Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / SOFT SKILLS / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтеева Эльвира Инсафутдиновна, Геркушенко Светлана Владимировна

Рассматривается проблема создания персонализированной образовательной среды в системе профессионального образования будущих педагогов. Обосновываются методологические основы построения персонализированной образовательной среды в условиях педагогического вуза. Предлагается модель интерактивной персонализированной среды в подготовке современного педагога в условиях образовательного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтеева Эльвира Инсафутдиновна, Геркушенко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN EFFECTIVE CRITERION OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The article deals with the issue of the formation of the personalized educational environment in the system of the professional education of future teachers. There is substantiated the methodological basis of the formation of the personalized educational environment in the conditions of the pedagogical university. There is suggested the model of the interactive personalized environment during training of modern teachers in the context of the educational partnership.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

4. Zhogoleva O.R. Vliyanie vneuchebnoj vospi-tatel'noj deyatel'nosti vuza na process socializacii stu-dencheskoj molodezhi [Elektronnyj resurs]: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Tyumen', 2007. URL: http://core.ac.uk/download/pdf/197457373.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2021).

5. Novikov V.N. Genezis obucheniya i vospita-niya kak edinogo processa formirovaniya lichnosti [Elektronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2013. T. 5. № 5. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Novikov.shtml (data obrashcheniya: 09.07.2021).

6. Perevoshchikova G.S. Znachenie razvivayush-chej (vospityvayushchej sredy) v vuze dlya formiro-vaniya professional'nogo samosoznaniya studentov [Elektronnyj resurs] // Koncept. 2014. T. 14. URL: http://e-koncept.ru/2014/64080.htm (data obrashcheniya: 06.04.2021).

7. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: ucheb. posobie. M., 2003.

8. Tihomirova E.I. Vospityvayushchaya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak ob»ekt uprav-leniya [Elektronnyj resurs] // Pis'ma v Emissiya. Offlajn. 2003, iyul'-dekabr'. URL: http://www.emi ssia.org/offline/2003/925.htm (data obrashcheniya: 08.08.2021).

9. Tihomirova E.I. Sushchnostnaya harakteristi-ka vospityvayushchej sredy obrazovatel'nogo uch-rezhdeniya [Elektronnyj resurs] // Aktual'nye prob-lemy gumanitarnyh nauk: specvyp. 2003, sent. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/dop/20 03_1_05.pdf (data obrashcheniya: 17.05.2021).

10. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot mo-delirovaniya k proektirovaniyu. M., 2001.

Educational environment of VSSPU as an object of evaluation

The article deals with the topical issues of the formation of the educational environment of university corresponding to the purpose and the key tasks of the formation of the student's personality -future teacher. The educational environment of the pedagogical university is the environment supporting the development of the socially significant values of future teachers. There are given the results of the empirical study of the comprehension of the educational environment of VSSPU by students and lectures.

Key words: unity of upbringing and education, educational work, educational environment, socially significant values.

(Статья поступила в редакцию 15.08.2021)

Э.и. бахтеева, с.в. геркушенко

(Волгоград)

персонализированная образовательная среда как эффективное условие профессиональной подготовки будущего педагога

Рассматривается проблема создания персонализированной образовательной среды в системе профессионального образования будущих педагогов. Обосновываются методологические основы построения персонализированной образовательной среды в условиях педагогического вуза. Предлагается модель интерактивной персонализированной среды в подготовке современного педагога в условиях образовательного партнерства.

Ключевые слова: образовательная среда, персонализированная среда, профессиональная подготовка, персонализация, soft skills, сопровождение.

Основная цель образования на современном этапе - развитие творческой, инициативной, мотивированной личности, а не только формирование знаний и умений. В связи с этим необходимо пересмотреть систему подготовки будущих педагогов. Согласно целевым ориентирам Минпросвещения России, на педагогические вузы сегодня ложится двойная задача: с одной стороны, необходимо кардинально перестроить профессиональную подготовку будущих педагогов, обеспечив формирование педагога новой формации, обладающего инновационным мышлением, владеющего современными образовательными технологиями, способного организовать образовательный процесс с учетом требований информационного общества и обеспечить функционирование образовательной системы в режиме развития, с другой стороны - педагогические вузы сами должны стать источниками педагогических инноваций, поэтапно реализуя проекты, направленные на развитие индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных образовательных систем. Создание единой образовательной среды, целостного пространства, ко-

© Бахтеева Э.И., Геркушенко С.В., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

торое соединяет все уровни образования (дошкольное, начальное общее, общее, среднее профессиональное, высшее) и дополнительное образование, должно обеспечить достижение целевых показателей национального проекта «Образование».

В научных и социальных исследованиях обсуждается проблема несоответствия компетенций выпускников ожиданиям реального рынка труда, сложностей карьерного старта, нехватки востребованных специалистов и все большего количества выпускников, работающих не по специальности. С целью преодоления несоответствия между необходимыми для организации компетенциями и реальными навыками выпускников необходимо создавать условия для образовательного партнерства, в рамках которого будут развиваться практики взаимодействия вуза и образовательных организаций. Необходимо привлекать работодателей к образовательному процессу в качестве преподавателей, к процессу разработки практико-ориентированных кейсов (практические, лабораторные задания, задания педагогических практик). Использование ресурсов образовательных организаций, на базе которых организованы практики, позволяет педагогическому университету задействовать интеллектуальный потенциал и опыт специалистов-практиков. Наиболее ценными являются опыт и практические навыки, которые получают студенты на базовых площадках, имея доступ к реальным проблемам и практике своей будущей профессиональной деятельности. Проходя обучение на базовых площадках, студенты формируют компетенции, необходимые на современном рынке педагогического труда.

Тесная связь практики и теоретического познания, формирование профессиональных компетенций, согласованных с профессиональным стандартом, позволит сформировать выпускника, востребованного рынком педагогического труда, осознающего необходимость обучения, понимающего цели и задачи получения знаний. В связи с этим необходим новый подход в построении образовательного процесса в системе высшего образования -персонализация. Атрибутами персонализации для будущего педагога являются свобода выбора, возможность управлять своей деятельностью, проявление собственной индивидуальности, разработка личного образовательного трека. Персонализированное обучение позволит студентам исследовать и развивать собственные увлечения и интересы, профессиональные гибкие навыки (soft skills).

Идеи о персонализации как выражении индивидуальности личности через активную деятельность нашли отражение в теории гуманистического психоанализа Э. Фромма, интерперсональной теории Г. Салливана, в психосоциальном подходе Э. Эриксона. Американский педагог Хелен Паркхерст обосновала концепцию и реализовала идею персонализированного обучения в школе (технология Dalton Plan) [12]. Б. Брей и К. Маккласки разделяют персонализированное обучение, индивидуализацию обучения и адаптацию обучения, опираясь на роли учителя и ученика. Авторы подчеркивают, что в индивидуализированном и адаптивном обучении учитель делает выбор, основываясь на своем видении потребностей, интересов, способностей и ограничений ученика, а в персонализированном обучении ученик сам управляет своим обучением, соотносит обучение с интересами, талантами, увлечениями и желаниями, активно участвует в дизайне обучения и определяет цели и показатели успеха (benchmarks), т. е. ученик активно вовлечен во все компоненты обучения [10].

отечественную теорию персонализации личности предложил А.В. Петровский. В данной теории основной идеей является личность человека как его объективная представленность в жизни других людей, определение человеком себя через социум [5]. А.Г. Солониной разработана концепция персонализированного обучения математике в педагогическом университете [8]. Н.В. Савина обосновала методологические основы персонализа-ции образования [7]. Е.И. Казаковой, Д.С. Ермаковым, П.Н. Кирилловым и др. предложена персонализированная модель образования для школы [4]. Авторы подчеркивают, что в такой модели обучающийся занимает субьектную позицию по отношению к целям образования.

К принципам построения персонализированной модели образования относятся учени-коцентированность, познавательная мотивация, формирование гибких навыков одновременно с предметными (жесткими), выбор учеником уровня и темпа освоения содержания образования, организационно-координационная функция педагога [1].

Ю.А. Лях определяет следующие характерные признаки персонализированного обучения: мотивацию, совместное созидание, социальное строительство, самопознание [2]. Важными представляются выводы А.П. Чернявской об особой роли преподавателя вуза в персонализированном обучении. Исследовательница указывает на необходимость ино-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

го подхода к отбору содержания и методов обучения, организации взаимодействия со студентами, восприятию преподавателем учебной деятельности студентов [9]. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно разработаны вопросы внедрения идеи персонализа-ции в образовательную практику педагогического вуза.

Отличие персонализированного обучения от развивающего заключается в усилении мотивационной составляющей, умножении учебно-познавательных способностей на основе самодетерминации, саморегуляции и самоактуализации. Важное значение придается самостоятельности в проектировании содержания обучения и реализации себя в прак-тико-ориентированном обучении. Персонали-зация в режиме реального времени позволяет не только выстраивать заданную траекторию обучения, но и корректировать ее в процессе, учитывая персональный темп усвоения знаний.

Персонализированное обучение создает условия для возможности пересечения личностных, интеллектуальных интересов обучающихся и задач обучения, тем самым нет необходимости контролировать и управлять уровнем усвоения знаний. Сами обучающиеся будут управлять собой лучше, чем кто-либо другой, потому что их мотивация обучения будет исходить изнутри, а не извне.

Принципы построения персонализированной образовательной среды заключаются в построении стратегии достижения целей образования в новых культурных условиях, в развитии личностного потенциала, где самооценка важнее внешней оценки; диагностика и настройка индивидуального трека обучения, в результативном использовании учебного времени (отказ от неэффективных образовательных технологий), в синергии образовательного сообщества всех субъектов образования. Персонализированная образовательная среда -среда, создающая условия достижения уровня персональной самоорганизации личности в процессе образовательной деятельности; получения дополнительного образования и совершенствования знаний на основе очных и дистанционных форм; развития коммуникабельности и активного сотрудничества в виртуальных академических сообществах; создания персональных интеллектуальных информационных ресурсов и рабочих пространств, интегрированных в единое информационное академическое пространство университета и образовательных организаций.

В ходе сравнительного исследования теории и практики персонализированной образовательной среды российских и зарубежных вузов мы пришли к выводу, что существует многообразие подходов к пониманию сущности такой среды, что отражено в терминологии: адаптивная персонализированная образовательная среда, мобильная персонализированная среда, институциональная персонализированная среда, персонализированный исследовательский портал, персонализированная учебно-профессиональная среда [11]. В фокусе исследования было изучение компонентов персонализированной образовательной среды студентов из России и Словакии. В качестве компонентов среды изучался персонализированный набор электронных сервисов, цифрового инструментария и устройств, которые помогали студентам выстраивать собственную персонализированную образовательную траекторию [Ibid.]. Мы пришли к выводу, что студенты из обеих стран имеют одинаковый доступ к интернет-услугам и практически одинаковые условия их использования. В обеих странах мы получили одинаковые результаты об использовании социальных сетей для обучения студентов. Практически все студенты используют сетевые образовательные сообщества. Небольшая разница заключалась в целях такого общения. Российские студенты больше внимания уделяют общению с педагогами посредством сетей. Между тем словацкие студенты проводят там больше времени, общаясь с одногруппниками. Полученные результаты можно объяснить тем, что в группе российских студентов, принявших участие в исследовании, есть студенты заочного отделения, которые проводят больше времени в дистанционном общении с преподавателем, поэтому сеть является для них очень удобным сервисом, чтобы связаться с педагогом для обсуждения различных задач. Словацкие студенты используют гораздо больше интернет-ресурсов своих университетов. Все больше словацких студентов предпочитают использовать интернет-сервисы для редактирования учебных документов и презентаций, в то время как все больше русских студентов используют возможности ведения блогов. Словацкие студенты используют дистанционные учебные материалы на английском языке больше, чем студенты российских вузов, но гораздо меньше они используют материалы дистанционных образовательных программ из своей страны. Мы полагаем, что этот факт можно объяснить следующим: во-первых, Слова-

кия является членом Европейского Союза, и студенты больше ориентированы на интеграцию в европейское учебное сообщество, где наиболее полезным языком является английский. Между тем российские студенты хуже владеют английским языком и менее заинтересованы в использовании таких услуг, поскольку они не очень полезны для них. Второй факт: в российской системе электронного обучения создано множество учебных материалов, которые прошли проверку Минобрнауки и широко используются российскими учителями и студентами. Большой процент студентов в обеих странах вовсе не используют такие инструменты, как блог, видеоканал, фото, подкаст, технологии агрегации контента, системы электронного обучения [11]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что технические компоненты персонализированной образовательной среды студентов в наблюдаемых университетах ограничены лишь несколькими инструментами и услугами.

Однако, несмотря на большую роль технических средств в обеспечении персонализированной среды, образовательная среда без участия педагога невозможна. Новая роль педагога в условиях персонализированной образовательной среды трактуется новыми ожиданиями студентов от процесса и результата обучения. В данной образовательной стратегии педагог не выполняет роль транслятора знаний, его задача иная, продиктованная новыми трендами в образовании - цифровая направленность содержания и технологий профессионального обучения; приоритет практической подготовки будущих педагогов; персонализированное образование, нацеленное на саморазвитие в профессиональной деятельности; тьюторское сопровождение индивидуального трека обучения; вариативность и многозадачность модульного контента учебных планов; волонтерские практики в образовании. В рамках персонализированной образовательной среды педагог реализует свои профессиональные роли как мотиватор, навигатор, коммуникатор, организатор, тьютор.

Педагог высшего учебного заведения несет ответственность за качество и актуальность образовательного контента и должен обеспечивать оперативную обратную связь и диагностику сформированности профессиональных компетенций, в том числе гибких профессиональных навыков (soft skills). Согласно исследованиям представлений преподавателей педагогического вуза и студентов о

кие науки -

гибких навыках (soft skills), только 48% преподавателей и 23% студентов знакомы с исследуемым феноменом. Существенная же часть преподавателей и большинство студентов не имеют представления о soft skills [6].

В рамках реализации внутривузовского научного гранта в области гуманитарных, общественных и естественных наук 2021 г. по проекту «Взаимодействие преподавателей вуза и образовательных организаций в процессе подготовки будущего педагога» мы предложили использовать следующие подходы для построения персонализированной образовательной среды в условиях педагогического вуза.

• Андрагогический подход в организационно-педагогическом сопровождении будущих педагогов и практических работников сферы образования. Процесс образования взрослых требует преподавания особого рода: система взаимодействия должна строиться на партнерских профессиональных началах, на сотрудничестве (субъект-субъектные отношения); методическая поддержка специалиста должна быть информационно-убеждающей, но не подавляющей, что обеспечивается погружением в проблему; практико-прикладной, контекстный характер обучения взрослых; организация обмена опытом работы, показ образцов передового, эффективного опыта работы; эвристический оптимизм, ориентация обучения на успех, а также на возможность устранения и разрешения своих производственных проблем.

• Целостный подход к созданию консультационно-методического центра для педагогов и студентов, который подразумевает преемственность информационного и консультационного сервиса: информационные материалы по вопросам реформы начального и дошкольного образования, инновационных методов и форм организации образовательного процесса в начальной школе и ДОО; каталог сайтов школ и дошкольных образовательных учреждений в г. Волгограде и Волгоградской области; форум и митап-площадка для обсуждения актуальных вопросов педагогики; организация и проведение в профильных организациях мастер-классов, групповых и индивидуальных консультаций, авторских учебных курсов с использованием практического опыта; подготовка и проведение образовательных мероприятий для студентов в форме тренингов, мастер-классов, вебинаров и пр. с привлечением практических работников сферы образования.

• Интегративный подход к созданию электронного сервиса «виртуальное бюро трудоустройства» для студентов, который позволит использовать данный сервис в образовательных и административных целях за счет следующих возможностей: унифицированное электронное портфолио студента, видео-конференц-связь для онлайн-собеседований, регистрационная карточка работодателя.

• Полисубьектный подход к моделированию интерактивной персонализированной среды в подготовке современного педагога, в рамках которого в процессе социализации происходит взаимодействие студентов и других участников образовательного процесса. Инициируется совместная образовательная деятельность студентов, педагогов, практических работников сферы образования. При этом виды деятельности, соответствующие гибким навыкам, существуют во внешнем плане (в культуре, обществе) и осваиваются (становятся своими), переходят во внутренний план личности. В рамках данного подхода нами также используются идеи теории коннективизма как теории обучения в эпоху цифровых технологий. В коннективизме процесс обучения -это формирование персональной сети и получение из нее необходимых знаний, обучаемый должен иметь навыки ее формирования, уметь учиться самостоятельно и иметь базовые знания в изучаемой дисциплине. Коннективизм предлагает следующие принципы образования: многообразие мнений лежит в основе знания и обучения; обучение есть процесс постоянный, который осуществляется за счет налаживания новых связей; процесс обучения есть процесс принятия решений о нужности/ненужности информации, правильности/неправильности полученных ответов в соответствии с ситуацией и окружающей средой и т. д. [13].

В качестве одного из инновационных методов организации персонализированной образовательной среды можно выделить метод геймификации, который позволит, например, вовлечь студентов во взаимодействие с потенциальным работодателем в рамках использования электронного сервиса «Бюро трудоустройства» и обеспечит:

- вовлечение студентов и педагогов-практиков в образовательный процесс; создание чувства общности;

- создание атмосферы доверия и продуктивного взаимодействия участников деловых игр;

- возникновение позиции субъекта образовательного процесса у будущих педагогов.

Геймификация ^атШсайоц) - подход, который подразумевает внедрение элементов игры в неигровые процессы реального мира (как онлайн, так и офлайн), в том числе и обучения, для повышения вовлеченности обучающихся в решение задач и усвоение материала. Современные приемы геймификации в образовании находятся далеко за пределами классических систем рейтингов, баллов и бейджей. Геймификация образовательных программ помогает управлять вниманием обучающихся и проектировать персонализированный вовлекающий образовательный опыт.

Персонализированная образовательная среда в подготовке современного педагога в условиях образовательного партнерства с целью развития личностного потенциала студентов предполагает следующее.

1. Создание инновационного консультационно-методического центра: объединение работ региональных инновационных площадок базовых кафедр по подготовке будущих педагогов с целью приобщения студенческих и профессиональных сообществ к новым формам организации образовательного процесса; развитие проектов сетевого взаимодействия с ведущими российскими и зарубежными вузами по обмену опытом и обеспечению стажировок в области ранней профессиональной подготовки и профессиональной ориентации, с ведущими образовательными организациями (дошкольные образовательные учреждения, школы) с целью внедрения коллаборативного обучения и сетевого наставничества (педагоги образовательных организаций выступают в качестве тьюторов студентов в освоении профессиональных компетенций); создание интерактивного сервиса для педагогических работников с целью организации профессионального общения через митап-площадки, веб-форумы, в рамках которых в реальном времени педагоги могут обсуждать проблемные вопросы организации деятельности, в том числе с возможностью публикаций методических работ и научных статей; организация и проведение в профильных организациях мастер-классов, групповых и индивидуальных консультаций, авторских учебных курсов с использованием практического опыта в целях преодоления дефицита компетенций; разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования, проведение вебинаров для педагогов.

2. Совершенствование системы проведения педагогических практик студентов в об-

разовательных организациях (рассредоточенная практика, стажировка), заинтересованных в трудоустройстве молодых педагогов через формирование системы мониторинга и прогнозирования потребностей рынка педагогического труда в регионе, направленной на ускорение процесса адаптации к педагогической профессии студентов, на практическое освоение стандартов дошкольного и начального школьного образования. Системная оптимизация практико-ориентированного подхода к построению учебных модулей в образовательном процессе; ведение мониторинга эффективности сформированных компетенций в рамках прохождения педагогических практик студентами. Создание стажировочных площадок на базе ведущих образовательных организаций партнеров (дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, педагогические колледжи).

3. Создание педагогических мастерских на базе факультета дошкольного и начального образования с целью развития гибких навыков (soft skills) у студентов для подготовки новой модели педагогической деятельности. Педагогические мастерские дают возможность организовать профессиональное общение педагогов. Будущие педагоги получают возможность включиться в ситуации педагогической деятельности при методической поддержке опытных практиков - лучших специалистов в области дошкольного и начального образования. Реализация междисциплинарного подхода в компетентностном формате служит основой для формирования междисциплинарного мышления у будущих педагогов. Такой формат образования позволяет реализовать в профессиональной подготовке студентов принцип индивидуальной готовности и решать четко обозначенный перечень профессиональных задач, которые представлены единством знаний, умений и навыков. Студентов данный подход должен мотивировать на высокие профессионально-личностные достижения, а преподаватель становится консультантом, координатором их самостоятельной работы.

Мастерская - это особая форма организации учебного взаимодействия обучающихся и Мастера (преподавателя), это специально созданное преподавателем развивающее пространство, позволяющее участникам особым образом организованного взаимодействия в коллективном поиске в ходе выполнения серии заданий прийти к осмыслению и выстраиванию нового знания. В основе по-

КИЕ НАУКИ -

строения Мастерской лежат особые организационные принципы: равенство всех участников, включая педагога, равноправные, партнерские, субъект-субъектные отношения; полная свобода мнений, положительная установка; создание личностной мотивации; отсутствие оценки (и положительной, и отрицательной), соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией; знания одного должны быть обогащены знаниями других; никаких замечаний и никакого давления ни со стороны преподавателя по отношению к учащимся, ни учащихся по отношению друг к другу.

Для будущих педагогов освоение компетенций в рамках межкафедральных мастерских позволит повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и вероятность трудоустройства по выбранной профессии. Деятельность мастерских направлена:

- на формирование и развитие компетенции будущих педагогов в области Stem-образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста (ттю-студия, мультипликационная студия, робототехника) с целью формирования компетенций проектной и исследовательской деятельности, межпредметного погружения для формирования и развития основ творческого мышления;

- формирование и развитие компетенции будущих педагогов в области медиаинформа-ционной грамотности с целью осуществления социального взаимодействия и решения профессиональных задач (проектирование и подготовка информационного гипермедиапродук-та образовательного назначения; подготовка будущих педагогов к использованию интерактивного оборудования на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, осуществление методической поддержки по использованию дидактических материалов на занятиях с использованием ИКТ);

- формирование и развитие компетенции будущих педагогов в области профессиональной и психолого-педагогической готовности к созданию воспитывающей среды в образовательной организации (подготовка старших вожатых, вожатых РДШ и вожатых в условиях оздоровительного отдыха; включение будущих педагогов в работу с дошкольниками и младшими школьниками, направленную на обеспечение преодоления трудностей в поведении и обучении);

- формирование и развитие компетенции будущих педагогов как носителей профессиональной и общенациональной культуры в об-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ласти становления их внутренних и внешних культурных ценностей (мониторинг уровня владения правилами поведения, знаниями культурных ценностей; подготовка студентов к приобретению и использованию сведений о культуре на занятиях с детьми младшего школьного возраста в условиях партнерства образовательных учреждений; осуществление междисциплинарного погружения с целью развития профессиональной креативности студентов).

4. Подготовка и проведение образовательных мероприятий для будущих педагогов в форме тренингов, коучинга, воркшопов, тренд-сессий, разработка и решение веб-квес-тов для освоения студентами учебного материала в активной форме с соблюдением принципов персонализированного обучения, с целью содействия самообразованию и саморазвитию, определению и достижению личных и профессиональных целей (развитие личностного потенциала - самооценка, диагностика и настройка личного стиля обучения). Разработка диагностического материала с целью анализа и определения проблематики готовности студентов - будущих педагогов и педагогов образовательных учреждений к персонализа-ции образовательного процесса и использованию полученных навыков в своей профессиональной деятельности.

В профессиональном образовании будущих педагогов значительную роль играют эффективные практики психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса как системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для принятия субъектом наиболее приемлемых решений в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора через развитие способности к свободному самостоятельному выбору. Сопровождение будущего педагога в условиях персонализированной среды является условием развития продуктивного специалиста, который способен к обновлению своего поведенческого репертуара, чувствует перспективу развития профессиональной ситуации, умеет находить различные способы решения проблемных задач, осознает необходимость творчески подходить к решению проблемных ситуаций (социальных, профессиональных, жизненных). Педагогическое сопровождение обучающихся мы рассматриваем как систему профессиональной деятельности педагогов, направленную на поддержку инициатив и профессиональной мо-

тивации и интересов студентов, организацию социально-психологических и педагогических условий, позволяющих обучающимся позитивно адаптироваться к новым профессиональным условиям, приобщаясь к нормам и традициям профессиональной деятельности и этике образовательного сообщества. Следовательно, для организации эффективного сопровождения будущих педагогов в усвоении образовательной программы высшего образования и успешной профессиональной адаптации педагог высшего учебного учреждения должен обладать тьюторской компетенцией. Под тью-торской компетенцией мы понимаем готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения образовательного трека через становление профессионального опыта и эффективных практик реализации инициатив. Педагог, организуя тью-торское сопровождение студента, обеспечивает рациональное использование социально-культурных, информационных, личностных ресурсов среды, т. е. картирование среды (поиск, привлечение, систематизация), взаимодействует с другими субъектами образовательного пространства для создания условий индивидуализации образовательной деятельности. В соответствии с действующими нормативными документами, высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [3]. Тьюторская функция педагога заключается в реализации педагогической деятельности, основанной на индивидуализации процесса профессионального самоопределения и личностного развития обучающихся. Задача тьютора-педагога заключается в построении образовательного, культурного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и профессиональных интересов будущих педагогов, саморазвития и самопознания личности. Мы рассматриваем тьюторское сопровождение студентов в освоении профессиональных компетенций и гибких профессиональных навыков как процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является личностное развитие и профессиональ-

педагогические науки

ное самоопределение будущего педагога, способного к конструктивному и созидательному преобразованию себя и окружающего мира в социокультурных условиях.

Таким образом, рассмотрев особенности организации персонализированной среды для подготовки будущих педагогов, сформулируем выводы.

1. Персонализированная образовательная среда должна мотивировать студентов к овладению компетенциями в области учебной и будущей профессиональной деятельности.

2. Персонализированная образовательная среда включает технические компоненты, находящиеся в зоне комфортного использования студентами, и профессиональное педагогическое сопровождение со стороны преподавателя вуза и педагога-тьютора из образовательного учреждения-партнера.

3. Персонализированная образовательная среда должна быть направлена на развитие жестких предметных (hard skills) и гибких (soft skills) навыков, позволяющих легко адаптироваться в профессиональной среде, эффективно выстроить систему коммуникации с профессиональным сообществом, выработать индивидуальный стиль деятельности.

список литературы

1. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1(81). С. 104-112.

2. Лях Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников // Яросл. пед. вестн. 2019. № 3(108). С. 16-20.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. (ред. от 2 июля 2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13 июля 2021 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.04.2021).

4. Персонализированная модель образования: метод. пособие. М., 2019.

5. Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.

6. Руденко Е.А., Рубцова Н.Н. Диагностика гибких навыков студентов педагогического вуза // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 5(158). С. 11-16.

7. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о челове-

ке: гуманитарные исследования. 2020 Т. 14. № 4. C. 82-90.

8. Солонина А.Г. Концепция персонализированного обучения: моногр. М., 1997.

9. Чернявская А.П. Персонализированное обучение на основе технологии веб-квест // Яросл. пед. вестн. 2020. № 6(117). С. 30-39.

10. Bray B., McClaskey K. Personalization vs. Differentiation vs. Individualization [Electronic resource]. URL: https://education.alberta.ca/media/3069745/per sonalizationvsdifferentiationvsindividualization (дата обращения: 03.02.2021).

11. Gerkushenko G., Gerkushenko S., Shabali-na O., Davtyan A., Hostovecky M. Comparative Analysis on Personal Learning Environment of Russian and Slovakian Students // The Proceedings of the European Conference on Social Media ECSM 2014. University of Brighton. Brighton, UK. 10-11 July 2014. ACPI. 2014. P. 183-193.

12. Parkhurst E. Education On The Dalton Plan. E. P. Dutton amp Company, 1922.

13. Siemence G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning (ITDL), January 2005.

* * *

1. Ermakov D.S. Personalizirovannaya model' obrazovaniya: razvitie gibkih navykov // Obrazova-tel'naya politika. 2020. № 1(81). S. 104-112.

2. Lyah Yu.A. Model' organizacii personalizi-rovannogo obucheniya shkol'nikov // Yarosl. ped. vestn. 2019. № 3(108). S. 16-20.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. (red. ot 2 iyulya 2021 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 13 iyulya 2021 g.) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/ (data obrashcheniya: 09.04.2021).

4. Personalizirovannaya model' obrazovaniya: metod. posobie. M., 2019.

5. Petrovskij A.V. Sistemno-deyatel'nostnyj pod-hod k lichnosti: koncepciya personalizacii // Psiholo-giya razvivayushchejsya lichnosti. M., 1987.

6. Rudenko E.A., Rubcova N.N. Diagnostika gibkih navykov studentov pedagogicheskogo vuza // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 5(158). S. 11-16.

7. Savina N.V. Metodologicheskie osnovy perso-nalizacii obrazovaniya // Nauka o cheloveke: gu-manitarnye issledovaniya. 2020 T. 14. № 4. C. 82-90.

8. Solonina A.G. Koncepciya personalizirovan-nogo obucheniya: monogr. M., 1997.

9. Chernyavskaya A.P. Personalizirovannoe ob-uchenie na osnove tekhnologii veb-kvest // Yarosl. ped. vestn. 2020. № 6(117). S. 30-39.

Personalized educational environment as an effective criterion of the professional training of future teachers

The article deals with the issue of the formation of the personalized educational environment in the system of the professional education of future teachers. There is substantiated the methodological basis of the formation of the personalized educational environment in the conditions of the pedagogical university. There is suggested the model of the interactive personalized environment during training of modern teachers in the context of the educational partnership.

Key words: educational environment, personalized environment, professional training, individualiza-tion, soft skills, support.

(Статья поступила в редакцию 05.08.2021)

Е.В. КАУИОВА (Волгоград)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технология сотрудничества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения*

Рассмотрены преимущества технологии обучения в сотрудничестве и пути ее реализации на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения. Проанализированы различные подходы, методы и приемы, которые могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе с помощью веб-сайта Padlet.

Ключевые слова: педагогика сотрудничества, работа в группах, дистанционное обучение, командная работа, творческое взаимодействие, русский язык, Padlet.

Понятие «технология обучения» представляет собой в первую очередь целеполагание, планирование, научную организацию учебного процесса, а также соответствующий выбор

* Статья публикуется при поддержке ВГСПУ (проект № 121060200105-4 «Интеграция традиционных и онлайн-форм обучения в системе общего образования»).

методов и материалов, наиболее подходящих целям и содержанию обучения. «Педагогика сотрудничества» прежде всего подразумевает личностно ориентированный подход, эту традицию обозначили отечественные педагоги, такие как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинс-кий, Н.П. Пригов, а за рубежом данной проблемой занимались Ж.-Ж. Руссо, К. Роджерс и др.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает организацию совместной деятельности учащихся, в результате которой происходит активизация их мыслительных процессов. Данная технология позволяет раскрыть огромный методический потенциал в организации учебной деятельности.

Что такое сотрудничество? Процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

За последние годы в образовательной среде активно используются новые методы и приемы обучения. одним из важных направлений решения проблем является разработка и внедрение новых технологий. Технология обучения в сотрудничестве выступает успешной альтернативой традиционным методам. основная идея - попытка создания продуктивной совместной работы учащихся.

Преимущество данной технологии заключается в том, что процесс обучения воспринимается как творческое взаимодействие ученика и учителя, ученика и ученика. обучение происходит без принуждения, утверждается идея трудной цели, которую следует достичь посредством объединения. Работа в команде способствует самоанализу, происходит индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности.

В условиях работы с учениками разных интеллектуальных возможностей технология сотрудничества достаточно эффективна. Класс делится на группы, каждый из обучающихся получает свою роль и функцию в команде, их объединяет общее задание.

Содержание работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько этапов [5]:

1) организационный - происходит формирование групп с учетом уровня обученно-сти, личных симпатий учеников друг к другу, размещение учащихся по рабочим местам, что

О Каунова Е.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.