Секция механики
УДК 502.629
Д.И. Диденко, В.И. Бутенко, А.А. Кривицкий
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС), как известно, являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В целом по России выбросы вредных веществ от ДВС уже в начале 90-х годов прошлого столетия составляли более 20 млн т в год. С ростом числа автомобилей, который наблюдается в последнее время и который ожидается в ближайшие годы, объем вредных выбросов может существенно возрасти. С учетом этого проблема уменьшения токсичности выхлопных газов становится чрезвычайно актуальной. Одним из направлений борьбы с негативным экологическим воздействием ДВС на окружающую среду являются их новые конструктивные и схемные решения. Перспективным направлением может быть роторный двигатель, в котором энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, совершающего вращательное движение относительно корпуса.
Так, конструкция роторного двигателя, пат. №2260130, 10.09.05, позволяет уменьшить расход топлива и массы выбросов вредных веществ с отработавшими газами путем стабилизации изохорного характера процесса горения как наиболее предпочтительного с точки зрения желаемых химических реакций. Позволяет осуществлять только рабочие ходы, а всасывание воздуха и его сжатие производятся отдельным компрессором. Предлагаемая схема обещает существенное повышение экономичности двигателя и его экологической безопасности, и поэтому она заслуживает более подробного рассмотрения. Таким образом, в роторном двигателе возможны те же рабочие процессы, которые характерны для поршневых. Особенности конструкции и работы разработанного двигателя заключаются в том, что качающиеся заслонки, размещенные в корпусе двигателя, оснащены шарнирами, посредством которых осуществляется сопряжение заслонок с роторами в процессе его вращения. Дополнительный внешний эксцентрик, закрепленный на рабочем валу, позволяет осуществлять регулировку зазоров между шарнирами качающихся заслонок и роторами за пределами камер сгорания.
Т аким образом, можно сделать следующие выводы; предлагаемый двигатель при большом крутящем моменте сжигает топливо более полно, и это делает его более эффективным и чистым. Вредные выхлопы диоксида азота, например, оцениваются в сотни раз меньше, чем у поршневого двигателя. Одним из самых значительных преимуществ данной конструкции является отсутствие вибрации. Повышаются динамические характеристики и коэффициент приспособляемости двигателя к крутящему моменту кТ = Тшах/ ТР . Может использоваться жидкое и
газообразное топливо. Компактный дизайн двигателя уменьшают размеры и вес. А малое количество деталей может снизить затраты на техническое обслуживание и повысить надежность.