Научная статья на тему 'Перспективные методы инструментальной психодиагностики в оценке достоверности информации'

Перспективные методы инструментальной психодиагностики в оценке достоверности информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
757
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ / ВИДЕОТРЕКИНГ ГЛАЗ / «ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ» / INSTRUMENTAL PSYCHO-DIAGNOSTICS / ASSESSMENT OF CREDIBILITY OF INFORMATION / POLYGRAPH / EEG / LIE DETECTION / EYE TRACKING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Венерина Ольга Геннадьевна, Пучкова Александра Николаевна, Ткаченко Ольга Николаевна, Соколов Алексей Евгеньевич, Варламов Антон Алексеевич

Приводится сопоставление традиционных и новых психофизиологических методов оценки достоверности информации. Анализируются текущая ситуация в данной области и возможность использования электроэнцефалографа и видеотрекинга глаз в целях выявления скрываемой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Венерина Ольга Геннадьевна, Пучкова Александра Николаевна, Ткаченко Ольга Николаевна, Соколов Алексей Евгеньевич, Варламов Антон Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE METHODS OF INSTRUMENTAL PSYCHO-DIAGNOSTICS IN ASSESSMENT OF CREDIBILITY OF INFORMATION

The paper discusses traditional instrumental methods of lie detection (polygraph) as well as novel instrumental approaches (electroencephalography and eye tracking) implemented to assess credibility of information.

Текст научной работы на тему «Перспективные методы инструментальной психодиагностики в оценке достоверности информации»

Психофизиология

О.Г. Венерина, А.Н. Пучкова, О.Н. Ткаченко, А.Е. Соколов, А.А. Варламов

Перспективные методы инструментальной психодиагностики в оценке достоверности информации

Приводится сопоставление традиционных и новых психофизиологических методов оценки достоверности информации. Анализируются текущая ситуация в данной области и возможность использования электроэнцефалографа и видеотрекинга глаз в целях выявления скрываемой информации.

Ключевые слова: инструментальная психодиагностика, оценка достоверности информации, электроэнцефалография, видеотрекинг глаз, «детекция лжи».

Вопрос обнаружения правды и неправды интересовал человечество на всем протяжении его существования. До нас дошли многочисленные свидетельства того, как еще древние люди использовали оригинальные способы выявления лжецов, основанные на наблюдении за тем, что ложь, как правило, сопровождается теми или иными проявлениями физиологической активности: лопнувшее яйцо в руках лгущего, сухая рисовая мука во рту и многие другие [14]. Оценка достоверности информации или «детекция лжи» - далеко не новое направление и в области современной экспериментальной психодиагностики, которое к настоящему моменту выделилосьв отдельную прикладную область -психофизиологические исследования с использованием полиграфа.

Полиграф (от греч. poly - много, graphos - пишу) - медико-биологический прибор, позволяющий синхронно и непрерывно фиксировать проявления активности вегетативной нервной системы (ВНС) человека, отвечающего на вопросы, задаваемые полиграфологом. В ходе процедуры осуществляется регистрация нескольких физиологических показателей, а именно: изменений особенностей дыхания человека,

параметров объемного кровотока (АД, ФПГ) и кожно-гальванической к реакции (КГР). | |

С момента своего возникновения метод претерпел существенные | § изменения: увеличилось число регистрируемых параметров, аналого- с ^ вые приборы сменились компьютерными полиграфами, был разработан ряд стандартизированных и валидизированных тестовых методик, эмпирическим путем были установлены оптимальные или близкие к оптимальным правила обсчета и интерпретации полученных результатов. Тем не менее, до сих пор применение полиграфа вызывает много споров и противоречивых мнений как среди теоретиков в этой области, так и среди практиков. До сегодняшнего дня не сформирован единый теоретический подход к обоснованию причин реагирования ВНС человека при сообщении им недостоверной информации или заведомой лжи. Причина заключается в том, что в проявлениях активности ВНС, на анализе которых основан метод, нет специфических признаков лжи, и до сегодняшнего дня не удалось выделить маркеры, однозначно свидетельствующие о том, что человек, отвечая на вопросы специалиста, сообщает недостоверную информацию. По этой причине тестирование на полиграфе предполагает строгое соблюдение методологии как в части ведения беседы, так и в части регистрации и анализа полученных данных. Малейшее нарушение технологии со стороны специалиста может приводить к ошибочным интерпретациям. Более того, даже в случае скрупулезного соблюдения полиграфологом алгоритма тестирования полученные результаты будут носить вероятностный характер, поскольку регистрируемые показатели характеризуются высоким уровнем индивидуальной вариативности, и не все их изменения могут быть связаны с процессом лжи.

Сама идея инструментальной оценки достоверности информации базируется на сформулированном отечественным психофизиологом А.Р. Лурия положении о наличии связи между скрытыми психическими и доступными для наблюдения физиологическими процессами, которые можно зафиксировать, проинтерпретировать и проанализировать: «Единственная возможность изучить механику внутренних "скрытых" процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с какими-нибудь одновременно протекающими рядом доступными для непосредственного наблюдения процессами поведения, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы себе отражение... изучая эти внешние, доступные отражению корреляты, мы имели бы возможность тем самым изучать недоступные нам непосредственно "внутренние" соотношения и механизмы» [1]. Наличие такой связи доказано на феноменологическом уровне, но сама по себе эта

связь не является жестко детерминированнои, т.е. не имеет прямых, четко выраженных маркеров, позволяющих делать надежные и однозначные выводы. Таким образом, метод инструментальной оценки достоверности информации с использованием полиграфа опирается на косвенные признаки, а полученные результаты носят вероятностный характер.

Оставаясь одним из самых распространенных на сегодняшний день способов верификации правдивости сообщений, технология инструментальной оценки достоверности информации продолжает оставаться несовершенной и нуждается в дальнейших исследованиях и доработках. Это обуславливает поиск новых методов, применение которых позволит повысить надежность и специфичность оценки достоверности информации.

В настоящее время в мире активно ведутся исследования возможностей применения видеотрекинга глаз как метода анализа глазодвигательной активности в ситуациях осознанного сокрытия информации. Видеотрекинг глаз (еуейасЫ^, айтрекинг, видеоокулография) - набирающая в настоящее время популярность методика психофизиологических исследований, которая базируется на видеоинформации об относительном расположении центров зрачка глаза и роговичного блика. На основе этих данных происходит бесконтактное отслеживание направления взора и движений глаз испытуемого. Видеотрекер позволяет непосредственно отслеживать траектории движения глаз и, следовательно, фокус направленного вовне внимания человека. Современные видеотрекеры обладают высокой скоростью и точностью регистрации и пригодны для тонкого анализа глазодвигательной активности в различных условиях. В последние годы происходит заметное удешевление видеотрекеров, что способствует их распространению не только в фундаментальных исследованиях, но и в ряде прикладных научных направлений.

Исследования, проведенные в течение последних пяти лет, показали, что сокрытие информации и обман влияют на параметры морганий испытуемого. При произнесении ложных утверждений частота морганий уменьшается, что связывают с большей когнитивной нагрузкой при сочинении лжи по сравнению с произнесением правды [8; 18; 19]. У «виновных» испытуемых наблюдаются характерные изменения параметров фиксаций взора в ходе рассматривания ими изображений, связанных с совершенным нарушением [19]. Параметры фиксаций и паттерны чтения меняются при чтении текста, связанного с совершенным нарушением, и при заполнении анкеты ложными сведениями [7; 22]. Таким образом, развитие анализа движений глаз и морганий перспективно для повышения

точности и валидности методик оценки достоверности сообщаемой к информации, а кроме того, может использоваться в новых методиках | о полиграфологического исследования, использующих возможности | § видеотрекинга глаз и отслеживания направления внимания. Авторы с ^ исследований отмечают, что видеотрекинговые методики могут служить методом борьбы с техниками противодействия полиграфной проверке, поскольку глазодвигательная активность плохо поддается длительному сознательному контролю [10; 20].

В МГГУ им. М.А. Шолохова под руководством А.С. Огнева была выполнена серия исследований для оценки перспектив использования трекинга глаз в ходе решения задач, связанных с выявлением скрываемой информации. Эксперименты проводились с помощью высокочастотной системы трекинга глаз SMIHi-Speed 1250. Для анализа перемещения взора использовалась программа BeGaze™, с помощью которой выделялись области фиксации взгляда, строились «температурные» карты и карты внимания [2]. Данная работа была сфокусирована на паттернах свободного рассматривания изображений, включающих релевантный стимул в ряду нерелевантных, и последующем сравнении полученных в ходе предъявления маршрутов движений глаз. Исследование опиралось на широко используемую методику выявления скрываемой информации [6].

Результаты проведенных экспериментов подтвердили возможность использования айтрекера в целях оценки достоверности информации, что может существенно дополнить и расширить существующие классические методы, а также компенсировать сложности, возникающие в ходе проведения проверок с использованием полиграфа, в частности, такие как высокая доля ложноположительных результатов при наличии осложняющих обстоятельств, не имеющих отношения к конкретному исследованию [13]. В настоящее время на базе лаборатории оценки достоверности информации Института нейронаук и когнитивных исследований МГГУ им. М.А. Шолохова планируется проведение серии экспериментов по совместному использованию полиграфа и айтрекера.

Анализ изменения электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека с целью выявления скрываемой информации пока не используется на практике, хотя уже сейчас существуют десятки работ, показывающих эффективность этого метода в оценке достоверности информации, причем в большинстве перечисленных исследований получены высокодостоверные, стабильные и воспроизводимые результаты [3-5; 9; 21]. Традиционное возражение против использования ЭЭГ заключается в высокой стоимости оборудования и затрудненной регистрации в условиях проведения полевого тестирования [12], однако на сегодняшний день это уже явля-

ется неактуальным, поскольку стоимость оборудования упала в десятки раз, а использование активных и «сухих» электродов делает процедуру регистрации ЭЭГ существенно менее трудоемкой, чем ранее. Более того, в недавнем метаанализе, рассматривающем информативность различных инструментальных методов выявления скрываемой информации, было показано, что амплитуда компонента вызванных потенциалов Р300 вносит больший вклад в выявление скрываемой информации, чем самый информативный регистрируемый с помощью полиграфа параметр (КГР): параметр ё Коэна составлял 2,55 для амплитуды Р300 и 1,72 для КГР [5]. Сходные результаты были получены и в другой работе [4], где также была показана большая информативность амплитуды Р3 по сравнению с данными КГР. Помимо амплитуды Р300, высокую информативность в ситуации выявлении скрываемой информации показали такие компоненты вызванных потенциалов ЭЭГ, как N200 и N400 [7; 11; 15; 17] и поздний положительный компонент [15; 17].

Таким образом, можно утверждать, что совместное использование традиционных психофизиологических параметров, регистрируемых с помощью полиграфа, данных ЭЭГ и трекинга глаз должно существенно повысить надежность и достоверность результатов, получаемых в ходе решения задач, связанных с оценкой достоверности информации, как в отношении непричастных, так и в отношении причастных лиц.

В любом случае, в ситуации применения вероятностных диагностических методов использование ряда независимых информативных маркеров, каждый из которых в отдельности обладает умеренной надежностью и информативностью (полиграф, видеотрекер, ЭЭГ), точность и специфичность результатов существенно улучшается. Кроме того, в случае использования видеотрекинга и ЭЭГ регистрируемые параметры довольно сложно или невозможно сознательно контролировать, а значит, эти методики устойчивы к противодействию со стороны лиц, скрывающих свою причастность к рассматриваемым событиям. Это особенно важно для такой критической области деятельности, как оценка достоверности сообщаемой информации, где цена неправильной интерпретации данных может оказаться очень высокой.

Библиографический список

1. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта. Психология эмоций / Тексты под

ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.

f

2. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента // Вестник МГГУ | | им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 103-112. 2 §

3. A modified event-related potential-based guilty knowledge test / Rosenfeld J.P. 3 g е.а. // International Journal of Neuroscience. 1988. № 42. Р. 157-161. ^

4. Allen J.J., Iacono W.G. A comparison of methods for the analysis of event-related potentials indeception detection // Psychophysiology. 1997. № 34. P. 234-240.

5. Allen J.J., Iacono W.G., Danielson K.D. The developmentand validation of an event-related-potential memory assessment procedure: A methodology for prediction in the face of individual differences // Psychophysiology. 1992. № 29. P. 504522.

6. Ben-Shakhar G., Elaad E. The Guilty Knowledge Test (GKT) as an application of psychophysiology: Future prospects and obstacles // Handbook of polygraph testing / M. Kleiner (ed.). San Diego, CA, 2002. P. 87-102.

7. Detection of guilty knowledge with event-related potentials / Boaz E. е.а. // Journal of Applied Psychology. 1991. № 76. P. 788-795.

8. Event-related brain potentials during the standard autonomic-based concealed information test / Matsuda I. е.а. // International Journal of Psychophysiology. 2009. № 74. Р. 58-68.

9. Farwell L.A., Donchin E. The truth will out: Interrogative polygraphy ("lie detection") with event-related brain potentials // Journal of Applied Psychology. 1991. № 76. P. 788-795.

10. Fukuda K. Eye blinks: new indices for the detection of deception // International Journal of Psychophysiology. 2001. № 40 (3). P. 239-245.

11. Gamer M., Berti S. Task relevance and recognition of concealed information have different influences on electrodermal activity and event-related brain potentials // Psychophysiology. 2010. № 47.2. P. 355-364.

12. Gronau N., Ben-Shakhar G., Cohen A. Behavioral and Physiological Measures in the Detection of Concealed Information // Journal of Applied Psychology. 2005. V. 90. № 1. P. 147-158.

13. Honts C.R., Amato S., Gordon A. Effects of outside issues on the Comparison Question Test // The Journal of General Psychology. 2004. № 131.1. Р. 53-76.

14. Kleinmuntz B., Szucko J.J. Lie detection in ancient and modern times: A call for contemporary scientific study // American Psychologist. 1984. № 39 (7). Р. 766.

15. Leal S., Vrij A. The occurrence of eye blinks during a guilty knowledge test // Psychology, Crime & Law. 2010. № 75 (3). P. 349-357.

16. Lyin' eyes: ocular-motor measures of reading reveal deception / Cook A.E. е.а. // Journal of Experimental Psychology. Applied. № 18 (3). P. 301-313.

17. Matsuda I., Nittono H., Allen J.J. The current and future status of the concealed information test for field use // Frontiers in Psychology. 2012. № 3.

18. Perelman B.S. Detecting deception via eyeblink frequency modulation // Peer. 2014. № 2. Р. 260.

19. Peth J., Kim J., Gamer M. Fixations and eye-blinks allow for detecting concealed crime related memories // International Journal of Psychophysiology. 2013. № 88 (1). P. 96-103.

20. Seymour T.L., Baker C. A., Gaunt J.T. Combining blink, pupil, and response time measures in a concealed knowledge test // Frontiers in Psychology. 2012. № 3. Р. 614.

21. Simple, effective countermeasures to P300-based tests of detection of concealed | information / Rosenfeld J.P. e.a. // Psychophysiology. 2004. № 41. P. 205-219.

§ 22. Van Hooft E.A.J., Born M.P. Intentional response distortion on personality tests:

using eye-tracking to understand response processes when faking // The Journal of Applied Psychology. 2012. № 97 (2). P. 301-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.