ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
ПЕРСПЕКТИВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА
У.В. Галкина,
соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского Университета МВД России, преподаватель Московского Университета МВД России Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Б.А. Булаевский, Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема регистрации обонятельного товарного знака. Автором проанализировано действующее российское законодательство и содержащиеся в специализированной литературе точки зрения по данной проблематике. Выявлены пробелы законодательства, препятствующие реализации данного права и сделаны предложения по их устранению.
Ключевые слова: «нетрадиционные» товарные знаки, обонятельный товарный знак, правовая охрана, регистрация товарного знака, графическое описание
PROSPECT OF EXISTENCE OF AN OLFACTORY TRADEMARK
U.V. Galkina,
an applicant for the department of civil law and process of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia, teacher of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia
Annotation. In this article the problem of registration of an olfactory trademark is considered. The author analysed the existing Russian legislation and containing in specialized literature of the point of view on this perspective. The gaps of the legislation interfering realization of the granted right are revealed and proposals on their elimination are made.
Keywords: nonconventional trademarks, olfactory trademark, legal protection, trademark registration, graphic description
Действующее российское законодательство предоставляет право регистрации товарного знака в виде словесного, изобразительного, объемного и других видов обозначений или их комбинаций, в том числе в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ). То есть перечень видов товарных знаков неограничен, что дает право регистрировать их различные комбинации и предоставляет свободу творчества в данном направлении. В специальной литературе, помимо выше указанных видов товарных знаков выделяют так называемые «нетрадиционные» товарные знаки. К ним относят объемные, цветовые, голографические, динамические, позиционные, жестикуляционные, звуковые, световые, обонятельные, осязательные, вкусовые и т.д. [1]
На первый взгляд законодательство Российской Федерации, предоставляет право регистрации указанных «нетрадиционных» товарных знаков, од-
нако на практике недостаточная проработанность нормативных документов, регулирующих требования, предъявляемые к заявляемым обозначениям, существенно ограничивает предоставление правовой охраны таким товарным знакам. Вопрос правовой охраны «нетрадиционных» обозначений, в отечественной науке мало исследовался. В развитие поднятой темы целесообразно рассмотреть приобретение правовой охраны на одном из видов «нетрадиционных» товарных знаков. В качестве примера можно избрать обонятельный товарный знак. Обонятельный товарный знак представляет собой оригинальный запах, порождаемый различными смесями летучих компонентов, состав которых, как правило, является ноу-хау производителя товара.
В настоящее время в правоприменительной практике существует проблема регистрации обонятельных товарных знаков, так как помимо общих требо-
78
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2012
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
ваний, предъявляемых при регистрации к товарным знакам к данной категории товарных знаков будут применяться и специфические требования. В чем же состоит проблема? Российское законодательство содержит требование о том, что заявленное для регистрации обозначение должно содержать описание (п. 13.4.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания № 4322, Утверждены приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32, «Российская газета» № 82 от 29.04.2003 г. (далее Правил), изображение должно иметь качественное графическое исполнение, позволяющее репродуцировать его в неограниченном количестве копий (п. 3.3.1. Правил). В данном случае возникает вопрос: всегда ли можно точно описать запахи и является ли графическим исполнением словесное описание знака?
Ведомство Европейского Союза (далее ЕС) по гармонизации внутреннего рынка (OHIM), занимающееся регистрацией товарных знаков ЕС, допускает, что обонятельный товарный знак может быть зарегистрирован, однако окончательно не решена проблема графического описания обонятельного товарного знака. Нет критерия и практики по их графическому обозначению. Поэтому пока не проводится регистрация даже тогда, когда запах достаточно легко и точно может быть словесно описан. В настоящее время данная проблема является основным препятствием для налаживания практики широкой регистрации обонятельных товарных знаков Европейского Союза[2].
Российская Федерация так же не имеет четкой регламентации описания заявленного обонятельного обозначения. Если установить в Правилах требование, что бы подавая заявку на регистрацию обозначения, являющегося обонятельным предоставлялось само вещество или образец материала, идентифицирующего запах или букет запахов в упаковке, позволяющий обеспечить длительное хранение, его химическую формулу, то все равно доподлинно установить принадлежность запаха будет сложно, так как восприятие запахов людьми различно. Кроме того, идея с предоставлением химической формулы не решит этой проблемы, в связи с тем, что при массовом воспроизводстве, хранении различных компонентов могут быть различные температурные режимы и это может привести к изменению запаха. Даже если обонятельный товарный знак пройдет свою регистрацию, то его массовое применение будет весьма проблематично. Как мы знаем, не все торговые точки выдерживают рекомендованные производителями температурные режимы хранения и реализации или произойдет смешение с запахом соседнего товара, соответственно обонятельный товарный знак может измениться, потерять признак постоянства и утратить функцию идентификации товара, а это в свою очередь может привести к введению в заблуждение потребителя.
На проблему обонятельных товарных знаков в своей монографии «Правовая охрана товарных знаков в России» указывала А.П. Рабец. По ее мнению «проблема связана с особенностями хранения и воспроизведения указанных обозначений регистрирующим органом в случае предоставления правовой охраны. Например, необходимы специальные боксы для хранения запахов» [3].
Никак нельзя не сказать о проблеме публикации сведений о регистрации нетрадиционных товарных знаков и обозначений, осуществляемой в Бюллетене товарных знаков. В связи отсутствием графического обозначения обонятельный знак, как в прочем световой и звуковой не имеющий графического обозначения невозможно будет опубликовать для ознакомления всех заинтересованных лиц, а в случае необходимости и оспорить данную регистрацию.
На основе анализа проблем регистрации обонятельного товарного знака в рамках действующего российского законодательства можно констатировать, что разрешить их не представляется возможным. Изложенные противоречия служат источником ведущейся юристами в течение достаточно длительного периода дискуссии о необходимости внесения изменений в законодательство РФ, в том числе и в Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания^]. Представляется необходимым допустить возможность производить описание заявляемого обозначения, как словесно, так и в виде любого несловесного обозначения, в том числе комбинированное с использованием несловесных обозначений ( фонограмм, формул, нот, спектрограмм и т. д.). В случае же с обонятельным товарным знаком, в качестве описания данного вида товарного знака можно было бы использовать комбинированное описание, состоящее из словесного описания запаха и его химической формулы. Возможно, в отношении некоторых обонятельных товарных знаков указанные изменения законодательства все-таки позволят им пройти государственную регистрацию, а правообладатель получит возможность обладать исключительным правом на указанный вид товарного знака.
Список литературы
1. Герман П. В. Правовая охрана «нетрадиционных» товарных знаков в Российской Федерации и странах Европейского Союза. . Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М. 2007 г. С. 4
2. Фелицына С.Б., Журавлева В.В. Сладкий аромат товарного знака: Ж-л Патенты и лицензии №10, 2004 г.
3. Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России. Изд. Юридический центр, М., 2003 г., С.78
4. http://www.rupto.ru/norm_doc/sod/pravila/ Pravila_podachi_zajavki_na_reg_TZ.html
№ 10 / 2012 -Вестник Московского университета МВД России- 79