Научная статья на тему 'Периодические конструкции в художественном тексте: экспрессивность и принцип синтаксической избыточности'

Периодические конструкции в художественном тексте: экспрессивность и принцип синтаксической избыточности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ / ПРИНЦИП СИНТАКСИЧЕСКОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ / СЕМАНТИКА / КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИМПЛИЦИТНОСТЬ / ЭКСПЛИЦИТНОСТЬ / ЗОНЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ / ОЦЕНКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ДИСКУРС / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / PERIODIC CONSTRUCTION / THE PRINCIPLE OF SYNTACTIC REDUNDANCY / SEMANTICS / COMMUNICATIVE AND PRAGMATIC POTENTIAL / IMPLICITNESS / EXPLICITNESS / ZONES OF NARRATION / EVALUATION / LITERARY TEXT / DISCOURSE / LINGUISTIC PERSONALITY / LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трубкина Анна Ивановна

Целью статьи является рассмотрение периодических конструкций как эффективного средства реализации принципа синтаксической избыточности. Экспрессивный синтаксис, являясь актуальной сферой приложения исследовательских усилий в лингвистике, вызывает необходимость обращения к антропоцентричности художественного текста. Феномен экспрессивности описывается в статье с позиций выявления психологических закономерностей, в частности, выражения с их помощью эмоций и самого процесса восприятия внешней реальности и внутреннего мира автора / персонажа. Основу лингвистического механизма экспрессивности составляет отклонение от нормативного использования языковых единиц, в рамки которого вписывается и синтаксическая избыточность, характерная для некоторых экспрессивных средств. Такая избыточность свойственна, прежде всего, периодическим конструкциям. При том, что современная лингвистика не располагает единым определением периодической конструкции, в настоящей статье периоди изучается как явление, принадлежащее одновременно стилистике и синтаксису. Эффективным методом исследования периодических конструкций в художественном тексте является не только рассмотрение статуса союзов в их структуре, но и вопрос об их реализации в определенной зоне повествовании авторской или персонажной, а также в конкретном функциональном типе текста. Значимое место занимает также анализ эксплицитной либо имплицитной оценки, свойственных конкретной периодической конструкции с целью выявления коммуникативно-прагматического потенциала данного средства экспрессивного синтаксиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIC STRUCTURES IN A LITERARY TEXT: EXPRESSIVENESS AND THE SYNTACTIC PRINCIPLE OF REDUNDANCY

The aim of the article is to consider periodic constructions as an effective means of implementing the principle of syntactic redundancy. Expressive syntax, being an actual sphere of application of research efforts in linguistics, makes it necessary to address the anthropocentricity of the literary text. The phenomenon of expressiveness is described in the article from the standpoint of identifying psychological patterns, in particular, the expression of emotions with their help and the process of perception of external reality and the inner world of the author / character. The basis of the linguistic mechanism of expressiveness is the deviation from the normative use of linguistic units, within which the syntactic redundancy characteristic of some expressive means also fits. Such redundancy is peculiar, first of all, to periodic constructions. Despite the fact that modern linguistics does not have a single definition of the periodic structure, in this article periodi is studied as a phenomenon belonging to both style and syntax. An effective method of studying periodic constructions in a literary text is not only the consideration of the status of unions in their structure, but also the question of their implementation in a certain area of the narrative the author's or character, as well as in a specific functional type of text. The analysis of explicit or implicit evaluation peculiar to a particular periodic construction in order to identify the communicative and pragmatic potential of this means of expressive syntax also occupies a significant place.

Текст научной работы на тему «Периодические конструкции в художественном тексте: экспрессивность и принцип синтаксической избыточности»

филологические науки - Трубкина Анна Ивановна

языкознание ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ...

УДК 81

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ЭКСПРЕССИВНОСТЬ И ПРИНЦИП СИНТАКСИЧЕСКОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ

© 2018

Трубкина Анна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Южный Федеральный Университет (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая 105/42, e-mail: aitrubkina@sfedu.ru)

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение периодических конструкций как эффективного средства реализации принципа синтаксической избыточности. Экспрессивный синтаксис, являясь актуальной сферой приложения исследовательских усилий в лингвистике, вызывает необходимость обращения к антропоцентричности художественного текста. Феномен экспрессивности описывается в статье с позиций выявления психологических закономерностей, в частности, выражения с их помощью эмоций и самого процесса восприятия внешней реальности и внутреннего мира автора / персонажа. Основу лингвистического механизма экспрессивности составляет отклонение от нормативного использования языковых единиц, в рамки которого вписывается и синтаксическая избыточность, характерная для некоторых экспрессивных средств. Такая избыточность свойственна, прежде всего, периодическим конструкциям. При том, что современная лингвистика не располагает единым определением периодической конструкции, в настоящей статье периоди изучается как явление, принадлежащее одновременно стилистике и синтаксису. Эффективным методом исследования периодических конструкций в художественном тексте является не только рассмотрение статуса союзов в их структуре, но и вопрос об их реализации в определенной зоне повествовании - авторской или персонажной, а также в конкретном функциональном типе текста. Значимое место занимает также анализ эксплицитной либо имплицитной оценки, свойственных конкретной периодической конструкции с целью выявления коммуникативно-прагматического потенциала данного средства экспрессивного синтаксиса.

Ключевые слова: экспрессивность, периодическая конструкция, принцип синтаксической избыточности, семантика, коммуникативно-прагматический потенциал, имплицитность, эксплицитность, зоны повествования, оценка, художественный текст, дискурс, языковая личность, лингвориторическая компетентность.

PERIODIC STRUCTURES IN A LITERARY TEXT: EXPRESSIVENESS AND THE SYNTACTIC

PRINCIPLE OF REDUNDANCY

© 2018

Trubkina Anna Ivanovna, PhD, associate professor of Department of Theory of language and Russian language of Institute of Philology, journalism and intercultural communication Southern Federal University (344006, Rostov-on-don, Bolshaya Sadovaya street, 105/42, e-mail: aitrubkina@sfedu.ru)

Abstract. The aim of the article is to consider periodic constructions as an effective means of implementing the principle of syntactic redundancy. Expressive syntax, being an actual sphere of application of research efforts in linguistics, makes it necessary to address the anthropocentricity of the literary text. The phenomenon of expressiveness is described in the article from the standpoint of identifying psychological patterns, in particular, the expression of emotions with their help and the process of perception of external reality and the inner world of the author / character. The basis of the linguistic mechanism of expressiveness is the deviation from the normative use of linguistic units, within which the syntactic redundancy characteristic of some expressive means also fits. Such redundancy is peculiar, first of all, to periodic constructions. Despite the fact that modern linguistics does not have a single definition of the periodic structure, in this article periodi is studied as a phenomenon belonging to both style and syntax. An effective method of studying periodic constructions in a literary text is not only the consideration of the status of unions in their structure, but also the question of their implementation in a certain area of the narrative - the author's or character, as well as in a specific functional type of text. The analysis of explicit or implicit evaluation peculiar to a particular periodic construction in order to identify the communicative and pragmatic potential of this means of expressive syntax also occupies a significant place.

Keywords: expressiveness, periodic construction, the principle of syntactic redundancy, semantics, communicative and pragmatic potential, implicitness, explicitness, zones of narration, evaluation, literary text, discourse, linguistic personality, linguistic competence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из актуальных лингвистических проблем остается экспрессивность, позволяющая оценить стилистическую специфику художественного текста. Интерес к изучению экспрессивности имеет в своей основе вопросы формирования и осуществления в тексте и/ или дискурсе языковой личности, а также ее коммуникативного репертуара, что, в конечном счете, акцентирует внимание исследователей не только на коммуникативной функции языка, но и на самой языковой личности, на ее становлении и развитии. Как облигаторный признак художественного текста, экспрессивность влияет на поведение и духовный мир адресата. Экспрессивность представляет собой прагмалингвистическое явление, маркирующее коммуникативные стратегии автора и имеющее своей целью воздействие на адресата посредством различных средств, относимых к разным уровням языка.

Основу феномена экспрессивности составляют психологические закономерности, условно распределяемые на несколько групп - отражающие эмоции и чувства и воплощающие восприятие (например, таково противо-

поставление фигуры и фона как основного условий восприятия). Лингвистический механизм экспрессивности состоит, прежде всего, в отклонении от нормативного использования языковых единиц разноуровневой принадлежности. Такой «аномалией» является и определенная синтаксическая избыточность, свойственная некоторым экспрессивным средствам. Эта избыточность, на наш взгляд, наиболее полно проявляется в структуре периодических конструкций, что отражается и на их се-мантико-прагматическом потенциале в художественном тексте.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Экспрессивность рассматривается современной лингвистикой с различных позиций: критерием различения ракурсов изучения этого феномена служит принадлежность экспрессивности либо языку в целом, либо только различным языковым уровням. Действительно, экспрессивность может быть изучена как общеязыковая категория, т.к. манифестирована всеми языковыми уровнями, что обеспечива-

Trubkina Anna Ivanovna philological sciences -

PERIODIC STRUCTURES ... linguistics

ет разнообразие средств ее выражения. Исследователи трактуют экспрессивность как «совокупность семанти-ко-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи» [1, с. 78].

Экспрессивность характеризуется сложной и многоуровневой природой и тесно связана с целым рядом других языковых и текстовых категорий. Всё это обеспечивает развитие узкого и широкого подхода к изучению явления экспрессивности [2, 3, 4]. При узкой трактовке экспрессивности на первом плане оказывается ее понимание как совокупности стилистических приемов на основе тезиса об наличии экспрессии и выразительности языковых единиц. Широкое понимание включает постулат о синтезе экспрессивного и эмотивного в языке [См., напр.: 5].

Экспрессивность как одна из важных характеристик текста возникает благодаря самим свойствам коммуникативной ситуации, среди которых интенции адресанта, его коммуникативные цели, а также исходные к началу коммуникативного акта знания и представления адресата; релевантен также лингвистический и экстралингвистический (социальный) контекст коммуникативного акта [6, 7].

В отношении экспрессивности единицы языка могут быть либо системно-языковыми репрезентантами экспрессивности, либо системно-нейтральными в этом отношении, под которыми имеют в виду такие лексические средства или высказывания, которым не свойственна экспрессивность в качестве компонента семантики, но способным реализовывать экспрессивную функцию в определенных условиях. В таких условиях экспрессивность дискурса / текста возникает не столько на основе экспрессивного потенциала единицы соответствующего языкового уровня, сколько при привлечении коммуникативно-прагматического потенциала таких единиц, а также контекста [8]. Как один из факторов, обусловливающих усиление экспрессивности, лингвистикой также рассматриваются случаи несовпадения интенций адресанта и адресата художественного текста.

Периодические конструкции, принадлежащие к числу экспрессивных синтаксических средств и облигатор-но маркирующие идиостиль автора художественного текста, не имеют единообразного толкования в современной лингвистике, чему способствует нерешенность вопроса о принадлежности периода к стилистике и синтаксису и неопределенность его статуса в языковой системе. Период изучается как синтаксическая единица в случае, если ведущим является грамматический аспект исследования, функциональный критерий выдвигает на первый план изучение периода как стилистической единицы. Безусловно, период принадлежит обеим сферам, это одновременно синтаксическое и стилистическое явление. По причине отсутствия четкого определения периода он исключен из школьных программ по русскому языку, «в результате чего в современных школьных учебниках нет разделов о периодической форме речи» [10, с. 9], а курс современного русского языка в вузе представляет проблематику изучения периода, зачастую описывая ее лишь на материале сложноподчиненных предложений. Сложное предложение с подчинением и период не дифференцированы в ряде пособий, но иногда уточняется, что «период - это особая разновидность как сложного, так и простого предложения» [11, с. 207]. Интерес к изучению периода проявляют такие исследователи, как М.А. Пустынникова [12] , А.А. Акишина [13, 14], Р.Д. Лебедева-Пятина [15], Л.И. Байкова [16], К.А. Сат [17].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является рассмотрение периодических конструкций как значимого и частотно применяемого средства экспрессивного синтаксиса с позиций выяв-132

ления в их реализации принципа синтаксической избыточности. Периодические конструкции выступают в качестве маркера эмоциональной и когнитивной деятельности субъекта художественной коммуникации, которая характеризуется, к тому же, наличием конкретных параметров идиостиля, оценочностью - имплицитной либо эксплицитной, репрезентацией в авторской и/или персонажной зонах повествования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Синтаксические средства занимают одно из значимых мест в сфере реализации экспрессивности в художественном тексте, а проблематика изучения экспрессивного синтаксиса представляет одной из актуальных сфер современной науки о языке. Этому способствует развитие антропоцентрической парадигмы, в том числе и обращение к рассмотрению языковой личности как субъекта речи, ее функционально-прагматической реализации в дискурсе и тексте, осмыслению взаимоотношений адресанта и адресата, а также лингвистических механизмов воздействия на воспринимающее сознание. Многие видные лингвисты обращали особое внимание на важность изучения экспрессивного синтаксиса. Так, в область необходимых стилистических исследований В.В. Виноградов включает проблему экспрессивных (выразительных, изобразительных) оттенков, «присущих той или иной синтаксической конструкции или тем или иным комбинациям синтаксических конструкций» [9, с. 78].

Обширный коммуникативно-прагматический потенциал экспрессивного синтаксиса реализуется как в усилении выразительности речевого произведения, так и в его ослаблении, при этом экспрессивные синтаксические конструкции способны манифестировать не только саму экспрессивность, но и другие значимые текстовые категории. Экспрессивный синтаксис обнаруживает две противонаправленные тенденции - принцип синтаксической экономии и принцип синтаксической избыточности. К первому традиционно относят неполные предложения и эллипсис, ко второму - полисиндетон, периодические конструкции и пр. В настоящей статье рассмотрим реализацию принципа синтаксической избыточности помощью периодических конструкций.

Многочастные периодические конструкции, частотно представленные в художественных текстах, позволяют автору ввести в описание признаки ситуации как равноправные либо связанные контрастивными отношениями. В любом случае, такие периодические конструкции позволяют представить когнитивную деятельность системно, акцентировать внимание на ключевых идеях такого художественного текста. Например: «Есть люди, которые, встречая своего счастливого в чем бы то ни было соперника, готовы сейчас же отвернуться от всего хорошего, что есть в нем, и видеть в нем одно дурное; есть люди, которые, напротив, более всего желают найти в этом счастливом сопернике те качества, которыми он победил их, и ищут в нем со щемящей болью в сердце одного хорошего» [18]. В приведенном фрагменте представлено противопоставление, которое закономерно репрезентировано в тексте-рассуждении. Авторская зона повествования характеризуется здесь эксплицитной оценкой, что обеспечивает, в конечном счете, реализацию текстообразующей функции периода как средства, характеризующегося синтаксической избыточностью. В следующем фрагменте находим синтез авторской и персонажной зон художественного текста, которые характеризуются эксплицитной оценкой в периодической конструкции, реализованной в тексте-повествовании:«Для чего этим трем барышням нужно было говорить через день по-французски и по-английски; для чего они в известные часы играли попеременкам на фортепиано, звуки которого всегда слышались у брата на верху, где занимались студенты; для чего ездили эти учителя французской литературы, музыки, рисованья, танцев; для Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

филологические науки -языкознание

Трубкина Анна Ивановна ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ...

чего в известные часы все три барышни с m-lle Linon подъезжали в коляске к Тверскому бульвару в своих атласных шубках - Долли в длинной, Натали в полудлинной, а Кити совершенно в короткой, так что статные ножки ее в туго натянутых красных чулках были на всем виду; для чего им, в сопровождении лакея с золотой кокардой на шляпе, нужно было ходить по Тверскому бульвару, - всего этого и много другого, что делалось в их таинственном мире, он не понимал, но знал, что все, что там делалось, было прекрасно, и был влюблен именно в эту таинственность совершавшегося» [18].

Важную роль в периодической конструкции играют союзы, которые обозначают границы между первой и второй частями периода, к тому же осуществляя и «приращение смысла». Так, союзу но свойственно ограничительное значение, которое поддерживается дополнительно посредством специфических лексических средств, акцентирующих внимание адресата как на конце прерванного действия, так и на его начале: «Когда Ольга Ивановна входила в квартиру, она была убеждена, что необходимо скрыть все от мужа и что на это хватит у нее уменья и силы, но теперь, когда она увидела широкую, кроткую, счастливую улыбку и блестящие, радостные глаза, она почувствовала, что скрывать от этого человека так же подло, отвратительно и так же невозможно и не под силу ей, как оклеветать, украсть или убить, и она в одно мгновение решила рассказать ему все, что было...» [19].

Экспрессивные синтаксические средства, в том числе и периодические конструкции, позволяют транслировать художественную информацию особым образом. Так, при реализации принципа синтаксической избыточности парадоксальным образом достигается все же определенная языковая экономия, т.к. вместо одного целостного высказывания репрезентируется целый ряд экспрессивных синтаксических конструкций, коммуникативно-прагматический потенциал которых неизмеримо шире, чем у их синтетического инварианта. Экспрессивность характеризует весь макроконтекст, в который включены периодические конструкции, в том числе, распространяется и на те его части, для которых экспрессивность не была изначально свойственна. Безусловно, текстообразующая функция периодических конструкций позволят судить о них как о значительных в продуцировании художественного текста с преобладанием функциональных типов текста - повествования и рассуждения. Отметим также, что экспрессивность текста / дискурса маркирует определенную степень языковой и лингвокриторической компетентности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Несомненно, периодические конструкции занимают в системе синтаксически средств экспрессивности значимое место, отличаясь не только эффективностью, но и эффектностью репрезентации. В своей основе такие конструкции могут иметь как утвердительные, так и отрицательные, в том числе контрастивные отношения, позволяющие рассматривать признаки описываемой ситуации как равноправные либо взаимообусловленные, они могут включать позитивную или негативную оценку факта, эксплицированную либо имплицированную, предметную или ментальную, включенную в авторскую и/или персонажную зону повествования. Эти конструктивно значимые отношения могут реализоваться с помощью повторов в различных модификациях, выражаться союзами на границе частей периодов и т.п. Важным свойством периодических конструкций выступает возможность создания с их помощью полифонического эффекта художественного текста.

Общей целью экспрессивности в художественном тексте выступает отражение отношения субъекта речи к сообщаемому. Для этого при акцентировании компонентов высказывания он отступает от стандарта, от речевой нормы, усиливая эмоциональное воздействие

высказывания и художественного текста в целом, путем введения оценочности достигает высокого уровня художественной образности. У адресата благодаря применению указанных коммуникативно-прагматических стратегий возникают определенные эмоции, его внимание удерживается и концентрируется на заданных автором сегментах текста. В этом отношении принцип синтаксической избыточности, реализуемый, в том числе, и в периодических конструкциях, направлен на стимулирование когнитивной деятельности адресата художественного текста, одновременно выражая чувства, эмоции и настроения адресанта, тем самым, достигая эстетического эффекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. На материале английского языка: уч. пособие. Либроком, 2009. 216 с.

2. Fludernik M. The Fictions of Language and the Languages of Fiction. Adobe eReader Format. London, New York, 2005. 548 p.

3. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

4. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 1. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с.

5. Акимова Г.Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. С. 15-20.

6. Jahn M. Narratology: A Guide to the Theory of Narrative. English Department, University of Cologne, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www. uni-koeln. de/~ame02/pppn. htm .

7. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 464 с.

8. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2010. 480 с.

9. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1958. 174 с.

10. Акишина А.А. Периодические конструкции как синтакси-ко-стилистическая категория (материалы к курсам языкознания). Львов: Изд-во Львов.ун-та, 1958. 32 с.

11. Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Синтаксис. М.: Либроком, 2009. 200 с.

12. Пустынникова М.А. Периодическая речь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Ученые записки Петрозаводского университета. Петрозаводск, 1957. T. VII. Вып. I. С. 225-246.

13. Акишина А.А. Структура целого текста. М.: Изд-во УДН, 1979. Вып.1. 88 с. Вып. 2. 81 с.

14. Акишина А.А. Периодическая форма в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Львов: Львов.ун-т, 1958. 37 с.

15. Лебедева-Пятина Р.Д. Периодические конструкции в «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина // Очерки по русскому языку. Киров, 1965.

16. Байкова Л.И. Период — синтактико-стилистическое и тексто-образующее явление русского языка. Краснодар: КубГУ, 2000. 340 с.

17. Сат К.А. Синтаксическая категория периода в русской филологической традиции. Дис. ... канд. филол.н.: 10.02.01. М.: Гос.ин-т рус.яз. им. А.С. Пушкина, 2010. 179 с.

18. Толстой Л.Н. Анна Каренина [Электронный ресурс] URL: https://ilibrary.ru/text/1099/index.html

19. Чехов А.П. Попрыгунья [Электронный ресурс] URL: https:// ilibrary.ru/text/706/p.1/index.html

Статья поступила в редакцию 08.11.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.