Научная статья на тему 'Перспективная модель сферы государственных услуг'

Перспективная модель сферы государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные услуги / парадигма развития сферы государственных услуг / взаимодействие / state service / development paradigm of state service sector / Interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков Михаил Михайлович, Карловская Евгения Анатольевна

В условиях становления сферы государственных услуг в России актуализируется проблема идентификации ее будущего состояния. В статье выявлена связь эволюции общественного устройства с поступательным развитием сферы государственных услуг. Определены и объединены в три группы перспективные направления развития сферы государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In condition of formation of state service sector in Russia the problem of identification of its future position becomes actual. The authors have found out the connection between the evolution of social structure and progressive development of state service sector. The article shows some prospective trends in the development of state service sector and combines them into three groups.

Текст научной работы на тему «Перспективная модель сферы государственных услуг»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.46 M.M. ТРЕТЬЯКОВ

ББК 65.050.1 зав. кафедрой маркетинга и коммерции

Тихоокеанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, г. Хабаровск

e-mail: tretyakov@mail.khstu.ru

E.A. КАРЛОВСКАЯ

кандидат экономических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск

e-mail: E.A.Karlovskay@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В условиях становления сферы государственных услуг в России актуализируется проблема идентификации ее будущего состояния. В статье выявлена связь эволюции общественного устройства с поступательным развитием сферы государственных услуг. Определены и объединены в три группы перспективные направления развития сферы государственных услуг.

Ключевые слова: государственные услуги, парадигма развития сферы государственных услуг, взаимодействие.

M.M. TRETYAKOV

Chairholder, Chair of Marketing and Commerce, Pacific National University, Doctor of Economics, Professor, Khabarovsk

e-mail: tretyakov@mail.khstu.ru

E.A. KARLOVSKAYA

PhD in Economics, Associate Professor, Pacific National University, Khabarovsk e-mail: E.A.Karlovskay@mail.ru

PROSPECTIVE MODEL OF STATE SERVICE SECTOR

In condition of formation of state service sector in Russia the problem of identification of its future position becomes actual. The authors have found out the connection between the evolution of social structure and progressive development of state service sector. The article shows some prospective trends in the development of state service sector and combines them into three groups.

Keywords: state service, development paradigm of state service sector,

interaction.

В процессе функционирования системы управления сферой государственных услуг особое место занимает проблема идентификации ее будущего состояния. Определение зримого образа сферы услуг оказывает стимулирующее воздействие на ее развитие и выступает организующим началом, системо-и структурообразующим фактором.

Функционирование механизма оказания государственных услуг в условиях различных политических режимов имеет свои особенности.

Механизм оказания государственных услуг в тоталитарных государствах характеризует государство как монополию, которая навязывает населению желательный для самого государства набор услуг, их объем, качество и размер оплаты. В подобной модели население и организации по существу ничего не покупают, так как процедура покупки предполагает свободу принятия решения о предмете покупки. Таким образом, государство само у себя и «покупает» им же самим производимые услуги. То обсто-

© М.М. Третьяков, ЕА. Карловская, 2011

ятельство, что непосредственными плательщиками выступают население и организации, никак не влияет на этот вывод, поскольку государство распоряжается всеми ресурсами, а население и организации лишены «права голоса» по поводу необходимости приобретения услуг. Итак, тоталитарное государство присваивает себе право производства благ, «право» насильно навязывать эти услуги по произвольным ценам и в произвольном количестве. Описываемый механизм характеризуется игнорированием мнения населения, производством «антиблаг», преследованием краткосрочной цели укрепления власти. Механизм оказания государственных услуг авторитарным государством характеризуется присвоением государством себе права производства благ для населения и организаций с предоставлением последним права выбора количества потребляемых услуг. Причем государство сверху делегирует населению право влияния на количество предоставляемых услуг и координирует количественные показатели услуг со спросом населения. Демократические государства, так же как и авторитарные, опираются на спрос населения и организаций на блага при определении объема их предоставления. При этом право населения и организаций оказывать влияние на количество предоставляемых услуг изначально присуще им, они определяют цену, которую запрашивает государство, или, по крайней мере, влияют на нее [2].

По нашему мнению, только в условиях демократического политического режима актуализируется парадигма развития сферы государственных услуг. Для содержательного изменения сферы и перехода ее из одного состояния в другое требуется внешнее воздействие. Такое воздействие должно быть достаточно сильным, устойчивым и свободным от действий самой управляемой системы. В этой связи только внешнее воздействие со стороны гражданского общества и бизнес-сообщества может перевести систему в новое состояние динамического развития.

Механизм оказания государственных услуг в условиях демократического политического режима зависит от степени доминирования государства над гражданским обществом и бизнесом, а также сотрудничества между ними. Если государство доминирует,

гражданское общество характеризуется низким уровнем развития и недополучением дополнительных вкладов в благосостояние [3], а бизнес играет недостаточно самостоятельную роль в развитии организаций гражданского общества [4]. Конструктивно взаимодействующие с государством гражданское общество и бизнес способны оказать положительное влияние на развитие экономики страны, благосостояние ее граждан [1].

Парадигма развития сферы государственных услуг представляется в виде спирали, раскручивающейся по направлению к демократии участия и коррелирующей с социально-экономическим развитием. В качестве основного вектора социально-экономического развития рассматривается постепенный переход к демократии участия, где сфера государственных услуг занимает место в социально-экономическом пространстве.

Каждый виток спирали отражает определенный этап развития сферы государственных услуг и характеризует поступательный переход от представительной демократии к демократии участия. В условиях такой эволюции общественного устройства предопределяется понимание места и роли сферы государственных услуг, выявляются основные этапы ее продвижения.

Первый этап — начальный этап позиционирования сферы. На данном этапе в концептуализации государственных услуг нет необходимости, так как в условиях доминирования государства над бизнесом и гражданским обществом для этого отсутствуют предпосылки. С точки зрения терминологии достаточно рассматривать сущность публичных услуг как благ, предоставляемых публичной властью. Применение термина «государственные услуги» возможно только в разрезе принадлежности к государственной власти как на федеральном, так и на субфедеральном уровне в противовес муниципальным услугам на уровне местного самоуправления. Сфера государственных услуг позиционируется как государственный сектор сферы публичных услуг. При функционировании сферы складываются субъектнозависимые отношения.

Второй этап. На этом переходном этапе общественного устройства в условиях доминирования государства и бизнеса над гражданским обществом или доминирования

государства над взаимодействующими гражданским обществом и бизнесом появляются предпосылки для выделения в социально-экономическом пространстве сферы государственных услуг как самостоятельной.

В переходных условиях, когда структуры гражданского общества только формируются, приоритет в управлении взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти принадлежит органам государственной власти. На данном этапе публичные услуги подразделяются на три вида. Первый — услуги, оказание которых инициировано государством и осуществляется в рамках межсекторного партнерства; второй — услуги, предоставление которых инициировано государством, которое, в свою очередь, наделяет соответствующими полномочиями публично-правовые образования; услуги, оказание которых инициировано и осуществляется общественными организациями. Именно второй вид публичных услуг следует признавать как государственные услуги.

Акцент на процессном характере государственной услуги, выступающей средством доведения до пользователя выходов функций по обеспечению несводимых потребностей, актуализирует применение процессно-функционального подхода. С этой точки зрения сфера государственных услуг — среда реализации функций и видов деятельности, которые основываются на них относительно обеспечения несводимыми благами. Складывающиеся при этом отношения характеризуются как субъектно-активированные.

Третий этап. В условиях демократии участия государство, бизнес и гражданское общество конструктивно взаимодействуют между собой. В этой связи публичные услуги следует определять как разновидность благ, предоставление которых в силу их оправданности инициировано в ходе коммуникативного взаимодействия государства с гражданским обществом и бизнес-сообществом. В идеале публичные услуги — блага, удовлетворение которых в силу их оправданности берет на себя гражданское общество или делегирует их государству (публичной власти). Данное понимание сути публичной услуги позволяет подразделить их на два вида. Первый — услуги, которые берет на себя общество, второй — услуги, которые общество (местное сообщество) делегирует государству (муни-

ципальному образованию). Именно второй вид публичных услуг следует признавать как государственные (муниципальные) услуги.

В отличие от первых двух этапов, где объем государственных услуг опосредован имеющимися ограниченными ресурсами государства, на третьем этапе он определяется потребностями общества и бизнеса.

Выражаемая на третьем этапе сущность сферы государственных услуг состоит в том, что она играет роль механизма межсубъект-ной коммуникации, понимаемой как совокупность процессов взаимодействия субъектов, которые проявляются во взаимоотношениях сторон через обмен продуктами деятельности и оценку сторонами друг друга, а также возможности взаимовлияния. Таким образом, в сфере государственных услуг складываются субъектно-ориентированные отношения.

Сфера государственных услуг на третьем этапе рассматривается как пространство, в котором формируются реальные связи и взаимодействие производителя несводимого блага с его внешней средой.

Итак, представленная парадигма отражает стадии развития сферы государственных услуг и особенности ее функционирования на каждом этапе.

Сегодняшнее состояние сферы государственных услуг можно охарактеризовать как начало второй стадии поступательного развития. Происходящие изменения в сфере государственных услуг направлены на привлечение предпринимательских и общественных организаций к выработке социально-экономической политики; наладку механизма такой кооперации и создание ее законодательной основы; открытие доступа гражданским институтам в коллегиальные органы для совместного регулирования и коммуникативного диалога; пересмотр институциональной структуры сферы государственных услуг; внедрение информационных технологий в процесс оказания государственных услуг.

Перспективная модель сферы государственных услуг требует разработки управленческой технологии взаимодействия государства с внешней средой. Во-первых, это обусловлено тем, что общество все в большей степени представляет собой организацию открытого типа. Во-вторых, новая реальность формирует иной характер це-

леполагания. В-третьих, появляется возможность использовать большое количество агентов для реализации поставленной цели. В-четвертых, продолжается процесс децентрализации государственной власти, обусловленный, с одной стороны, расширением экономических функций государства, а с другой — развитием институтов гражданского общества. В-пятых, возрастание значения внешних факторов выдвигает на первый план такую цель государственного управления социально-экономическими системами, как адаптация человека к постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и деятельности.

Особенности отношений в сфере государственных услуг вызывают интерес к осмыслению внутреннего уровня модернизации сферы государственных услуг через использование сетевого подхода к управлению.

Подход к управлению в сфере государственных услуг как к эффективному управлению сетями может быть основан на роли стратегического центра (государство в лице государственных органов) — лидера, формирующего и развивающего сеть участников взаимодействия. Основная функциональная роль стратегического центра выражается в создании ценности (стоимости) для участников взаимодействия, в использовании их способностей и возможностей, в разработке правил взаимодействия, стратегии и структуры. Наличие стратегического центра позволяет говорить о таком явлении, как совместная эволюция участников сети.

Потенциал социально-экономической сети (с центральным участником — государством) должен восприниматься как способ регулирования взаимозависимости между участниками взаимодействия, который отличен, с одной стороны, от внутриорганизационного регулирования, с другой — от рыночной координации как ответной реакции на сигналы рынка. Участие институциональных единиц сектора государственного управления в сетевых отношениях приносит одновременно как индивидуальные выгоды для участников сетевого взаимодействия, так и коллективную пользу, которая обеспечивается только благодаря совместному участию в отношениях всех членов сети.

Несмотря на то что сеть не может быть столь же эффективной в достижении общих

целей, как иерархия, она создает и предоставляет субъектам новые возможности, которые мы позиционируем как продуцент социально-экономического и инновационного развития страны и ее регионов.

Перечислим принципы сетевой концепции управления взаимодействием в сфере государственных услуг: согласованности целей, скоординированности процессов и ресурсов субъектов взаимоотношений; сочетания процессов управления и самоуправления, организации и самоорганизации сети; выбора типа взаимоотношений в зависимости от уровня совместного использования ресурсов и сложности управления, дифференциации стратегии управления взаимоотношениями; развития ключевых компетенций сетевой организации — способности эффективно управлять взаимоотношениями с услугопо-лучателями, поставщиками и т.д.; координации процессов управления взаимоотношениями — определения и согласования целей партнеров, разработки в процессе взаимодействия стратегии формирования и развития взаимоотношений, организации контроля и мониторинга эффективности взаимоотношений.

Теоретическое развитие и практическое становление сетей в государственной управленческой системе осложнено функционированием исторически сложившейся корпоративистской модели взаимодействия между государством и его контрагентами, сильными традициями централизации при принятии решений, консерватизмом в выборе коммуникативных моделей и инструментов, инертностью обратной связи и пр.

В заключение сформулируем направления развития сферы государственных услуг, объединив их в три группы: концептуальные, институциональные, функциональные.

Концептуальные направления: смена

парадигмы развития, изменение системы отношений, встраивание сферы в единое социально-экономическое пространство. Доминантой развития должны стать интересы получателей, а не поставщиков государственных услуг. Система отношений должна базироваться на гармонизации интересов всех участников взаимодействия при обеспечении приоритета интересов ус-лугополучателей.

Институциональные направления: пересмотр институциональной структуры сферы государственных услуг, развитие гражданского общества, активизация деятельности саморегулируемых организаций. С этих позиций должны быть модифицированы сложившиеся формы, процедуры и институты взаимодействия между получателями и поставщиками государственных услуг, условия их практического применения.

Функциональные направления: активизация роли услугополучателей, превращение их из объекта воздействия в полноправных участников отношений в сфере государственных услуг, переход к новой концепции управления — от существующей модели финансово-ориентированного управления к субъектно-ориентированной модели, поддержка использования информационных технологий при оказании государственных услуг.

Список использованной литературы

1. Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики.

2005. № 5. С. 28-49.

2. Зулькарнай И. Государство как фирма по предоставлению общественных услуг // Общество и экономика. 2006. № 5. С. 74-115.

3. Сухов С.В. Пространство субъектов управления организации // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4. С. 16-20.

4. Тамбовцев В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 69-77.

Refeгenses

1. Auzan А., Tambovtsev V. Ekonomicheskoe znachenie grazhdanskogo obshchestva // Voprosy ekonomiki.

2005. № 5. S. 28-49.

2. 7иГкагг^ I. Gosudarstvo как Ягта ро predostavleniyu obshchestvennykh иБ1ид // Obshchestvo i ekonomika.

2006. № 5. S. 74-115.

3. Sukhov S.V. Prostranstvo sub'ektov upravleniya organizatsii // РтЫету teorii i ртЫИ upravleniya. 2004. № 4. S. 16-20.

4. Tambovtsev V.L. Gosudarstvo как initsiator razvitiya grazhdanskogo obshchestva // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2007. № 2. S. 69-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.