Налоги и налогообложение
Правильная ссылка на статью:
Строителева В.А — Перспективные направления реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС в контексте цифровой трансформации экономики // Налоги и налогообложение. - 2019. - № 5. DOI: 10.7256/2454-065X.2019.5.30037 URL: https ://nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=30037
Перспективные направления реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС в контексте цифровой трансформации экономики
Строителева Вера Александровна
аспирант, кафедра налогов и налогообложения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ)"
344002, Россия, г. Ростов-На-Дону, ул. Больная Садовая, 69
Статья из рубрики "Налоговое администрирование"
Аннотация.
В исследовании автором определяется место налога на добавленную стоимость в структуре налоговых сборов в современной России, а также выявляется степень реализации фискального потенциала налога на добавленную стоимость в отечественной налоговой системе посредством сопоставления доли налоговых сборов по налогу на добавленную стоимость в структуре доходов федерального бюджета в России и в других развитых странах (на примере некоторых стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) в 2018 г. При решении конкретных задач использовались методы анализа, индексации, группировки, выборки, сравнения и обобщения, индексный метод и другие методы научного исследования. Разработана перспективная модель налогового администрирования налога на добавленную стоимость в современной налоговой системе с использованием возможностей цифровой трансформации экономики России. Модель призвана предотвратить уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации и наиболее полно реализовать его фискальный потенциал.
Ключевые слова: цифровизация, НДС, налоговое администрирование, косвенные налоги, налоговые обязательства, современная Россия, федеральный бюджет, ВВП, налоговые доходы, федеральные налоги
DOI:
10.7256/2454-065X.2019.5.30037
Дата направления в редакцию:
17-06-2019
Дата рецензирования:
17-06-2019
Дата публикации:
19-06-2019
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее противоречивых налогов в современной России. С одной стороны, исходная идея НДС и логика его введения в России наряду с большинством остальных стран мира заключается в низкой вероятности уклонения от исполнения налоговых обязательств и соответственно в высокой собираемости данного налога. С другой стороны, значительная доля теневой экономики в России, которая по разным оценкам составляет от 15% до 50% ВВП, искажает механизм налогообложения НДС в отечественной хозяйственной системе, тем самым повышая риск уклонения от налоговых обязательств.
Преодолеть указанное противоречие призвана система налогового администрирования НДС. В контексте цифровой трансформации экономики России, запущенной в связи с принятием национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №
1632-р) ^ появились новые возможности для совершенствования данной системы. В связи с этим актуализировалась проблема реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС.
Первым этапом процесса реформирования стало введение требований к обязательному использованию онлайн-касс в деятельности российских предприятий. Это позволило частично автоматизировать процесс налогового администрирования. Однако, экономический эффект от реализации указанной реформы оказался незначительным -доля Н ДС в структуре доходов Федерального бюджета Российской Федерации в 2018 г. (16,55%) увеличилась лишь на 2% по сравнению с 2017 г. (16,22%) []. Следовательно, необходимы дальнейшие реформы, системная реализация которых обеспечит извлечение синергетического эффекта.
В данном исследовании преследуется цель определения перспективных направлений реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС в контексте цифровой трансформации экономики.
Проведенный обзор существующих исследований и публикаций по заданной теме показал, что специфика налогообложения НДС в современной России отражена в трудах таких ученых, как М.Г. Алимирзоева Б.Х. Алиев, К.Р.Маликова Н.Н. Башкирова, С.Р.
Эштиева Л.А. Попова[8]. Проблема уклонения от исполнения налоговых
обязательств и зарубежный опыт борьбы с уклонением от уплаты НДС отражен в статьях
таких авторов, как М.Э.С. Кайхаров[6], Е.Б. Разуваева, Л.Р. Якупова[10], К.
Алаваотанки, М. Хаапанен, Дж. Пирттиле[12], И. Бикас, Г. Баготириуса и А.
Джакубаускайте [13], И. Генри, Р. Сансинг[14], С. Малик, Б. Михм и Б. Тимме^15!, К.
Мэттьюс [16], Д.М. Пэйн и К.С. Рейборн[17]. Научно-методические и прикладные вопросы налогового администрирования и в целом, и Н ДС, в частности, исследованы в работах
таких экспертов, как И.В. Гашенко ^ Ю.С. Зима-3!, А.Е. Женак З.А. Клюкович и С.В. Клюкович Щ
Тем не менее,перспективы реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС в контексте цифровой трансформации экономики изучены недостаточно и нуждаются в дальнейшем исследовании. Для определения места НДС в структуре налоговых сборов в современной России, а также выявления степени реализации фискального потенциала Н ДС в отечественной налоговой системе сопоставим долю налоговых сборов по НДС в структуре доходов федерального бюджета в России и в других развитых странах (на примере некоторых стран ОЭСР) в 2018 г. (рис. 1).
Рисунок 1. Доля налоговых сборов по НДС в структуре доходов федерального бюджета в
России и в некоторых странах ОЭСР в 2018 г.
Источник: составлено автором на основе материалов [11, 18].
Из рис. 1 видно, что наиболее высокая доля НДС в структуре доходов федерального бюджета в Чили (41,2%) и Эстонии (27%). В России эта доля составляет 16,5%. По этому показателю Россия находится на уровне Австралии (18,3%) и Исландии (16,2%). Меньшая доля НДС в структуре доходов федерального бюджета наблюдается в Бельгии (15,4%), Франции (15,2%), Канаде (13,5%) и Австралии (12,9%).
В среднем в странах ОЭСР доля НДС в структуре доходов федерального бюджета составляет 20,2%. Рассчитанное нами стандартное отклонение от среднего арифметического составило 6,55%. Коэффициент вариации принял значение 32,47%. Это свидетельствует о том, что выборка данных достаточно однородна. В России доля НДС в структуре доходов федерального бюджета ниже среднего значения по странам ОЭСР. Принимая во внимание высокую долю теневой экономики в России, это указывает на то, что фискальный потенциал НДС в России реализован не полностью. Это подтверждает не оптимальность системы налогового администрирования НДС и не обхо димос ть е е сов е рше нс тв о в а ния .
В данной работе предлагаются следующие перспективные направления реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС в контексте цифровой трансформации экономики. Первое направление: сбор электронной обратной связи от потребителей об уклонениях продавцами от уплаты НДС. Уровень
потребительского сознания в России достаточно высок и ежегодно возрастает. Существующие схемы уклонения от уплаты НДС в России предполагают также нарушение прав потребителей. Отсутствие документального подтверждения факта продажи товара (чека) препятствует его обмену и возврату, что противоречит интересам многих потребителей.
Наряду с другими развитыми странами в России развивается ответственное потребление, одним из проявлений которого является соблюдение налогового законодательства. Поэтому одни потребители в интересах защиты интересов общества и другие потребители в интересах защиты собственных интересов готовы к сотрудничеству с налоговыми администраторами по вопросу уклонения продавцов товаров от уплаты НДС. В контексте цифровой трансформации экономики для этого создаются благоприятные условия.
Рекомендуется создание мобильного приложения, с помощью которого потребители с использованием смартфонов смогут быстро, просто и удобно подавать заявления о предположительных фактах уклонения продавцами товаров от уплаты НДС. Для этого они указывают информацию о продавце, его фактический адрес (место купли-продажи товара), о товаре (наименование и цена купли-продажи), а также прилагают фото- и/или видео-подтверждения (при наличии). Заявления от потребителей будут служить основанием для проведения следственного эксперимента правоохранительными органами, в ходе которого будет выявляться порядок продажи товаров этим продавцом. В случае подтверждения фактов уклонения от уплаты НДС будут приняты соответствующие меры.
Второе направление: введение требований к обязательному использованию RFID-меток ("Radio Frequency IDentification" - радиочастотная идентификация) при продаже товаров на территории Российской Федерации. Уже сейчас в России более 10% предприятий используют RFID-технологии в качестве средства автоматизации продажи товаров. В основном это розничные торговые предприятия. Преимущества этих технологий заключаются в том, что специальное считывающее устройство мгновенно считывает информацию с RFID-метки (к примеру, штрих-кода) и автоматически оформляет его продажу - удаляет товар из списка запасов предприятия, отмечает факт продажи в бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия.
RFID-метки потенциально высоко востребованы в России. Длинные цепи добавленной стоимости предполагают многократную постановку товар на бухгалтерский учет (разными предприятиями), как при B2B- ("business-to-business" - сделки между предприятиями), так и при B2C- ("business-to-consumers" - сбыт товара потребителю) сделках. Благодаря RFID-меткам постановка и снятие товара с учета будет происходить автоматически. Это позволит поддерживать актуальную информацию о запасах товаров у предприятий и оптимизировать их логистику.
Наиболее существенным барьером на пути массового использования RFID-меток в России является дефицит финансовых ресурсов. Поэтому ключевым условием реализации описанного направления является проведение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), позволяющих удешевить RFID-технологии и обеспечить их надежность (бесперебойность и безошибочность работы). Также возможно государственное со-финансирование первоначального приобретения RFID-технологий отдельными предприятиями (из приоритетных отраслей экономики).
Третье направление: разработка и использование технологий интеллектуального
анализа хозяйственной деятельности налогоплательщиков НДС на предмет оценки вероятности уклонения от исполнения налоговых обязательств. Искусственный интеллект является одной из основных технологий цифровой экономики России. Проводимые в настоящее время активные НИОКР в области искусственного интеллекта позволяют прогнозировать его создание в ближайшие годы (до 2024 г.).
Уже сегодня доступны технологии интеллектуальной поддержки принятия решений. Они могут быть адаптированы к актуальным потребностям налогового администрирования НДС в России. Интеллектуальный анализ хозяйственной деятельности налогоплательщиков Н ДС предполагает сопоставление их доходов и расходов (при повышенном внимании к налогоплательщикам с убытками, с нулевой и близкой к нулевой прибылью) предприятий и их собственников, а также проверку надежности их контрагентов (наличие выявленных в их деятельности фактов уклонения от уплаты НДС).
На базе результатов интеллектуального анализа налогоплательщикам Н ДС будут присваиваться категории. Предлагается ввести следующую систему категорий:
- 1: вероятность уклонения от исполнения налоговых обязательств низкая;
- 2: вероятность уклонения от исполнения налоговых обязательств средняя;
- 3: вероятность уклонения от исполнения налоговых обязательств высокая.
Категории «2» и «3» будут являться основаниями для проведения внеплановых камеральных проверок деятельности налогоплательщиков НДС, а также проведения следственных экспериментов на предмет уклонения от уплаты НДС. Для комплексной практической реализации всех предложенных направлений нами разработана перспективная модель налогового администрирования НДС с использованием возможностей цифровой трансформации экономики России - она показана в разрезе цепи добавленной стоимости условного товара на рис. 2.
Рисунок 2. Перспективная модель налогового администрирования НДС с использованием возможностей цифровой трансформации экономики России
Источник: разработано и построено автором.
В соответствии с рис. 2, все товары, ввозимые на территорию Российской Федерации должны содержать RFID-метки, проверка наличия или присвоение которых осуществляется таможенными органами. Отечественные производители товаров также помечают их с помощью RFID-меток. Пунктирными стрелками на рис. 2 показаны не обязательные процессы. Отечественный продавец при купле-продаже товара считывает RFID-метку с помощью онлайн-кассы (она оснащена специальным считывающим устройством), и налоговый администратор НДС автоматически уведомляется о
совершении сделки. При отсутствии RFID-метки у товара отечественный потребитель сообщает об этом налоговому администратору НДС, который в свою очередь производит интеллектуальный анализ хозяйственной деятельности всех отечественных предприятий, участвующих в цепи добавленной стоимости.
Предложенные в работе перспективные направления реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС в контексте цифровой трансформации экономики призваны предотвратить уклонение от уплаты НДС в России. Благодаря этому фискальный потенциал НДС будет более полно реализован, что приведет к увеличению доходной базы федерального бюджета Российской Федерации. В то же время необходимо признать, что первоначально при осуществлении реформ будет увеличена расходная база данного бюджета. При запуске процесса реформирования в 2020 г. его окупаемость может быть достигнута к 2024 г.
Библиография
1. Алимирзоева, М.Г. Налог на добавленную стоимость и его роль в формировании доходов бюджета / М.Г. Алимирзоева Б.Х. Алиев, К.Р. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7. - С. 92-96.
2. Башкирова, Н.Н. Анализ социально-экономических последствий реформирования НДС / Н.Н. Башкирова, С.Р. Эштиева // Проблемы анализа риска. - 2017. - Т. 14. -№ 4. - С. 14-23.
3. Гашенко, И.В. Автоматизация налогового администрирования с помощью интернета вещей: за и против с позиций экономической эффективности / И.В. Гашенко, Ю.С. Зима // В сборнике: Системный анализ в экономике-2018 Сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале. Под общей редакцией Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепетовой. - 2018. - С. 479-482.
4. Гашенко, И.В. О практических проблемах взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при проведении налоговых проверок в ростовской области / И.В. Гашенко, В.А. Строителева // Финансовое право и управление. -2016. - № 2. - С. 118-123.
5. Женак, А.Е. Налоговое администрирование и законодательные проблемы валютного регулирования и контроля в российской федерации / А.Е. Женак, И.В. Гашенко // Учет и статистика. - 2017. - № 4 (48). - С. 114-118.
6. Кайхаров, М.Э.С. Анализ зарубежного опыта борьбы с уклонением от уплаты НДС / М.Э.С. Кайхаров // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 12. - С. 159-160.
7. Клюкович, З.А. Новационные реформы налоговой системы государства / З.А. Клюкович, С.В. Клюкович, И.В. Гашенко // Финансовые исследования. - 2014. - № 3 (44). - С. 69-79.
8. Попова, Л.А. Экономическая безопасность при контроле НДС (налога на добавленную стоимость), осуществляемом таможенными и налоговыми органами / Л.А. Попова // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. -2015. - № 7. - С. 9-16.
9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf дата обращения: 01.06.2019).
10. Разуваева, Е.Б., Якупова Л. Уклонение от уплаты налогов: способы уклонения и методы решения / Е.Б. Разуваева, Л.Р. Якупова // Вестник современных
исследований. - 2018. - № 6.2 (21). - С. 265-267.
11. Россия в цифрах 2018: краткий статистический сборник [Электронный ресурс]. -Росстат. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1135075100641 (дата обращения: 01.06.2019).
12. Alavuotunki, K. The Effects of the Value-Added Tax on Revenue and Inequality / K. Alavuotunki, M. Haapanen, J. Pirttilä // Journal of Development Studies. - 2018. -№2(1). - С. 1-19.
13. Bikas, E. The impact of value-added tax on the fiscal sustainability / E. Bikas, G. Bagotyrius, A. Jakubauskaite // Journal of Security and Sustainability Issues. - 2017. -№ 7(2). - С. 267-285
14. Henry, E. Corporate tax avoidance: data truncation and loss firms / E. Henry, R. Sansing // Review of Accounting Studies. - 2018. - 23(3), с. 1042-1070.
15. Malik, S. An experimental analysis of tax avoidance policies / S. Malik, B. Mihm, F. Timme // International Tax and Public Finance. - 2018. - 25(1). - с. 200-239.
16. Matthews, K. VAT evasion and VAT avoidance: Is there a European Laffer curve for VAT? / K. Matthews // International Review of Applied Economics. - 2017. - 17(1), с. 105-114.
17. Payne, D.M. Aggressive Tax Avoidance: A Conundrum for Stakeholders, Governments, and Morality / D.M. Payne, C.A. Raiborn // Journal of Business Ethics. - 2018. - 147(3). - 469-487.
18. Revenue Statistics 2018 Tax revenue trends in the OECD [Электронный ресурс]. -OECD. - Режим доступа: https://www.oecd.org/tax/tax-policy/revenue-statistics-highlights-brochure.pdf (дата обращения: 01.06.2019).