УДК 159.9.016 В. Н. КОКОРИН
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В М1РУ (ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ: 0-100 ЛЕТ)
Рассмотрены вопросы периодизации жизненного цикла человека в возрастных границах (0-100) лет. Автором предложена новая хронология, основанная на комплексной характеристике временных рамок жизни современного человека при учёте метрических и топологических параметров.
Ключевые слова: возраст, развитие, стадия, уровень, цикл.
Развитие человека, как «homo sapiens», процесс, разворачивающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г. Ананьева [3, 5], присущи два свойства: 1) метрическое; 2) топологическое. Метрическое свойство определяет длительность тех или иных психических процессов и состояний, а также временную характеристику изменений в психике, которые происходят на протяжении всей жизни человека. Тополо -гическое свойство - во взаимосвязи, определённость (фазу, период, стадию) структуры, особенностей во взаимосвязи, выделение ведущих, системообразующих факторов, с которыми была связана специфика того или иного периода жизни.
Такое деление психосоматического развития человека на протяжении жизненного цикла достаточно искусственно и связано с наличием громадного комплекса свойств и особенностей человека в мiру, как «homo sapiens», и как следствие, - необходимостью какой-то квазисистематизации, имеющей в своей основе «подвижность», при которой рамки психики и ограничения этапов жизни при всей детерминированности обладают строго упорядоченной и ограниченной органолептической системой.
В настоящее время в научной литературе приведено много периодизаций возрастного изменения личности (Ананьева Б. Г., Блонского П. П., Выгодского Д. С., Леонтьева А. Н., Фрейда З., Эльконина Д. Б., Эриксона Э. и др.) [1-9]. Детализация проработки периодизации неодинакова при различных классификациях, неоднозначны принципы, лежащие в основе той или иной системы, различна глубина проработки.
© Кокорин В. Н., 2017
Расхождения различных схем периодизаций, несовпадения границ по тем или иным периодам связаны с многомерностью соматического и психологического развития личностной и физиологической сущности человека, со сложностью установления детерминизма качества соотношения топологии различных фаз развития человека, как комплекс биологического, психического и социального на протяжении всего жизненного цикла человека.
По мнению ряда учёных (Ананьев Б. Г. и др.) [3, 7, 9], наиболее сложным является установление продолжительности фаз (стадий) развития и критических точек (старт, оптимум, финиш), дискретных моментов, поскольку следует учитывать гетерохронность, неравномерность и разномерность функциональных, физиологических (соматических) изменений, а также возрастную и индивидуальную изменчивость в различных исторических условиях.
В таблице, составленной автором, представлена временная периодизация, основанная на развернутых метрических и топологических критериях, где учитывается как соматическое, так и психосоциальное развитие человека на протяжении всего жизненного цикла в рамках девяти уровней и 25 стадий, охватывающих 100 лет жизни человека при детализации временных её рамок.
В предложенной автором периодизации, основанной на симбиозе метрических и топологических свойств, жизненный цикл человека представлен как многоуровневый, разделённый на циклы (стадии), хронологически строго определённые.
Следует также отметить, что хронология (9 уровней и 25 стадий) справедлива для 85% людей, доживающих до 100-летнего возраста. «Размывание» смежных стадий возможно в пределах 3-5 лет. При этом болезнь может (не обязательно) смещать и корректировать уровни и стадии.
№ Наименование уровня Номер цикла и название Характеристика цикла
1 Младенчество 1. Стадия Осознания (0-4 года) Осознание себя, как «homo sapiens», формирование первичных прикладных (бытовых) навыков, соматическое и эмоционально-нравственное начальное становление
(0-8 лет) 2. Стадия Начала (5-8 лет) Активное соматическое и эмоционально-нравственное становление. Осознание себя, как индивидуума человеческого социума (человека мiра)
Завершается 1-й уровень развития человека в мгру
2 Отрочество 3. Стадия Всходов (9-12 лет) Раннеотроческая стадия, соматическое и эмоционально-нравственное укрепление индивидуума, адаптация человека к жизни в мiру
(9-16 лет) 4. Стадия Юношества (13-16 лет) Отроческий период в апогее, полное формирование трудовых навыков, спурт физиологии, опережение соматики над духовно-нравственным. Как следствие, яркий эмоциональный дисбаланс
Завершается 2-й уровень развития человека в мгру
5. Стадия «Оперения» (17-20 лет) Интенсивное формирование соматики, как биосущности и нравственно-эмоциональной сущности человека в мiру
6. Стадия Движения (21-24 года) Завершение формирования человека в мiру. Расцвет соматики и эмоциональной сущности. Ощущение гармонии. Спурт в будущее
3 Мужественность (17-32 года) 7. Стадия Плато взрослости (25-28 лет) Стабилизация вхождения человека в мiр. «Золотой возраст».Преобладание соматики над духовным. Полное (завершённое) осознание себя как биологический вид. Начало процесса углубления «в себя», в духовную сущность
8. Стадия Плато утверждения (29-32 года) Расцвет человека в мiру. «Зенит» соматики. Постепенное осознание себя как соматически-нравственная сущность. Равновесие человека в мiру
Завершается 3-й уровень развития человека в мгру
4 Стабилизация (33-36 лет) 9. Стадия Весов (33-36 лет) «Constanta» человека в мiру. «Окостенение» древа. Пожинание «плодов» жизни. Стадия порога, определяющего выбор основных тенденций (перспектив) жизни из следующих комбинаций: а) преобладание соматики; б) преобладание эмоционального; в) преобладание нравственного; г) равновесный комплекс соматики и эмоционального; д) равновесный комплекс соматики и нравственного; е) равновесный комплекс соматики и эмоционально-нравственного. «Весы» развития человека в мiру
Завершается 4-й уровень развития человека в мгру
5 Стагнация 10. Стадия Сомнений (37-40 лет) Слабое снижения уровня соматики. Перспективы духовно-нравственного и эмоционального разлада.«Кризис среднего возраста».Переосмысление целей, назначения и функций жизни человека в мiру. Начало движения « с ярмарки» человека в мiру
(37-48 лет) 11. Стадия Разлада (41-44 года) Явственный дисбаланс человека в мiру. Разлад нравственно-эмоциональных основ. Падение соматики. Появление вопросов, на которые не находятся ответы
12. Стадия Регрессии (45-48 лет) Продолжение снижения жизненного баланса, активное движение «с ярмарки» человека в мiру
Завершается 5-й уровень развития человека в мгру
№ Наименование уровня Номер цикла и название Характеристика цикла
6 Упадок (49-72 года) 13. Стадия Адаптации (49-52 года) Вхождение в 3-й возраст. Углубление развития человека в м1ру как духовно-нравственной сущности. Жизненный соматический уровень - удовлетворительный
14. Стадия Равновесия (53-56 лет) Расцвет человека 3-го возраста в м1ру. Начало преобладающего влияния духовно-нравственного на ощущение жизни человека в м1ру. «Зенит» 3-го возраста
15. Стадия Устойчивого «Плато» (57-60 лет) Устойчивое равновесие человека в м1ру 3-го возраста
16. Стадия Сомнений (61-64 года) Полная социальная адаптация человека 3-го возраста в м1ру. Начало периода недоумений и невязок
17. Стадия Невязок (65-68 лет) Постепенное выпадение человека в м1ру из социума. Преобладание защитных реакций семьи на формировании социальной безопасности человека в м1ру
18. Стадия Скрытой социальной амнезии (69- 72 года) Постепенное вхождение в фазу одряхления
Завершается 6-й уровень развития человека в мгру
7 Старость (73-80 лет) 19. Стадия Упадка (73-76 лет) Существенное снижение защитных барьеров человека в м1ру. Нарушение баланса между соматикой и духовно-нравственной сущностью человека в м1ру
20. Стадия Депрессии (77-80 лет) Соматика активно нарушается (разрушается), духовно-нравственная сущность претерпевает сильные испытания
Завершается 7-й уровень развития человека в мгру
8 Ветхость (81-96 лет) 21. Стадия Биодряхления (81-84 года) Активная фаза соматического одряхления человека в м1ру
22. Стадия Пустоты (85-88 лет) Активная фаза духовно-нравственного одряхления. Жизненные интересы на крайне низком уровне, - уровне пустоты. Преобладание соматики в движении жизни человека в м1ру
23. Стадия Пустоты (89-92 года) Одряхление соматическое в завершающей фазе. Полная потеря жизненных интересов. Жизнь идёт потому, что «идёт». Безразличие к внешнему миру. Апатия. Замыкания в себе
24. Стадия Пустоты (93-96 лет) Деградация в активной фазе
Завершается 8-й уровень развития человека в мгру
9 Распад (97-100 лет) 25. Стадия «finite la comedia» (97-100 лет) Занавес. Замыкание круга жизни человека в м1ру. Всё
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выгодский Л. С. Проблема возраста // Собр. сочинений в 6 т. - М., 1984.
2. Выгодский Л. С. Психология развития человека. - М. : Эксмо, 2005.
3.Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. — М., 1973.
4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959.
5. Ананьев В. Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2001.
6. Блонский Н. Н. Очерки детской сексуальности. - М. : ЦНИИОЗД, 1935.
7. Фрейд З. Основы психологической теории в психоанализе. - М. : АСТ, 2006.
8. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб. : Когито, 1996.
9. Элконин Д. Б. Психология развития человека. - М. : Аспект Пресс, 2001.
Кокорин Валерий Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Материаловедение и ОМД» Ульяновского государственного технического университета.
Поступила 01.02.2017 г.
УДК 81
М. Е. КРОШНЕВА, В. С. МИТРОФАНОВА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС С. ШОЙГУ
Раскрываются понятия речевой стратегии и речевой тактики, приводятся результаты исследования политического дискурса Министра обороны РФ Сергея Шойгу.
Ключевые слова: дискурс, политика, речевая стратегия, речевая тактика.
В настоящее время российские филологи большое внимание уделяют вопросам русского языка, культуры профессиональной речи, эффективности речевого взаимодействия. В свете последних исследований О. Н. Паршиной «Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты» [4], Е. Ю. Алешиной «Особенности дискурсивного выражения конфликта в диктемной структуре политического текста конфликтной ситуации» [1], Н. В. Кузне -цовой «Политический дискурс, обеспечивающий власть политической элиты» [3], речь политиков - элиты общества, заслуживает особого внимания. От их профессиональных и коммуникативных способностей зависит судьба страны, региона, решение значимых общественных задач.
Политическую элиту составляют несколько социально-профессиональных групп, различающихся степенью влияния на процесс выработки и принятия важнейших политических решений. Учёный П. Шаран выделяет три таких группы: высшую, среднюю и административную. К высшей элите он относит представителей властных структур и тех, кто непосредственно принимает участие в реализации решений, значимых для государства. Средняя элита представлена взрослым населением и отличается высоким доходом, наличием профессионального статуса, престижным обра-
© Крошнева М. Е., Митрофанова В. С., 2017
зованием. Административную элиту составляют государственные служащие, находящиеся на руководящих постах в министерствах, департаментах и других органах управления.
Цель статьи - исследовать языковую личность политика Сергея Шойгу, как представителя высшей элиты российского общества, с точки зрения политического дискурса.
Объект исследования - устный политический дискурс Шойгу.
Предмет исследования - стратегии и тактики устного политического дискурса Шойгу.
Исследование проводилось на материале видеозаписей 2010 и 2015 гг. В состав изучаемого материала вошли телеинтервью политика в программе «Вести в субботу» (ведущий - Сергей Брилев) и выступление на ток-шоу «Познер» (ведущий - Владимир Познер), дающие возможность наблюдать особенности проявления устной формы политического дискурса, в которой так высок элемент спонтанности речи. Объём материала -1 час 12 минут звучания.
В данной работе основным методом исследования являлся описательный метод, включающий наблюдение, сопоставление, обобщение и интерпретацию полученных фактов, а также приёмы риторического анализа.
В результате исследования выстроилась система применяемых политиком стратегий и тактик, оценивалась частотность и эффективность используемых речевых структур, выявилась зависимость применения формулировок от