Научная статья на тему 'Перспективные направления подготовки провизоров для управления лекарственной помощью в системе здравоохранения'

Перспективные направления подготовки провизоров для управления лекарственной помощью в системе здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина А. В., Мошкова Л. В.

В статье рассмотрены основные направления совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки фармацевтических кадров в современных условиях и определены пути оптимизации профессиональной направленности обучения руководителей фармацевтических организаций в области экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина А. В., Мошкова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective directions of preparation of pharmacists for management of the medicinal help in system of public health services

In clause the basic directions of perfection of vocational training and retraining of the pharmaceutical staff in modern conditions are considered and ways of optimization of a professional orientation of training of heads of the pharmaceutical organizations in the field of economy and managements are certain.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления подготовки провизоров для управления лекарственной помощью в системе здравоохранения»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩЬЮ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А.В. Фомина

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Медицинский факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198

Л.В. Мошкова

Кафедра управления и экономики фармации ФПК МР Факультет повышения квалификации медицинских работников Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/1, Москва, Россия, 117198

В статье рассмотрены основные направления совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки фармацевтических кадров в современных условиях и определены пути оптимизации профессиональной направленности обучения руководителей фармацевтических организаций в области экономики и управления.

Появление новых форм управления в соответствии с рыночными преобразованиями, использование технологий социального маркетинга в деятельности учреждений и организаций системы здравоохранения и системы лекарственного обеспечения требуют от фармацевтических работников высокой профессиональной мобильности, готовности осваивать новые навыки, а в ряде случаев — освоения нескольких специальностей [1, 2].

В настоящее время фармацевтическая отрасль вынуждена функционировать в условиях нестабильности, неопределенности внешней среды, при наличии противоречивой информации или вообще без нее, что повышает зависимость успеха фармацевтической организации от ее «внутреннего потенциала» [3].

Универсализация специалистов в области фармации является одним из основных критериев конкурентоспособности фармацевтических организаций. От фармацевтических кадров сегодня требуется наличие знаний не только в области фармакологии, фармацевтической технологии, фармацевтической химии, других фармацевтических дисциплин, но и в таких сферах, как современные экономические и управленческие науки.

Недостаток грамотного управления в фармации обусловлен противоречием между системами подготовки специалистов в современный и предыдущий периоды и, как следствие, несоответствием профессионального мышления специалистов нынешним реалиям фармации.

Работа в условиях конкуренции, увеличение объемов фармацевтического рынка, появление новых форм собственности, увеличение внутрисистемных пе-

ремещений кадров — все это требует от специалистов в области фармации умения гибко мыслить, быстро адаптироваться к новым условиям, быть способным к самосовершенствованию. Выход из сложившегося положения возможен при условии непрерывного формирования высококвалифицированного специалиста; совершенствования системы и содержания фармацевтического образования, отвечающего требованиям современного фармацевтического рынка.

Анализ спроса на рынке труда свидетельствует о значительной потребности фармации в кадрах, и, прежде всего, менеджеров всех уровней: руководителей фармацевтических компаний, фармацевтических организаций (оптовых и розничных), отделов маркетинга, рекламы и т.д., имеющих знания в области экономики и управления. Проблема заключается в том, что фармацевтические высшие учебные заведения пока недостаточно ведут подготовку таких специалистов, а возглавляют фармацевтические организации менеджеры, имеющие высшие экономическое образование, но не имеющие образования в области фармации.

Рыночная экономика формирует заказ на качественно новый тип руководителя — менеджера в фармации. Задачи вуза заключаются в том, чтобы через учебные дисциплины логически создать и аналитически сконструировать образ, отражающий общественно необходимый уровень профессиональной подготовки и пригодности специалиста такого уровня к выполнению функций управления с учетом специфических особенностей фармацевтического рынка России.

Для определения основных направлений совершенствования системы подготовки провизоров в области управления и экономики нами были проанализированы действующие на сегодняшний день образовательные стандарты, учебные планы и программы профессиональной подготовки специалистов: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040500 «Фармация», квалификация «Провизор»; образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» (первичная специализация — интернатура); государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии здравоохранения», квалификация «Экономист-менеджер».

Анализ государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040500 «Фармация», действующего в РФ с 2000 г., в частности, его федерального компонента, показал, что из 32 дисциплин только 3 включают изучение вопросов экономики и управления: 1) экономика (108 ч., блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин); 2) управление и экономика фармации (515 ч.) и 3) медицинское и фармацевтическое товароведение (187 ч.), которые относятся к блоку профессиональных дисциплин. В общей сложности эти дисциплины составляют около 10% часов (аудиторных и внеаудиторных) объема работы студентов, предусмотренного федеральным компонентом программы.

В рамках профессиональных дисциплин, на которые предусмотрено выделение практически половины всего учебного времени (44,5% часов объема работы студентов), управление и экономика фармации занимает около 14,0% (рис. 1).

19%

фарм. химия

2,20% первая добрач. помоі.

20

9,20% воен.и экстрем.

2,20% общая гигиена

УЭФ

13,80%

клин, фармакология

Рис. 1. Распределение объема работы студентов по профессиональным дисциплинам при получении специальности «Фармация»

Таким образом, подготовка провизоров в рамках государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация» носит расширенный характер и охватывает ряд профессиональных дисциплин, при этом на такие дисциплины, как фармацевтическая и токсикологическая химия, фармацевтическая технология, фармакогнозия приходится более 50% часов объема работы студентов по данному блоку дисциплин.

В связи с этим важное значение в поддержании высокого уровня профессиональной деятельности провизоров, в том числе провизоров-руководителей, имеет система дополнительного профессионального образования, которая предусматривает первичную специализацию (интернатуру) — срок обучения 1728 часов, общее усовершенствование — срок обучения не менее 500 часов, сертификационный цикл — не менее 144 часов, тематическое усовершенствование — 72— 100 часов.

Наибольший интерес представляет анализ образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» в интернатуре, что связано со значительным объемом часов, выделяемых на изучение проблем управления и экономики фармации.

Согласно действующему стандарту послевузовского профессионального образования по данной специальности (утвержден УМО медицинских и фармацевтических вузов России 02.06.2005), в общем объеме часов профессиональной подготовки (1728 ч.) подготовка по специальности «Управление и экономика фармации» составляет 84,0% (1206 ч.). При этом в рамках федерального компонента учебного плана рассматриваются следующие дисциплины специальности «Управление и экономика фармации»: фармацевтический менеджмент (128 ч.), государственное регулирование отношений в сфере обращения ЛС (87 ч.), фарма-

цевтический маркетинг (60 ч.), фармацевтическая информатика (55 ч.), правовое обеспечение фармацевтической деятельности (96 ч.), ценовая политика и ценообразование на фармацевтическом рынке (96 ч.), налогообложение фармацевтических организаций (96 ч.), учет и отчетность фармацевтических организаций (96 ч.), финансовый менеджмент (96 ч.).

Таким образом, при обучении в интернатуре по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» провизоры имеют возможность значительно расширить свои знания в области управления и экономики: количество часов на осваиваемую дисциплину увеличивается по сравнению с додипломной подготовкой в 2,3 раза. Вместе с тем высокий динамизм фармацевтической деятельности в современных условиях требует от каждого руководителя, работающего в фармации, адекватных знаний и методов работы, постоянного повышения профессиональной квалификации, овладения углубленными знаниями в области экономики и менеджмента.

С целью выявления перспектив углубленного обучения провизоров в сфере экономики и управления нами проанализирован государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии здравоохранения». Данный стандарт, по нашему мнению, может являться основой для получения руководи-телями-провизорами второго высшего образования с присвоением квалификации «Экономист-менеджер».

Опыт работы по дополнительной подготовке медицинских и фармацевтических специалистов в области менеджмента как второй профессии показал, что оптимальным вариантом является использование заочной формы обучения, при этом срок обучения составляет 3—3,5 года. В настоящее время ряд вузов, в том числе и Российский университет дружбы народов, применяют технологии дистанционного обучения, что способствует дальнейшему эффективному развитию заочной формы образования. Заочная форма обучения в сочетании с дистанционными технологиями позволяет специалистам параллельно с выполнением профессиональных обязанностей осваивать конкурентоспособную специальность в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Сочетание традиционного обучения с дистанционными методами позволяет также повысить качество обучения благодаря однородности формирования групп слушателей: группы могут быть сформированы из специалистов, имеющих высшее фармацевтическое образование.

Учебный план подготовки специалиста по направлению «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» на базе высшего образования, в соответствии с Государственным образовательным стандартом включает ряд циклов, в том числе цикл общих математических и естетвеннонаучных дисциплин, цикл общепрофессональных дисциплин, цикл специальных дисциплин, а также самостоятельно изучаемые дисциплины (цикл общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин).

Наибольший интерес в плане сравнительной оценки объемов работы студентов представляет цикл общепрофессиональных дисциплин и специальные дисциплины, в рамках которых изучаются те дисциплины, которые необходимы руководителю для повышения своей профессиональной квалификации: экономическая теория (182 ч.), бухгалтерский учет (318 ч.), менеджмент и менеджмент в здравоохранении (253 ч.), экономика предприятия (108 ч.), маркетинг и маркетинг в здравоохранении (121 ч.), экономическая оценка инвестиций (68 ч.), анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения (148 ч.), организация предпринимательской деятельности (116 ч.), экономика здравоохранения (132 ч.) и другие дисциплины. В общей сложности изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин составляет 3846 ч., что практически в 3 раза превышает количество часов, отводимое на изучение ряда аналогичных дисциплин в интернатуре (рис. 2).

300 250 200 150 100 50 0

фарм. фарм. фин. менед- марке- анализ

менед- марке- менед- жмент, тинг, идиаг-

жмент тинг жмент менед- марке- ностика

жмент тинг фин.-хоз.

в здра- в здра- деят-сти воохра- воохра- УЗ

нении нении

Рис. 2. Нормативный объем работы при освоении ряда дисциплин:

А — в интернатуре (040501);

Б — по специальности 060800 (080502)

Итоговая государственная аттестация экономиста-менеджера включает комплексный государственный экзамен по специальности, позволяющий выявить и оценить теоретическую подготовку в решении профессиональных задач, а также защиту дипломного проекта (дипломной работы).

Таким образом, для подготовки качественно новых специалистов в области управления и экономики фармации может быть предложена следующая образовательная модель, представленная на рис. 3.

Провизоры, прошедшие обучение в интернатуре по специальности «Управление и экономика фармации», общее усовершенствование, сертификационный цикл, т.е. имеющие сертификаты специалиста по специальности «Управление

и экономика фармации», по нашему мнению, могут занимать руководящие должности в фармацевтических организациях различных форм собственности, в компетенцию которых входят вопросы продаж, закупки, маркетинга, рекламы ЛС (менеджеры младшего и среднего уровня). Провизоры, прошедшие общее усовершенствование, сертификационный цикл и получившие второе высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» являются менеджерами высшего уровня, что позволяет им занимать должности руководителей и их заместителей (в частности, коммерческих или финансовых директоров, руководителей маркетинговой службы и пр.) крупных фармацевтических предприятий и организаций.

Рис. 3. Модель образовательной послевузовской и дополнительной профессиональной подготовки провизоров по экономике и управлению

Таким образом, предложенная модель подготовки провизоров в области управления и экономики позволяет выделить этап получения второго высшего образования по специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» как качественно новый этап в подготовке менеджеров высшего уровня для фармацевтической отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ягудина Р.И., Лазарев А.И., Комиссинская И.Г., Денисова Н.Г. Изучаем образовательные потребности фармацевтического персонала // Новая аптека. — 2007. — № 5.

[2] Третьякова Е.А., Олейник Г.А. Фармацевтическая организация как бизнес-система // Фармация. — 2006. — № 2.

[3] Мошкова Л.В. Проблемно-ориентированная фармацевтическая информация // Новая аптека. — 2000. — № 9. — С. 49—53.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF PREPARATION OF PHARMACISTS FOR MANAGEMENT OF THE MEDICINAL HELP IN SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICES

A.V. Fomina

Department of public health and hygiene Medical faculty Peoples’ Friendship University of Russia M-Maklaya str., 8, Moscow, Russia, 117198

L.V. Moshkova

Department of management and economy of pharmacy MRF Medics’ Retraining Faculty Peoples’ Friendship University of Russia M-Maklaya str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

In clause the basic directions of perfection of vocational training and retraining of the pharmaceutical staff in modern conditions are considered and ways of optimization of a professional orientation of training of heads of the pharmaceutical organizations in the field of economy and managements are certain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.