Научная статья на тему 'Пермь театральная и культурная в годы войны (1941 1945)'

Пермь театральная и культурная в годы войны (1941 1945) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3240
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР ДРАМЫ / КУЛЬТУРА / ВОЙНА / КУЛЬТУРА ГОРОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ивинских Галина Павловна

Рассматривается деятельность театров пермских и эвакуированных в город. В первые месяцы войны в Пермь были эвакуированы не только промышленные предприятия, но и крупные художественные коллективы Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Ленинградское хореографическое училище и другие. В город приехали многие известные деятели искусства и культуры. Эвакуированные актеры пополнили труппу Пермского театра драмы. Театры работали в напряженном ритме. Спектакли на стационаре совмещались с постоянными концертами в госпиталях, на предприятиях города и области, с поездками в составе фронтовых бригад. Объединенность творческих сил благотворно сказалась на развитии культуры города, на его атмосфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пермь театральная и культурная в годы войны (1941 1945)»

УДК 792.2 (2р-Пер) Ивинских Галина Павловна

Пермь театральная и культурная в годы войны (1941 - 1945).

В первые месяцы войны в Пермь были эвакуированы не только промышленные предприятия, но и творческие коллективы: Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ему была предоставлена сцена местного театра оперы и балета), Ленинградское хореографическое училище и другие.

За годы войны население Перми увеличилось в два раза. В город приехали многие известные композиторы, художники, писатели. Если перед войной членами Пермского отделения Союза советских писателей было всего шесть человек, то за счет эвакуированных число их увеличилось до

70[1, л. 1].

В Перми и в близлежащих населенных пунктах жили и творили Михаил Слонимский, Юрий Тынянов, Вера Панова, Лев Кассиль, Аркадий Первенцев, Василий Катанян, Осип и Лиля Брик (в Перми была напечатана ее книга о Маяковском «Щен»). Валентин Каверин работал над романом «Два капитана». Пианист Эмиль Гилельс и скрипач Давид Ойстрах выступали с концертами. Сергей Прокофьев работал в Перми над музыкой к балету «Золушка». Арам Хачатурян, написал здесь музыку к балету «Гаянэ». Балет впервые был поставлен на пермской сцене.

Естественно, что вместе с родителями были эвакуированы и дети. Среди них оказались будущие знаменитости: Юрий Григорович, Анатолий Эфрос, Михаил Козаков, Александр Ширвиндт.

Наибольшее влияние на развитие культуры города оказал Ленинградский театр оперы и балета. Уроженец Перми Г. И. Бурков, будущий известный актер, вспоминая военные годы (он был тогда подростком) писал: «Я рос на опере и балете Ленинградского театра имени Кирова. Знал целые спектакли наизусть, видел Чабукиани, Дудинскую, Уланову, Слушал Нэлеппа и других знаменитых певцов» [2, с. 296].

В Перми ленинградцы играли не только свой прежний репертуар, но совместно с композиторами работали над созданием новых современных произведений [3]. Среди них - опера «Емельян Пугачев» композитора М. В. Коваля на либретто В. В. Каменского, балет «Гаянэ на музыку Арама Хачатуряна и других.

Всего было показано 27 различных оперных и балетных спектаклей, состоялось более 1000 представлений и около 3500 концертов. Народная артистка СССР Г алина Уланова говорила: «Мы живем и работаем в городе, наполненном дыханием героического вдохновенного труда, труда для фронта, для разгрома варваров во имя торжества человеческой свободы. Это окрашивает в особые неповторимые тона и наше творчество» [4].

Спектакли Ленинградского театра задали новую, более высокую эстетическую планку для всех участников театрального и иного художественного процесса.

Пермский театр оперы и балета, (до реэвакуации Ленинградского театра, начавшейся в конце мая 1944 г.) фактически был передвижным. Мобильная часть, сформированная из общего состава труппы, выступала в промышленных городах области: Кизеле, Соликамске, Краснокамске.

Сезон 1944 - 1945 гг. театр открыл уже на родной сцене. В сентябре 1944 года при театре была открыта хореографическая студия, через год (1 сентября 1945 г.) реорганизованная в республиканское хореографическое училище. В России это было третье после Ленинграда и Москвы (и первое в провинции) профессиональное училище по подготовке артистов балета. В 1950 г. состоялся первый выпуск.

В напряженном ритме жил в годы войны и театр драмы. В 1941 году театр возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР Иван Семенович Ефремов. Он был не только опытным руководителем и режиссером, но и самобытным актером. В начале войны труппа пополнилась новыми актерами, эвакуированными из Москвы, Ленинграда, из других центральных областей.

Известные художники Борис Иогансон и Натан Альтман участвовали в художественном оформлении спектаклей. Заведующим литературной частью театра стал писатель М. Э. Казаков (отец будущего актера и режиссера Михаил Казакова). Его пьесы «Топор и яблоня» и «Россия, помоги нам!» были впервые поставлены в Перми.

Хотя в то время театр размещался вдалеке от центра города, он притягивал людей, зал всегда был переполнен. В первые месяцы войны театр создавал мобильные, динамичные постановки в форме театрализованных концертных программ, проводил вечера одноактных пьес, объединенных патриотическим мотивами. Подобные вечера устраивались и в рабочих клубах.

При появлении пьес, связанных с военными событиями, театр сразу же включал их в свой репертуар: «Дом на холме» В. А. Каверина, «Лодочница»

Н. Ф. Погодина, «Так и будет», «Парень из нашего города», «Русские люди» К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука. Последняя пьеса, опубликованная в конце августа 1942 года в нескольких номерах газеты «Правда», была (уже осенью) поставлена почти во всех театрах страны.

Начальный период войны несколько отодвинул от театра классический репертуар, но вскоре классика заняла в нем свое достойное место. В годы войны в стране был проведен смотр спектаклей по произведениям отечественных классиков. По итогам этого смотра были отмечены два спектакля Пермского драматического театра: «Горе от ума» в постановке ленинградского режиссера А. Б. Винера с Ю. В. Городецким в роли Чацкого [5] и «Егор Булычов и другие», режиссером которого и исполнителем главной роли был И. С. Ефремов. Писатель М. Л. Слонимский в своем отклике на премьеру «Егора Булычова», назвал спектакль» серьезнейшим достижением всесоюзного значения» [6].

В 1943 году при театре была создана трехгодичная театральная студия. Преподавательский состав был очень сильным, во многом из числа эвакуированных специалистов. Лекции по истории театра читали такие ученые, как

С. С. Мокульский, А. К. Дживелегов, С. С. Данилов. Кстати, труд - «Очерки по истории русского драматического театра» был написан С. С. Да-

ниловым в Перми и здесь же в 1944 году впервые издан (на газетной бумаге тиражом всего 160 экземпляров). Для студийцев (500-страничная) книга оказалась прекрасным подспорьем в учебе. (Полноценное издание книги вышло в 1948 году в издательстве «Искусство» тиражом в 10000 экземпляров.) Сценическую речь преподавала режиссер из Ленинграда Н. М. Микеладзе. Танец в студии вела известная балерина и педагог, одна из любимых учениц А. Я. Вагановой (чье имя ныне носит Санкт-Петербургская академия русского балета) - Е. Н. Гейденрейх.

Не все из учащихся впоследствии связали с вою жизнь с театром. Так, Анна Шилова стала известным диктором центрального телевидения, Алла Лейн - искусствоведом (многие годы отдала ГИТИСу, в 1870- 1980-е гг. была деканом театроведческого факультета).

Театр драмы, как и другие театры, работавшие в Перми в военные годы, стали необходимой составляющей, дающей дополнительные силы жить, работать, ждать своих родных и надеяться. Искусство театра помогало преодолевать одиночество. В зрительном люди обретали чувство локтя в прямом и переносном смысле. В сценических героях из военной действительности они «узнавали» своих близких, словно повидались, а герои других времен давали возможность, хоть на миг отвлечься от тяжелых дум.

Спектакли на стационаре совмещались с постоянными концертами в госпиталях, на предприятиях города и области, с поездками в составе фронтовых бригад.

Всего эти бригады, сформированные из артистов театра драмы, Ленинградского и Пермского театров оперы балета, филармонии, дали за годы войны более 600 концертов на передовых позициях под Москвой, на СевероЗападном, Центральном и Украинском фронтах[7, с. 277 - 278].

Трижды театр драмы направлял на фронт самостоятельные бригады, выступавшие со спектаклем «Парень из нашего города» и концертными про-

граммами, состоявшими не только из драматических, но и из музыкальных номеров, поскольку в то время в штате театра имелся свой небольшой оркестр.

Личный опыт в изучении будней войны, ее трагедий и победных дней, был важен для актеров. Он наполнял их творчество подлинностью, освобождая от ложного пафоса на сцене.

В годы войны в действующей армии погибло четырнадцать работников театра драмы, рабочие технических цехов и актеры. В театре их имена высечены на мраморной мемориальной доске.

Помимо деятельности профессиональных театральных коллективов в военный период в городе и области продолжались ежегодные смотры художественной самодеятельности. И с каждым годом в них участвовало все большее число людей (от детского до преклонного возраста). Газета «Звезда» в номере за 11 апреля 1945 года писала, что в отборочных смотрах, проходивших за последние месяцы по всем городам и районам области, участвовало около 20 тысяч человек, что «было прослушано 352 хора, несколько тысяч певцов, чтецов, музыкантов, десятки драматических, хореографических, цирковых и музыкальных коллективов. Итоговый концерт, состоявшийся на сцене театра оперы и балета длился 5 часов, а занято в нем было более тысячи человек[7, с. 274].

В июне 1943 г. в Перми состоялась межобластная научная конференция - «Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе». На нее приехали многие известные писатели: П. П. Бажов (он был инициатором ее созыва), А. Б. Барто, Ф. В. Гладков, Ф. И. Панферов, О. Д. Форш, М. С. Шагинян, В. В. Каменский и другие. С докладами выступили не только литераторы, но и ученые. С большим вниманием было воспринято выступление театроведа, историка театра С. С. Мокульского на тему «Задачи и перспективы дальнейшего развития художественной культуры Урала». К этой конференции сотрудники Пермской художественной галереи подготовили большую выставку произведений XIII - XX веков, рассказывающих об Урале[8, с. 40, 46].

Таким образом, в годы войны в Перми возникла своеобразная объеди-ненность творческих людей, что благотворно сказывалась на всей культурной жизни города.

Библиографические ссылки

1. ГАПК. Ф. р-1588.Оп. 1. Д. 599. Л. 1.

2. Бурков Г. И. Хроника сердца. М., 1998.

3. Звезда. 1942. 11 ноября.

4. Уланова Г. С. Зрители глубоко поняли наше творчество. // Звезда. 1943. 12 апреля.

5. Гинц С. М. «Горе от ума». // Звезда. 1943. 24 ноября.

6. Слонимский М. Л. ««Егор Булычов и другие» // Звезда. 1942. 25 июня.

7. Западный Урал - фронту. Пермь, 1985. С 277 - 278.

8. Гусаров его время. Пермь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.