Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ: ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ "МЕДИЦИНА ТРУДА" (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ: ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ "МЕДИЦИНА ТРУДА" (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНА ТРУДА / РАБОТАЮЩИЕ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ / PERIODIC MEDICAL EXAMINATION / UNIFIED STATE HEALTH INFORMATION SYSTEM / OCCUPATIONAL HEALTH / WORKERS EXPOSED TO OCCUPATIONAL HAZARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шастин А.С., Гурвич В.Б., Газимова В.Г., Баратов В.М., Устюгова Т.С.

Введение. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая информационная система учета и систематизации данных, полученных при проведении периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Цель - исследовать результаты периодических медицинских осмотров в среднесрочном периоде на примере Свердловской области. Материалы и методы. Исследованы отчеты и заключительные акты медицинских организаций Свердловской области за 5 лет (2015-2019 гг.), представленные в областной Центр профессиональной патологии на базе ФБУН «Екатеринбургский медицинский - научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, а также проанализированы полнота и сроки их предоставления медицинскими организациями в областной Центр профессиональной патологии. Основные результаты. Оценка результатов периодических медицинских осмотров в Свердловской области затруднена несвоевременностью и неполнотой предоставления информации медицинскими организациями. Заключительные акты и отчеты о проведении периодических медицинских осмотров от медицинских организаций поступают с нарушением установленных сроков. Выводы. На основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения требуется создание подсистемы «Периодический медицинский осмотр». Обеспечение доступа всем профессиональным участникам национальной системы «Медицина труда» к стандартизованным результатам периодических медицинских осмотров на базе единой цифровой платформы создаст возможность их учета, анализа и оценки на межрегиональном и межотраслевом уровнях, а также на уровне субъектов предпринимательской деятельности, позволит использовать полученные данные в целях управления рисками здоровью работающих граждан. Контроль своевременности и полноты предоставления результатов периодических медицинских осмотров медицинскими организациями может быть реализован подключением территориальных органов Роспотребнадзора к государственным медицинским информационным системам субъектов Российской Федерации для контроля внесения результатов периодических медицинских осмотров в подсистему «Периодический медицинский осмотр» (или «Федеральный регистр периодических медицинских осмотров»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шастин А.С., Гурвич В.Б., Газимова В.Г., Баратов В.М., Устюгова Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIC MEDICAL EXAMINATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: CHALLENGES OF DATA RECORDING IN THE NATIONAL OCCUPATIONAL HEALTH SYSTEM (EXPERIENCE OF THE SVERDLOVSK REGION)

Background: As of today, there is no unified health information system that registers and systematizes the results of periodic medical examinations of workers exposed to occupational hazards in the Russian Federation. Our objective was to study the results of periodic medical examinations in the Sverdlovsk Region over a five-year period. Materials and methods: We reviewed medical reports and conclusions issued by regional health facilities in 2015-2019 and submitted to the Regional Occupational Health Center of the Yekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers, and analyzed completeness and timeliness of their submission. Results: We established that occupational health assessment based on the results of periodic medical examinations is complicated by late and incomplete data reporting by healthcare facilities of the Sverdlovsk Region. Conclusions: Our findings prove the importance of creating a “Periodic Medical Examination” subsystem of the unified health information management system. Providing access to standardised results of periodic medical examinations based on a single digital platform to all professional participants of the national occupational health system will enable data recording, analysis and assessment at the interregional and intersectoral levels, as well as at the level of business entities, and facilitate their use for the purposes of workers' health risk management. Timeliness of reporting and completeness of date entry in the “Periodic Medical Examination” subsystem (or a Federal Registry of Periodic Medical Examinations) may be monitored and verified by local Rospotrebnadzor bodies to be connected to the unified state health information systems of constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ: ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ "МЕДИЦИНА ТРУДА" (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

декабрь №12 (ззз) знсо

43

^^ © Шастин А.С., Гурвич В.Б., Газимова В.Г., Баратов В.М., Устюгова Т.С., Трофимова Т.Ю., Шулев П.Л., 2020 УДК 616-057:616.3

<=F Периодические медицинские осмотры: проблемы учета в национальной системе «Медицина труда» (на примере Свердловской области)

= А.С. Шастин1, В.Б. Гурвич1, В.Г. Газимова1,

Т.С. Устюгова1, Т.Ю. Трофимова2, П.Л. Шулев3

'ФБУН «Екатеринбургский медицинский — научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, ул. Попова, д. 30, г. Екатеринбург, 620014, Российская Федерация

2ГАУЗ СО «Медицинский информационно-аналитический центр» , ул. Гагарина, д. 53, г. Екатеринбург, 620078, Российская Федерация

3ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Репина, д. 3, г. Екатеринбург, 620028, Российская Федерация

Резюме: Введение. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая информационная система учета и систематизации данных, полученных при проведении периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Цель - исследовать результаты периодических медицинских осмотров в среднесрочном периоде на примере Свердловской области. Материалы и методы. Исследованы отчеты и заключительные акты медицинских организаций Свердловской области за 5 лет (2015-2019 гг.), представленные в областной Центр профессиональной патологии на базе ФБУН «Екатеринбургский медицинский - научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, а также проанализированы полнота и сроки их предоставления медицинскими организациями в областной Центр профессиональной патологии. Основные результаты. Оценка результатов периодических медицинских осмотров в Свердловской области затруднена несвоевременностью и неполнотой предоставления информации медицинскими организациями. Заключительные акты и отчеты о проведении периодических медицинских осмотров от медицинских организаций поступают с нарушением установленных сроков. Выводы. На основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения требуется создание подсистемы «Периодический медицинский осмотр». Обеспечение доступа всем профессиональным участникам национальной системы «Медицина труда» к стандартизованным результатам периодических медицинских осмотров на базе единой цифровой платформы создаст возможность их учета, анализа и оценки на межрегиональном и межотраслевом уровнях, а также на уровне субъектов предпринимательской деятельности, позволит использовать полученные данные в целях управления рисками здоровью работающих граждан. Контроль своевременности и полноты предоставления результатов периодических медицинских осмотров медицинскими организациями может быть реализован подключением территориальных органов Роспотребнадзора к государственным медицинским информационным системам субъектов Российской Федерации для контроля внесения результатов периодических медицинских осмотров в подсистему «Периодический медицинский осмотр» (или «Федеральный регистр периодических медицинских осмотров»). Ключевые слова: периодический медицинский осмотр, единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, медицина труда, работающие во вредных условиях.

Для цитирования: Шастин А.С., Гурвич В.Б., Газимова В.Г., Баратов В.М., Устюгова Т.С., Трофимова Т.Ю., Шулев П.Л. Периодические медицинские осмотры: проблемы учета в национальной системе «Медицина труда» (на примере Свердловской области) // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 12 (333). С. 43-49. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-333-12-43-49

Periodic Medical Examinations in the Russian Federation: Challenges of Data Recording in the National Occupational Health System (Experience of the Sverdlovsk Region)

A.S. Shastin,1 V.B. Gurvich,1 V.G. Gazimova,1 V.M. Baratov,^ T.S. Ustyugova,1 T.Yu. Trofimova,2 P.L. Shulev3 Yekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers, 30 Popov Street, Yekaterinburg, 620014, Russian Federation 2Medical Information and Analytical Center, 53 Gagarin Street, Yekaterinburg, 620078, Russian Federation 3Ural State Medical University, 3 Repin Street, Yekaterinburg, 620028, Russian Federation

Summary. Background: As of today, there is no unified health information system that registers and systematizes the results of periodic medical examinations of workers exposed to occupational hazards in the Russian Federation. Our objective was to study the results of periodic medical examinations in the Sverdlovsk Region over a five-year period. Materials and methods: We reviewed medical reports and conclusions issued by regional health facilities in 2015-2019 and submitted to the Regional Occupational Health Center of the Yekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers, and analyzed completeness and timeliness of their submission. Results: We established that occupational health assessment based on the results of periodic medical examinations is complicated by late and incomplete data reporting by healthcare facilities of the Sverdlovsk Region. Conclusions: Our findings prove the importance of creating a "Periodic Medical Examination" subsystem of the unified health information management system. Providing access to standardised results of periodic medical examinations based on a single digital platform to all professional participants of the national occupational health system will enable data recording, analysis and assessment at the interregional and intersectoral levels, as well as at the level of business entities, and facilitate their use for the purposes of workers' health risk management. Timeliness of reporting and completeness of date entry in the "Periodic Medical Examination" subsystem (or a Federal Registry of Periodic Medical Examinations) may be monitored and verified by local Rospotrebnadzor bodies to be connected to the unified state health information systems of constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: periodic medical examination, unified state health information system, occupational health, workers exposed to occupational hazards.

For citation: Shastin AS, Gurvich VB, Gazimova VG, Baratov VM, Ustyugova TS, Trofimova TYu, Shulev PL. Periodic medical examinations in the Russian Federation: Challenges of data recording in the National Occupational Health System (experience of the Sverdlovsk Region). Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2020; (12(333)):43-49. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-333-12-43-49

Author information: Gurvich V.B., http://orcid.org/0000-0002-6475-7753; Shastin A.S., http://orcid.org/0000-0001-8363-5498; Gazimova V.G., http://orcid.org/0000-0003-3591-3726; Baratov V.M., http://orcid.org/0000-0001-7455-8080; Ustyugova T.S., http://orcid.org/0000-0001-7342-6510; Trofimova T.Yu., http://orcid.org/0000-0002-6892-3640; Shulev P.L., http://orcid.org/0000-0003-4314-1033.

В.М. Баратов1

44

ЗНиСО декабрь №12 (ззз)

Введение. Периодические медицинские осмотры работников (далее — ПМО), занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, являются важным элементом государственной политики по увеличению продолжительности здоровой жизни и продлению трудового долголетия.

Адекватная оценка результатов ПМО на региональном и федеральном уровнях — актуальная задача для принятия компетентных решений на всех уровнях государственного управления. Оценка результатов периодических медицинских осмотров возложена на региональные центры профессиональной патологии субъектов Российской Федерации, Центр профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также на главного внештатного специалиста-профпатолога Министерства здравоохранения Российской Федерации, главных внештатных специалистов-профпатологов Министерства здравоохранения Российской Федерации по федеральным округам, главных внештатных специалистов-профпатологов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Наиболее актуальна проблема учета результатов и качества ПМО для центров профессиональной патологии субъектов РФ (далее — ЦПП).

В региональных центрах профессиональной патологии учет и контроль своевременности и полноты предоставления медицинскими организациями данных о проведенных ПМО затруднен отсутствием в Российской Федерации единой цифровой системы учета результатов ПМО.

Цель исследования. Исследовать результаты периодических медицинских осмотров на примере Свердловской области, а также своевременность и полноту предоставления медицинскими организациями отчетной информации и заключительных актов периодических медицинских осмотров.

Материалы и методы. Предметом исследования являлись годовые отчеты медицинских организаций (далее — МО) Свердловской области и заключительные акты по результатам ПМО, проведенных в МО за 5 лет (2015—2019 гг.), представленные медицинскими организациями в областной Центр профессиональной патологии на базе ФБУН «Екатеринбургский медицинский — научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора. Исследованы ежегодные отчеты областного центра профпатологии, направляемые в Министерство здравоохранения Свердловской области, за 5-летний период, с показателями, систематизированными в соответствии с требованиями приказа № 302н от 12 апреля 2011 г. к содержанию заключительного акта ПМО1.

Специальные методы статистического анализа не применялись.

Результаты. Результаты ПМО систематизированы в соответствии с требованиями

приказа № 302н от 12 апреля 2011 г.1 к содержанию заключительного акта, что является распространенным подходом для последующего ^ анализа результатов на региональном уровне с=р и на уровне хозяйствующих субъектов [1—2]. Щ;

Основные результаты ПМО в Свердловской = области по данным заключительных актов за ^ 2015—2019 гг. представлены в табл. 1, 2.

Ежегодно в Свердловской области осматривается 440—460 тыс. работников, занятых во вредных условиях труда, в том числе 38—43 тыс. — в центрах профессиональной патологии [3]. В 2019 году было осмотрено 461,7 тыс. человек, что на 7,7 тыс. больше, чем в 2018 году (454,0 тыс. человек). Из числа осмотренных 8,2 % прошли медицинский осмотр в центрах профпатологии Свердловской области, а также в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ по экспертизе связи заболевания с профессией (рисунок).

Но консолидация, обобщение и анализ результатов ПМО в представленном выше формате в настоящее время не может осуществляться в оперативном режиме.

Оценка результатов ПМО в Свердловской области затруднена несвоевременностью и неполнотой предоставления информации медицинскими организациями. Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Свердловской области статистический отчет «Профпатология» за 2019 год в установленный срок представили 59 % от всех МО Свердловской области, имеющих лицензию на проведение ПМО (в 2018 г. - 50 %, в 2017 г. - 58 %, в 2016 г. - 56 %).

Заключительные акты и отчеты о проведении ПМО от МО поступают с нарушением сроков, установленных приказом № 302н от 12 апреля 2011 г.1

Кроме того, по данным единого реестра Министерства здравоохранения Свердловской области на 01 января 2020 года в Свердловской области 11 медицинских организаций имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ по экспертизе связи заболевания с профессией, из них 6 МО частной формы собственности.

Заключительные акты и отчеты о проведении ПМО от медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ по экспертизе связи заболевания с профессией, также поступают с нарушением сроков, установленных приказом № 302н от 12 апреля 2011 г.

Своевременность сроков предоставления заключительных актов не может контролироваться в принципе, поскольку региональный центр профпатологии не располагает и не может располагать сведениями о сроках проведения и завершения ПМО в МО по нескольким тысячам работодателей.

Отсутствие оперативной достоверной информации о проведении ПМО всеми медицинскими

1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров» (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

декабрь №12 (ззз) знсо

организациями приводит к искажению общих показателей как на уровне субъектов РФ, так ^^ и на федеральном уровне. Несвоевременность с:^ и неполнота сведений о результатах ПМО от-Г"^ мечена участниками совещания профильной = комиссии по специальности «Профпатология» Экспертного Совета Минздрава России от 09.04.2020 и является проблемой национального масштаба. По данным статистических отчетов по форме № 302, ПМО в Российской Федерации в 2019 г. прошли 9,5 млн человек, а по данным региональных ЦПП субъектов РФ — 22 млн чел.

В настоящее время в РФ нет единой цифровой системы учета результатов периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В отдельных сегментах государственной

и корпоративной системы здравоохранения приняты меры по систематизации результатов ПМО34 [4-7].

С этой целью в Свердловской области для обеспечения эффективной информационной поддержки процесса управления системой ПМО и экспертизы профпригодности в МО осуществлена доработка программно-аппаратного комплекса Региональной медицинской информационной системы в части разработки подсистемы «Периодический медицинский осмотр» (обследование) работников (сотрудников) предприятий, организаций, цехов в медицинских организациях. Проведена апробация подсистемы в режиме опытной эксплуатации с участием десяти государственных медицинских организаций.

Таблица 1. Экспертиза профессиональной пригодности по результатам ПМО в МО за период 2015—2019 гг. Table 1. Assessment of professional suitability based on the results of periodic medical examinations in health facilities,

2015-2019

Показатель / Indicator Годы / Years

2015 2016 2017 2018 2019

Число лиц, осмотренных в МО (тыс. чел.) / Employees examined in health facilities (n, thousands) 264, 20 331,80 402,13 416,92 423,83

Число лиц, не имеющих медицинских противопоказаний к работе (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees fit for job (n, thousands / % of the examined) 248,36 (94 %) 302,86 (91,3 %) 375,72 (93,4 %) 388,61 (93,2 %) 413,06 (97,5 %)

Число лиц, имеющих временные медицинские противопоказания к работе (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees having temporary medical contraindications (n, thousands / % of the examined) 1,06 (0,4 %) 3,82 (1,2 %) 2,11 (0,5 %) 0,82 (0,2 %) 0,89 (0,2 %)

Число лиц, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees having permanent medical contraindications (n, thousands / % of the examined) 4,76 (1,8 %) 10,16 (3,1 %) 9,61 (2,4 %) 10,13 (2,4 %) 10,21 (2,4 %)

Число лиц, нуждающихся в проведении дополнительного обследования (заключение не дано) (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees requiring additional re-examination (no health assessment report issued) (n, thousands / % of the examined) 4,52 (1,7 %) 4,22 (1,3 %) 6,32 (1,6 %) 4,47 (1,1 %) 6,24 (1,5 %)

Число лиц, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees requiring in-depth examination at occupational health centers (n, thousands / % of the examined) 1,06 (0,4 %) 0,46 (0,1 %) 0,88 (0,2 %) 0,76 (0,2 %) 0,98 (0,2 %)

Число лиц из группы повышенного риска развития профессиональных заболеваний (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees at risk of occupational diseases (thousands of people / % of examined ones) 2,92 (1,1 %) 1,75 (0,5 %) 2,80 (0,7 %) 3,27 (0,8 %) 4,68 (1,1 %)

Число лиц, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to outpatient examination and treatment (n, thousands / % of the examined) 44,92 (17,0 %) 73,19 (22,1 %) 81,33 (20,2 %) 82,09 (19,7 %) 73,58 (17,4 %)

Число лиц, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to in-patient examination and treatment (n, thousands / % of the examined) 2,64 (1,0 %) 4,46 (1,3 %) 2,67 (0,7 %) 2,64 (0,6 %) 2,98 (0,7 %)

Число лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to health resort treatment (n, thousands / % of the examined) 67,90 (25,7 %) 105,94 (32,5 %) 52,22 (13,0 %) 93,26 (22,4 %) 4,69 (20,0 %)

Число лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to periodic medical check-up (n, thousands / % of the examined) 33,56 (12,7 %) 27,13 (8,2 %) 41,91 (10,4 %) 59,67 (14,3 %) 50,93 (12,0 %)

2 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2019 № 830 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья».

3 Коровкина Э.П., Бушманов А.Ю., Бирюков А.П., Кретов А.С., Самойлов А.С. База данных периодических медицинских осмотров на производствах с наличием вредных и (или) опасных производственных факторов и работ. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2017620972, 25.08.2017. Заявка № 2017620520 от 02.06.2017.

4 Хоружая О.Г., Горблянский Ю.Ю., Пиктушанская Т.Е., Яковлева Н.В., Заруцкий С.А., Власенко Е.А., Конторович Е.П., Понамарева О.П., Дрынкина И.А. Программа контроля качества обязательных медицинских осмотров работников. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2016612888, 11.03.2016. Заявка № 2016610161 от 13.01.2016.

46

декабрь №12 (ззз)

Таблица 2. Экспертиза профессиональной пригодности по результатам ПМО в центрах профпатологии и медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ по экспертизе связи заболевания с профессией, за период 2015—2019 гг. Table 2. Assessment of professional suitability based on the results of periodic medical examinations in occupational health centers and health facilities licensed for employee health services, 2015—2019

Показатель / Indicator Годы / Years

2015 2016 2017 2018 2019

Число лиц, осмотренных в ЦПП, всего (тыс. чел.) / Employees examined in occupational health centers (n, thousands) 43,74 47,52 42,80 37,24 37,86

Число лиц, не имеющих медицинских противопоказаний к работе (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees fit for job (n, thousands / % of the examined) 38,86 (88,9 %) 38,15 (80,3 %) 34,92 (81,6 %) 32,77 (88,0 %) 33,47 (88,4 %)

Число лиц, имеющих временные медицинские противопоказания к работе (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees having temporary medical contraindications (n, thousands / % of the examined) 0,11 (0,2 %) 0,10 (0,2 %) 0,08 (0,2 %) 0,11 (0,3 %) 0,08 (0,2 %)

Число лиц, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees having permanent medical contraindications (n, thousands / % of the examined) 1,86 (4,3 %) 1,95 (4,1 %) 1,64 (3,8 %) 1,71 (4,6 %) 1,54 (5,5 %)

Число лиц, нуждающихся в проведении дополнительного обследования (заключение не дано) (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees requiring additional re-examination (no health assessment report issued) (n, thousands / % of the examined) 2,00 (4,6 %) 1,71 (3,6 %) 1,26 (2,9 %) 1,15 (3,1 %) 1,16 (3,1 %)

Число лиц из группы повышенного риска развития профессиональных заболеваний (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees at risk of occupational diseases (thousands of people / % of examined ones) 1,35 (3,1 %) 2,21 (4,6 %) 2,84 (6,6 %) 2,38 (6,4 %) 2,92 (7,7 %)

Число лиц, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии (тыс. чел./% от осмотренных) / number of individuals need to be examined at occupational health centers (n, thousands / % of the examined) 1,62 (3,7 %) 1,80 (3,8 %) 1,72 (4,0 %) 1,71 (4,6 %) 1,44 (3,8 %)

Число лиц, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to outpatient examination and treatment (n, thousands / % of the examined) 17,74 (39,2 %) 16,43 (34,6 %) 17,74 (41,4 %) 18,58 (49,9 %) 18,31 (48,4 %)

Число лиц, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to in-patient examination and treatment (n, thousands / % of the examined) 0,52 (1,2 %) 0,41 (0,9 %) 0,32 (0,7 %) 0,30 (0,8 %) 0,17 (0,5 %)

Число лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to health resort treatment (n, thousands / % of the examined) 9,09 (20,8 %) 10,24 (21,6 %) 10,20 (23,8 %) 9,98 (26,8 %) 12,16 (32,1 %)

Число лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении (тыс. чел./% от осмотренных) / Employees subject to periodic medical check-up (n, thousands / % of the examined) 19,18 (43,9 %) 19,76 (41,6 %) 20,53 (48,0 %) 16,01 (43 %) 14,74 (38,9 %)

500 450 | 400 •2 350 I j= 300 j Id 250

Ls

; с 200

; I 150

. ° 100 ' s

I a 50

< rt

m

§ 0

fC 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

H

Годы / Years

3 число осмотренных в центрах профпатологии (тыс. чел.) / employees examined in occupational health centers (thousands of people) Эчисло осмотренных в медицинских учреждениях (тыс. чел.) / employees examined in health facilities (thousands of people)

Рисунок. Число человек, прошедших ПМО в Свердловской области за период 2003—2019 гг. Figure. The number of employees of the Sverdlovsk Region examined in 2003-2019

декабрь №12 о») знсо

47

Отдавая должное усилиям всех участников процессов информатизации этого направления ^^ деятельности медицинских организаций и с:^ специалистов в сфере медицины труда, полагаем Г"^ необходимым отметить, что все доступные нам = для исследования варианты цифровизации результатов и отчетов по ПМО носят ведомственный либо региональный характер. Реализованные в отдельных сегментах государственной и корпоративной системы здравоохранения меры по систематизации результатов ПМО не решают проблемы на федеральном уровне.

В настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»5. В этом проекте оцифрованные ресурсы могут быть определены как накопленные во всем многообразии медицинских данных и подготовленные для необходимого комплексного многократного использования.

Руководствуясь основной задачей указанного выше федерального проекта, полагаем целесообразным консолидировать усилия научных учреждений Роспотребнадзора, Российской академии наук, членов «Ассоциации врачей и специалистов медицины труда», специалистов-профпатологов и иных заинтересованных лиц в обсуждении и разработке универсальных требований к созданию и содержанию подсистемы «Периодический медицинский осмотр» (или «Федеральный регистр ПМО») для организации взаимодействия медицинских организаций в едином цифровом пространстве6.

Такая подсистема может функционировать в режиме автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности ЕГИСЗ, а также должна являться элементом федеральной государственной информационной системы «Медицина труда» в рамках ЕГИСЗ. Целесообразно предусмотреть возможность доступа к базам данных результатов ПМО Федеральному и региональным центрам профессиональной патологии, а также отдельным научным организациям, осуществляющим деятельность в сфере гигиены и медицины труда. Доступ к базам данных результатов ПМО должны иметь врачи-профпатологи, участвующие в проведении ПМО, специалисты территориальных органов Роспотребнадзора.

Стандартизованные на этапе разработки универсальные требования к учету результатов ПМО должны быть в установленном порядке рекомендованы Министерством здравоохранения Российской Федерации для реализации во всех

государственных медицинских информационных системах субъектов РФ, в медицинских информационных системах медицинских организаций. В настоящее время консолидация таких данных нормативно-правовыми актами федерального уровня не предусмотрена789.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение доступа всем профессиональным участникам национальной системы медицины труда к стандартизованным результатам ПМО на базе единой цифровой платформы создаст возможность учета, анализа и оценки на межрегиональном и межотраслевом уровнях, а также на уровне субъектов предпринимательской деятельности на основе первично введенных медицинских данных и в соответствии с главным принципом организации основных информационных потоков.

Актуальность создания цифровых платформ, консолидирующих результаты медицинских осмотров работающих, а также иных сведений о состоянии здоровья и условиях труда, отмечается многими специалистами стран СНГ [8-11].

Цель проведения ПМО не исчерпывается экспертизой профессиональной пригодности. Коммерциализация периодических медицинских осмотров снижает качество ПМО и нарушает преемственность во взаимодействии работодателей и медицинских организаций в связи с отсутствием информации о состоянии здоровья работников, полученной при проведении предыдущих осмотров. Это препятствует выполнению задач по своевременному выявлению общесоматических заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных производственных факторов на состояние здоровья работников, по динамическому наблюдению за состоянием здоровья работников. Затруднено выявление и профилактика заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных производственных факторов [12-20]. Указанные проблемы в значительной степени характерны и для стран, реализующих сходные с Россией модели организации охраны здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда [21-22].

Заключение

Своевременный и полный учет результатов ПМО позволит использовать консолидированную на единой цифровой платформе информацию, в том числе отдельные персональные данные о состоянии здоровья, в целях управления рисками здоровью работающих граждан. В первую очередь это актуально для работников повышенной группы риска развития профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

5 Официальный сайт Правительства Российской Федерации. http://static.government.ru/media/files/TVIdAva2IHG tqxvRQAQlzABZ2dAna23R.pdf. Дата обращения 06.05.2020.

6 Официальный сайт Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. https: //egisz. rosminzdrav.rU/#fourthPage.

7 Федеральный Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

9 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 № 911н «Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».

40

ЗНИСО декабрь №12 (333)

Создание и внедрение указанной подсистемы направлено на обеспечение полноты и своевременности предоставления заключительных актов и отчетов по проведению ПМО. Полагаем целесообразным подключение территориальных органов Роспотребнадзора к федеральной подсистеме «Периодический медицинский осмотр» (или «Федеральный регистр ПМО») для контроля полноты и своевременности регистрации результатов ПМО медицинскими организациями при принятии заключительных актов специалистами Роспотребнадзора.

Информация о вкладе авторов: концепция и дии зайн исследования: Шастин А.С.; сбор и обработка материала, статистическая обработка: Шастин А.С., Газимова В.Г.; написание текста: Шастин А.С., Газимова В.Г., Трофимова Т.Ю., Баратов В.М., Шулев П.Л.; редактирование: Гурвич В.Б., Устюгова Т.С.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

1. Ханин А.Л., Андреянова М.А., Шутникова Г.А. Анализ распространенности общесоматической и профессиональной патологии у рабочих угольных шахт и разрезов шахтерского города Кузбасса // Вестник современной клинической медицины. 2016. Т. 9. № 5. С. 56-60.

2. Гурвич В.Б., Шастин А.С., Газимова В.Г. и др. Причины утраты профессиональной пригодности для работы во вредных и (или) опасных условиях труда // Медицина труда и промышленная экология. 2019. Т. 59. № 2. С. 107-112. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-2-107-112

3. Газимова В.Г., Рузаков В.О., Шастин А.С. и др. Стратегия развития региональной системы «Медицина труда» // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 12. С. 1147-1150. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-12-1147-1150

4. Уйба В.В., Лавер Б.И., Кулыга В.Н. Промышленная медицина: ее роль и перспективы развития в системе ФМБА России // Медицина экстремальных ситуаций. 2019. Т. 21. № 2. С. 243-249.

5. Панова И.В., Лашина Е.Л., Паксеева В.С. Итоги проведения периодических медицинских осмотров в Центральном федеральном округе 2016-2018 гг. // Медицина труда и промышленная экология. 2019. Т. 59. № 9. С. 716. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-716

6. Бухтияров И.В., Головкова Н.П., Николаев С.П. и др. Разработка структуры модуля медицинской информационной системы (МИС) по управлению профессиональным риском нарушения здоровья работников // Актуальные проблемы медицины труда: сборник трудов института/ Под редакцией члена-корреспондента РАН И.В. Бухтиярова. Саратов: ООО «Амирит», 2018.

7. Измерова Н.И., Тихонова Г.И., Жаворонок Л.Г. Оценка качества и эффективности медицинских осмотров работающих // Медицина труда и промышленная экология. 2008. № 6. С. 25-29.

8. Смагулов Н.К., Хамитов Т.Н. Управление здоровьем работающих на основе профессионального риска // Здоровье и безопасность на рабочем месте: Материалы II международного научного форума. Минск: СООО «Регистр», 2018. С. 213-216.

9. Адилов У.Х. Влияние факторов производственной среды на состояние здоровья работников угольной промышленности // Здоровье и окружающая среда. 2016. № 26. С. 163-166.

10. Ибраев С.А. Подход к управлению профессиональным риском здоровья работников промышленного предприятия // Онкология - XXI век: Материалы XXII Международной научной конференции по онкологии, VIII Итало-Российской научной конференции по онкологии и эндокринной хирургии, XXII

Международной научной конференции. Подгорица, Черногория: Книжный формат, 2018. С. 60-63.

11. Косяченко Г.Е., Тишкевич Г.И., Гиндюк А.В. и ^ др. Формирование практики оценки и управления 1 профессиональным риском в Беларуси. В сборнике: '—Н Здоровье и окружающая среда. Материалы меж- i р дународной научно-практической конференции. ^^ Минск: Республиканское унитарное предприятие ^— «Научно-практический центр гигиены», 2018. 1— С. 111-114.

12. Стрижаков Л.А., Бабанов С.А., Будаш Д.С. и др. Улучшение качества периодических медицинских осмотров работающего населения и экспертиза профессиональной пригодности // Наука и инновации в медицине. 2018. № 2 (10). С. 30-36.

13. Лахман О.Л. Некоторые проблемы и пути их решения в профпатологической службе // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения // Российской академии медицинских наук. 2005. № 2 (40). С. 75-79.

14. Калинина М.Ю., Лагутина Г.Н., Спиридонов В.Л. и др. Оценка качества периодических медицинских осмотров работников нефтегазовой промышленности в медицинских учреждениях // Медицина труда и промышленная экология. 2009. № 5. С. 9-14.

15. Бичев С.С., Фломен Е.Д. Некоторые причины низкой эффективности периодических медицинских осмотров // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2008. № 5 (63). С. 47-49.

16. Фадеев Г.А., Гарипова Р.В., Архипов Е.В. и др. Роль периодических медицинских осмотров в профилактике профессиональных и соматических заболеваний // Вестник современной клинической медицины. 2019. Т. 12. № 4. С. 99-105. DOI: 10.20969/ VSKM.2019.12(4).99-105

17. Валеева Э.Т., Галимова Р.Р., Гирфанова Л.В. и др. Результаты проведения периодических медицинских осмотров работающих в Республике Башкортостан // Здоровье и окружающая среда: Материалы международной научно-практической конференции. Минск: Республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр гигиены». Гл. ред. С.И. Сычик. Минск: РНМБ, 2018. С. 181-182.

18. Ромейко В.Л., Потеряева Е.Л., Ивлева Г.П. и др. Основные проблемы совершенствования правовых механизмов сохранения профессионального здоровья работающего населения // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 10 (307). С. 46-49.

19. Бабанов С.А., Стрижаков Л.А., Будаш Д.С. и др. Периодические медицинские осмотры работающих во вредных условиях труда: нерешенные вопросы и пути улучшения качества. В сборнике: Здоровье и безопасность на рабочем месте. Материалы III международного научно-практического форума. Ново-Полоцк: ООО Поликрафт, 2019. Т. 1, вып. 3. С. 18-21.

20. Шкляева С.Н. К проблеме качества проведения медицинских осмотров в Ханты-Мансийском автономном округ-Югре. Роль коморбидных состояний в формировании и течении профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск. ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России. 2018. С. 72-74.

21. Барановская Т.В., Першай Л.К. Роль обязательных медицинских осмотров в повышении эффективности охраны здоровья работающих // Здоровье и окружающая среда. 2017. № 27. С. 106-108.

22. Филонюк В.А., Рыбина Т.М., Кардаш О.Ф. и др. Профилактическая роль обязательных медицинских осмотров работников биотехнологической промышленности // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2014. № 4. С. 61-65.

References

1. Khanin AL, Andreyanova MA, Shutnikova GA. The distribution of somatic and occupational diseases in colliers of Kuzbass. Vestnik Sovremennoi Klinicheskoi Meditsiny. 2016; 9(5):56-60. (In Russian).

декабрь №12 (333)

49

2. Gurvich VB, Shastin AS, Gazimova VG, et al. Causes of lost vocational fitness for work in jeopardy and (or) hazardous work conditions. Meditsina Truda i Promyshlennaya Ekologiya. 2019; 59(2):107-112. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-2-107-112

3. Gazimova VG, Ruzakov VO, Shastin AS, et al. Strategy for the development of regional system "Occupational Medicine". Gigiena i Sanitariya. 2017; 96(12):1147-1150. (In Russian).

4. Uyba VV, Laver BI, Kulyga VN. Industrial medicine: its role and development prospects in the FMBA system of Russia FMBA of Russia. Meditsina Ekstremal'nykh Situatsii. 2019; 21(2):243-249. (In Russian).

5. Panova IV, Lashina EL, Pakseeva VS. The results of periodic medical examinations in the Central Federal District 2016—2018. Meditsina Truda i Promyshlennaya Ekologiya. 2019. 59(9):716. (In Russian).

6. Bukhtiyarov IV, Golovkova NP, Nikolayev SP, et al. Development of the structure at the medical information system (MIS) module for the management of occupational health risk among employees. In: Topical issues of occupational health: Collected papers. Saratov: Amirit LLC Publ., 2018. P. 374-382. (In Russian).

7. Izmerova NI, Tikhonova GI, Zhavoronok LG. Evaluating quality and efficiency of workers' medical examinations. Meditsina Truda i Promyshlennaya Ekologiya. 2008; (6):25-29. (In Russian).

8. Smagulov NK, Khamitov TN. Workers' health management based on occupational risk assessment. In: Health and safety at the workplace: Proceedings of the 22nd International Scientific Forum. Minsk: SOOO Registr Publ., 2018. P. 213-216. (In Russian).

9. Adilov UKh. Influence of environmental factors on health status of coal industry workers. Zdorov'e i Okruzhayushchaya Sreda. 2016; (26):163-166. (In Russian).

10. Ibraev SA. Approach to occupational health risk management of industrial workers. In: Oncology-XXI century: Proceedings of XXII International Scientific Conference on Oncology, VIII Italian-Russian Scientific Conference on Oncology and Endocrine Surgery, XXII International Scientific Conference. Perm: Knizhny Format Publ., 2018. P. 60-63. (In Russian).

11. Kosyachenko GE, Tishkevich GI, Gindyuk AV, et al. Development of occupational risk assessment and management practices in Belarus. In: Health and safety at the workplace: Proceedings of the Second International Scientific Forum. Minsk: SOOO Registr Publ., 2018. P. 111-114. (In Russian).

12. Strizhakov LA, Babanov SA, Budash DS, et al. The quality improvement of periodic medical examinations of working people and professional aptitude expertise. Nauka i Innovatsii v Meditsine. 2018; (2(10)):30-36. (In Russian).

13. Lakhman OL. Some problems and the ways of solving them in occupational pathological service. Byulleten' VSNTs SO RAMN. 2005; (2(40)):75-79. (In Russian).

14. Kalinina MYu, Lagutina GN, Spiridonov VL, et al. Evaluating quality of medical examinations of oil and

gas industry workers in medical institutions. Meditsina Truda i Promyshlennaya Ekologiya. 2009; (5):9-14. (In Russian).

15. Bichev SS, Flomen ED. Some cases of low efficiency of periodical medical examinations. Byulleten' VSNTs SO RAMN. 2008; (5(63)):47-49. (In Russian).

16. Fadeyev GA, Garipova RV, Arkhipov EV, et al. The role of routine medical examinations in occupational and corporal disease prevention. Vestnik Sovremennoi Klinicheskoi Meditsiny. 2019; 12(4):99-105. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.20969/VSKM.2019.12(4).99-105

17. Valeyeva ET, Galimova RR, Girfanova LV, et al. Results of routine health screenings of employees working in the Republic of Bashkortostan. In: Health and environment: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference with international participation. Sychik SI, editor. Minsk: RNMB Publ., 2018. P. 181-182. (In Russian).

18. Romeyko VL, Poteryaeva EL, Ivleva GP, et al. The main problems concerning improvement of legal mechanisms for maintaining professional health of the working population. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2018; 10(307):46-49. (In Russian).

19. Babanov SA, Strizhakov LA, Budash DS, et al. Routine health screenings of persons working under harmful working conditions: open issues and ways to improve the quality of work. In: Health and safety at the workplace: Proceedings of the Third International Scientific Forum. Novo-Polotsk. Polycraft LLC Publ., 2019; 1(3):18-21. (In Russian).

20. Shklyayeva SN. Towards the problem of health screenings quality in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra. In: Role of comorbid conditions in the formation and process of occupational and work-related diseases: Proceedings of Interregional Scientific Conference. Khanty-Mansiysk: FGBOY VO UGMU Publ., 2018. P. 72-74. (In Russian).

21. Baranovskaya TV, Pershay LK. Role of obligatory medical examinations in increase of effectiveness of workers' health protection. Zdorov'e i Okruzhayushchaya Sreda. 2018; (27):106-108. (In Russian).

22. Filonyuk VA, Rybina TM, Kardash OF, et al. Preventive role of mandatory medical examinations of employees in biotechnology industry. Voprosy Organizatsii i Informatizatsii Zdravookhraneniya. 2014; (4):61-65. (In Russian).

Контактная информация:

Шастин Александр Сергеевич, к.м.н., старший научный сотрудник отдела организации медицины труда ФБУН «Екатеринбургский медицинский -научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора e-mail: shastin@ymrc.ru

Corresponding author:

Aleхandеr S. Shastin, Candidate of Medical Sciences, Senior Researcher, Department for Organization of Occupational Medicine, Yekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers

e-mail: shastin@ymrc.ru

Cтатья получена: 23.06.20 Принята в печать: 04.12.20 Опубликована: 25.12.20

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.