Перспективные направления лингвистических исследований
Воейкова Анна Андреевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 3, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, кафедра иностранных языков № 3 E-mail: a.voejkova@list.ru
Долгова Елена Геннадьевна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков № 3, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, E-mail: artzishevich@inbox.ru
Федорова Анна Валерьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 3, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: Fedorova.ANVA@rea.ru
Марциновская Виктория Александровна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков № 3, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: vitam1981@mail.ru
Супрунов Семен Евгеньевич,
старший преподаватель кафедры иностранных языков № 3, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: Suprunov.SE@rea.ru
Лингвистика всегда была одной из наиболее динамичных и изменчивых областей научного знания. Развитие научных теоретических и прикладных представлений о языке и обществе, в котором он функционирует, приводит к возникновению новых парадигм, направлений, сегментов и подотраслей в лингвисти-
Расширение перечня лингвистических дисциплин обусловлено естественным стремлением человека ко всестороннему описанию сущности языка и его проявлений.
Статья посвящена рассмотрению некоторых актуальных направлений исследований в области лингвистики. Сделан вывод о дроблении лингвистического знания на множество гетерогенных исследовательских формаций, каждая из который выполняет собственную функцию. Значимой чертой современной лингвистики является ее междисциплинарность. Рассмотрены основные постулаты, предметные области и принципы таких наук, как когнитивная лингвистика и лингвокультуроло-гия. Выявлены особенности применения методов точных наук в лингвистике. Обозначена роль цифровизации в развитии науки о языке.
Ключевые слова: лингвистика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, интернет-лингвистика, металингвистика, междисциплинарность, синтез.
о с
CJ
Лингвистика всегда была одной из наиболее динамичных и изменчивых областей научного знания. Развитие научных теоретических и прикладных представлений о языке и обществе, в котором он функционирует, приводит к возникновению новых парадигм, направлений, сегментов и подотраслей в лингвистике.
Расширение перечня лингвистических дисциплин обусловлено естественным стремлением человека ко всестороннему описанию сущности языка и его проявлений. Уже достаточно давно исследователи пришли к осознанию того, что в каждой из функциональных дискурсивных сфер имеется свой язык - со специфическими синтаксическими и грамматическими конструкциями, со своим тезаурусом, со своими закономерностями словоупотребления. Как указывают А.И. Комяженкова и И.И. Гулакова, исследователи всегда предпринимали попытки понять природу и формы проявления человеческой коммуникации в различных сферах деятельности. Так, интерес к языку политики, юриспруденции, риторике, а также к явлениям суггестии и манипуляции породил такие научные направления, как политическая лингвистика и юрилингвистика. Всплеск интереса к исследованию взаимосвязи языка и культуры привел к формированию таких самостоятельных лингвистических областей, как лингвокультурология, этнолингвистика, лингвогендерология и проч. Тенденции глобализации и цифровизации стали причиной для научных изысканий в новой сфере Интернет-лингвистики [7, с. 196].
Подобное многообразие направлений и гетерогенность, присущие современному лингвистическому знанию, с одной стороны, приводят к некоторой хаотичности и бессистемности современного языкознания, но с другой - они свидетельствуют о развитии лингвистики, о ее актуальности, ведь, по мнению А.И. Комяженковой и И.И. Гула-ковой, «любая наука сильна именно многообразием точек зрения, подходов, направлений, благодаря которым обеспечивается ее развитие, движение вперед» [7, с. 169].
Многие научные направления возникли относительно недавно (эколингвистика, нейролингви-стика, биолингвистика и др.), поэтому их место и роль в общем массиве лингвистических знаний еще не определены. Исследователи, которые продолжают изыскания в русле подобных инновационных отраслей, пытаются выработать отдельный терминологический аппарат, методологию, принципы и подходы для новой области знания и таким образом обособить ее от уже существующих. Подобные направления, по мнению А.И. Комяженковой и И.И. Гулаковой, относятся к «недоминирую-
щим», малоупоминаемым или же вовсе именуются «модными» - для того, чтобы показать их временный и нефундаментальный характер [7, с. 170].
Некоторые направления лингвистики утрачивают свою актуальность, и ключевой причиной этого является их глубокая проработанность и малое количество «пробелов» в накопленном научном массиве. Таковыми можно считать, к примеру, типологическое и историческое языкознание, этимологию [2, с. 920].
Можно также говорить о том, что лингвистика постепенно трансформируется из единой, синкретичной дисциплинарной области в совокупность гетерогенных исследовательских формаций, каждая из которых выполняет собственную функцию и преследует собственные цели. Все это позволяет заявлять о необходимости существования металингвистики - направления, которое призвано изучать лингвистику как таковую «во всех ее проявлениях и стадиях» [7, с. 169]. Металингвисти-ка направлена на рассмотрение эволюции лингвистической науки, на специфику и предпосылки появления современных лингвистических концепций, на отслеживание изменений в теоретических и методологических установках, на трансформацию сущности ключевых терминологических категорий, на прогностическое видение дальнейшего развития лингвистики.
Современная лингвистика отличается антропо-центричным характером - поворотом к человеку. Данное свойство обусловливает также такие черты языковой науки, как интегративность, коммуникативность, диалогичность, дискурсивность, куль-туроцентричность.
Уже в 1970-гг. философы, лингвисты и педагоги стали обращать внимание на существование абстрактного, идеального языка, выраженного в форме языковых правил и норм, и языка реального, где эти правила и нормы существенно варьируются или даже игнорируются. Ф. де Соссюр для дифференциации двух ипостасей языковой системы предложил разделить общее понятие langage на два - langue и parole, которые изучаются, соответственно, в рамках двух сопряженных научных дисциплин - лингвистики языка и лингвистики речи.
Обращение к «живой», реальной коммуникации приводит исследователей к поиску связей языка и других проявлений активности человека и общества, что, в свою очередь, порождает тенденцию к междисциплинарным научным изысканиями. В.А. Маслова говорит о том, что лингвистика, следуя за новыми социальными процессами, становится межпредметной областью, интегрируется с другими гуманитарными, точными и естественными науками [11, с. 172].
Ю.А. Левицкий утверждает, что лингвистику можно также разделить по критерию носителя языка - в одном случае им будет являться социальная группа, а в другом - индивидуум, который следуя собственным мотивам, предпочтениям и привычкам, использует свой персональный ва-
риант языка [9, с. 147]. В последующем изучение индивидуальной стороны речевой деятельности сформировалось в отдельные направления языкознания - когнитивную лингвистику, психолингвистику, рефлексивную лингвистику и проч.
Следует отметить, что изначально когнитивный подход к изучению языковых феноменов в большинстве случаев подразумевал анализ лексического слоя языка, но впоследствии исследователи стали обращаться и к другим - фонетическому, грамматическому, синтаксическому, текстуальному - уровням реализации языка. По мнению Н.П. Савойской, при изучении грамматических конструкций в рамках когнитивной лингвистики специалисты рассматривают эти конструкции в рамках usage-based approach, исследуются отношения и возможности взаимовлияния мышления и грамматических конструкций [15, с. 88].
Когнитивное направление лингвистических исследований является одним из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день. Когнитивный подход в рассмотрении речи и языка был представлен в зарубежной науке еще в середине ХХ в. В русскоязычной науке он актуализировался только к 1990-м гг., и с тех пор он, как отмечает О.И. Валентинова с соавт., «провозглашается регулярно и в нарастающем количестве» [2, с. 923]. Ключевой задачей большинства линвокогнитив-ных исследований выступает описание фреймов и концептов - «сгустков» культуры и ментально-сти. Концепт, согласно дефиниции О.И. Валентиновой, есть «обобщенное мыслительное отображение какого-либо фрагмента физической или психической реальности в картине мира этноса»; он имеет двойственную - рациональную и эмоциональную - природу, отличается культурооб-разующим и «культуротранслирующим» смыслом, за счет чего он обладает особой важностью в структуре сознания и речи носителей языка. Описание концепта в когнитивной лингвистике непременно затрагивает этнокультурный слой языка, ведь концепт всегда соотнесен с культурными реалиями. Данный тезис, в свою очередь, позволяет понять, что во многом лингвокогнитивные исследования сближены с исследованиями культуры и истории.
Некоторые направления науки о языке непосредственно затрагивают вопросы связи между культурой, ментальностью, национальной и этнической идентичностью и, собственно, языком. Первой из таких отраслей стала этнолингвистика, возникшая еще в конце XIX в. в США. На данном этапе выделение отдельного русла научных исследований на стыке культуры и языка было обусловлено широким интересом к языкам коренных народов Северной и Центральной Америки. Впоследствии предметная область этнолингвистики существенно расширилась, и в фокус внимания исследования попали многие народности и их языки. Этнолингвистика, понимаемая в более широком ключе, в ХХ в. стала именоваться антро-полингвистикой, а среди ее выдающихся предста-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
вителей можно назвать И.Г. Гердера, В. фон Гумбольдта, В.М. Шаклеина, А.А. Потебню и др. [10, с. 65].
Г. Кодирова и Н. Избаева говорят о том, что лингвокультурология выступает достаточно значимым направлением современной лингвистики; предмет, терминологический аппарат и методы данной науки, можно сказать, уже полностью сформированы. Ключевой особенностью данной дисциплины является то, что культура и язык выводятся на равнозначный уровень и рассматриваются исключительно в контексте взаимосвязи [6, с. 33].
Лингвокультура традиционно считается одним из наиболее емких и сложных категорий лингвистического знания. Лингвокультурные исследования всегда будут играть колоссальное прикладное значение, и когда-либо исчерпать их потенциал не представляется возможным: современные культуры находятся в постоянной динамике, подвергаются трансформации, модификации, некоторые культурные различия со временем стираются из-за постоянных межкультурных контактов (глобализация), другие же, напротив, находятся под охраной общества и сознательно «изолируются» от мирового пространства (глокализация). Можно предположить, что линвокультурология еще долго будет сохранять статус одного из наиболее популярных и интересных направлений языкознания.
Таким образом, как видно из вышесказанного, ключевыми чертами современной лингвистики являются ее междисциплинарность и взаимопроникновение различных научных областей. О.В. Лукин, к примеру, говорит о том, что лингвокультурология «тесным образом связана не только с этнолингвистикой, но и социолингвистикой, когнитивной лингвистикой, психолингвистикой» [10, с. 68]. В.А. Мас-лова пишет о снятии условных запретов «на проникновение информации между разными науками, исследующими одну и ту же проблему», что позволяет получать абсолютно новые знания. Когнитивная лингвистика, к примеру, объединяет в себе математику, информатику, логику, философию, психологию, антропологию, лингвистику [12, с. 827].
По мнению некоторые специалистов (к примеру, авторитетного лингвиста Ю.С. Степанова), современная лингвистика, со всем своим многообразием и активным накоплением точечных знаний на стыке различных областей, все чаще нуждается в целостном подходе, в соединении разрозненных данных воедино. Это возможно, по мнению В.А. Масловой, посредством синтеза научного знания о языке с его философским осмыслением при учете этического, художественного и религиозного подходов. Нужно сформировать «новую антропологию», создать единое методологиче-] ское и знаниевое пространство. Интегративность Ü и междисциплинарность как основные свойства " современной лингвистики приводят, с одной сто-g роны, к дроблению цельного знания на сегменты, ~ но с другой - к формированию целостного взгляда as на мир, интегрированного знания [12, с. 827].
Лингвистика долгое время считалась областью научного познания, которая генерирует исключительно качественное или даже субъективное знание. Для того, чтобы привести результаты линви-стических изысканий в измеримый формат, многие специалисты начали предпринимать попытки сблизить лингвистику с точными науками или, по крайней мере, использовать методы и инструменты, применимые в негуманитарных областях. О.А. Преображенская говорит о том, что извечный, казалось бы, «спор о физиках и лириках неизвестен нынешнему поколению», и лингвистика сегодня вполне успешно «смыкается» с самыми разнообразными науками - точными, естественными, социальными [14, с. 2].
В лингвистике методы точных наук применяются с целью формализации языковых явлений и разработки четких алгоритмов для исследования языковых феноменов и структур. Одним из ключевых подходов является математическая лингвистика, где применяются математические модели для анализа и описания языковых явлений, теория формальных языков, графы, алгебраические методы и прочие математические инструменты. Н.А. Сигачева и А.Р. Баранова говорят о том, что впервые математические методы и методы статистики были применены в языкознании при лексико-статистической датировке доисторических этнических контактов [16, с. 76].
В компьютерной лингвистике - одном из наиболее актуальных направлений языкознания -используются методы обработки естественного языка, основанные на статистических моделях и машинном обучении. Кроме того, в лингвистике применяются статистические методы для анализа распределения языковых единиц в текстах, изучения корпусов и определения частотности слов. Эти методы позволяют выявлять закономерности в языковых данных и строить более точные модели языковых структур.
Попытки привести результаты лингвистических исследований в числовой вид зачастую подвергаются критике. С одной стороны, языкознание по мере своего развития требует все большей точности, использования математического аппарата, с другой стороны, лингвистика априори субъективна и «очеловечена» и, как отметил Ю.Н. Караулов, «изгнание человеческого из ее пределов -естественная плата лингвистики ... за ее стремление быть максимально объективной» [5, с. 19].
Безусловно, язык отражает парадигмальные и мировозренческие изменения, происходящие в общества, и лингвистика, соответственно, также следует за социокультурной динамикой. Этим можно объяснить возникновение и популяризацию таких направлений в лингвистике, как бизнес-лингвистика [4], дискурс-анализ, гендерная лингвистика. Гендерная лингвистика представляет собой междисциплинарную область исследований, сфокусированную на анализе воздействия ген-дерных факторов на язык, на изучении языковых структур, семантики и употребления языка с уче-
том социокультурных и гендерных норм. Акцент в подобных исследованиях ставится на идентификации и анализе языковых проявлений гендер-ных стереотипов, дискриминации, а также влияния гендерной социализации на языковое поведение. В рамках гендерной лингвистики проводятся исследования, направленные на выявление различий в использовании языковых единиц между мужчинами и женщинами, исследование механизмов формирования гендерной идентичности через языковые конструкции, анализ лингвистических стратегий власти и подчинения в контексте гендерных отношений.
Важнейшей тенденцией современной эпохи является цифровизация. Влияние цифровой трансформации на все сферы деятельности человека так велико, что даже язык стал подвержен изменениям, вызванным переходом коммуникации в виртуальное пространство. Так, собственно, возникли такие направления, как Интернет-лингвистика, компьютерная лингвистика, корпусная лингвистика, лингвистика цифровой (электронной) коммуникации. Многие исследования направлены на рассмотрение языковых феноменов, характерных для языка цифровых медиа и социальных сетей [13, с. 69]. Следует согласиться с Н.Д. Голевым в том, что внедрение цифровых средств коммуникации и средств инструментальной обработки естественного языка привело к всплеску интереса к транслятивной лингвистике. В фокусе таких изысканий - машинный перевод, а также перевод в целом - как особый формат функционирования языка [3, с. 719].
Следует также отметить такие перспективные направления, как лингвоэкология (исследования, направленные на изучение нормы в разных ее ипостасях - риторическая норма, стилевая норма, системная норма, а также на выявление того, «полезно или вредно то или иное явление для языка, для его развития и процветания» [1, с. 58]). Противоположного вектора анализа придерживаются специалисты в области «лингвистики креатива». По их мнению, любая коммуникация имеет творческую/игровую природу, что обусловлено стремлением homo ludens («человек играющий») к реализации потенциала языковых форм и значений, к тому, чтобы «проявлять творческие интенции в поле языковых возможностей» [8, с. 93].
Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: 1) Современная лингвистика трансформируется из единой, синкретичной дисциплинарной области в совокупность гетерогенных исследовательских формаций, каждая из который выполняет собственную функцию. Подобное многообразие направлений лингвистического знания, с одной стороны, приводит к бессистемности современного языкознания, а с другой - свидетельствует о его развитии. Еще одной значимой чертой современной лингвистики является ее междисциплинарность.
2) Когнитивное направление лингвистических исследований является одним из наиболее актуальных. Ключевой задачей большинства лин-вокогнитивных исследований выступает взаимосвязь языка, культуры и ментальности. Лингвокультурные исследования также затрагивают вопросы связи между культурой, мен-тальность, национальной и этнической идентичностью и языком.
3) С целью приведения результатов линвистиче-ских изысканий в измеримый формат многие специалисты начали предпринимать попытки сближения лингвистики с точными науками, применяя математические и статистические методы для анализа и описания языковых явлений.
4) Важнейшей тенденцией современной эпохи является цифровизация. Переход коммуникации в виртуальное пространство привел к формированию таких направлений, как Интернет-лингвистика, компьютерная лингвистика, корпусная лингвистика, лингвистика цифровой (электронной) коммуникации, исследования в области машинного перевода.
5) Социокультурная динамика повлекла за собой обновление языка, что, в свою очередь, актуализирует изыскания в областях лингвоэколо-гии, «лингвистики креатива», социолингвистики, гендерной лингвистики.
Литература
1. Бец, Ю.В. Лингвоэкологические параметры в преподавании русского языка как иностранного / Ю.В. Бец // Филология: научные исследования. - 2021. - № 4. - С. 57-67.
2. Валентинова, О.И. Актуальные направления современной лингвистики с позиций системного подхода. Некоторые размышления об итогах научной стажировки в РУДН «Общая и частная методология филологической науки» 2019 г. / О.И. Валентинова, В.Н. Денисенко, М.А. Рыбаков // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2021. -№ 3. - С. 918-933.
3. Голев, Н.Д. Транслятивная лингвистика (аспек-туализированный обзор исходных положений). Часть 1. Гносеология перевода / Н.Д. Голев // СибСкрипт. - 2022. - № 6 (94). - С. 717-734.
4. Данюшина, Ю.В. Бизнес-лингвистика новое синергетическое направление прикладной лингвистики / Ю.В. Данюшина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2010. - № 2. - С. 133-140.
5. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: УРСС, 2004. -432 с.
6. Кодирова, Г. Лингвокультурология как новое направление в современной лингвистике / Г. Кодирова, Н. Избаева // Ученый XXI века. -2021. - № 10 (81). - С. 31-33.
7. Комяженкова, А.И. Новые лингвистические направления ХХ-ХХ1 века / А.И. Комяженкова,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
И.И. Гулакова // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сборник материалов II Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Орел, 31 марта 2022 года. -Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. - С. 168-173.
8. Коновалова, Н.И. Новое научное направление в лингвистике рубежа веков / Н.И. Коновалова // Филологический класс. - 2011. - № 25. -С. 92-93.
9. Левицкий, Ю.А. Еще раз о мейнстриме в лингвистике (заметки по поводу статьи И.А. Углановой / Ю.А. Левицкий // Филолошки студии. -2007 - С.146-155.
10. Лукин, О.В. Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века - XXI век): учебное пособие / О.В. Лукин. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 80 с.
11. Маслова, В.А. Основные тенденции и принципы современной лингвистики / В.А. Маслова // Русистика. - 2018. - № 2. - С. 172-190.
12. Маслова, В.А. Через синергетический союз лингвистики с другими науками - к новым проблемам и направлениям / В.А. Маслова // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2021. - № 3. - С. 823-847.
13. Михалчева, А. В. О некоторых направлениях изучения медиадискурса в современной отечественной лингвистике / А.В. Михалчева // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2020. - № 3. - С. 6773.
14. Преображенская, О. А Лингвистика сегодня и завтра / О.А. Преображенская // Х Научно-практическая конференция «Наука настоящего и будущего». - 2021. - 3 с.
15. Савойская, Н.П. Новые направления в зарубежной когнитивной лингвистике / Н.П. Савойская // Вопросы когнитивной лингвистики. -2014. - № 2. - С. 83-89.
16. Сигачева, Н.А. Методы применения математических моделей в лингвистике: опыт теоретического исследования / Н.А. Сигачева, А.Р. Баранова // Казанский лингвистический журнал. - 2020. - № 2. - С. 71-81.
PROMISING AREAS OF LINGUISTIC RESEARCH
Voeikova A.A., Dolgova E.G., Fedorova A.V., Martsinovskaya V.A., Suprunov S.E.
Russian Economic University named after. G.V. Plekhanov
Linguistics has always been one of the most dynamic and changing areas of scientific knowledge. The development of scientific theoretical and applied ideas about language and the society in which it operates leads to the emergence of new paradigms, directions, segments and subfields in linguistics.
The expansion of the list of linguistic disciplines is due to the natural desire of man for a comprehensive description of the essence of language and its manifestations.
5 The article considers some current areas of research in the field of linguistics. It is concluded that modern linguistic knowledge is divid-
CM
о
CM
ed into many heterogeneous research formations, each of which performs its own function. A significant feature of modern linguistics is its interdisciplinarity. The main postulates, subject areas and principles of such sciences as cognitive linguistics and cultural linguistics are considered. The peculiarities of applying the methods of exact sciences in linguistics are identified. The role of digitalization in the development of language studies is outlined.
Keywords: linguistics, language studies, linguoculturology, cognitive linguistics, internet linguistics, metalinguistics, interdisciplinary, synthesis
References
1. Betz, Yu.V. Linguistic and ecological parameters in teaching Russian as a foreign language / Yu.V. Betz // Philology: scientific research. - 2021. - No. 4. - pp. 57-67.
2. Valentinova, O.I. Current directions of modern linguistics from the perspective of a systems approach. Some thoughts on the results of a scientific internship at RUDN University "General and particular methodology of philological science" 2019 / O.I. Valentinova, V.N. Denisenko, M.A. Rybakov // Bulletin of RUDN University. Series: Theory of language. Semiotics. Semantics. - 2021. - No. 3. - pp. 918-933.
3. Golev, N.D. Translational linguistics (aspectualized review of the starting points). Part 1. Epistemology of translation / N.D. Go-lev // SibScript. - 2022. - No. 6 (94). - pp. 717-734.
4. Danyushina, Yu.V. Business linguistics is a new synergetic direction of applied linguistics / Yu.V. Danyushina // Bulletin of Leningrad State University. A.S. Pushkin. - 2010. - No. 2. -pp. 133-140.
5. Karaulov, Yu.N. Russian language and linguistic personality / Yu.N. Karaulov. - M.: URSS, 2004. - 432 p.
6. Kodirova, G. Linguoculturology as a new direction in modern linguistics / G. Kodirova, N. Izbaeva // Scientist of the XXI century. - 2021. - No. 10 (81). - pp. 31-33.
7. Komyazhenkova, A.I. New linguistic directions of the XX-XXI centuries / A.I. Komyazhenkova, I.I. Gulakova // Current issues of linguistics and linguodidactics in the context of intercultural communication: collection of materials of the II All-Russian scientific and practical online conference, Orel, March 31, 2022. -Orel: Oryol State University named after I.S. Turgeneva, 2022. -P. 168-173.
8. Konovalova, N.I. New scientific direction in linguistics at the turn of the century / N.I. Konovalova // Philological class. - 2011. -No. 25. - pp. 92-93.
9. Levitsky, Yu.A. Once again about the mainstream in linguistics (notes on the article by I.A. Uglanova / Yu.A. Levitsky // Philolos-hki studio. - 2007 - pp. 146-155.
10. Lukin, O.V. New directions of modern linguistics (2nd half of the 20th century - 21st century): textbook / O.V. Lukin. - Yaroslavl: RIO YAGPU, 2015. - 80 p.
11. Maslova, V.A. Main trends and principles of modern linguistics / V.A. Maslova // Russian Studies. - 2018. - No. 2. - pp. 172190.
12. Maslova, V.A. Through the synergetic union of linguistics with other sciences - to new problems and directions / V.A. Maslova // Bulletin of RUDN University. Series: Theory of language. Semiotics. Semantics. - 2021. - No. 3. - pp. 823-847.
13. Mikhalcheva, A.V. About some directions of studying media discourse in modern domestic linguistics / A.V. Mikhalcheva // Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology. -2020. - No. 3. - pp. 67-73.
14. Preobrazhenskaya, O. A Linguistics today and tomorrow / O.A. Preobrazhenskaya // X Scientific and Practical Conference "Science of the Present and the Future". - 2021. - 3 p.
15. Savoyskaya, N.P. New directions in foreign cognitive linguistics / N.P. Savoyskaya // Questions of cognitive linguistics. -2014. - No. 2. - pp. 83-89.
16. Sigacheva, N.A. Methods of using mathematical models in linguistics: experience of theoretical research / N.A. Sigacheva, A.R. Baranova // Kazan Linguistic Journal. - 2020. - No. 2. -pp. 71-81.