Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ПОЛУШАРНЫМ ИШЕМИЧЕСКИМ ИНСУЛТОМ'

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ПОЛУШАРНЫМ ИШЕМИЧЕСКИМ ИНСУЛТОМ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные нарушения / деменция / полушарный ишемический инсульт / инновационные обучающие технологии / виртуальная реальность / расширенная реальность / геймификация / мобильное обучение / интерактивные доски / искусственный интеллект

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Юлдузхон Каримовна Нарметова, Гулноза Наримановна Сапаева

Инсульт является одной из ведущих причин инвалидности во всем мире. В основном, он происходит из-за снижения кровообращения мозга вследствие закупорки или сужения артерий, поставляющих кровь в мозг. Ранняя диагностика и лечение инсульта важны для улучшения клинического результата. Так как поздняя или неправильная диагностика могут привести к таким когнитивным нарушениям как снижение памяти, снижение внимания и концентрации, языковые нарушения, пространственные нарушения [1]. В данной обзорной статье рассмотрим роль инновационных обучающих технологий в изучении когнитивных нарушений у больных с полушарным ишемическим инсультом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ПОЛУШАРНЫМ ИШЕМИЧЕСКИМ ИНСУЛТОМ»

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ПОЛУШАРНЫМ ИШЕМИЧЕСКИМ

ИНСУЛТОМ

Юлдузхон Каримовна Нарметова

доктор философии (PhD) психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Ташкентской медицинской академии

Гулноза Наримановна Сапаева магистр кафедры неврологии и медицинской психологии Ташкентской

медицинской академии.

АННОТАЦИЯ

Инсульт является одной из ведущих причин инвалидности во всем мире. В основном, он происходит из-за снижения кровообращения мозга вследствие закупорки или сужения артерий, поставляющих кровь в мозг. Ранняя диагностика и лечение инсульта важны для улучшения клинического результата. Так как поздняя или неправильная диагностика могут привести к таким когнитивным нарушениям как снижение памяти, снижение внимания и концентрации, языковые нарушения, пространственные нарушения [1]. В данной обзорной статье рассмотрим роль инновационных обучающих технологий в изучении когнитивных нарушений у больных с полушарным ишемическим инсультом.

Ключевые слова: когнитивные нарушения, деменция, полушарный ишемический инсульт, инновационные обучающие технологии, виртуальная реальность, расширенная реальность, геймификация, мобильное обучение, интерактивные доски, искусственный интеллект.

ABSTRACT

Stroke is one of the leading causes of disability worldwide. It is mainly due to reduced blood flow to the brain due to blockage or narrowing of the arteries that supply blood to the brain. Early diagnosis and treatment of stroke is important to improve clinical outcome. As late or incorrect diagnosis can lead to cognitive impairment such as memory decline, decreased attention and concentration, language impairment, and spatial impairment. In this review article, we consider the role of

635

April 26, 2024

innovative learning technologies in the study of cognitive impairment in patients with hemispheric ischaemic stroke.

Keywords: cognitive disorders, dementia, hemispheric ischaemic stroke, innovative learning technologies, virtual reality, augmented reality, gamification, mobile learning, interactive whiteboards, artificial intelligence.

Когнитивные нарушения, такие как деменция, снижение внимания и памяти, языковые нарушения имеют значительное влияние на качество жизни больных, перенесших полушарный ишемический инсульт [2]. В последние годы наблюдается растущий интерес к использованию инновационных обучающих технологий в изучении и лечении этих нарушений. Технологии, такие как виртуальная реальность, мобильные приложения и искусственный интеллект, предлагают новые возможности для усиления эффективности образования студентов в изучении пациентов с когнитивными нарушениями [3]. В данной статье мы рассмотрим, как эти инновационные технологии могут быть применены в изучении когнитивных нарушений и какие преимущества они предоставляют.

Виртуальная реальность (VR) предлагает иммерсионную среду, которая может быть использована для симуляции различных когнитивных задач и тренировок [4]. С помощью VR-приложений можно создать сценарии и симуляции, которые помогают студентам практиковать навыки, проводить виртуальные экскурсии, тренироваться в реалистичных сценариях. С огромным успехом также применятся инновационная технология расширенной реальности (Augmented Reality, AR): AR объединяет виртуальные объекты с реальным окружением, создавая интерактивные и увлекательные обучающие среды. С помощью AR можно, например, визуализировать трехмерные модели, симулировать опыты или создавать интерактивные задачи и игры, что способствует более глубокому пониманию материала. Еще одна инновационная технология обучения это машинное обучение и искусственный интеллект (Machine Learning & Artificial Intelligence, ML & AI). ML и AI могут использоваться для персонализации образования, адаптации к потребностям каждого учащегося и предоставления индивидуального обратной связи. Эти технологии также могут помочь в анализе данных об обучении и выявлении образовательных трендов. Среди инновационных обучающих технологий широко применяется технология геймификации. Эта технология применяется для превращения обучения в игровой процесс. Это может включать элементы

636

April 26, 2024

соревнования, достижений, наград и прогрессии, которые мотивируют учащихся и делают обучение более интересным и вовлекающим [5].

В современном мире невозможно обойтись без использования мобильных устройств. Мобильные устройства, такие как смартфоны и планшеты, предлагают широкие возможности для обучения в любое время и в любом месте. Приложения и мобильные платформы обеспечивают доступ к образовательным материалам, интерактивным заданиям, обратной связи и коллаборативному обучению. Использование интерактивных досок и электронных учебников позволяет студентам активно взаимодействовать с материалом. Они могут рисовать, писать, перемещать элементы и использовать различные мультимедийные ресурсы для более глубокого понимания [6].

Применение инновационных обучающих технологий в изучении когнитивных нарушений предоставляет многообещающие перспективы. C помощью инновационных обучающих технологий можно выполнять более реалистичные симуляции. Инновационные технологии, такие как виртуальная и расширенная реальность, могут создавать более реалистичные симуляции когнитивных задач и сценариев. Это позволяет исследователям и практикам лучше понять и моделировать когнитивные процессы и нарушения, а также разрабатывать новые методы лечения и тренировки. Инновационные технологии делают процесс обучения более персонализированным. Машинное обучение и искусственный интеллект могут использоваться для разработки индивидуализированных обучающих программ. Они могут адаптироваться к потребностям каждого учащегося, предоставлять индивидуальную обратную связь и оптимизировать обучение для достижения максимальных результатов в реабилитации когнитивных нарушений. Современные технологии позволяют собирать и анализировать большие объемы данных об обучении, что может помочь в выявлении трендов, моделей и факторов, влияющих на когнитивные нарушения. Это может привести к более точной диагностике, пониманию прогресса в реабилитации и разработке индивидуальных подходов к лечению.

Использование игровых элементов, геймификации и интерактивных обучающих платформ может повысить мотивацию и вовлеченность учащихся, изучающих когнитивные нарушения у больных, перенесших ишемический инсульт. Это может помочь им преодолеть трудности, поддерживать интерес к обучению и повышать эффективность тренировки. Значение дистанционного обучения описано далее. Инновационные технологии позволяют проводить обучение удаленно, что особенно актуально в случае ограничений на

637

April 26, 2024

посещение клиник или школ. Студенты могут получать доступ к обучающим материалам и сессиям тренировки через онлайн-платформы и через коммуникационные инструменты.

Эти перспективы подчеркивают потенциал инновационных обучающих технологий в изучении и лечении когнитивных нарушений. Однако важно продолжать исследования и развитие этих технологий, чтобы обеспечить их эффективность, безопасность и доступность для широкого круга пользователей. Развитие информационных технологий продолжает открывать новые возможности для улучшения образования и адаптации к потребностям современных учащихся. Инновационные обучающие технологии, такие как виртуальная реальность, мобильные приложения, искусственный интеллект и анализ данных, предлагают новые возможности для изучения когнитивных нарушений. Они позволяют проводить более точные оценки, разрабатывать персонализированные программы тренировок и обучения, а также собирать и анализировать данные для диагностики и прогнозирования нарушений. Эти инновации могут значительно улучшить эффективность и доступность лечения когнитивных нарушений, а также способствовать дальнейшим исследованиям в этой области.

REFERENCES

1. Старчина, Ю. А. (2017). Когнитивные нарушения после инсульта. Медицинский совет, 27-32.

2. Голицына, И. Н., & Половникова, Н. Л. (2011). Мобильное обучение как новая технология в образовании. Образовательные технологии и общество, 14(1), 241-252.

3. Фастова, Иванова: Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога. 2019 г.

4. Исмаилова, М., & Нарметова, Ю. (2024). ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИУЗБЕКИСТАН. Innovations in Science and Technologies, 1(1), 169-179.

5. Бахтиёрова, Х. Х., & Нарметова, Ю. К. (2023). Методы Преподавания И Обучения С Помощью Инновационных Технологий. Research Journal of Trauma and Disability Studies, 2(11), 473-476.

6. Ахмедова, M., & Нарметова, Ю. (2022). Neyropedagogika va neyropsixologiya rivojlanib kelayotgan yangi fan sohasi sifatida. Общество и инновации, 3(2/S), 103-109.

638

April 26, 2024

7. Абидова, З. А. (2016). Толерантность-основа интеграции науки и образования. Современное образование (Узбекистан), (11), 28-33.

8. Абидова, З. А. (2016). Предмет воздействия в развитии толерантности у личности. Современное образование (Узбекистан), (4), 46-52.

639

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.