Научная статья на тему 'Перспектива вхождения Украины в онлайновый Электронный бизнес'

Перспектива вхождения Украины в онлайновый Электронный бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винарик Л.С., Васильева Н.Ф.

На основі узагальнення досвіду закордонних країн у сфері формування і розвитку онлайнового електронного бізнесу, а також сьогоднішньої специфіки економічного і політичного стану в Україні визначено проблеми, що перешкоджають входженню України до ОЕБ, та запропоновано можливі шляхи їх вирішення.На основе обобщения опыта зарубежных стран в области формирования и развития онлайнового электронного бизнеса, а также сегодняшней специфики экономического и политического состояния в Украине определены проблемы, препятствующие вхождению Украины в ОЭБ, и предложены возможные пути их решения.Based on a generalized foreign experience in formation and development of online e-business (OEB) and today's specific economic and political situation in Ukraine, the problems hindering the entrance of Ukraine into OEB have been defined and possible ways of their solution have been proposed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспектива вхождения Украины в онлайновый Электронный бизнес»

Л.С. Винарик Н. Ф. Васильева

ПЕРСПЕКТИВА ВХОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ В ОНЛАЙНОВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Проблемы формирования

онлайнового электронного бизнеса (далее - ОЭБ) приобрели особую актуальность. Стремительно возрастает число специалистов, занятых в этой сфере, в обществе происходят процессы трансформации многих государственно-правовых институтов в связи с повышением социальной роли информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ).

Базой для ОЭБ является информационная экономика, создаваемая на основе ИТТ, являющаяся глобальной электронной средой для экономической деятельности. Как известно,

экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, чем производится, какими средствами производства, так как именно они развивают главную производительную силу - человека.

Внедрение электронных торгов в ОЭБ обходится в десятки раз дешевле классической биржи, создаёт новые возможности для клиентов и резко повышает конкурентоспособность. Так, например, Швейцарская биржа, внедрившая при создании в 1998 г. электронные технологии торгов, только за первые три года вышла на третье место в Европе по обороту и спектру инструментов [4].

Появившееся «киберпространство» огромно и растёт быстрыми темпами. В нём не только сохраняется и обрабатывается информация, но и идёт оживленный обмен ею. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы не отставать от

глобальных процессов, происходящих в современном мире на основе развития ИТТ.

Эта проблема уже продолжительное время находится в поле зрения зарубежных и украинских учёных. Изучением данного явления в разных аспектах занимались и занимаются М. Кастельс, С. Коэн, Дж. Ланкастер, О. Белорус, Е. Грабовский, О. Зарнецкая, А. Пушкарь, О. Скаленко и др. В связи с открывающейся перспективой вхождения Украины в ОЭБ целесообразно использовать имеющийся опыт в решении данной проблемы за рубежом и в нашей стране с целью ускорения данного процесса.

На рубеже XXI в. возник новый вид бизнеса - ОЭБ, который в последние годы (2000-2008 гг.) в развитых странах окончательно приобрёл черты

устоявшегося и стабильно

развивающегося бизнеса, с довольно чёткими правилами игры для продавцов и покупателей. Украина по ряду причин находится в начале освоения ОЭБ, и восприятие практического зарубежного опыта ей необходимо [1; 8].

Цель данной статьи - на основе обобщения опыта других стран в области развития ОЭБ и состояния этого процесса в Украине предложить возможные решения проблем,

препятствующих вхождению Украины в ОЭБ.

Анализ состояния и тенденции развития процессов информатизации в Украине и в ряде стран Центральной и Восточной Европы показывает, что в Украине к настоящему времени

© Винарик Леонид Самойлович - кандидат экономических наук; Васильева Наталья Федоровна - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.

ISSN 1562-109X

сложились определённые предпосылки и условия формирования ОЭБ. Этот вывод, хотя и опирается на ряд позитивных факторов, однако не означает, что устранены основные препятствия и решены главные проблемы на этом пути. К числу позитивных факторов можно отнести следующие:

в украинском обществе сложилось достаточно полное представление о возможностях и преимуществах, предоставляемых компьютерными и информационными технологиями;

достигнут некоторый минимальный уровень оснащённости украинских экономических структур и социальных институтов компьютерным и сетевым оборудованием, а также средствами передачи данных и телекоммуникаций;

осуществляются мероприятия по распространению компьютерной

грамотности и по повышению осведомлённости украинского населения и разных категорий работников о преимуществах ИТТ;

существует реальная возможность использовать как позитивный, так и негативный опыт, накопленный в других странах, причём находящихся на разных уровнях экономического и

технологического развития.

Вместе с тем, чтобы говорить о формировании украинской системы ОЭБ как о реальности, необходимо решить ряд сложных проблем. Эти проблемы условно можно разделить на три группы: проблемы, решаемые на государственном уровне;

социально-экономические проблемы, решаемые на уровне общества;

организационно-технические проблемы.

Рассмотрим проблемы каждой группы и возможное их решение с учётом опыта других стран, а также

сегодняшней специфики экономического и политического состояния Украины.

К проблемам, решаемым на государственном уровне, относятся самые сложные и в то же время самые важные проблемы, от решения которых в наибольшей степени зависит успех формирования украинского

информационного общества и системы ОЭБ.

Важнейшим условием

формирования ОЭБ в любой стране, как свидетельствует, например, опыт США, стран ЕС, Центральной Европы и Средиземноморского бассейна, является наличие политической воли руководства стран и их регионов. Кроме того, требуется чёткое осознание

политическим руководством

необходимости перехода к ОЭБ не из каких-либо конкурентных или популистских и рекламных соображений, а как к уникальному и во многом единственному средству, позволяющему эффективно решить подавляющее большинство социально-экономических проблем.

Как показывает опыт многих стран, необходимо создать специальный орган власти, подотчётный правительству и наделённый полномочиями для решения задач, связанных с формированием «Электронной Украины», в том числе и ОЭБ. Этот орган должен располагать коллективом специалистов по этой проблеме, первоочередной задачей которых является создание концепции, и на её основе программы формирования «Электронной Украины» и ОЭБ. Эти документы должны быть ориентированы на высшее руководство страны и руководителей регионов и обоснованно, в доступной форме излагать все преимущества ОЭБ для решения текущих и перспективных экономических, социальных и гуманитарных проблем Украины.

Важнейшую роль в реализации ОЭБ играют инвестиции в ИТТ инфраструктуру, модернизацию средств вычислительной техники, в развитие сервиса и услуг [5]. При этом практически во всех странах основные инвестиции идут со стороны частного сектора. Поэтому главная задача государства состоит в создании реальных стимулирующих условий для роста объёма инвестиций. В большинстве стран, в том числе и в странах Центральной Европы, вопросы инвестирования находятся под контролем государства и им стимулируются, для чего создаются специальные полномочные органы власти или структуры, подотчётные правительству.

Опыт развития индустрии ИТТ и информационных услуг за рубежом свидетельствует, что эта отрасль в настоящее время превратилась в одну из самых высокодоходных сфер вложения капитала. Представляется, что, несмотря на необходимость выделения

значительных капиталовложений, для украинских государственных и правительственных органов наступает благоприятная возможность пополнить государственный бюджет не только за счёт пошлин и налогов с экспорта сырья, но и за счёт извлечения прибыли от реализации государственных проектов в сфере ИТТ.

Происходящие в настоящее время в Украине процессы информатизации носят во многом неупорядоченный характер [7]. Отсутствует, и в сегодняшних политических условиях вряд ли может быть выработана, единая стратегия развития ИТТ инфраструктуры страны. Чтобы создаваемый сегодня фундамент этой инфраструктуры не превратился в будущем в тормоз для формирования ОЭБ, задача выработки и проведения такой стратегии и политики

должна быть возложена на упоминавшийся выше орган власти.

Во всех развитых странах подготовлены и реализуются программы ИТТ на национальном и международном уровнях. В Украине также известно значительное количество научно-технических программ в области ИТТ, которые осуществляются на

государственном, региональном и ведомственном уровнях. Имеющийся опыт реализации большинства украинских программ показывает их неудовлетворительную

координируемость, низкую внедряемость и малую эффективность результатов для развития украинской экономики и общества в целом. Среди основных препятствий оптимизации научно-технических программ нужно выделить недостаточный уровень их

финансирования, что зачастую приводит к дублированию проектов в разных программах и к ограничению круга решаемых задач. Другим препятствием является недопустимость большого удельного веса лоббизма при включении проектов в формируемые научно-технические программы со стороны их учредителей и распорядителей.

Для создания правовой базы формирования ОЭБ в развитых странах практикуется принятие соответствующих законодательных актов. Представляется, что на уровне украинской законодательной власти и регионов (Верховной Рады Украины и облсоветов) необходимо принять документы, определяющие основные направления формирования ИТТ с обозначением в них приоритетных сфер информатизации. В числе таких приоритетных сфер -среднее и высшее образование, медицина, трудовая занятость, ОЭБ, электронная демократия.

Возможные пути решения социально-экономических проблем состоят в следующем:

необходимо в максимально возможной степени наращивать усилия по повышению компьютерной грамотности и росту осведомлённости о преимуществах использования ИТТ в повседневной жизни среди всего населения страны и, в первую очередь, среди молодого поколения, а также среди людей, которые по роду своих занятий далеки от этой сферы;

уделить больше внимания одному из путей повышения компьютерной грамотности и заинтересованности в использовании ИТТ - домашней компьютеризации, которая служит мощным рычагом формирования ОЭБ и эффективность которой в развитых странах давно не подвергается сомнению. Поэтому целесообразно разработать программу массовой домашней компьютеризации до 2015 г. на уровне государства и его регионов;

следует поднять уровень доходов основной массы населения, так как серьёзнейшим препятствием массовому распространению ИТТ, причём это характерно и для большинства зарубежных стран, является их низкий уровень. Поэтому принципиальное значение приобретают ценовые факторы. Нужны экономичные и дешёвые технологии, средства и услуги, необходима развитая система реально работающих и прозрачных льгот и стимулов для изготовителей технологий и средств, провайдеров и потребителей

[3];

обеспечить стабильность

происходящих процессов

информатизации в социально-

экономической сфере, как это делается в большинстве стран Европы, в которых государство и его административные органы взяли на себя контроль над ними. К таким процессам относятся

компьютеризация образования, в первую очередь школьного, обеспечение трудовой занятости, в частности с использованием телеработы,

компьютеризация правоохранительной сферы и ряд других.

Для решения организационно-технических проблем необходимо:

ускорить темпы

распространённости Интернет, так как от них принципиально зависят

соответственно темпы движения Украины к ОЭБ. Существующее состояние, хотя нельзя назвать катастрофическим, однако реальной основы для решения проблемы пока не создаёт. Интернет должен быть доступен всему населению и всем организациям во всех регионах страны [6];

сократить и ликвидировать отставание Украины не только от развитых стран мира, но и от стран Центральной Европы в формировании и использовании телекоммуникационной инфраструктуры, так как именно она является основой ОЭБ, а Украина, несмотря на достигнутые в этой области позитивные сдвиги, все еще отстаёт.

Вышеприведенные проблемы и возможные пути их решения представляют собой лишь некоторые первоначальные результаты анализа путей и подходов к развитию ОЭБ из опыта ряда других стран. Их уточнение требует дальнейшего изучения и глубокого исследования статистических данных по рынку ИТТ и информационных услуг.

В течение последних лет многие страны мира демонстрируют

последовательное и устойчивое движение к построению систем ОЭБ. По нашему убеждению, глобальная информационная революция затронула и Украину, хотя пока только на «низком» уровне. Здесь активно создаются и внедряются новейшие технологии, создаются и используются уникальные

электронные информационные ресурсы, естественным образом формируется электронная культура, порождаемая эпохой информатизации. Проблема заключается в том, что все эти процессы происходят сугубо стихийно,

практически не согласуются, что приводит к дублированию усилий по одним направлениям и к полному отсутствию какой-либо активности по другим. В большинстве ведущих стран мира этими процессами управляет государство в лице специального органа. В Украине самостоятельного

административного органа,

занимающегося информатизацией, не существует, что сказывается на развитии координации этого направления.

ОЭБ - это новый стиль ведения бизнеса, глобальный, мобильный, ориентированный не только на клиентов, но и на сотрудничество с партнёрами в любой точке мира. Он становится более заметным. Поскольку получают широкое распространение информационно-

телекоммуникационные технологии.

Литература

1. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. - СПб: Питер, 2001. - 336 с.

2. Галкин В.С. Бизнес в Интернете. - М.: Центр, 2001. - 88 с.

3. Данкевич А.В. Пщтримка вггчизняного бiзнесу без забезпечення ефективного конкурентного середовища неможлива // Конкуренщя. Вюник антимонопольного комгтету Украши. -2006. - № 1. - С. 2-4.

4. Ермолаева М.И. Зарубежный опыт защиты прав потребителя в электронной торговле // Информационные ресурсы России. - 2004. - № 3. - С. 34-39.

5. Зуев А., Мясников Л. Впереди цифровая революция // Свободная мысль века. - 2003. - № 5. - С. 55-63.

6. Ланде Д.В. Нав^атор в мережi 1нтернета // Науково-техшчна шформащя. - 2000. - № 2. - С. 18-23.

7. Останкова О.С. Сучасш структури та фактор розвитку шформацшного ринку Украши // Науково-техшчна шформащя. - 2006. -№ 3. - С. 31-34.

8. Шкуро В. Формула электронного бизнеса // Баланс. - 2001. - № 29. - С. 1415.

9. Юрасов А.В. Электронная коммерция. - М.: Дело, 2003. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.