игровой деятельности роли распределяются самими детьми. Мальчики замещают роль отца (охотника, пастуха, брата, соседа, путника, шамана, борца, сказителя), имитируя труд, выражают своё отношение, например, к хорошему/плохому коню, ленивому (трудолюбивому) сыну/ дочери при этом они познают всю прелесть/сложность отношений, тем самым вырабатывают опыт доброжелательного отношения к окружающему миру и людям. Как показывают результаты непосредственного наблюдения, за игрой «сайзанак», современные тувинские дети играют вплоть до 10 - 11 лет.
Как видим, аальный этикет состоит из разных изолированных друг от друга областей, в каждой из них существуют свои собственные правила и своего рода собственные кодексы чести и совести. Однако эти правила, и кодексы соотносятся общими правилами, заданными самим обществом. Человек поступает не как нечто самоценное, а как узел частных правил и обязательств, вытекающих из принадлежности к семье, родовому сообществу, племени, народу. Аальный этикет реализуется в системе самых разных отношений и взаимоотношений: «Я и другие», «Я и мой дом», «Я и мои вещи», «Я и природа», «Я и мой труд» и т.д. Например, у тувинцев сохранилось своеобразное отношение к тополю [12, с. 22].
Духовно-нравственное формирование детей осуществляется в рамках традиции «CYЗYктээр» (букв. одухотворять) понимаемой нами как процесс непрерывного воспитания со своей специфической структурой, правилами построения и развития, которые поддаются моделированию соответственно системе ценностей культуры. Главная цель традиции - формирование добросовестных отношений к окружающему миру [13, с. 74-89]. Этикет традиционного общения обязывают старших членов семь
Библиографический список
воспитать детей так, чтобы они относились к себе и другим уважительно, поддерживать с людьми доброжелательные отношения независимо от их возраста, социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Кроме того, аальное воспитание учит детей мыслить нравственно, поступать нравственно, тем самым стремиться к высшему критерию воспитания - «ак сагыштыг кижи» - (человек с чистой совестью). Этикет позволяет выражать любовь, уважение к родным и близким, защищать честь и достоинство предков и соплеменников, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку соседям в разных жизненных ситуациях: при трауре, на свадьбе, в трудовых начинаниях и т.д.
Следует отметить, что где бы ни была наша экспедиция (в Туве, Монголии и Китае), мы зафиксировали одну и ту же неизменную духовную суть тувинского аального этикета: сохранение человеческого в человеке. Разве что возросло количество «множественности» в условиях совместного и сопредельного проживания с представителями разных национальностей российского, монгольского и китайского государств.
Таким образом, аальный этикет можно представить как свод правил добросовестных отношений человека, соблюдаемый на аальной территории согласно принятым обществом этническим доминантам (территориальный, экологический, мировоззренческий, духовный, календарный). В структуру аального этикета входят нравственное поведение, добросовестные отношения и нравственное сознание. Однако характеристика аального этикета ещё остаётся требующей раскрытия, дополнений и уточнений в контексте междисциплинарных исследований.
Проанализированный материал открывает перспективу дальнейшего его изучения как благодатной почвы духовно-нравственного формирования детей в современных условиях.
1. Волков Г.Н. Педагогика любви. Москва, 2002.
2. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. Москва, 1979.
3. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1988.
4. Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета. Труды по знаковым системам. Тарту, 1965; Т.2.
5. Монгуш М.В. Основы тувинского этикета. Башкы, 1993; 3.
6. Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенные в 1881 г. Записки Русского географического общества. Санкт-Петербург, 1888; T.XI.
7. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Санкт-Петербург, 1914-1926; Т. 1-3.
8. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва, 1969.
9. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев. Кызыл, 1994.
10. Сундуй, Г.Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1993.
11. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.
12. Монгуш О.С. Отношение тувинского народа к тополю как одно из проявлений общей культуры и традиций. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6.
13. Сундуй Г.Д. Педагогика совести. Кызыл, 2013.
References
1. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Moskva, 2002.
2. Bakshtanovskij V.I. Kul'tura nravstvennogo soznaniya ipovedeniya lichnosti. Moskva, 1979.
3. Bgazhnokov B.H. Adygskij 'etiket. Nal'chik, 1988.
4. Civ'yan T.V. K nekotorym voprosam postroeniya yazyka 'etiketa. Trudypo znakovym sistemam. Tartu, 1965; T.2.
5. Mongush M.V. Osnovy tuvinskogo 'etiketa. Bashky, 1993; 3.
6. Adrianov A.V. Puteshestvie na Altaj i za Sayany, sovershennye v 1881 g. ZapiskiRusskogo geograicheskogo obschestva. Sankt-Peterburg, 1888; T.XI.
7. Grumm-Grzhimajlo G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryanhajskij kraj. Sankt-Peterburg, 1914-1926; T. 1-3.
8. Potapov L.P. Ocherki narodnogo byta tuvincev. Moskva, 1969.
9. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya 'etika tuvincev. Kyzyl, 1994.
10. Sunduj, G.D. Progressivnye idei i opyt narodnoj pedagogiki v nravstvennom vospitanii mladshih podrostkov (na materiale sel'skih shkol Tuvy). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.
11. Shaaly A.S. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu uchaschihsya tuvinskoj shkoly na tradiciyah narodnogo 'etiketa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
12. Mongush O.S. Otnoshenie tuvinskogo naroda k topolyu kak odno iz proyavlenij obschej kul'tury i tradicij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6.
13. Sunduj G.D. Pedagogika sovesti. Kyzyl, 2013.
Статья поступила в редакцию 19.01.15
УДК 376.1
Telmanova A.S., senior lecturer, Department of Economy of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
PROSPECTIVE DIRECTIONS OF ACTIVITIES OF A SHOOL MUSEUM IN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF THE REGION.
In the work the potential of social and cultural space is investigated; the fields of human activity operating in the social and cultural space of a certain region are identified. Terms of institutional interaction with a school museum of social and cultural institutions of the region, with the aim of creating an educational space for the realization of individual potential student-teenage are installed. The roles of social and cultural space, social and cultural institutions and the school museum in relation to the development of personal potential student-teenager are allocated. The author of the work notes that the existence of a school museum has a positive effect on the implementation of the main problems of modern education system. Priority areas for action of school museum in the context of active use of the potential social and cultural space of the region for educational and educational purposes are identified.
Key words: educational, fields of human activity, social and cultural space, social and cultural institutions, school museum, personal potential.
А.С. Тельманова, ст. преп. каф. экономики социальной сферы КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
В работе исследован потенциал социально-культурного пространства, определены поля жизнедеятельности человека, функционирующие в социально-культурном пространстве региона. Установлены условия институционального взаимодействия школьного музея с социально-культурными институтами региона, с целью создания образовательного пространства, для реализации личностного потенциала школьника-подростка. Выделены роли социально-культурного пространства, социально-культурных институтов и школьного музея в отношении развития личностного потенциала подростка. Определены приоритетные направления деятельности школьного музея в контексте активного использования потенциала социально-культурного пространства региона в воспитательных и образовательных целях.
Ключевые слова: образовательное пространство, поля жизнедеятельности, социально-культурное пространство, социально-культурные институты, школьный музей, личностный потенциал.
Социально-культурное пространство региона - это социокультурный феномен создания, сохранения, презентации и передачи ценностей личностного и общественного характера [1, с. 153]. Многие современные учёные указывают на значимость социального и культурного окружения человека в процессе формирования личности, что подчёркивает способность социально-культурного пространства региона к формированию определенного образовательной среды [2]. Но при этом социально-культурное пространство способно превратиться в «образовательное» только при структурированном подходе к его использованию в педагогических целях. О.А. Леонова определяет образовательное пространство как «место» в социальных взаимоотношениях человека с окружающим его пространством, путём развития множества связей и видов деятельности различных государственных и общественных систем направленных на развитие индивида [3, с. 37]. Согласимся точкой зрения И.Л. Бек-кер и В.Н. Журавчик, что при функционировании, образовательное пространство создаёт внутри себя соответствующую среду, которая в свою очередь формирует определенное отношение ко всему, что окружает индивида в пространстве [4, с. 133].
Целью нашего исследования был анализ социально-культурного пространства региона с перспективой активного включения в образовательный и воспитательный процесс социального и культурного окружения подростка через деятельность школьного музея.
Нами было проведено многоаспектное исследование потенциала социально-культурного пространства, с целью определения условий институционального взаимодействия школьного музея с социально-культурными институтами региона.
В.А. Ясвин ставит возможности развития личности в зависимость от пространственно-предметного окружения человека [5, с. 66]. Данный подход указывает на значимость активного использования социально-культурного пространства и подчеркивает его потенциал. В этой связи необходимо обратить внимание на образовательно-воспитательный потенциал социально-культурного пространства и возможности включения его в образовательный и воспитательный процесс с целью формирования адаптивных качеств человека к ближайшему окружению. В данном контексте необходимо опираться на целенаправленное создание образовательной среды в условиях социально-культурного пространства региона. Н.Н. Лавринова в своих исследованиях выделяет в социально-культурном пространстве социокультурную среду, которая отражает возможные пути взаимодействия человека с социокультурным окружением. Реализуется данное взаимодействие в определенных полях жизнедеятельности человека, которые указывают на возможные формы отношения человека с предметным, духовным, культурным и социальным
миром, представленные в социально-культурном пространстве социальными институтами и регламентированные законодательными актами [6].
На первом этапе нашего исследования были определены основные поля жизнедеятельности, которые наиболее значимо влияют на развитие личностного потенциала подростка:
1. Историко-культурное поле, которое формируется памятниками материальной и нематериальной культуры, составляющее общественное достояние и являющееся основой для личностной национальной идентификации.
2. Художественное поле, обеспечивающее возможности реализации творческого потенциала человека и предоставляющее соответствующие формы потребления продуктов художественной культуры.
3. Социально-психологическое поле, которое характеризуется различными уровнями и видами социальных и межличностных отношений.
4. Духовно-нравственное поле определяется ценностными, этическими, религиозными ориентирами и нравственным содержанием человеческой деятельности.
5. Политическое поле отражает политические тенденции и возможности участия индивида в общественно-политической жизни региона и государства.
6. Экологическое поле, включающее природное окружение и природоохранные мероприятия, а также формирующее экологическое сознание и отношение человека к природному миру.
Данные поля жизнедеятельности человека являются определяющими направлениями реализации функций социально-культурных институтов, осуществляющих свою деятельность в рамках социально-культурного пространства региона и наиболее значимо влияющие на реализацию личностного потенциала школьника. Каждое поле жизнедеятельности обладает определенным потенциалом и представлено различными институтами, выполняющими соответствующие роли и охватывающие различные социальные категории населения региона.
Интенсивность деятельности социально-культурных институтов во многом определяется характером региональных ресурсов (исторических, культурных, природных, и т.д.), чем во многом формирует уникальность и самобытность отдельно взятого региона. Задача социально-культурных институтов заключается в активном привлечении жителей региона к потреблению продуктов социально-культурной деятельности, ориентируясь на охват всех категорий населения по возрасту и социальному положению. При этом деятельность данных институтов заключается в представлении многоаспектности социально-культурного продукта, для формирования личностного отношения каждого участника данного процесса к окружающему его пространству. В
отношении подрастающего поколения социально-культурные институты выполняют роль культурных, нравственных, профессиональных ориентиров, чем способствуют воспитанию активной гражданской и личностной позиции.
Анализируя социально-культурную инфраструктуру региона можно сделать вывод, что социально-культурные институты реализуют свою деятельность в определенных полях жизнедеятельности человека, не ограничивая её только одним конкретным полем.
Парадигма функционализма констатирует тот факт, что общество является именно совокупностью институционального взаимодействия и данное взаимодействие в свою очередь определяет социально-личностные ценностные и деятельностные ориентиры [7, с. 18]. Данный факт позволил нам сделать вывод, что социально-культурные институты являются частью общественной жизни и способны оказывать влияние на социальную и культурную атмосферу общества, способствовать развитию культурных направлений, влиять на социальные отношения, формировать гражданскую позицию. Находясь в постоянном взаимодействии, данные институты и поля жизнедеятельности человека функционируют в едином социально-культурном пространстве. Поля жизнедеятельности человека продуктивно работают и достигают требуемого социального результата только при условии активного привлечения гражданского общества, готового потреблять социально-культурный продукт и производить новый, как рефлексивный итог интенсивности развития региона. Задача социально-культурных институтов, на наш взгляд, заключается в создании атмосферы и инфраструктуры, благоприятной для развития и функционирования полей жизнедеятельности человека.
На втором этапе нашего исследования, основываясь на проведенном нами анализе полей жизнедеятельности человека и категориях социально-культурных институтов, мы определили приоритетные направления и соотношение этих двух категорий.
1. Институты производства общественных ценностей чаще всего действуют в пространстве трёх полей жизнедеятельности: политическом, духовно-нравственном и художественном. Выполняя культуротворческую роль, данные институты способны оказывать влияние на формирование социальной позиции в отношении приоритетных направлений региональной и государственной политики, производить новый художественный продукт, чем формируют базу для развития новых культурных тенденций, оказывать влияние на воспитание подростка, ориентированного на активное участие в социально-культурной жизни общества и способного реализовывать свой личностный потенциал в социально-культурном пространстве.
2. Для институтов трансляции общественных ценностей мы определили следующие три приоритетных поля жизнедеятельности человека: историко-культурное, художественное и духовно-нравственное. Способность данных институтов аккумулировать, сохранять и презентовать достижения предыдущих поколений, позволяют им формировать сознание культурно-исторической преемственности, сохранять ценностно-нравственные ориентиры, популяризировать научные, культурные, социальные достижения, образовывать в обществе исторические и современные связи социально-культурного пространства. В отношении подрастающего поколения именно институты трансляции общественных ценностей играют роль воспитывающего и развивающего кластера современной системы образования.
3. Институты организации различных видов неформальной творческой деятельности осуществляют свою деятельность в политическом, социально-психологическом и экологическом полях жизнедеятельности человека. Данная категория институтов обладает социальной мобильностью, предлагая населению альтернативные формы организации свободного времени и способы потребления социально-культурного продукта региона. Для детей подросткового возраста институты организации неформальной творческой деятельности предоставляют возможность развития личностного потенциала в рамках современных, модных тенденций, в условиях неформального социального общения и в обстоятельствах самостоятельного выбора.
Данная градация носит формально-условный характер и не ограничивает социально-культурный институт рамками конкрет-
Библиографический список
ного жизнедеятельностного поля. Школьный музей в данной ситуации обладает достаточным социально-педагогическим потенциалом для организации институционального взаимодействия с целью развития личностного потенциала подростка. Работа школьного музея должна охватывать все поля жизнедеятельности человека, тем самым раскрывая перед школьниками потенциал социально-культурного пространства региона.
На следующем этапе исследования мы определили приоритетные направления деятельности школьного музея в контексте активного использования потенциала социально-культурного пространства в воспитательных и образовательных целях:
1. Организация системы институционального взаимодействия, путем совершенствования системы институционального партнёрства школьного музея с социально-культурными институтами региона. При работе в рамках реализации данного направления, школьным музеем осуществляется туристско-экскурсион-ная деятельность, основанная на всестороннем использовании потенциала социально-культурного пространства региона, с целью активизации познавательных процессов подростков, профориентации, социальной перспективы, физического и психического здоровья. Для школьного музея данный вид деятельности способствует установлению плодотворных контактов, предполагающих долговременное сотрудничество с музеями, особо охраняемыми природными территориями, промышленными предприятиями, национальными центрами, образовательными организациями.
2. Обеспечение программного сопровождения учебных процессов. В рамках реализации данного направления необходимы разработка и внедрение в деятельность школьного музея образовательных программ направленных на развитие личностного потенциала подростка, с учетом активного включения подростка в социально-культурное пространство региона.
3. Проектная деятельность школьного музея. Модификация экспозиционно-выставочной деятельности и активное использование в деятельности школьного музея социально-значимых проектов, что в свою очередь способствует разностороннему и разноплановому привлечению подростков в работу школьного музея с целью раскрытия и развития личностного потенциала.
Школьный музей обладает значительным социально-педагогическим потенциалом и на современном этапе его роль заключается в использовании педагогических и культурологических возможностей для формирования социально-адаптивной среды в образовательном учреждении и реализации агентских позиций по отношению к социально-культурному пространству региона. Опираясь на вышеизложенное можно отметить, что существование в школе дополнительной воспитательной и образовательной структуры в виде школьного музея положительным образом сказывается на реализации основных задач современной системы образования. Школьный музей способен стать агентом между ребёнком и его социально-культурным окружением, чем в свою очередь может оказать влияние на реализацию задач прописанных в Законе Российской Федерации «Об образовании» [8].
Для того чтобы социокультурный потенциал школьного музея был реализован, необходимо создание целостного педагогического процесса, сопровождающегося перспективным планированием деятельности, программным обеспечением и интегративным подходом к организации педагогического воздействия. Социально-культурное пространство региона, в котором существует школьный музей способно оказывать действенную помощь в организации и реализации данного процесса. Опираясь на потенциал социально-культурного пространства, школьный музей, как координирующий центр, способен стать активным участником формирования социокультурного пространства школьника, используя важнейшие направления для организации образовательного и воспитательного процесса. Социально-культурное пространство региона способно оказать помощь школьному музею в организации культурного досуга школьника, создании ситуаций плодотворного общения человека с окружающей средой, сопровождении познавательного процесса, тем самым оказывая влияние на развитие личностного потенциала школьника и его социальных и культурных потребностей.
1. Тельманова А.С. Проблемы дефиниции социально-культурного пространства. Вестние Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014; 29, ч.1.
2. Чичканова Т.А. Макарова Н.П. Детский Музей: уникальная образовательная среда для младших школьников. Начальная школа: плюс-минус. 2002; 1.
3. Леонова О.А. Образовательное пространство как педагогическая реальность. Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006; 1.
4. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2009; 12 (16).
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: монография. Москва: Смысл, 2001.
6. Лавринова Н.Н. Аналитика социокультурной ситуации (структура и проблемы проектирования). Аналитика культурологи: электронное научное издание. Available at: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/230-article_42.html.
7. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация. Социологические исследования. 2003; 10.
8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/.
References
1. Tel'manova A.S. Problemy definicii social'no-kul'turnogo prostranstva. Vestnie Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014; 29, ch.I.
2. Chichkanova T.A. Makarova N.P. Detskij Muzej: unikal'naya obrazovatel'naya sreda dlya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola: plyus-minus. 2002; 1.
3. Leonova O.A. Obrazovatel'noe prostranstvo kak pedagogicheskaya real'nost'. Alma Mater (Vestnik vysshejshkoly). 2006; 1.
4. Bekker I.L., Zhuravchik V.N. Obrazovatel'noe prostranstvo kak social'naya i pedagogicheskaya kategoriya. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo, 2009; 12 (16).
5. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: otmodelirovaniya kproektirovaniyu: monografiya. Moskva: Smysl, 2001.
6. Lavrinova N.N. Analitika sociokul'turnoj situacii (struktura i problemy proektirovaniya). Analitika kul'turologi: 'elektronnoe nauchnoe izdanie. Available at: <http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/230-article_42.html>.
7. Glotov M.B. Social'nyj institut: opredelenie, struktura, klassifikaciya. Sociologicheskie issledovaniya. 2003; 10.
8. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Available at: http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/.
Статья поступила в редакцию 25.12.14
УДК 342
Trubina G.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Director of Education Management, Nizhni Tagil Branch of
Ural State Economic University (Nizhni Tagil, Russia), E-mail: gft @e-tagil.ru
SOCIALLY BASED AND PERSON-ORIENTED LINGUISTIC EDUCATION IN SCHOOL. The article deals with the organization of learning a foreign language among students as part of a socially oriented language education. The researcher registers social goals, objectives, learning content, forms and methods of training in the implementation of language education in school. As part of the main objectives in the field of foreign language skills are several groups of criteria of success of training. Pedagogical technologies presented the goals and objectives of socially oriented and person-oriented language education in the modern educational process and their impact on the quality of training and professional identification of students. The article is a clear parallel between the social significance of language education and personal abilities, aptitudes that will allow students approaching self-realization in various socially important spheres of life, where the most important aspect of the education advocates connection with special training and future, specialized education logically it into the new educational paradigm within the competence-based approach, contributes to the realization of differentiated socially oriented and personality-oriented education.
Key words: foreign language, socially-oriented language education, pedagogical technologies , personality-oriented education.
Г.Ф. Трубина, канд. пед. наук, доц., зам. директора по УВР филиала ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет», г. Нижний Тагил, E-mail: gft @e-tagil.ru
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Статья посвящена проблеме организации обучения учащихся иностранному языку в рамках социально ориентированного лингвистического образования. Прописаны социальные цели, задачи, содержание обучения, формы и методы обучения в процессе реализации лингвистического образования в школе. В рамках основных целей в области знаний иностранного языка выделено несколько групп критериев успешности обучения. Представлены педагогические технологи реализации целей и задач социально ориентированного и личностно ориентированного лингвистического образования в современном образовательном процессе и их влияние на качество обучения и профессиональное определение школьников. В статье проведена чёткая параллель между социальной значимостью языкового образования и личностными способностями, склонностями, которые позволят учащимся самореализоваться в различных социально значимых сферах жизнедеятельности, где наиболее важным аспектом выступает связь получаемого образования с будущей специальностью обучаемых, и профильное обучение логично вписывается в новую образовательную парадигму в рамках компетентностного подхода, способствует реализации дифференцированного социально ориентированного и личностно ориентированного образования.
Ключевые слова: иностранный язык, социально-ориентированное лингвистическое образование, педагогические технологии, личностно-ориентированное образование
Лингвистическое образование сегодня может носить социально ориентированный и личностно ориентированный характер, что отвечает требованиям времени. Социально ориентированное и личностно ориентированное лингвистическое образование призвано способствовать, в первую очередь, взаимной адаптации личности и социума в условиях глобализации.
В этой связи, стоит отметить, что лингвистическое образование в современной российской практике пока что отстаёт от жизненных стандартов: низкий уровень выпускников учебных заведений, на высоком уровне владеющих иностранными языками, препятствует интеграции российского образования в европейское и мировое образовательное пространство. Данный факт,