Научная статья на тему 'Персонификация амазонок и их имена в классической письменной традиции'

Персонификация амазонок и их имена в классической письменной традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5079
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМАЗОНКИ / МИФЫ / ИМЕНА / АНТИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Котина А.В., Зубарев В.Г.

В статье рассматривается классическая письменная традиция, в которой фигурируют амазонки. Эти женщины, как правило, персонифицированы древними авторами, о чем свидетельствует достаточно большое количество различных имен и характеристик женщин-воительниц от цариц до рядовых амазонок-стрелков. В работе анализируются варианты происхождения и значения слова «амазонка», приводятся каталог имен амазонок с краткой характеристикой персонажа, а также ссылки на произведения античных писателей, в которых эти имена упоминаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персонификация амазонок и их имена в классической письменной традиции»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

5

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

УДК 941381.01

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ АМАЗОНОК И ИХ ИМЕНА В КЛАССИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ

А.В. КОТИНА11, В.Г. ЗУБАРЕВ21

1 Белгородский государственный национальный исследвательский университет

1 Керченский государственный историко-краеведческий заповедник

e-mail: allakotina@mail.ru

Тульский государственный национальный университет им. Л.Н. Толстого

В статье рассматривается классическая письменная традиция, в которой фигурируют амазонки. Эти женщины, как правило, персонифицированы древними авторами, о чем свидетельствует достаточно большое количество различных имен и характеристик женщин-воительниц от цариц до рядовых амазонок-стрелков. В работе анализируются варианты происхождения и значения слова «амазонка», приводятся каталог имен амазонок с краткой характеристикой персонажа, а также ссылки на произведения античных писателей, в которых эти имена упоминаются.

Ключевые слова: амазонки, мифы, имена, античные письменные источники.

Мифы об амазонках были достаточно широко распространены в античности с глубокой древности. Наряду с мифами о Геракле, Тезее, Троянской войне, сюжеты, связанные с амазонками - женщинами-воинами - занимали прочное место в мифологии греков. Большинство древних авторов в своих сочинениях, в той или иной связи, упоминают об амазонках. Более поздние писатели, как правило, повторяли сведения своих предшественников, иногда дополняя их новыми подробностями и деталями.

О значении слова «амазонка» вели споры еще в древности, выводя его из разных греческих слов и словосочетаний1. Античные авторы, упоминая или рассказывая об амазонках, использовали ту или иную трактовку этого термина1 2.

Самое раннее упоминание слова «амазонки» встречается у Гомера, где рассказывается о герое Беллерофонте, который победил легендарную Химеру и воинственных амазонок (Hom. II. VI, 155-203; XVI, 328). Также Гомер упоминает могилу царицы ливийских амазонок Мирины: «Смертные с древних времен нарицают его Батией, Но бессмертные боги - могилой быстрой Мирины» (Hom. Il. II, 813).

1 Петрова Э.Б. Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах. Симферополь, 1994. С. 29.

2 Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. 1988. Вып. 5. С. 29.

6

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

Древнегреческий эпос говорит о воинственных женщинах-амазонках, живущих в Скифии, дочерях бога войны - сурового Ареса и его жены, вечно юной и ветреной богини красоты и любви Афродиты. Эпос называет амазонок avxiavsipai (по словарю А.Д. Вейсмана - «подобная мужу» - эпитет, состоящий из слов avxi и av^p), что значит «равные мужам», «противные мужам» или «мужененавистницы» (Schol. ad Hom. Il. 6, 186, 2, 3, 189). Здесь же «амазонка» переводится как «лишенная груди с целью стрельбы из лука», «безгрудая» (Eustaf. Schol. ad Hom. Il. 3, 189). В Объяснении к «Илиаде» Гомера - несколько иная трактовка этого термина: «амазонки - значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса» (Eus-taf. Schol. ad Hom. Il. 3, 189).

В словаре древнегреческого языка А.Д. Вейсмана3 можно обнаружить следующие значения и формы рассматриваемого термина:

AKa^ovs?, ед. число A^a^Qv - Амазонки, мифический народ, состоявший исключительно из женщин, и отличавшийся воинственностью.

Другая форма:

AKa£ovi8s?, единственное число: A^a^ovi? (амазониды).

Прилагательное:

AKa^oviKO? - амазонский;

Дословно «безгрудые» (искаж.):

-a - частица, означающая отрицание, «без»; -Kaaxo? - грудь4.

Существуют и другие варианты происхождения и значения слова «амазонка». Например, Геродот в своем сочинении, указывает на следующее: «скифы называют амазонок «эорпата», что по-эллински означает мужеубийцы; «эор» ведь значит муж, а «пата» убивать» (Herod. Hist. IV, 110). Происхождение слова, приписываемое скифам, несомненно, греческое.

Известный исследователь мифологии Р. Грейвз полагает, что слово «амазонки» вообще древнеармянского происхождения, и обозначает оно - «лунные женщины». Т.е. это смысл, указывающий на принадлежность к некоему тайному женскому обществу5. Оснований, приведших его к подобному выводу, автор, к сожалению, не указывает. Однако у Г.К. Ротери в рассуждениях о толковании слова «амазонки» приводится слово «maza», означающее «луна»6 (возможно, его же имел в виду и Р. Грейвз). Но, в конце концов, автор подводит итог следующим образом: «Слово это является гибридным в греческом языке и, не будучи туземным названием, может рассматриваться как прозвище, значительно уступающее в возрасте предположительно существовавшему государству. В таком случае его можно считать описательным в той самой мере, которую только способен изобрести человек»7.

Интересна версия, изложенная в статье И.Ю. Шауба, где он приводит мнение Л.А. Ельницкого, который, в свою очередь, полагает, что слово «амазонки» может восходить к арамейскому эпитету сирийской Афродиты - ammazon - «сильная, великая мать», что близко по значению к эпитету Санерга из известного боспорского совместного посвящения этому богу и Астаре, в которой М.И. Ростовцев видел имя Великой меотской богини, некогда безымянной8.

Э.Б. Петрова в числе прочих вариантов указывает еще на одно понимание слова, по свидетельствам древних авторов. Амазонки - «бесхлебные» - назывались так потому, что не употребляли в пищу хлеба, предпочитая черепах, змей, ящериц, скорпионов9.

3 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. С. 61-62.

4 Там же. С. 783.

5 Грейвз Р. Мифы Древней Греции / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1992. С. 270.

6 Ротери Г.К. Амазонки // Ротери Г.К., Беннет Ф.М. Золотой век амазонок. М., 2004. С. 6.

7 Там же.

8 Шауб И.Ю. Амазонки на Боспоре / / Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1993. С. 83.

9 Петрова Э.Б. Указ. соч. С. 30.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

7

Античный историк Эфор, фрагмент сочинения которого сохранен у Стефана Византийского в его словаре «Этникон» (VI в.), под словом «амазонки» понимает следующее: «Амазонки - женское племя у Термодонта, которых поныне называют савроматидами. О них рассказывают, что физической силой они превосходят мужчин, и объясняется это климатическими условиями местности, которая будто бы обыкновенно производит женщин более сильных и рослых, чем мужчин» (Steph. Byz. Ethn. s.v. Amazon.). Данная версия восходит к мифу о происхождении сарматов, где они непосредственно связываются с амазонками. Стоит отметить устойчивость данной традиции, которая, начиная с Геродота, бытует в трудах древних авторов вплоть до заката античной эпохи.

Византийский схолиаст Евстафий в своих комментариях к «Землеописанию» Дионисия, рассматривая легенду происхождения сарматов от амазонок и скифов, отмечает, что «слово Apa^oviSs? не есть уменьшительное, так как уменьшительным именем он унизил бы храбрых воительниц, а употреблено по фигуре ларауюур---» (Eust. Schol. ad Dyon. 653).

В попытках «укоренить» скифов, сарматов и амазонок как «главнейшие древности Российские» некоторые энтузиасты приходили к неправдоподобным и забавным результатам10 11. Так, В. Тредьяковский считал, что слово «амазонка» имеет славянское происхождение: «Были они подлинно не Амазоны по-гречески, но Омужоны по-словенски, то есть, были они жены мужественные, и омужонными как себя сами, так и другие равно их называли»11.

«Амазаникы» (Азбуковники - толковые словари, XII-XV вв.):

- «омуженные»;

- «посвящённые в священный женский союз».

Данный пример показывает, как фантастически могло истолковываться слово «амазонка».

Кроме указанных вариантов, понятие «амазонки» могло означать «живущие вместе, без мужей». Однако самым распространенным вариантом толкования термина в классической мифологической традиции все же является «безгрудые». Именно это, то есть отсутствие груди, считалось одной из главных отличительных черт амазонок. Хотя выражение «безгрудые» могло пониматься ими и аллегорически - в том смысле, что амазонки были лишены кормления грудью, а питались коровьим или кобыльим молоком12.

Т.А. Скрипник объясняет вариант трактовки «безгрудые» тем, что обычай, который подчеркивают Псевдо-Гиппократ, Страбон, Диодор Сицилийский, Помпей Трог, состоящий в лишении девочек-амазонок правой груди, отражает, по-видимому, влияние популярного у греков культа одной из древнейших богинь, охотницы Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому, и сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая своим молоком вскармливала все живое, охраняла женщину во время рождения ребенка13.

Большая распространенность понимания слова «амазонка» как «безгрудая» по сравнению с другими вариантами, вероятно, может объясняться и тем, что вообще, грудь - это сугубо женская часть тела, которая указывает на принадлежность к этому полу. Указание на женский пол амазонок, но, в то же время, непохожесть на остальных его представительниц акцентируется посредством отрицательной частицы -а. Амазонки не имеют одной груди, их основное занятия - война. Эти черты призваны указывать на резкое отличие женщин-воительниц от всех остальных обычных женщин. Кроме того, асимметричность тел амазонок, с одной стороны, указывала на

10 Богаченко Т.В. Амазонки - женщины-воительницы / / Донская археология. 1998. № 1. С. 18.

11 Тредьяковский В.К. Сочинения. Т. 3. М., 1849. С. 350-351.

12 Богаченко Т.В. Указ. соч. С. 13.

13 Скрипник Т.А. Указ. соч. С. 32.

8

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

дикость и варварское происхождение этого племени, а с другой - асимметрия присуща фантастическим или потусторонним существам в древнегреческой мифологии.

Интересен тот факт, что на памятниках античного искусства эти девы-воины изображены в виде прекрасных женщин с развитой мускулатурой, без следов увечья. Лишь некоторые статуи демонстрируют амазонок с вырезанной грудью14. Но и в этих шедеврах нет извращения женской сути15, несмотря на несоответствие традиционному женскому образу. Греческие мастера не любили изображать увечья, так как были убеждены, что человек во всех отношениях прекрасный, должен оставаться тако-вым16. Поэтому знаменитые статуи раненых амазонок, созданных для храма Артемиды Эфесской - это прекрасные женщины, без каких-либо физических недостатков.

Т.В. Мирошина считает, что этноним «амазонки» происходит из иранского языка: «Направление походов амазонок, известных по Диодору и Арриану, в Египет, Сирию, Малую Азию, Вавилон, совпадает с упоминаемыми в источниках походами киммерийцев и скифов VIII-VII вв. до н.э. Следовательно, амазонок этого периода можно отождествить с киммерийцами и скифами. Исходя из идентификации амазонок с ираноязычными киммерийцами и скифами, а также мнения Ж. Дюмезиля о скифских именах амазонок (Санапе и Литида), можно предположить, что амазонки говорили на иранском языке. Поэтому представляется наиболее правильной этимология этнонима «амазонки» из иранского языка, что подтверждается глоссой Гесихия»17

В античной традиции фигурирует достаточно большое количество имен амазонок. По материалам вазописи известно более 70 имен амазонок18. По данным письменных источников, как показало наше исследование - более 50.

Далее следуют имена амазонок, с их краткой характеристикой (там, где она имеется).

1. Агава. Амазонка (Гигин. Мифы. 16319).

2. Алкибия. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 52; 344-353).

3. Алкиппа. Одна из амазонок, которую сразил в бою Геракл, прибывший за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты. Алкиппа дала обет вечной девственности (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

4. Амазоя. Мать амазонок, по одной из версий античных авторов. (Объяснения к Гомеру в алфавитном порядке).

5. Антандра. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 50).

6. Антианира. Амазонка, известная, по словам Евстафия, своей наглостью и дерзостью. Известно, что амазонки калечили детей мужского пола (ломали им ногу или руку). В ответ на предложение скифов жить вместе с ними, неискалеченными, Антианира ответила фразой, ставшей затем анекдотом: «Отлично действует хромой».

7. Антиброта. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 52).

8. Антиопа. Царица амазонок, которую похитил Тезей. В результате этого произошла долгая осада, а затем кровопролитная война афинян с войском амазонок

14 Вардиман Е.Е. Женщина в Древнем мире. М.: Наука, 1990. С. 35.

15 Там же. С. 34.

16 Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1999. С. 282.

17 Мирошина Т.В. Историческая подоснова мифа об амазонках // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1993. С. 84.

18 Фиалко Е.Е. Амазонки в литературной и художественной традиции // Эпоха раннего железа. Киев - Полтава, 2009. С. 376.

19 Здесь и далее ссылки на источники даются по-русски.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

9

и варваров. Антиопа стала женой Тезея и выступила на стороне мужа против своего народа. Пала в бою (Гигин. Мифы. 163; Павсаний. Описание Эллады. I, 2, 1; Аполло-дор. Эпитома. I, 16; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тезей).

9. Астерия. Одна из амазонок, которую сразил в бою Геракл, прибывший за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

10. Бремуса. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 50; 327-335).

11. Гармония. Мать амазонок, нимфа, по одной из версий античных авторов (Аполлоний Родосский. Аргонавтика. II, 990).

12. Гармофоя. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 51; 726).

13. Гиппо. Одна из трех знаменитых цариц амазонок. Вместе с Марпессой и Лампадо, в результате военных походов, захватили большие владения в Малой Азии и Сирии и основали города Эфес, Смирну, Киму, Мирину, Фибу, Синопу. Гиппо совершала жертвоприношения изваянию Артемиды под буковым деревом, после которого ее соплеменницы исполняли сначала танец со щитами, а затем водили хороводы, одновременно ударяя о землю ногой под аккомпанемент дудочек (Каллимах. Гимны. III, 237-239, 267; Гомер. Илиада. III, 183 и сл.).

14. Гиппофоя. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 51; 726).

15. Главка. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

16. Деримахия. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 52; 344-353).

17. Дериноя. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 49; 342-346).

18. Деянира. Одна из амазонок, которую сразил в бою Геракл, прибывший за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

19. Диоксиппа. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

20. Евандра (Эвандра). Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пенте-силеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 50; 336-341).

21. Еврибия (Эврибия, Эрибея). Одна из амазонок, которую сразил в бою Геракл, прибывший за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты. Автор говорит, что вместе с Келено и Фебой, она сопутствовала на охоте Артемиде, и всегда била дротиками без промаха (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

22. Ипполита (Гипполита). Царица амазонок, боевой пояс которой добыл Геракл, совершив свой девятый подвиг (Гигин. Мифы. 163; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 1; Юстин. Эпитома. I, 16; Аполлодор. Мифологическая библиотека. II, 5, 9; Аполлоний Родосский. Аргонавтика. II, 968; Плутарх. Тезей. 27).

23. Ифинома. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

24. Келено. Одна из амазонок, которую сразил в бою Геракл, прибывший за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты. Вместе с Эврибией и Фебой, она сопутствовала на охоте Артемиде, и всегда била дротиками без промаха (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

25. Камилла. Амазонка, жрица Артемиды (Вергилий. Энеида. XI, 557).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Кима. Амазонка, от имени которой произошло название города Кима (Страбон. География. XIII, 3, 6; XI, 5, 4).

10

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

27. Клета. Амазонка, кормилица царицы амазонок Пентесилеи. Основала город Клету (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 50; 336-341).

28. Климена. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

29. Клония. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 49; 310-316).

30. Ксанфа. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

31. Лаомаха. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

32. Латория. Амазонка, именем которой названа горная деревушка недалеко от Эфеса, где производили прамнийское вино (Афиней. Пир мудрецов. I, 27 е).

33. Лисиппа. Царица амазонок, мать Танаиса. Установила обычай, по которому мужчины делали домашние дела, а женщины сражались и правили. Построила Фемискиру (столица амазонок, главный город) и нанесла поражение всем племенам вплоть до Танаиса. На добычу от своих походов она строила храмы Аресу и Артемиде Таврополе, чей культ установила (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 45, 1; Геродот. IV, 110).

34. Марпа. Одна из амазонок, которую сразил в бою Геракл, прибывший за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

35. Марпесия (Марпесса). Одна из трех знаменитых цариц амазонок, которые захватили большие владения в Малой Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну, Киму, Мирину, Фибу, Синопу (Юстин. Эпитома. II, 4; 12 - 16; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. II, 46-45; Каллимах. Гимн к Артемиде 237 и сл.; Гомер. Илиада.Ш, 183 и сл.).

36. Меланиппа. Предводительница амазонок, которая вызывала восхищение своей доблестью (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3; Аполлодор. Эпитома. I, 3; Аполлоний Родосский. Аргонавтика. II, 966).

37. Мениппа. Амазонка (Валерий Флакк. Аргонавтика. IV, 377).

38. Мирина. Царица ливийских амазонок. Называлась «легконогой» из-за быстроты управления своей колесницей. Город Мирина, по преданию, назван ее именем. Она собрала большое войско и совершила множество военных походов, захватив Атлантиду. Ливийские амазонки сумели покорить Малую Азию, и Мирина на самых удобных местах своей новой державы основала большое количество прибрежных городов, включая Мирину, Киму, Питану, Приену, а также другие города вдали от моря. Кроме того, она покорила несколько островов в Эгейском море, в частности Лесбос, где построила город Митилену, названный так по имени ее сестры, участвовавшей в этом походе. Мирина посвятила о. Самофракия Матери богов, поставила ей многочисленные жертвенники и принесла обильные жертвы. После этого Мирина переправилась в материковую Фракию, где царь Мопс и его союзник скифский царь Сипил победил ее в честном бою, а сама она была убита (Страбон. География. XI, 5, 4; Гомер. Илиада. II, 813; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. III, 54-55).

39. Митилена. Амазонка, сестра Мирины, участвовавшая в военном походе под ее предводительством. Ее именем был назван город на о. Лесбос (Диодор Сицилийский. III, 55).

40. Молпадия (Молпиада). Амазонка, участвующая в осаде Афин, поразила стрелой Антиопу, убив ее. После сама была убита Тезеем (Павсаний. Описание Эллады. I, 2, 1; Плутарх. Тезей. 27).

41. Окиала. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

42. Орифия. По одной из версий, сестра Антиопы, похищенной Тезеем. Решила отомстить афинянам, собрала большое войско для похода на Афины (Юстин. Эпитома. II, 4; Плутарх. Тезей.26-27; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.!^ 28; Аполлодор. Эпитома. I, 16; Эсхил. Эвмениды 680 и сл.).

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

11

43. Отрера. По одной из версий, дочь Ареса, мать амазонок (Гигин. Мифы. 163; Аполлоний Родосский. Аргонавтика. II, 990, 992).

44. Пентесилея. Царица амазонок, которая с отрядом прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне. Отличалась необычайной красотой, доблестью и силой. Поразила множество противников, в итоге была убита Тезеем в поединке (Гигин. Мифы. 163; Квинт Смирнский. Постгомерика. I; Аполлодор. Эпитома.У. 1-2; Павсаний. Описание Эллады.Ш, 26, 7; Гомер. Илиада. II, 212 и сл.; Арктин Милетский. Эфиопика, 2; Диктис Критский. IV, 2-3).

45. Полемуса. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 49; 725).

46. Полидора. Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

47. Профоя. Амазонка, которая третьей вступила в схватку с Гераклом, прибывшим за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты. Семикратно побеждала вызванных на поединок противников. Убита в бою (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 2).

48. Синопа (Санапа). Амазонка. По одной из версий, основательница города Синопы (Схолии к Аполлонию Родосскому.П. 946-954. Псевдо-Скимн).

49. Смирна. Амазонка, властительница Эфеса. От нее пошло имя жителей и города. Кроме того, «какое-то место в Эфесе называется Смирной» (Страбон. География. XI, 5, 4; XIV, 1, 4).

50. Текмесса. Амазонка, которую в бою сразил Геракл, прибывший за поясом царицы амазонок Ипполиты (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

51. Феба. Одна из амазонок, которую сразил в бою Геракл, прибывший за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты. Автор говорит, что вместе с Эврибией и Келено она сопутствовала на охоте Артемиде и всегда била дротиками без промаха (Диодор Сицилицийский. Историческая библиотека. IV, 16, 3).

52. Фермодоса. Амазонка, одна из спутниц царицы амазонок Пентесилеи, которая прибыла на помощь троянцам против греков в Троянской войне (Квинт Смирнский. Постгомерика. I, 53; 336-341).

53. Фесеида (Тесеида). Амазонка (Гигин. Мифы. 163).

54. Филиппида. Амазонка, которая второй вступила в схватку с Гераклом, прибывшим за боевым поясом царицы амазонок Ипполиты. Получила в бою смертельную рану и скончалась (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 2).

55. Фоя (Тоя). Амазонка (Валерий Флакк. Аргонавтика. VI, 374-375).

56. Элла (Аэлла). Амазонка, которая первой вступила в схватку с Гераклом, прибывшим за поясом Ипполиты. Получила такое имя за свою стремительность. Была побеждена в бою (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. IV, 16, 2).

57. Фалестрида (Талестрида, Талестрис). Царица амазонок, прославившаяся тем, что, прибыв к Александру Великому, заявила, что желает иметь от него ребенка (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. XVII, 77; Страбон. География. XI, 5, 4; Юстин. Эпитома. XII, 3, 5; Курций Руф. История Александра Великого. VI, 5, 24-32).

Таким образом, обращает на себя внимание, что проблема происхождения и значения слова «амазонка» является сложной и неоднозначной. Достаточно большое количество имен и, в большинстве случаев, персонификация женщин-воинов, свидетельствует о популярности образов амазонок в творчестве античных писателей, а также о широком распространении мифов и легенд об амазонках в античной культуре в целом.

12

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

PERSONIFICATION OF THE AMAZONS AND THEIR NAMES IN CLASSICAL WRITTEN TRADITION

A.V. KOTINA11, V.G. ZUBAREV21

1 Belgorod National Research University

l} Kerch State Historial and Local History Museum (Kerch, Ucraine)

e-mail: allakotina@mail.ru

In this paper we consider the classical writing tradition, which featured the Amazons. These women, usually personified by ancient authors, as evidenced by a sufficiently large number of different names and characteristics of female warriors from queens to ordinary Amazons-shooters. The paper analyzes the options for the origin and meaning of the word "Amazon" is a directory of names of Amazons with a brief description of the character, as well as references to the works of ancient writers, in which these names are mentioned.

2) Tula State Pedagogical T, , ,

University name Lev Tolstoy Key words: Amazons, myths, names, ancient written sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.