Научная статья на тему 'Периодизация становления и развития социальной педагогики в Германии'

Периодизация становления и развития социальной педагогики в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1673
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ЭЛЬБЕРФЕЛЬДСКАЯ СИСТЕМА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL AID / ELBERFELDER SYSTEM / PERIOD DIVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняускас Анастасия Сергеевна

Статья посвящена периодизации становления и развития социальной педагогики в Германии. В статье выделяются основные этапы развития социальной педагогики в Германии, дается их характеристика, указываются люди и организации, оказавшие наибольшее влияние на развитие социальной педагогики в Германии в каждый из выделенных периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Period division of formation and development of social pedagogy in Germany

This article is devoted to period division of formation and development of social pedagogy in Germany. Main periods of development of social pedagogy in Germany are indicated in the article, their description is given and the people and organizations are mentioned who have contributed the most influence on the development of social pedagogy in Germany during the every of allocated periods.

Текст научной работы на тему «Периодизация становления и развития социальной педагогики в Германии»

УДК 37.013.42 © А.С. Черняускас

Периодизация становления и развития социальной педагогики в Германии

Статья посвящена периодизации становления и развития социальной педагогики в Германии. В статье выделяются основные этапы развития социальной педагогики в Германии, дается их характеристика, указываются люди и организации, оказавшие наибольшее влияние на развитие социальной педагогики в Германии в каждый из выделенных периодов.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальная помощь, Эльберфельдская система, периодизация.

A.S. Chernyauskas Period division of formation and development of social pedagogy in Germany

This article is devoted to period division of formation and development of social pedagogy in Germany. Main periods of development of social pedagogy in Germany are indicated in the article, their description is given and the people and organizations are mentioned who have contributed the most influence on the development of social pedagogy in Germany during the every of allocated periods.

Keywords: social pedagogy, social aid, Elberfelder system, period division.

Сложившаяся в ХК-ХХ вв. социально-политическая ситуация определила социальную педагогику в самостоятельную область знания. Значимость социальной науки определяется как потребностью гуманизации личности и развивающегося общества, так и значимостью социально-педагогических знаний в сфере социальной практики, а именно в деятельности социальных служб и учреждений, что особо актуально на сегодняшний день. В настоящее время социальная обстановка во многих странах мира является достаточно напряженной. Крупные и малые государства говорят о таких социальных проблемах, как безработица, снижение уровня жизни, преступность, беспризорность, а также «старение» общества. Оказание социальной помощи людям всех возрастов становится одной из главных задач каждого государства. Не исключением является и такая крупная держава, как Федеративная Республика Германия.

Для того чтобы лучше понять сущность всех социальных проблем, необходимо в полной мере оценить значимость социальной педагогики и социальной работы, которые в первую очередь занимаются разрешением трудностей в социальной сфере. Определение наилучших направлений социальной практической деятельности невозможно без изучения ее теоретической базы. В свою очередь, теоретическое развитие социальной педагогики как науки невозможно без исторического анализа ее становления и развития. В истории развития социальной науки наиболее важным этапом является ее развитие в Германии, т.к. именно в этой стране социальная педагогика формировалась как самостоятельное научное направление. Стоит отметить, что опыт ФРГ как в теории, так и в практической области

знания важен для всех стран, в том числе и для России. Например, немецкий комитет ЮНИСЕФ Германии с начала 50-х гг. XX в. оказывал социальную помощь детям из разных стран мира [16].

Сотрудничество Российской Федерации со службой академических обменов DAAD (Deuscher Akademischer Austauschdienst), одной из сфер деятельности которой является исследования в области социальных наук, а также осу... ществление программ выплат стипендий для социальных работников РФ имеет большое практическое значение [4]. Кроме того, 20122013 гг. провозглашены годами Германии в Рос... сии, в рамках которых реализуются грантовые программы на социальные проекты, оказывается международное сотрудничество с целью реше... ния вопросов окружающей среды, реабилитации детей-инвалидов, а также проводятся различные консультации [9].

Социальная педагогика в Германии имеет все основания для своего развития на сегодняшний день. Выделим наиболее главные из них:

- историко-педагогические. Данные основа. ния означают знания о процессе воспитания в социуме, накопленные с ранних этапов развития общества до современных дней; то есть это некая база накопленных обществом за время своего существования педагогических знаний.

- социальные основания подразумевают со... циальный заказ общества, т.е. реализацию его потребностей, осуществление поддержки от государства и социальных институтов; это те знания, умения и навыки, которыми должен обладать человек для успешной жизни и работы в социуме.

- научно-теоретическими основаниями являются научные знания, полученные в ряде исследовательских работ, которые содержат информацию о содержании и организации социально-педагогической деятельности, которые могут послужить теоретической базой для дальнейшего развития.

- научно-практические основания содержат разнообразный опыт научно-практической деятельности, накопленных на разных этапах развития; то есть это наглядные примеры примене... ния теоретических знаний на практике и степени успешности такого применения, что также является богатым источником информации для анализа.

- нормативно-правовые основания означают регулирование социально-педагогической деятельности законами. Это те правовые нормы, которые регулируют социально-педагогическую работу и в некотором роде отражают степень развития социальной работы в стране [2].

Изучение зарубежной истории становления и развития социальной педагогики как науки невозможно без разработки ее периодизации. На наш взгляд, за основания периодизации следует принять качественные изменения в науке.

Благодаря анализу историко-педагогической литературы нами предложена следующая классификация этапов становления и развития социальной педагогики в Германии:

- исторический (Новое время; ХУШ - середина XIX в.);

- профессиональный (с середины до конца XIX в.);

- академический (начало XX в.);

- социально-государственный (XX-XXI вв.).

Ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находят предпосылки и истоки ее зарождения в исторических документальных свидетельствах Древнего мира, произведениях великих мыслителей философии, а также трудах ученых и педагогов. В странах Древнего мира уже в I в. до н.э. были выделены субъекты воспитания, а именно семья и школа, которые находились под контролем со стороны государства [5]. В то время наука понималась лишь как практическая деятельность по взращиванию, воспитанию и заботе о ребенке. Постепенные изменения в обществе и государстве, смена государственных устройств сначала от рабовладельческого к феодальному, а затем и к капиталистическому строю предъявляли обществу и государству все новые требования, в частности в вопросах воспитания нового поколения [7]. Пифагор, Гераклит, Демокрит, Прота-гор и Сократ, а также Платон, Аристотель, Ци-

церон первыми разработали законы нравственного воспитания и обучения, подчеркнули важность воспитания ребенка в коллективе, говорили о достижении гармонии человека и общества, а также о социально-воспитательных обязанностях государства.

Как видно из анализа литературы по истории Древнего мира, попытки сформулировать первые законы социального воспитания были сделаны греками. Первые упоминания о германцах как о народности датируются 98 г. н.э., в то время постепенно возникали первые немецкие общественные образования. Само немецкое (Германское) государство образовалось лишь 2 февраля 962 г. [3]. Поэтому первые попытки организации обучения и воспитания в немецком государстве реализуются намного позже.

В эпоху Средневековья (V-XV вв.) воспитание в первую очередь было связано с верой, большое внимание уделялось воспитанию добродетелей, мудрости, основой которым служили вера и разум. Что касается Германии, то в Средневековье на острове Райхенау была создана первая школа при монастыре, где обучали чтению и греческому языку [11].

Период Возрождения, т.е. XV-XVII вв., характеризуется процессом гуманистического воспитания ребенка, т.е. социальным, нравственным и гармоничным развитием человека [1].

Серьезные попытки организации воспитания детей в Германии были созданы в Новое время и связаны с именем Фридриха Фребеля (1782-1852). Созданные им детские сады получили большую популярность во всем мире. Главная идея Ф. Фребеля состояла в том, чтобы сделать более цивилизованной жизнь в семье, сформировать уклад жизни всей нации и повлиять на жизненные устои человечества в целом

[14].

Также Новое время характеризуется проявлением интереса к разнообразным социально-педагогическим процессам. Именно в этот период происходит зарождение социальной науки в ФРГ. В педагогических трудах немецкого философа и педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), а также «Социальной педагогике» (1899) Пауля Наторпа, «Руководстве к образованию немецких учителей» (1835) Адольфа Дистервега прослеживается связь воспитания с социальными условиями. Большой вклад в развитие науки внес также редактор немецкого журнала «Педагогическое обозрение» Карл Магер, который в 1844 г. ввел понятие «социальная педагогика». Благо-

даря работам названных философов и педагогов происходит зарождение социальной педагогики как науки, развитие ее ведущих идей и научных концепций [8].

Теоретическое развитие социальной педагогики в Германии постепенно стало подкрепляться и практической деятельностью. Первая соци... альная деятельность имела непрофессиональный характер. Появлялись первые свободные благотворительные союзы и общества, а также добровольцы, которые поддерживали и проводили социальную работу.

Эльберфельдская система социальной помощи населению (Elberfelder System), начавшая свою работу в 1853 г., стала моделью организации городской благотворительности, которая сочетала организованную общественную помощь с личным участием горожан, помогающих сделать эту помощь адресной и эффективной [15].

Германия в истории развития методов социально-педагогической деятельности заимствовала некоторые принципы работы других стран, например США. В ФРГ возникла организация, ставшая аналогом американской «Charity-Oganisation-Societies» (COS). Члены данной организации, которые носили имя «Дружелюбные посетители» (friendly visitors), могли бы считаться первыми социальными работниками. Их деятельность отличается от работы современных социальных работников, однако многое из деятельности добровольцев благотворительных обществ сохранилось и в ходе профессионализации социальной работы. Визиты добровольцев с целью установления личных контактов с неимущими явились самой распространенной формой общения с бедняками в городах [6].

Накопление эмпирической и теоретической базы науки, расширение сферы действия социальной педагогики, а также развитие социальной педагогики как самостоятельной науки вели с 1899 г. к появлению школ, высших учебных заведений, дающих профессиональное социально-педагогическое образование. Наибольшее развитие профессиональное образование получило благодаря имени Алисы Саломон (1872-1948) -немецкой активистки, реформатора, одной из основоположниц социальной работы как академической дисциплины в Германии. В 1908 г. А. Саломон основывает в Берлине академическую социально-педагогическую школу, учащиеся которой были женщины («Soziale Frauenschule»). Первая школа А. Саломон по изучению социальной дисциплины способствовала теоретическому развитию науки и активной социально-педагогической деятельности. Соци-

ально-педагогическая деятельность означает, в свою очередь, многоуровневую работу специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей людей, по социальной защите детей и взрослых, их личностного развития, самореализации, социальной адаптации в современном обществе, а также разрешению проблем личности и социальной группы [13].

В середине XX в. в Германии насчитывалось уже 33 социально-педагогические школы. Примечательно, что наряду с женщинами социальному образованию начало обучаться также и большое количество мужчин. В 60-70-е гг. XX в. наметился поворот к глобальным теоретико-методологическим исследованиям, на которых выстраивается современная социально-педагогическая практика и практика социальной работы в стране, а также значительно дифференцировалась и расширилась подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Например, в Западном Берлине в 1960-е гг. было создано 45 средних специальных школ социальной работы, а также небольшое количество средних специальных школ социальной подготовки [10].

В 70-е гг. XX в. произошли значительные изменения в развитии социально-педагогического дела. Существовавшие сферы деятельности социального педагога и социального работника слились. Потребности в увеличении количества специалистов стали возрастать в связи с ростом проблем в семье, социальной среде, трудовой жизни, сфере потребления.

Классические методы дополнялись в 1980-е гг. психологическими и техническими приемами, связанными с диагностикой и изучением клиента, его семьи, социальной микросреды, разработкой конкретных методик социальной работы, а также терапевтических методов.

В настоящее время в Германии проводятся различные теоретические исследования в области социальной педагогики. И хотя ФРГ по сравнению с другими развитыми странами, например такими, как США и Великобритания, сохраняет в настоящее время высокий исследовательский уровень в области социальной педагогики и имеет большое количество кадровых ресурсов, тем не менее важной задачей на сегодняшний день является создание полной теории социальной науки, а также расширение исследовательской деятельности в социальной сфере.

Кроме того, ФРГ на сегодняшний день может по праву считаться социальным государством, т.к. государство способно гарантировать

каждому гражданину достойный уровень жизни и реализовать широкий набор социальных благ. Можно утверждать, что сформирована такая политическая система, в которой обеспечивается наивысший уровень социальной защищенности всех граждан данного государства. Социальная защита граждан немецкого государства регулируется Конституцией, а также другими высшими законодательными актами страны, т.е. максимально обеспечиваются материальные блага согласно принципу социальной справедливости для достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [12].

Таким образом, в результате анализа исто... рико-педагогической литературы нами выделены четыре этапа становления и развития социальной педагогики в Германии, а именно: исторический, профессиональный, академический, социально-государственный. Современный этап развития социальной педагогики в большей мере характеризуется развитием социального государства. В современных условиях политических, социальных, экономических преобразований страны данный этап развития науки является символом положительных изменений, которые нацелены на создание эффективной системы защиты, оказания помощи и поддержки населения Германии.

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - С. 95-98: 144-146.

2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. - М.: Академия, 1995. - 210 с.

3. Германия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 6.05.13).

4. Германская служба академических обменов. - URL: http://www.daad.ru (дата обращения: 26.08.13).

5. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 1999. - С.17-72.

6. «Дружественные визитеры- и движение сеттльментов: основные направления деятельности. -URL: http://soc-work.ru/article/183 (дата обращения: 7.05.13)

7. История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник / под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Вла... дос, 2000. - 445 с.

8. История социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001. - 544 с

9. Каталог фирм и организаций Ульяновска. URL: http://simcat.ru/biznes (дата обращения: 20.08.13).

10. Нойфельд И. Методы социальной работы в ФРГ. Русский медицинский журнал. - 2005. - №9.

11. П. Райхенау. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.08.13).

12. Социальное государство. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1 (дата обращения: 25.09.13).

13. Торохтий B.C. Социально-педагогическая поддержка детей // Материалы 9-й Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2010. - С. 55-56.

14. Фребель Фридрих. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 7.07.13)

15. Эльберфельдская система. - URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Elberfelder System (дата обращения: 26.09.13)

16. Deutschewellerussian. - URL: http://www.dw.de (дата обращения: 26.09.13)

Черняускас Анастасия Сергеевна, ассистент кафедры германистики и лингводидактики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. E-mail: nastasja-t@yandex.ru

Chernyauskas Anastasia Sergeevna, assistant, department of German studies and linguodidactics, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov. E-mail: nastasja-t@yandex.ru

УДК 37.015.6 (517.3) © Уржинсурэн Жаргал

Современные проблемы образовательного менеджмента в Монголии

В статье рассматриваются некоторые проблемы совершенствования управленческих аспектов в системе образования современной Монголии.

Ключевые слова: менеджмент в образовании, руководители вуза, образование Монголии.

Urzhinsuren Zhargal Contemporary problems of management in educational organizations in Mongolia

This article is devoted to some issues of management improvement in the system of education in contemporary Mongolia.

Keywords: management in education, leaders of universities, education in Mongolia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.