Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МЧС РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электромобиль / электрический транспорт / пожарная охрана / пожарный автомобиль / тушение пожаров / electric vehicles / electric transport / fire service / fire vehicle / extinguish fire

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Аристархов Владимир Анатольевич, Двоенко Олег Викторович, Передня Дарья Андреевна, Савонина Ангелина Владимировна

В современном мире соблюдению экологических норм и стандартов уделяется повышенное внимание. В связи с этим, все большее развитие приобретают электромобили. С появлением первых грузовых моделей электромобилей возник вопрос о целесообразности их применения в различных сферах жизнедеятельности человека. В статье отражены перспективы использования грузовых моделей электромобилей в подразделениях пожарной охраны МЧС России, обоснована актуальность данного исследования, проведено сравнение электромобилей с двигателями внутреннего сгорания. Авторами рассмотрены различные типы существующих электромобилей. Приведены преимущества и недостатки электромобилей с позиции их использования в реагирующих пожарно-спасательных подразделениях. В статье представлены предложения по вариантам создания и использования электромобилей в подразделениях пожарной охраны МЧС России. Создание опытного образца российского пожарного электромобиля является актуальным направлением для проведения исследований. Целесообразным является создание автомобиля первой помощи на электроплатформе GAZelle e-NN. Создание автомобиля первой помощи позволит получить практический опыт применения пожарного электромобиля при различных режимах работы, и послужит базой для формирования направлений дальнейшего развития технологии создания и применения пожарных электромобилей в подразделениях пожарной охраны МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Аристархов Владимир Анатольевич, Двоенко Олег Викторович, Передня Дарья Андреевна, Савонина Ангелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECT OF USING ELECTRIC VEHICLES IN THE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERCOM OF RUSSIA

In the modern world, increased attention is paid to compliance with environmental norms and standards. In this regard, electric vehicles are becoming increasingly developed. With the advent of the first cargo models of electric vehicles, the question arose about the feasibility of their use in various spheres of human activity. The article reflects the prospects of using cargo models of electric vehicles in the fire service of the Ministry of Emercom of Russia, substantiates the relevance of this study, compares electric vehicles with internal combustion engines. The authors consider various types of existing electric vehicles. The advantages and disadvantages of electric vehicles from the point of view of their use in fire service units are given. The article presents proposals on options for the creation and use of electric vehicles in the fire service of the Ministry of Emercom of Russia. The creation of a prototype of a Russian electric fire vehicles is an urgent area for research. It is advisable to create a first-aid vehicle on the GAZelle e-NN electric platform. The creation of a first-aid vehicle will allow you to gain practical experience in the use of a fire-fighting electric vehicle under various operating modes, and will serve as a basis for the formation of directions for further development of technology for the creation and use of fire-fighting electric vehicles in the fire service of the Ministry of Emercom of Russia.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МЧС РОССИИ»

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ) FIRE SAFETY (TECHNICAL)

УДК 629.36

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МЧС РОССИИ

В. А. АРИСТАРХОВ, О. В. ДВОЕНКО, Д. А. ПЕРЕДНЯ, А. В. САВОНИНА

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Российская Федерация, г. Москва

E-mail: AristarkhovVA@yandex.ru, dvoenko_oleg@mail.ru, darya4252@mail.ru,

angelina.savonina@gmail.com

В современном мире соблюдению экологических норм и стандартов уделяется повышенное внимание. В связи с этим, все большее развитие приобретают электромобили. С появлением первых грузовых моделей электромобилей возник вопрос о целесообразности их применения в различных сферах жизнедеятельности человека. В статье отражены перспективы использования грузовых моделей электромобилей в подразделениях пожарной охраны МЧС России, обоснована актуальность данного исследования, проведено сравнение электромобилей с двигателями внутреннего сгорания. Авторами рассмотрены различные типы существующих электромобилей. Приведены преимущества и недостатки электромобилей с позиции их использования в реагирующих пожарно-спасательных подразделениях.

В статье представлены предложения по вариантам создания и использования электромобилей в подразделениях пожарной охраны МЧС России. Создание опытного образца российского пожарного электромобиля является актуальным направлением для проведения исследований. Целесообразным является создание автомобиля первой помощи на электроплатформе GAZelle e-NN. Создание автомобиля первой помощи позволит получить практический опыт применения пожарного электромобиля при различных режимах работы, и послужит базой для формирования направлений дальнейшего развития технологии создания и применения пожарных электромобилей в подразделениях пожарной охраны МЧС России.

Ключевые слова: электромобиль, электрический транспорт, пожарная охрана, пожарный автомобиль, тушение пожаров.

THE PROSPECT OF USING ELECTRIC VEHICLES IN THE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERCOM OF RUSSIA

V. A. ARISTARKHOV, O. V. DVOENKO, D. A. PEREDNYA, A. V. SAVONINA

The State Fire Academy of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters E-mail: AristarkhovVA@yandex.ru, dvoenko_oleg@mail.ru, darya4252@mail.ru, ange-

lina.savonina@gmail.com

In the modern world, increased attention is paid to compliance with environmental norms and standards. In this regard, electric vehicles are becoming increasingly developed. With the advent of the first cargo models of electric vehicles, the question arose about the feasibility of their use in various spheres of human activity. The article reflects the prospects of using cargo models of electric vehicles in the fire service of the Ministry of Emercom of Russia, substantiates the relevance of this study, compares electric vehicles with internal combustion engines. The authors consider various types of existing electric vehicles. The advantages and disadvantages of electric vehicles from the point of view of their use in fire service units are given.

© Аристархов В. А., Двоенко О. В., Передня Д. А., Савонина А. В., 2023

45

The article presents proposals on options for the creation and use of electric vehicles in the fire service of the Ministry of Emercom of Russia. The creation of a prototype of a Russian electric fire vehicles is an urgent area for research. It is advisable to create a first-aid vehicle on the GAZelle e-NN electric platform. The creation of a first-aid vehicle will allow you to gain practical experience in the use of a fire-fighting electric vehicle under various operating modes, and will serve as a basis for the formation of directions for further development of technology for the creation and use of fire-fighting electric vehicles in the fire service of the Ministry of Emercom of Russia.

Key words: electric vehicles, electric transport, fire service, fire vehicle, extinguish fire

Современный мир характеризуется очень быстрым развитием науки и техники, чему способствует, в первую очередь стремительное развитие информационных технологий. Применение информационных технологий во много раз сокращает время от момента формирования «идеи» до ее практического воплощения. На наших глазах происходит эволюция различных машин и механизмов. Заметны происходящие изменения и на улицах наших населенных пунктов, особенно в крупных городах. Сейчас уже не вызывают удивления автомобили, передвигающиеся за счет электрической энергии. Становится привычным электрический городской пассажирский

транспорт - электробусы. Вместе с тем до настоящего времени не до конца изученным остается вопрос эффективности использования грузовых электромобилей, в том числе в интересах пожарной охраны, что и является целью настоящей работы.

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года1 свидетельствует о том, что в перспективе будет наблюдаться рост количества альтернативного транспорта.

На рис. 1 приведено прогнозирование соотношение долей различных типов электромобилей в мире к 2035 году [1].

Рис. 1. Соотношение долей различных типов электромобилей в мире к 2035 году2

Как видно из представленной на рис. 1 диаграммы, наименьшая доля в парке транспортных средств будет принадлежать грузовым электромобилям. В данном случае речь идет о транспортных средствах, относящихся в соответствии с Техническим регламентом3 к категории N2 и N3 (максимальной массой свыше 3,5 т).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2023 года с прогнозом на период до 2035 года.

2 Сколько электромобилей в мире: сводная анали-

Данное состояние дел обусловлено имеющимися ограничениями технологий, применяемых для создания электромобилей.

тика на конец 2021 года. Информационный портал про электромобили. URL: https://e-cars.tech/ analitika/

skolko-elektromobiley-v-mire-svodnaya-analitika-na-konets-2021-goda/ (Дата обращения 15.03.2023)

3 Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Анализируя различные источники [2-6], можно выделить следующие типы электромобилей:

- аккумуляторные электромобили (в

иностранных источниках - Battery Electric Vehicles или сокращенно BEV). Данные транспортные средства полностью приводятся в движение электроэнергией. Они не имеют двигателя внутреннего сгорания, соответственно не нуждаются в каком-либо жидком топливе. В целях обеспечения необходимого запаса хода в аккумуляторных электромобилях обычно используются аккумуляторные батареи большой емкости. В настоящее время запас хода легковых аккумуляторных электромобилей обычно ограничена от 200 до 350 км с полной зарядкой, электробусов от 40 до 60 км. К данному типу транспортных средств относятся как легковые автомобили (Nissan Leaf Tesla Model S), так и малотоннажные грузовые автомобили и электробусы (КАМАЗ-6282);

- аккумуляторные электромобили с увеличенным запасом хода (в иностранных источниках Extended Range Electric Vehicles или сокращенно ER-EV). Указанные транспортные средства отличаются от аккумуляторных автомобилей наличием дополнительного двигателя внутреннего сгорания, который при необходимости заряжает батареи транспортного средства. Использование дополнительного малогабаритного двигателя позволяет увеличить запас хода. Стоит отметить, что двигатель внутреннего сгорания в данном случае используется только для зарядки тяговой батареи и не может использоваться для привода ведущих колес. Примером автомобиля данного типа может выступать BMW i3;

- подзаряжаемые гибридные электромобили (в иностранных источниках Plug-In Hybrid Electric Vehicles или сокращенно PHEV). Транспортные средства данного типа могут приводиться в движение как имеющимся двигателем внутреннего сгорания, так и предусмотренным конструкцией электрическим двигателем. Тяговая батарея заряжается от двигателя внутреннего сгорания во время движения автомобиля, а также может заряжаться от внешнего источника электроэнергии. К электромобилям данного типа относится Mitsubishi Outlander PHEV;

- гибридные электромобили (в иностранных источниках Hybrid Electric Vehicle или сокращенно HEV) - гибридные транспортные средства приводятся в движение комбинацией двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. Разница с подзаряжаемыми гибридными электромобили состоит в том, что тяговая батарея транспортных средств (Toyota Prius) не может подключаться к электрической сети и

заряжается от генератора, приводимого в действие двигателем внутреннего сгорания, или используя режим рекуперации при торможении транспортного средства;

- электромобили с топливными элементами (в иностранных источниках Fuel Cell Electric Vehicles или сокращенно FCEV), снабженные электрическим двигателем. Двигатель получает электрический ток от водородных топливных элементов и тягового аккумулятора. Стоит подчеркнуть, что запас хода транспортных средств данного типа (например, южнокорейского производства Hyundai Nexo FCEV) может составлять, по оценке производителя, свыше 600 км;

- транспортные средства с электрической трансмиссией (electric transmission vehicle - ETV). К транспортным средствам данного типа относятся карьерные самосвалы БелАЗ, специальные колесные шасси большой грузоподъемности. В конструкции данного типа электромоторы, находящиеся в колесах транспортных средств, приводятся в действие электричеством, вырабатываемым дизельной электростанцией. Дизельная электростанция состоит из силового генератора, состыкованного с дизелем. Данная конструкция не предусматривает наличие аккумуляторных батарей [7], так как с повышением мощности двигателя кратно возрастает стоимость аккумуляторных батарей. При этом отрицательным образом на срок службы сказываются и тяжелые условия эксплуатации данных транспортных средств.

Как видно из приведенной классификации, в настоящее время наибольшее развитие получают транспортные средства легкого класса, при этом конструкция транспортных средств тяжелого класса, большей частью, основана на типе BEV или ETV.

Различные подходы к конструкции электромобилей обусловлены попытками конструкторов найти наиболее оптимальный вариант, который позволяет максимально реализовать преимущества электромобилей, к которым, в первую очередь относятся:

• экологичность - электромобили, как правило, не производят выбросов загрязняющих веществ (CO, NO) с отработавшими газами, или их содержание минимально. Оптимально использование электромобилей в крупных населенных городах, в условиях плотной застройки и больших транспортных потоков, с учетом минимального урона окружающей среде. Кроме того, считается, что производство электромобилей основано на максимальном ресурсосбережении и экологичности. Однако, необходимо учитывать тот факт, что элементы электромобилей изготавливаются из различных пластиков, в конструкции использу-

ются аккумуляторные батареи, производство и утилизация которых негативным образом влияет на окружающую среду;

• простота конструкции - конструкция электромобилей подразумевает отсутствие традиционной трансмиссии, соответственно уменьшается общее количество элементов конструкции. Упрощение конструкции приводит к снижению объемов трудозатрат на проведение технического обслуживания. Более простая конструкция облегчает управление транспортным средством, что позволяет существенно сократить сроки освоения данного типа техники водительским составом;

• надежность - уменьшение количества элементов ведет к снижению количества отказов, более качественному их предупреждению. Стоит отметить, что аккумуляторные электромобили, в конструкции которых отсутствует привычный двигатель внутреннего сгорания, не подвержены влиянию качества топлива и, соответственно, различным негативным последствиям;

• минимальные эксплуатационные расходы - расходы на содержание транспортного средства складываются из расходов на заправку (зарядку) транспортного средства, стоимость технического обслуживания и затрат на подготовку водителей. Как по-

4

казывают проводимые исследования эксплуатационные расходы на содержание электромобиля в общем случае ниже, чем содержание автомобиля с двигателем внутреннего сгорания;

• комфорт - применяемые в конструкции электромобилей технологии позволяют свести практически к минимуму вибрации и шум двигателя, обеспечить лучшую управляемость и прогнозируемость поведения транспортного средства;

• эффективность - использование в конструкции электромобилей электромоторов, обладающих отличными от двигателей внутреннего сгорания характе-ристиками, упрощение конструкции, как показывают проводимые исследования [2], позволяют достичь значения коэффициента полезного действия электромобилей до 70 %.

Вместе с тем, широкому распространению электромобилей препятствует ряд недостатков [8], которые, относятся к электромобилям в конструкции которых имеются аккумуляторные батареи:

• ограниченный запас хода - запас хода с полной зарядкой легковых электро-

4 URL: https://newatlas.com/rosenbauer-linz-kreisel-electric-fire-truck/54088/ (Дата обращения 20.03.2023)

мобилей составляет, как правило, до 350 км, электробусов до 60 км. В целях увеличения запаса хода, в настоящее время, предлагаются различные конструктивные решения, в первую очередь связанные с использованием дополнительного двигателя внутреннего сгорания;

• продолжительное время зарядки - полная зарядка аккумуляторных батарей в обычных условиях в среднем составляет 4-8 часов. В настоящее время разработаны и существуют «ультрабыстрые» зарядные станции, которые позволяют обеспечить подзарядку батарей в течение 15-20 минут. Однако такие станции, как правило требуют значительных затрат на их строительство (обустройство), при этом полная зарядка батареи потребует большего времени;

• слаборазвитая зарядная ифра-структура - создание зарядных станций, особенно водородных, требует привлечения значительных финансовых средств, что возможно в настоящее время только в условиях крупных городов, формирующих достаточный спрос;

• значительная стоимость батареи - стоимость аккумуляторных батарей возрастает за счет применения более сложных материалов. Кроме того, стоимость аккумуляторных батарей обусловлена затра-тами на последующую утилизацию;

• значительная масса и габариты аккумуляторных батарей - в связи с обеспечением необходимой емкости, аккумуляторные батареи обладают достаточно большими габаритами и массой (вес батарейного блока электромобиля Tesla Model S составляет 540 кг), в связи с чем их снятие в течение заявленного срока службы не предусматривается.

На основании описанных типов электромобилей, рассмотренных их преимуществ и недостатков можно сделать вывод о возможности применения электромобилей в подразделениях пожарной охраны. В первую очередь речь идет об использовании легковых электромобилей в качестве оперативно-служебных автомобилей или транспортных средств органов надзорной деятельности. При принятии решения об использовании легковых электромобилей, ограничением будет выступать только их стоимость, наличие и развитость зарядной инфраструктуры.

Вместе с тем, для подразделений пожарной охраны интересен вопрос применения именно грузовых электромобилей, как шасси для создания пожарного автомобиля. Стоит отметить, что идея создания и использования пожарных электромобилей не нова - в начале

XX века в Вене заступали на «боевое дежурство» переднеприводные пожарные машины с электротрансмиссией компании «LohnerPorsche». Данные автомобили обладали передовой на тот момент времени конструкцией, обеспечивающей необходимую скорость передвижения и небольшими размерами.

На сегодняшний момент австрийская фирма Rosenbauer уделяет большое внимание использованию электропривода для создания пожарных электромобилей. Так в 2018 году4 фирмой Rosenbauer разработан пожарный электромобиль легкого класса на шасси Mercedes Sprinter, что соответствует пожарному автомобилю L-класса. Отличительными характеристиками данного транспортного средства являются электродвигатель мощностью 120 кВт, четыре батареи суммарной емкостью 86 кВтч и общим весом 620 кг. Запас хода данного электромобиля составляет около 160 км. Также фирмой Rosenbauer представлен пожарный электромобиль RT (Revolutionary Technology), который позиционируется как гибридное муниципальное транспортное средство грузоподъемностью до 18 тонн (рис. 2). В конструкции данного пожарного электромобиля предусмотрено наличие дизельного двигателя, использующегося для зарядки аккумуляторных батарей. Кроме того, предусмотрена возможность зарядки батарей от внешних источников, что позволяет отнести данную конструкцию к переходной модели, занимающую промежуточное положение между ранее рассмотренными типом BEV и типом HEV. Стоит отметить, что данное транспортное средство фактически соответствует пожарному автомобилю M-класс или S-класса5.

Рис. 2. Шасси пожарного электромобиля Rosenbauer RT5

Таким образом, рассмотренные разработки подтверждают актуальность и возможность рассмотрения вопроса создания отечественного пожарного электромобиля.

Принимая во внимание опыт фирмы Rosenbauer, для получения собственного практического опыта создания и применения пожарных электромобилей, по мнению авторов, в настоящее время целесообразно рассматривать создание опытного пожарного электромобиля в виде автомобиля первой помощи (АПП-Э). Данный тип пожарных автомобилей предназначен для решения широкого круга задач, в том числе перевозки и подачи жидких огнету-шащих веществ, личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

200

5 150 <э

1 100

£

50

166

10

_

ГАЗ

УАЗ Марка шасси

ФИАТ

Прочие

6

3

0

Рис. 3. Марки шасси пожарных автомобилей первой помощи, состоящих на снабжении МЧС России

5 URL: https://www.rosenbauer.com/en/int/rosenbauer-world/vehicles/municipal-vehicles/rt (Дата обращения 15.03.2023)

49

В соответствии с данными, содержащимися в Цифровой системе учета технического состояния пожарной, спасательной, специальной и авиационной техники МЧС России в подразделениях МЧС России имеется 185 ед. пожарных автомобилей первой помощи.

Основной маркой шасси пожарных автомобилей первой помощи является ГАЗ -90%, при этом доля иных марок очень мала ФИАТ - 5 %, УАЗ - 3 % и прочие - 2 % (рис. 3).

Рис. 4. Модели автомобилей первой помощи: а -Таблица 1. Характеристики

Наибольшее количество в составе парка автомобилей первой помощи, а именно - порядка 27 % составляют АПП-0,5-5(2705) (рис. 4а), однако данные автомобили выпускались до 2012 года. К современным образцам (10 % парка) можно отнести АПП-0,8-40/4 NATISK (C42R33) (рис. 4б). Технические характеристики данных автомобилей представлены в табл. 1.

б

АПП-0,5-5 (2705); б - АПП-0,8-40/4 NATISK (C42R33)

автомобилей первой помощи

Наименование параметра АПП-0,5-5 (2705) АПП-0,8-40/4 NATISK

(C42R33)

Базовое шасси ГАЗ-2705 ГА3-С42Р33

Категория транспортного средства N1 N2

Колесная формула 4 х 2 4 х 2

Полная масса транспортного средства, кг не более 3500 не более 8700

Тип двигателя бензиновый, инжекторный дизельный

Запас хода по топливу, км до 700 км до 700 км

Габаритные размеры (не более), мм 6000х2100х2800 7500х2350х3000

Боевой расчет, чел 5 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Емкость цистерны для воды, л 500 800

Емкость для пенообразователя, л 30 60

Насосная установка Агрегат мотонасосный пожарный Стационарный насос

высокого давления МНПВ-90/300 40 л/с

В соответствии с приказом МЧС России от 29.04.2022 № 4196 годовая потребность моторесурсов для автомобилей первой помощи может устанавливаться в размере 10,0 тыс. км (для г. Москвы и г. Санкт-Петербурга -15,0 тыс. км).

Блок-схема технологического процесса применения автомобиля первой помощи, разработанная на основе языка ДРАКОН, представлена на рис. 5.

Рис. 5. Блок-схема технологического процесса применения автомобиля первой помощи

Как следует из представленной блок-схемы, автомобиль первой помощи не подразумевает его длительное использование на сложных пожарах, что существенно сокращает время его фактического использования.

Анализ показал, что ежегодный пробег (наработка) данных автомобилей составляет порядка 5,5 тыс. км в год или менее 100 км в сутки, что свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения значительного запаса хода (200 км и выше).

Из табл. 1 видно, что АПП-0,8-40/4 NATISK (C42R33) обладает большей массой и габаритами по сравнению с АПП-0,5-5 (2705), при максимальной нагрузке относится к пожарным автомобилям М-класса, что потребует

6 Приказ МЧС России от 29.04.2022 № 419 «О потребности в моторесурсах транспортных средств и специальной техники в системе МЧС России и признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России»

большей энерговооруженности (мощности электродвигателя и батарей большей емкости) и соответственно больших затрат на его приобретение. Таким образом, в целях минимизации затрат целесообразно рассмотреть в качестве основы для проектирования АПП-Э автомобиль типа АПП-0,5-5 (2705). Данный выбор обоснован еще и тем фактором, что предприятиями промышленности в настоящее время уже предлагаются шасси данного типа.

Так, Группой «ГАЗ» представлено семейство электромобилей GAZelle е^^ основные характеристики которых представлены в табл. 2. По конструкции электромобили GAZelle e-NN относятся к аккумуляторным электромобилям типа BEV, зарядка аккумуляторов которых осуществляется за счет внешних источников электроэнергии.

Таблица 2. Характеристики электромобилей GAZelle e-NN

Наименование параметра Значение

Полная масса автомобиля, т 4,6

Грузоподъемность шасси, т до 2,5

Тип электродвигателя синхронный на постоянных магнитах

Пиковая мощность электродвигателя, кВт 100 кВт

Максимальный крутящий момент электродвигателя, Нм 310 Нм

Максимальная скорость, км/ч 100 км/ч

Запас хода на одной зарядке, км 120 км (200 км за счет установки дополнительных батарей)

Время быстрой зарядки до 80% 30 минут

Из приведенной табл. 2 видно, что основные характеристики предлагаемого Группой «ГАЗ» электромобиля, такие как грузоподъемность, максимальная скорость, запас хода на одной зарядке позволяют рассматривать его в качестве шасси для создания АПП-Э. Важным моментом является возможность быстрой зарядки батарей, что позволяет обеспечить выполнение требований по восстановлению боеготовности подразделения пожарной охраны в течение 40 минут.

Список литературы

1. Бахтеев Ш. Р., Бахтеев К. Р. Анализ состояния рынка электромобилей в России и тенденции его развития // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2017. Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 4. Курск, Издательство: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2017. С. 36-41.

2. A Review on Electric Vehicles: Technologies and Challenges / Julio A. Sanguesa, Vicente Torres-Sanz, Piedad Garrido [et al.]. Smart Cities, 2021, vol. 4, pp. 372-404. https://doi.org/ 10.3390/smartcities4010022.

3. Comparison of the Overall Energy Efficiency for Internal Combustion Engine Vehicles and Electric Vehicles / A. Albatayneh, M. N. Assaf, D. Alterman [et al.]. Environmental and Climate Technologies, 2020, vol. 24, issue 1, pp. 669-680. https://doi.org/10.2478/rtuect-2020-0041.

4. Chan C. C. The state of the art of electric, hybrid, and fuel cell vehicles. Proceedings of the IEEE, 2007, vol. 95, issue 4, pp. 704-718. https://doi.org/10.1109/JPROC.2007.892489.

5. Иосифов В. В. Глобальные инновационные тренды развития транспортных систем и стратегические альтернативы для рос-

На основании изложенного можно сделать вывод об актуальности рассмотрения вопроса создания опытного образца российского пожарного электромобиля. Наиболее целесообразным представляется создание АПП-Э на электроплатформе GAZelle е^^ Создание автомобиля первой помощи позволит получить практический опыт применения пожарного электромобиля при различных режимах работы и послужит базой для формирования направлений дальнейшего развития технологии создания и применения пожарных электромобилей.

сийского машиностроения // Друкеровский вестник. 2018. № 4(24). С. 165-178.

6. Ишуточкина К. А. Развитие электромобилей в России // Наука без границ. 2016. № 3(3). С. 29-32.

7. Хаиров А. Р., Колесник Е. Д., Вили-сов Д. А. Что если в войсках будут использовать электромобили?! // Состояние и инновации технического сервиса машин и оборудования: материалы XIII международной научно-технической конференции, посвященной 70-летию кафедры Надежности и ремонта машин ФГБОУ ВО Новосибирского ГАУ. Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета "Золотой колос". 2021. С. 87-90.

8. Шишкина П. А. Анализ негативного влияния электромобилей на окружающую среду // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. № 10. С. 112-114. DOI: 10.24412/2071-6168-2022-10112-114.

References

1. Bahteev Sh. R., Bahteev K. R. Analiz sostoyaniya rynka elektromobilej v Rossii i ten-dencii ego razvitiya [Analysis of the state of the electric vehicle market in russia and its development trends]. Pokolenie budushchego: Vzglyad

molodyh uchenyh - 2017. Sbornik nauchnyh statej 6-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. V 4-h tomah. vol 4. Kursk, Iz-datel'stvo: Zakrytoye aktsionernoye obshchestvo "Universitetskaya kniga". 2017, pp. 36-41.

2. A Review on Electric Vehicles: Technologies and Challenges / Julio A. Sanguesa, Vicente Torres-Sanz, Piedad Garrido [et al.]. Smart Cities, 2021, vol. 4, pp. 372-404. https://doi.org/ 10.3390/smartcities4010022.

3. Comparison of the Overall Energy Efficiency for Internal Combustion Engine Vehicles and Electric Vehicles / A. Albatayneh, M. N. Assaf, D. Alterman [et al.]. Environmental and Climate Technologies, 2020, vol. 24, issue 1, pp. 669-680. https://doi.org/10.2478/rtuect-2020-0041.

4. Chan C. C. The state of the art of electric, hybrid, and fuel cell vehicles. Proceedings of the IEEE, 2007, vol. 95, issue 4, pp. 704-718. https://doi.org/10.1109/JPROC.2007.892489.

5. Iosifov V. V. Global'nye innovacionnye trendy razvitiya transportnyh sistem i strate-gicheskie al'ternativy dlya rossijskogo mashi-nostroeniya [Global innovative trends in the de-

velopment of transport systems and strategic alternatives for russian engineering]. Drukerovskij vestnik, 2018, vol. 4 (24), pp. 165-178.

6. Ishutochkina K. A. Razvitie elektromo-bilej v Rossii [The developing of electric cars industry in russia]. Nauka bez granic, 2016, vol. 3 (3), pp. 29-32.

7. Hairov A. R., Kolesnik E. D., Vili-sov D. A. Chto esli v vojskah budut ispol'zovat' elektromobili?! [What if the troops will use electric cars?!]. Sostoyanie i innovacii tekhnicheskogo servisa mashin i oborudovaniya: materialy XIII mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii, posvyashchennoj 70-letiyu kafedry Nadezh-nosti i remonta mashin FGBOU VO Novosibir-skogo GAU. Novosibirsk: Izdatel'skij centr Novo-sibirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta "Zolotoj kolos". 2021, pp. 87-90.

8. Shishkina P. A. Analiz negativnogo vliyaniya elektromobilej na okruzhayushchuyu sredu [Analysis of the negative impact of electric vehicles on the environment]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tekhnicheskie nauki, 2022, vol. 10, pp. 112-114. DOI: 10.24412/2071-6168-2022-10-112-114.

Аристархов Владимир Анатольевич

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России,

Российская Федерация, г. Москва

кандидат технических наук, доцент

E-mail: AristarkhovVA@yandex.ru

Aristarkhov Vladimir Anatolevich

The State Fire Academy of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters Russian Federation, Moscow

candidate of technical sciences, associate professor of the department E-mail: AristarkhovVA@yandex.ru

Двоенко Олег Викторович

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России,

Российская Федерация, г. Москва

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры

E-mail: dvoenko_oleg@mail.ru

Dvoenko Oleg Viktorovich

The State Fire Academy of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters Russian Federation, Moscow

candidate of technical sciences, associate professor, head of the department E-mail: dvoenko_oleg@mail.ru

Передня Дарья Андреевна

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России,

Российская Федерация, г. Москва

Преподаватель

E-mail: darya4252@mail.ru

Perednya Darya Andreevna

The State Fire Academy of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters Russian Federation, Moscow Lecturer

E-mail: darya4252@mail.ru Савонина Ангелина Владимировна

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России,

Российская Федерация, г. Москва

Курсант

E-mail: Angelina.savonina@gmail.com Savonina Angelina Vladimirovna

The State Fire Academy of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters Russian Federation, Moscow Cadet

E-mail: Angelina.savonina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.