Научная статья на тему 'Перипетии церковной жизни Санкт-Петербурга времени Анны Иоанновны. К истории строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы'

Перипетии церковной жизни Санкт-Петербурга времени Анны Иоанновны. К истории строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
489
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / СИНОД / СВЯЩЕННИК / ТИМОФЕЙ СЕМЕНОВ / CHURCH OF THE NATIVITY OF THE MOTHER OF GOD / ST.-PETERSBURG / SYNOD / PRIEST / TIMOFEI SEMENOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивоварова Надежда Валерьевна

В статье рассматриваются несколько эпизодов церковной истории Санкт-Петербурга XVIII в. Анализируются документы по истории строительства трех церквей во имя Рождества Богородицы. Первый из этих храмов предполагалось возвести на Васильевском острове, куда Петр I задумал перенести центр столицы. Самое раннее документальное свидетельство о начале реализации плана Петра I относится к 1723 г. На основе письменных источников прослеживается последовательность событий от выбора места для строительства до окончания возведения храма. Выясняются причины изменения наименования церкви, освященной в 1732 г. не в честь Рождества Богородицы, а во имя апостола Андрея Первозванного. Инициатива строительства второй церкви того же посвящения принадлежала прихожанам старой деревянной церкви Рождества Богородицы на Петербургском острове. Место для нее было выбрано вблизи старого храма, однако строительство так и не началось. Собранная на строительство сумма была истребована императрицей Анной Иоанновной и употреблена на постройку третьего храма того же наименования, возведенного в 1737 г. на Невской перспективе. История проектирования и строительства церквей рассмотрена в контексте церковной жизни Санкт-Петербурга первой половины XVIII в. Многие архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Библиогр. 39 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRICACIES OF THE CHURCH LIFE IN ST. PETERSBURG TIME OF EMPRESS ANNA IOANNOVNA. THE HISTORY OF THE CONSTRUCTION OF THE CHURCH OF THE NATIVITY OF THE MOTHER OF GOD

The article deals a few episodes of the 18th century St. Petersburg church history through an analysis of documents on the history of the construction of three churches of the Nativity of the Mother of God. The first of these churches was to be built on Vasil’evsky Island, where Peter the Great had planned to move the center of the capital. The earliest documentary evidence about the beginning of realization of ideas of Peter dates from 1723. On the basis of written sources the article traces the sequence of events from the choice of construction site until the end of the construction of church. It clarifies the reasons for changing the name of the church, consecrated in the year 1732 not in honor of the Nativity of the Mother of God, but in honor of the Apostle Andrew. Community wooden Church of the Nativity of the Mother of God of the Petersburg Island initiated the construction of a new stone church. The construction site was chosen near the old church, but the building has not begun. Monetary fund accumulated for the construction of this church was confiscated by the Empress Anna Ioannovna and spent on the creation of the third church of the same name, built in the year 1737 on Nevsky Prospect. History of the design and construction of churches has been reviewed in the context of church life in St. Petersburg in the first half of the 18th century. Many of the archival documents are used for the first time. Refs 39.

Текст научной работы на тему «Перипетии церковной жизни Санкт-Петербурга времени Анны Иоанновны. К истории строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы»

УДК 261.6

Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2016. Вып. 2

Н. В. Пивоварова

ПЕРИПЕТИИ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВРЕМЕНИ АННЫ ИОАННОВНЫ. К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ*

Государственный Русский музей, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4

В статье рассматриваются несколько эпизодов церковной истории Санкт-Петербурга XVIII в. Анализируются документы по истории строительства трех церквей во имя Рождества Богородицы. Первый из этих храмов предполагалось возвести на Васильевском острове, куда Петр I задумал перенести центр столицы. Самое раннее документальное свидетельство о начале реализации плана Петра I относится к 1723 г. На основе письменных источников прослеживается последовательность событий от выбора места для строительства до окончания возведения храма. Выясняются причины изменения наименования церкви, освященной в 1732 г. не в честь Рождества Богородицы, а во имя апостола Андрея Первозванного. Инициатива строительства второй церкви того же посвящения принадлежала прихожанам старой деревянной церкви Рождества Богородицы на Петербургском острове. Место для нее было выбрано вблизи старого храма, однако строительство так и не началось. Собранная на строительство сумма была истребована императрицей Анной Иоанновной и употреблена на постройку третьего храма того же наименования, возведенного в 1737 г. на Невской перспективе. История проектирования и строительства церквей рассмотрена в контексте церковной жизни Санкт-Петербурга первой половины XVIII в. Многие архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Библиогр. 39 назв.

Ключевые слова: церковь Рождества Богородицы, Санкт-Петербург, Синод, священник, Тимофей Семенов.

THE INTRICACIES OF THE CHURCH LIFE IN ST. PETERSBURG TIME OF EMPRESS ANNA IOANNOVNA. THE HISTORY OF THE CONSTRUCTION OF THE CHURCH OF THE NATIVITY OF THE MOTHER OF GOD

N. V. Pivovarova

State Russian Museum, 4, Inzhenernaya str., St. Petersburg, 191186, Russian Federation

The article deals a few episodes of the 18th century St. Petersburg church history through an analysis of documents on the history of the construction of three churches of the Nativity of the Mother of God. The first of these churches was to be built on Vasil'evsky Island, where Peter the Great had planned to move the center of the capital. The earliest documentary evidence about the beginning of realization of ideas of Peter dates from 1723. On the basis of written sources the article traces the sequence of events from the choice of construction site until the end of the construction of church. It clarifies the reasons for changing the name of the church, consecrated in the year 1732 not in honor of the Nativity of the Mother of God, but in honor of the Apostle Andrew. Community wooden Church of the Nativity of the Mother of God of the Petersburg Island initiated the construction of a new stone church. The construction site was chosen near the old church, but the building has not begun. Monetary fund accumulated for the construction of this church was confiscated by the Empress Anna Ioannovna and spent on the creation of the third church of the same name, built in the year 1737 on Nevsky Prospect. History of the design and construction of churches has been reviewed in the context of church life in St. Petersburg in the first half of the 18th century. Many of the archival documents are used for the first time. Refs 39.

Keywords: church of the Nativity of the Mother of God, St.-Petersburg, Synod, priest, Timofei Semenov.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-04-00188 «Церковная культура Петербурга XVIII века: мифы и реальность».

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

В градостроительной политике Петра I важное место отводилось застройке Васильевского острова. Согласно планам, подписанным царем в 1716 и 1718 гг., на острове проектировалось возведение восьми церквей, в том числе соборной напротив здания Двенадцати коллегий1. Собор предназначался для кавалеров ордена св. апостола Андрея Первозванного, а одной из приходских церквей должна была стать новая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы [1; 3, с. 3]2. Не случайно 1 сентября 1723 г., будучи в своем летнем доме, Петр указал «собранные в Санкт-Петербургскую Рождества Богородицы церковь на строение каменной церкви денги иметь до указу в целости. И объявить их в Синоде немедленно» [5, л. 1], а 3 октября изустно повелел отвести для новой церкви место на седьмой линии Васильевского острова. Затянувшаяся переписка между Синодальной и Городовой канцеляриями, Камор-коллегией, Акцизной Камерой, Штатс-Конторой и Канцелярией от строений в итоге показала, что особого сбора в Рождественской церкви не велось, а собирались деньги в часовне на берегу Невы, но в 1709 г. они были израсходованы на строительство Троицкой церкви [5, л. 2, 16, 17, 24-24 об.].

19 ноября 1723 г., рапортуя об исполнении по императорскому указу, старший священник деревянной Рождественской церкви на Петербургском острове Иоанн Стефанов доносил в Синод:

Велено нам нижаишим церковь строить во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с пределом на Василевском острову внов, каков будет показан рисунок архитектуром, а земли он архитектор под строение оноя церкви и с площадью показал шездесят сажен длинику, тож и поперечнику, а предел при онои церкви во имя которого святаго повелено будет построить, о том что Святеишии Правителствующии Синод повелит. И нынешним зимним временем к тому церковному строению на показанное место надлежит ставить всякия материалы: сваи, камень и плиту и известь, кирпичи купить, так же и провоз де-шевлее, а такия нам припасы готовить нечем, понеже церковных зборных и свечных денег с неболшим сто рублев, да вкладчиковых девяносто за строением нынешния церкви и покупкою колокол и всякия утвари церковныя в остатках [5, л. 7].

Поскольку денег на каменное строение выдано не было, Иван Стефанов «со товарищи» — священниками Тимофеем Семеновым и Алексеем Васильевым — 16 де-

1 Высочайше одобренная планировка острова принадлежала Д. Трезини, однако вплоть до 1728 г. она оставалась нереализованной, как сообщал об этом сам архитектор: «Назначено строить на том Преображенском острову соборная црковь на болшой площади, где строятца коллегии и Гостиной двор, да приходских црквей седмь. Ис того числа построена одна между строенеи каменных коллегеи и бывшаго кнзя Меншикова во имя Воскресения Хрстова» [1, л. 1 об.]. В январе 1717 г. свой план планировки острова представил Петру I Ж.-Б.-А. Леблон. Согласно этому плану, наряду с соборной церковью на стрелке предполагалось возвести четыре соборные церкви на пересечении главных улиц и десять приходских церквей в жилых кварталах (одна из них — в усадьбе А. Д. Меншикова — уже существовала). Древнейший план Дж. Трезини до настоящего времени не обнаружен, план Ж.-Б.-А. Леблона опубликован С. В. Семенцовым [2, вкл. между с. 56 и 57]. В разметке на копии плана номера у трех церквей не проставлены. Благодарю С. В. Семенцова за это уточнение.

2 Впервые документы о строительстве церкви Рождества Богородицы на Васильевском острове были систематизированы в книге М. Я. Королькова, посвященной истории Андреевского собора [3]. Сравнительно недавно к тем же материалам обратились В. В. Антонов и В. К. Шуйский, подготовившие главу по истории Рождественской церкви для издания о Казанском соборе [4, с. 13-27]. Однако в обоих изданиях встречаются фактологические ошибки и опущены многие обстоятельства и детали, важные для понимания реальной ситуации, которые мы восполняем на основе подлинных архивных документов.

кабря вновь обратились в Синод с ходатайством об отпуске денег, определении подрядчиков и выдаче благословенной грамоты. В этом доношении появилась еще одна просьба, которая кардинально изменила дальнейший ход дела:

А пока мест оная каменная церковь строитца будет, повелено б было ныне поставить на тои же показаннои церковнои земле в особливом месте неболшую деревянную церковь на время, понеже каменной церкви за недостатком денег в скором времени постройть невозможно. А тамошние жители требуют, чтоб ради необходимых духовных нужд и обы-чаиного священнослужения поставлена была церковь со определением священника. Понеже великий и протчия посты на молитву приходить им некуда. И по воскресным дням и господским праздникам литоргий слушадь (так!) не сподобляются [5, л. 10 об.].

Намерение построить временную деревянную церковь Синод не одобрил, и только новое доношение, поданное в июле 1724 г. обывателями Васильевского острова, заставило синодальных членов пересмотреть прежнее решение, впрочем, при условии «ежели от <...> Полицеймейстерской Канцелярии оное строение на обявленном в том их доношении месте позволитца» [5, л. 21-22, 23 об.]3. Так как в течение года ответа из Полицеймейстерской канцелярии не последовало, василе-островские обыватели 11 июня 1725 г. вновь беспокоили Синод просьбой понудить канцелярию к скорейшему решению. 22 июня священник Тимофей Семенов получил для передачи в канцелярию указ, подтверждавший решение Синода:

И ежели позволение из Полицеймейстерской Канцелярии получат и состроят временный храм, тогда из придела церкви Рождества (на Петербургском острове. — Н. П.) антиминс и утварь туда перенесть, и священнослужение, и священныя потребы тамо, где пристойно, велеть отправлять оной Рожественской церкви священницам с причетники по разсмотрению тиунской канторы [5, л. 25-25 об., 23 об.-27].

Между тем уже 19 июня 1725 г. Екатерина I повелела строить каменную церковь на седьмой линии посреди площади, а временную деревянную — на той же площади по большому каналу. 10 июля разрешение на постройку дала и Полицей-мейстерская канцелярия [1, л. 1 об.-2].

Как следовало из письма архитектора Д. Трезини к священнику Тимофею Семенову, к весне 1728 г. была окончена расчистка места под деревянную церковь. Это позволило испросить благословение Синода на начало строительных работ. Деньги на материалы и «прочие принадлежности» Синод предлагал употреблять из числа собранных и вновь собираемых в старой церкви на Санкт-Петербургском острове, а по окончании строительства войти с особым доношением относительно выдачи иконостаса и прочей церковной утвари4.

20 января 1731 г. Тимофей Семенов рапортовал Синоду о завершении строительства и убранства церкви. Для ее освящения не хватало только церковной утвари и колоколов, которые поп предлагал взять из старой Рождественской церкви: «Ис святых Евангелиев и ис священных сосудов и ис священного облачения и ис колоколов во оную новопостроенную церковь изо всего отдать половину, понеже во оной Рожественской церкви церковной утвари имеется довольное число».

3 Доношение было подано и рассмотрено в Синоде 7 сентября 1724 г.

4 См. содержание определения Синода от 7 июня 1728 г. [1, л. 2 об.].

Но главное, чего требовал Тимофей, — отдать в церковь «и образ месной явление Казанския Пресвятыя Богородицы», а саму новопостроенную церковь освятить во имя Казанской иконы [5, л. 28-28 об.].

Синодальные члены явно медлили с ответом. К рассмотрению доношения обратились только в конце 1731 г. 29 ноября Синод вынес определение явно не в пользу просителя:

Во означенную новопостроенную церковь ко освящению ея освященныи антиминс дать из Санктпитербурхскаго духовнаго Правления, а впредь о том Святеишии Синод не утруждать, а утвари и прочего в тое церковь из Рожественскои не брать, но во исправлении того иметь старание как и о строении [5, л. 32-32 об.]5.

Освящение было отложено еще почти на год, к исходу которого Синод принял, казалось бы, неожиданное решение: так как «в Петербурге во имя св. апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола в Российской империи имеется кавалерия, которую сама Ея Императорское Величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская, полагая на себе, носить изволит, также по всемилостивейшему Ея Императорскаго Величества указу, многие знатныя обретающияся в России и в службе Ея Импера-торскаго величества особы, гг. министры, генералитет и придворные высшие чины тоя кавалерии ношением удостоены. Чего для, в день того св. апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а имянно: ноября 30-го числа, бывает публичное церемониальное торжество, и прилично Святейшему Синоду показалось вышепомяненную церковь освятить во имя св. апостола Андрея Первозваннаго (курсив наш. — Н. П.)» [3, с. 10]. 8 октября 1732 г. церковь была освящена согласно новому синодальному определению.

Обратившись к анализу современных сочинений об Андреевском соборе на 6-й линии Васильевского острова, можно обнаружить, что в некоторых из них о церкви Рождества Богородицы даже не упомянуто. Авторы энциклопедической справки в издании «Святыни Санкт-Петербурга» В. В. Антонов и А. В. Кобак [6, с. 79-82] спроецировали на построенную в 6-й линии деревянную церковь историю задуманного, но не осуществленного на площади перед зданием 12-ти коллегий каменного соборного храма во имя святого Андрея Первозванного. Только так можно объяснить появление в их тексте сведений о выделении на строительство церкви на 6-й линии тысячи рублей из казны и об обращении за помощью к кавалерам Андреевского ордена. Между тем в делопроизводстве синодального архива за 1720-е годы не только не содержится таких данных, но и вовсе отсутствуют какие-либо упоминания о храме святого Андрея Первозванного. Заголовки всех документов, относящихся к строящейся церкви, называют ее исключительно Рождественской.

Предпосылки для мифологизации подлинной истории будущего Андреевского собора, думается, следует искать в статье протоиерея А. Камчатова, включенной в третий выпуск «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии» [7, с. 414]. Именно здесь история двух церквей впервые была изложена столь сумбурно, что разобраться в ней и отделить одно от другого позволяло только обращение к подлинным архивным документам. В значительной мере эту задачу

5 Синод отказал и в другой просьбе: разрешить при церкви погребение мертвых.

выполнил М. Я. Корольков, который, однако, не пытался ответить на важный вопрос: с чем было связано неожиданное переименование церкви.

Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо обратиться к биографии главного действующего лица в истории со строительством храма, — попа церкви Рождества Богородицы на Петербургском острове Тимофея Семено-ва6. В Рождественской церкви он появился в 1716 г. в качестве третьего священника, а до приезда в Петербург служил в Успенском храме города Болхова Крутицкой епархии. Благодаря всесильному А. Д. Меншикову поп Тимофей получил определение к церкви Рождества Богородицы [11, л. 4], пребывание в которой способствовало его карьерному росту. В 1723 г. он был назначен во флот на корабли Колпинской флотилии [12; 13, стб. 301], в 1724 г. стал инквизитором церковного благочиния Санкт-Петербурга [14; 15; 16, стб. 208, 216]. В документах первой половины XVIII в. трудно найти другое имя, которое бы столь же часто появлялось на страницах синодального делопроизводства, притом в ситуациях самых неприглядных. В октябре 1723 г. вместе с протопопом Рождественской церкви Иоанном Стефановым он участвовал в интригах, направленных против третьего священника — Александра Васильева, и донес на вдову Наталью Устинову, заподозренную им в расколе [17; 18; 13, стб. 531-533, 546-547]. В 1724 и 1726 гг. доносил уже на самого Стефанова [15; 16, стб. 215-221], с явным расчетом добиться первенствующего положения в церкви. (Место старшего священника он получит очень скоро — после смерти Стефано-ва 17 августа 1727 г. [19; 20, стб. 385].) В 1734 г., будучи послан в Александро-Не-вский монастырь на содержание, Тимофей Семенов повздорил с монахом, за что оба были посажены на цепь [11; л. 10 об.], а в 1735 г. содержался под арестом в связи с несанкционированным ношением по домам Казанской иконы Богородицы [11, л. 7 об.]. Вздорный характер, склонность к пьянству и дракам способствовали неоднократным перемещениям Тимофея Семенова из церкви в церковь. С 1737 г. после упразднения церкви Рождества Богородицы на Петербургском острове7 он сменил четыре места службы. Начав с придворной Рождественской церкви на Невской перспективе (1737), он был переведен сперва третьим священником в церковь святого Андрея Первозванного на Васильевский остров (1738) [22, л. 7-7 об.; 23, с. 428]8, затем к Успенскому собору, что в Никольской (1740) [24; 25, стб. 40-41;

6 Имя Тимофея Семенова несколько раз упоминается в издании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», главным образом в тех его разделах, которые касаются церковного причта; упоминается он и во вступительной статье, посвященной истории Петербургской епархии (см. ниже). В недавнее время личность Тимофея Семенова привлекла внимание научного сотрудника Русского музея И. В. Сосновцевой, высказавшей мнение о тождестве рождественского священника и его тезки — иконописца первой половины XVIII в. [8; 9, с. 101-103, 464]. Представляется, что реальных оснований для такого отождествления нет, а сама личность священника излишне идеализирована автором. Сведения о работах новгородского иконописца Тимофея Семенова собраны Л. А. Колесниковой [10, с. 70].

7 В литературе часто фигурирует неверная дата упразднения Рождественской церкви на Петербургском острове, которое в действительности произошло в 1736 г. Чаще всего приводятся даты 1727 или 1729 г. Последняя восходит к тексту вступительной статьи к «Историко-статистическим сведениям» [21, с. 43]. В энциклопедии В. В. Антонова и А. В. Кобака одновременно фигурируют две даты: 1727 и 1736 [6, с. 83, 165].

8 Приведенные сведения опровергают предположение И. В. Сосновцевой о том, что перевод Тимофея Семенова в Андреевскую церковь в 1737 г. явился осуществлением его заветной мечты непременно служить в храме, в значительной мере построенном его усилиями [8, с. 164, примеч. 23]. В действительности перевод из придворного храма в приходской с понижением по должности был

26, с. 35], и, наконец, определен протопопом в Исаакиевский собор (1745) [26, с. 38;

27, с. 45]. Особенно он «отличился», находясь при Успенском соборе, где творил всякие бесчинства, за что, по определению Синода, подлежал извержению из про-топопства и определению рядовым священником в ораниенбаумскую Пантелеимо-новскую церковь [28; 29, стб. 658-660; 26, с. 37]. Только ходатайство сына Тимофея Алексея — слушателя философии в Александро-Невской семинарии — перед преосвященным Никодимом заставило владыку пересмотреть решение [26, с. 38]. Последний эпизод, избранный, впрочем, не с целью разоблачения нравов духовенства XVIII в., а в качестве примера развития в Петербурге института наследственного священства, вошел в текст третьего выпуска «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии» [23, 1-я паг., с. 68-69].

При всем том Тимофей Семенов был достаточно состоятельным человеком, имел свой двор9 и крепостных людей10, что, думается, и позволяло ему до поры до времени избегать серьезных наказаний. На хорошие места были пристроены и его дети — Григорий, начавший диаконом и к 1761 г. дослужившийся до протопресвитера Андреевской церкви11, Иоанн (?)12 и Алексей. Последний, в отличие от отца принадлежавший к категории ученого духовенства, в 1745 г. заступил на его место в Успенском соборе, где пребывал до 1767 г. [26, с. 38].

Обратимся вновь к развитию событий конца 1720-х — начала 1730-х годов.

29 июня 1727 г., вероятно, потеряв надежду поладить с неуживчивым сослуживцем, взявшим в свои руки дело строительства храма на Васильевском острове, старший священник Рождественской церкви Иоанн Стефанов решился на отчаянный шаг13. Он подал доношение в Синод с ходатайством о перестройке ветхой церкви Рождества Богородицы на Петербургском острове с перенесением ее «от тесноты на площадь, которая имеется чрез улицу у Гостина двора», прося дать соответствующий указ в Полицмейстерскую канцелярию14. Уже однажды удовлетворив аналогичную просьбу Тимофея Семенова в связи с предполагаемым строи-

наказанием, которое должно было образумить зарвавшегося священнослужителя. Не случайно он всеми способами старался восстановить свой прежний статус и наконец добился желаемого, поступив в 1740 г. протопопом в Успенский собор, что в Никольской.

9 Согласно данным на 1734 г., Тимофей Семенов имел двор в приходе Рождественской церкви на Петербургском острове, «в Посадской от Гостина двора наличной линии», купленный им в 1717 г. у купецкого человека Ивана Фролова (владение «по крепости от крепостных дел»). Второй двор, на седьмой линии близ церкви Андрея Первозванного, построенный им на отводной из Полицмейстерской канцелярии земле, Тимофей уступил своему сыну Григорию в вечное владение [30; 31, стб. 669-670, 675-676].

10 Сохранилось дело 1728 г. о бегстве от Тимофея Семенова крепостных людей [32].

11 Сохранилось несколько архивных дел, упоминающих о диаконе, а затем о протопресвитере Григории [33; 34].

12 В 1735 г. при церкви Рождества Богородицы на Петербургском острове числился дьячок Иоанн Тимофеев [35]. Возможно, это сын Тимофея, с которым он носил по домам Казанскую икону. В. В. Антонов и В. К. Шуйский приводят даты жизни Иоанна: 1710-1771 — и уточняют этапы его продвижения по службе: в 1750 г. он становится диаконом, в 1755 г. — иереем, в 1763 г. — настоятелем Рождественской церкви на Невской перспективе [4, с. 21].

13 Напомним, что в 1726 г. Тимофей Семенов донес на Стефанова в Синод, обвинив его в неправильном произнесении ектеньи [15; 16, стб. 215-221].

14 Он писал: «Та церковь построена весма в тесном месте в проезжей улице и в самой близости дворов, и страх немалой имеется [отчего Боже сохрани] пожарнаго разорения» [36, л. 1 об.]

тельством на Васильевском острове, Синод отказал Стефанову. Спустя два месяца священник скончался.

Тем временем полным ходом шла подготовка к сооружению церкви Рождества Богородицы на Васильевском острове. Тимофей Семенов собирал деньги на церковное строение15, а на отведенном под здание участке корчевали лес. Можно осторожно предположить, что закладка храма была приурочена к празднику Рождества Богородицы 8 сентября 1728 г. Так или иначе к концу 1730 г. строительство было завершено.

Между тем 18 марта 1730 г. императрица Анна Иоанновна повелела: «Храмы святыя и нищепитателныя домы, которыя от скудости или иным коим образом опустели, возобновить и всем потребным удовольствовать». Не смея ослушаться императорского указа, священники и прихожане Рождественской церкви в декабре 1730 г. составили прошение на имя Анны Иоанновны о возведении на Санкт-Петербургском острове взамен обветшавшей новой деревянной церкви Рождества Богородицы, но на новом месте — между Акцизной камерой и Гостиным двором16. Поскольку императорский двор и Синод в это время находились в Москве, священник Тимофей Семенов, как старший в церкви, повез бумагу в Москву. Прошение было принято и рассмотрено в Синоде 18 января 1731 г.

Спустя два дня, 20 января, Тимофей подал в Синод второе прошение, рапортуя о завершении строительства церкви на Васильевском острове, в котором предлагал Синоду собственный проект ее устройства: дать освященный антиминс, разделить имущество старой ветхой церкви пополам и удовольствовать половиной новую церковь, передать на Васильевский остров Казанскую икону и освятить церковь во имя ее явления и, наконец, устроить при церкви кладбище. В конце доношения он смиренно добавлял: «А священнослужение иметь бы очередное или как Ваше Святейшество соблаговолит» [5, л. 28 об.], явно рассчитывая, что будет одобрен первый вариант.

Неудивительно, что определение по первому прошению Синод вынес уже в феврале, в то время как второе оставалось без движения до конца года. В протоколе Синода, датированном 10 февраля 1731 г., предписывалось построить церковь на Петербургском острове «на том же месте, где ныне оная обветшалая имеется» [35, л. 3-3 об.]17. Заключение по церкви на Васильевском острове, как отмечалось выше, было утверждено только 29 ноября 1731 г. без учета мнения Тимофея. Тогда же Синод определил на Васильевский остров священника Никифора Никифорова из Ростовской епархии [3, с. 9-10]. Амбициозный план попа Тимофея Семенова потерпел фиаско.

В сентябре 1732 г. василеостровские обыватели во главе с сенатором Иваном Кирилловым подали прошение об освящении церкви. 8 октября храм был освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного [3, с. 10]. Это посвящение, с одной

15 Сборные деньги Тимофей Семенов хранил у себя на дому. Об этом свидетельствует дело 1728 г. о похищенных у него его крепостными людьми 109 руб. «за церковные материалы тако и плотникам за работу» [32, л. 1].

16 Содержание прошения опровергает предположение И. В. Сосновцевой о том, что уже в это время Тимофей Семенов сомневался в возможности переезда на Васильевский остров, а потому взялся за дело о ремонте старой церкви [8, с. 157].

17 Указ о строительстве новой Рождественской церкви на Петербургском острове был отправлен в С.-Петербургское духовное правление уже 12 февраля [35, л. 4-4 об.].

стороны, отвечало планам Петра I об устройстве Васильевского острова, а с другой — было угодно Анне Иоанновне — кавалеру ордена святого апостола Андрея Первозванного [37, с. 31]18.

На этом «неудачи» попа Тимофея Семенова не закончились. В начале января 1733 г. было возобновлено прошение о строительстве церкви между Акцизной камерой и Гостиным двором. На этот раз просители заручились поддержкой генерала-фельдмаршала фон Миниха и «полковника от фортификации» Трезини [35, л. 5-7]. Ссылка на авторитетное мнение лиц, ведавших строительным делом, возымела действие: возведение храма на новом месте было дозволено и выдана сборная книга [35, л. 8 об.-9]19. Однако 19 февраля в собрании Святейшего Синода синодальный член преосвященный Феофан архиепископ Великоновгородский и Ве-ликолуцкий словесно объявил, что императрица Анна Иоанновна, «присудствуя в зимнем своем Императорскаго Величества доме, изволила изустно Его Преосвященству между протчим таковое свое Императорскаго Величества соизволение объявить, чтоб имеющуюся на Санкт Питербургском острову обетшалую во имя Рожества Пресвятыя Богородицы церковь разобрать и построить новую в тое ж имя на Першпективой дороге, а на оном месте вместо той обетшалой церкви не строить» [35, л. 12]20. При таком обороте дела Синод оказывался в затруднительном положении: требовалось отменить определение от 17 января, которым строительство было дозволено. Поэтому синодальные члены составили особый доклад императрице [35, л. 15-16], предоставив все обстоятельства дела на ее усмотрение, и поручили преосвященному Феофану довести его до сведения Анны Иоанновны. Однако спустя время преосвященный отозвался неведением о докладе, который был ему вручен [35, л. 27-27 об.]21. 20 февраля Тимофей Семенов обязывался воздерживаться от заготовления материалов на строительство в ожидании дальнейших указаний [35, л. 14]22.

Так и не дождавшись указаний, священнослужители и причетники Богородице-Рождественской церкви 22 октября 1735 г. подали новое прошение в Синод, в котором сообщали о крайней ветхости церкви, богослужение в которой отправлялось «с великою ж опасностию, чтоб то церковное здание народу не подавило». На этот раз они просили о малом: «поставить на удобном месте пристойную храмину и приделать к ней олтарь» [35, л. 22-22 об.]. Спустя год, 1 октября 1736 г., обратившись наконец к рассмотрению вопроса о ветхостях церкви, Синод счел единственно возможным решением «за ветхостию оной Рожественской церкви и колокольни опасностию церковную утварь и святыя иконы ис тоя Рожественския

18 Орден был поднесен императрице 14 февраля 1730 г.

19 Протокол Синода от 17 января 1733 г.

20 Эта цитата опровергает мнение И. В. Сосновцевой о том, что церковь «на Першпективе» была построена хлопотами рождественского причта, в первую очередь Тимофея Семенова [9, с. 102].

21 В текст доклада, среди подписей под которым значилось и имя архиепископа Феофана, было внесено мнение Синода: «Ради немалости того прихода, в котором имеется жилых триста дватцать три двора, и для далности от других церквей, оную церковь разобрав, на собираемые в то строение денги построить на том месте, где ныне обетшалая ж соборная Троицкая церковь имеется, или в другом не далеком от того прихода месте» [35, л. 12 об., 15 об.-16]. Вероятно, Феофан Прокопович, пользовавшийся расположением императрицы, не хотел обострения отношений и пустил дело на самотек.

22 Спустя год, 22 марта 1734 г., Синод распорядился «денги сбирать и материалы заготавливать, точию строить не зачинать» [35, л. 21].

церкви перенесть Троицкаго собора которой на Санкт Питербурхском же острову в придел Преподобнаго Харитона Исповедника немедленно, где и отправлять тоя Рожественские церкви священно и церковнослужителем ранние литоргии и прот-чие приходские требы <...> по убрании же оной церковной утвари и святех икон оную Рожественскую церковь из Санкт Питербурхскаго духовнаго правления запечатать <...> а колоколню разобрать по надлежащему» [35, л. 31-31 об.]. Собранные на церковное строение на Петербургском острове деньги были взяты в Синод, а 21 октября по велению Анны Иоанновны отпущены к строению каменной на Московской стороне, «что на Першпективой» церковь [35, л. 37-37 об.]23.

3 июля 1737 г. новая придворная церковь Рождества Богородицы на Невской перспективе была освящена. Ее священниками стали два попа из упраздненной церкви на Петербургском острове — Тимофей Семенов и Авдей Алексеев24. Однако спустя пять месяцев после освящения оба они были отрешены от служения в храме как «неискусные» [22].

Литература

1. РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 557.

2. Семенцов С. В. Первый единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга // Семен-цов С. В., Красникова О. А., Мазур Т. П., Шрадер Т. А. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века. СПб.: Эклектика, 2004. С. 56-97.

3. Корольков М. Я. Андреевский собор в Санкт-Петербурге. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1905. 16 с.

4. Антонов В. В., Аспидов А. П. и др. Казанский собор: Исторический очерк строительства и церковной жизни. СПб.: АРТДЕКО, 2001. 272 с.

5. РГИА. Ф. 796. Оп. 4. Д. 457.

6. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: в 3 т. СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. Т. I. 288 с.

7. Камчатов А., прот. Собор во имя св. Апостола Андрея Первозванного что на Васильевском острове с трехсвятительскою при нем церковию // Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб., 1873. Вып. 3, 2-я паг. С. 413-431.

8. Сосновцева И. В. Икона «Богоматерь Знамение» с подписью изографа Тимофея Семенова // Искусство Древней Руси и его исследователи: сб. статей / под ред. В. А. Булкина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 150-165.

9. Сосновцева И. В. Икона в Петербурге // Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106. СПб.: Palace Edition, 2004. С. 461-494.

10. Колесникова Л. А. Тихвинские иконописцы XVII — начала XVIII в. // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 68-75.

11. РГИА. Ф. 796. Оп. 16. Д. 22.

12. РГИА. Ф. 796. Оп. 4. Д. 313.

13. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. III (1723 г.). СПб.: В Синодальной типографии, 1878. 102 с., 1130 стб.

14. РГИА. Ф. 796. Оп. 5. Д. 201.

23 Согласно документам, сумма, собранная при Рождественской церкви на Петербургском острове и отосланная на строительство одноименной церкви на Першпективе, составляла 1485 руб. По сведениям М. Я. Королькова, в дополнение к ним Анна Иоанновна истребовала 1000 руб. казенных денег, в январе 1727 г. отпущенных Екатериной I на строительство церкви Андрея Первозванного и хранившихся в Адмиралтейской коллегии [3, с. 8], что опровергает утверждение В. В. Антонова и В. К. Шуйского о том, что церковь на «Невской першпективе» строилась на средства Анны Иоанновны [4, с. 20].

24 Авдей Алексеев, бывший диакон ямбургского Архангельского собора, был перемещен на место второго священника Рождественской церкви на Преображенском острове 13 июня 1733 г. [38; 39, стб. 172].

15. РГИА. Ф. 796. Оп. 5. Д. 214.

16. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. IV (1724 г.). СПб.: В Синодальной типографии, 1880. 90 с., 680 с.

17. РГИА. Ф. 796. Оп. 4. Д. 512.

18. РГИА. Ф. 796. Оп. 4. Д. 524.

19. РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 393.

20. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. VIII (1728). СПб.: В Синодальной типографии, 1891. 10 с., 982 стб.

21. История православной церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии // Исто-рико-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб.: Печатня В. И. Головина, 1869. Вып. 1. С. 1-160.

22. РГИА. Ф. 796. Оп. 18. Д. 402.

23. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб.: Печатня В. И. Головина, 1873. Вып. 3, 2-я паг. 311 с.

24. РГИА. Ф. 796. Оп. 21. Д. 31.

25. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. XX (1740). СПб.: Синодальная типография, 1908. VII, 1236 стб.

26. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб.: Тип. Департамента уделов, 1876. Вып. 5, 2-я паг. 478 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб.: Печатня В. И. Головина, 1869. Вып. 1, 2-я паг. 410 с.

28. РГИА. Ф. 796. Оп. 23. Д. 920.

29. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. XXII (1742 г.). М., 1914. Х е., 1300 стб.

30. РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 54.

31. Выписка из сказок Санкт-Петербургских священно- и церковно служителей о размере их жалованья и принадлежащих им домах // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. XIV (1734 г.). СПб.: Синодальная типография, 1910. Приложение VI. VI с., 1130 стб.

32. РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 508.

33. РГИА. Ф. 796. Оп. 31. Д. 87.

34. РГИА. Ф. 796. Оп. 42. Д. 236.

35. РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Д. 26.

36. РГИА. Ф. 796. Оп. 8. Д. 186.

37. Кузнецов А. А. Ордена и медали России. М.: Изд-во МГУ, 1985. 172 с.

38. РГИА. Ф. 796. Оп. 13. Д. 99.

39. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. XII (1732 г.). СПб.: Синодальная типография, 1906. 89 с., 1116 стб.

Для цитирования: Пивоварова Н. В. Перипетии церковной жизни Санкт-Петербурга времени Анны Иоанновны. К истории строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. Вып. 2. С. 76-87. БОР 10.21638/1170ШрЬи15.2016.206

References

1. RGIA. F. 796. Op. 9. D. 557 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 9. Record 557]. (In Russian)

2. Sementsov S. V. Pervyi edinyi proektnyi general'nyi plan Sankt-Peterburga [First single general map of St. Petersburg]. Sementsov S. V., Krasnikova O. A., Mazur T. P., Shrader T. A. Sankt-Peterburgna kartakh ipla-nakh pervoi poloviny XVIII veka [St. Petersburg on the maps of the first half of the 18th century]. St. Petersburg, Eklektika Publ., 2004, pp. 56-97. (In Russian)

3. Korol'kov M. Ia. Andreevskii sobor v Sankt-Peterburge [Cathedral of St. Andrew in St. Petersburg]. St. Petersburg, Tip. A. S. Suvorina Publ., 1905. 16 p. (In Russian)

4. Antonov V. V., Aspidov A. P. i dr. Kazanskii sobor: Istoricheskii ocherk stroitel'stva i tserkovnoi zhizni [Cathedral of Kazan Mother of God: Essay on the history of building and the church life]. St. Petersburg, ARTDEKO Publ., 2001. 272 p. (In Russian)

5. RGIA. F. 796. Op. 4. D. 457. [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 4. Record 457]. (In Russian)

6. Antonov V. V., Kobak A. V. Sviatyni Sankt-Peterburga: Istoriko-tserkovnaia entsiklopediia: v 3 t. [Shrines of St. Petersburg: Historical church encyclopedia in 3 vols]. St. Petersburg, Chernyshev Publ., 1994, vol. I. 288 p. (In Russian)

7. Kamchatov A., prot. Sobor vo imia sv. Apostola Andreia Pervozvannogo chto na Vasil'evskom ostrove s trekhsviatitel'skoiu pri nem tserkoviiu [Cathedral of St. Andrew the First-Called on the Vasilievskii island and the church of the Three prelates of the church]. Istoriko-statisticheskie svedeniia o Sankt-Peterburgskoi eparkhii. Izdanie Sankt-Peterburgskogo eparkhial'nogo istoriko-statisticheskogo komiteta [Historical and statistical findings relating to the diocese of St. Petersburg. Edition of the Committee of the History and the Statistic of the Diocese of St. Petersburg]. St. Petersburg, 1873, issue 3, 2-ia pag., pp. 413-431. (In Russian)

8. Sosnovtseva I. V. Ikona «Bogomater' Znamenie» s podpis'iu izografa Timofeia Semenova [Icon of the Mother of God of the Sign signed by Timothy Semenov]. Iskusstvo drevnei Rusi i ego issledovateli: sb. statei [Art of Ancient Russia and his Explorers]. Ed. by V. A. Bulkina. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2002, pp. 150-165. (In Russian)

9. Sosnovtseva I. V. Ikona v Peterburge [Icon in St. Petersburg]. Religioznyi Peterburg. Al'manakh [Religious Petersburg. The Almanac], issue 106. St. Petersburg, Palace Edition Publ., 2004, pp. 461-494.

10. Kolesnikova L. A. Tikhvinskie ikonopistsy XVII — nachala XVIII v. [Tikhvin's Icon painters of the 17th and the early 18th centuries]. Nasledie monastyrskoi kul'tury: remeslo, khudozhestvo, iskusstvo [Heritage of the Monastic Culture: Trade. Image. Art]. St. Petersburg, 1997, issue 2, pp. 68-75. (In Russian)

11. RGIA. F. 796. Op. 16. D. 22 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 16. Record 22]. (In Russian)

12. RGIA. F. 796. Op. 4. D. 313 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 4. Record 313]. (In Russian)

13. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitelstvuiushchego Sinoda. T. III (1723 g.) [Description of the documents and the dossiers from the archives of Synod. Vol. III. (1723)]. St. Petersburg, Synodal Printing House, 1878. 102 p., 1130 stb.

14. RGIA. F. 796. Op. 5. D. 201 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 5. Record 201]. (In Russian)

15. RGIA. F. 796. Op. 5. D. 214 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 5. Record 214]. (In Russian)

16. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitelstvuiushchego Sinoda. T. IV (1724 g.) [Description of the documents and the dossiers from the archives of Synod. Vol. IV (1724)]. St. Petersburg, Synodal Printing House, 1880. 90 p., 680 p.

17. RGIA. F. 796. Op. 4. D. 512 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 4. Record 512]. (In Russian)

18. RGIA. F. 796. Op. 4. D. 524 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 4. Record 524]. (In Russian)

19. RGIA. F. 796. Op. 9. D. 393 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 9. Record 393]. (In Russian)

20. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitelstvuiushchego Sinoda. T. VIII (1728) [Description of the documents and the dossiers from the archives of Synod]. St. Petersburg, Synodal Printing House, 1891. 10 p., 982 stb. (In Russian)

21. Istoriia pravoslavnoi tserkvi v predelakh nyneshnei Sanktpeterburgskoi eparkhii [History of the Orthodox Church within the limits of the diocese of St. Petersburg]. Istoriko-statisticheskie svedeniia o Sankt-Peterburgskoi eparkhii. Izdanie Sankt-Peterburgskogo eparkhial'nogo istoriko-statisticheskogo komiteta [Historical and statistical findings relating to the diocese of St. Petersburg. Edition of the Committee of the History and the Statistic of the Diocese of St. Petersburg]. St. Petersburg, Pechatnia V. I. Golovina, 1869, issue 1, pp. 1-160. (In Russian)

22. RGIA. F. 796. Op. 18. D. 402 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 18. Record 402]. (In Russian)

23. Istoriko-statisticheskie svedeniia o Sankt-Peterburgskoi eparkhii [Historical and statistical findings relating to the diocese of St. Petersburg]. Izdanie Sankt-Peterburgskogo eparkhial'nogo istoriko-statistichesk-ogo komiteta [Edition of the Committee of the History and the Statistic of the Diocese of St. Petersburg]. St. Petersburg, Pechatnia V. I. Golovina, 1873, issue 3, 2-ia pag. 311 p. (In Russian)

24. RGIA. F. 796. Op. 21. D. 31 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 21. Record 31]. (In Russian)

25. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitel'stvuiushchego Sinoda. T. XX (1740) [Description of the documents and the dossiers from the archives of Synod]. St. Petersburg, Synodal Printing House, 1908, issue VII, 1236 stb. (In Russian)

26. Istoriko-statisticheskie svedeniia o Sankt-Peterburgskoi eparkhii [Historical and statistical findings relating to the diocese of St. Petersburg]. Izdanie Sankt-Peterburgskogo eparkhial'nogo istoriko-statistichesk-ogo komiteta [Edition of the Committee of the History and the Statistic of the Diocese of St. Petersburg]. St. Petersburg, Tip. Departamenta udelov, 1876, issue 5, 2-ia pag. 478 p. (In Russian)

27. Istoriko-statisticheskie svedeniia o Sankt-Peterburgskoi eparkhii [Historical and statistical findings relating to the diocese of St. Petersburg]. Izdanie Sankt-Peterburgskogo eparkhial'nogo istoriko-statistichesk-ogo komiteta [Edition of the Committee of the History and the Statistic of the Diocese of St. Petersburg]. St. Petersburg, Pechatnia V. I. Golovina, 1869, issue 1, 2-ia pag. 410 p. (In Russian)

28. RGIA. F. 796. Op. 23. D. 920 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 23. Record 920]. (In Russian)

29. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitel'stvuiushchego Sinoda. T. XXII (1742 g.) [Description of the documents and the dossiers from the archives of Synod. Vol. XXII (1742)]. Moscow, 1914. (In Russian)

30. RGIA. F. 796. Op. 15. D. 54 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 15. Record 54]. (In Russian)

31. Vypiska iz skazok Sankt-Peterburgskikh sviashchenno i tserkovno sluzhitelei o razmere ikh zhalovan'ia i prinadlezhashchikh im domakh [Extract from the testimonies of the priests of St. Petersburg about their pay and their houses]. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitel'stvuiushchego Sinoda. T. XIV (1734 g.) [Description of the documents and the dossiers from the archives of Synod. Vol. XIV (1734)]. St. Petersburg, Synodal Printing House, 1910. Prilozhenie VI. VI p., 1130 stb. (In Russian)

32. RGIA. F. 796. Op. 9. D. 508 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 9. Record 508]. (In Russian)

33. RGIA. F. 796. Op. 31. D. 87 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 31. Record 87]. (In Russian)

34. RGIA. F. 796. Op. 42. D. 236 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 42. Record 236]. (In Russian)

35. RGIA. F. 796. Op. 12. D. 26 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 12. Record 26]. (In Russian)

36. RGIA. F. 796. Op. 8. D. 186 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 8. Record 86]. (In Russian)

37. Kuznetsov A. A. Ordena i medali Rossii [Orders and medals of Russia]. Moscow: Moscow University Ptress, 1985. 172 p. (In Russian)

38. RGIA. F. 796. Op. 13. D. 99 [State Russian Archives of History. Stock 796. Inventory 13. Record 99]. (In Russian)

39. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitel'stvuiushchego Sinoda. T. XII (1732 g.) [Description of the documents and the dossiers from the archives of Synod. Vol. XII (1723)]. St. Petersburg, Synodal Printing House, 1906. 89 p., 1116 stb. (In Russian)

For citation: Pivovarova N. V. The intricacies of the church life in St. Petersburg time of Empress Anna Ioannovna. The history of the construction of the Church of the Nativity of the Mother of God.Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser. 15. Arts, 2016, issue 2, pp. 76-87. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2016.206

Статья поступила в редакцию 2 декабря 2015 г.

Контактная информация:

Пивоварова Надежда Валерьевна — кандидат искусствоведения; pivovarrus@yandex.com Pivovarova Nadezhda V. — PhD; pivovarrus@yandex.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.