Научная статья на тему 'Пермский государственный университет: стратегия развития [5]'

Пермский государственный университет: стратегия развития [5] Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пермский государственный университет: стратегия развития [5]»

ПЕРМСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ [5]

Стратегия развития университета

Пермский государственный университет - старейшее высшее учебное заведение на Урале, один из ведущих университетов России.

Объективные показатели государственной аттестации Пермского университета, а также независимой международной экспертизы позволяют констатировать, что университет сегодня - динамично развивающееся высшее учебное заведение, ориентированное на новейшие образовательные технологии, со значительным научным потенциалом, высококвалифицированными преподавательскими кадрами, материальной базой, в целом достаточной для обеспечения образовательного и научного процессов, и высокой востребованностью выпускников как в России, так и за рубежом. За последнее десятилетие (1992-2002) радикально изменилась законодательная база и экономические условия функционирования вузов, вне-

Краткая информация о вузе

Пермский государственный университет - первое высшее учебное заведение на Урале. Университет организован как Пермское отделение Санкт-Петербургского университета 1(14) октября 1916 г. С 1917 г. работает в качестве самостоятельного вуза. В начале 30-х гг. на базе университета были открыты самостоятельные институты: медицинский, сельскохозяйственный, педагогический, фармацевтический в г. Перми, химико-технологический в г. Березники, ветеринарный в г. Троицке Челябинской области.

Позднее, в 1960 г., в состав вновь созданного Пермского политехнического института был передан технический факультет университета. Ученые и выпускники Пермского государственного университета составляют основу научных коллективов и школ не только самого университета, вузов города и области, но и сети академических учреждений Прикамья.

В университете развивается 22 основных научных направления, которые соответствуют профилю подготовки специалистов. Обучается 337 докторантов и аспирантов, по 28 научным специальностям работают 14 диссертационных советов, в том числе 11 докторских.

До 1989 г. Пермь была закрытым для посещения иностранцами городом. Сегодня Пермский государственный университет работает по 19 договорам по сотрудничеству с зарубежными партнерами. Особенно значимы договоры с Оксфордским университетом (Великобритания), Ганноверским университетом (Германия), Университетом Люнебурга (Германия), Манчестерским Метрополитен университетом (Великобритания), Средиземноморским университетом Марселя (Франция), Словенским университетом (г. Любляны, Словения) и другие.

Сохраняется устойчивая положительная тенденция участия ПГУ в международных договорах и проектах по программам Европейской Комиссии, Американского фонда гражданских инициатив, Всемирного банка реконструкции и развития, Агентства международного развития США, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, Американского Совета по международным обменам и исследованиям, Германской службы академических обменов, Посольства Франции, Министерства науки и культуры земли Нижняя Саксония и др.

Международная деятельность ПГУ направлена на укрепление академического сотрудничества с зарубежными университетами в области совместных научных исследований, разработки учебных программ, институционального строительства, обмена и распространения информацией, представляющий взаимный интерес, а также обмен преподавателями, аспирантами и студентами.

шняя среда. Наиболее существенные перемены произошли в следующих сферах:

• Управление системой высшего образования.

Имеет место определенная децентрализация управления и повышение самостоятельности вузов в принятии решений.

• Финансирование высшего образования.

Государство перестало играть роль главного и единственного финансиста. Возникли различные группы заказчиков и потребителей услуг высших учебных заведений со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Сформировалась конкурсная система получения финансирования научных исследований и идет формирование такой системы в сфере образовательных услуг.

• Структура высшего образования.

Стремительное расширение сети учреждений высшего профессионального образования: государственных и негосударственных. Университиза-ция высшего профессионального образования. Развитие сети филиалов и представительств вузов. Рост конкуренции среди вузов на рынке образовательных услуг.

Игнорировать эти изменения невозможно. Их объективное существование обуславливает в свою очередь необходимость введения изменений в систему управления университетом. Ключевым моментом необходимых изменений является тот факт, что вузы все в большей степени становятся субъектами рынка, в то время как системы управления отстают от этого процесса.

Необходимость модернизации управления, связанная с новой ролью университетов в обществе и государстве, создает предпосылки для стратегического планирования.

Идея стратегического планирования управления университетом - это попытка ответить на вопрос о том, как управлять вузом в условиях, которые стремительно меняются и зависят от множества факторов, а также при дефиците финансовых ресурсов.

Стратегический план развития университета разрабатывается с учетом главной цели и приоритетов его развития.

Главная цель университета- высококачественная подготовка конкурентоспособных специалистов, способных работать в условиях интеграции России в мировое сообщество.

Приоритетами развития университета являются:

• создание условий для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка существующих и складывающихся научных школ, ориентация в оценке их деятельности на мировые стандарты;

• совершенствование и укрепление материально-технической базы;

• совершенствование и повышение эффективности деятельности управленческой структуры вуза, построенного по принципу ассоциированного университетского комплекса.

Базовые принципы стратегического плана развития университета проецируются на основные направления его деятельности:

1. Образовательная деятельность.

2. Научная деятельность.

3. Деятельность по совершенствованию воспитательной работы со студентами, организация их быта, возможностей культурного развития и занятий спортом.

4. Деятельность в области информатизации.

5. Совершенствование управленческой структуры университета.

6. Экономико-финансовая деятельность.

7. Социальная сфера и материальная база.

8. Хозяйственная деятельность.

9. Международная деятельность.

1. Образовательная деятельность

Стратегические цели

• Сохранение высокого уровня профессионального образования выпускников университета.

• Усиление позиций и повышение статуса университета в сфере образовательной деятельности на региональном, окружном, федеральном и международном уровнях.

• Создание в университете системы непрерывного профессионального образования специалистов в течение всего времени их трудовой деятельности.

• Развитие материально-технической базы университета в интересах образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Стратегические задачи

• Обновление и совершенствование содержания профессионального образования.

• Совершенствование системы контроля и управления качеством образования в университете.

• Создание системы кадрового обеспечения образовательного процесса в университете.

• Внедрение новых и инновационных подходов к обучению; усиление роли самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей, внедрение компьютерных и дистанционных систем обучения и контроля знаний;

• Расширение участия университета в образовательных программах и проектах регионального, окружного, федерального и международного уровня.

• Внедрение системного подхода к формированию спектра образовательных программ университета, наиболее полно отвечающего потребностям региона и российского общества.

• Упорядочение и систематизация университетской системы связей с региональной, российской и международной общественностью.

• Разработка и внедрение единого системного подхода к управлению сферами дополнительного, довузовского и послевузовского профессионального образования.

• Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников университета регионом, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями.

• Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательной и научной деятельности (в первую очередь библиотечного обеспечения).

• Модернизация и расширение материально-технической базы образовательного процесса.

2. Научная деятельность

Стратегические цели

• Максимальное использование научно-исследовательского потенци-

ала университета в обеспечении образовательного процесса и развития научной деятельности университета.

• Фундаментализация научных исследований ученых университета.

• Расширение спектра прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям.

• Повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета в регионе, Российской Федерации, международном научном сообществе.

Стратегические задачи

• Поддержка существующих и формирование новых научных школ и научно-педагогических коллективов, деятельность которых направлена на развитие направлений фундаментальных научных исследований Пермского университета.

• Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через институты аспирантуры и докторантуры университета; повышение уровня контроля за процессом подготовки диссертационных работ; создание механизма адаптации молодых ученых на рынке научно-технической продукции в спектре интересов научных коллективов университета и их стимулирования.

• Создание условий для укрепления и развития фундаментальных исследований ученых университета как основ реализации их научных интересов, получения новых знаний и создания передовых технологий. Приоритетная поддержка гуманитарного сектора университетской науки. Расширение спектра заявочных интересов в рамках федеральных и региональных конкурсов и программ, особенно учебно-научных и научно-методических.

• Расширение спектра деятельности университета по прикладным проектам с целью разработки уникальных методов исследований, создания образцов новой техники, материалов, организации их производства; интеграция университетской науки в процессы экономического и социального развития региона.

• Разработка концепции и создание механизма действия инновационной политики университета в сфере научной деятельности для полноправного выхода на рынок инвестиций производственного сектора экономики региона, особенно природно-ресурсного, коммуникационно-транспортного, химико-технологического.

• Поддержание и развитие форм сотрудничества с научно-исследовательскими, проектными организациями, промышленными и иными предприятиями в целях совместного решения научно-технических задач и внедрения разработок в производство.

• Развитие сложившихся форм научного сотрудничества с административно-управленческими структурами области регионов Российской Федерации, администрациями районов и городов области.

• Расширение сферы научного, научно-производственного и научно-педагогического сотрудничества с институтами РАН, в первую очередь, институтами УрО РАН.

• Развитие системы административного управления научными исследованиями. Оптимизация структуры научных коллективов и научных подразделений университета.

• Создание и совершенствование оптимальных структур НИДС; создание условий реализации научного потенциала студентов, обеспечение условий подготовки наиболее талантливых студентов к преподавательской

и научной деятельности, создание системы морального и материального поощрения одаренных студентов.

• Создание условий нормативной обеспеченности и правовой защищенности научных разработок, защищенности интеллектуальной собственности и авторских прав сотрудников университета.

3. Деятельность по совершенствованию воспитательной работы со студентами

Стратегические цели

• Создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений обучающихся, их творческих способностей, для формирования гражданской позиции, ответственности за принятие решений.

• Превращение воспитания студентов в специально организованный процесс формирования социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств.

• Освоение обучающимися новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения с учетом открытости общества, роста динамики изменений.

Стратегические задачи

• Создание системы воспитательной работы, обеспечивающей участие студентов и преподавателей в реализации ее стратегических задач.

• Создание условий для формирования воспитывающей среды: использование вузовских традиций, повышение воспитательного потенциала учебных занятий, профилактика негативных деструктивных форм поведения.

• Гуманизация межличностных отношений преподавателей и студентов.

• Проведение систематического мониторинга состояния воспитательной работы и воспитывающей среды.

• Создание условий для самовыражения и саморазвития студентов и аспирантов в общественно-политической, духовной, спортивной сферах.

• Облегчение социализации в рыночной сфере через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

4. Деятельность в области информатизации

Стратегические цели

• Выведение Университета на уровень информатизации и использования новых технологий обучения, достигнутый наиболее развитыми вузами России и западноевропейскими университетами.

• Реализация концепций «опережающего образования» (включая фун-даментализацию образования и внедрение инновационных методик), развивающего образования (включая гуманистическую ориентацию, гибкое обучение, использование креативных технологий) и открытого образования с использованием дистанционного обучения и телекоммуникационных технологий.

• Подготовка выпускников к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, содействие предприятиям и учреждениям, на которых они будут работать по окончании университета (и тем самым стране в целом), в решении проблемы информационного («цифрового») неравенства.

Стратегические задачи

• Доведение количественного и качественного уровня оснащенности университета техническими средствами информатизации и реализации новых образовательных технологий до среднеевропейского университетского уровня.

• Обеспечение доступности образовательных и научных информационных ресурсов для преподавателей, сотрудников и студентов университета с помощью телекоммуникационных сетей, включая ресурсы университета (библиотека, факультеты, кафедры, научные подразделения), системы образования Пермской области, вузов России, Российской Академии наук, иных научных организаций и фондов, а также мировых образовательных и научных информационных систем.

• Создание и запуск единой телекоммуникационной информационной системы университета (ЕТИС ПГУ).

• Обеспечение высокого уровня подготовки выпускников университета по использованию информационных технологий общего и профессионально ориентированного назначений.

• Подготовка специалистов по направлениям и специальностям, отражающим современное состояние информатики и информационных технологий и пользующимся спросом на рынке труда.

• Широкое внедрение и создание условий для владения на высоком уровне преподавателями и сотрудниками университета информационными технологиями и современными технологиями обучения

• Создание и поддержка средствами информационных технологий полноценного информационного образа университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Усиление сотрудничества университета с вузами региона и органами управления образованием по решению общих задач информатизации образования.

• Увеличение объема средств, привлекаемых университетом на решение проблем информатизации, путем участия в договорных работах и конкурсных программах.

• Обеспечение стабильного предсказуемого финансирования работ по информатизации университета из бюджетных и внебюджетных источников.

• Объединение усилий всех профильных подразделений для решения задач, стоящих перед университетом в сфере информатизации.

• Совершенствование управленческой структуры университета.

5. Совершенствование управленческой структуры университета

Стратегические цели

• Оптимизация компетенций, разграничение функций, полномочий и ответственности управленческих структур университета различного уровня и их адаптация к новым экономическим условиям внешней среды.

• Совершенствование системы управленческих мероприятий по улучшению условий для профессиональной деятельности и социальных условий работающих и обучающихся.

• Совершенствование и повышение эффективности деятельности управленческой структуры университета, построенного по принципу ассоциативного университетского комплекса.

• Создание университетского истеблишмента с целью поддержки и отстаивания интересов университета во всех сферах его деятельности, включая международную.

Стратегические задачи

• Совершенствование нормативно-правового обеспечения управленческой деятельностью.

• Оптимизация распределения функций, взаимодействия при разграничении полномочий управленческих структур университета различного уровня.

• Расширение демократических принципов управления.

• Формирование условий и поддержка инициатив по созданию ассоциаций выпускников, как в России, так и за рубежом, фондов, экспертных советов, расширение связей со средствами массовой информации и т. д.

6. Экономико-финансовая деятельность

Стратегические цели

• Обеспечение финансовой устойчивости университета.

• Развитие и использование механизма многоканального финансирования университета.

• Совершенствование механизма определения приоритетности в распределении и использовании финансовых средств.

• Улучшение материального положения работающих и обучающихся в университете.

Стратегические задачи

• Развитие финансово-хозяйственного механизма в подразделениях университета, повышение их финансовой самостоятельности и ответственности.

• Расширение и эффективное использование возможностей бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

• Расширение перечня образовательных услуг и услуг по выполнению работ научно-исследовательского характера, оптимизация затрат на их выполнение.

• Разработка дифференцированной материальной поддержки работающих и обучающихся в университете.

• Формирование инвестиционных проектов с отечественными и зарубежными партнерами по развитию материальной базы и социальной сферы университета.

• Разработка и внедрение эффективной нормативной базы финансовой деятельности университета.

7. Социальная сфера и материальная база 7.1. Социальная сфера

Стратегические цели

• Дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и поддержки работающих и обучающихся в университете.

• Создание условий для охраны здоровья работающих и обучающихся.

• Расширение спектра мероприятий по обеспечению защиты прав работающих и обучающихся.

Стратегические задачи

• Разработка системы приоритетов социальной поддержки работающих и обучающихся в университете.

• Разработка жилищной политики и механизма ее реализации в отношении всех категорий работников.

• Улучшение условий проживания и обеспечение правопорядка в студенческих общежитиях университета.

• Разработка мероприятий, гарантирующих работающим и обучающимся в университете соблюдение требований по охране труда и социальному страхованию.

7.2. Материальная база

Стратегические цели

• Совершенствование материально-технической базы университета с целью приведения ее в соответствие с потребностями учебного процесса и научно-исследовательской работы.

• Рациональное и многопрофильное использование материально-технической базы университета.

• Создание учебных и научных лабораторий двойного подчинения.

Стратегические задачи

• Разработка стандартов потребности в оборудовании и расходных материалах для обеспечения учебного процесса и научных исследований с учетом перспектив их развития.

• Перспективное планирование создания вузовско-производственных лабораторий по программам Министерства образования и Министерства промышленности, науки и технологий РФ.

• Разработка принципов формирования фондов развития материальной базы университета из бюджетных и внебюджетных источников.

8. Хозяйственная деятельность

Стратегические цели

• Обеспечение развития материально-технической базы и основных фондов в соответствии с изменяющимися потребностями университета.

• Создание в университете атмосферы заинтересованности и ответственности работников и обучающихся в сохранении и эффективном использовании помещений, оборудования и материалов.

• Обеспечение рационального режима эксплуатации хозяйственного оборудования.

• Обеспечение нормативного режима условий труда, обучения и проживания работающих и обучающихся.

Стратегические задачи

• Сохранение и развитие материально-технической базы университета в соответствии с изменяющимися потребностями учебного процесса и научных исследований.

• Оптимизация системы финансирования деятельности хозяйственного управления с целью его относительной самостоятельности и повышения ответственности и эффективности.

• Улучшение условий эксплуатации имеющегося оснащения и оборудования, хозяйственных площадей и производственных мощностей.

• Создание системы повышения квалификации, стимулирования и закрепления кадров.

9. Международная деятельность

Стратегические цели

• Повышение и укрепление репутации ПГУ на международной арене.

• Достижение международного уровня конкурентоспособности результатов учебной и научно-исследовательской деятельности университета.

• Увеличение количества и повышение эффективности существующих

в Пермском государственном университете международных договоров и соглашений.

• Привлечение средств от международной деятельности в бюджет университета.

Стратегические задачи

• Материальное и информационное обеспечение изучения достижений зарубежных научных школ и передового педагогического научно-едова-тельского опыта для использования в Пермском государственном университете.

• Содействие и поддержка студенческой преподавательской международной мобильности в свете Болонского процесса и создания европейского университетского пространства.

• Укрепление взаимодействия в сфере международной деятельности с высшими учебными заведениями Перми и области, городскими и областными органами власти.

• Расширение партнерских связей с зарубежными организациями и учреждениями по традиционным для ПГУ направлениям и формирование новых.

• Создание международных научно-исследовательских коллективов и консорциумов для осуществления совместных исследований в области фундаментальных и прикладных проблем.

• Резкое усиление активности университета на международном образовательном рынке.

• Формирование и осуществление активной PR-политики на разных уровнях в сфере международной деятельности, пропаганда достижений и возможностей университета в области обучения иностранных студентов, совместной научно-исследовательской деятельности.

• Формирование механизма взаимодействия между факультетами и подразделениями ПГУ в международной деятельности.

Такова концепция стратегического развития Пермского государственного университета на среднесрочную перспективу, которая является сегодня основой для конкретных планов вуза и его структурных подразделений. Реализация их поможет упрочению позиций университета не только в регионе, но и на иных более высоких уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.