УДК 069(087) (470.21)
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ФОНД АКАДЕМИКА А.Е. ФЕРСМАНА МУЗЕЯ-АРХИВА ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА ЦГП КНЦ РАН
О.В. Шабалина, Е.Я. Пация
Центр гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН
Аннотация
Представлены материалы персонального фонда академика А.Е. Ферсмана, которые хранятся в Музее-Архиве истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН.
Ключевые слова:
Музей-Архив, Кольский Север, Северное Отделение Географического общества СССР, история изучения и освоения Кольского п-ова, А.Е. Ферсман, персональный фонд, ЦГП КНЦ РАН.
Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН в городе Апатиты Мурманской области существует 38 лет. Своеобразие истории создания его в том, что изначально возникла идея. Под нее был составлен план, определен круг персоналий и начался сбор музейных экспонатов. Главными идеологами проекта были два географа - сотрудники Кольского филиала АН СССР, действительные члены Географического общества (ГО) СССР к.г.н. Борис Иванович Кошечкин и д.г.н. Иона Лазаревич Фрейдин, вдохновленные решением V Съезда ГО СССР в 1970 г. о восстановлении Центрального географического музея - детища известного географа В.П. Семенова-Тян-Шанского. В качестве первого шага делегаты съезда договорились организовать в 1971-1974 гг. Музей истории ГО СССР. Вернувшись в г. Апатиты, Борис Иванович Кошечкин (1931-1995) -ученый, краевед, популяризатор науки [1] - немедля приступил к делу. По его замыслу, экспозиция музея, который без сомнения должен был состояться в маленьком заполярном городе, была посвящена истории научных исследований на Европейском Севере России. К этому времени практически все филиалы ГО Северо-Запада объединились в Северный филиал ГО СССР (СФ ГО СССР) с центром в г. Апатиты, председателем президиума которого и был избран заведующий лабораторией Четвертичной геологии ГИ КФАН СССР Б.И. Кошечкин. Кроме того, Апатиты того времени - город с интенсивно развивавшейся промышленностью. И именно промышленные предприятия взяли на себя роль коллективных членов СФ ГО СССР, создав Обществу надежную материальную базу, что существенно отличало филиал от подобных организаций в других городах. Вероятно, именно в силу провинциального положения города, к работе Общества с интересом отнесся широкий контингент научной интеллигенции. На этот период приходится особо активная деятельность Северного филиала ГО, костяк которого состоял из ученых трех филиалов АН СССР: Кольского, Карельского, Коми, а также специалистов Мурманского филиала Института Арктики и Антарктики, Гидрографической службы Северного военно-морского флота и мн. др. Действительными членами этого общественного объединения становились все желающие, кому не безразличны проблемы охраны природы, вопросы просвещения, история географических открытий на Севере. В СФ ГО был создан Музейный совет, в состав которого вошли представители кафедр истории Петрозаводского и Мурманского пединститутов, Карельского университета, Института языка, литературы и истории КарФ АН СССР. В такой благоприятной атмосфере и с научным подходом энтузиасты приступили к организации Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера.
Для серьезной музейной деятельности в академической среде Кольского филиала АН СССР имелись исторические предпосылки. Его основатель акад. А.Е. Ферсман всегда уделял большое внимание музейной работе. В статье «Музейное, выставочное и лекционное дело»
(1927 г.) он, в частности, писал: «Музеи Академии Наук, еще согласно старым академическим традициям, не являются просто местом хранения и накопления научного материала, а представляют такие научно-исследовательские институты, в которых сочетается научная работа с просветительными и научными выставками...» [2].
Но парадокс заключается в том, что Музей-Архив был задуман как исторический, а в структуре тогда еще Кольского филиала Академии наук СССР не было ни одного гуманитарного подразделения и, более того, отсутствовали всякие предпосылки для его организации. Вузовская наука Мурманской области «в одиночестве» пыталась заполнить гуманитарные «лакуны». Деятельность СФГО СССР, в какой-то мере, «закрывала» нишу гуманитарных исследований: постоянно приглашались специалисты для совместных
археологических, этнографических экспедиций в регионе.
И, тем не менее, в 1973 г. организаторами Музея-Архива была начата активная собирательская деятельность, направленная прежде всего на создание музейной экспозиции. В рамках инициативного комплектования в Музее-Архиве велась обширная переписка с исследователями Севера и их семьями. Почти все адресаты - известные не только в России, но и в мире люди, члены семей видных ученых и полярников -не оставили без внимания просьбы о помощи в создании музея и передавали для экспонирования свои материалы и материалы своих родственников, предметы экспедиционного обихода, научный инструментарий, книги, художественные работы. Многие приезжали лично, привозили уникальные документы, фотографии.
28 января 1974 г. в Москву ушел запрос за подписью Б.И. Кошечкина на имя вдовы акад. А.Е. Ферсмана Екатерины Матвеевны Ферсман, где сообщалось, что «естественно [в готовящейся экспозиции нового Музея-Архива], в отделе Советского периода [освоения и изучения Европейского Севера] больше всего места будет уделено исследованиям Александра Евгеньевича». В этом письме Борис Иванович отмечал, с каким вниманием Екатерина Матвеевна отнеслась и какую помощь оказала при организации такой экспозиции в Мурманском краеведческом музее. Также он написал, что осведомлен о том, что Кольский филиал АН СССР в лице Григория Ивановича Горбунова уже обратился за помощью к ней «в устройстве мемориального кабинета Александра Евгеньевича» и высказал опасения в том, что «уже не вполне удобно обращаться» к ней, «но с другой стороны, экспозиция нашего скромного музея серьезно пострадает, если яркая деятельность Александра Евгеньевича на Кольском п-ове будет представлена исключительно в копиях, репродукциях материалов и т.п.». Из-за последнего обстоятельства Борис Иванович изначально обратился только за разрешением «хотя бы обсудить возможность» помощи Е.М. Ферсман. Но все же не удержался и выразил надежду на получение от нее «1 -2 страницы подлинного текста, посвященного Кольскому п-ову, написанных рукой Александра Евгеньевича и 1 -2 предмета, служивших ему в период экспедиций (полевой дневник, перо и т.п.)» [3]. Екатерина Матвеевна ответила незамедлительно 5 февраля 1974 г.: «Конечно, с удовольствием помогу Вашему музею всем, чем располагаю» [4]. И пожелала больших успехов в организации музея.
В мае 1974 г. Музей-Архив получил в дар от вдовы А.Е. Ферсмана 5 фотоальбомов, ему принадлежавших и иллюстрирующих первые годы строительства и работы треста «Апатит». В феврале 1975 г. в экспозиции Музея-Архива уже демонстрировались личные вещи академика: фотоаппарат, очки с футляром, барометр-анероид (см. рис. 1).
В октябре Екатерина Матвеевна передала в фонд письмо 1931 г. в «Севзапторг» по вопросу о снабжении экспедиции А.Е. Ферсмана теплыми вещами; машинописную рукопись статьи А.Е. Ферсмана «Хибины - школа хозяйства и науки», опубликованную в «Известиях» 12 марта 1934 г.; рукопись некролога «На смерть т. С. Орджоникидзе» (см. рис. 2); фотоматериалы 19351936 гг. (диапозитивы на стекле и фотоотпечатки) по изучению снежных лавин в Швейцарии, принадлежавшие А.Е. Ферсману (см. рис. 3).
Рис. 1. Фрагменты экспозиции Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН, посвященные деятельности А.Е. Ферсмана на Кольском п-ове
Рис. 2. А.Е. Ферсман. Рукопись Рис. 3. Фотоматериалы 1935-1936 гг. (диапозитивы некролога «На смерть на стекле и фотоотпечатки) по изучению снежных лавин в
т. С. Орджоникидзе». 1937. Музей- Швейцарии, принадлежавшие А.Е. Ферсману. Музей-Архив Архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ. 31 ЦГП КНЦ РАН. ОФ. 31
Портретный этюд кисти русского, советского художника Р.Н. Барто, изображающий Александра Евгеньевича и датированный 1939 г., Музей-Архив приобрел у вдовы за 50 руб. (см. рис. 4, 5).
Рис. 4. Русский, советский художник Рис. 5. Портрет акад. А.Е. Ферсмана (1983-
Р.Н. Барто (1902-1974) 1945). Холст, масло, 1939, худ. Р.Н. Барто
В 1976 г. прислал свои материалы по истории изучения лавин и лавинной службы в Хибинах Илья Константинович Зеленой. Среди них были письма к дарителю, написанные А.Е. Ферсманом в 1939 г. в процессе подготовки совещания в Хибинах по снегу и лавинам и обсуждения результатов его проведения.
В материалах по организации научного изучения арх. Новой Земли, поступивших в распоряжение Музея-Архива в 1976 г. от наследников д.г.-м.н. Марии Алексеевны Лавровой, были копии писем академика А.Е. Ферсмана об издании сборника, содержащего результаты научных работ, посвященных проблемам архипелага, и с рекомендациями А.К. Шенкману для работы в Комиссии по исследованию Новой Земли. А также протоколы заседаний этой Комиссии с участием Александра Евгеньевича.
Среди материалов писателя Павла Николаевича Лукницкого оказалось письмо от 18 декабря 1931 г. директора Хибинской Горной станции акад. А.Е. Ферсмана в Имандровский колхоз поселка Половинка с просьбой предоставить три упряжки оленей для поездки его экспедиции в Мончетундру.
Александр Евгеньевич известен как гениальный популяризатор научных знаний. В его фонде Музея-Архива есть интересная рукопись - стихи, посвященные академику и написанные под впечатлением от прослушанных лекций А.Е. Ферсманапо драгоценным камням в Комиссии по изучению естественных производительных сил России, датированные 1919 г. Эти лекции вызвали такой интерес у общественности, что в скором времени были опубликованы [5]. В 1922 г. была начата публикация четырехтомного издания «Драгоценные и цветные камни России (СССР)». Первый том вышел в Петрограде в 1922 г.*, второй - уже в Ленинграде в 1925 г.** Автор стихов М. Добрынина зарифмовала полученные знания, щедро снабдив их смелыми метафорами и восторженными эпитетами: «... История камня, движенье, // В природе его нахожденье, // Период расцвета, забвенья, // Иной раз опять возрожденья // И с ними свое заключенье. // Как призмы лучи разлагают, // Так яркие камни мелькают... // Вот небо в себе
*Ферсман А.Е. Драгоценные и цветные камни России: в 2 т. Т. I Игр.: РАН, 1922.
**Ферсман А.Е. Драгоценные и цветные камни России: в 2 т. Т.II. Драгоценные и цветные камни СССР. Л.: КЕПС, 1925.
отражая, / содалит...»
' И звезды и день совмещая // Мечта востока лазурит, // С ним рядом синий
[6]. На 3-й и 5-й страницах следует перечисление 66 камней с поэтическими
характеристиками (рис. 6).
Фонд содержит материалы, увековечивающие память о А.Е. Ферсмане, среди них почтовая марка из серии «Ученые нашей Родины» (авт. С. Соколов, 1966 г.) и художественный маркированный конверт СССР (авт. А. Яр-Кравченко, 1973 г.) с изображениями академика, пригласительные билеты на торжества и др.
Фонд редкой книги Музея-Архива Ц111 КНЦ Л £ РАН сформирован на основе трех частных
/ / с/ книжных собраний по истории освоения и
. _ изучения Европейского Севера. Одно из них
л* принадлежало А.Е. Ферсману. В фонд вошли
прижизненные издания трудов и произведений академика: редкие с точки зрения малого у у у тиража; книги с автографами, маргиналиями,
~' владельческими и дарственными пометами.
Особый интерес представляют брошюрованные ггъ£/и*л*ъ-^ издания из научно-популярной серии
4 *«****+., Петрофадского кооперативного издательства
«Время» (1922-1934), которая была заявлена у, . л ' при его регистрации как программная. Эту
/ ✓ ■* серию курировал паищик издательства акад.
/й- А.Е. Ферсман, и началась она, видимо, не
случайно, с выхода в 1922 г. его книги под одноименным с издательством названием 4/ 1 ' «Время». В 1923 г. последовали «Химия
И С! Ашимг Т т ~
У ■ мироздания», «Новые центры ноюи науки» и
еще 12 книг виднейших отечественных ученых
'Ая*г. - ДС. Берга, В.И. Вернадского, В.М. Бехтерева,
лЛей- .. В.В. Струве и др., - дававших научно-
_,/£ ^ у . популярное изложение общих научных
/•/Л*»; /иУ* И жглЛ- , „
л, . ^ / ’ вопросов. К 1925 г. все книги этой серии
з . значились в каталогах издательства как
«распроданные» и больше не переиздавались
[7].
Все 3 книги А.Е. Ферсмана из этой редкой серии хранятся в фонде Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН. Кроме того, что они в свое время отвечали «потребностям
малообразованного читателя, впервые приступающего к чтению научных книг» [8], в настоящем своем бытовании они являются интереснейшим источником по истории книгоиздательского дела в России. Например, то, как декларативно чуждым происходящим в стране революционным преобразованиям выглядит издательская марка «артели работников науки, литературы, книжной графики и издательского дела ‘Время’» [7], нарисованная С.В. Чехониным, свидетельствует о наличии особой гражданской и личностной позиции у организаторов дела. На марке изображенХронос на фоне звездного неба в позе аллегории Меланхолии с гигантскими опущенными крыльями. Его могучие руки в совершенном бездействии скрещены на груди. Традиционные аллегории бренности жизни - песочные часы и череп - лежат у его ног, а на часах сидит сова - аллегория мудрости (см. рис. 7).
Рис. 6. М. Добрынина. Стихи о камнях и минералах, посвященные А.Е. Ферсману. 1919. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН.ОФ.31. Л. 1
Всего в фонде насчитывается более 1500 единиц хранения. В основном, конечно, это фотоотпечатки и копии фотоотпечатков. Но есть и действительно ценные документы, какна бумажных носителях, так и овеществленные.
Наиболее интересные материалы из фонда А.Е. Ферсмана представлены в разделах музейной
экспозиции, посвященных экспедиционной деятельности академика и его сподвижников и освещающих первые годы стационарной работы АН СССР на Кольском п-ове. Они традиционно привлекают внимание посетителей Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН. В этом видна определенная закономерность, так как за это время было сделано такое количество научных открытий, которое практически предопределило все дальнейшее развитие и освоение Кольского п-ова, основанное на изучении его минеральных ресурсов, морей, растительности, биологических запасов, культуры и быта коренного и старожильческого населения. А.Е. Ферсман признавался в своей книге: «Среди всех переживаний прошлого, среди разнообразных картин природы и хозяйственной деятельности человека самыми яркими в моей жизни были впечатления от Хибин - целого научного эпоса, который почти 20 лет заполнял все мои думы, силы, владел всем моим существом, закалял волю, Рис. 7. Издательская марка изд-ва будил новую научную мысль, желания, надежды»[9]. Сложно
«Время», авт. С.В. Чехонин, I922 найти еще подобную фигуру в истории нашего региона, в
такой степени созвучную своей эпохе - эпохе научного изучения и промышленного преобразования, наполненной энтузиазмом познания и радостью созидания, и, бесспорно, преобразившей культурное пространство Кольского Севера [10]. Персональный фонд акад. А.Е. Ферсмана Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН является интересным и репрезентативным комплексным поливидовым источником, доступным для изучения и визуализации истории региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ученые Кольского научного центра. 1930-2005 // Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2006. С. 195. 2. Ферсман А.Е. Музейное, выставочное и лекционное дело // Академия наук Союза Советских Социалистических республик за 10 лет (1917--1927). Л.: ИАН СССР, 1927. С. 178. 3. Переписка по организации Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН. 1974. Исх. № 27. 4. Переписка по организации Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН. 1974. Вх. № 22. 5.Ферсман А.Е. Самоцветы России. Том I. Цикл лекций, читанных в Комиссии Производительных ^л России Российской Академии Наук в 1919 г. Пг. 1921. 212, [2] с. в.ДобрынинаМ. Стихи, посвященные А.Е. Ферсману. 1919. Персональный фонд акад. А.Е. Ферсмана. ОФ 34 а / Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. 7.Маликова М.Э. Шум времени: История ленинградского кооперативного издательства «Время» (1922-1934) // Институты культуры Ленинграда на переломе от 1920-х к 1930-м годам: Материалы проекта. СПб., ИРЛИ (Пушкинский Дом). 2011. С. 5, 24. В. Каталог Издательства З.И. Гржебина. М.; Берлин, 1921. С. 14.9.Ферсман А.Е. Путешествия за камнем. М.: Изд-во Ан СССР. 1960. С. 139. 10.Пация ERGeniusloci (А.Е. Ферсман) / Е.Я. Пация, И.А. Разумова // Северяне Проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского п-ова. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2006. С. 69.
Сведения об авторах
Шабалина Ольга Вячеславовна - к.и.н., старший научный сотрудник, главный хранительМузея-архива; e-mail: [email protected]
Пация Евгения Яковлевна - научный сотрудник, руководитель Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера; e-mail: [email protected]
В