Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИБЕРТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИБЕРТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
406
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИБЕРТЕХНОЛОГИИ / КРИМИНОЛОГИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / КИБЕРПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибанов Евгений Викторович

Определены значение и перспективы развития кибертехнологий предупреждения преступлений. Сформулировано понятие кибертехнологий предупреждения преступлений. Представлены основные направления развития кибертехнологий предупреждения преступлений: использование дистанционных форм осуществления контроля и надзора за лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений; роботизация деятельности субъектов обеспечения общественного порядка; использование средств массовых коммуникаций; внедрение в антикриминальную практику технологий искусственного интеллекта, анализа больших данных и OSINT-технологий. Дана их характеристика и определено значение для совершенствования предупредительной деятельности. Названы основные условия, необходимые для внедрения кибертехнологий предупреждения преступлений в антикриминальную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING AREAS OF DEVELOPMENT OF CYBER TECHNOLOGIES FOR CRIME PREVENTION

The article defines the significance and prospects for the development of cyber technologies for crime prevention. The concept of cyber technologies of crime prevention is formulated. The main directions of the development of cyber technologies for the prevention of crimes are presented: the use of remote forms of control and supervision of persons from whom crimes can be expected to be committed; robotization of the activities of subjects of ensuring public order; the use of mass communication media; introduction of artificial intelligence technologies, big data analysis and OSINT technologies into anti-criminal practice. Their characteristics are given and their significance for improving preventive activities is determined. The main conditions necessary for the introduction of cyber technologies of crime prevention into anti-criminal practice are named.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИБЕРТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Грибанов Евгений Викторович

Перспективные направления развития кибертехнологий предупреждения преступлений

Определены значение и перспективы развития кибертехнологий предупреждения преступлений. Сформулировано понятие кибертехнологий предупреждения преступлений. Представлены основные направления развития кибертехнологий предупреждения преступлений: использование дистанционных форм осуществления контроля и надзора за лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений; роботизация деятельности субъектов обеспечения общественного порядка; использование средств массовых коммуникаций; внедрение в антикриминальную практику технологий искусственного интеллекта, анализа больших данных и OSINT-технологий. Дана их характеристика и определено значение для совершенствования предупредительной деятельности. Названы основные условия, необходимые для внедрения кибертехнологий предупреждения преступлений в антикриминальную практику.

Ключевые слова: кибертехнологии, криминология, органы внутренних дел, предупреждение преступлений, искусственный интеллект, большие данные, киберпрофилактика преступлений.

Promising areas of development of cyber technologies for crime prevention

The article defines the significance and prospects for the development of cyber technologies for crime prevention. The concept of cyber technologies of crime prevention is formulated. The main directions of the development of cyber technologies for the prevention of crimes are presented: the use of remote forms of control and supervision of persons from whom crimes can be expected to be committed; robotization of the activities of subjects of ensuring public order; the use of mass communication media; introduction of artificial intelligence technologies, big data analysis and OSINT technologies into anticriminal practice. Their characteristics are given and their significance for improving preventive activities is determined. The main conditions necessary for the introduction of cyber technologies of crime prevention into anti-criminal practice are named.

Keywords: cyber technologies, criminology, law enforcement agencies, crime prevention, artificial intelligence, big data, cyber prevention of crimes.

Процессы цифровизации общественной жизни обусловливают все большую локализацию общественных отношений в виртуальном пространстве. Эти тенденции отражаются и на процессах криминализации общественных отношений. Преступность активно развивается в сетевом информационном пространстве, формируя все новые вызовы правоохранительной системе и угрозы безопасности общества. Совершенствуются и традиционные формы преступной деятельности как в виртуальном пространстве, так и вне его.

Юридическая наука и правоохранительная практика реагируют на существующие и формирующиеся угрозы, тенденции общественного и научно-технического развития традиционно медленно, сохраняя консервативность и высокий уровень бюрократизации. Происходящие же в их недрах изменения по большей части затрагивают вопросы выявления, раскрытия и расследования преступлений. Предупреждение преступлений, как правило,

выпадает из общего контекста использования современных информационно-телекоммуникационных технологий в области противодействия преступности.

Между тем на сегодняшний день основные резервы повышения качества правоохранительной деятельности зачастую лежат в плоскости предупредительной деятельности. Традиционные и новые криминальные угрозы развиваются и приобретают массовый характер во многом в силу отсутствия своевременных предупредительных мер, проявляются в виде массива криминальных последствий, с которым с трудом справляется репрессивный механизм. Эту тенденцию можно проследить на примере развития современных форм мошенничества и иных хищений, наркооборота, скулшутинга, криминального суицида, которые при отсутствии адекватных предупредительных механизмов не только сформировались в нашей социальной среде в качестве криминальной угрозы, но и массово объективировались в преступной деятельности.

21

Значение превентивных форм антикриминальной практики обусловлено не только формированием криминальных угроз, но и в не меньшей степени развитием общественных отношений и научно-техническим прогрессом, которые открывают совершенно новые и до сих пор не познанные возможности развития теории предупреждения преступлений и совершенствования предупредительной практики. Именно в этой области, учитывая развитие информационно-телекоммуникационных технологий, заложен основной потенциал совершенствования практики предупреждения преступлений.

Развитие и внедрение в практику противодействия преступности информационно-телекоммуникационных технологий возможно только на технологической основе. В этой области, как и в других сферах предупреждения преступлений, существует особая потребность в технологизации профилактического процесса. Использование информационно-телекоммуникационных технологий в предупреждении преступлений фактически образует самостоятельную разновидность технологий предупреждения преступлений - кибертехнологии предупреждения преступлений. Кибертехнологии предупреждения преступлений следует понимать как последовательность действий, совокупность приемов, методов и решений, применяемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий для достижения прогнозируемого результата по недопущению совершения преступлений путем выявления, устранения или минимизации криминогенных факторов, оказания профилактического воздействия на личность человека на индивидуальном, групповом и массовом уровнях, устранения последствий преступности. Потенциал кибертехнологий может быть использован в двух основных направлениях: использование информационно-телекоммуникационных технологий для предупреждения традиционных и киберпреступлений.

Выделим основные перспективные направления развития кибертехнологий предупреждения преступлений. Некоторые из них лежат «на поверхности» и давно заслуживают того, чтобы быть реализованными в антикриминальной практике.

1. Дистанционные формы контроля и надзора за лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений. Значительное число лиц, у которых сформировались выраженные криминогенные качества, глубоко включены в криминальную субкультуру и не поддаются

профилактическому воздействию. Фактически единственным некарательным инструментом профилактического воздействия на таких лиц у правоохранительной системы остаются механизмы контроля и надзора. В антикриминальной практике они выражаются в виде административного надзора и постановки на профилактический учет, которые обеспечивают органы внутренних дел, а также в форме контроля со стороны уголовно-исполнительных инспекций за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными лицами.

Эффективность этой важнейшей формы предупредительной деятельности могла бы значительно вырасти за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий. Здесь следует назвать уже получившую широкое применение в отечественной уголовно-исполнительной и зарубежной правоохранительной практике технологию применения электронных браслетов, используемых для подконтрольного лица с целью его дистанционной идентификации и контроля местоположения, предназначенных для длительного ношения на теле человека и имеющих встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса. Данная форма контроля не используется полицией, хотя могла бы быть эффективна как минимум при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Это, конечно, потребует внесения изменений в законодательство об административном надзоре, специального ведомственного нормативного правового регулирования, организационного и технического обеспечения.

Следующим шагом в развитии кибертехнологий правоохранительного контроля неминуемо станет использование чипирования, технологии которого активно развиваются за рубежом и уже сегодня используются в здравоохранении и быту [1-3]. Вынося за скобки дискуссию о допустимости чипирования человека, все же отметим его потенциально высокую эффективность в вопросах осуществления правоохранительного контроля. В первую очередь вопрос о чипировании следует рассматривать применительно к уголовно-исполнительному контролю и административному надзору.

Реализацию отдельных функций контроля и надзора можно обеспечить и за счет использования различного вида дистанционных технологий, позволяющих определить местоположение абонента, выйти с ним на видеосвязь. В ряде случаев для выполнения правоохранительных задач этого вполне достаточно. На-

пример, контроль за отдельными категориями лиц, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, вполне возможно осуществить с помощью простейших и доступных большинству населения технических средств в виде мобильных устройств с доступом к сети Интернет и технологий видеоконференцсвязи, чатов и видеозвонков. В таких случаях трансформируются и привычные стереотипы правоохранительной деятельности сотрудников полиции: они выступают в роли оператора, осуществляющего контроль за поведением абонента. Очное участие сотрудника полиции в реализации контрольных функций целесообразно только в тех случаях, когда подконтрольное лицо уклоняется от дистанционного контроля, или в случае необходимости реализации иных предупредительных мер. Дистанционный формат профилактической деятельности не должен сводиться исключительно к осуществлению контроля и надзора, а может быть использован для реализации комплекса иных форм профилактического воздействия.

2. Роботизация деятельности субъектов обеспечения общественного порядка. Вопросы обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах занимают важнейшее место в предупредительной деятельности правоохранительных органов. Для решения этих правоохранительных задач привлекаются значительные силы и средства полиции, Росгвар-дии, общественных организаций.

Повысить эффективность этой деятельности позволяют технологии использования роботизированной техники. В первую очередь речь идет об использовании беспилотных летательных аппаратов, которые под управлением оператора способны обеспечить эффективное безбарьерное патрулирование общественных территорий. Вопросы использования беспилотных летательных аппаратов в деятельности полиции неслучайно все чаще поднимаются на страницах специальной литературы, в которой достаточно подробно освещены перспективы использования роботизированных комплексов и основные препятствия, возникающие на этом пути [4-7]. В первую очередь речь идет об организационных, правовых, материально-технических и кадровых проблемах. Вместе с тем использование беспилотных летательных аппаратов может существенно минимизировать людские и материальные затраты по охране правопорядка на общественных территориях, изменить само содержание и качество этой деятельности посредством повышения уровня

профилактического воздействия на граждан, оперативного выявления правонарушений в общественных местах, их пресечения, устранения последствий, которые зачастую и формируют условия преступности и криминогенную ситуацию.

Следует отметить и положительный опыт зарубежных государств в этой области. Так, для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности полицией КНР активно используются беспилотные летательные аппараты [8].

Значительные перспективы по развитию кибертехнологий предупреждения преступлений открывают разработка и использование наземных роботизированных комплексов. С их помощью по аналогии с беспилотными летательными аппаратами, но со значительно более широким функционалом могут эффективно решаться задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в местах массового скопления людей и на различных объектах. За рубежом активно ведутся разработки и наземных роботизированных комплексов, предназначенных для охраны общественного порядка и выполнения охранных функций. Так, компания Knightscope реализует целую линейку автономных наружных охранных роботов [9].

3. Использование средств массовых коммуникаций. Развитие современных технологий многократно повысило роль информации в воздействии на сознание и поведение человека в онлайн-пространстве. Общественное, групповое и индивидуальное сознание и стереотипы поведения людей во многом формируются контентом, который транслируется через средства массовых коммуникаций. Предоставляемые средствами массовых коммуникаций и информационно-телекоммуникационными технологиями возможности по созданию и продвижению антикриминального контента, к сожалению, далеко не в полной мере используются правоохранительными органами, в первую очередь полицией. Те ресурсы, через которые сегодня организуется профилактическая работа полиции, как правило, достаточно слабо востребованы массовой аудиторией. Например, официальная группа (страница) ГУ МВД России по Краснодарскому краю в социальной сети «ВКон-такте» насчитывает около 5 тыс. подписчиков. В то же время группа жильцов лишь одного из микрорайонов г. Краснодара «ЖК Молодежный» насчитывает более 10 тыс. человек.

Не секрет, что жители городов, районов, улиц, жилищных комплексов, многоквартирных

23

домов являются участниками множества групп популярных мессенджеров, участвуют в их чатах в различных общественных отношениях, обсуждают актуальные вопросы и решают общие проблемы, распространяют информацию и рекламу. На этом уровне информационного взаимодействия граждан сотрудники полиции практически не представлены, не размещается и специализированный контент, направленный на предупреждение преступлений посредством правового воспитания и просвещения населения.

В целом использование полицией современных средств массовых коммуникаций, ее присутствие в каналах массового сетевого информационного взаимодействия граждан открывает перспективы совершенствования правоохранительной деятельности в следующих областях:

прием и регистрация обращений граждан;

диагностика криминогенной ситуации и осуществление правоохранительного контроля на районном и местном уровнях;

оказание дистанционного профилактического воздействия на граждан;

использование технологий маркетинга и социальной рекламы (например, контекстной рекламы) для продвижения специализированного профилактического контента;

взаимодействие с популярными блогерами и интернет-сообществами для продвижения специализированного профилактического контента.

4. Применение технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных. В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490, дано следующее определение искусственного интеллекта: «...комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений». Здесь же приводится дефиниция технологий искусственного интеллекта, под которыми понимаются технологии, основанные на использовании искусственного

интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.

Рассматривая особенности искусственного интеллекта, Е.С. Ларина и В.С. Овчинский отмечают, что он может быть ориентирован на любые задачи, которые в настоящее время решают люди, но магистральным направлением его использования являются вопросы безопасности [10, с. 21]. Центральное положение в вопросах обеспечения безопасности занимает предупреждение угроз безопасности. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» в ст. 2 в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности называет приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Отсюда следует, что использование искусственного интеллекта в правоохранительной деятельности в первую очередь должно быть реализовано в области предупреждения преступлений.

В свою очередь, не меньший потенциал для развития кибертехнологий предупреждения преступлений содержат в себе возможности анализа больших данных. Большие данные на уровне ООН определяются как накопление и анализ значительно возросшего объема информационных ресурсов, который превышает возможности их хранения и анализа с использованием созданных ранее аппаратных и программных средств [11]. Изучение больших данных позволяет производить эффективный многовариативный интеллектуальный анализ больших массивов информации: спутниковых изображений, данных сетей и мобильной телефонной связи, данных социальных сетей и сканирующих устройств, а также прочих источников массовой информации. В силу того, что преступность представляет собой относительно массовое явление, использование для осуществления предупредительной деятельности больших данных приобретает особое практическое значение.

Использование больших данных выступает в качестве особо эффективного инструмента в аналитической работе. Значение и содержание аналитики в этих условиях коренным образом трансформируется, приобретая центральное положение в антикриминальной практике. В свою очередь, для криминолога аналитика всегда находится в центре его профессиональной деятельности (неслучайно за рубежом криминологов часто именуют криминальными аналитиками). Как справедливо отмечают

24

Е.С. Ларина и В.С. Овчинский, «подлинная задача состоит не в том, чтобы аккумулировать все данные, а в том, чтобы из гигантской совокупности данных выбрать лишь сведения, действительно необходимые для выполнения полицией ее функций» [10, с. 148].

Действительно, процесс предупреждения преступлений начинается с аналитического анализа криминогенной ситуации на конкретной территории или объекте, далее выявляются криминогенные факторы и ситуации, которые способствуют совершению преступлений, принимаются предупредительные меры по их недопущению. Но аналитическая работа не прекращается и здесь, поскольку специалисту необходимо с помощью аналитических операций оценить эффективность принятых мер.

Неслучайно основное внимание зарубежных исследователей в вопросах использования возможностей больших данных для совершенствования деятельности полиции уделено проблемам предупредительной деятельности, выявления и устранения криминальных угроз на предкриминальном этапе до возникновения последствий преступной деятельности [12].

Не рассматривая подробно общие характеристики искусственного интеллекта и больших данных, которые достаточно широко представлены в специальной литературе [10], отметим, что применительно к проблемам предупреждения преступлений искусственный интеллект может быть эффективно использован в следующих областях:

диагностика криминогенной ситуации на конкретной территории, выявление рисков и угроз криминологической безопасности, в том числе криминогенных факторов и ситуаций, определение уязвимостей отдельных территорий и объектов;

криминологическое прогнозирование, в том числе преступного поведения и его моделей;

выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и лиц с повышенной виктимностью;

мониторинг эффективности профилактических мероприятий.

5. Внедрение в правоохранительную практику OSINT-технологий, которые основаны на аналитике больших данных и используют только общедоступные и открытые источники обрабатываемой информации. Указанные технологии предполагают применение специализированного программного обеспечения для сбора и анализа информации, получаемой из общедоступных (открытых) источников, в том числе telegram-ботов, онлайн-сервисов. Такая

информация содержится в общедоступном информационном контенте в интернет-пространстве. В основе OSINT-технологий лежит аналитическая работа специалиста в области правоохранительной деятельности с полученными данными по их отбору и оценке.

Назовем основные возможности, которые предоставляет использование OSINT-техноло-гий для организации предупредительной деятельности:

диагностика и мониторинг криминогенной обстановки, выявление криминогенных факторов в сетевом информационном пространстве;

изучение и анализ информационного контента, потребляемого и распространяемого лицами, находящимися под правоохранительным контролем (на профилактическом учете, под надзором);

выявление и противодействие распространению криминальной идеологии в сети Интернет и ранняя профилактика экстремистской и террористической деятельности, скулшутинга, кибербуллинга, суицидального поведения, незаконного наркооборота, сексуальной эксплуатации;

выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и лиц, обладающих повышенной виктимностью.

Перспективы внедрения в антикриминальную практику кибертехнологий предупреждения преступлений зависят от многих факторов. В первую очередь от осознания необходимости развития предупредительной деятельности в киберпространстве. Далее необходимо обоснование эффективности применения соответствующих новаций, в том числе экономическое. Затем возникает необходимость принятия организационных, правовых и административно-хозяйственных решений, направленных на реализацию новаций в антикриминальной практике.

В организационной плоскости необходимы создание новых подразделений, обоснование их штатной численности, квалификации специалистов, поиск и подбор кадров, их подготовка. Особое значение в этой работе имеет вопрос подготовки кадров, формирование компетенций специалистов, призванных реализовы-вать новации на практике. Без подготовленных специалистов совершенно бессмысленно тратить огромные средства на сложные, но совершенно бесполезные системы.

В правовой плоскости требуются комплекс нормативных правовых решений на федеральном и в большей части ведомственном уровнях, разработка и создание правового ме-

25

ханизма, обеспечивающего реализацию кибертехнологий предупреждения преступлений на практике.

Не меньшее значение имеют и материально-техническое обеспечение, приобретение имеющихся и разработка новых информационно-технических средств, продуктов. Здесь целесообразно обратить внимание на опыт государственно-частного партнерства в области противодействия преступности, подробно описанный на страницах специальной литературы [13-14].

Заметим, что развитие многих выделенных направлений развития кибертехнологий предупреждения преступлений (за исключением использования роботизированных комплексов) не требует значительных финансовых,

1. Will microchip implants be the next big thing in Europe? URL: https://www.euronews. com/next/2020/05/12/will-microchip-implants-be-the-next-big-thing-in-europe (дата обращения: 08.11.2021).

2. Why You're Probably Getting a Microchip Implant Someday. URL: https://www.theatlantic. com/technology/archive/2018/09/how-i-learned-to-stop-worrying-and-love-the-microchip/570946/ (дата обращения: 08.11.2021).

3. Я открываю двери, захожу в метро и расплачиваюсь в кафе вшитым под кожу NFC-чипом. URL: https://vc.ru/future/70218-ya-otkryvayu-dveri-zahozhu-v-metro-i-rasplachivayus-v-kafe-vshitym-pod-kozhu-nfc-chipom (дата обращения: 08.11.2021).

4. Лукашов Н.В. Организационные и правовые основы применения полицейских ро-бототехнических комплексов в органах внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3(55). С. 210-221.

5. Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г. Об использовании беспилотных летательных аппаратов в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2019. № 1(46). С. 125-130.

6. Кежов А.А., Грачев Ю.А., Степанов И.В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3(71). С. 40-43.

7. Косовский В.Б., Мартынюк С.Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 3(80). С. 25-29.

временных и кадровых затрат и может быть произведено за счет внутренних резервов заинтересованных субъектов профилактики преступлений.

Рассмотренные направления развития кибертехнологий предупреждения преступлений не являются исчерпывающими. Они неизбежно будут дополняться и усложняться, в том числе в силу развития информационно-телекоммуникационных технологий, возникновения новых вызовов и угроз криминологической безопасности. Развитие кибертехнологий предупреждения преступлений постепенно обусловит и выделение отдельной области в общей теории предупреждения преступлений - киберпрофи-лактики преступлений.

1. Will microchip implants be the next big thing in Europe? URL: https://www.euronews. com/next/2020/05/12/will-microchip-implants-be-the-next-big-thing-in-europe (date of access: 08.11.2021).

2. Why You're Probably Getting a Microchip Implant Someday. URL: https://www.theatlantic. com/technology/archive/2018/09/how-i-learned-to-stop-worrying-and-love-the-microchip/570946/ (date of access: 08.11.2021).

3. I open the doors, go into the subway and pay in a cafe with an NFC chip sewn under my skin. URL: https://vc. ru/future/70218-ya-otkryvayu-dveri-zahozhu-v-metro-i-rasplachivayus-v-kafe-vshitym-pod-kozhu-nfc-chipom (date of access: 08.11.2021).

4. Lukashov, N.V. Organizational and legal bases of the use of police robotic complexes in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3(55). P. 210-221.

5. Moiseev, N.A., Novoselov, N.G. On the use of unmanned aerial vehicles in operational investigative activities // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 1(46). P. 125-130.

6. Kezhov, A.A., Grachev, Yu.A., Stepanov, I.V. Organizational and legal support of unmanned complexes in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3(71). P. 40-43.

7. Kosovsky, V.B., Martynyuk, S.N. Topical issues of the practical application of unmanned vehicles in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Society: politics, economics, law. 2020. No. 3(80). P. 25-29.

26

8. Drones creatively used in rural areas in battle against coronavirus // Global Times Published: 2020/1/31 22:41:00. URL: https://www. globaltimes.cn/content/1178134.shtml (дата обращения: 08.11.2021).

9. Полностью автономный наружный охранный робот. URL: https://www.knightscope. com/k5/ (дата обращения: 08.11.2021).

10. Ларина Е.С., Овчинский В.С. Искусственный интеллект. Большие данные. Преступность. М., 2018.

11. Использование информационно-коммуникационных технологий для инклюзивного социально-экономического развития // Доклад Генерального секретаря ООН (Женева, 12-16 мая 2014 г.). URL: https://undocs.org/ pdf?symbol=ru/E/CN. 16/2014/3 (дата обращения: 08.11.2021).

12. Big Data and Policing: Assessment of Enforcements, Expectationand Priorities. Royal United Services Institute, September 2017. URL: https://ru.scribd.com/document/387570997/ Rusi-Bigdata-Press-2017 (дата обращения: 08.11.2021).

13. Осипенко А.Л. Государственно-частное партнерство в сфере противодействия ки-берпреступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 4. С. 37-44.

14. Осипенко А.Л. Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере противодействия киберпреступно-сти: преимущества, риски и ограничения // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 4(46). С. 105-113.

8. Drones creatively used in rural areas in battle against coronavirus // Global Times Published: 2020/1/31 22:41:00. URL: https://www. globaltimes.cn/content/1178134.shtml (date of access: 08.11.2021).

9. Fully autonomous outdoor security robot. URL: https://www.knightscope.com/k5/ (date of access: 08.11.2021).

10. Larina, E.S., Ovchinsky, V.S. Artificial intelligence. Big data. Crime. Moscow, 2018.

11. Using information and communication technologies for inclusive socio-economic development // Report of the UN Secretary-General (Geneva, May 12-16, 2014). URL: https:// undocs.org/pdf?symbol=ru/E/CN. 16/2014/3 (date of access: 08.11.2021).

12. Big Data and Policing: Assessment of Enforcements, Expectationand Priorities. Royal United Services Institute, September 2017. URL: https://ru.scribd.com/document/387570997/Rusi-Bigdata-Press-2017 (date of access: 08.11.2021).

13. Osipenko, A.L. Public-and-private partnership in the area of countering cybercrime // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 4. P. 37-44.

14. Osipenko, A.L. Use of mechanisms publicprivate partnership in the area of cybercrime: benefits, risks, and limitations // Bulletin of the Krasnodar University of Russian MIA. 2019. No. 4(46). P. 105-113.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

E.V. Gribanov, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: egribanov@ yandex.ru

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.