Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / БОРТОВОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КАЧЕСТВО / НАДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Саксонов Александр Сергеевич, Козловский Владимир Николаевич, Подгорний Александр Сергеевич, Новикова Анна Петровна

В статье представлены результаты исследования основных направлений развития бортового электротехнического комплекса легковых автомобилей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Саксонов Александр Сергеевич, Козловский Владимир Николаевич, Подгорний Александр Сергеевич, Новикова Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ON-BOARD ELECTRICAL COMPLEX OF MODERN CARS

The article presents the results of a study of the main directions of development of the on-board electrical complex of passenger cars.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

Shpenst Vadim Anatolievich, doctor of technical sciences, professor, shpenst@spmi. ru, Russia, St.Petersburg, Mining University,

Krasnov Nikita Vadimovich, postgraduate, nikita.krasnov. 1997@mail.ru, Russia, St. Petersburg, Mining University

УДК 629.113

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-5-222-223

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

А.С. Саксонов, В.Н. Козловский, А.С. Подгорний, А.П. Новикова

В статье представлены результаты исследования основных направлений развития бортового электротехнического комплекса легковых автомобилей

Ключевые слова: автомобиль, бортовой электротехнический комплекс, качество, надежность.

Современный легковой автомобиль состоит из целого ряда функциональных систем: двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, коробка переключения передач, электрооборудование [1, 2]. Система электрооборудования, часто именуемая БЭК, в настоящее время занимает одно из центральных мест среди других функциональных систем современного легкового автомобиля [3]. Например, работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без системы зажигания, а его запуск без электростартерной системы пуска затруднителен. БЭК современного автомобиля представляет собой довольно сложную систему, включающую в себя множество элементов и подсистем: источники электроэнергии (генератор, аккумуляторная кислотная батарея) электронные системы управления (электронная система управления двигателем, антиблокировочная система и т.д.) [4], мультимедийная система и множество других элементов и подсистем [5]. Подробно БЭК современного автомобиля представлен на структурной схеме (рисунок 1).

Доля БЭК относительно других функциональных систем постоянно насыщается (рисунок 2).

Если в 2000 г. процент насыщения БЭК относительно других функциональных систем автомобиля составлял 22 %, то к 2020 г. этот показатель возрос до 40 %, а к 2030 г. прогнозируется его рост до 50 %. Это говорит о том, что БЭК автомобиля одна из наиболее динамично развивающихся функциональных систем. Такое динамичное насыщение БЭК обусловлено развитием электронных и электромеханических систем, обеспечивающих комфорт и безопасность управления, а также рациональное управление силовым агрегатом автомобиля. К таким системам можно отнести, например, электроусилитель руля, облегчающий рулевое управление, антиблокировочная система, позволяющая сохранять управляемость автомобилем при торможении, электронная система управления двигателем, определяющая параметры работы двигателя внутреннего сгорания в зависимости от внешних условий (температура наружного воздуха, уклон трассы, скорость движения и т.д.). К новейшим электронным и электромеханическим системам современных автомобилей можно отнести систему автоматического экстренного торможения, предотвращающую столкновения с препятствиями на дороге, система мониторинга усталости водителя, двери с электромеханическими замками, не позволяющие выйти из автомобиля при опасном приближении другого автомобиля и многие другие.

бортовой электротехнический комплекс

системз электроснабжении _

П/ t

1

1 Бортовая сеть

| АКБ |

система пуска

электронные

системы управления

потребители электроэнергии

электропривод агрегатов

мультимедийная система

система зажигания

приборы освещения

Рис. 1. Структура БЭК современного автомобиля 222

60%

50И

40%

30%

Л Ж 20% Ь £

10%

0%

.. 11

1970 1980 1990 2000 2010 2020 2030

ГОД

Рис. 2. Насыщение БЭК автомобилей относительно других функциональных систем

в период 1970-2030 гг.

Электронные и электромеханические системы имеют множество функциональных преимуществ, в сравнении с механическими и гидравлическими системами, которые активно использовались на легковых автомобилях предыдущих поколений. К примеру, гидроусилитель руля имеет сложное устройство, нуждается в регулярной замене масла, к тому же, при поломке гидроусилителя руля эксплуатация автомобиля невозможна [6, 7, 8]. Этих недостатков лишен электроусилитель руля, имеющий более простое устройство, практически не нуждающийся в обслуживании, а при его поломке эксплуатация автомобиля допустима. Таким же образом, электронная система управления двигателем, закладываемая практически в любой современный автомобиль реализованная как группа датчиков, находящихся под управлением микропроцессора значительно эффективнее и информативнее механической системы управления двигателем.

Стоит заметить, что современный автомобиль, в силу насыщенности различными электронными и электромеханическими системами отличается повышенной зависимостью от источников электроэнергии в сравнении с автомобилями прошлых поколений, где многие функциональные системы автомобиля имеют механический и гидравлический принцип действия. Соответственно, роль источников электроэнергии в современном автомобиле становится все более и более значительной [9, 10].

Источниками электроэнергии БЭК современного автомобиля по-прежнему остаются АГ, основанный на базе ЭМП, представленного синхронной машиной с электромагнитным возбуждением, работающий в паре с аккумуляторной кислотной батареей (АКБ). На сегодняшний день большинство современных автомобилей оснащены именно АГ основанном на синхронной машине с электромагнитным возбуждением, лишь некоторые производители комплектуют свои автомобили АГ, основанными на синхронной машине с магнитоэлектрическим возбуждением. Такие АГ лишены главного недостатка синхронных машин традиционного исполнения - щеточного узла, который наравне с подшипниковыми узлами является одним из самых ненадежных конструктивных узлов ЭМП. Тем не менее, у магнитоэлектрических синхронных машин есть недостаток, которого нет у синхронных машин с электромагнитным возбуждением. При коротком замыкании в обмотке статора такой машины происходит потеря свойств постоянных магнитов, находящихся на роторе, соответственно магнитоэлектрический генератор после короткого замыкания не работоспособен, чего нельзя сказать о традиционной синхронной машине с электромагнитным возбуждением.

Одним из новейших ЭМП для автомобилей, над которым активно ведется работа, способным работать как в двигательном, так и в генераторном режимах работы выступает стартер-генераторная установка. Такой ЭМП выполняет сразу две задачи: во-первых, создает пусковой момент на коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания, а во-вторых, после перехода двигателя внутреннего сгорания в номинальный режим, работает как источник электроэнергии, отдавая последнюю в бортовую сеть.

Стоит отметить, что в ближайшем будущем в эксплуатацию поступят беспилотные автомобили, а это говорит о том, что роль БЭК в таких автомобилях будет существенно выше, чем в автомобилях, находящихся под управлением человека. Это обусловлено более сложными электронными системами управления двигателем, системами обеспечения безопасности автомобиля, а также внедрением систем автоматического управления.

Таким образом, роль БЭК в современном автомобиле становится все более и более значительной: число электронных и электромеханических систем автомобилей растет с каждым годом, что позволяет говорить о повышении степени комфорта управления, обеспечении безопасности движения и рациональных режимов работы силового агрегата автомобиля.

Список литературы

1. Акимов С.В. Электрооборудование автомобилей. / С.В. Акимов, Ю.П. Чижков. - Москва: За рулем, 2004. - 383 с.Заятров А.В., Козловский, В.Н. Комплексная оценка качества и надёжности электрооборудования транспортных средств: монография / А.В. Заятров, В.Н. Козловский. Самара: Изд-во СамНЦ РАН. 2014. 176 с.

2. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей: учебник для студентов автомобильных специальностей высших учебных заведений. М.: Горячая линия-Телеком, 2006. 319 с.

3. Разработка электротехнической системы термостатирования высоковольтных литий-ионных автомобильных аккумуляторных батарей / Д.М. Якунов, В.В. Дебелов, В.С. Стручков [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. № 6. С. 317-326.

4. Testing of Electromagnetic Interference Level by Means of Onboard Intelligent Measuring System as a Tool for Assessing Operating Quality of Passenger Car Electrical Systems / V.N. Kozlovsky, A.S. Sak-sonov, S.V. Petrovsky [et al.] // 2021 Intelligent Technologies and Electronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex, TIRVED 2021 - Conference Proceedings, Moscow, 11-12 November 2021. Moscow, 2021.

5. Технология производства электрооборудования автомобилей и тракторов: Учебник / В. В. Морозов, В. М. Приходько, Л. А. Соколов [и др.]. М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2015. 376 с.

6. Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т). Тольятти, 2010.

7. Petrovski S.V. Intelligent diagnostic complex of electromagnetic compatibility for automobile ignition systems / V.N. Kozlovski, A.V. Petrovski, D.F. Skripnuk, V.E. Schepinin, E. Telitsyna // Reliability, Info-com Technologies and Optimization (Trends and Future Directions). 6th International Conference ICRITO.

2017. С. 282-288.

8. Козловский В.Н. Перспективные системы диагностики управления автономным транспортным объектом / В.Н. Козловский, В.В. Дебелов, О.И. Деев, А.Ф. Колбасов, С.В. Петровский, А.П. Новикова // Грузовик. 2017. № 6. С. 21-28.

9. Козловский В.Н. Развитие проектов электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, М.М. Васильев, В.В. Дебелов // Грузовик. 2018. № 6. С. 18-21.

10. Козловский В.Н. Моделирование энергоемких накопителей автомобильной комбинированной энергоустановки / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, В.В. Дебелов, С.В. Петровский // Грузовик.

2018. № 11. С. 13-14.

Саксонов Александр Сергеевич, аспирант, a.s.saksonoff@yandex.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Kozlovskiy-76@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Подгорний Александр Сергеевич, канд. техн. наук, научный сотрудник, zxcvbnm89207@yandex.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Новикова анна Петровна, канд. техн. наук, доцент, 9vfhnf@inbox. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ON-BOARD ELECTRICAL COMPLEX OF MODERN

CARS

A.S. Saxonov, V.N. Kozlovsky, A.S. Podgorny, A.P. Novikova

The article presents the results of a study of the main directions of development of the on-board electrical complex of passenger cars.

Key words: car, on-board electrical complex, quality, reliability.

Saxonov Alexander Sergeevich, postgraduate, a.s.saksonoff@yandex.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Ko-zlovskiy-76@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Podgorny Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, professor, senior researcher, zxcvbnm89207@yandex.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

224

Novikova Anna Petrovna, candidate of technical sciences, docent, 9vfhnf@inbox.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University

УДК 621.3

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-5-226-227

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСИММЕТРИЧНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ФАЗОПОВОРОТНОГО

ТРАНСФОРМАТОРА

А.С. Бордюг

Фазоповоротные трансформаторы (ФПТ) являются, как известно [1, 2], эффективным средством управления потоками мощности и величиной потерь энергии в неоднородной сложнозамкнутой электрической сети. Кроме того, они нашли применение в силовой преобразовательной технике для создания многопульсного режима работы вентильных преобразователей, уменьшающего их влияние на питающую сеть [3]. В связи с этим актуально исследование технических характеристик ФПТ в симметричных и особенно в несимметричных режимах. В [3] приведена методика определения коэффициентов многополюсника, замещающего ФПТ, для симметричного режима. В данной работе предлагается модель ФПТ для общего случая несимметричного режима, построенная на основе уравнений многообмоточного трансформатора, использующих парные сопротивления короткого замыкания (КЗ) обмоток

[4].

Ключевые слова: фазоповоротный трансформатор, режим работы, несимметрическая нагрузка, модель.

Введение. Рассмотрим предлагаемую методику на примере схемы ФПТ, описанного в [1, 3]. На рис. 1 показана расчетная схема ФПТ, к которой могут быть приведены некоторые возможные варианты принципиальных схем ФПТ, отличающиеся местом подключения системы питающих напряжений и нагрузки. При использовании ФПТ в электрической сети, в соответствии с [1], система питающих напряжений прикладывается к точкам 1-3, а система выходных - снимается с зажимов 4-6.

В [3] рассмотрен другой вариант использования устройства, в котором система питающих напряжений подается на зажимы 7-9, а к точкам 1-3 и 4-6 подключаются две трехфазные нагрузки, представляющие собой вентильные преобразователи. Для моделирования рассматриваемого устройства в перечисленных случаях, в том числе в несимметричных режимах, целесообразно использовать матрицу узловых проводимостей. Для ее получения необходимо располагать матрицей проводимостей ветвей, связывающей токи и напряжения ветвей. Для каждого однофазного трансформатора, составляющего фазы А, В, С устройства, можно записать

. [1в] = \УВ][0в]

иде [/В], [ив]— векторы токов и напряжений ветвей (обмоток); \УВ\ - матрица проводимостей ветвей соответствующего однофазного трансформатора размерностью [3x3].

Для получения этой матрицы воспользуемся моделью многообмоточного трансформатора, основанной на парных сопротивлениях КЗ обмоток, которые могут быть найдены с необходимой точностью известными методами.

Рис. 1. Расчетная схема ФПТ, принятая нумерация узлов и ветвей ФПТ. Точками обозначены одноименные концы обмоток фаз А, В, С устройства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.