энергосбережения — амортизационные отчисления.
Как известно, в существовавшей до последнего времени системе централизованного управления большая часть амортизационных отчислений на предприятии передавалась в централизованный фонд верхнего уровня управления.
В новых условиях экономического развития определенную часть амортизационных отчислений мы предлагаем направлять в Фонд энергосбережения. Эта часть должна строго контролироваться, регламентироваться законами и нормативами и направляться исключительно на цели энергосбережения : улучшение технологий, модернизацию оборудования, научные и про-ектно-конструкторские разработки в данном направлении и т. п.
Конечно, имеется определенное неудобство такого способа формирования Фонда: величина отчислений будет зависеть не от объема потребляемых ресурсов, а от величины основных фондов. В то же время фактически средства из Фонда направляются именно на преобразование технологий, организацию производства и т. п., и поэтому связаны с величиной имеющихся фондов.
Иными словами, каждым предприятием самостоятельно формируется фонд энергосбережения, величина которого определяется следующим образом:
Поступила 14.02.02.
^фэс = КАФ, (1)
где 5фэс — фонд энергосбережения, образуемый предприятием; К — коэффициент отчислений в Фонд (25 — 40 %); А — норма амортизационных отчислений на реновацию; Ф — стоимость основных фондов.
Созданный таким образом фонд распределяется между предприятием и республиканским Фондом энергосбережения следующим образом:
^фэс ~~ ^респ + ^пред> (2)
где 5респ — отчисления в республиканский Фонд (5 — 7 %); 8пред — средства, остающиеся непосредственно у предприятия на нужды энергосбережения (93 —
95 %).
Таким образом, подавляющая часть средств фактически остается у предприятия и направляется на техническое перевооружение производства с целью энергосбережения.
Для успешной реализации политики энергосбережения в Республике Мордовия необходимо активное участие государственных органов. Финансирование программ энергосбережения из республиканского бюджета на сегодняшний момент является основным фактором начала полномасштабной энергосберегающей деятельности в республике.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
Т. В. САФАРГАЛИЕВА, аспирант
Благополучие человека, живущего в современном индустриальном обществе, основано на большом потреблении относительно дешевой энергии. Предполагается, что потребление энергии будет расти быстрее, чем растет население Земли и по
крайней мере удвоится к 2050 г. Более 86 % от полной используемой человечеством энергии в настоящее время производится при сжигании полезных ископаемых — угля, нефти, природного газа и др. Чтобы понять роль и место возобновляемых
© Т. В. Сафаргалиева, 2002
источников энергии, особенно в будущем, полезно обратить взгляд в недавнее прошлое.
В 1960-е гг. основой энергетики многих стран, в том числе экономически наиболее развитых, являлась нефть (в значительной мере — достаточно дешевая ближневосточная). В то время исследования в области использования возобновляемых источников многим казались чем-то экзотическим. Все переменилось в 1973 г. во время ближневосточного нефтяного кризиса. Вдруг стало ясно, что ориентация на импортную нефть представляет угрозу энергетической безопасности многих государств. Большинству экономически развитых стран пришлось срочно разрабатывать новую энергетическую стратегию, направленную на диверсификацию источников энергии; всемерное энергосбережение, а также среди прочих мер — на основательное изучение возможностей применения нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ).
То, что ситуация на мировом нефтяном рынке вскоре стабилизировалась, не остановило указанные страны в реализации новой энергетической стратегии, и на этом пути были достигнуты впечатляющие результаты. Энергосберегающие меры были предприняты практически во всех сферах жизнедеятельности. Однако главным средством энергосбережения стала структурная перестройка экономики, направленная на уменьшение доли энергоемких производств (которые, как правило, являются к тому же экологически неблагополучными) и увеличение доли наукоемких. Достаточно сказать, что, например, в 1970 г. энергоемкость единицы валового национального продукта в США была несколько выше, чем в бывшем СССР, а в настоящее время в России этот показатель в два с лишним раза выше, чем в Соединенных Штатах Америки. Россия в большом количестве экспортирует алюминий, являющийся высокоэнергоемким продуктом, а импортирует, например, компьютеры, то есть наукоемкую и малоэнергоемкую продукцию.
Одним из положений новой энергетической стратегии стало всемерное развитие нетрадиционных направлений. В различных странах применяются разные способы (и их сочетания) экономической
поддержки: налоговые и кредитные льготы, благоприятные тарифы, дотации и т. п.
Говоря о производстве электроэнергии, следует заметить, что это весьма специфический вид продукции, который должен быть потреблен в тот же момент, что и произведен. Ее нельзя отправить на склад, как уголь, нефть или другой продукт, поскольку .фундаментальная научно-техниче-ская проблема аккумулирования электроэнергии в больших количествах пока не решена и нет оснований полагать, что будет решена в обозримом будущем.
Для малых автономных ветровых и солнечных энергоустановок возможно и целесообразно применение электрохимических аккумуляторов, но при производстве электроэнергии за счет этих нерегулируемых источников в промышленных масштабах возникают трудности, связанные с невозможностью постоянного сопряжения производства электроэнергии с ее потреблением (с графиком нагрузки). Достаточно мощная энергосистема, включающая также ветроэлектрические установки или ветроэлектростанции и солнечные электростанции, может компенсировать колебания мощности этих станций. Однако при этом, во избежание изменений параметров энергосистемы (прежде всего частоты), доля нерегулируемых электростанций не должна превышать, по предварительной оценке, 10 — 15%(по мощности) [2].
Что же касается бесплатности большинства видов НВИЭ, то этот фактор нивелируется значительными расходами на приобретение соответствующего оборудования. В результате возникает некоторый парадокс, состоящий в том, что бесплатную энергию способны использовать главным образом богатые страны. В то же время наиболее заинтересованы в эксплуатации НВИЭ развивающиеся государства, не имеющие современной энергетической инфраструктуры, т. е. развитой сети централизованного энергоснабжения. Для них создание автономного энергообеспечения путем применения нетрадиционных источников могло бы стать решением проблемы, но в силу своей бедности они не имеют средств на закупку в достаточном количестве соответствующего оборудования. Богатые же страны энергетического голо-
да не испытывают и проявляют интерес к альтернативной энергетике в основном по соображениям экологии, энергосбережения и диверсификации источников энергии.
Существующие технические и экономические трудности при использовании нвиэ показывают, насколько сложно организовать их крупномасштабное применение. Эта проблема требует системного подхода.
Однако в целом использование НВИЭ в мире приобрело ощутимые масштабы и устойчивую тенденцию к росту. Можно дискутировать только о темпах роста данного показателя, но сам факт роста не подвергается сомнению. Нетрадиционная энергетика, использующая для получения энергии такие природные источники, как ветер, солнце, вода, геотермальное тепло, и пока не получившая распространения в нашей стране, достаточно успешно развивается в других странах мира.
Прогноз развития возобновляемых источников энергии в странах ЕС представлен на рис. 1 [4].
150
100
50
млн кВт•Ч
1995
2000
2005
2010
2015
2020
Биомасса
Гидроэнергия - Ветровая, солнечная и геотермальная энергия
Рис. 1
ОДЫ
Важным моментом оценки перспективности использования в энергетике НВИЭ является использование полезностного подхода. В отличие от привычной стоимо-
стной концепции, которая ориентирована на фиксирование и анализ прошлых затрат, полезностный подход дает возможность произвести оценку с точки зрения перспективы использования того или иного энергоисточника. И тот момент, что использование, например, ветроустановок или гелиосистем экологически безопаснее, чем работа угольных электростанций или АЭС, может оказаться немаловажным с позиции анализа потребительной стоимости выра-
ном случае будет учитываться все количество труда, затраченного на устранение неблагоприятных последствий процесса энергопроизводства. При применении же НВИЭ воздействие на окружающую среду сравнительно мало, поэтому здесь можно говорить о некотором количестве высвобождаемого труда, сэкономленного не только на проведении мероприятий по устранению последствий энергопроизводства, но и в процессе заготовки, доставки и использования топлива, на эксплута-ционных затратах и т. д.
Прежде чем сравнивать различные энергетические технологии по экономическим и другим параметрам, необходимо
и
определить их действительную стоимость, поскольку действовавшие, например, в России цены на топливо и энергию в последние годы не отражали реальные затраты на их производство, что не способствовало развитию экономических стимулов , направленных на энергосбережение и создание новых технологий в энергетике. Необходимо также отметить, что во всех странах мира существенная часть стоимости производства энергии не отражается в тарифах, а распределяется на затраты общества.
Известно, что каждый год в мире потребляется столько нефти, сколько ее образуется в природных условиях за 2 млн Лет. Гигантские темпы потребления нево-зобновляемых энергоресурсов по относительно нчзким ценам, которые не отражают реальные затраты общества, по существу, означают жизнь взаймы у будущих поколений, которым будет недоступна энергия по такой низкой цене.
Другая составляющая стоимости энергии, которая распределяется на все общество и не включается в тарифы за энергию, связана с загрязнением окружающей среды энергетическими установками. Выбросы тепловых электростанций создают тепличный эффект и влияют на климат, приводя, например, к засухе, окислы серы и азота в атмосфере превращаются в серную и азотную кислоты и возвращаются на землю со снегом или в виде кислотных дождей. Повышенная кислотность воды приводит к снижению плодородия почвы, уменьшению рыбных запасов и высыха-
батываемой электроэнергии. Ведь в дан- нию лесов, повреждению строительных кон-
струкций и зданий. Токсичные тяжелые метал л ы, такие, как кадмий, ртуть, свинец, могут растворяться кислотами и попадать в питьевую воду и сельскохозяйственные продукты.
Существует неопределенность в отношении реальной стоимости электроэнергии, получаемой и от атомных электростанций. Можно утверждать, что реальные цены в атомной энергетике будут установлены после того, как будут решены вопросы безопасности АЭС, ядерных технологий по получению топлива, захоронения отходов и разработаны принципы обращения с оборудованием, зданиями и сооружениями АЭС, выводимыми из эксплуатации через тридцать лет работы, и они будут выше существующих.
Наши и зарубежные оценки свидетельствуют, что прямые социальные затраты, связанные с вредным воздействием электростанций, включая болезни и снижение продолжительности жизни людей, оплату медицинского обслуживания, потери на
производстве, снижение урожая, восстановление лесов и ремонт зданий в результате загрязнения воздуха, воды и почвы, составляют около 75 % от мировых цен на топливо и энергию. По существу, это затраты всего общества, т. е. экологический налог, который платят граждане за несовершенство энергетических установок, и этот налог должен быть включен в стоимость энергии для формирования Государственного фонда энергосбережения и создания новых экологически чистых технологий в энергетике.
Если учесть эти скрытые сейчас затраты в тарифах на энергию, то большинство новых технологий возобновляемой энергетики становится конкурентоспособными. Одновременно появится источник финансирования новых проектов по экологически чистой энергетике. Именно такой «экологический» налог в размере от 10 до 30 % от стоимости нефти введен в Швеции, Финляндии, Нидерландах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бойлс Д. Биоэнергия: технология, термодинамика, издержки. М.: Агропромиздат, 1987. 152 с.
2. Волеваха Н. М. Нетрадиционные источники энергии / Н. М. Волеваха, В. А. Волеваха. Киев: Выща шк., 1988. 58 с.
3. Кононов Ю. Д. Энергетика и экономика (проблемы перехода к новым источникам энергии). М.: Наука, 1981. 187 с.
4. Монахова И. Международный конгресс по нетрадиционной энергетике // Энергия. 2000. № 2. С. 10 - 12.
5. Твайделл Дж. Возобновляемые источники энергии / Дж. Твайделл, А. Уэйр. М.: Энерго-атомиздат. 1990. 392 с.
Пос?пупила 05.03.02.
СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
С. С. АРТЕМЬЕВА, кандидат экономических наук
Федерализм, бюджетный федерализм, межбюджетные отношения — явления сложные и многомерные. В науке нет единого подхода к их пониманию, не сформулированы их определения как категорий. Однако можно утверждать, что они взаимосвязаны.
Наиболее широкое значение имеет категория «федерализм». Эволюция федерализма имеет свою многовековую историю. Этот термин начинает употребляться для обозначения структуры общества в античности. В целом появление федерализма в истории человечества обусловлено как
© С. С. Артемьева, 2002