Л.С. Винарик Н. Ф. Васильева
ПЕРСПЕКТИВА ВХОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ В ОНЛАЙНОВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС
Проблемы формирования
онлайнового электронного бизнеса (далее - ОЭБ) приобрели особую актуальность. Стремительно возрастает число специалистов, занятых в этой сфере, в обществе происходят процессы трансформации многих государственно-правовых институтов в связи с повышением социальной роли информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ).
Базой для ОЭБ является информационная экономика, создаваемая на основе ИТТ, являющаяся глобальной электронной средой для экономической деятельности. Как известно,
экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, чем производится, какими средствами производства, так как именно они развивают главную производительную силу - человека.
Внедрение электронных торгов в ОЭБ обходится в десятки раз дешевле классической биржи, создаёт новые возможности для клиентов и резко повышает конкурентоспособность. Так, например, Швейцарская биржа, внедрившая при создании в 1998 г. электронные технологии торгов, только за первые три года вышла на третье место в Европе по обороту и спектру инструментов [4].
Появившееся «киберпространство» огромно и растёт быстрыми темпами. В нём не только сохраняется и обрабатывается информация, но и идёт оживленный обмен ею. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы не отставать от
глобальных процессов, происходящих в современном мире на основе развития ИТТ.
Эта проблема уже продолжительное время находится в поле зрения зарубежных и украинских учёных. Изучением данного явления в разных аспектах занимались и занимаются М. Кастельс, С. Коэн, Дж. Ланкастер, О. Белорус, Е. Грабовский, О. Зарнецкая, А. Пушкарь, О. Скаленко и др. В связи с открывающейся перспективой вхождения Украины в ОЭБ целесообразно использовать имеющийся опыт в решении данной проблемы за рубежом и в нашей стране с целью ускорения данного процесса.
На рубеже XXI в. возник новый вид бизнеса - ОЭБ, который в последние годы (2000-2008 гг.) в развитых странах окончательно приобрёл черты
устоявшегося и стабильно
развивающегося бизнеса, с довольно чёткими правилами игры для продавцов и покупателей. Украина по ряду причин находится в начале освоения ОЭБ, и восприятие практического зарубежного опыта ей необходимо [1; 8].
Цель данной статьи - на основе обобщения опыта других стран в области развития ОЭБ и состояния этого процесса в Украине предложить возможные решения проблем,
препятствующих вхождению Украины в ОЭБ.
Анализ состояния и тенденции развития процессов информатизации в Украине и в ряде стран Центральной и Восточной Европы показывает, что в Украине к настоящему времени
© Винарик Леонид Самойлович - кандидат экономических наук; Васильева Наталья Федоровна - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.
ISSN 1562-109X
сложились определённые предпосылки и условия формирования ОЭБ. Этот вывод, хотя и опирается на ряд позитивных факторов, однако не означает, что устранены основные препятствия и решены главные проблемы на этом пути. К числу позитивных факторов можно отнести следующие:
в украинском обществе сложилось достаточно полное представление о возможностях и преимуществах, предоставляемых компьютерными и информационными технологиями;
достигнут некоторый минимальный уровень оснащённости украинских экономических структур и социальных институтов компьютерным и сетевым оборудованием, а также средствами передачи данных и телекоммуникаций;
осуществляются мероприятия по распространению компьютерной
грамотности и по повышению осведомлённости украинского населения и разных категорий работников о преимуществах ИТТ;
существует реальная возможность использовать как позитивный, так и негативный опыт, накопленный в других странах, причём находящихся на разных уровнях экономического и
технологического развития.
Вместе с тем, чтобы говорить о формировании украинской системы ОЭБ как о реальности, необходимо решить ряд сложных проблем. Эти проблемы условно можно разделить на три группы: проблемы, решаемые на государственном уровне;
социально-экономические проблемы, решаемые на уровне общества;
организационно-технические проблемы.
Рассмотрим проблемы каждой группы и возможное их решение с учётом опыта других стран, а также
сегодняшней специфики экономического и политического состояния Украины.
К проблемам, решаемым на государственном уровне, относятся самые сложные и в то же время самые важные проблемы, от решения которых в наибольшей степени зависит успех формирования украинского
информационного общества и системы ОЭБ.
Важнейшим условием
формирования ОЭБ в любой стране, как свидетельствует, например, опыт США, стран ЕС, Центральной Европы и Средиземноморского бассейна, является наличие политической воли руководства стран и их регионов. Кроме того, требуется чёткое осознание
политическим руководством
необходимости перехода к ОЭБ не из каких-либо конкурентных или популистских и рекламных соображений, а как к уникальному и во многом единственному средству, позволяющему эффективно решить подавляющее большинство социально-экономических проблем.
Как показывает опыт многих стран, необходимо создать специальный орган власти, подотчётный правительству и наделённый полномочиями для решения задач, связанных с формированием «Электронной Украины», в том числе и ОЭБ. Этот орган должен располагать коллективом специалистов по этой проблеме, первоочередной задачей которых является создание концепции, и на её основе программы формирования «Электронной Украины» и ОЭБ. Эти документы должны быть ориентированы на высшее руководство страны и руководителей регионов и обоснованно, в доступной форме излагать все преимущества ОЭБ для решения текущих и перспективных экономических, социальных и гуманитарных проблем Украины.
Важнейшую роль в реализации ОЭБ играют инвестиции в ИТТ инфраструктуру, модернизацию средств вычислительной техники, в развитие сервиса и услуг [5]. При этом практически во всех странах основные инвестиции идут со стороны частного сектора. Поэтому главная задача государства состоит в создании реальных стимулирующих условий для роста объёма инвестиций. В большинстве стран, в том числе и в странах Центральной Европы, вопросы инвестирования находятся под контролем государства и им стимулируются, для чего создаются специальные полномочные органы власти или структуры, подотчётные правительству.
Опыт развития индустрии ИТТ и информационных услуг за рубежом свидетельствует, что эта отрасль в настоящее время превратилась в одну из самых высокодоходных сфер вложения капитала. Представляется, что, несмотря на необходимость выделения
значительных капиталовложений, для украинских государственных и правительственных органов наступает благоприятная возможность пополнить государственный бюджет не только за счёт пошлин и налогов с экспорта сырья, но и за счёт извлечения прибыли от реализации государственных проектов в сфере ИТТ.
Происходящие в настоящее время в Украине процессы информатизации носят во многом неупорядоченный характер [7]. Отсутствует, и в сегодняшних политических условиях вряд ли может быть выработана, единая стратегия развития ИТТ инфраструктуры страны. Чтобы создаваемый сегодня фундамент этой инфраструктуры не превратился в будущем в тормоз для формирования ОЭБ, задача выработки и проведения такой стратегии и политики
должна быть возложена на упоминавшийся выше орган власти.
Во всех развитых странах подготовлены и реализуются программы ИТТ на национальном и международном уровнях. В Украине также известно значительное количество научно-технических программ в области ИТТ, которые осуществляются на
государственном, региональном и ведомственном уровнях. Имеющийся опыт реализации большинства украинских программ показывает их неудовлетворительную
координируемость, низкую внедряемость и малую эффективность результатов для развития украинской экономики и общества в целом. Среди основных препятствий оптимизации научно-технических программ нужно выделить недостаточный уровень их
финансирования, что зачастую приводит к дублированию проектов в разных программах и к ограничению круга решаемых задач. Другим препятствием является недопустимость большого удельного веса лоббизма при включении проектов в формируемые научно-технические программы со стороны их учредителей и распорядителей.
Для создания правовой базы формирования ОЭБ в развитых странах практикуется принятие соответствующих законодательных актов. Представляется, что на уровне украинской законодательной власти и регионов (Верховной Рады Украины и облсоветов) необходимо принять документы, определяющие основные направления формирования ИТТ с обозначением в них приоритетных сфер информатизации. В числе таких приоритетных сфер -среднее и высшее образование, медицина, трудовая занятость, ОЭБ, электронная демократия.
Возможные пути решения социально-экономических проблем состоят в следующем:
необходимо в максимально возможной степени наращивать усилия по повышению компьютерной грамотности и росту осведомлённости о преимуществах использования ИТТ в повседневной жизни среди всего населения страны и, в первую очередь, среди молодого поколения, а также среди людей, которые по роду своих занятий далеки от этой сферы;
уделить больше внимания одному из путей повышения компьютерной грамотности и заинтересованности в использовании ИТТ - домашней компьютеризации, которая служит мощным рычагом формирования ОЭБ и эффективность которой в развитых странах давно не подвергается сомнению. Поэтому целесообразно разработать программу массовой домашней компьютеризации до 2015 г. на уровне государства и его регионов;
следует поднять уровень доходов основной массы населения, так как серьёзнейшим препятствием массовому распространению ИТТ, причём это характерно и для большинства зарубежных стран, является их низкий уровень. Поэтому принципиальное значение приобретают ценовые факторы. Нужны экономичные и дешёвые технологии, средства и услуги, необходима развитая система реально работающих и прозрачных льгот и стимулов для изготовителей технологий и средств, провайдеров и потребителей
[3];
обеспечить стабильность
происходящих процессов
информатизации в социально-
экономической сфере, как это делается в большинстве стран Европы, в которых государство и его административные органы взяли на себя контроль над ними. К таким процессам относятся
компьютеризация образования, в первую очередь школьного, обеспечение трудовой занятости, в частности с использованием телеработы,
компьютеризация правоохранительной сферы и ряд других.
Для решения организационно-технических проблем необходимо:
ускорить темпы
распространённости Интернет, так как от них принципиально зависят
соответственно темпы движения Украины к ОЭБ. Существующее состояние, хотя нельзя назвать катастрофическим, однако реальной основы для решения проблемы пока не создаёт. Интернет должен быть доступен всему населению и всем организациям во всех регионах страны [6];
сократить и ликвидировать отставание Украины не только от развитых стран мира, но и от стран Центральной Европы в формировании и использовании телекоммуникационной инфраструктуры, так как именно она является основой ОЭБ, а Украина, несмотря на достигнутые в этой области позитивные сдвиги, все еще отстаёт.
Вышеприведенные проблемы и возможные пути их решения представляют собой лишь некоторые первоначальные результаты анализа путей и подходов к развитию ОЭБ из опыта ряда других стран. Их уточнение требует дальнейшего изучения и глубокого исследования статистических данных по рынку ИТТ и информационных услуг.
В течение последних лет многие страны мира демонстрируют
последовательное и устойчивое движение к построению систем ОЭБ. По нашему убеждению, глобальная информационная революция затронула и Украину, хотя пока только на «низком» уровне. Здесь активно создаются и внедряются новейшие технологии, создаются и используются уникальные
электронные информационные ресурсы, естественным образом формируется электронная культура, порождаемая эпохой информатизации. Проблема заключается в том, что все эти процессы происходят сугубо стихийно,
практически не согласуются, что приводит к дублированию усилий по одним направлениям и к полному отсутствию какой-либо активности по другим. В большинстве ведущих стран мира этими процессами управляет государство в лице специального органа. В Украине самостоятельного
административного органа,
занимающегося информатизацией, не существует, что сказывается на развитии координации этого направления.
ОЭБ - это новый стиль ведения бизнеса, глобальный, мобильный, ориентированный не только на клиентов, но и на сотрудничество с партнёрами в любой точке мира. Он становится более заметным. Поскольку получают широкое распространение информационно-
телекоммуникационные технологии.
Литература
1. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. - СПб: Питер, 2001. - 336 с.
2. Галкин В.С. Бизнес в Интернете. - М.: Центр, 2001. - 88 с.
3. Данкевич А.В. Пщтримка вггчизняного бiзнесу без забезпечення ефективного конкурентного середовища неможлива // Конкуренщя. Вюник антимонопольного комгтету Украши. -2006. - № 1. - С. 2-4.
4. Ермолаева М.И. Зарубежный опыт защиты прав потребителя в электронной торговле // Информационные ресурсы России. - 2004. - № 3. - С. 34-39.
5. Зуев А., Мясников Л. Впереди цифровая революция // Свободная мысль века. - 2003. - № 5. - С. 55-63.
6. Ланде Д.В. Нав^атор в мережi 1нтернета // Науково-техшчна шформащя. - 2000. - № 2. - С. 18-23.
7. Останкова О.С. Сучасш структури та фактор розвитку шформацшного ринку Украши // Науково-техшчна шформащя. - 2006. -№ 3. - С. 31-34.
8. Шкуро В. Формула электронного бизнеса // Баланс. - 2001. - № 29. - С. 1415.
9. Юрасов А.В. Электронная коммерция. - М.: Дело, 2003. - 480 с.