Н.Д. Родионова
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ Аннотация
В статье рассматриваются перспективные модели инновационной модернизации экономики в целях реализации конкурентных преимуществ региона, перехода в инновационной политике на модель «зеленой экономики» для обеспечения устойчивого развития региона и расширения возможностей интеграции экономики региона в общемировое хозяйство.
Annotation
The article deals with perspective models of innovative modernization of economy aiming at competition advantages of the region as well as the transferring to a “green economy” model to provide a sustainable development of the region and to expand the region economy’s integration opportunities into the world economy.
Ключевые слова
Экологизация экономики, региональная экономика, инновационный путь развития экономики, модель инновационной модернизации экономики, «зеленая» экономики
Keywords
Economy ecologization, regional economy, innovative way of economic development, model of innovative economic modernization, green economy.
В настоящее время значительная часть субъектов Российской Федерации может быть отнесена к категории так называемых «проблемных» регионов, в которых ограничения темпов роста связаны не с недостаточным производственным и природно-ресурсным потенциалом, а с их неэффективным использованием. Так, Ростовская область имеет колоссальные
конкурентные преимущества перед другими субъектами, создающие благоприятные условия для привлечения инвестиций: выгодное географическое положение; важнейшее геополитическое значение для России; развитая транспортная инфраструктура; высокий природноресурсный и промышленный потенциал; богатая сырьевая база для перерабаты-
2011 № 3
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
вающей промышленности; наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы; высокий потребительский спрос. Несмотря на это, в общем зачете РФ по основным макроэкономическим показателям Ростовская область не входит даже в 30 лучших субъектов [6], а бюджет региона вот уже на протяжении ряда лет остается дотационным (1/3 бюджета субъекта составляют выплаты из федерального бюджета).
Основной причиной такой ситуации видится сложившаяся неэффективная, с точки зрения затратности ресурсов, модель экономики, приводящая к диспропорциям в структуре региональной экономики, обусловленным чрезмерной избыточностью потребления энергоресурсов, слабой развитостью перерабатывающих высокотехнологичных отраслей промышленности, низкой долей ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, недостаточно развитым инновационным сектором, ограничивающим производство и использование инновационных разработок в практике хозяйствующих субъектов.
Выход из разряда дотационного субъекта возможен только в случае обеспечения достаточно высоких темпов роста, обеспечивающих увеличение налогооблагаемой базы и собственные доходы регионального бюджета. На современном этапе развития региона выходом из сложившейся ситуации является переход на инновационный путь развития, однако существенным моментом при этом должен стать учет экологических факторов при реализации инновационных стратегий. Современные общемировые тенденции и реалии модернизации экономик и их инновационного развития таковы, что приоритетами в обязательном порядке становятся требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду при соблюдении требований экономической эффективности.
Несмотря на сложность положения, предопределенную кризисом, для государства и регионов сейчас создается уникальная ситуация, когда можно предотвратить сползание экономики к сырьевому типу и заложить основы инновационной экономики. Экологизация экономики, развитие «экологически чистого» производства и инноваций должны поддерживаться всем спектром экономических инструментов [7].
Современная ситуация в экономике предоставляет уникальное «окно возможностей» для проведения путем использования инструментов экологической политики реструктуризации экономики, перехода от ресурсной модели развития к преимущественно инновационному развитию. Экологическая политика может быть активно использована в качестве преодоления кризисных тенденций в экономике [8].
Таким образом, обеспечение инновационного пути экономики проблемных российских регионов (и Ростовской области, в частности) возможно путем ее модернизации на основе современных эффективных технологий, учитывающих природоохранные факторы.
Перспективной моделью инновационной модернизации экономики Ростовской области и аналогичных проблемных регионов в условиях усиления глобализационных тенденций и необходимости осуществления регионами активной «прорывной» инновационной политики с целью интеграцию в систему мирохозяйственных связей является модель «зеленой экономики», развивающаяся в странах Европейского Союза и ряде других развитых государств.
Зелёная экономика (англ. «Green economics», «Ecological economics») -направление в экономической науке, сформировавшееся в последние два десятилетия, где считается, что экономика - зависимый компонент природной среды, в пределах которой она существует
и является ее частью. Теория зеленой экономики базируется на трех аксио-мах:[9]
• невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;
• невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
• все процессы (как экономические, так и социальные, экологические) на планете Земля являются взаимосвязанными.
В более узком понимании «зеленая» экономика трактуется как «отрасли, которые создают и увеличивают природный капитал земли или уменьшают экологические угрозы и риски (UNEP)» [9]. «Если традиционная экономика совмещает труд, технологии и ресурсы, чтобы производить товары конечного пользования и отходы, то зеленая экономика должна возвращать отходы обратно в производственный цикл, нанося минимальный вред природе» [9].
В современной зарубежной бизнес-среде понятие зеленой экономики находится на пике внимания. Финансовые фонды, венчурные капиталисты, правительства передовых стран, бизнесмены и потребители уже сейчас строят зеленую экономику. Инвестиции в энергоэффективные технологии и природную инфраструктуру приносят адекватную отдачу. Так, Всемирный экономический форум 2009 г. взял новый глобальный курс на зеленую экономику как единственный путь развития, и на реализацию программы выделено $750 млрд. (1% от мирового ВВП).
Большую роль в продвижении концепции «зеленой экономики» в жизнь внесла Экономическая и Социальная комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), членами которой из стран постсоветского пространства являются: Армения, Азербайджан, Гру-
зия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. По инициативе ЭСКАТО в 2005 г. была принята стратегия «зеленого» роста, которая первоначально включала четыре приоритетных направления: рациональные модели потребления и производства; «озеленение» предприятий и рынков; устойчивую инфраструктуру и «зеленую» налоговую и бюджетную реформу. Впоследствии были добавлены еще два направления - инвестирование в природный капитал и показатели экологической эффективности [3].
Республика Корея была первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена на сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста. Многие страны используют различные инструменты «зеленой экономики» в своей национальной политике и стратегиях развития. Программа развития ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 2008 г. выступила с инициативой по «зеленой экономике», целью которой является использование исторической возможности в настоящее время сформировать экономику завтрашнего дня
[3].
Если сравнивать модель «зеленой экономики» с другими моделями производства новаций и знаний, то можно выделить следующий ряд ее сравнительных характеристик (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика моделей производства знаний в национальных инновационных системах
__________(Авторская разработка)___________________________________________
Модель 1 (индустриальная экономика) Модель 2 (экономика знаний) Модель 3 («зеленая» экономика)
Формирование планов в академической среде Формирование планов в более широком контексте Формирование планов с учетом требований экономии ресурсов и снижения загрязнения
Решение проблем в академическом секторе Производство знаний в контексте их дальнейшего приложения Производство знаний в контексте последствий их воздействия на окружающую среду
Иерархичность организационных структур Горизонтальность, гибкость организационных структур Объединение различных структур (частных, государственных, общественных, образовательных)
Основа системы - постоянно действующие институты Основа системы - временные сети Сочетание временных и постоянно действующих институтов
Производство знаний в специальных институтах Производство знаний в разных секторах экономики Объединение межсекторальных усилий для поиска компромиссных «зеленых» решений при производстве знаний
Низкий уровень ответственности производителей знания Высокий уровень ответственности и рефлексии Учет последствий использования нового знания на всех этапах жизненного цикла продукта, включая демонтаж и утилизацию как для непосредственного потребителя, так и для окружающей среды и общества
Включение в систему экспертного наблюдения только представителей академического сообщества Включение в систему экспертного наблюдения разнообразных клиентов Включение в систему экспертного наблюдения и принятия экологически значимых решений общественных организаций и населения (открытость и прозрачность принимаемых решений)
Как видно из табл. 1, модель «зеленой экономики» строится на трех основных принципах: на оценке и выдвижении на первый план природных услуг на национальном и международном уровне; обеспечении занятости населения за счет создания «зеленых» рабочих мест и разработки соответствующей политики; использовании рыночных механизмов для достижения устойчивого развития.
Модель «зеленой экономики» является, безусловно, инновационной моделью развития, поскольку без постоянной генерации новых знаний невозможно совершенствовать технологии снижения антропогенного негативного воздействия на окружающую среду, а достижение оптимальных значений показателей этого воздействия (в рамках экологической емкости биосферы) яв-
ляется все еще невозможным на современном этапе развития человеческой цивилизации и может рассматриваться лишь как идеальная модель взаимодействия общества и природы.
Ее основное отличие от других моделей состоит в том, что при всей важности перспективной инновационной политики приоритетом современного этапа развития общества является «обеспечение реализации политики, определяющей наше отношение к природным ресурсам, на которых и строится экономика уже сегодня. Приоритет экономической политики по широкому использованию природных ресурсов должен учитывать приоритет экологической политики по повышению их ценности. ... Практика развития рыночной экономики и последние кризисные явления как в России, так и в мире показа-
ла, что обеспечение реализации этих приоритетов является едва ли не главной задачей государства и гражданского общества» [4].
Некоторые исследователи считают, что именно "зеленая экономика" станет движущей силой экономического развития 21-го столетия. «Зеленые» рабочие места создаются все более быстрыми темпами. В общей сложности, ныне в мире насчитывается 2.3 млн. таких рабочих мест, в том числе ветряная энергетика обеспечивает работой около 300 тыс. человек, солнечная - 600 тыс., индустрия производства биотоплива -более 1 млн. Кроме того, постепенно " зеленеют" и иные профессии. К примеру, набирает популярность "зеленое" строительство более экономичных в плане потребления энергии зданий. По данным Worldwatch Institute, "зеленая" модернизация 200 тыс. квартир позволила создать 25 тыс. новых рабочих мест и сохранить 116 тыс. старых. 250 тыс. работников автоиндустрии ныне выпускают экономичные автомобили -всего в этом секторе экономики занято около 8 млн. человек. Примерно 40% мировой стали и около 25% алюминия производятся путем переработки отходов, что позволяет обеспечить работой около 250 тыс. человек[3].
По мнению ведущих российских и зарубежных специалистов, обеспечение экономического роста в российских регионах сегодня связано с увеличением загрязнения и деградации среды, нарушением баланса биосферы, изменением климата. Это ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Однако сегодня в России эти проблемы не стоят на повестке дня и не осознаются первостепенными. В качестве приоритета национальной экологической политики России определено повышение ценности природных ресурсов и всего природного богатства. Его недооценка -причина затруднений в обеспечении ус-
тойчивого развития, а низкая оценка природного богатства ведет к переэкс-плуатации природных ресурсов. По мнению С.Н. Бобылева, профессора МГУ, соблюдение принципов устойчивого развития («зеленой экономики») -путь выхода из современного кризиса и обеспечения дальнейшего бескризисного развития. В то же время, пока весь мир пытается выходить из кризиса с «зеленой экономикой», Россия делает ставку на высокоуглеродную экономику, что делает развитие антиустойчивым
[4].
В основе зеленой экономики -чистые, или «зеленые», технологии («:с1еап1есЬ» или §гееп1есЬ), новые технологии, или бизнес-модели, предлагающие инвесторам и покупателям конкурентоспособный доход одновременно с обеспечением решений глобальных проблем. Чистые технологии работают с причиной экологических проблем, используя инновационные подходы, кардинально меняя продукты, технологии и потребительское поведение. Чистые технологии стимулируются покупательскими предпочтениями, поэтому ус-
пешны на рынках и имеют хорошие финансовые результаты. Рынок чистых технологий представлен широким спектром товаров, услуг, процессов, которые обеспечивают высокую производительность при снижении издержек, одновременно заметно снижая или исключая негативное воздействие на окружающую среду, более эффективное и ответственное использование природных ресурсов.
В условиях повышения роли регионов в активизации процессов интеграции России в систему мирохозяйственных связей возможны эффективные региональные инициативы перехода к «зеленой» модели инновационного развития, обеспечивающего двойственный эффект от модернизации экономики (экономический и экологический) и общее улучшение качества жизни населе-
ния, включая его экологические параметры.
Для перехода к «зеленой экономике» предлагается широкий спектр инструментов [3]:
• соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий, оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде;
• политика государственных закупок, которая поощряет производство экологичной продукции и использование соответствующих принципам устойчивого развития методов производства;
• реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение;
• рост государственных инвестиций в соответствующую принципам устойчивого развития инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;
• целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;
• социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими стратегиями.
Применительно к Ростовской области можно выделить целый ряд приоритетных направлений, обеспечивающих переход экономики региона на зеленую инновационную модель развития.
Помимо масштабных работ по модернизации и повышению энергоэффективности экономики региона, следует выделить такое направление, как аграрный сектор, имеющий значительный потенциал, который в настоящее время используется неэффективно. Имея аграрно-промышленную специализацию, со значительной долей земель сельскохозяйственного назначения в общей площади территории региона, Ростовская область характеризуется чрезмерными диспропорциями в соотношении городского и сельского населения: только четверть населения региона проживает в сельской местности, остальная часть сконцентрирована в основных центрах агломерации. Наблюдается деградация земельных ресурсов вследствие нерациональных технологий землепользования (водная и ветровая эрозия, подтопление, засоление, осо-лонцевание, дегумификация). Данные мониторинга земель показывают, что, несмотря на созданный в предыдущие годы комплекс мероприятий, направленных на защиту земель от деградации и сохранение плодородия почв, почворазрушающие процессы на территории области продолжают расширяться и прогрессировать [2].
Развитие сельского хозяйства ограничивается высоким уровнем монополизации рынков сельскохозяйственной продукции. Стимулирование региональными органами власти внедрения инновационных технологий рационального землепользования и переработки сельскохозяйственного сырья для малых фермерских хозяйств могло бы способствовать повышению урожайности сельскохозяйственных земель, развитию сельских территорий и привлечению в них населения, развитию сельского хозяйства и АПК региона, повышению обеспеченности населения региона качественными местными продуктами питания, увеличению прибыли
региона за счет повышения эффективности всего аграрного сектора.
Вторым перспективным направлением инновационного развития «зеленой экономики» Ростовской области является рационализация водопользования, требующая модернизации наиболее «грязных» производств с учетом минимизации их негативного воздействия на водные объекты региона, в первую очередь, водного бассейна реки Дон. Такая модернизация должна быть осуществлена за счет внедрения в первую очередь технологий, замкнутыми циклами использования воды в производственных процессах, что позволяет в будущем уйти от затрат на ее очистку «на выходе трубы». Это позволит также снизить затраты на очистку поступающей на заборе воды, которые вынуждены нести некоторые донские предприятия в силу ее несоответствующего качества в естественных водоемах. Улучшение качества воды в естественных источниках приведет к оздоровлению всей экосистемы региона и позволит более эффективно развивать такие отрасли, как: экотуризм, охота, спортивное и любительское рыболовство. Перспективным направлением является также развитие альтернативных источников энергии, для которого необходимо проведение дополнительных работ по исследованию потенциала региона, а также ряд других направлений.
Используя в качестве основных приоритетов принципы модели «зеленой экономики», Ростовская область имеет необходимые условия, чтобы сформировать целый комплекс конкурентных преимуществ, обеспечивающих ее интеграцию в общемировое хозяйство. Кроме того, реализация подобных проектов может быть поддержана рядом международных организаций, выделяющих в настоящее время значительные средства на достижение целей устойчивого развития, модернизацию и энергоэффективность. Несмотря на то
что практическая реализация перехода к «зеленой» модели инновационного развития связана со значительными вливаниями, на уровне региона вложенные инвестиции довольно быстро начнут давать результат. В этой связи целесообразно в качестве вывода привести высказывание одного из сотрудников «Deutsche Bank» Шахдеева П.: «Вскоре инвестиции польются обратно в глобальную экономику - вопрос в том, будут ли они направлены в старые добывающие отрасли краткосрочной экономики вчерашнего дня или в новые зеленые отрасли экономики, которые займутся решением различных проблем, при этом создавая многие экономические возможности как для бедных, так и для богатых в равной степени»[3].
Библиографический список
1.«Зеленая экономика» - новый вектор устойчивого развития? // Информационно-аналитический бюллетень «Мосты», Вып. № 5, 2010. - Режим доступа: http://trade.ecoaccord.org/bridges/0510/12. htm.
2.Экологический Вестник Дона, 20062010 // Официальный сайт Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области. - Режим доступа:
http://www.doncomeco.ru/ecology/archive /.
3.Зеленая экономика // Дом солнца. -Режим доступа:
http://www.sunhome.ru/journal/114815.
4.Материалы круглого стола «Устойчивое развитие и гражданское общество: приоритеты работы Института устойчивого развития» / Институт устойчивого развития, 2010.
5.Мидлер Е.А. Генерирование и трансфер инноваций в системе формирования новой экономики. - Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2010.
6.Ефименко А.А. Реализация социальноэкономической политики региона в условиях реформирования межбюджетных
отношений. Автореф. на соиск.........канд
.экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2010.
7.Бобылев С.Н. Экология и экономика: приоритеты развития / Материалы круглого стола в Институте современного развития. - Режим доступа: www.riocenter.ru/nj/news/5325.
8.Юргенс И.Ю., Захаров В.М. Обращение к Президенту Российской Федерации. М.: Институт устойчивого развития / Институт современного развития, Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, 2009.
9.Википедия,- Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Зеленая экономика.
10. http: //www. re greenl ab. ru/ru/ green-economic.
Bibliographic list
1.Green economy - a new vector of stable
development 111 Informational- analytical newsletter “Mosti”, Edition № 5, 2010 -Regime of access
http://trade.ecoaccord.ord/bridges/0510/12/ htm/
2.Ecological Ntws of Don, 2006-2010// official site of the committee of environmental protection and natural resources of Rostov Region Administration.
http: //www. doncomeco. ru/ecol ogy / archive
/
3. Green economy// Sun Home-http;//www. sunhome.ru/j ournal/114815
4.The stable development and civil society: work priorities of the Institute of Sustainable Development, Institute of Sustainable Development, 2010.
5.Midler E.A. Generating and innovation transfer in the system of a new economy formation. Rostov-on-Don: NCSG HS SFU, 2010.
6.Efimenko A.A. Realisation of social and economic policy of a region in reforming of interbudgetary relations. Author’s abstract of Cand. Econ. Sci - Rostov - on -Don, 2010.
7.Bobiliov S. N. Ecology and economy: priorities of development / Round table in the Institute of Modern Development, www. ri ocentre. ru/ru/news/5 3 25
8.Yurghens I.Y., Zakharov V.M. Appeal to the President of the Russian Federation. M.: Institute of Sustainable Development, Commission on ecological policy and environmental protection of Public chamber, RF, 2009.
9.http://ru.wikipedia.org/eiki/ Green Economy
10. http: //regreenlab. ru/ru/green-economi c