Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗМ: АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЛАКРУА И МУНЬЕ'

ПЕРСОНАЛИЗМ: АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЛАКРУА И МУНЬЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗМ / ПЕРСОНАЛИСТИКА / УЧЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федорова А. А.

Основоположникам философии персонализма является Э. Мунье (1905-1950 гг.). С 1932 г. издавался специальный журнал "Esprit". В эти года представители персонализма выступили с идеей создания такого философского движения, которое бы продвигало именно учение личности как самой важной составляющей земной цивилизации, усиливало роль здорового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗМ: АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЛАКРУА И МУНЬЕ»

УДК 340.122

Федорова А.А.

магистрант

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)

Научный руководитель: Маякунов А.Э.

доцент, заведующий кафедрой "Теория, история государства и права" Северо-Восточного федерального университета (Россия, г. Якутск)

ПЕРСОНАЛИЗМ: АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЛАКРУА И МУНЬЕ

Аннотация: основоположникам философии персонализма является Э. Мунье (1905— 1950 гг.). С 1932 г. издавался специальный журнал "Esprit". В эти года представители персонализма выступили с идеей создания такого философского движения, которое бы продвигало именно учение личности как самой важной составляющей земной цивилизации, усиливало роль здорового общества.

Ключевые слова: персонализм, персоналистика, учение, философия, движение, личность, общество.

Одним из представителей персонализма во Франции является Жан Лакруа (23 декабря 1900 — 27 июня 1986). Жан Лакруа — французский философ-идеалист, который продвигал идею «поглощения» духом разума. Он предлагал ассимилировать идеи марксизма и экзистенциализма, потому что считал, что лишь две эти концепции подходят под понимание одухотворенности личности. Лишь в совокупности идей марксизма и экзистенциализма был бы проложен идеальный путь к современному учению о человеке. Сам Жан Лакруа

не скрывал того факта, что вдохновлялся идеями Мунье. В свою очередь идея Мунье была в том, что цивилизация находится в глубоком сне, состоящем из незнания бытия и сущности человека. Его главной идеей было «пробуждение». Персонализм категорично не относится ни к какой группе людей: то есть не важен тот факт — кто ты, даже касаемо веры и религии. Последователи персонализма считали, что данная концепция станет новым мировоззрением, которое объединило бы верующих и атеистов. И Лакруа и Мунье считали, что персоналистская устремленность породила бы «новых» людей, «рожденных» со знанием позиции в этом мире — эти люди бы стремились работать на благо человечества, при том способные на личностный выбор. Суть учения персонализма была в том, что постоянно развиваясь — человек развивает мир вокруг, и в какой стези ты оттаиваешь навык, в той же области оттачивается навык у мира.

Само понятие персонализма было рождено в 20 веке, но многие ученые полагают, что истоки проложены с кантовских времен и его позиции о человеческой автономии. Персонализм поставил вопрос о положении человека в мире абсолютно новым образом. Кантовское учение предполагало человеческую слабость вне общества, что именно находясь в обществе можно окрепнуть и позиционироваться как свободная личность. Его достаточно идеалистический подход должен был привести цивилизацию к миру без войн: развивались бы свободные государства, удерживаемые единой идеей мирного существования.

Несмотря на двойственность персонализма в плане влияния двух сторон на его образование - философской (греческой) и религиозной (христианской), Лакруа заостряет свое внимание только на первой. При изучении истоков философии личности, он обращался к древности, пытаясь доказать этим самым то, что персонализм является основополагающей силой в образовании человеческой цивилизации.

Лакруа видит в Сократе идеал личности и считает, что его диалоги - это великая работа над самопознанием человека, исходящая из высшего знания, которое

является фундаментом разума, основой сознания и образующей интеллекта. В свою очередь, цель сократовских диалогов заключалась в побуждении читателя, как личности, к самопознанию и саморазвитию. Иначе говоря, Сократ высказывает идею о божественном происхождении непостижимого знания, т.е. о имманентности трансцендентного, и его присутствии в каждой личности, подталкивающее последних к развитию.

Проявление персонализма в работах Сократа для Лакруа было началом истории человека, идеалом поведения и на основе этого он сформулировал понятие самопознания человека, выходящее за рамки данных ему возможностей.

Вместе с работами Сократа, Лакруа изучал работы Платона, который, как он считал, не только дополнил сократовский персонализм, но и усовершенствовал его - в своих работах Платон показал саму сущность и наивысшую ценность личности, существующая для нахождения индивидуального и неповторимого "Я".

Как считал сам Платон, майевтика Сократа направлена на подводку разума к более четкому и определенному пониманию разницы между истиной и ложью. Таким образом, она становится аскезой для совершенствования и направленного выражения разума личности. Платоновская аскеза имеет те же свойства, что и сократовская, но дополнительно ставит в цели совершенствование души, а так же создает нерушимую связь с восхождением, которого не достичь, но к нему можно приблизиться через обретение полноты личности. Подводя итоги, основная идея двух философов античности заключалась в стремлении человека преодолеть свои собственные пределы.

Лакруа сосредотачивает внимание на том, что персонализм — это «самый подлинный» и «самый глубокий» исток человечества. Как писал Мунье, личность — это не средство, это цель. Личность — не рождается вместе с человеком, она приходит посредством долгого пути, самопреодоления и жаждой бесконечного. Чтобы быть сводной личностью нужно научиться быть вовлеченным в какое-то дело и при этом уметь открываться для постижения

новых горизонтов. Мунье называл личностный рост - личностной революцией, подразумевая под этим то, что личность никогда не постигнет идеала, никогда не будет завершена. Личностная революция — это да деятельность, которая должна вершится над человеком вновь и вновь, создавая каждый раз новую версию себя, при этом не имея конечной точки.

Лакруа, помимо Сократа, Платона и Мунье, также опирался и на других философов. Он разделял их на две категории: на «неверующих» и христианских мыслителей. В группу неверующих входили: Руссо, Кант и Маркс; а в группу христианских мыслителей: Лабертоньер, Бакунин и Розмини.

Руссо не являлся философом персоналистом, но, тем не менее, в своих идеях отношения истории и природы, он выделал личностные ценности как нечто очень важное. Он полагал, человек - существо не законченное, не идеальное и, что не маловажно, противостоит злу, стремясь к добру.

Кант в свою очередь полагал, что общность всех людей приведет к свободному государству. Именно эти мысли Канта так привлекали философов-персоналистов. Именно Руссо в свое время повлиял на Канта, и благодаря ему Кант достиг небывалых высот в персоналистике. Он считал, что человек -существо само по себе слабое, и только в обществе он становится личностью.

Лабертоньер был христианским философом, именно поэтому его идеи о персонализме сводились к боголюбию. В своих работах Лабертоньер касался таких тем как: любовь к себе, любовь к ближнему, любовь к Богу. Его идея заключалась в милосердии ко всем и совершенствовании себя.

Также Мунье отмечал, что существует иного рода революция, носящая социально-политический характер. Такая революция, в отличие от личностной, не может быть незавершенной. Он предлагал в случае трагических обстоятельств в государствах, главным критерием победы над проблемами в государстве будет изменение личности, и если вокруг изменятся в лучшую сторону, то и государство перестанет «страдать» от воин и иных неблагоприятных обстоятельств.

На данном этапе существования цивилизации, мир как никогда нуждается в тех устремлениях, о которых писал Мунье. Сейчас молодое поколение нуждается в осознании того, что они нужны миру, что с их помощью, с их потребностью в изменениях к лучшему, они могут сделать что-то хорошее. Таких молодых личностей можно назвать творцами, художниками жизни. Они хотят, что их мнения учитывались, чтобы их действия считались в общественном устройстве. С помощью них в мире установился бы плюрализм, потому что плюрализм создает почву для диалога между народом и властью. В нынешних реалиях, к сожалению, этого почти нет — власть и народ будто существуют в разных реалиях, люди не верят в силу своего голоса. В этом плане Мунье пытался ограничить право и роль государства и усилить право личности. Здесь персонализм немного сталкивается с идеями анархизма, но анархизм в свою очередь слишком идеализирован в плане внутреннего контроля над внешним. Мунье же считал, что политическая власть необходима, дабы ограничивать, таким образом, власть государства.

Персонализм должен усилить роль здорового общества. Лакруа объединил идеи многих философов, усилив роль персонализма и укрепив его в обществе, он довел это понятие до идеала. Таким образом, можно было бы сказать, что персонализм представляет собой совокупность идей и философских исследований, направленных на преодоление всеобщего кризиса европейской цивилизации. Каждая его позиция, заявляет Э.Мунье, «рождается из соединения суждения на основании ценности и суждения на основании факта». Персонализм несёт в себе диалектическую составляющую. Он живёт социальным, политическим и духовным вовлечением, необходимость которого теоретически обосновывает и к которому призывает.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу:

Что касается 21 века, то главными проблемами выступают социальное неравенство, военные конфликты и экологические проблемы. При персоналистском строе «всюду царят ответственность, творчество,

сотрудничество» - это бы предполагало собой полный мир, который существовал бы без войн и катаклизмов. Общество, живущее в идеале друг с другом и собой.

Лакруа в своих работах писал, что персонализм является учением для всех и каждого, кто стремится к единству людей. Философ считал, что именно диалог в теоретическом отношении мог помочь человеку понять суть другого человека, с точки зрения высших ценностей.

Персонализм имеет цель - поиск путей к человечности в обществе, так как она является образующим принципом большинства социально-культурных практик. Главное условие всех общественных изменений, которое персонализм выделяет, является не какой-либо идеей или идеологией, а культурой, человеческой деятельностью, способствующая решению глобальных социальных и антропологических проблем. Также, персонализм решает проблему разрушительного влияния человека на мир, состоящий из личностей, занимающиеся какой-либо деятельностью для определенной цели. Это негативное влияние образуется из невежества, которое стесняет свободу выбора. Персонализм помогает познать себя как личность, определить свое место в мире, тем самым решает данную проблему.

Главная заслуга персонализма заключается в том, что он предложить один из путей разрешения проблем современного общества, новое теоретическое и практическое содержание философии, основанное на глубоком личностном синтезе не утративших своей актуальности философских учений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Бердяев H.A. Самопознание. M.: Эксмо-Пресс, 2000.-624c.

Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики: творчество и объективация.

Мн.: Экономпресс, 2000.-304с.

Вдовина И.С. Французский персонализм. М.: Республика, 1992.-132с.

Вдовина И.С. Персонализм // Новая Философская Энциклопедия - М.: Мысль, 2001. 223с.

Гайденко П.П. Интуитивизм и иерархический персонализм Н.О. Лосского / П.П. Гайденко // История русской философии: учебник [под ред. М.А. Маслина. - изд. 2-е]. - М.: КДУ, 2008. - 638, [2] с. - С. 456-470.

Мень А. Русская религиозная философия. Лекции /А. В. Мень. - М.:

Издательский дом «Жизнь с Богом», 2008. - 415 с.

Marc A. Vers un ordre nouveau// Esprit.- № 2-novembre 1932.- PP. 330-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.