ECONOMY IN TELECOMMUNICATIONS
His
В E S E A R >: II
Перспективные направления развития инфокоммуникационной отрасли
В работе отражены перспективные направления развития инфокоммуникационной отрасли, которые представляют широкие возможности для карьерного роста и безбедного существования её сотрудников. Внедрение инновационных технологий, продиктованное самой эпохой НТП, создаёт устойчивый базис повышения роли индустрии связи в народном хозяйстве.
Ключевые слова: инфокоммуникации, рынок труда, вакансии, доход, связь, перспективы.
Овчаров М.С., Литвинова И.Н.,
Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики
На данный момент сфера инфокоммуника-ций и информационных технологий стремительно развивается. Данная отрасль интересна соискателям, поскольку предлагает широкое поле деятельности, возможности стремительного карьерного роста и конкурентоспособный уровень оплаты, рекрутёрам - сложные, интересные и дорогостоящие проекты. Появление и разработка новых технологий, доходы, исчисляемые в миллиардах долларов, конечно же, привлекают специалистов.
Самым лакомым сегментом рынка инфо-коммуникационного оборудования остается сегмент оборудования сотовой связи или сетей радиодоступа ( Radio Access Network, RAN ). Рынок телекоммуникационного оборудования по-прежнему "контролируют" западные компании: Nokia, Alcatel-Lucent, Ericsson в области мобильной связи, в области стационарной связи компании Huawei, Nokia, Network и Alcatel-Lucent.
По уровню своего развития российские инфокоммуникации, к сожалению, до сих пор сильно отстают от уровня развитых стран, поэтому ни о какой перенасыщенности рынка труда не может идти речи. В последнее время в динамике развития российского рынка инфо-коммуникаций наблюдается значительный подъём на новый уровень предоставления услуг связи и интернет технологий.
Главная тенденция российского рынка ин-фокоммуникаций - развитие технологий broadband, то есть широкополосного доступа в Интернет, являющегося базой для предоставления таких услуг, как IPTV или HDTV Эта тенденция обусловлена развитием компьютерного рынка страны в целом, что подтверждают дан-
ные по уровню проникновения компьютеров в Москве и регионах. Так, в Москве этот уровень составляет 70%, а в регионах - 17%, при этом уровень распространения Интернета в Москве - 55%, а в среднем по России - 15%. Иными словами, в регионах практически каждый компьютер подключен к Интернету. В то же время уровень проникновения именно широкополосного доступа (ШПД) в Москве равен 49%, а по России - всего лишь 4%. Это значит, что в Москве устаревший dial-up стремительно выходит из обращения. Этот же процесс можно наблюдать и в регионах.
Наибольшие перспективы у технологий, которые обеспечивают broadband. Во-первых, это xDSL, а именно ADSL2+, VDSL, HDSL. Во-вторых, это FTTx. Сейчас в Москвеи ряде других городов начался проект по модернизации "последней мили" МГТС, который подразумевает прокладку оптоволокна до распределительного шкафа.
В регионах мы применяем сочетание различных технологий для оказания услуг по ШПД -к ним относятся FTTB (оптоволокно в здание), а также FTTC, FTTH (оптоволокно в дом). Кроме того, в тех регионах, где развита медная инфраструктура, она комбинируется с данными технологиями - опыт Москвы показал, что при правильном подходе эта модель дает очень хорошие результаты. И, конечно, большое будущее ждет беспроводные технологии, такие как WiMAX.
Можно сделать вывод о том, что в свете развития инфокоммуникационного рынка в России возрастает спрос на квалифицированных специалистов в этой области. Рассмотрим наиболее востребованные профессии в этой сфере развития.
Perspective directions of infocommunication branch development
Ovcharov M.S., Litvinova I.N.,
North-Caucasian branch of the Moscow technical university relationship and informatics
Abstract
In the work perspective directions of development infocommunication which represent ample opportunities for career growth and a comfortable existence of its employees are reflected. The introduction of innovative technologies dictated by epoch NTP, creates steady basis of increase of a role of the industry of communication in a national economy.
Keywords: infocommunications, a labor market, vacancies, the income, communication, prospects.
High technologies in Earth space research № 3-2012
ш
Il К R ЕЛ Я i: Il
ЭКОНОМИКА В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ
Структура спроса в сфере "Информационные технологии, 1Т, Телеком", январь 2011 г. Давайте рассмотрим современный рынок труда в области инфокоммуникаций (по дан-
Программист Ш- 21% ным известного не только в РФ, но и за рубежом рекрутингового портала HeadHunter) (рис.
Специалист по продажам 6% 1). Анализировалась база вакансий и резюме
Системный администратор 4% Консультант 4% hh.ru за 2010-2011 г. [2] Количество вакансий: 75 917 Количество резюме: 87 779
Руководитель/менеджер проектов 4% ВАЖНО: по умолчанию в отчете представ-
Инженер по тестированию 2% лены данные по специалистам, обладающим
Специалист технической поддержки 1% знаниями одного или нескольких продуктов: Windows Server, SharePoint, Exchange, SQL
Специалист по маркетингу 1% Server, Office Communication Server, Forefront,
Верстальщик I 1% System Center, Dynamics AX, Dynamics NAV,
другое 1 —-=»Ч"| Dynamics CRM,.net development. Наиболее часто в ИТ - сфере ищут про-
РИс. 1 граммистов, на них приходится 21% вакансий в
Структура средних зарплат в профобласти "Информационные технологии, ÎT, Телеком", 2010г. структуре всех публикаций. Неплохим спросом пользуются у работо-
дателей специалисты по продажам, системные
Руководитель проектов 99.1 администраторы, консультанты и руководители
Консультант* es,а проектов. Приведена усредненная зарплата для консультантов и программистов (рис. 2). Отмечу,
Специалист по продажам ■ 65,1
что для таких специалистов зарплата может
Программист* 64,0 сильно варьироваться в зависимости от знания
языков, платформ, наличия сертификатов и пр. В зарплатном анализе не учитывались ведущие
Специалист по маркетингу
Системный администратор 42,5 консультанты и программисты, их помощники и
Инженер по тестированию (без учета знания продуктов) Верстальщик (без учета знания продуктов) ассистенты.
41,8
к 31,8 Самая высокая зарплата за прошедший год была зафиксирована у руководителей про-
Специалист технической ектов (99 100 р.). Зарплаты консультантов,
31,2
поддержки РИс. 2 специалистов по продажам и программистов были примерно на одном уровне и составили
Индекс HeadHunter в сфере IT, январь 2011 г. 64 000-68 000р. Самый низкий месячный заработок среди рассматриваемых специалис-
руководитель/ менеджер ■ проектов тов был у верстальщиков и специалистов технической поддержки (31 000-32 000 р.)
W ВТ 6.1
системный администратор fc- 5,2 Также по данным исследования был выяв-
специалист технической лен индекс HeadHunter в сфере IT, который по-
В. 2,6
поддержки казывает соотношение числа вакансий и резю-
консультант ^т^ш 1,7 ме, количество соискателей на одну открытую вакансию (рис. 3). В случае, если индекс соответствует значению 4 и более, как в позициях
верстальщик 1,7
программист 1,4 "системный администратор", "руководитель
- проектов", значит, рынок труда смещен в сторону работодателей.
инженер по тестированию §- 1 1,4
Количество открытых вакансий значитель-
специалист по маркетингу Ш^Ш 1,3
но ниже количества свободных соискателей
специалист по продажам 0,6 значительно. Как следствие, соискатели могут
Рис. 3 столкнуться с проблемами при поиске работы.
Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 3-2012
ECONOMY IN TELECOMMUNICATIONS
В то же время для работодателя это благоприятная ситуация: выбор кандидатов значительно шире.
Индекс HeadHunter, соответствующий значению от 0 до 1,9, свидетельствует о том, что спрос на специалистов на сайте hh.ru превышает предложение, в связи с чем работодатель может потратить немало сил для поиска нужного кандидата. А вот для соискателя это вполне благоприятная ситуация. Не испытывали проблем с поиском работы в январе 2011 г. консультанты, верстальщики, программисты, тестировщики, специалисты по маркетингу и продажам.
Нормальный уровень индекса HeadHunter (от 2 до 4), представленный в позиции "специалист технической поддержки", говорит о хорошей ситуации на рынке. В данном случае на одну вакансию претендуют примерно 2-4 кандидата, что говорит о том, что проблем с трудоустройством и подбором персонала не будет ни у соискателей, ни работодателей.
Давайте рассмотрим ситуацию на рынке труда в ракурсе другого не менее известного рекрутингового агенства Superjob.ru.
Инфокоммуникации - самая динамичная и перспективная область не только зарубежом, но и в России. Инфокоммуникационные компании предлагают новые услуги, их доходы растут, создаются новые рабочие места, зарплаты сотрудников находятся на самом высоком уровне и постоянно растут. Однако новые технологии требуют квалифицированных специалистов и управленцев, с поиском которых на рынке труда не все так просто. По мере развития отрасли возникают абсолютно новые для российского рынка профессии. Можно сказать, что данная индустрия в России переживает кадровый голод, несмотря на ежегодное большое количество выпускников технических вузов. Спрос на квалифицированных специалистов по сравнению с предложением превышен чуть ли не в четыре раза (по данным рекру-тингового портала Superjob.ru).
Сфера инфокоммуникаций интересна соискателям, поскольку предлагает широкое поле деятельности, возможности стремительного карьерного роста и конкурентоспособный уровень оплаты. Говоря о сфере инфокоммуника-ций , можно выделить также, наряду со списком hh.ru, наиболее востребованные специальности среди квалифицированных специалистов,
как специалисты по VOIP, Cisco, Avaya, Nortel и др. Спрос на труд менеджеров по продаже также существенно превышает предложение. Их поиску посвящено 50,1% всех запросов инфо-коммуникационных компаний, по данным рек-рутингового портала Superjob.ru. Профиль "идеального" менеджера по продажам: высшее техническое /экономическое/ маркетинговое образование, знание продукции и основных игроков рынка, опыт работы в сфере инфоком-муникаций не менее двух-трёх лет, широкая сеть контактов и клиентская база.
В секторе инфокоммуникаций и ИТ наблюдается активная "миграция" менеджеров по продаже. Так, нередко должность менеджера корпоративных продаж компьютерного оборудования, комплектующих предлагают менеджеру, который ранее занимался продажей оборудования для структурированных кабельных сетей, и т.п. Ведь, хотя продукт и отличается, аудитории, на которые рассчитан продукт, пересекаются или совпадают: крупные коммерческие, государственные учреждения, банки. В данном случае решающую роль играет база данных менеджера, его сеть контактов.
В связи с острой нехваткой специалистов, к работе активно привлекаются выпускники вузов с техническим образованием, даже без опыта работы по специальности. Для работы в сфере продаж также рассматривают кандидатуры выпускников с экономическим, маркетинговым образованием. Им предоставляется обучение непосредственно на рабочем месте и/или специальное обучение по продукции компании на внутренних курсах, тренингах. Предпочтение отдают молодым специалистам со знанием иностранных языков (английский обязателен практически в ста процентах вакансий, немецкий - желателен).
Не уменьшается потребность в менеджерах среднего звена и топ-менеджерах: как руководителях компаний, так и руководителях направлений, связанных с производством и продвижением определённых категорий продукции, часто - абсолютно новых, уникальных продуктов, аналогов которым нет.
В разных компаниях функции некоторых специалистов определяются по-разному. К примеру, в некоторых компаниях менеджер проектов занимается как поиском, привлечением клиентов, "съёмом" технического задания, проектированием и разработкой инфокоммуника-
His
В Е S Е A R С II
ционного решения для клиента, так и оформлением документации, и ведением проекта на протяжении гарантийного и пост гарантийного периода. По сути, такой специалист совмещает функции инженера-проектировщика, так и менеджера по продажам. В некоторых компаниях обязанности менеджера по продаже и инженера-проектировщика чётко разграничены.
Стоит отметить, что на рынке появляется всё больше отечественных компаний, которые могут предложить сотрудникам пакет не хуже, а часто - даже привлекательней, чем иностранные компании.
Одной только материальной компенсации для мотивирования специалистов не достаточно. Интересный, перспективный проект, над которым работает топ-менеджер - и его уже практически невозможно "переманить". Для менеджера по продаже возможность самостоятельно планировать своё рабочее время, работать по гибкому графику и свобода действий - важные факторы при выборе места работы. Для "старожил" некоторые компании предлагают дополнительные условия - такие как повышение оклада "за выслугу лет", организация отдыха за границей, как для самих специалистов, так и для их семей, медицинская страховка, беспроцентный кредит на жильё и прочее.
Где искать?
Для привлечения молодых специалистов, выпускников, эффективно размещать объявления на сайтах по трудоустройству, представлять компанию на ярмарках вакансий, сотрудничать с центрами трудоустройства вузов. При поиске квалифицированных специалистов (инженера, менеджеры по продаже) хорошо работает размещение объявлений на "профессиональных" сайтах банкиров и специалистов сферы информационных технологий, прямой. Очень эффективно работают по привлечению менеджеров некоторые международные базы данных - своеобразные "визитницы" специалистов. И, конечно же, эффективны личные рекомендации работающих в данной сфере специалистов.
Заработная плата по РФ в области "Начало карьеры/мало опыта" (рис. 4).
И к завершению хотелось бы сказать о непосредственно насущном, касающегося начинающих специалистов в области 1Т - технологий:
High technologies in Earth space research № 3-2012
His
II K К Б А И Ê II
ЭКОНОМИКА В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ
Рис. 4
Специалисты в 1Т сфере, не обладающие значительным опытом, выпускники учебных заведений или молодые люди, совмещающие ра-
боту и учебу, такие как помощники и стажеры получают в среднем 19 000 - 25 000 р. На наш взгляд это вполне приемлемый вариант для
начала карьерного роста, тем более перспективы продвижения вполне реалистичны и в отличие от большинства других отраслей, связь даже в период кризисных явлений, способна обеспечить стабильность работы своим сотрудникам.
Литература
1. Инфокоммуникации в РФ, 01 декабря 2010 года // http: // www.br.ru.
2. Обзор рынка труда в сфере инфокоммуникаций, 21 января 2011 г. // http: // www.hh.ru .
3. Инфокоммуникационный рынок труда в РФ, 25 января 2011 г. //http: // www.supeqob.ru
4. Тенденции рынка труда в сфере инфокоммуникаций, Наталья Воскобойникова, 20 февраля 2011 г. // http: // www.job.ru
Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 3-2012