Научная статья на тему 'Перспектива перехода к 6-часовому рабочему дню в экономически развитых странах'

Перспектива перехода к 6-часовому рабочему дню в экономически развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / 6-ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ / ТРЕХЧАСОВАЯ РАБОЧАЯ СМЕНА / WORKING TIME REDUCTION / 6-HOUR WORKING DAY / THREE-HOUR WORKING SHIFT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотов Александр Владимирович

Раскрываются объективные возможности перехода к 6-часовому рабочему дню в экономически развитых странах и факторы, противодействующие такому переходу. Применяются диалектический метод исследования противоречий экономического развития и табличный метод анализа статистических данных. Установлено, что существующая продолжительность рабочего дня в экономически развитых странах сложилась под влиянием двух тенденций: сокращения общего фонда рабочего времени в производстве, способствующего уменьшению рабочего дня, и снижения занятости в производстве, препятствующего такому уменьшению. Определена потенциально возможная продолжительность рабочей смены в условиях реализации предпосылок прогноза Кейнса о введении трехчасовых смен к 2030 году. Обосновывается необходимость законодательного перехода к 6-часовому рабочему дню. Представлен расчет продолжительности периода введения 6-часового рабочего дня в ряде экономически развитых стран, исходя из величины экономии труда в производственной сфере. Приведены аргументы о стимулирующем влиянии законодательного сокращения рабочего дня до 6 часов на повышение производительности труда. Выявлена перспектива дальнейшего сокращения рабочего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF MOVING TO A 6-HOUR WORKING DAY IN ECONOMICALLY DEVELOPED COUNTRIES

The purpose of the article is to examine the objective possibility of moving to a 6-hour working day in economically developed countries and the factors that impede this transition. It has been established that the existing number of working hours in economically developed countries is the result of two trends: a reduction in the total fund of working hours in the production sector, which helps to reduce the working day duration, and a reduction in employment in the production sector that prevents such a reduction. The potentially possible working shift duration has been determined for the conditions when the premises of Keynes's forecast for the introduction of three-hour shifts by 2030 are realized. The necessity of legislative transition to a 6-hour working day is substantiated. A calculation of the introduction period is presented for a 6-hour working day in a number of economically developed countries taking into account the index of labor economy in the production sector. Some arguments are given in favor of the stimulating effect of the legislative reduction of the working day to 6 hours on the labor productivity increase. The prospects for the further working day reduction are outlined.

Текст научной работы на тему «Перспектива перехода к 6-часовому рабочему дню в экономически развитых странах»

18 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 18-26

УДК 330.3+331.5

ПЕРСПЕКТИВА ПЕРЕХОДА К 6-ЧАСОВОМУ РАБОЧЕМУ ДНЮ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

© 2017 г. А.В. Золотое

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

zoav6@iee.unn.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2017 Статья принята к публикации 01.02.2017

Раскрываются объективные возможности перехода к 6-часовому рабочему дню в экономически развитых странах и факторы, противодействующие такому переходу. Применяются диалектический метод исследования противоречий экономического развития и табличный метод анализа статистических данных. Установлено, что существующая продолжительность рабочего дня в экономически развитых странах сложилась под влиянием двух тенденций: сокращения общего фонда рабочего времени в производстве, способствующего уменьшению рабочего дня, и снижения занятости в производстве, препятствующего такому уменьшению. Определена потенциально возможная продолжительность рабочей смены в условиях реализации предпосылок прогноза Кейнса о введении трехчасовых смен к 2030 году. Обосновывается необходимость законодательного перехода к 6-часовому рабочему дню. Представлен расчет продолжительности периода введения 6-часового рабочего дня в ряде экономически развитых стран, исходя из величины экономии труда в производственной сфере. Приведены аргументы о стимулирующем влиянии законодательного сокращения рабочего дня до 6 часов на повышение производительности труда. Выявлена перспектива дальнейшего сокращения рабочего дня.

Ключевые слова: сокращение рабочего времени, 6-часовой рабочий день, трехчасовая рабочая смена.

Введение

Сокращение рабочего времени на основе повышения производительности труда - общепризнанный факт, который становится очевидным при рассмотрении долгосрочной ретроспективы. Если в последние десятилетия XIX века среднее количество часов, отрабатываемых в расчете на одного работника, составляло в странах - лидерах мировой экономики около 3000, то к настоящему времени оно сократилось приблизительно в 2 раза - до 1400-1700 часов. Данный факт стал предметом развернутого анализа в экономической литературе.

Следует отметить, что в исследованиях продолжительности рабочего времени внимание зачастую фокусируется на динамике его величины за год [1-3]. Это находит свое отражение и в статистике, когда, например, в базах данных Организации экономического сотрудничества и развития величина затрат труда связывается именно со среднегодовым количеством отработанных часов.

В социально-экономической литературе достаточно распространен анализ продолжительности рабочей недели [4-7]. Динамика данного периода трудовой активности отслеживается статистикой МОТ.

При всей значимости указанных периодов трудовой активности ключевая роль в системе

подобных периодов принадлежит не им, а рабочему дню. Именно его продолжительность определяет повседневный образ жизни работников. Неудивителен поэтому интерес, проявляемый специалистами в области медицины, социологии и т.п., к влиянию величины рабочего дня на различные аспекты человеческой жизни [8-12].

В экономической литературе динамика рабочего дня анализируется значительно реже по сравнению с тенденциями в продолжительности рабочей недели или количества часов, отработанных за год. Очевидно, это связано с тем, что за последние 40-50 лет тенденция к сокращению рабочего дня у работников, занятых полное рабочее время, практически не проявлялась. Распространение же нестандартной занятости, допускающей менее продолжительный рабочий день при пропорциональном понижении заработка, правомерно не рассматривается как закономерность уменьшения нормальной продолжительности рабочего времени.

При таких условиях работы, посвященные сокращению рабочего дня, в основной своей массе, либо публиковались в тот уже отдаленный период, когда подобное сокращение активно осуществлялось [13], либо, будучи недавно опубликованными, сосредотачивались на осмыслении исторического опыта [14-16].

Под влиянием проводимых сейчас в Швеции экспериментов по введению 6-часового рабоче-

Таблица 1

Средняя продолжительность рабочих смен в 1993 г. и 2007 г._

1993 г. 2007 г.

Продолжи- Количе- Продолжи- Продолжи- Количе- Продолжи-

тельность ра- ство тельность тельность ра- ство тельность

бочего времени рабочих смены, бочего време- рабочих смены,

за год, час дней час ни за год, час дней час

Италия 1880 225 8.36 1862 225 8.28

Канада 1952 225 8.68 1970 225 8.76

Корея 2551 225 11.34 2257 225 10.03

США 2029 225 9.02 1847 225 8.21

Франция 1897 225 8.43 1771 225 7.87

ФРГ 1637 225 7.28 1522 225 6.76

Швеция 1735 225 7.71 1804 225 8.02

Таблица 2

Рабочий день работников непроизводственной сферы_

1993 г. 2007 г.

Продолжительность рабочего времени за год, час Количество рабочих дней Продолжительность рабочего дня, час Продолжительность рабочего времени за год, час Количество рабочих дней Продолжительность рабочего дня, час

Италия 1852 225 8.23 1795 225 7.98

Канада 1666 225 7.40 1665 225 7.40

Корея 2772 225 12.32 2344 225 10.42

США 1215 225 5.40 1267 225 5.63

Франция 1590 225 7.07 1486 225 6.60

ФРГ 1525 225 6.78 1394 225 6.20

Швеция 1543 225 6.86 1661 225 7.38

го дня ситуация начинает меняться: появляются исследования, посвященные анализу перспектив сокращения рабочего дня в экономически развитых странах [17]. Такая теоретическая работа, безусловно, требует продолжения.

Оценка существующей продолжительности рабочего дня

Продолжительность рабочего дня, как и любого периода трудовой активности, определяется величинами фондов рабочего времени в общественном производстве и сфере услуг, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей при существующей численности трудоспособных. Тем самым, речь идет о средней продолжительности рабочего дня в расчете на одного работника. Такая величина в большей степени соответствует действительной в обрабатывающих производствах, для которых характерна ритмичность трудового процесса, его организация по сменам. В других подразделениях производства: сельском хозяйстве, строительстве и т.д. - продолжительность рабочего дня может существенно отклоняться от средней в силу сезонного фактора. Поскольку обрабатывающие производства преобладают в производственной сфере развитых стран, будем характеризовать рабочий день в ней как рабочую смену.

Среднюю продолжительность рабочей смены будем рассчитывать путем соотнесения времени, отработанного в расчете на одного производственного работника за год1, и количества рабочих дней. Предположим, что количество выходных и праздничных дней в рассматриваемых странах одинаково и составляет 110 дней в году, а время оплачиваемых отпусков - 30 дней. Тогда за год будет отработано 225 дней.

При сделанной предпосылке о равном количестве рабочих смен в течение года средняя продолжительность смен находилась в 1993 году в интервале между 7 и 11 часами. При этом самые короткие смены были в европейских странах, наиболее продолжительные - в Корее. В действительности, с учетом меньшего количества выходных дней и дней оплачиваемых отпусков, в Корее рабочие смены в производстве были чуть менее продолжительны. В 2007 году ситуация кардинально не изменилась, хотя 7 часов перестали быть нижней границей величины рабочей смены.

Итак, в условиях характерного для развитых стран сокращения численности занятых в производстве уменьшение общего фонда рабочего времени не привело к соответствующему уменьшению продолжительности рабочих смен. 8-часовой рабочий день, выступавший стратегической целью рабочего движения в конце

Табкица 3

Средняя продолжительность рабочей смены при всеобщем участии трудоспособных в производстве

1993 г. 2007 г.

Продолжи- Количе- Продолжи- Продолжи- Количе- Продолжи-

тельность рабо- ство тельность тельность рабо- ство тельность

чего времени рабочих смены, чего времени рабочих смены, час

за год, час дней час за год, час дней

Италия 525 225 2.33 491 225 2.18

Канада 428 225 1.90 434 225 1.93

Корея 911 225 4.05 630 225 2.80

США 414 225 1.84 327 225 1.45

Франция 425 225 1.89 338 225 1.50

ФРГ 539 225 2.40 390 225 1.73

Швеция 445 225 1.98 434 225 1.93

XIX века, так или иначе узаконенный в первые десятилетия XX, остается реальностью для десятков миллионов производственных работников в XXI веке.

Продолжительность рабочего дня в сфере услуг также определяется соотношением общего фонда рабочего времени и занятости в ней. Этот фонд имеет тенденцию к увеличению, однако в большинстве стран занятость в этой сфере растет еще быстрее.

Определим среднюю продолжительность рабочего дня работников рассматриваемой сферы, исходя из того, что количество рабочих дней в году у них такое же, как и производственных работников, - 225.

Рабочий день работников непроизводственной сферы также имеет тенденцию к сокращению (исключением являются США и Швеция), что при росте общего фонда рабочего времени объясняется опережающим ростом занятости.

Из приведенных данных следует, что продолжительность рабочего дня производственных работников образует верхнюю границу среднедневного рабочего времени работников сферы услуг (исключение составляет Корея).

Труд в сфере услуг, даже богатый по своему содержанию и осуществляемый при благоприятных условиях, имеет оптимальную меру своей продолжительности, определяемую уровнем результативности и влиянием на здоровье исполнителей. Так, Эриксон установил, что «специалисты, достигающие высоких целей, работают 21-35 часов в неделю, но не более 3-5 часов в день. Имея полную свободу действий в отношении работы, они уделяли ей не больше указанного количества часов в течение недели, и это свидетельствует о том, что такой объем представляется им оптимальным» [18]. Это согласуется с выводами Маккензи о том, что «слишком продолжительный рабочий день и определенные виды задач могут вызвать усталость и стресс, способные негативно отразиться на когнитивной деятельности» [18].

Приведенные в таблице 2 данные свидетельствуют, что во всех рассматриваемых странах средняя продолжительность рабочего дня работников сферы услуг превышает 6 часов. Это дает основание рассматривать ее как чрезмерно высокую, выходящую за рамки, согласующиеся с наивысшей отдачей от труда.

Величина рабочего дня, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, существенно превышает 3 часа - его продолжительность, спрогнозированную Кейнсом применительно к 2030 году [13]. Очевидно, что некоторые существенные предпосылки этого прогноза остались нереализованными. Целесообразно определить продолжительность рабочего дня при условии реализации этих предпосылок.

Продолжительность рабочего дня, соответствующая предпосылкам прогноза Кейнса

Базовыми предпосылками прогноза о введении 3-часовых смен к 2030 году были предположения о многократном сокращении затрат труда в основных отраслях производства и распределении труда между как можно более широким кругом лиц. Наряду с базовыми вводились и дополнительные предпосылки: о стабильности населения, отсутствии войн и т.п.

Предвидение великого экономиста о многократном уменьшении общих затрат труда в сфере производства осуществилось. Оно произошло вопреки пятикратному росту населения в мире по сравнению с концом 20-х годов прошлого века и разрушительной Второй мировой войне. Прогресс производительных сил обеспечил гигантскую экономию труда в производстве при увеличении объема выпуска.

Осуществимость прогноза зависела и от реализации другой базовой предпосылки - о максимально возможном расширении круга лиц, участвующих в производстве (пределом такого расширения является участие в нем всех трудоспособных). Между тем тенденция к расши-

Таблица 4

Продолжительность рабочего дня при повседневном сочетании работниками _труда в производстве и оказания услуг_

1993 г. 2007 г.

Рабочее вре- Время оказа- Рабочий Рабочее вре- Время оказа- Рабочий

мя в произ- ния услуг, день, мя в произ- ния услуг, день,

водстве, час час час водстве, час час час

Италия 2.33 3.79 6.12 2.18 4.35 6.53

Канада 1.90 4.61 6.51 1.93 5.42 7.35

Корея 4.05 4.85 8.9 2.80 5.81 8.61

США 1.84 3.91 5.75 1.45 4.42 5.87

Франция 1.89 3.73 5.62 1.50 4.11 5.61

ФРГ 2.40 3.69 6.09 1.73 4.16 5.89

Швеция 1.98 4.48 6.46 1.93 4.96 6.89

рению участия в производстве была парализована вследствие относительного и абсолютного сокращения численности занятых в этой сфере. В лучшем случае для оставшихся в ней работников темпы такого сокращения отстают от темпов понижения общего фонда рабочего времени, что дает занятым некоторый прирост нерабочего времени.

Возникает вопрос, какой могла бы быть продолжительность типичной рабочей смены при условии всеобщего участия трудоспособных в производстве.

Очевидно, что при реализации одной из базовых предпосылок прогноза Кейнса - о распределении производственного труда между всеми трудоспособными - продолжительность времени, отрабатываемого в производстве в расчете на одного работника за год, была бы в 2-4 раза ниже, чем существующая сегодня. Отсюда и продолжительность рабочих смен оказалась бы многократно ниже. В этом смысле прогноз о достижении трехчасовых смен был бы реализован не к 2030 году, а уже до 1990 года.

Вместе с тем в прогнозе Кейнса не отражен тот факт, что с определенного момента экономического развития фонд рабочего времени в непроизводственной сфере общества начинает преобладать над аналогичным фондом в производственной. Если Кейнс предполагал расширение участия в производственном труде, то, следуя его логике, такое же предположение следует распространить и на труд по оказанию услуг. Тогда необходимо скорректировать представление о продолжительности рабочего дня, которая будет включать две составляющих: время труда в производстве и время оказания услуг.

При сделанных предпосылках продолжительность рабочего дня, охватывающая время труда в производстве и оказания услуг, в 1993 г. в США и Франции была бы ниже 6 часов, в Италии, Канаде, Франции, ФРГ и Швеции она не превышала бы 7 часов и только в Корее была

бы продолжительнее 8 часов. Основная доля рабочего времени приходилась бы на труд в непроизводственной сфере.

К 2007 году ситуация изменилась бы разнонаправленно: в Корее, ФРГ и Франции общая продолжительность рабочего дня сократилась бы, в остальных странах - увеличилась бы. При этом у работников всех стран возросла бы доля времени, уделяемого труду в сфере услуг. Это означало бы, что каждый трудоспособный повседневно уделял бы все больше времени деятельности, более богатой по содержанию и осуществляемой при более благоприятных условиях, чем труд в производстве.

Вышеприведенные данные соответствуют предпосылке о повседневном распределении труда в производстве и сфере услуг в постоянных пропорциях, полученных при нахождении средних величин. Вполне возможно, что организация производства потребовала бы распределения рабочего времени в несколько иных пропорциях, с тем чтобы продолжительность рабочих смен составляла 1.5-2 часа (а не 1.73 часа, 1.93 часа и т.п.). Аналогичным образом допустимо корректировать и продолжительность оказания услуг. Подобные вариации в продолжительности составляющих рабочего дня не отменяли бы социально-экономического равенства членов общества по отношению к выполнению экономически неоднородных видов труда.

Необходимость законодательного перехода к 6-часовому рабочему дню

Когда речь идет о перспективе сокращения рабочего и увеличения свободного времени работников, то следует принимать во внимание, прежде всего, те возможности для реализации данной закономерности, которые обусловлены уже достигнутым уровнем общественной производительности труда и формируются в результате его дальнейшего прогресса. Как было

Таблица 5

Потенциальная величина понижения общего фонда рабочего времени в пр оизводстве _ при сокращении рабочей смены до 6 часов (по состоянию на 2007 год) _

Рабочий день, час Сокращаемое рабочее время за день, час Число рабочих дней Сокращаемое рабочее время за год, час Занятость в общественном производстве, чел. Общий объем сокращаемого времени за год, час Среднегодовая экономия труда (1993 г .2007 г.), млн час Данные столбца 7/ данные столбца 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Италия 8.28 2.28 225 513 8205300 4209318900 37.85 111.2

Канада 8.76 2.76 225 621 3959634 2458932714 нет

Корея 10.03 4.30 225 968 7814934 7564856112 404.57 18.7

США 8.21 2.21 225 497 28369000 14099393000 354.35 39.8

Франция 7.87 1.87 225 421 6025607 2536780547 144.71 17.5

ФРГ 6.76 0.76 225 171 10970000 1875870000 440.35 4.3

Швеция 8.02 2.02 225 455 1136700 517198500 нет

показано выше, нынешняя продолжительность рабочего дня многократно выше возможной в условиях использования экономии труда преимущественно для сокращения рабочего времени занятых в производстве, а не сокращения занятости в нем при консервации величины рабочего дня оставшихся работников. Как бы ни повышалась общественная производительность труда в сфере производства, до тех пор пока экономия труда реализуется преимущественно в форме сокращения занятости, подобный разрыв будет воспроизводиться. Соответственно, перспектива сокращения рабочего дня связана с преодолением этого разрыва.

Необходимо прежде всего нейтрализовать тенденцию к уменьшению численности производственных работников. Ее действие обусловлено стремлением предпринимателей снизить постоянные издержки на труд, что диктует мотив получить требуемый объем труда от возможно меньшего количества работников даже при одной и той же величине фонда зарплаты. Именно поэтому при экономии труда вследствие повышения его производительности сокращают не рабочее время занятых, а их численность. Отмеченный мотив имеет всеобщий характер, то есть присущ всем предпринимателям.

С учетом сказанного нейтрализация тенденции к сокращению численности занятых в производстве также должна иметь всеобщий характер. Это означает использование государственной власти, полномочия которой распространяются на каждого.

Речь идет не о том, чтобы государство запрещало расторжение трудовых договоров по инициативе работодателей - такой запрет дезорганизовал бы экономику. Требуется принятие мер, стимулирующих всех предпринимателей

сохранять и увеличивать занятость. Вот почему актуально и необходимо законодательное сокращение нормальной продолжительности рабочего дня без понижения заработной платы.

Такое сокращение, прежде всего, побуждает предпринимателей использовать экономию труда от повышения его производительности для компенсации уменьшения фонда рабочего времени занятых, а не снижения занятости. Складывается ситуация, препятствующая превращению части работников в избыточных при консервации трудовой нагрузки у оставшихся на предприятиях.

При указанных условиях возникает проблема соответствия объемов экономии труда величине понижения общего фонда рабочего времени в производстве вследствие законодательного сокращения нормальной продолжительности рабочего дня. О масштабах такой проблемы свидетельствуют данные таблицы 5.

Очевидно, что ни в одной из рассматриваемых стран введение в рамках одного года повседневных 6-часовых смен не могло бы быть обеспечено только за счет повышения производительности труда. Величина уменьшения общего фонда рабочего времени многократно превосходила бы размеры годовой экономии труда, и потому полная компенсация за год такого уменьшения за счет экономии была бы недостижима.

Таковы последствия сохранения той ситуации, когда на протяжении второй половины XX века в большинстве развитых стран вытеснение работников из сферы производства преобладало над сокращением их рабочего времени, так что сколько-нибудь заметный прогресс в положении производственных работников, образующих сегодня незначительное меньшинст-

во в составе занятых, становится трудно осуществимым.

Сказанное не означает невозможности сокращения рабочих смен. Речь идет о модификации масштабов их использования. Так, например, при имевшихся темпах экономии труда и численности занятых в производстве Италии понадобилось бы более века, чтобы сделать нормой повседневные 6-часовые рабочие смены. Вместе с тем уже в 2008 году можно было 2 дня использовать 6-часовые смены, ежегодно увеличивая количество таких дней. В ФРГ с 2008 года 6-часовые смены могли бы охватить четверть годового фонда рабочего времени производственных работников, а их повседневное применение произошло бы за 4 года.

Переход к 6-часовому рабочему дню путем комбинирования в рамках трудового года смен разной продолжительности - это специфическая форма внедрения гибкого рабочего графика, получающего все большее распространение. Эта специфика состоит в снижении среднегодового количества часов, отработанных в расчете на одного производственного работника, при сохранении прежнего уровня заработной платы.

Выше предполагалось, что законодательное сокращение рабочего дня влияет только на способ реализации полученной экономии труда (стимулируя уменьшение продолжительности рабочих смен занятых и препятствуя вытеснению занятых из производства). Следует учитывать, однако, что рассматриваемая мера побуждает предпринимателей к дальнейшему повышению производительности труда.

В самом деле, без такого повышения сокращение общего фонда рабочего времени на предприятии увеличит суммарные издержки на труд, что негативно отразится на массе и норме прибыли. Даже прогресс производительности труда прежним темпом не гарантирует сохранения ее имевшегося уровня, так как стабильная занятость препятствует получению прибыли за счет снижения постоянных издержек на труд путем сокращения численности занятых. Следовательно, для поддержания прибыльности на прежнем уровне требуется увеличивать темпы повышения производительности труда. Тогда наращивание прибыли предполагает дополнительный прирост производительности.

Сокращение продолжительности рабочих смен - не только стимул, но и необходимая предпосылка повышения производительности труда. Внедрение новых технологий и оборудования всегда включает этап их освоения рабочими. Такое освоение, осуществляемое, как правило, в рамках формально рабочего времени, по сути, означает прекращение производст-

венной работы в целях развития у работников требуемых компетенций. Фактическое сокращение рабочего времени может иметь форму повышения квалификации или профессиональной переподготовки рабочих с отрывом от производства, но такая форма - разновидность сочетания работы и профессионального развития наряду с их повседневным сочетанием.

В современной экономике правомерна увязка законодательного сокращения рабочего времени с прогрессом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников. Конкретные способы такой увязки могут определяться коллективными договорами, предусматривающими соответствующие взаимные обязательства работодателей и работников.

Вот почему нельзя ограничиваться экстраполяцией среднегодовых объемов экономии труда до введения, в том или ином масштабе, менее продолжительных рабочих смен на период после их введения. Необходимо иметь в виду факторы, способствующие повышению темпов этой экономии. Соответственно, переход к 6-часовым сменам, даже если бы он осуществлялся только за счет использования экономии труда от повышения его производительности, произошел бы быстрее, чем это следует из представленных выше расчетов.

Последствия законодательного сокращения нормальной продолжительности рабочего дня в производстве выходят за рамки сохранения имевшейся численности производственных работников.

Прежде всего, повышение производительности труда требует времени, идет неравномерно на разных предприятиях, поэтому при менее продолжительных рабочих сменах для поддержания и увеличения объемов выпуска первоначально может потребоваться дополнительный ресурс труда. Связь между сокращением рабочего времени и уменьшением безработицы обстоятельно исследована в экономической литературе [19, 20]. Важно отметить, что это - одно из проявлений тенденции к увеличению занятости в производстве.

Наличие безработицы позволяет осуществлять сокращение рабочего дня даже при отсутствии экономии труда в сфере производства. При современном уровне занятости в экономически развитых странах численность безработных сопоставима с потребностью в дополнительном ресурсе труда в производстве при сокращении нормальной продолжительности рабочего дня до 6 часов. Масштабное перемещение из безработных в занятые затрудняется из-за утраты квалификации или недостаточной профессиональной подготовки безработных, их

деморализации и т.д. Соответственно, реальная возможность сокращения рабочего дня за счет уменьшения безработицы зависит от уровня развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. На наш взгляд, именно поэтому переход к 6-часовому рабочему дню осуществляется, прежде всего, в Швеции, где такая система является высокоразвитой.

Может показаться, что сохранение и увеличение численности занятых в производстве на основе сокращения рабочего дня при всем его позитивном влиянии на экономическое развитие не является объективно необходимым: выбытие пожилых работников из производства будет компенсироваться притоком молодых в масштабах, достаточных для прогресса общественного производства при повышении производительности труда. Практика ставит под сомнение возможность подобной компенсации.

Так, например, в Великобритании в рамках исследования классовой структуры общества, включавшего опрос нескольких миллионов человек, был установлен факт возрастной дифференциации различных классов. Согласно этому опросу, средний возраст представителей «традиционного рабочего класса» был самым высоким, составляя 66 лет [21, р. 174]. Другими словами, сокращение занятости в сфере производства Великобритании не сопровождалось адекватным притоком молодых работников. При его наличии ядро производственных кадров постоянно имело бы средний возраст в 3040 лет с перспективой трудовой деятельности в 20-30 лет, необходимой для долгосрочного прогресса производства. Когда же средний возраст рабочих переваливает за 50-60 лет, такая перспектива отсутствует.

Сложившаяся ситуация не случайна. Продолжительность рабочих смен на уровне 50-летней давности при менее благоприятных условиях труда, чем, например, в «офисной экономике», существенный элемент монотонности и рутинности трудовых операций, отсутствие перспектив карьерного роста сводят к минимуму привлекательность труда в производстве для молодежи. При консервации подобного положения неизбежно свертывание производственной сферы Великобритании в обозримом будущем. Зависимость экономики страны от состояния ее финансового сектора приобретет гипертрофированный характер.

Подобная ситуация, в какой-то мере допустимая для страны, выполняющей роль мирового банковского центра, угрожает другим странам дезорганизацией экономики. Необходимо формировать такие условия привлечения современной молодежи в производство, которые бы соответствовали ее ценностям.

Для молодежи развитых стран одной из главных ценностей является получение высшего образования, которым уже охвачено 50-60% молодого поколения. Без учета этого факта не добиться массового притока молодежи в производство. Решению этой проблемы способствует система дуального образования.

Так, в ФРГ 60% выпускников школ 2-3 года продолжают обучение по дуальной системе, предполагающей работу на предприятии в течение 3-4 дней в неделю и учебу в образовательном учреждении - 8-12 часов. Стипендия выплачивается обучающимся не только за время работы, но и за время учебных занятий. Хотя данный период и считается лишь подготовкой к труду, но, в действительности, налицо специфическая форма сочетания трудовой деятельности с образованием при сокращении рабочего времени на 30-40% по сравнению с его нормальной продолжительностью в немецкой экономике.

Предполагая, что подобным трудом занимаются 1.5 млн молодых людей, можно приблизительно установить его годовой объем: он составляет около 1.1 млрд часов в год. Несомненно, часть такой деятельности относится к работе в качестве административного персонала и т.д. Приняв ее долю за 50%, можно оценить дополнительный ресурс производственного труда в 600 млн часов, что, по нашим расчетам, составляет 3.8% от общего фонда рабочего времени в производстве ФРГ.

Сокращение нормальной продолжительности рабочего дня до 6 часов сделало бы привлекательнее для молодежи работу в производстве после обучения в образовательных заведениях по дуальному принципу. С другой стороны, использование сокращения рабочего дня для повышения квалификации отвечало бы потребности нового поколения работников в обучении на протяжении всей жизни. Так обеспечивался бы приток молодежи в производство, необходимый для его долгосрочного прогресса. Поэтому немецкий опыт дуального обучения заслуживает внимания и развития в контексте сокращения рабочего дня до 6 часов.

Разумеется, завершение перехода к повседневному использованию 6-часовых рабочих смен привело бы в действие тенденцию к уменьшению занятости в производстве. Для ее нейтрализации потребовалось бы новое сокращение рабочей смены - до 5 часов, сопровождающееся дополнительным увеличением занятости в производстве и т.д.

Подобных циклов, приближающих продолжительность рабочих смен к объективно возможной величине, а численность участвующих в производстве к численности трудоспособных,

может быть много. Каждый из них станет этапом в современном экономическом развитии.

Поскольку продолжительность рабочего времени в производстве задает верхнюю границу типичного рабочего времени в непроизводственной сфере, то правомерно прогнозировать сокращение рабочего времени работников этой сферы.

Заключение

Проделанный анализ показывает, что в экономически развитых странах сокращение рабочего дня до 6 часов соответствует достигнутому уровню общественной производительности труда и потому является объективно возможным. Переход к такой продолжительности рабочего дня способствовал бы повышению эффективности труда и в производстве, и в непроизводственной сфере, создал бы дополнительные условия для развития работников.

Переходу к 6-часовому рабочему дню препятствует практика использования экономии труда в производственной сфере для уменьшения занятости в ней при консервации существующей продолжительности рабочего дня. Эта ситуация тормозит и сокращение рабочего времени работников сферы услуг.

Законодательное введение 6-часового рабочего дня позволило бы нейтрализовать тенденцию к сокращению занятости в производстве и адекватно использовать потенциал достигнутого уровня производительности труда.

Дальнейшая разработка проблемы предполагает исследование следующего парадокса. В экономически развитых странах сокращение рабочего дня происходило более быстрыми темпами в тот период, когда общий фонд рабочего времени в производстве возрастал. Когда же этот фонд начал уменьшаться, сокращение рабочего дня замедлилось. Решение данной проблемы послужит более конкретному пониманию перспективы сокращения рабочего дня до 6 часов.

Примечание

1. Здесь и далее используются данные о среднегодовом количестве часов, отработанных в расчете на одного работника, приведенные в работе: Золотов А.В., Попов М.В., Бузмакова М.В., Былинская А.А., Глушич Н.Г., Демичева Т.Н., Лядова Е.В., Малявина И.Ю., По-лушкина И.Н., Удалова Н.А. Сокращение рабочего дня как основание экономического развития / Под ред. А.В. Золо-това. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. 198 с.

Список литературы

1. Bosch G. and Lehndorff S. Working-time reduction and employment: experiences in Europe and eco-

nomic policy recommendations//Cambridge Journal of Economics. 2001. Vol. 25. Is. 2. Р. 209-243.

2. Белов А.В., Золотов А.В. Динамика рабочего времени и ее особенности в Японии и России в контексте формирования инновационной экономики // Экономический вестник Республики Татарстан. 2013. № 3. С. 11-18.

3. Лядова Е.В. Снижение трудоемкости общественного продукта как закономерность экономического развития многих стран // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Экономика и право». 2015. № 7-8. С. 3-6.

4. Полушкина И.Н., Удалов А.С., Удалова Н.А. Производительность труда и рабочее время: динамика и взаимообусловленность в современной экономике // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6. Ч. 2. (59-2). С. 185-190.

5. Coote A., Franklin J., Simms A. 21 hours: why a shorter working week can help us to flourish in 21st century // The New Economics Foundation. 2010. February. 38 p.

6. Huberman M., Minns C. The times they are not changin': Days and hours of work in Old and New Worlds, 1870-2000 // Explorations in Economic History. 2007. № 44. Р. 538-567.

7. Lehndorff S. It's a long way from norms to normality: the 35-hour week in France // Industrial & Labor Relations Review. № 67(3). July 2014. Р. 838-863.

8. Lehndorff S., Wagner A., Franz C. Development of working time in the EU Pub.: Thomas Handel / Dr. Axel Troost. 2010. 145 p.

9. Cheng Y., Du C.-L., Hwang J.-J. et al. Working hours, sleep duration and the risk of acute coronary heart disease: A case-control study of middle-aged men in Taiwan // International Journal of Cardiology. 2014. № 171. Р. 419-422.

10. Harma M., Partinen M., Repo R. et al. Effects of 6/6 and 4/8 watch systems on sleepiness among bridge officers // Chronobiology International. 2008. № 25. Р. 413-423.

11. Harsh J., Yang R., Hull S. G. The impact of shift duration on the efficacy and tolerability of armodafinil in patients with excessive sleepiness associated with shift work disorder // Current Medical Research & Opinion. Vol. 30. № 5. 2014. Р. 945-951.

12. Root L.S., Wooten L.P. Time out for family: shift work, fathers, and sports // Human Resource Management. Fall. 2008. Vol. 47. № 3. Р. 481-499.

13. Кейнс Дж.М. Экономические возможности наших внуков // Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 60-67.

14. Малявина И.Ю. Система периодов трудовой активности работников: структура и динамика элементов // Экономический вестник Республики Татарстан. 2014. № 2. С. 28-33.

15. Atack J., Bateman F., Margo R.A. Productivity in manufacturing and the length of the working day: evidence from the 1880 census of manufactures // Explorations in Economic History. 2003. № 40. Р. 170-194.

16. Costa D. L. The unequal work day: a long-term view // NBER Working Paper. № 6419. 1998. Р. 1-12.

17. Золотов А.В., Попов М.В., Бузмакова М.В., Былинская А.А., Глушич Н.Г., Демичева Т.Н., Лядова Е.В., Малявина И.Ю., Полушкина И.Н., Удалова Н.А. Сокращение рабочего дня как основание эко-

номического развития / Под ред. А.В. Золотова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. 198 с.

18. Правда ли, что работа на полную ставку вредна для вашего мозга? URL: http://www.lenty.ru/gofin.html ?http://www.oilru.com/news/527342.

19. Altavilla C., Garofalo A., Vinci C. P. Evaluating the effects of working hours on employment and wages // Journal of Policy Modeling. 2005. № 27. Р. 647-664.

20. Mattesini F., Quintieri B. Does a reduction in the length of the working week reduce unemployment? Some evidence from the Italian economy during the Great Depression // Explorations in Economic History. 2006. № 43. P. 413-437.

21. Savage M., Cunningham N., Devine F. et al. Social Class in the 21st Century. A Pelican Introduction. 2015. 449 p.

THE PROSPECTS OF MOVING TO A 6-HOUR WORKING DAY IN ECONOMICALLY DEVELOPED COUNTRIES

A V. Zolotov

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The purpose of the article is to examine the objective possibility of moving to a 6-hour working day in economically developed countries and the factors that impede this transition. It has been established that the existing number of working hours in economically developed countries is the result of two trends: a reduction in the total fund of working hours in the production sector, which helps to reduce the working day duration, and a reduction in employment in the production sector that prevents such a reduction. The potentially possible working shift duration has been determined for the conditions when the premises of Keynes's forecast for the introduction of three-hour shifts by 2030 are realized. The necessity of legislative transition to a 6-hour working day is substantiated. A calculation of the introduction period is presented for a 6-hour working day in a number of economically developed countries taking into account the index of labor economy in the production sector. Some arguments are given in favor of the stimulating effect of the legislative reduction of the working day to 6 hours on the labor productivity increase. The prospects for the further working day reduction are outlined.

Keywords: working time reduction, 6-hour working day, three-hour working shift.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.