Научная статья на тему 'Перспектива неомодерна'

Перспектива неомодерна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЗМ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ПОСТМОДЕРН / НЕОМОДЕРН / НISTORICISM / EVERYDAY LIFE / MODERNITY / POSTMODERNISM / NEOMODERNISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлов Александр Валентинович

Рассматривается культура историзма и повседневности. Утверждается, что их синтез возможен в современности, и что из современности открывается перспектива неомодерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE OF NEOMODERNISM

The article considers culture of historicism and everyday life. The author states that their synthesis is possible in a contemporary context, and the prospective of neomodernism arises from modernity.

Текст научной работы на тему «Перспектива неомодерна»

УДК 130.02

ПЕРСПЕКТИВА НЕОМОДЕРНА

Павлов Александр Валентинович,

Тюменский государственный университет, кафедра философии, доктор философских наук, профессор, Тюмень, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматривается культура историзма и повседневности. Утверждается, что их синтез возможен в современности, и что из современности открывается перспектива неомодерна.

Ключевые понятия: историзм, повседневность, современность, постмодерн, неомодерн.

Каким образом возможна история a priori? Это возможно, «если предсказатель сам творит и вызывает события, которые он предрекает».

Р. Козеллек «Прошедшее будущее. К вопросу о семантике исторического времени».

И. Кант. «Спор факультетов».

1.

В России гуманитарные и социальные науки традиционно работают в рамках историзма в его историко-материалистическом виде. В постсоветские годы они, конечно, начинают осваивать западную парадигму: повседневность с ее коммуникативностью и встроенным в структуру постмодерна утилитаризмом и обществом тотального потребления. Однако при этом не учитывается то обстоятельство, что западная повседневность является законным наследником западных же традиций и вырастает из них. Поэтому в странах Запада историзм Модерна продолжает существовать в самой культуре постмодерна и придает последнему органичность и жизнеспособность. Там сложился синтез историзма с повседневностью в составе современности, и это позволяет и населению, и власти, и мысли в случае повторения экономических, политических, интеллектуальных и социальных ситуаций, характерных для пройденных эпох, переходить на минувшие парадигмы, адекватные для этих ситуаций. Это работает накопленный исторический опыт и традиции.

Например, весь комплекс демократических ценностей: и либерализм с его разнообразными свободами, и креативизм с его креативным классом (интеллигенцией), и гуманизм зарождаются еще в Средние века и окончательно оформляется в эпоху Модерна. Именно в логике историзма происходит зарождение, самоопределение и политическое оформление наций и национального самосознания, историзм задает как общественной, так и частной жизни временное измерение, а значит и способность формировать отнесенные во времени цели и достигать их, не отрывая цели от условий их достижения. Именно в его рамках происходит творчество всех аспектов общественной жизни, создается экономическая, политическая, моральная и интеллектуальная самообусловленность субъектов, выраженная в свободе, утверждается правовой закон цивилизации, существующий параллельно природному закону и начинает защищать человека как главного субъекта социального творчества.

Всё это никуда не пропадает в условиях западного практического постмодерна, но всего лишь дополняется пониманием того факта, что люди не только «творят историю», но еще и живут нынешним днем. И

тогда современность оказывается синтезом истории с повседневностью.

2.

Исторический подход как таковой, благодаря исследованию предпосылок и задаваемого ими тренда, обладает прогнозным и культуротворческим потенциалом. Он обусловливает креативность в аспекте культуры, способен ставить социокультурную проблематику, определять оптимальные ориентиры развития и, будучи по существу культуроцен-тристским, он побуждает людей к творчеству новых культурных форм и ценностей. Однако в советском варианте он прежде всего нацеливает общественную жизнь не на исследование и практическое развертывание всех возможностей существующего социокультурного организма, а на скорейшее преодоление еще даже не сложившегося общественного строя путем классовой борьбы и социально-политических революций.

Самый главный порок советского представления об историзме заключается в том, что он побуждает к творчеству не индивидов, а «народные массы». Он требует творчества строго по плану, массового творчества под руководством государства и в направлении одной-единственной цели - коммунизма, относительно которого за отсутствием в общественной жизни реального коммунизма даже коммунистическая партия и ее государство ничего не могли сказать содержательно.

«Творчество масс» только звучит благородно и возвышенно, якобы каждому человеку предоставлено право на творческое самовыражение. На практике же оно означает тотальный паноптизм, при котором все следят за всеми: взаимная прозрачность и контроль в коллективе, интриги, неотрывные от них слухи и доносительство, по итогам которых рождается известная безличная формула «Есть мнение...». Массы не способны к творчеству, если оно запрещено для индивидов, из которых масса состоит, а у индивидов есть право только на целенаправленное, разрешенное и высочайше подтвержденное творчество. Масса не имеет своего разума и смысла, она имеет только его социальную форму - рациональность, а ее разум - это разум ее вождя. Рациональность же без разума - форма без содержания.

Советский историзм - историзм формальных прогнозов, он опирался на «непреложные законы социального движения материи», выражающиеся в «классовых интересах». То есть, он давил и принуждал индивидуальное, в угоду массовому взаимоконтролю, возглавляемому политической властью, на практике именно этот взаимоконтроль, реализуемый партийными, комсомольскими и прочими организациями, в коллективах означал «объективную обуслов-

ленность и социальность личного сознания». То обстоятельство, что «класс» - это прежде всего продукт совместной деятельности индивидов, их диалога, соприкосновения и консенсуса, то, что это продукт совпадения частных человеческих интересов, возникающих у разных людей в одинаковых условиях, - единственное, что придает содержание советскому пониманию класса, - игнорировалось. Поскольку индивиды сами были сформированы недавним крепостным состоянием досоветского и советского самодержавия, по факту в расчет принималась только необразованная, лишенная самобытия и самосознания индивидов «масса», а не люди, из которых она состоит. В итоге социальная система вырастала как продукт наложения западноевропейских теорий на крепостную массу и становилась искусственной и нежизнеспособной конструкцией. Исторический подход при таких установках оборачивается восстановлением прошлого, но уже не адекватного новым условиям умножающихся ситуаций, потребности в новых социальных нишах и площадках, и ойкуме-нальности, то есть сущностной ограниченности жизненным миром, вторгающейся непосредственно в жизнь каждого человека.

Почему исчез Советский Союз? - Да всего лишь потому, что креативностью могут обладать только индивиды, а не классы и не массы. Индивидуальное творчество невозможно в рамках тотального государственного управления, это - оксюморон: приказать придумать новый вид деятельности и новую социальную нишу, новую ценность, по определению несовместимую с государственным планированием и регулированием.

Но вместе с этим принятая при советской власти программа всеобщего образования населения, каким бы это образование ни было, разлагала массу на индивидов, пробуждая у каждого человека самосознание. Человек с самосознанием уже нуждался в самобытности, в собственном достоинстве, в уважении и свободе самоопределения в жизни. Он не хотел оставаться «массой» и его не устраивала принудительная программа искусственного социального строительства и бессмысленный «труд» на эту программу.

Пассивное большинство по-прежнему искало «высокого служения» Державе, Царю, Церкви и помещику, поменявшим не суть, а всего лишь названия, но даже оно уже осознанно, а не инстинктивно, как при досоветском крепостничестве, выбирало это служение. А активное меньшинство вообще не удовлетворялось служением, а хотело творчества нового и своего, креации. Таких по мере роста образованности становилось все больше, и они оказывались носителями не исторических традиций, а современности. Как считают некоторые российские и запад-

ные политики, хочешь без хлопот управлять народом, оставь его без образования, поскольку проникший через образование в мышление историзм придает жизни смысл. А смысл жизни - штука обоюдоострая, мало ли каким он бывает! Советская программа социального строительства встречала противодействие со стороны своего же, пусть и искаженно, однако европейски образованного населения, вдруг почувствовавшего возможность смысла в своей жизни.

Таким образом, классический советский историзм без повседневности является абстрактным от потенциала гармонизации общественной жизни и от возможностей развития без крупных потрясений. Во имя социальной целостности и принудительного «порядка» он игнорирует общественную жизнь.

Не отрицая значения историзма, замечу, что вне его поля зрения оказывается именно повседневность, а следовательно, и современность. Современность же, разворачиваясь в «повседневности», в «обществе потребления», в полуинтуитивной нерефлексивности является своеобразным «микро-бытием». Она обеспечивает возможность изыскания способов и форм решения общественных проблем прежде всего в самом социокультурном организме как данности и позволяет не перестраивать социальную конструкцию, а решать ее многочисленные мелкие проблемы, подкрепляя каждое изменение массивом предыдущих мелких решений. Историзм современности конкретен и содержателен, он допускает глобальные преобразования только тогда, когда существующая социально-политическая система исчерпала потенциал конкретного культуротворчества и вступила с ним в противоречие.

3.

Западная философия и западное общество на своем опыте показали, что без учета историзма повседневность тоже уводит в абстракцию и способна формировать искусственные социальные конструкции, хотя и другого типа, чем историзм. Позиция, высказанная Л. Витгенштейном, Р. Бартом и др., которые в поиске эмпирии гуманитарных наук, т.е. наук о культуре, нашли кто язык, кто текст, тоже формальная, в то время как гуманитарное познание, включающее субъективность в свой предмет, напрямую вовлечено в современность. Их позиция привела у Ж.-Ф. Лиотара в «Состоянии постмодерна» к целой программе перевода общественной жизни из революционно-разрушительного режима недавнего прошлого в принудительно-потребительский.

И как ни странно, западный мир, и прежде всего Англия, США и Франция, имея за спиной многовековые демократические традиции, пошел по этому пути, хотя путь тотального потребления и безапелляционный

формализм культурных коммуникаций повседневности являются порождением навязчивого рационализма массы, воспитывающей своего индивида. Рационализм, в свою очередь, социокультурная форма человеческого разума, но не его смысловое содержание. Смысл жизни обусловлен микробытием человека, знающего о своем индивидуальном существовании и стремящемся его улучшить. Без ясного индивидуально-человеческого смысла, на основе одного только рационального обоснования и расчета, повседневность создает лишь искусственные и тоталитарные социальные конструкции типа советского «коммунизма». Правда, политический тоталитаризм Советского Союза на Западе меняется на правовой, также не считающийся с разнообразием человеческих индивидов и с собственной повседневной демократией, предоставляющей каждому право на свое мнение и его выражение. Какая разница, политика ли опосредует все межчеловеческие отношения, приводя различных в сущности индивидов к единообразию, как в России, или это делает право, как на Западе, если и политика, и право - в равной степени формальны, принудительны, по-человечески бессмысленны, требуют не понимания и креации, а просто тупого исполнения.

Между тем, тотальная повседневность находит свое место и в России. Есть основание испугаться: если в традиционно демократической Европе не вполне понятно, что повседневность - лишь одна из многих возможных и необходимых позиций, что она правомерна только в их общем потоке, когда высказаны и приняты к практическому исполнению альтернативы ей, иначе какая же это демократия, - то поймет ли такой синтез многообразия Россия, не имеющая в своей истории за пятьсот лет ни минуты легального и полноценного демократического состояния, привычная только к «единственно верному и подлинно научному» решению, будь то православному, коммунистическому или либеральному. И даже если поймет, то сумеет ли она удержаться на этом пути или, опять по меткому выражению Е. Лукина, «недостроит» и выдвинет формальную программу нового «пункта осчастливливания» типа старой «коммунистической» или европейского «правового государства»?

4.

Тем не менее, классический Модерн -пройденный в истории этап, он адекватен для периода формирования наций, национальных культур и государств как единиц общественного самоуправления в отдельных регионах и абсолютно неадекватен эпохе практической глобализации. Что же в таком случае остается, если индивидуальный человеческий смысл жизни и поступков как духовная характеристика зарождается в Сред-

ние века, а как социокультурная - достояние модерна, и если при этом повседневность постмодерна человечески-индивидуального смысла лишена вовсе? Думаю, что остается современность как допускающий разнообразие синтез историзма с повседневностью, то состояние, которое, пусть и с «политкорректными» перегибами нащупывает сегодняшний Евросоюз, и которое вполне правомерно считать неомодерном.

Неомодерн - это метафора, имеющая значение вероятно только для России. Дело в том, что со времен Николая I и графа С.С. Уварова у нас вступило в завершающую стадию формирование самодержавия. Если дотоле в России были просто всесильные цари, больше похожие на западных абсолютных монархов, если они и выступали самодержцами по факту, однако не осознанно, не ставя перед собою задач подняться над провозглашаемым ими же законом, то с Николая I эти цари превращаются в сознательных самодержцев. Их самодержавность выразилась в построении целой программы концентрации абсолютно всей власти - и политической, и юридической, и моральной, и экономической - в одних руках. И это привело к созданию первой ясной стратегии общественного строительства, пришедшего на смену общественному развитию, к формулировке министром просвещения гр. С.С. Уваровым единой цели такого строительства: Самодержавие, Православие, Народность.

С этого момента развитие страны становится всесторонне управляемым в соответствии с целью прогресса. Я не спорю, что все русские цари, начиная с Ивана IV, стремились к самодержавию, не буду спорить и с тем, что их намерения были возможно и благими, но первым осознанным самодержцем на Руси становится Николай I, и его самодержавный характер проявился в целенаправленном развертывании русской бюрократии как средства управления всей общественной жизнью и ее упорядочивания. Разумеется, во благо России, как он и его последователи это понимали.

Конечно, осуществить такую программу Николаю Павловичу было не суждено, помимо столоначальников и III отделения гр. А.Х. Бенкендорфа и Л.В. Дубельта к средствам управления относятся транспорт и коммуникации как технические системы, ответственные за перевозку пассажиров, грузов и передачу информации. Какое может быть единство управления в стране, где царскому гонцу на полном скаку и при подготовленной смене лошадей надо было два месяца скакать до восточных окраин империи. Самодержавие Николая I распространялось на столичные и небольшую группу центральных губерний, далее было фактическое самовластие губернаторов. Однако с развитием транспорта и коммуникаций центральная власть прони-

кала все дальше и глубже, пока при СССР не достигла апогея. Император, вероятно, не додумал мысль до конца, ему не пришло в голову, что в такой большой и разнообразной стране, помимо техники, необходим еще механизм подбора доверенных людей и их сплочения в одну господствующую партию. Такой партией при И.В. Сталине становится НКВД, а позднее - КПСС и «Единая Россия». Их еще называют «партиями власти», но это не западные партии, которые по смыслу слова представляют собою всего лишь часть общества с единой идеологией. Это механизм тотального управления, подчиненный центральной власти как выразителю самодержавных интересов. Счастье, что не Николай I придумал КПСС, иначе мы бы до сих пор жили в XIX веке!

Но так или иначе, а с началом осознанной самодержавной политики власти с первой половины XIX века общественное развитие незаметно было вытеснено социальным строительством. Именно для него характерен абстрактный от повседневности историзм. Мы до сих пор строим планы и рисуем программы строительства, будь то коммунизм, будь то западная демократия, восточная деспотия, «возвращение к истокам» или особый «русский путь», но тем не менее, мы требуем показать нам цель строительства, тот этап, где хотя бы наши дети будут счастливы.

С началом строительства, с одной стороны, открылась дорога для целенаправленных социальных реформ и «революций сверху» Александра II, Н.С. Хрущева, М.С. Горбачева, но с другой стороны исчезла возможность для действительных глубоких преобразований общественной жизни, сопровождающихся качественными моральными, политическими, институциональными и экономическими преобразованиями. Исключение составляет только попытка Февральской революции, которая была обусловлена не так внутренними причинами, как позорным поражением в Русско-японской и гигантским напряжением в I мировой войне. Возможность качественных преобразований исчезла потому, что такие преобразования неизбежно ликвидируют социальную опору господствующей власти и ломают механизмы ее управления, и власть, получается, рубит сук, на котором сидит.

5.

Можно предположить, что до тех пор, пока структура самодержавия в России, а в особенности его мораль, остается в неприкосновенности, любая попытка обновления у нас рискует обернуться великим русским бессмысленным и беспощадным. Неомодерн - метафора, указывающая на необходимость возвращения от строительства к развитию, на то, чтобы раскрыть в историз-

ме второе измерение, глубину конкретики и индивидуальной повседневности вместе с ее фактической мультикультурностью и демократизмом.

На Западе пока еще повседневность не вытеснила их практический историзм, и там перспектива неомодерна не так актуальна. Там крупные университетские центры до сих пор существуют с моралью просвещения, религиозные центры - в Средневековье, центры промышленности - в индустриализме, а центры развлечения - в постмодерне. Это единственное, в чем им стоит подражать: не бездумно внедрять у себя их образовательные технологии, экономические и политические структуры, стремясь опять построить у себя «процветающий Запад», это как раз конкретно, и действительно должно учитывать специфику российских региональных культур, а подражать в знании той простой истины, что люди не только «творят историю», но еще и живут нынешним днем, и что сама история складывается из многообразия их жизней. Ставить их в зависимость от качества ума и характера одного человека и подобранного им или подбирающего его «ближнего круга» по меньшей мере недальновидно.

Думается, что только так мы сможем быть хоть немного счастливы при жизни, не отдаляя это состояние в неопределенное будущее и не заставляя детей быть счастливыми на наш лад. Будем счастливы уже тем, что появится возможность самим создавать себе устраивающий нас образ жизни, у каждого - свой собственный.

1. Кант, И. Спор факультетов [Текст] / И.Кант // Кант И. Собран. Соч. в 8 тт. Т. 7. М.: Чоро, 1994. С. 57-137.

2. Козеллек, Р. Можем ли мы распоряжаться историей [Текст] / Р. Козеллек // Отечественные записки. 2004. № 5. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/5/mozhem-li-my-rasporyazhatsya-istoriey-iz-knigi-proshedshee-budushchee-k-voprosu-o-semantike-istoricheskogo-vremeni (дата обращения: 07.06.2016).

3. Лукин, Е. Манифест партии национал-лингвистов [Текст] / Е. Лукин // Типа того что как бы. М: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 73-81.

UDC 130.02

PROSPECTIVE OF NEOMODERNISM

Pavlov Alexander Valentinovich,

Tyumen State University,

Professor of the Department Chair of

Philosophy,

Doctor of Philosophy, Professor,

Tyumen, Russia.

E-mail: [email protected]

Annotation

The article considers culture of historicism and everyday life. The author states that their synthesis is possible in a contemporary context, and the prospective of neomodernism arises from modernity.

Key concepts:

Historicism,

everyday life,

modernity,

postmodernism,

neomodernism.

References

1. Kant I. (1994) Spor fakultetov / Kant I. Sobran. Soch. v 8 tt. T. 7. Moscow, Chro, pp. 57-137 [in Rus].

2. Kozellek R. (2004) Otechestvennyezapiski, no. 5, avaliable at: http://www.strana-oz.ru/2004/5Z mozhem-li-my-rasporyazhatsya-istoriey-iz-knigi-proshedshee-budushchee-k-voprosu-o-semantike-istoricheskogo-vremeni (acessed 07.06.2016) [in Rus].

3. Lukin E. (2002) Manifest partii natcional-lingvistov / Tipa togo chto kak by. Moscow, OOO "Izdatelstvo AST", pp. 73-81 [in Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.