Научная статья на тему 'Перспективные направления развития международных транспортных коридоров в России'

Перспективные направления развития международных транспортных коридоров в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
269
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ 2 / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS / THE TRANS-SIBERIAN RAILWAY / THE NORTHERN SEA ROUTE / THE TRANS-SIBERIAN RAILWAY-2

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалев Дмитрий Владимирович, Романова Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются основные существующие транспортные коридоры и приоритетные направления развития международных транспортных коридоров в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития международных транспортных коридоров в России»

The perspective directions of development of the international transport corridors in Russia Kovalev D. , Romanova E. (Russian Federation) Перспективные направления развития международных транспортных коридоров в России Ковалев Д. В.1, Романова Е. В.2 (Российская Федерация)

1 Ковалев Дмитрий Владимирович / Kovalev Dmitrii - студент, кафедра экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов;

2Романова Екатерина Викторовна /Romanova Ekaterina - студент, кафедра экономики и управления бизнес-процессов, экономический факультет, институт управления бизнес-процессами и экономики, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматриваются основные существующие транспортные коридоры и приоритетные направления развития международных транспортных коридоров в России.

Abstract: in this article the main existing transport corridors and the priority directions of development of the international transport corridors in Russia are considered.

Ключевые слова: международные транспортные коридоры, транссибирская магистраль, северный морской путь, транссибирская магистраль - 2.

Keywords: international transport corridors, The Trans-Siberian Railway, the Northern Sea Route, the Trans-Siberian Railway-2.

Нарастающий процесс глобализации мирового хозяйства требует создания глобальной инфраструктуры как материальной основы для транспортировки грузов, рабочей силы и передачи информации. Отсюда возникает потребность в создании и развитии международных транспортных коридоров (МТК), под которыми понимают концентрацию транспорта общего пользования (железнодорожного, автомобильного, водного, трубопроводного) и телекоммуникаций на генеральных направлениях транспортировки грузопотоков международного значения [1].

Российская Федерация пытается активно участвовать в развитии и формировании международных транспортных коридоров. Одним из главных преимуществ России является ее географическое положение, поэтому перевозки грузов через территорию России являются выгодными, так как протяженность территорий страны самая большая в мире, а также с учетом того, что пересекается граница одной территории, соответственно меньше налоговых сборов и документооборота.

Ведущее место в России по формированию международных транспортных коридоров занимает Транссибирская магистраль (Транссиб), протяженность которого составляет около 10 тыс. км. Важным конкурентом преимуществом Транссиба является время доставки грузов. Объем грузов, перевезенных по данному железнодорожному транспортному коридору, составил на 2015 г. около 30 млн. т.

Несмотря на то, что Транссиб является главным транспортным коридором, его возможности не могут дать хода этапу полноценного перемещения грузов, так как он является наиболее загруженным внутренними грузоперевозками и пассажироперевозками страны. Также Транссиб не может полностью удовлетворять критериям Европейских МТК из-за разных типов колеи железнодорожных магистралей.

Решением проблемы загруженности Транссибирской магистрали является строительство Транссибирской магистрали-2, которая предполагает организацию скоростных пассажирских и грузовых контейнерных перевозок.

Транссиб - 2 будет идти параллельно с существующим Транссибом, и способствует частичной разгрузке Транссибирской магистрали, тем самым увеличив его пропускную способность. Протяженность данного пути будет составлять более 7 тыс. км, предполагаемая скорость движения пассажирских поездов - до 200 км/ч, контейнерных - до 140 км/ч. Проект данной магистрали рассматривается не только как способ разгрузить Транссиб, но и создать серьезную конкуренцию южному морскому маршруту через Суэцкий канал, так время доставки грузов сократится с 35 дней до 7, остается лишь решить ряд проблем, связанных как с созданием магистрали, так и с ее эксплуатацией.

Проблемами Транссиба-2 является стоимость его реализации - около 186 млрд. руб., а также срок реализации - 8 лет. Помимо этого необходимо учитывать, что колея российских железных дорог отличается от европейских, поэтому необходимо разработать проект создания, на границе государств или территории какой-либо страны, являющейся промежуточным звеном между Россией и Европой, некого погрузочно-разгрузочного пункта или терминала на базе железнодорожной станции, позволяющий произвести погрузку грузов на поезда Европейских стандартов, а также иметь возможность краткосрочного хранения груза и его контроля на соответствии с пунктами договора.

Несмотря на преимущества в скорости доставки грузов до пункта назначения, существенным недостатком перевозки по железнодорожной магистрали является ее высокая себестоимость, из-за которой многие компании и государства предпочитают для транзита южный морской путь, поэтому необходимо заострить внимание на способах минимизации издержек для поддержания конкурентоспособности.

Россия обладает еще одним уникальным транспортным коридором: вдоль северных берегов страны проложен арктический морской путь, активно использовавшийся в советское время для обеспечения потребностей северных регионов. Северный морской путь (СМП) — самый короткий транзитный коридор между Азией и Европой: его протяженность составляет 7600 морских миль, в то время как путь через Суэцкий канал — 15 700 миль, а вокруг Африки — 18 300[2].

Потенциальные грузы для этого коридора не только транзит между портами Западной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной Америки, но и беспрепятственный выход продукции Сибири и Дальнего Востока через великие сибирские реки Обь, Енисей, Лену на внешнеэкономических партнеров России.

Северный морской путь входит в транспортную систему Арктики и является ее важнейшей коммуникационной инфраструктурой. Возрождение и развитие СМП даст дополнительный стимул его интеграции в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного Евроазиатского транспортного коридора, что позволит РФ укрепить свое положение в системе международных хозяйственных связей.

Использование Северного морского пути с развитием технологий становится все более привлекательным. Но при этом последние 15 лет уровень таяния арктических льдов достигает своего исторического минимума и поэтому для того, чтобы использовать потенциал этого коридора необходимо построить значительное количество атомных ледоколов.

Строительство ледоколов было заложено в 2015 году и первый российский серийный атомный ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я) на базе головного судно этой верфи, строящейся с 2013 года, будет введен в эксплуатацию в 2017 году. Согласно контракту корпорация «Росатом» к 2019 году и 2020 году должна получить еще два таких атомных ледокола от санкт-петербургских корабелов, стоимость которых составляет около 84,4 млрд. рублей.

Возникает следующая проблема: температура на севере составляет минус 15 градусов, что негативно сказывается на перевозке различной электрической техники по северному морскому пути со стран Азиатско - тихоокеанского региона. Поднимается вопрос о создании контейнеров с поддержкой необходимых

температурных условий, возможно также оснащение отсеков судна дополнительным теплооборудованием, для создания оптимальных условий для помещения в отсек контейнеров.

Подводя итоги, можно сделать вывод о необходимости России в дополнительном финансировании для развития МТК, не смотря на то, что страна сейчас испытывает тяготы экономического кризиса, в связи с возникшей негативной ситуации падения цен на нефть, а также обострившейся политической ситуации вокруг страны.

Развитие МТК позволит укрепить России положение в системе международных хозяйственных связей, станет существенным вкладом в увеличение ВВП России, обусловленным ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики.

Государственная важность задачи развития и совершенствования МТК для России обуславливается тем, что максимальное использование преимуществ международного разделения труда и выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны может внести значительный вклад в улучшение сложившейся в России экономической ситуации.

Литература

1. Пономарёва Н. Н. Транссиб как ведущий евро-азиатский международный транспортный коридор на территории России /Н. Н. Пономарёва// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета-2014-Ыо.4-С. 57-65.

2. СМИ об РЖД [Электронный ресурс]: РДЖ Пресс-центр URL:

http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&id=269653&layer_id=5050&pag e5049_3049=10&refererLayerId=5049 (дата обращения: 18.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.