Научная статья на тему 'Персиваль Лоуэлл и религиозный синкретизм в Японии XIX в'

Персиваль Лоуэлл и религиозный синкретизм в Японии XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
история Японии / Персиваль Лоуэлл / религия / синтоизм / буддизм / XIX в / history of Japan / Percival Lowell / religion / Shinto / Buddhism / XIX century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Мартынова Юлия Александровна, Ошуева Полина Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению трудов об азиатских странах Персиваля Лоуэлла, главным образом, его книг о Японии, которая является прекрасным примером религиозного синкретизма, а именно слияния и сосуществования синтоизма и буддизма. Однако анализировать данную проблему в рамках XIX в. невозможно без затрагивания более глубоких пластов истории, являющихся истоками возникновения рассматриваемой в статье ситуации. Поэтому здесь также уделяется внимание не только эпохе конца сёгуната Токугава и реставрации Мэйдзи, но и более ранним периоды времени. Важным фактором является и то, что религиозный синкретизм рассмотрен по большей части сквозь призму работ Персиваля Лоуэлла, который является пионером мультикультурализма. Именно он одним из первых исследовал разные сферы жизни японского общества и поведал в книгах о своих открытиях европейской публике, для которой Восток был чем-то далёким и непонятным. В произведениях «Дух Дальнего Востока», «Оккультная Япония, или путь богов» он затрагивает вопросы семьи, личности, природы, искусства и религии, которая особенно является для нас интересной в рамках данной статьи. Благодаря этим и другим исследованиям можно составить картину того, что именно представлял из себя религиозный синкретизм в Японии XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Мартынова Юлия Александровна, Ошуева Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Percival Lowell and religious syncretism in 19th century Japan

The article is devoted to the consideration of such an American researcher as Percival Lowell, his works about Asian countries, mainly books about Japan, which is an excellent example of religious syncretism, namely the fusion and coexistence of Shintoism and Buddhism. However, analyzing this problem within the framework of the XIX century is impossible without touching on the deeper layers of history, which are the origins of the situation considered in the article. Therefore, in this article attention is also paid not only to the era of the end of the Tokugawa shogunate and the Meiji Restoration, but also to earlier periods of time. Also, an important factor is that religious syncretism is viewed largely through the prism of works of Percival Lowell, who is the pioneer of multiculturalism. He was one of the first to explore various spheres of the life of Japanese society, and the orientalist told about his discoveries through his books to the European public, for which the East was something distant and incomprehensible. In the works "Spirit of the Far East", "Occult Japan, or the way of the gods" he touches upon the issues of family, personality, nature, art and religion, which is especially interesting for us within the framework of this article. Thanks to these and other studies, it is possible to get a picture of what exactly religious syncretism was in Japan in XIX c.

Текст научной работы на тему «Персиваль Лоуэлл и религиозный синкретизм в Японии XIX в»

история и международные отношения | мартынов д.е., Мартынова ю.а., ошуева п.с.| dmitrymartynov80@mail.ru | удк 930; 941 научная статья

Percival Lowell and religious syncretism in 19th century Japan

Персиваль Лоуэлл и религиозный синкретизм в Японии XIX в.

Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А., Ошуева П.С.1

1кафедра алтаистики и китаеведения

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

Автор, ответственный за переписку: Дмитрий Евгеньевич Мартынов, dmitrymartynov80@mail.ru

Martynov D.E., Martynova Yu.A., Oshueva P.S.1

1 Department of Altaic Studies and Sinology

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Corresponding author: Dmitry E. Martynov, dmitrymartynov80@mail.ru

удк 930; 94| научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-81-90

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению трудов об азиатских странах Персиваля Лоуэлла, главным образом, его книг о Японии, которая является прекрасным примером религиозного синкретизма, а именно слияния и сосуществования синтоизма и буддизма. Однако анализировать данную проблему в рамках XIX в. невозможно без затрагивания более глубоких пластов истории, являющихся истоками возникновения рассматриваемои в статье ситуации. Поэтому здесь также уделяется внимание не только эпохе конца сегуната Токугава и реставрации Мэидзи, но и более ранним периоды времени. Важным фактором является и то, что ре-лигиозныи синкретизм рассмотрен по большеи части сквозь призму работ Персиваля Лоуэлла, которыи является пионером мультикультура-лизма. Именно он одним из первых исследовал

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of such an American researcher as Percival Lowell, his works about Asian countries, mainly books about Japan, which is an excellent example of religious syncretism, namely the fusion and coexistence of Shintoism and Buddhism. However, analyzing this problem within the framework of the XIX century is impossible without touching on the deeper layers of history, which are the origins of the situation considered in the article. Therefore, in this article attention is also paid not only to the era of the end of the Tokugawa shogunate and the Meiji Restoration, but also to earlier periods of time. Also, an important factor is that religious syncretism is viewed largely through the prism of works of Percival Lowell, who is the pioneer of multiculturalism. He was one of the first to explore various spheres of the life of Japanese society, and

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

разные сферы жизни японского общества и поведал в книгах о своих открытиях евро-пеискои публике, для которои Восток был чем-то далеким и непонятным. В произведениях «Дух Дальнего Востока», «Оккультная Япония, или путь богов» он затрагивает вопросы семьи, личности, природы, искусства и религии, которая особенно является для нас интерес-нои в рамках даннои статьи. Благодаря этим и другим исследованиям можно составить картину того, что именно представлял из себя ре-лигиозныи синкретизм в Японии XIX в.

Ключевые слова: история Японии, Перси-валь Лоуэлл, религия, синтоизм, буддизм, XIX в.

Для цитирования: Мартынов Д. Е., Мартынова Ю. А., Ошуева П. С. Персиваль Лоуэлл и религиозныи синкретизм в Японии XIX в. // Современные востоковедческие исследования. 2022. №1, С. https://doi.org/10.24412/2686-9675 -1-2022-81-90

ВВЕДЕНИЕ

Япония — невероятная страна, которая вызывала и в наше время продолжает вызывать интерес у большого количества исследова-телеи. Являясь островным государством, она занимает особое место в системе международных отношении, которые выстраивались столетиями. Географическии фактор, а именно расположение на архипелаге, определил то, как именно развивалось общество, его различные аспекты, в том числе и религиозныи.

Интерес к Японии особенно возрос в XIX в., когда страна переживала грандиозные перемены, известные нам как «Реставрация

the orientalist told about his discoveries through his books to the European public, for which the East was something distant and incomprehensible. In the works "Spirit of the Far East", "Occult Japan, or the way of the gods" he touches upon the issues of family, personality, nature, art and religion, which is especially interesting for us within the framework of this article. Thanks to these and other studies, it is possible to get a picture of what exactly religious syncretism was in Japan in XIX c.

Keywords: history of Japan, Percival Lowell, religion, Shinto, Buddhism, XIX c.

For citation: Martynov D. E., Martynova Yu. A., Oshueva P. S. Percival Lowell and religious syncretism in Japan in XIX c. Modern Oriental Studies. 2022. № 1. P. (in Russ.) https://doi.org/10.24412/2686 -9675-1-2022-81-90

Мэйдзи». В Японскую империю хлынули иностранцы, в основном из США. Для них это государство было интересно в первую очередь с точки зрения геополитического партнера, ко-торыи мог бы поддерживать интересы американцев в Тихом океане. Многих из них интересовала и экономика, но были и те, кто деистви-тельно был заворожен Япониеи и хотел узнать о неи как можно больше. Одним из таких людеи был американскии бизнесмен, востоковед, астроном и дипломат Персиваль Лоуэлл. Он написал несколько книг о Японии, в которых раскрыл различные аспекты существования общества. Одна из глав его книги «The Soul Of The Far East» обозревала феномен сосуществования

история и международные отношения | мартынов д.е., Мартынова ю.а., ошуева п.с.| dmitrymartynovso@mail.ru | удк 930; 941 научная статья

и взаимодополнения двух религии, а именно синто-буддиискому синкретизму японцев.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дабы изучить эту тему, исследователи в своих научных трудах рассматривают Страну восходящего солнца с разных точек зрения: экономическои, политической социальнои, культурно-историческои и др. Без внимания не остается и религиозная сторона вопроса, и именно буддизм и синтоизм, существовавшие на территории архипелага столетиями. Также затрагивается личность одного из первых западных исследователеи Японии, Персиваля Лоуэлла, написавших несколько значительных востоковедческих работ, позволявших западному человеку хоть немного соприкоснуться с этим государством.

Этим вопросом занимались исследователи со всего мира, зачастую, несомненно, американские ученые, внесшие свои вклад в развитие японоведения [1][2]. Можно также отметить и советского ученого С. А. Арутюнова, чьи работы затрагивали не только социально-экономические сферы жизни страны, но и религиозную [3]. Еще одним подобным отечественным исследователем по праву считается А. Н. Игнатович, которыи особенно тщательно занимался изучением буддизма и традиционную японскую культуру. Немаловажным материалом для рассмотрения этои темы являлась «Кембриджская история Японии», состоявшая из шесть томов, каждыи из которых презентовал свои временнои промежуток развития государства.

Однако данная статья рассматривает не только сам синто-буддиИскиИ синкретизм, но и его отражение в работах Персиваля Лоуэлла, заложившего «отношение американскои публики» [4] к Японии. По большеи части для изучения религиозного вопроса нами использовались следующие его работы: «Дух Дальнего Востока», а также «Синто, или путь богов». Р. Эллвуд отмечал, что труды П. Лоуэлла позволяло запад-нои публике лучше понять японскую психологию и их уклад жизни, которыи был абсолют-нои противоположностью американского [5].

В процессе написания статьи использовались историко-генетическии метод, благодаря которому удалось проследить процесс взаимопроникновения синтоизма и буддизма друг в друга, историко-системньш, помогавшии в анализе всех событии и причинно-следственных связеи, а также историко-сравнительный позволившии узнать схожести и различия этих двух религии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ранее упомянутыи П. Лоуэлл, был американским научным деятелем, выходцем из семьи «бостонских браминов» — социальнои группе людеи, чье предки были первыми колонистами Новои Англии. Как и подобает людям из подобного общественного слоя, они вели замкнутыи, аристократическии образ жизни, зачастую занимаясь бизнесом, искусством или наукои [6, с. 1-3]. Персиваль Лоуэлл был самым старшим ребенком из семи детеи, некоторые из которых также обрели славу в качестве заметных деятелеи образования (его младшии брат Э. Л. Лоуэлл был президентом Гарвардсокго университета)

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

или же литературы (его младшая сестра Э. Л. Лоуэлл достигла высот в поэзии, за что была награждена Пулитцеровскои премиеи в 1926 г.), [7, с. 2].

В их кругах было принято совершать путешествия заграницу после окончания высшего учебного заведения, чем и занялся Лоуэлл, объехав всю Европу за пятнадцать месяцев в компании своего брата. Эта поездка послужила от-правнои точкои для дальнеиших путешествии исследователя, которыи не желал заниматься бизнесом, как его отец или же многие мужчины их круга. Это можно считать причинои того, почему «веснои 1882 г. Лоуэлл резко меняет образ жизни и отправляется в Восточную Азию» [4, с. 1474], а именно в Японию, в кото-рои П. Лоуэлл находился на протяжение нескольких месяцев перед тем, как сопроводить первую кореискую дипломатическую миссию в свою родную страну, при этом произведя на послов хорошее впечатление. Благодаря этому его пригласили погостить некоторое время в Корее, про которую востоковед также напишет книгу [5, с. 290].

После этого Лоуэлл вновь прибыл в Японию, и это было его второе путешествие в Страну восходящего солнца, продлившееся до 1884 г. ему доводится завести знакомство с несколькими японцами, которые разделяли западные взгляды, хорошо владели англииским языком и способствовали распространению европеи-ского знания в Японии. Также П. Лоуэллу была оказана огромная честь, а именно ему было позволено быть представленным император-скои семье, которая при неофициальнои ауди-

енции одарила ему правом свободного перемещения по территории государства [6, с. 62-63]. Позднее учёньш вернулся в США, где жил до своего следующего посещения Японии, которое случилось в декабре 1888 г.

Данныи визит оказался не менее продуктивным и ярким на впечатления, чем предыдущие. Например, Лоуэлл был тем, кто застал принятие первои японскои конституции в феврале 1889 г., а также убииство Мори Аринори, японского деятеля, выступавшего за развитие страны по западному пути. Естественно, подобное не могло не оставить сильного потрясения. События ярко отпечатались в сознании Перси-валя Лоуэлла, которыи поделился своими мыслями по поводу произошедшего в однои из самых респектабельных американских газет, но-сившеи название «Atlantic Monthly» [5, с. 297].

По результатам этого путешествия ученым был написан «Дух Дальнего Востока», которыи был высокого оценен западными читателями. В данном произведении Персиваль Лоуэлл рассматривает различные аспекты японского общества, для каждого из них выделяя отдельную главу, которых насчитывается восемь. Так какие же именно вопросы в своем труде затронул востоковед? Первая глава предоставила его рассуждения на тему «безличности», которую П. Лоуэлл видел во всех азиатских странах; затем во второи главе рассматривала семья как единыи организм, единая ячеика общества; далее говорится об усыновлении и случаях, в которых данныи процесс может иметь место быть; затем внимание уделяется и японскому языку, которыи удивля-

история и международные отношения | мартынов д.е., Мартынова ю.а., ошуева п.с.| dmitrymartynovso@mail.ru | удк 930; 941 научная статья

ет американца количеством уровнеи вежливости; следующие две главы - это восхищение востоковеда природои и искусством, после которых наконец-то рассматривается религиоз-ныи вопрос, так сильно нас интересующии; последняя же глава касается воображения, а точнее, его отсутствия у японцев, по мнению исследователя [8].

П. Лоуэлл, затрагивая интересующую нас тему, говорит о том, что синто-буддиискии синкретизм уже долгое время существовал на территории Японии. Конечно же, изначально исконно японское верование не было как-то обозначено иероглифами и не имело какого-либо документа, которыи бы содержал всю необходимую информацию, как Библия у христиан или же Коран у мусульман. Пришедшии VI в. из кореиского государства Пэкче буддизм предоставил японцам некую теоретическую базу, заключавшуюся в сутрах. Также данное религиозное учение помогло оправдать социальное неравенство и благодаря роду Сога и принцу Се-току повсеместно распространялось. Примерная дата проникновения буддизма в Японию известна благодаря китаиским источникам, а также «Нихон секи», в которои указан 552 г. как появление чуждои религии в стране. История же одного из самых известных храмов Асу-кадера говорит, что данное событие произошло в 538 г. Разница в годах не является большои, поэтому ученые сошлись на том, что буддизм в Стране восходящего солнца появился примерно в это время [9, с. 371].

Однако со временем и синтоизм, и буддизм начали не только сосуществовать, но

и взаимодеиствовать, соединяясь в феномен религиозного синкретизма, про которыи говорит Персиваль Лоуэлл. Синтоизм со своеи ве-рои в то, что у всего в мире есть своя душа, а потому божеств в нем больше, чем в какои-либо другои религии; буддизм с представлениями о том, что происходит с душои человека после смерти - они дополняли друг друга, не противореча, а потому и не вызывая больших конфликтов. Однако стоит отметить, что помимо буддизма и синтоизма в Японии были и другие учения, например, конфуцианство, а позже чжусианство, которые также внесли в характер японцев как народа определенные черты. Ярким примером этого является восприятие общества как единои семьи, где у каждого было свое место, в соответствии с которым у человека были обязанности [8, с. 162-298].

Помимо нахождения в столице до своего возвращения в США в 1891 г. востоковед посетил аутентичныи полуостров Ното, которыи буквально был кладезем нетронутои японскои культуры, которая, конечно же, очень интересовала Персиваля Лоуэлла и других исследователей Именно в даннои местности американцу удалось прочувствовать жизнь среднестатистического жителя архипелага, которыи спал на татами, а не на мягкои кровати, так привычнои западному человеку, питался привычнои японцам едои, опять же поняв про себя, что она была для него несколько простои и преснои по сравнению с американскои или европеискои. Персивалю Лоуэллу нравилось изучать Японию, но интерес хоть и был живои, все же заключал в себе некое высокомерие, своиствен-ное людям из аристократического слоя общества.

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

В этом государстве он видел «безличность», противопоставляя ее Соединенным Штатам Америки. Востоковед не верил в изобретательскии потенциал японцев, считая, что те могли лишь искусно создавать копии, но не создавать что-то новое. Многими из своих мыслеи П. Лоуэлл поделился к книге «Ното, неисследованныи уголок Японии», которая все же была по характеру повествования больше описательнои, нежели аналитическои [4, с. 1474].

После своего приключения на полуострове ученыи возвращается домои, оттуда направляясь в Европу для еще одного путешествия. Однако Персиваль Лоуэлл все же не мог попрощаться со своим интересом к Японии, а потому в 1891 г. им было совершено последнее в его жизни путешествие в эту страну. Много времени исследователь проводил на природе, не только наслаждаясь ею, но и задумываясь над ее ценностью и тем, как важно было сохранять то, что им досталось от предков в первозданном виде, не нещадно эксплуатируя, но сохраняя. Ученыи уже тогда задумался о важности разумного потребления и использования природных ресурсов [10, с. 297].

Персиваль Лоуэлл, не раз восхищавшиися пеизажами японских островов, проявил интерес в изучении вулканов. На некоторые из них ему даже удалось взобраться. Например, востоковеду удалось совершить подъем на священную гору Фудзи, которая по сеи день является символом Японии и привлекает множество туристов. Также американскии исследователь взобрался на еще одну хорошо известную гору - гору Онтакэ, которои он уделил большое вни-

мание в своем произведении «Оккультная Япония, или Путь богов» [5, с. 297]. Там же он рассматривает синтоизм, при этом описывая свои впечатления и наблюдения. При данном восхождении П. Лоуэллу удалось встретиться с паломниками, которые проводили на горе определенные религиозные ритуалы. Этот опыт нашел свое отражение на страницах вышеупо-мянутои книги, которая представляет большую ценность для всех тех, кто занимается изучением японскои религии.

Для полного понимания религиознои картины Японии необходимо уделить внимание вышеупомянутому произведению Персива-ля Лоуэлла под названием «Оккультная Япония, или путь богов». Данныи труд подробнее рассматривает исконно японскую религию -синтоизм, а также ее обрядовые элементы, включавшие в себя даже вхождение в измененное состояние сознания. Лоуэллу довелось пообщаться с паломниками, которые проводили особые ритуалы на горе Онтакэ, которая является вторым по величине вулканом после горы Фудзи. Он подробно описывал увиденное, уделяя внимание деталям: то, как начинался ритуал моления божествам, деиствия верующих во время него и то, как все завершалось, повторившись несколько раз [11, с. 4-9].

Однако Персиваль Лоуэлл не заострял внимание на однои лишь ритуальнои стороне синтоизма. В однои из глав, напрямую посвященных японскои религии, он также много говорит о буддизме, о его влиянии на синтоизм, на их параллельное развитие. Именно благодаря появлению буддизма в Японии синтоизм

У01_.4 №1 2022

Ш 2686 - 9675 МТ) Ш 2782 - 1935 №№)

история и международные отношения | мартынов д.е., Мартынова ю.а., ошуева п.с.| dmitrymartynovso@mail.ru | удк 930; 941 научная статья

получил свое название и сформировался как отдельная религия, отличная от других. Если раньше верование в духов, привычное для обществ начальнои стадии развития, не имела какои-то формы, то с распространением буддизма, все же отличавшегося от японскои религии, появилась необходимость разделять эти два понятия [11, с. 16-17].

Немаловажным в понимании того, что же именно из себя представляет синтоизм, является существование объективных, которые происходят без влияния человека и только по воле богов, и субъективных «чудес», которые можно узреть благодаря его деяниям. Говоря о первом классе, он описывает проводившиеся во время синтоистских праздников три великих обряда: обряд с кипящеи в чане водои, хождение босиком по раскаленным углям и восхождение по лестнице из клинков. [11, с. 38-96].

Необходимо также упомянуть, что Перси-валь Лоуэлл был в Японии во второи половине XIX в., когда синтоизм по указу 1868 г. стал гос-ударственнои религиеи, а буддизм же потерял былую популярность в основном из-за деи-ствии правительства. Эта политика, знаменовавшая отделение религии друг от друга, получила название «синбуцу бунри». Это происходило из-за подъема империалистических настроении Японии, для которои синтоизм являлся символом национального единства и национальнои силы [12, с. 212-214].

В стране переставали осуществлять свою деятельность буддииские храмы, сокращалось их количество. Ситуация накалилась настолько, что даже появилось движение «хаибуцу кися-

ку», которое имело следующее значение: «упразднить буддизм и уничтожить Шакьяму-ни». Однако невозможно было окончательно избавиться от буддизма, которыи столетиями существовал в Японии, поэтому была предложена новая концепция этого религиозного учения, которая бы не противоречила государ-ственнои идее [12, с. 214-218].

Помимо нее были предложены и другие пути сосуществования синтоизма и буддизма, например, некоторые предлагали сосредоточиться на самосовершенствовании, а достаточно известныи японскии философ того времени Иноуэ Инрю полагал, что неплохои результат вьшдет при совмещении идеи буддизма и раци-ональнои западнои философии [12, с. 216-218]. Исходя из этого, становится предельно ясно то, что даже посредством введения в деиствие соответствующих правовых актов и проведения активнои политики государства в этои области, невозможно уничтожить то, что слишком крепко является частью японского общества.

В 1882 г. была объявлена свобода вероисповедания, однако только в 1947 г. с принятием Конституции синтоизм утратил статус офи-циальнои религии. До этого года исконно японская религия была необходима для оправдания национализма и экспансии в другие страны, но после поражения во Второи Мировои воине данная надобность отпала, ведь разрушеннои после двух ядерных бомб Японии было необходимо избрать новыи путь своего дальнеишего развития.

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ВЫВОДЫ

Таким образом, выстраивается определенная религиозная картина в Японии XIX в. Синто-буддиискии синкретизм, выстраивав-шиися веками, несколько видоизменился в конце столетия из-за политики государства, однако не перестал существовать в силу того, что люди не переставали верить в синтоистские божества, а также продолжали следовать хорошо знакомым постулатам буддизма.

В XIX в. с выходом из самоизоляции Япония приняла на своеи земле большое количество иностранцев, по большеи части американцев, которые видели в стране потенциального союзника и представителя своих интересов в Тихом океане. Однако помимо тех, кого интересовала экономическая или политическая сторона вопроса, были и те, кому деиствительно импонировала культура данного государства, его история и традиции.

Одним из таких людеи был Персиваль Лоуэлл, написавшии о Японии несколько книг, в которых пытался изложить изученные по мере возможностеи различные аспекты жизни общества, в том числе и религию. Персиваль Лоуэлл, являвшиися одним из первооткрывате-леи Страны восходящего солнца, создал большое количество произведении, которые по сеи день являются ценным источником информации для ученых-востоковедов. Его труды позволяют анализировать японское общество в обозреваемыи им промежуток времени, а также сравнить его с современностью, что, несомненно, имеет большую ценность.

Список источников

1. Фишер Р. Е. Искусство буддизма / Р. Е. Фишер. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2001. - 224 с.

2. Hardacre H. Religion and Society in Nineteenth-Century Japan: a Study of the Southern Kanto Region, using late Edo and early Meiji Gazetteers / H. Hardacre / University of Michigan Center for Japanese Studies. -2002. - 247 p.

3. Арутюнов С. А. Старые и новые боги Японии / С.А. Арутюнов, Г.Е. Светлов. - М.: Наука, 1968. - 200 с.

4. Мартынов Д. Е. Персиваль Лоуэлл как исследователь японскои культуры / Д. Е. Мартынов, Ю. А. Мартынова, Р. Р. Муха-метзянов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2017. - Т. 159, № 6. - С. 1472-1486.

5. Ellwood R. Percival Lowell's Journey to the East // R. Elwood, The Sewanee Review. -1970. - Vol. 78, no. 2. - P. 285-309.

6. Strauss D. Percival Lowell: The Culture and Science of a Boston Brahmin. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 2001. - 352 p.

7. Lowell A. L. Biography of Percival Lowell. -N. Y.: The Macmillan Company, 1935. - 212 p.

8. Lowell P. The Soul of the Far East. - Boston & N. Y.: Houghton, Mifflin and company, 1888. -247 p.

9. The Cambridge history of Japan, Vol. 1: Ancient Japan (Volume 1) // Cambridge University Press. - 1993. - Vol. 1. - 602 p.

история и международные отношения | мартынов д.е., Мартынова ю.а., ошуева п.с.| dmitrymartynovso@mail.ru | удк 930; 941 научная статья

10. Dolan D. S. Percival Lowell: the sage as astronomer : Doctor of Philosophy thesis / D. S. Dolan. - University of Wollongong, 1992. - 392 p.

11. Lowell P. Occult Japan or, The way of the gods an esoteric study of Japanese personality and possession. - Boston & N. Y.: Houghton, Mifflin and company, 1895. - 410 p.

12. Deal W. E. A Cultural History of Japanese Buddhism / W. E. Deal, Brian Ruppert // John Wiley & Sons, Inc. - 2015. - 320 p.

References

1. Fisher R. E. Iskusstvo buddizma / R. E. Fisher. - M.: SLOVO/SLOVO, 2001. - 224 p. (in Russian)

2. Hardacre H. Religion and Society in Nineteenth-Century Japan: a Study of the Southern Kanto Region, using late Edo and early Meiji Gazetteers / H. Hardacre / University of Michigan Center for Japanese Studies. -2002. - 247 p.

3. Arutyunov S. A. Starye I novye bogi Yaponii / S. A. Artyunov, G. E. Svetlov. - M.: Nauka, 1968. - 200 p. (in Russian)

4. Martynov D. E. Persival' Louell kak issle-dovatel' yaponskoj kul'tury / D. E. Martynov, YU. A. Martynova, R. R. Muhametzyanov // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki. - 2017. - T. 159, № 6. - P. 1472-1486. (in Russian)

5. Ellwood R. Percival Lowell's Journey to the East // R. Elwood, The Sewanee Review. -

1970. - Vol. 78, no. 2. - P. 285-309.

6. Strauss D. Percival Lowell: The Culture and Science of a Boston Brahmin. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 2001. - 352 p.

7. Lowell A. L. Biography of Percival Lowell. -N. Y.: The Macmillan Company, 1935. - 212 p.

8. Lowell P. The Soul of the Far East - Boston & N. Y.: Houghton, Mifflin and company, 1888. - 247 p.

9. The Cambridge history of Japan, Vol. 1: Ancient Japan (Volume 1) // Cambridge University Press. - 1993. - Vol. 1. - 602 p.

10. Dolan D. S. Percival Lowell: the sage as astronomer : Doctor of Philosophy thesis / D. S. Do-lan. - University of Wollongong, 1992. - 392 p.

11. Lowell P. Occult Japan or, The way of the gods an esoteric study of Japanese personality and possession. - Boston & N. Y.: Houghton, Mifflin and company, 1895. - 410 p.

12. Deal W. E. A Cultural History of Japanese Buddhism / W. E. Deal, Brian Ruppert // John Wiley & Sons, Inc. - 2015. - 320 p.

Информация об авторах

Профессор, доктор исторических наук Мартынов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кафедра алтаистики и китаеведения Казанскии федеральныи университет 42008, Казань, ул. Кремлевская, 18 Россия

dmitrymartynov80@mail.ru

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Доцент, кандидат исторических наук Мартынова Юлия Александровна

кафедра алтаистики и китаеведения Казанскии федеральныи университет 42008, Казань, ул. Кремлевская, 18 Россия

Ошуева Полина Сергеевна

Бакалавр

кафедра алтаистики и китаеведения Казанскии федеральныи университет 42008, Казань, ул. Кремлевская, 18 Россия

Статья поступила в редакцию 25.10.21; одобрена после рецензирования 20.01.22; принята к публикации 25.02.22.

The article was submitted 25.10.21; approved after reviewing 20.01.22; accepted for publication 25.02.22.

Information about Authors

Professor, Doctor of Historical Sciences Martynov Dmitry Evgenievich

Department of Altaic and Chinese Studies Kazan Federal University 420008, Kazan, Kremlyovskaya str., 18 Russia

dmitrymartynov8 0@mail.ru

Associate Professor, PhD Martynova Yulia Alexandrovna

Department of Altaic and Chinese Studies Kazan Federal University 420008, Kazan, Kremlyovskaya str., 18 Russia

Oshueva Polina Sergeevna,

Student

Department of Altaic and Chinese Studies Kazan Federal University 420008, Kazan, Kremlyovskaya str., 18 Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.