Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЖ "КЛОУН" ВО ВЬЕТНАМСКОМ ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ ТЬЕО'

ПЕРСОНАЖ "КЛОУН" ВО ВЬЕТНАМСКОМ ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ ТЬЕО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВЬЕТНАМСКИЙ ТЬЕО / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нгуен Тхи Тхань Нга

Говоря о вьетнамском народном творчестве, нельзя не упомянуть Тьео. Благодаря происхождению и своим свойствам, этот вид искусства глубоко проникнулся в сознание каждого вьетнамца. Среди множества видов народного искусства и культуры, Тьео представляет собой театральное искуссво пения, связанное с народными фестивалями и культурными мероприятиями на Севере Вьетнама, особенно в районе дельты Красной Реки, Северо-Центральном регионе, Северных горных районов и равнин. Метод постановки образа Клоуна вьетнамского традиционного Тьеонельзя оставить незамеченым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTER "CLOWN" IN THE VIETNAMESE TRADITIONAL ART OF THIEO

Speaking of Vietnamese folk art, it is impossible not to mention Thieo. Due to its origin and its properties, this kind of art has deeply penetrated the consciousness of every Vietnamese. Among the many types of folk art and culture, Thieo is a theatrical art of singing associated with folk festivals and cultural events in the North of Vietnam, especially in the Red River Delta region, the North-Central Region, the Northern Mountainous Regions and Plains. The method of staging the image of the Clown of the Vietnamese traditional Teo cannot be left unnoticed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЖ "КЛОУН" ВО ВЬЕТНАМСКОМ ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ ТЬЕО»

УДК 7.072

ПЕРСОНАЖ «КЛОУН» ВО ВЬЕТНАМСКОМ ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ ТЬЕО

Нгуен Тхи Тхань Нга

Заместитель декана факультета театра, кино и литературы -Военный университет культуры и искусств, Вьетнам ngakhoask@gmail.com

Говоря о вьетнамском народном творчестве, нельзя не упомянуть Тьео. Благодаря происхождению и своим свойствам, этот вид искусства глубоко проникнулся в сознание каждого вьетнамца. Среди множества видов народного искусства и культуры, Тьео представляет собой театральное искуссво пения, связанное с народными фестивалями и культурными мероприятиями на Севере Вьетнама, особенно в районе дельты Красной Реки, СевероЦентральном регионе, Северных горных районов и равнин. Метод постановки образа Клоуна вьетнамского традиционного Тьео нельзя оставить незамеченым.

Ключевые слова: Народное творчество, вьетнамский Тьео, театральное искусство.

THE CHARACTER "CLOWN" IN THE VIETNAMESE TRADITIONAL ART OF THIEO

Nguyen Thi Thanh Nga

Deputy Dean of the Faculty of Theater,

Cinema and Literature - Military University of Culture and Arts - Vietnam. ngakhoask@gmail.com

Speaking of Vietnamese folk art, it is impossible not to mention Thieo. Due to its origin and its properties, this kind of art has deeply penetrated the consciousness of every Vietnamese. Among the many types of folk art and culture, Thieo is a theatrical art of singing associated with folk festivals and cultural events in the North of Vietnam, especially in the Red River Delta region, the North-Central Region, the Northern Mountainous Regions and Plains. The method of staging the image of the Clown of the Vietnamese traditional Teo cannot be left unnoticed.

Keywords: Folk art, Vietnamese Thieo, theatrical art.

После продолжительного процесса формирования и развития, в настоящее временя искусство Тьео занимает важное место в культурной и общественной жизни, став одним из основных направлений традиционного искусства, ярко выражая культурную самобытность Вьетнама. 20 октября 2021 года Правительство Вьетнама разрешило Министерству культуры, спорта и туризма отправить просьбу Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) признать искусство Тьео мировым культурным наследием.

Благодаря метафоре и живому, разнообразному исполнению Тьео считается особым видом театрального искуссва. Он был популярен с древних времен, и до сих пор по-прежнему занимает важное место в серцах вьетнамских зритей. В настоящее время среди видов театрального искусства чаще всего используются Тьео (вьетн. ^ео) и Чауван

(вьетн. Ch'au van). Тьео начал развиваться с Х века. Поэтому эта область искусства очень важна для общественной жизни вьетнамского народа, полностью отражая национальные черты: оптимизм, патриотизм, сострадание, простота, стойкость,... Благодаря этому, исскуство Тьео содержит в себе широкий диапазон литературных жанров, таких как: эпосы, романы, поэзия и т.д., что значительно больше, чем в других традиционных видов искусства.

Тьео делится на два вида: традиционный Тьео и современный Тьео. Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только первый вид этого искусства.

1. Основное содержание в произведениях Тьео

Тьео описывает простую жизнь сельских жителей. Многие произведения Тьео также отражают нелегкую жизнь женщины, которая готова пожервовать собой ради

других. Содержание Тьео взято из сказок и рассказов на языке Ном (вьетн. Nбm), несет в себе реалистичную и ценную идеологию.

В Тьео добро всегда побеждает зло, персонажи добрые и отзывчивые, во всем успешны, жены всегда уважают мужа. Музыка формируется из народных песен и танцев; стихи в основном из народной поэзии (в форме 6/8 слогов, 7/7/6/8 слогов, 7 слог, 5 слогов...).

В исполнении Тьео часто разыгрываются забавные вещи, насмехаются над дурными привычками людей. Кроме того, Тьео также показывает благородность

человека, например, образ сельской женщины при старом режиме полон несправедливости и унижений, но при этом она остается терпеливой и отзывчивой, что отражает качество традиционной вьетнамской женщины.

Персонажи Тьео - Шинь, Дао, Клоун, Дед, Бабка - строятся путем подражания. Характер персонажей в Тьео обычно не меняется. Второстепенные персонажи могут быть изменены или добавлены в любом спектакле Тьео, их имя не определяет их характер, они могут быть: учителем, богачом, мандарином, ученым или клоуном...

Рис. 1. Клоун Тьео

Однако благодаря актерским талантам исполнителей, некоторые персонажи, как: Тхи Кинь, Тхи Мау, Сюи Ван, Тхиет Тхе стали образцами в искусстве Тьео для следующих поколений, которые наследуеют и развивают Тьео.

С точки зрения метода исполнения, Тьео - это вид искусства, сочетающий элементы народной песни, народного танца и других форм народного искусства Северных равин Вьетнама. Это форма театрального повествования, использующая сцену и актеров как средство общения со зрителями для импровизированного представления. Сначала Тьео исполнялся на простой сцене, это мог быть даже пустой двор, или расстеленный бамбуковый ковер во дворе храма. Но со временем Тьео стал профессиональным видом искусства, который исполняется на настоящей сцене театра.

К художественным свойствам Тьео относятся драматизм, техника повествования, методы выражения личности героя с лиричностью, условностью и стилизацией. В Тьео есть отрывки, в которых используются стихи на языке Хан (вьетн. еИй Нап - китайские иероглифы), народные песни или пословицы с

очень свободной формой (стихи в форме 6/8 слогов).

У Тьео нет строгой структуры, как в западном театре, в нем небольшие части, называемые традиционными «сценами» или «играми», которые рассказываются действиями, называемыми «фрагментами». Раньше, исполнители Тьео импровизировали и свободно меняли мелодию, придавая гибкость в выражении эмоции персонажа; танцы и движения в танцах также были свободными в соответствии с характером персонажа. Соответственно, в искусстве Тьео ярко проявляется индивидуальность каждого исполнителя.

Инструменты, часто используемые в Тьео: Тьео использует как минимум два струнных инструмента, а именно дан нгует (вьетн. дап пдиуё^ и дан ньи (вьетн. дап пЫ), и флейта. Помимо этого, музыканты также используют барабаны и тарелки. Полный состав барабанов включает в себя: большой барабан, малый барабан, рисовый барабан, тхань ла (вьетн. ШапЬ 1а) и мо (вьетн. то). Малый барабан используется как аккомпанемент, и чтобы держать темп в пении и танцах. В современном Тьео для разнообразия аккомпанемента также

используются другие музыкальные струнный инструмент, дан нгует, бамбуковая

инструменты, например: шестнадцати- флейта и т. д.

струнный инструмент, тридцадтишести-

Рис. 2. Некоторые музыкальные инструменты, использующиеся в Тьео

Первое время исполнителями были любители, которые вместе собиралить и организовали мероприятия народного творчества, так называемых «квартал Тьео» (вьетн. phyóng chéo) или «квартал музыкальных игр» (вьетн. phyóng tro). Со временем искусство Тьео стало профессиональным видом искусства. Это народное искусство сформировалось в духовной жизни людей того времени, и осталось в сознании вплоть до наших дней.

В искусстве Тьео много персонажей, но самым ярким из них является Клоун.

«Клоун» - обычный персонаж в Тьео. Клоунам позволено издеваться так же свободно, как клоунам во дворцах европейских королей. Сцены с Клоунами - это место, где люди могут критиковать дурные привычки феодального общества или даже на королей и мандаринов, обладающих властью в деревне.

Рис. 3. Персонаж Клоун в исскустве Тьео

Тьео - это искусство объединенный многими формами игр, где Клоун основан на пародии. В конце концов, пародия - это всего лишь фрагменты из жизни вьетнамцеы. С точки зрения искусства, они все еще очень просты. Цель этих пародий на самом деле является просто забава, поэтому их социальная значимость очень ограничена. Несмотря на это, т.к. пародия все же отражает трудовую жизнь людей, так или иначе, помимо забавы в ней содержится реализм и актуальность времени. С точки зрения исполнения пародия Клоуна, используемая в Тьео, представляет собой импровизационной исполнения (импровизация), без какой-либо

предварительной подготовки. Этот стиль игры использовался продолжительное время и остался актуальным образцом для более поздних образов Клоуна

Таким образом, Клоун является уникальностью искусства Тьео. Пародия сама по себе содержит критическое отношение -насмешливый, с веселым смехом. Клоунам свойственна пародия. В Клоуне Тьео содержится комедийно-эстетический

характер, он критикует все дурные привычки, все недостатки общества смехом. Ниже мы рассмотрим роль и положение Клоунов в традиционном Тьео.

2. Роль и положение персонажа Клоуна в традиционном Тьео

Клоун Тьео в истории представлял собой волю и стремление трудолюбивых крестьян, сильный насмехался над существовавшим тогда режимом, чтобы высмеять его, и в то же время ободрить, утвердить себя в ожесточенной классовой борьбе.

Тьео сформировался из фестивальных ночей, из местных мероприятиях, устраиваемых для празднования Нового Года

или Дня хорошего урожая. Весной и осенью коллективы Тьео приезжают в поселки и устраивают спектакли. Сцена представляет собой просто ровную площадку во дворе общинного дома или храма, покрыта цветными бамбуковыми коврами. Всякий раз, когда они приезжают, люди приходят посмотреть, полностью окружая сцену. Перед началом спектакля людей всегда веселят клоуны, они же и наводят порядок среди зрителей.

Клоун выходит на сцену, тацует с палками и факелами, наводит порядок, а также поздравляет местных жителей с наступающим Новым Годом. Клоун создает праздничную, веселую атмосферу, принося зрителям радость и теплоту.

По мнению исследователя Там Зыонга: «Оптимистичный смех, насмешки Клоуна Тьео считаются важными факторами для Тьео. Традиционный Тьео имеет много разных содержания: трагический, юмористический, благородный., и в каждом произведении есть несколько комедийных сцен или чередующихся комедийных элементов - это производит зрителям незабываемое впечатление. Образ Клоуна занимает центральное место на сцене Тьео - по продолжительности, по смыслу и актерскому мастерству (во многих случаях Клоун-палка, Клоун-приманка разговаривают с хозяином или мандарином очень нагло. Если это было бы в реальном феодальном обществе, Клоуна бы давно выгнали и наказали, а на сцене Тьео, «выслушав» Клоуна, хозяева и мандарины обычно просто вздыхают: «ну, ладно...», как бы отступая, играя фоном Клоуну). Успех в построении образа Клоуна Тьео внес важный вклад в установление ценности культуры народного Тьео, уникального эстетического творения вьетнамского народа.

С точки зрения поэтического характера Тьео, профессор Тат Тханг прокомментировал: «Можно сказать, содержание Тьео - это «комедия», поэтому все, что в него входит, будь то трагические элементы, также будет высмеиваться им. Если представить Тьео как рассказчика, то очевидно, что у него юмористическая натура. С ним можно пошутить над чем угодно. Клоуны, не имеющие никакого отношения к сюжету, могут быть включены в спектакль в любое время. Очевидно, роль Клоуна тоже находится в замыслах автора: высмеять, осудить дурные привычки и обычаи, распространенные в вьетнамской деревенской жизни того времени. Но есть еще одна цель - оснатить Тьео юмором.

Как мы заметили, Клоун привлекает внимание многих исследователей, поскольку содержит в себе загадочность традиционных культурных особенностях нации. Нация, имеющая историю, связанную с борьбой за построение и защиту страны.

Кроме того, Вьетнам также пережила немало стихийных бедствий и вражеских

нападений, вьетнамский народ создал для себя «механизм адаптации», это есть сила духа солидарности и оптимизма.

С самого появления, являясь особенным элементом Тьео, имея развитую жизнь с моделями персонажей: Клоун-приманка, Клоун-дворецкий, Клоун-учитель, Клоун-ребенок., по содержанию, Клоун выносит на сцену всевозможные типы людей, поднимает разные проблемы в обществе, а затем комментирует, критикует, издевается, осуждает с юмором. С точки зрения исполнения, он развивает искусство импровизации, вытворяет, что хочет, входит или выходит из сцены, когда хочет. Сопровождение Клоуна - ряд неповторимых песен клоуна, уникальны как по содержанию, так и по музыке.

Таким образом, мы видим, что роль и положение Клоунов в традиционном Тьео таковы: Сопровождается от начала до конца произведения, Клоун иногда «впрыгивает» в представление, чтобы прокомментировать, посмеяться и пошутить. У Клоуна нет статуса, но он свободно входит и выходит из рассказа, как будто Клоун является «хозяином» сцены. Клоун - оптимистичный дух спектакля, он -сочувствование зрителей, а также он есть отношение людей и артиста к искусству и жизни. Таким образом, клоун не такой «жалкий», как его скромный статус, он -представитель народа, выступающего против несправедливости общества в образе веселого, жизнерадостного артиста.

3. Искусство исполнения роли Клоуна во вьетнамском традиционном Тьео

При анализе характера Клоуна Тьео, мы можем разделить эту роль на две категории: одна представлена в виде слуги -Клоун-охранник, Клоун-палка (обычно следует учителю), Клоун-приманка (обычно два человека на ночном дежурстве, держащие в руках огонь); другая представлена в виде комедийной личности - ведьма, гадалка и т.д., которая выходит на сцену, чтобы разоблачить себя.

Исследователь Там Зыонг обнаружил у Клоунов довольно одинаковый способ выражения - сосредоточенность на использовании некоторых наиболее важных черт, чтобы подчеркнуть юмористическую индивидуальность персонажа: «Есть много типов клоунов, цель которых рассмешить зрителей: Клоуна-полевого, Клоуна-охранника, Клоуна-палки, Клоуна-приманки до ведьм, гадалок, немых, глухих, слепых. Чтобы высмеять того или иного типа людей, актер опирается на самые основные черты, чтобы показать юмористическую сторону персонажа. Способы развлечения клоунов также очень богаты и разнообразны. От забавных и необычных имен до гримма или как персонаж ходит, стоит, делает, все это для того, чтобы максимально рассмешить

зрителей. В особенности, манера речи Клоуна - это язык простых крестьян, но проеподнесено по-другому, вызывающий смех у зрителей.»

Из вышеприведенных мыслей мы можем сделать вывод, что многие исследователи согласны с тем, что диалоговая речь Клоуна выросла из повседневной лексики крестьян. Вот почему Тьео так близок и знаком зрителю!

Диалоговая речь Клоуна Тьео - это традиционный литературный фольклор. В Тьео это превращается в «философию» -«рассуждение» Клоуна Тьео.

Рассмотрев «рассуждения» Клоуна, мы видим, что в нем скрыты «простая народная философии», мнения, жизненный опыт и жизненные отношения простых людей.

По мнению исследователей, Клоун также использует все возможные ресурсы народного языка, как рифмы, каламбуры, поговорки, частушки, преувеличение. Многие персонажи даже сами над собой издеваются или сами показывают свои забавные стороны. «Раньше Клоуны Тьео находились на самом низу общества, но у них былыа свобода речи, могли безгранично преувеличивать, высмеять и дразнить всех богачей, а также деревенских и общинных чиновников. Именно саркастический смех Клоуна, противостоящий правящему классу и поддерживающий свой класс, делает искусство Тьео особенно любимым крестьянами, ведь оно помогает им высказаться о жизни несправедливого феодального режима.»

Что касается исполнительского искусства Клоунов, благодаря свободе персонажа, импровизация очень

художественно вписывается в роль. Клоуны могут свободно использовать жесты тела,

имитируя персонажей чтобы рассмешить зрителей. Артисты использовали свое «обаяние», чтобы импровизировать, вести диалог, взаимодействовать со зрителями. Талант артиста - умение импровизировать, остроумно и быстро реагировать на происходящее, чувствовать психологию местных зрителей. Хороший или плохой Клоун-исполнитель зависит не только от опыта, но и от культурной основы самого артиста.

Однако, в плане исполнительского искусства, Клоун не всегда достигает желаемого эффекта. Потому что есть творческий закон искусства «один остроумный талант лучше, чем много обычных талантов», а юмор Клоуна разносится по всей стране, следовательно, этот смех теряет свою глубину из-за его распространения. В связи с этим доцент Ха Ван Кау прокомментировал: «В целом все три метода выражения этого персонажа все еще простые, со многими остатками старых пародий, особенно когда они представлены произвольно, поэтому иногда они бывают неуместны, в результате чего общая атмосфера теряется, что значительно снизжает эффективность спектакля. С точки зрения исскуства это описание еще слишком простое, не использовало все свойства комедии, поэтому извлекаемые в них уроки большей частью, ограничиваются остроумным употреблением языка... »

В истории развития персонажа Клоуна, мы видим одну проблему: талантливых артитов, способных исполнять роль Клоуна еще немного. Однако среди них есть выдающиеся артисты, одним из которых является Народный артист Нам Нгу - артист Тьео, также является талантливым исполнителем роли Клоуна.

Рис. 4. Народный артист Нам Нгу

Помимо артиста Нам Нгу, мы также знаем мастера в исскустве исполниения персонажа Клоуна, это Ты Лиена. Об нем рассказывает доцент Ха Ван Кау: «Превыше всего, все-таки это его уникальный талант. Ты Лиен (умер в 1958 г.) никогда особо не уделял внимания гриму, не нуждался ни в каких

способах издевательства, он просто использовал уникальный стиль в исполнении -интонация, ритм произношения, жесты. он всегда неожиданно и спонтанно может вызвать у зрителей смех.»

Сегодня мы унаследовали

исполнительское искусство Клоуна Тьео со

следующими идеями, мыслями и способами построения образа:

- «Клоун с двумя белыми точками над глазами размером с кукурузного зерна, с белой полосой от носа до губа и круглыми красными щёчками, выходит на сцену в небрежной одежде. Этого уже достаточно, чтобы рассмешить зрителей. Более того, человек с узким подбородком красится так, чтобы сделать его еще уже, а человек с пухлыми губами делает губы еще пухлее. «Перебор» часто может рассмешить.»

- «Основной метод для формирования юморна в Тьео является концентрация. В каждом типе высмеиваемого человека артист использует наиболее существенные черты, чтобы над ними посмеяться. Гадалки несут чепуху, а ведьмы боятся призраков. Каждый из этих видов шарлотанов носит в себе противоречие личностью и действием, между личностью и речью, между людьми и харатерами. Артист Тьео использует только основные черты характера, чтобы войти в роль.»

- "Походка Клоуна очень разная. Например, Старик Мок ходит сгорбившись, колени вперед; Хоео ходит хромая; Беззубик ходит, размахивая руки.».

- «Кроме того, взаимодействовие между актерами, между актерами и зрителями полностью зависят от исполнительского таланта актера, ведь одну и ту же роль, один актер играет интересно, а другой - скучно, равнодушно...Тем более импровизация прямо на сцене полностью обусловлена умом и интеллектом актера.»

В начале ХХ века, с движением Тьео Ван Минь и Тьео Кай Лыонг, Клоун Тьео продвинулся довольно далеко. Клоун Тьео высмеивал суеверия и приметы, которые феодальное общество использовали, чтобы обманывать людей.»

В этот период наблюдалось все меньше количества Клоунов-палкок, Клоунов-приманок. В процессе исследования мы

обнаружили только один спектакль Ньеу Ван движения Тьео Ван Миня. Одним из трех важных факторов театра - зрители. Зрители Тьео Ван Миня и Тьео Кай Лыонга в основном люди из больших городов. Их социальный состав довольно сложен, к тому же они находились под влиянием французской культуры, поэтому их требования более высоки. Клоун Тьео больше не может входить и выходить на сцену произвольно, как раньше, а должны идти по линии сюжета и сути раззказа.

Смотря на почти тысячелетнюю эволюцию Клоуна Тьео, мы ясно видим, что историческая тенденция развития заключается в постепенном строении комедии личного характера. В принципе это явление соответствует общему закону развития комедии.

Человек, который развивал Клоуна Тьео в этой тенденции - это никто иной, как Нгуен Динь Нги, новатор Тьео.

Что касается Нгуен Динь Нги и его вклада в Тьео, в развитие Клоунов Тьео, автор Тьео Чан Динь Нгон прокомментировал: «Смех - это уникальная красота, сила Тьео, это боевое оружие простого народного артиста против феодального общества, который критикует, высмеивает дурные привычки людей, способствует устранению зла, пропаганде добра, и в то же время создает для зрителей Тьео минуты комфорта после тяжелого рабочего дня в полях. В древнем Тьео объектом насмешек Клоуна были мандарины и плохих людей из сельских социальных слоев. Зрители Тьео в основном фермеры. Когда Тьео появился в городах, то зрителями в основном были горожане с эстетическими потребностями, в отличае от жителей деревень. Нгуен Динь Нги и его коллеги преодолели трудности и смогли рассмешить зрителей, создав сильное впечатление о театре Тьео. Вклад Нгуен Динь Нги в развитие Клоунов Тьео - яркий, возможно, самый значимый его вклад для театра Тьео.»

ЛИТЕРАТУРА

1. Чан Банг (1999), Кратко о Тьео, Театральный Институт, Издательство Университет театра и кино, г. Ханой.

2. Ха Ван Кау (1964), Изучение методов сочинения Тьео, Издательство Культура и Искусство, г. Ханой.

3. Ха Ван Кау (сборник цитат и примечаний, 1973), Клоун Тьео (избранное), Издательство Культура, г. Ханой.

4. Тао Мат (2003), Трилогия Тьео «Песня о защите Родины»: «Ли Тхань Тонг выбирает талантливых людей», «И Лан заботится о делах государства», «Ли Нян Тонг учится быть королем», Произведение получило Награду Хошимина, Издательство Театральная сцена, г. Ханой.

5. Сборник конференции «Тао Мат и «Песня о защите Родины»» (2003), Организована Театральным институтом совместно с Союзом Тьео Главного управления материального обеспечения, 12 августа 2003 года, г. Ханой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.