Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тринадцатко Ольга Алексеевна

Данная статья посвящена анализу исторических аспектов развития и становления метода проектов. Метод проектов исторически весьма успешно развивался и совершенствовался как в зарубежных странах, так и в России. Метод проектов имеет глубокую историю своего развития, и, в настоящем является довольно значимой педагогической технологией, в основе которой на только ориентация на повышение качества уже имеющихся знаний, но и на их практическую реализацию, а также на приобретение совершенно новых знаний в области проектирования, зачастую путем самообразования и самообучения. Современная распространенность метода проектов характеризуется возможностью качественного и эффективного совмещения в нем как теоретических знаний, так и их практического применения для решения определенных проблем. В данной статье представлен обзор исторических аспектов становления метода проектов в научных трудах как зарубежных ученых, так и отечественных. Приводятся исторические этапы становления и распространения метода проектов. Приведена классификация периодов становления метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике. А также проведен анализ отличительных признаков метода проектов. Метод проектов в современной образовательной системе является инструментом развивающего обучения, в основе которого находятся навыки обучающихся, способствующие познанию, умения самостоятельно развивать и находить объекты для практического применения знания, в том числе, с творческой составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIZATION OF THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE PROJECT METHOD

This article is devoted to the analysis of historical aspects of the development and formation of the project method. The project method has historically been very successfully developed and improved both in foreign countries and in Russia. The project method has a deep history of its development and is currently a rather significant pedagogical technology, which is based not only on the focus on improving the quality of existing knowledge, but also on their practical implementation, as well as on acquiring completely new knowledge in the field of design, often through self-education and self-study. The modern prevalence of the project method is characterized by the possibility of a qualitative and effective combination of both theoretical knowledge and their practical application to solve certain problems. This article presents an overview of the historical aspects of the formation of the project method in the scientific works of both foreign and domestic scientists. The historical stages of the formation and dissemination of the project method are given. The classification of the periods of the formation of the project method in domestic and foreign pedagogy is given. The analysis of the distinctive features of the project method is also carried out. The project method in the modern educational system is a tool for developing learning, which is based on the skills of students that contribute to cognition, the ability to independently develop and find objects for the practical application of knowledge, including with a creative component.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ»

Периодизация развития педагогической технологии метода проектов

Тринадцатко Ольга Алексеевна,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: olga.demidko@yandex.ru

Данная статья посвящена анализу исторических аспектов развития и становления метода проектов. Метод проектов исторически весьма успешно развивался и совершенствовался как в зарубежных странах, так и в России. Метод проектов имеет глубокую историю своего развития, и, в настоящем является довольно значимой педагогической технологией, в основе которой на только ориентация на повышение качества уже имеющихся знаний, но и на их практическую реализацию, а также на приобретение совершенно новых знаний в области проектирования, зачастую путем самообразования и самообучения. Современная распространенность метода проектов характеризуется возможностью качественного и эффективного совмещения в нем как теоретических знаний, так и их практического применения для решения определенных проблем. В данной статье представлен обзор исторических аспектов становления метода проектов в научных трудах как зарубежных ученых, так и отечественных. Приводятся исторические этапы становления и распространения метода проектов. Приведена классификация периодов становления метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике. А также проведен анализ отличительных признаков метода проектов. Метод проектов в современной образовательной системе является инструментом развивающего обучения, в основе которого находятся навыки обучающихся, способствующие познанию, умения самостоятельно развивать и находить объекты для практического применения знания, в том числе, с творческой составляющей.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, метод проектов, исторический аспект, обучение, период.

о с

CJ со

Введение

Метод проектов в современной педагогике - это один из существенных способов активации и совершенствования образовательной деятельности обучающихся.

Исторически идея использования проектов в образовательном процессе возникла в начале XX века и нашла свое отражение в трудах американских педагогов-исследователей: Дж. Дьюи [1], Килпатрика У. [2], Пархерст Е. [3], Коллингса Э. [4] и др.

Со временем идеи метода проектов и его применения в процессе обучения получили свое развитие также и в отечественной педагогике.

Гилёва Е.А. [5] в своем исследовании отмечает, что основателем Российской школы метода проектов надлежит считать Блонского П.П., который в своих научных педагогических трудах отобразил принципы тенденций развития современной школы, в основе которой находится реализация метода проектного обучения. Блонский П.П. обращал внимание на то, что начиная со школы, учащимся необходимо развивать свои трудовые умения и навыки, тем самым делая упор на подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Гилёва Е.А. [5] также отмечает, что одновременно с положительными результатами использования метода проектов в практике школ, также были допущены существенные ошибки:

- отсутствие квалифицированных специалистов - педагогов, которые бы обладали соответствующим набором знаний и умений для качественной реализации метода проектов.

- в связи с процедурой перехода на единую трудовую школу, метод проектов теряет свою актуальность, т.к., согласно общественному мнению, он не может обеспечить достойного уровня знаний обучающихся, а стране были крайне необходимы грамотные и квалифицированные кадры.

Таким образом, метод проектов на длительный срок уходит из образовательной системы нашей страны.

Абросимова С.А.[6], Рыжкова Н.В. [6] отмечают, что в 1905 Шацким С.Т. была отобрана небольшая группа специалистов, которые использовали метод проектов в практике своей педагогической деятельности. Шацким С.Т. также была установлена последовательность элементов обучения, в основе которой находился реальный опыт обучающегося, на котором педагог строил дальнейшие учебные занятия, проводил знакомство с накопленным потенциалом человеческих знаний, а также закреплял на практике новые знания.

Абросимова С.А.[6], Рыжкова Н.В. [6] в своем исследовании отмечают, что в педагогических исследованиях 1920-х и начала 1930-х гг. отмечаются тенденция на актуализацию и пересмотр педагогических достоинств метода проектов, а также обосновывается и подтверждается значимость данного метода для советской трудовой школы. Ученые приходят к выводу, что метод проектов по достоинству зарекомендовал себя как инструмент для

успешной подготовки обучающихся к их дальнейшей трудовой жизни, посредством вырабатывания и укрепления «привычки к коллективному труду и взаимной помощи». Также авторами отмечается, что при применении метода проекта в учебном процессе требуется более качественная подготовка педагога, которая должна носить разносторонний характер, так как, применяя данный метод, педагогу необходимо быть готовым к различным проектам.

Этапы становления; развития и распространения метода проектов

Этап 1 (1590-1765 гг)

Этап 2 (176:5-1880 гг.)

ЭтапЗ (1880-1915 гг.)

Этап 5 (1955-1985 гг.:

Этап 6 (1985-2002 гг.)

Зарождение проектной деятельностив Европе в архитектурных школах семинарах. Труд делится между теми, кто представляет проект, и теми, кто несет ответственность за реализацию проекта на практике. Для внедрения проект а не обходима серьезная предварительная подготовка руководителя, который определяет задачи проект а и представляет его (чертежи, макет)

Применение проекта как метода обучения в педагогической практике, реализация проект а является результат ом интеграции практики и различных областей науки

Формирование и развитие проектирования объектов, как системы,

которая применяется как в производстве и обучении в средних школах. Метод проектов получает свое становление в Российской образовательной системе по руководств ом Шацкого С.Т. Преобладание метода проектов в процессе обучения, который рассматривается в качестве новой формы и унив ер сального средства образовательного процесса, построение образовательного процесса на активной, деятельно стной, творческой и интегратив ной основе (У. Килпатрик, Э.Коллингс, С. Левин, Е.Г. Катаров).

Этап 4 (1915-1955 гт.)

Переосмысление и пересмотр метода проектов в процессе глобальных социально-культурных изменений, вызванных научно-технической революцией. В основу проектного метода обучения положены идеи американского философа и педагога Джона Дьюи

Этап международного распространения и применения метода

проектов. Данный этап связ ан с попытками выявления психологических и психофизиологических механизмов работы проектировщика - «диз айнера»

Инновационное «открытие» пр о ект-техншогии, видов и механизмов проектной деятельности; которые рассматриваются, прежде всего, с позиции теории приема и обработки информации. Метод проектов применяется наряду с другими методами. Учащиеся самостоятелвно выбирают иреапизовывают проекты под руководств ом педагога

Проектное обучение и метод проектов применяется как самостоятельный компонент системы образования. Метод проектов рассматривается как новая педагогическая технология (В .В. Гузеев,

Е.С.Попат, Г. К. Сепевко), а также как самостоятельная система обучения и метод познания (Дж. Питт, М.Б. Павлова, М.И.Гуревич, В.Д. Симаненко!, И.А. С асов а)

Рис. 1. Этапы становления, развития и распространения метода проектов

В России проектное обучение базируется на идеях Выготского Л.С. и Макаренко А.С. Выготский Л.С., на которых ссылается А.И. Макарова [7], делая акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитуемых, самоорганизации и развитии интересов, стимулирования деятельности обучающихся.

Макаренко А.С. полагал, как указывает Карап-чук В.А. [8], что воспитать человека - это значит воспитать у него перспективные направления его дальнейшей жизни. Образование и воспитание учеников в колониях Макаренко А.С. основывались на совместной работе воспитанников. Обучающимся педагоги регулярно предлагали задания

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

на выбор, что позволяло формировать умение делать личный осознанный выбор.

Ценностная сущность метода проектов, как определяют американские и отечественные ученые-педагоги, заключалась в том, что данный метод позволял ученикам самостоятельно найти и избрать интересную для себя деятельность, которая бы позволяла сформировать и в дальнейшем развить полезные знания, умения и навыки.

Научное обоснование и аргументация метода проектов в отечественной педагогике также отражена в трудах Кагарова Е.Г. [9], который проводит анализ опыта реализации метода проектов в России и за рубежом, а также обращает внимание на его отличительные характеристики, такие как, опора на детские потребности и интересы, в основе которых находятся творчество и самостоятельность в учебном процессе.

Меандров Г.[10] в своем исследовании провел анализ этапов работы над проектами, а также раскрыл роль педагога на каждом этапе.

Согласно исследованиям Васильевой А.М. [11], Рак Е.В. [11] этапы становления, развития и рас-

пространения метода проектов можно представить на рисунке 1.

Яковлева Н.О.[12] анализируя исторический аспект становления концепций метода проектов, выделяет три периода:

1. с античного периода до 20-х гг. ХХ в., который определяется в современных педагогических исследованиях, как период определения проектирования в самостоятельный и независимый вид деятельности, а также период становления и разработки проектных методов;

2. с 20-х до 50-х гг. ХХ в. - метод проектов является основой для научных изысканий и исследований;

3. с 50-х гг. по настоящее время - внедрение метода проектов в социальные науки, такие как педагогика и психология.

Пеньковских Е.А. [13] проводит сопоставительный анализ периодов становления и внедрения проектного метода в образовательный процесс в отечественной и зарубежной педагогике. Данный анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1. Периодизация становления метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике

Период Развитие метода проектов в отечественной педагогике Развитие метода проектов в зарубежной педагогике

Начало ХХ в. 1905 г. - Шацкий С.Т. с группой педагогов предпринимают попытку применить проектный метод в образовательной деятельности. Кагаров Е.Г. выявляет отличительные черты метода проектов путем анализа опыта его внедрения в деятельность образовательных организаций России, а также за рубежом. Меандров Г. проводит анализ деятельности педагога на каждом этапе внедрения метода проектов в учебный процесс. 1908 г. - термин «Метод проектов» впервые практикуется американским ученым Снедзен Д. 1911 г. - определение «метод проектов» узаконен американским бюро. С 1918 г. после публикации труда Килпатрика У.Х. «Метод проектов», происходит повсеместное применение метода. 1919 г. - издаются рекомендации «Проектный метод в деле образования» (американское школьное ведомство), в связи с чем, метод проектов официально вводится в практику школьного обучения. Килпатрик У.Х. обобщает теоретические основы метода проектов (разрабатывает первую классификацию проектов в соответствии с их целями; а также проводит параллель между творческим подходом и развитием таланта у детей). Коллингс Э., проводя экспериментальные исследования, доказывает преимущества и достоинства метода проектов перед традиционным методом образования.

19201930-е гг. ХХ в. Трудовая школа - выявление направлений детской одаренности, трудовая творческая деятельность, направленная на конечный продукт; Исследовательский метод - трансформация классно-урочной учебной формы в свободную учебную деятельность; Студийная система - самостоятельная групповая работа в лабораториях, а также во внеурочное время школы с распределением заданий среди обучающихся. Комплексный метод - определена роль педагога в консультировании при определении цели, формулировании темы проекта, определении путей достижения цели и задач проекта, составлении плана работы. Звеньевая работа - самостоятельное принятие решений при анализе и проработке вопросов и проблем с последующей отчетностью о полученных результатах. Паркхерст Х. определяет роль педагога при реализации метода проекта - советчик, помощник (Долтон-план), также организует условия для сотрудничества обучающихся разных классов и возрастных групп; тем самым стимулируя их самостоятельную работу. Уошберн К. (школа в Виннетке) разработал теорию связи теоретического обучения с практической деятельностью, а также выявил способы реализации учебных дисциплин лабораторным методом (Виннет-ка-план). Бертран Р. (английская школа Бикон-Хилл) определяет, что применение метода проектов возможно также и в системе свободного воспитания без системы оценивания знаний обучающихся. Петерсон П. определяет, что метод проектов открывает возможности для комплексного обучения по интересами обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Декроли О. приходит к выводу, что изучение различных школьных дисциплин в составе одной темы или направления возможно при применении метода проектов (метод центра интересов). Френе С. при помощи метода проектов стимулировал процесс обучения (технология свободного труда).

Окончание

Период Развитие метода проектов в отечественной педагогике Развитие метода проектов в зарубежной педагогике

19301950-е гг. ХХ в. бизнес и инженерия, как новые объекты для внедрения метода проектов Отто Б. впервые дал характеристику проекту, как взаимосвязи теории с практикой

19601990-е гг. ХХ в. опыт внедрения метода проектов в Московско-норвежской школе; Московской гимназии № 1546; пилотной школе Самарской области. Опыт метода проектов (работа старшеклассников в группах) «Школа без стен» (Шлезингер, США)

Анализ научных источников

На современном этапе развития системы образования многие отечественные педагоги способствуют развитию и совершенствованию метода проекта. Можно выделить следующих ученых: Елизарова Е.А. [14], Тлеумбетова Д.Б. [15], Иванова С.А. [15], Метлицкий И.Е.[16], Сластёнин В.А. [17], Овино-ва Л.Н. [18], Шрайбер Е.Г. [18], Колмакова В.С. [18], Карабутова, Т. В. [19], Гугкаева И.Т. [20], Рабинович, П. Д. [21], Заведенский К.Е. [21], Царьков И.С. [21], Матвиюк Е.С. [1] и др.

Рабинович, П. Д. [21], Заведенский К.Е. [21], Царьков И.С. [21], Матвиюк Е.С. [21] приводят следующие определения метода проектов:

- метод проектов - это совместная продуктивная и креативная деятельность педагога и обучающихся, в основе которой лежит поиск решения исследуемой проблемы;

- метод проектов - это реальный практический результат, оформленный должным образом, способ достижения и реализации дидактической цели при помощи подробного анализа проблемы;

- метод проектов - это объединение практических действий, теоретических знаний обучающихся в определенном порядке для достижения поставленной цели - решения проблемы, которая имеет личное значение или интерес для обучающегося.

Елизарова Е.А.[14] определяет метод проектов как альтернативный метод традиционному обучению, где проектирование выступает в формате основного инструмента образовательной системы. Важнейшим признаком проекта является упор не на проектный продукт или услугу, а на обучающихся.

Гугкаева И.Т.[20] выделяет следующие характеристики метода проектов:

- самостоятельная работа обучающихся, основанная на сотрудничестве всех участников образовательного процесса;

- качественное использование системы знаний и умений из разнообразных научных сфер;

- выявление и анализ действительно важных проблем и их соответствие интересам обучающихся;

- этапы работы над проектом устанавливаются в определенной последовательности;

- самоактуализация и самореализация личности обучающихся, творческий компонент, стимулирование своей деятельности;

- социально-значимый результат метода проектов является основой его реализации. Тлеумбетова Д.Б.[15], Иванова С.А.[15] отмечают, что технология метода проектов позволяет реализовывать образовательный процесс в сотрудничестве, связывая процесс обучения с внеурочной деятельностью учеников, что способствует их саморазвитию и самореализации. В процессе реализации проектной деятельности у обучающихся формируются разнообразные умения и навыки, а именно: поисковые, рефлексивные, коммуникативные, оценочные, умения и навыки работы в группе, презентационные. Метод проектов неизменно ориентирован на самостоятельную работу обучающихся, которую они могут выполнять как индивидуально, так и в группе в течение определённого промежутка времени.

Метлицкий И.Е.[16] отмечает, что для педагога метод проектов - это дидактический инструмент развития, обучения и воспитания, который позволяет формировать и совершенствовать у обучающихся уникальные умения и навыки проектной деятельности: постановка проблемы, определение целей, планирование работы, поиск и анализ информации, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, практическое применение полученных академических знаний, самообучение, реализация исследовательской и творческой деятельности.

Сластёнин В.А. [17] отмечает, что метод проектов приобретает особую актуальность в современном информационном обществе и набирает популярность и востребованность в связи с преобразованием образовательных парадигм.

Овинова Л.Н. [18], Шрайбер Е.Г. [18], Кол-макова В.С. [18] в своем исследовании провели анализ отличительных признаков проектного метода, а также сопоставили его с иными инновационными технологиями и методами для аргументации необходимости его внедрения в образовательный процесс с целью формирования профессиональных компетенций. Отличительные признаки проектного метода представлены на рисунке 2.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Проблемная ситуация

Самостоятельность

С амоорганизация

Самореализация

Последователь ность

Проще с суаль ность

Н аправл енно сть на результат

Прагматичность

М еждисциплинар ность

Один из основных признаков метода проекта, так как от правильной и полной формулировки и постановки проблемы зависит успех реализации всего проекта В ажен учет личных и профессиональных интересов обучающихся, их личностные качества

О сновной признак методапроектов. Рез упьт атом про ектной д еят ель ности д олж ен выступать конечный гот овый уникальный продукт (презентация, видео- интервью, доклад, чертеж, макет и т. д.)

В ходе работвгнад проектньш заданием обучающиеся на каждом из этапов в той или иной степени действуют самостоятельно, например, при поиске, сборе и анализе необходимой информации, принятии р ешения, оф ормления р ез ульт ата раб оты и подготовки к его представлению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучающиеся на каждом из этапов проектной работы озадачиваются вопросами самсдисциплины, самоорганизации, ответственности перед собой и проектной группой, так как, работая в коллективе, необходимо уметь работать не столько наличный результат, но и на результат в сей команды

Предоставляет возможность обучающимся реализовать себя в творческом; личностном и профессиональном аспектах, так как пр о ектная р аб от а пр е дусматрив ает с амост оятельно сть

Поэтапное, строго регламентированное продвижение работы над проектам согласно разработанному плану или сценарию

Особенностью проектной работы является то, что ученики находят варианты решения обозначенной проблемной задачи и продумывают в арианты в опп ощения пр оектной раб оты в к аче ствеготового продукта

Практико-ориентированный характер готового социалвно-значимого и уникального продукта с возможностью практического применения полученных результатов

Область применения метода проектов в проектной деятельности, где задействовать более одной предметной области

Рис. 2. Отличительные признаки метода проектов

Заключение

Метод проектов - неотъемлемая часть образовательного процесса, а также профессиональной деятельности педагога. Применение метода проектов мотивирует как обучающихся, так и педагогов на самостоятельную работу, формирование и развитие творческих способностей, поиск, отбор и анализ соответствующей информации и получение в результате уникального продукта. Метод проектов занимает значимое место в системе образования — на каждом его уровне, позволяя обучающимся при-§ обретать новые знания, умения и навыки, которые сложно достигаются при традиционном обучении. еЗ Приобретение качественно новых знаний, умений Ц и навыков обучающимися при помощи метода про-

ектов становится возможным в связи с тем, что ученики сами делают выбор интересной для них темы, проявляют инициативу, проводят работу над ошибками. Таким образом, проект имеет практическую ценность; предполагает проведение самостоятельных исследований, в том числе и научного характера; предоставляет возможность разрешения актуальных вопросов и проблем; позволяет обучающемуся учиться в соответствии с его индивидуальными способностями; способствует коммуникациям между обучающимися и педагогами.

Литература

1. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс. 2000. 93 с.

2. Кильпатрик В.Х. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон. 1925. 43 с.

3. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Даль-тонскому плану. М.: Новая Москва. 1925. 248 с.

4. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва. 1926. 286 с.

5. Гилёва Е.А. История развития метода проектов в Российской школе // Наука и школа. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ istoriya-razvitiya-metoda-proektov-v-rossiyskoy-shkole (дата обращения: 06.07.2023).

6. Абросимова С.А., Рыжкова Н.В. Историографический обзор проектной деятельности в педагогическом образовании России // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А. С. 53-61.

7. Макарова А.И. Педагогическая концепция Л.С. Выготского // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 129-133.

8. Карапчук В.А. Уроки Макаренко // Социальная педагогика. 2013. № 1. С. 74-81.

9. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: Брокгауз-Ефрон. 1926. 88 с.

10. Меандров Г. Метод проектов в начальной школе. В помощь комплексно-проектной работе. Свердловск. 1931. С. 9-18.

11. Васильева А.М., Рак Е.В. Этапы становления проектной деятельности в вузе // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-proektnoy-deyatelnosti-v-vuze (дата обращения: 06.07.2023).

12. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография. М.: Информационно-издательский центр АТиСО. 2002. 239 с.

13. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной теории и практике // Высшее образование. 2010. № 4. С. 307-318.

14. Елизарова Е.А. Сущностный анализ проектной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 66-71.

15. Тлеумбетова Д. Б., Иванова С.А. Метод проектов как эффективный метод обучения и воспитания студентов технических вузов // Преемственность в образовании. - 2019. № 22(06). С.827-833.

16. Метлицкий И.Е. Метод проектов как инновационная образовательная технология: проблемы реализации // Вестник факультета бизнеса и права. 2021. № 2. С. 114-119.

17. Сластёнин В.А. Педагогика профессионального образования: Учеб.пособие для студ. Высш.пед. учеб. Заведений / Е.И. Белозер-цев, А.Д. Гонев, А.Г. Пашков и др.: под ред. В.А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 368 с.

18. Овинова Л.Н., Шрайбер Е.Г., Колмако-ва В.С. Педагогические условия реализации метода проектов в образовательном процессе вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-metoda-proektov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 11.07.2023).

19. Карабутова Т.В. Метод проектов как способ формирования и оценивания общих компетенций первокурсников // Образование. Карьера. Общество. 2015. № 2(45). С. 55-57.

20. Гугкаева И.Т. Метод проектов как педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 144-146.

21. ШКОЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ: проектное обучение / П.Д. Рабинович, К.Е. Заведенский, И.С. Царьков, Е.С. Матвиюк // Образовательная политика. 2019. № 1-2(77-78). С. 33-49.

PERIODIZATION OF THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE PROJECT METHOD

Trinadtsatko O.A.

Pacific National University

This article is devoted to the analysis of historical aspects of the development and formation of the project method. The project method has historically been very successfully developed and improved both in foreign countries and in Russia. The project method has a deep history of its development and is currently a rather significant pedagogical technology, which is based not only on the focus on improving the quality of existing knowledge, but also on their practical implementation, as well as on acquiring completely new knowledge in the field of design, often through self-education and self-study. The modern prevalence of the project method is characterized by the possibility of a qualitative and effective combination of both theoretical knowledge and their practical application to solve certain problems. This article presents an overview of the historical aspects of the formation of the project method in the scientific works of both foreign and domestic scientists. The historical stages of the formation and dissemination of the project method are given. The classification of the periods of the formation of the project method in domestic and foreign pedagogy is given. The analysis of the distinctive features of the project method is also carried out. The project method in the modern educational system is a tool for developing learning, which is based on the skills of students that contribute to cognition, the ability to independently develop and find objects for the practical application of knowledge, including with a creative component.

Keywords: project, project activity, project method, historical aspect, training, period.

References

1. Dewey J. Democracy and education. M.: Pedagogy-Press. 2000. 93 p.

2. Kilpatrick V.H. Application of the target setting in the pedagogical process. L.: Brockhaus-Efron. 1925. 43 p.

3. Parkhurst E. Education and training according to the Dalton plan. M.: New Moscow. 1925. 248 p.

4. Collings E. The experience of the American school on the method of projects. M.: New Moscow. 1926. 286 p.

5. Gileva E.A. The history of the development of the project method in the Russian school // Science and school. 2007. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7istoriya-razvitiya-metoda-proektov-v-rossiyskoy-shkole (date of reference: 06.07.2023).

6. Abrosimova S.A., Ryzhkova N.V. Historiographical review of project activities in pedagogical education of Russia // Pedagogical journal. 2021. Vol. 11. No. 5A. pp. 53-61.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

7. Makarova A.I. Pedagogical concept of L.S. Vygotsky // Theory and practice of social development. 2012. No. 8. pp. 129-133.

8. Karapchuk V.A. Lessons of Makarenko // Social pedagogy. 2013. No. 1. pp. 74-81.

9. Kagarov E.G. The method of projects in the labor school. L.: Brockhaus-Efron. 1926. 88 p.

10. Meandrov G. The method of projects in primary school. To help complex project work. Sverdlovsk. 1931. pp. 9-18.

11. Vasilyeva A.M., Rak E.V. Stages of formation of project activity in the university // Scientific notes of OSU. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. No.4 (73). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-proektnoy-deyatelnosti-v-vuze (accessed: 06.07.2023).

12. Yakovleva N.O. Theoretical and methodological foundations of pedagogical design: Monograph. M.: Information and Publishing Center ATiSO. 2002. 239 p.

13. Penkovskikh E.A. Method of projects in domestic and foreign theory and practice // Higher education. 2010. No. 4. pp. 307318.

14. Elizarova E.A. Essential analysis of project activity // Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2012. No. 1. pp. 66-71.

15. Tleumbetova D. B., Ivanova S.A. The method of projects as an effective method of teaching and educating students of techni-

cal universities // Continuity in education. - 2019. No. 22(06). pp. 827-833.

16. Metlitsky I.E. The method of projects as an innovative educational technology: problems of implementation // Bulletin of the Faculty of Business and Law. 2021. No. 2. pp. 114-119.

17. Slastenin V.A. Pedagogy of professional education: Studies. manual for students. Higher.ped. studies. Institutions / E.I. Be-lozertsev, A.D. Gonev, A.G. Pashkov, etc.: edited by V.A. Slastenin. M.: Publishing Center "Academy". 2004. 368 p.

18. Ovinova L.N., Schreiber E.G., Kolmakova V.S. Pedagogical conditions for the implementation of the project method in the educational process of the university // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences. 2019. No.2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-metoda-proektov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (date of application: 11.07.2023).

19. Karabutova T.V. The method of projects as a way of forming and evaluating the general competencies of first-year students // Education. Career. Society. 2015. No. 2(45). pp. 55-57.

20. Gugkaeva I.T. Method of projects as pedagogical technology // Siberian Pedagogical journal. 2013. No. 2. pp. 144-146.

21. SCHOOL OF OPPORTUNITIES: project training / P.D. Rabi-novich, K.E. Zavedensky, I.S. Tsarkov, E.S. Matviyuk // Educational policy. 2019. No. 1-2(77-78). pp. 33-49.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.