а у России-рубли. Если взять в сравнение биткоин и обычные валюты, то можно сделать несомненное заключение, что в зависимости от места пребывания в какой-либо стране, приходится расплачиваться той или иной валютой, а биткоином пользователей интернета никто расплачиваться не вынуждает и пользование криптовалютой абсолютно добровольное.

Единица виртуальной валюты, которая представляет собой закодированную информацию, застрахованная от подделки и не поддающаяся копированию является монета (англ.-coin). Отличие электронной криптовалюты от обычных денег в электронном виде заключается в том, что в реальной жизни для пополнения электронного баланса необходимо сначала внести обычные деньги в физическом виде на счет через банк или банкомат. Следовательно, для обычной валюты электронный вид - это одна из форм представления. Криптовалюта никак не связана ни с государственной валютной системой, ни с какой-либо другой обычной валютой, она эмитируется только в сети.

Любой человек, который имеет компьютерное оборудование нужной мощности и обладает определенным программным обеспечением может заняться майнингом. Добыча монеты, набора зашифрованной информации, происходит в процессе, когда вычислительные мощности компьютера решают определенные алгоритмы, с условием постоянного увеличения сложности алгоритма. Доказательством того, что в сети монета имеется в наличии, служит учетная запись - технология блокчейн. Хранится данная валюта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.