Научная статья на тему 'Персонализация лечения как основа эффективности альфакальцидола при первичных формах системного остеопороза у мужчин'

Персонализация лечения как основа эффективности альфакальцидола при первичных формах системного остеопороза у мужчин Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
110
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Родионова С.С., Хакимов У.Р.

Цель: изучение влияния персонализации лечения первичных форм системного остеопороза у мужчин альфакальцидолом на его эффективность и безопасность. Материал и методы. 5-летний непрерывный прием альфакальцидола в комбинации с карбонатом кальция завершили 47 (из 116 включенных в исследование) пациентов с первичными формами системного остеопороза (низкооборотная или нормооборотная формы). 75% их них до начала лечения имели один или более низкоэнергетический перелом. Доза альфакальцидола (от 0,5 мкг до 1.25мк) подбиралась индивидуально для каждого пациента в течение первых 6 месяцев при повторных исследованиях уровня кальция крови и мочи с интервалом 1, 3 и 6 месяцев. Начиная со второго года лечения показатели гомеостаза кальция (общий и ионизированный кальций крови и кальций суточной мочи) оценивались один раз в 6 месяцев. Изменение дозы альфа-кальцидола проводилось в тех случаях, когда при контрольном исследовании показатели гомеостаза кальция выходили за пределы колебаний нормы. Суточная норма кальция составляла 1200 мг (500 мг. карбоната кальция и 700 мг кальция в составе употребляемых продуктов). Эффективность лечения оценивалась ежегодной ДХА и рентгенографией позвоночника. Риск камнеобразования контролировали выполнением УЗИ почек (один раз в год). Результаты. Увеличение МПК в L1-4 в абсолютных значениях было достоверным (критерий Ньюмена-Кейсли) на 1-ом,3-ем и 5-ом годах (р<0.005) лечения и составляло соответственно 1,19%, 0,95%, 2.16%.. На 2 и 4 годах лечения прирост МПК оказался недостоверным. В шейке бедра достоверное увеличение МПК отмечено на 3 и 5 годах лечения, соответственно 1.46% и 2.1%. Парные сравнения по годам показали, что эффективность лечения увеличивается с его продолжительностью. При анализе рентгенограмм позвоночного столба, выполненных в динамике за 5 лет наблюдения, выявлены 3 новых переломов, которые имели место на первом и на 2-ом годах лечения. На первом году лечения 2 новых перелома (периферических костей скелета, один из которых пяточная кость) выявлены у одного пациента после высокоэнергетической травмы. Заключение. Эффективность альфакальцидола при первичных формах системного остеопороза (с низкой и нормальной интенсивностью ремоделирования) у мужчин увеличивается с продолжительностью лечения, а индивидуальный подбор дозы препарата и мониторирование показателей кальция крови и мочи 1 раз в 3 месяца на первом году лечения и один раз в 6 месяцев в последующие годы исключает возможность гиперкальциемии и камнеобразования в почках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Родионова С.С., Хакимов У.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персонализация лечения как основа эффективности альфакальцидола при первичных формах системного остеопороза у мужчин»

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРЕНОСИМОСТИ ПЕРРОРАЛЬНЫХ И ВНУТРИВЕННЫХ БИСФОСФОНАТОВ У ЖЕНЩИН С ПОСТМЕНОПАУЗАЛЬНЫМ ОСТЕОПОРОЗОМ

АБАШОВА Е.И., ШАЛИНА М.А., МИШАРИНА ЕВ.

ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О.Отта»,

г.Санкт-Петербург

Медикаментозная терапия постменопаузального остео-пороза (ПМО) является основным видом лечения данного заболевания. Длительность лечения - обязательное условие, определяющее эффективность терапии. Способ и метод введения (пероральный или парентеральный) определяют приверженность к данному виду лечения ПМО.

Цель. Оценить состояние минеральной плотности костной ткани (МПК), уровень маркеров костного метаболизма, приверженность и переносимость терапии у больных с ПМО при применении пероральных и внутривенных бисфосфонатов.

Материал и методы. Обследовано 69 женщин с подтвержденным диагнозом ПМО в возрасте от 46 до 81 года (59,5±8,3 года). Все пациенты были разделены на две группы: первую группу составили 36 женщин, которым назначен комбинированный препарат (алендроновая кислота 70 мг и витамин Д 2800 МЕ, «Фосаванс», MSD) с пероральным приемом 1 раз в неделю, вторую группу - 33 женщины, для лечения ПМО назначена золендроновая кислота 5 мг («Акла-ста», Novartis), внутривенно 1 раз в год. В обеих группах на протяжении всего лечения пациентки дополнительно принимали препараты кальция и витамина Д. Всем больным выполнялась двухэнергетическая рентгеновская абсорбци-ометрия с помощью денситометра (Hologic Discovery) в начале исследования, через 12 и 24 месяца лечения. Оценивалась МПК поясничных позвонков (L1-L4) и проксимальных отделов бедра, согласно критериям ВОЗ. Всем пациенткам проводилось определение 25-гидроксивитамина Д, уровня креатинина, паратиреоидного гормона, остеокальцина. Маркер резорбции костной ткани (Ох) оценивался изначально, через 3 и через 12 месяцев терапии.

Результаты. По данным остеоденситометрии остеопо-роз поясничного отдела позвоночника выявлен у 37 жен-

щин, бедра - у 20, остеопороз обеих локализаций - у 12 больных. Уровень ионизированного кальция в среднем составил 1,11±0,02 ммоль/л, остеокальцина - 26,1±1,7 нг/мл, 25-гидроксивитамина Д - 31,6±2,7 нг/мл, паратиреоидного гормона 52,5±4,3 пг/мл, уровень креатинина был в норме у всех больных. Количество пациентов, полностью завершивших лечение было разным в двух группах: терапию акластой не закончила одна женщина, от приема таблетированных препаратов отказалось 16 пациентов. Причинами для прекращения лечения явились: обострения заболеваний ЖКТ, невозможность соблюдения инструкции приема, снижение МПК по данным денситометрии. Новых переломов за время лечения в обеих группах выявлено не было. Во второй группе после введения препарата гриппоподобный синдром наблюдался у 11 пациентов (33,3±8,2%) с максимальным повышением температуры до 38,4°, данные симптомы купировались в течение 1-2 суток без терапии или с использованием НПВС. В среднем, ВМБ ^1-Ь4) до лечения и через 2 года после лечения у женщин первой группы составила 0,780± 0,009 г/см2 и 0,811±0,011 г/см2, соответственно (р<0,05), ВМБ (шейки бедра) - 0,611±0,046 г/см2 и 0,632±0,042 г/см2 (р>0,05). Во второй группе прирост МПК был более выраженным и наблюдался во всех отделах. Так, в поясничном отделе позвоночника ВМБ до лечения - 0,748±0,056 г/см2, через 24 месяца - 0,899±0,054 г/см2 (р<0,05). Уровень Ох у всех пациентов достоверно снизился и составил: у женщин первой группы 0,381±0,029 нг/мл, и 0,286±0,027 (р<0,01), у больных второй группы: 0,437±0,025 нг/мл и 0,181± 0,034 нг/мл, (р<0,001).

Заключение. Парентеральный способ введения бисфос-фонатов показал большую эффективность, хорошую переносимость и более высокую приверженность к проводимой терапии.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ЛЕЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ АЛЬФАКАЛЬЦИДОЛА ПРИ ПЕРВИЧНЫХ ФОРМАХ СИСТЕМНОГО ОСТЕОПОРОЗА У МУЖЧИН

Цель: изучение влияния персонализации лечения первичных форм системного остеопороза у мужчин альфакаль-цидолом на его эффективность и безопасность.

Материал и методы. 5-летний непрерывный прием альфакальцидола в комбинации с карбонатом кальция завершили 47 (из 116 включенных в исследование) пациентов с первичными формами системного остеопороза (низкооборотная или нормооборотная формы). 75% их них до начала лечения имели один или более низкоэнергетический перелом. Доза альфакальцидола (от 0,5 мкг до 1.25мк) подбиралась индивидуально для каждого пациента в течение первых 6 месяцев при повторных исследованиях уровня каль-

РОДИОНОВА С.С., ХАКИМОВ У Р.

ФГБУ «ЦИТО им Н.Н. Приорова» МЗ РФ, г. Москва

ция крови и мочи с интервалом 1, 3 и 6 месяцев. Начиная со второго года лечения показатели гомеостаза кальция (общий и ионизированный кальций крови и кальций суточной мочи) оценивались один раз в 6 месяцев. Изменение дозы альфа-кальцидола проводилось в тех случаях, когда при контрольном исследовании показатели гомеостаза кальция выходили за пределы колебаний нормы. Суточная норма кальция составляла 1200 мг (500 мг. карбоната кальция и 700 мг кальция в составе употребляемых продуктов).

Эффективность лечения оценивалась ежегодной ДХА и рентгенографией позвоночника. Риск камнеобразования контролировали выполнением УЗИ почек (один раз в год).

Результаты. Увеличение МПК в L1-4 в абсолютных значениях было достоверным (критерий Ньюмена-Кейсли) на 1-ом,3-ем и 5-ом годах (р<0.005) лечения и составляло соответственно 1,19%, 0,95%, 2.16%.. На 2 и 4 годах лечения прирост МПК оказался недостоверным. В шейке бедра достоверное увеличение МПК отмечено на 3 и 5 годах лечения, соответственно 1.46% и 2.1%. Парные сравнения по годам показали, что эффективность лечения увеличивается с его продолжительностью. При анализе рентгенограмм позвоночного столба, выполненных в динамике за 5 лет наблюдения, выявлены 3 новых переломов, которые имели место на первом и на 2-ом годах лечения. На первом году лечения

2 новых перелома (периферических костей скелета, один из которых - пяточная кость) выявлены у одного пациента после высокоэнергетической травмы.

Заключение. Эффективность альфакальцидола при первичных формах системного остеопороза (с низкой и нормальной интенсивностью ремоделирования) у мужчин увеличивается с продолжительностью лечения, а индивидуальный подбор дозы препарата и мониторирование показателей кальция крови и мочи 1 раз в 3 месяца на первом году лечения и один раз в 6 месяцев в последующие годы исключает возможность гиперкальциемии и камнеобразования в почках.

ДИНАМИКА ПРИРОСТА МИНЕРАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ КОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРИЕМА БИСФОСФОНАТОВ У ЖЕНЩИН С ПОСТМЕНОПАУЗАЛЬНЫМ И ИНВОЛЮТИВНЫМ ОСТЕОПОРОЗОМ

РУДЕНКО ЭВ.1, МАСЛО А.Ю.1, САМОХОВЕЦ О.Ю.2

'Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь Минский городской центр остеопороза и болезней костно-мышечной системы, Минск, Беларусь

Цель исследования: оценить динамику МПК в позвоночнике и проксимальных отделах бедренных костей при условии приема бисфосфонатов (БФ) в течение 5-8 лет с учетом приверженности к лечению.

Материал и методы. В ретроспективном исследовании проанализированы амбулаторные карты 60 женщин в возрасте от 60 до 80 лет с диагнозом постменопаузальный и инволютивный остеопороз, верифицированный методом двойной рентгеновской абсорбциометрии (ДРА), с продолжительностью приема БФ 5-8 лет по стандартным схемам на фоне постоянного приема 1000 мг кальция и 900 МЕ витамина Д.

По длительности лечения сформированы следующие группы: 10 женщин с длительностью лечения 5 лет; 17 женщин с длительностью лечения 6 лет; 12 женщин с длительностью лечения 7 лет; 21 женщина с длительностью лечения 8 лет. В каждой группе выделены две категории пациенток: с высокой и с низкой приверженностью к лечению. Степень приверженности рассчитывалась с помощью MPR (Medication Possession Ratio - индекс использования препарата).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы STATISTICA 6.0 (StatSoft, США). В расчетах применялись непараметрические методы. Критическим уровнем значимости при проверке статистических гипотез принималось значение р<0,05.

Результаты. В результате пятилетнего приема БФ в группе с высокой приверженностью к лечению МПК в поясничном отделе позвоночника (L1-L4) достоверна возросла с 0,782 [0,714;0,808]г/см2 до лечения и 0,900 [0,840;0,980]г/см2 после лечения, при р=0,041; в ПОПБ (проксимальных отделах правого бедра) с 0,858 [0,802;0,975]г/см2 до лечения и 0,902 [0,880;0,994]г/см2 после лечения, при р=0,041; в ПОЛБ (проксимальных отделах левого бедра) с 0,837 [0,832;0,946]г/

см2 до лечения и 0,897 [0,870;0,978]г/см2 после лечения, при р=0,041. В группе с низкой приверженностью наблюдается стабилизация процесса, но достоверного прироста МПК не отмечается. Прирост МПК в L1-L4 составил +0,029г/см2, при р=0,133, в ПОПБ - +0,019г/см2, при р=0,617, в ПОЛБ -+0,023г/см2, при р=0,617.

В результате шестилетнего приема БФ в группе пациенток с MPR> 80% наблюдается следующая динамика МПК: 0,775 [0,736;0,795]г/см2 до лечения и 0,891 [0,859;0,974]г/см2 после лечения в L1-L4, при р=0,023; 0,781 [0,666;0,856]г/см2 до лечения и 0,808 [0,712;0,882]г/см2 после лечения в ПОПБ; 0,735 [0,607;0,798]г/см2 до лечения и 0,800 [0,787;0,841]г/ см2 после лечения в ПОЛБ, при р=0,041. В группе с MPR< 80% также отмечается достоверный прирост МПК +0,058г/ см2, при р=0,004 в L1-L4, +0,011г/см2, при р=0,034 в ПОПБ. В ПОЛБ динамика МПК не достоверна р=0,451.

При высокой приверженности к лечению в течение 7 лет прирост МПК в L1-L4 составил +0,127г/см2, при р=0,023, в ПОПБ - +0,063г/см2, при р=0,023; в ПОЛБ наблюдается стабилизация процесса, но прирост был недостоверен (р=0,130). В группе с низкой приверженностью достоверных различий не получено (р=0,371).

В результате 8 лет лечения наблюдается положительный рост МПК всех исследуемых отделах в группе пациенток с высокой приверженностью (в L1-L4 - +0,094г/см2, при р=0,0001; в ПОПБ - +0,076г/см2, при р=0,005; в ПОЛБ - +0,031г/см2, при р=0,009. В группе с низкой приверженностью прирост МПК не был достоверен во всех исследуемых отделах.

Выводы. При длительном и строгом соблюдении режима приема БФ отмечается значительный прирост МПК в позвоночнике и проксимальных отделах бедренных костей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.