Научная статья на тему 'Персонал как фактор конкурентного преимущества банка'

Персонал как фактор конкурентного преимущества банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ / TALENT MANAGEMENT / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепцова Е.В., Тадейчук Н.А.

Статья посвящена анализу факторов, обеспечивающих конкурентоспособность банка на основе эффективного управления человеческими ресурсами. Рассмотрены преимущества концепции стратегического управления человеческими ресурсами, ключевые положения стратегии банка по отношению к персоналу. Доказана состоятельность применения стратегии управления талантами в коммерческих банках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAFF AS A FACTOR OF COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE BANK

The article is devoted to the analysis of factors ensuring competitiveness of the Bank through the effective management of human resources. Advantages of the concept of strategic human resource management, key provisions of the Bank's strategy in relation to staff. Proved the viability of the application of the strategy of talent management at commercial banks.

Текст научной работы на тему «Персонал как фактор конкурентного преимущества банка»

ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА БАНКА

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Н.А. Тадейчук, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. Статья посвящена анализу факторов, обеспечивающих конкурентоспособность банка на основе эффективного управления человеческими ресурсами. Рассмотрены преимущества концепции стратегического управления человеческими ресурсами, ключевые положения стратегии банка по отношению к персоналу. Доказана состоятельность применения стратегии управления талантами в коммерческих банках.

Ключевые слова: управление персоналом, человеческие ресурсы, управление талантами, стратегия управления.

В условиях современной экономики поддержание конкурентоспособности организации является весьма трудно реализуемой задачей. Особенно остро она проявляется в банковской сфере, когда конкуренты предлагают идентичные по ассортименту, качеству и стоимости банковские продукты и услуги. В связи с этим встает вопрос о повышении конкурентоспособности банков с помощью качественного менеджмента, способного рационально и эффективно использовать интеллектуальный потенциал сотрудников. Таким образом, возникает необходимость в развитии новых технологий и подходов в управлении человеческими ресурсами, которые позволили бы банку сохранить и развить конкурентные преимущества.

Персонал является важнейшим ресурсом, ключевым фактором успеха банка. По сравнению с концепцией управления персоналом, рассматривающей сотрудников как легко возобновляемый ресурс, концепция управления человеческими ресурсами позволяет утверждать, что персонал - это ценный стратегический ресурс.

Создание стратегических возможностей за счет обеспечения банков квалифицированными, лояльными и хорошо мотивированными кадрами, которые нужны для достижения долгосрочного конкурентного преимущества, выступает основной целью стратегического управления человеческими ресурсами.

Достижение конкурентного преимущества банка с помощью управления человеческими ресурсами осуществляется благо-

даря наличию согласованной и осознанной базы для разработки подходов к управлению кадрами на долгосрочную перспективу. В отечественной и зарубежной литературе по менеджменту персонала существует несколько подходов к управлению человеческими ресурсами. Но именно стратегический подход, по нашему мнению, способствует созданию конкурентного преимущества организации. Он позволяет ориентировать процессы, связанные с управление персоналом на бизнес-цели банков. Рассмотрим данный подход более детально.

Концепция ориентированного на ресурсы стратегического управления человеческими ресурсами основывается на мнении, «что преимущества в конкуренции можно добиться, если организация получит и разовьет человеческие ресурсы, которые позволят ей быстрее обучаться и эффективнее применять свои знания, чем ее конкуренты» [1]. Таким образом, возникновение конкурентного преимущества банка - это результат преумножения и эффективного использования уникальных ресурсов, которые конкуренты не могут получить. Для достижения стабильной конкурентной позиции банковские работники в первую очередь должны обладать уникальными талантами, высокой производительностью, гибкостью, привносить инновации и быть клиентоориентированными. Установление различий между тем, какие банковские услуги может предложить банк, и тем, что могут предложить конкуренты, выступает одним из ключей к достижению преиму-

щества в конкурентной борьбе. Поэтому основная стратегия банка должна опираться на следующие положения:

- сотрудники определенного банка обладают более высокими профессиональными качествами, чем у его конкурентов. Данное преимущество может быть достигнуто благодаря эффективной работе по отбору персонала («жесткий отбор», «лучшие из лучших»), с помощью уникальных программ по развитию и обучению собственных кадров;

- уникальный интеллектуальный капитал, которым обладает коммерческий банк, постоянно преумножается;

- развитие корпоративной банковской культуры, способствующей организационному обучению.

Данный подход позволяет увеличивать добавленную стоимость от эффективного размещения и использования человеческих ресурсов. Персонал становится главной ценностью для банка, так как капитальные вложения в него становятся оправданными. Ориентированный на ресурсы подход к стратегическому управлению человеческими ресурсами уделяет особое внимание расширению интеллектуального капитала, который ассоциируется с возникновением конкурентного преимущества. Интеллектуальный капитал - «совокупность знаний, информации, опыта, квалификации и мотивации персонала, организационных возможностей, способный создавать добавленную стоимость и обеспечивающий конкурентные преимущества коммерческой организации на рынке» [2]. Он состоит из:

- человеческого капитала, включающего знания, образование, талант, практические и профессиональные навыки, культурный уровень;

- организационного капитала, включающего корпоративные информационные системы, базы данных, техническое и программное обеспечение, организационные структуры, авторские права, патенты, ноу-хау, лицензии, товарные знаки, организационная культура;

- потребительского капитала, основанного на связях компании с потребителями и информированности о клиентах [4].

На наш взгляд, именно человеческий капитал и его развитие особенно ценно таким организационным структурам, как банк, ведь благодаря знаниям, навыкам, образованию, творческим и мыслительным способностям сотрудников могут быть созданы уникальные конкурентоспособные банковские продукты и услуги.

Важным элементом в достижении конкурентного преимущества банка, является стратегия управление талантами сотрудников. Для банков необходимы такие сотрудники, которые благодаря своим талантам были бы источником их развития, так как сложившаяся экономическая ситуация толкает компании к инновационному развитию, подразумевающему производство не только уникальных продуктов и оказанию услуг, но и способы взаимодействия с клиентами. Знания сотрудников могут воплощаться в инновационных, идеях, продуктах и услугах. Такие сотрудники способны реагировать на сложившуюся ситуацию как бы «надситуациативно». Одним из конкурентных преимуществ банков выступает способность нанимать, развивать и удерживать талантливых сотрудников.

Как правило, именно талантливые сотрудники могут быть эффективными руководителями и топ-менеджерами, которые помогают компании достигать желаемых высот на рынке. Талантливый сотрудник -это эффективный сотрудник. Важным моментом в управлении человеческими талантами выступает умение идентификации потенциальной возможности его развития, а не только учет имеющихся знаний и умений сотрудника банка. Эффективно используя таланты своих кадров банк может не только развивать и повышать качество своих услуг, но и повышать инновационную направленность и улучшить конкурентоспособность. Для того чтобы получить талантливых сотрудников необходимо использовать эффективный НЯ-маркетинг, который способствует формированию лояльности работающих и потенциальных сотрудников к коммерческому банку. Талантливые и обладающие предпринимательскими способностями со-

трудники банка обеспечивают успех в конкурентной борьбе.

Сегодня именно человеческие ресурсы выступают долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания коммерческого банка. Благодаря успешному руководству человеческими ресурсами банк укрепляет свои позиции на рынке и обеспечивает хорошие условия для своих кадров. Благодаря выявлению сильных и слабых сторон, знаний, навыков и талантов сотрудников развивается система управления человеческими ресурсами, способствующая процветанию банка.

Таким образом, эффективное управление человеческими ресурсами в банке обеспечивается несколькими аспектами:

Библиографический список

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009. - 848 с.

2. Гапоненко А.ЛУправление знаниями. Как превратить знания в капитал / А Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.

3. Курманалина А.К. Управление человеческими ресурсами как фактор успешного функционирования коммерческих банков / Управление человеческими ресурсами: правовые, организационные и социально-экономические, психологические механизмы: сборник материалов международной научной конференции, 15-17 марта 2013 г., г. Ставрополь [Электронный ресурс]

4. Соколова И.А., Соколов А.В. Управление человеческими ресурсами: актуальные тенденции // Дискуссия. 2015. №5. [Электронный ресурс]

THE STAFF AS A FACTOR OF COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE BANK

E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor N.A. Tadiychuk, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the analysis of factors ensuring competitiveness of the Bank through the effective management of human resources. Advantages of the concept of strategic human resource management, key provisions of the Bank's strategy in relation to staff. Proved the viability of the application of the strategy of talent management at commercial banks.

Keywords: personnel management, human resources, talent management, management strategy.

- удовлетворенные и высокопроизводительные сотрудники;

- использование стратегического подхода к управлению человеческими ресурсами;

- наличие общей системы ценностей, поддерживаемой сотрудниками и руководством компании на всех уровнях, способствует разработке долгосрочных планов и стратегий;

- эффективное использование человеческих ресурсов (путем привлечения в компанию лучших кадров, управление талантами, увеличение интеллектуального капитала сотрудников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.