Научная статья на тему 'Периодическая печать 1941-1945 гг. В Отечественной историографии рубежа XX - XXI вв'

Периодическая печать 1941-1945 гг. В Отечественной историографии рубежа XX - XXI вв Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2688
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Храмкова Е. Л.

В статье рассматриваются исследования 1990-х начала 2000-х гг., посвященные изучению периодической печати эпохи Великой Отечественной войны. Выявлена проблематика данного направления историографии, его основные достижения в области методологии и конкретной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESS OF 1941-1945 IN THE LATEST RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

The paper is devoted to a study of the research works of 1990s 2000s on the press of the period of the Great Patriotic War. The problematic of this historiography field and its basic achievements in methodology and concrete history are revealed.

Текст научной работы на тему «Периодическая печать 1941-1945 гг. В Отечественной историографии рубежа XX - XXI вв»

УДК 94(47+57) «1941/1945»

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ 1941-1945 ГГ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

РУБЕЖА XX - XXI ВВ.

© 2007 Е.Л.Храмкова

Самарский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются исследования 1990-х - начала 2000-х гг., посвященные изучению периодической печати эпохи Великой Отечественной войны. Выявлена проблематика данного направления историографии, его основные достижения в области методологии и конкретной истории.

Наиболее представительную группу исследований о роли и месте средств массовой информации (СМИ) в общественно-политической и культурной жизни России в 1941 - 1945 гг. традиционно составляют работы по истории центральной и местной печати. Особенностью современного периода историографии является постепенный отход от описательной парадигмы в результате расширения архивной базы по теме, выявление новых аспектов истории печати, комплексное изучение СМИ военного времени. В данной статье кратко характеризуется историографическая ситуация в области интересующей нас проблемы на рубеже XX - XXI столетий.

История центральной периодической печати нашла наиболее репрезентативное отражение в обобщающих трудах И.И.Широкорад [1]. Автор впервые выделила основные направления и определила характер советской информационной и цензурной политики военных лет, показала ее влияние на содержание и эффективность периодической печати, дала авторскую периодизацию развития центральных периодических изданий в 1941 - 1945 гг.

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. началось создание подлинно научной истории политической цензуры в СССР. В некоторых исследованиях были выявлены и изучены различные формы партийно-государственного управления средствами массовой информации в

1. Широкорад И.И. Центральная периодическая печать в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945. - М.: МГУП, 2001; Ее же. Центральная периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. - М.: 2002; Ее же. Центральная периодическая печать на завершающем этапе Великой Отечественной войны // Россия в мировых войнах ХХ века. - М. - Курск: 2002. - С. 468 - 475 и др.

условиях Великой Отечественной войны [2]. Т.М.Горяева пришла к выводу, что в условиях войны критерии «цензурных запретов стали более четкими, а их интерпретация менее расплывчатой; «самоцензура» определялась объединяющим всех стремлением к победе и требованиями военного времени, что в какой-то степени облегчало процедуру контроля и работу цензоров. Существенно расширились функции и объемы цензорского контроля, осуществляемого НКВД и его управлениями» [3].

Большинство публикаций о печати военных лет носили региональный характер [4].

2. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917 -1991 гг. - М.: РОССПЭН, 2002.

3. Горяева Т.М. История советской политической цензуры. 1917 - 1991 гг. Автореф. дисс... канд. ист. наук. -М.: 2000. - С. 30.

4. Долгова Т.П. По страницам «Чкаловской коммуны» (1941 - 1945 гг.) // Великая Отечественная война и Южный Урал. 1941 - 1945. - Оренбург: 1995. - С. 89 -96; Камскова ТА. Оренбургская печать в годы Великой Отечественной войны // Тез. докл. науч.-практич. конф. - Челябинск: 1995. - С. 117 - 120; Разуваев Н.А. Периодическая печать города Шадринска // Шадринск военной поры. - Шадринск: 1995. - С.81 - 87; Джан-теева Д.С. Основные направления деятельности печати Северного Кавказа в послеоккупационный период (1943 - 1945 гг.) // Вторая мировая и Великая Отечественная война: Актуальные проблемы социальной истории. - Майкоп: 2002. - С. 273 - 278; Малышев А.В. Деятельность региональных средств массовой информации на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны // Вторая мировая война: история и современность. - СПб.: 1999. Вып. 1. - С. 98 - 101; Его же. Патриотическая направленность деятельности региональных средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дона, Кубани и Ставрополья) // Патриотизм советской армии и народа - важнейший источник победы в Великой Отечественной войне. - СПб.: 2000. - С. 208 - 213; Лымарев А.Н. Периодическая печать Южного Урала в

Из них следует отметить монографические исследования на материалах Московской и Пензенской областей [5]. Некоторые авторы региональных работ попытались по-новому раскрыть информационные возможности изучения периодики. Например, Ю.Г.Чиндяйкин отметил: в 1941 - 1945 гг. отношение населения к печатной информации меняется в лучшую сторону, что было связано с качественными изменениями в содержании газетных материалов. Если в довоенный период «... преобладала официальная, агитационно-пропагандистская информация...», то в военное время «... большое количество газетных площадей выделяется для заметок, статей о подвигах жителей. на фронте и в тылу, появляются публикации о религиозных организациях, не носящие атеистического характера. Все это больше соот-

годы Великой Отечественной войны // Урал в стратегии II Мировой войны. - Екатеринбург: 2000. - С. 260 - 264; Его же. О периодической печати г. Челябинска в годы Великой Отечественной войны // Материалы науч.-краевед. конф. «Челябинск в прошлом и настоящем». - Челябинск: 2001. -С. 90 - 92; Его же. Задачи печатных средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны (на материалах Урала) // Вестн. / Челябинский гос. агроинж. ун-т.

2004. Т. 41. - С. 102 - 106; Его же. Основные задачи средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны // Война. Культура. Победа. Ч. I. - Челябинск: 2005. - С. 170 - 172; Его же. Проблема фронта и тыла на страницах уральских газет // Урал в 1941-1945 годах: экономика и культура военного времени (К 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне). - Челябинск: 2005. - С. 241 - 249; Подливалов В.В. Средства массовой информации Зауралья в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война и Зауралье. - Курган: 2000. - С. 43 - 44; Вахрушев АА. Газета «Увинский колхозник» в годы войны // Удмуртия в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - Ижевск:

2005. - С. 383 - 388; Галимуллина Н.М. Смена направления советской пропаганды в годы Великой Отечественной войны // Современная Россия и мир: альтернативы развития (национальная региональная идентичность и международные отношения). - Барнаул: 2005. - С. 37 - 41; Летопись Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: По материалам ярославской областной газеты «Северный рабочий» / авт.-сост. О.В.Кузнецова. - Ярославль - Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2005; Муслимова Н.Т. Средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) // Народы Кавказа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. - Махачкала: 2005. - С. 346 - 350 др.

5. Широкорад И.И. Печать Москвы и Московской области - фронту (1941 - 1945) / Под ред. Кирсанова Н.А. - М.: Изд-во МСХА, 1999; Баранова Н.Б., Ломовцев А.И. Средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны (на материалах Пензенской области). - Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 2002.

ветствовало духовным потребностям читателей» [6].

Современные исследователи вновь обратились к отдельным аспектам кадровой политики в сфере журналистики. Изучив управленческий и исполнительный аппарат редакций уральских газет в 1941 - 1945 гг., А.Н.Лымарев пришел к следующим выводам. Он отметил, что на протяжении всего военного периода по вполне понятным причинам происходило неуклонное снижение численности работников печати. Одновременно сохранялся низкий (еще с 1930-х гг.) уровень квалификации редакционных сотрудников. Как подчеркнул автор, именно массовость этого явления позволила власти «превратить печать в средство воздействия на общественное сознание, целенаправленно отсекая с помощью репрессивного аппарата и партийных установок невыгодную для власти информацию». В военные годы дефицит квалифицированных кадров усугубился в силу того, что материально-бытовое положение работников печати было тяжелым: из всего списка редакторов в номенклатуру обкомов партии входило только руководство областных газет. Всю войну не прекращалась работа по развитию рабселькоровского движения, особенно на предприятиях. При этом в условиях «кадрового голода» широко распространилась практика, когда профессиональные журналисты писали статьи за рабкоров. Серьезной проблемой являлась нехватка помещений для выпуска газет, особенно многотиражных. Скрупулезно выявив многочисленные недостатки в работе редакций уральских газет, автор, тем не менее, в итоге отметил, что никакие кадровые и материальные сложности не смогли оказать серьезного влияния «на эффективность изданий региона. Большинство из них продолжало выходить в срок, информируя население о происходивших в стране и мире событиях» [7].

Анализируя состояние печати Якутии в военный период, О.Д.Якимов выявил некоторые новые явления в тыловой журналистике,

6. Чиндяйкин Ю.Г. Печать Мордовии в 1928 - 1953 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Саранск: 2002. - С. 16.

7. Льмарев А.Н. Редакции уральских газет накануне и в годы Великой Отечественной войны // Уральские Бирюковские чтения. - Челябинск: 2004. Вып. 2. - С. 480, 482 - 484.

такие, как увеличение числа районных газет (за счет возникновения новых и дублировавшихся с русского языка на якутский изданий); неизменность сети многотиражных газет (в силу того, что центральные и республиканские газеты и журналы доставлялись с большой задержкой); незавершенность процесса формирования сети районных газет к концу войны. Автор пришел к выводу о том, что в сфере местной печати недостаточно учитывался национальный фактор. Так, ни в довоенные, ни в военные годы не появились периодические издания на эвенском и эвенкийском языках. Установившаяся в нашей стране «монотипологическая модель» партийно-советской печати «исключила поиск новых типов, отвечавших условиям проживания и потребностям в печатном слове на родном языке малочисленных народов Севера» [8].

Практически во всех региональных исследованиях затрагивалась проблема сохранения материальной базы печати. М.Ф.Щербинин отметил, что в районах Сибири тираж газет не увеличивался до 1944 г. Несмотря на усилия партийно-государственных органов, добиться существенного увеличения тиража в связи с ростом населения в регионе за счет эвакуированных не удалось, центральная пресса постоянно запаздывала, общий тираж областной прессы так и не достиг довоенного уровня [9].

На рубеже XX-XXI вв. сторонники междисциплинарных подходов в изучении культуры периода Великой Отечественной войны отказались от иллюстративного подхода и попытались перейти к фронтальному изучению центральной, а также местной печати военных лет [10]. Материалы региональной периодики рассматривались как важный источник в определении степени социальной значимости отдельных культурных со-

8. Якимов О.Д. Очерки истории печати Якутии: от февраля 1917 года до краха КПСС. - Новосибирск: 2004. - С. 172 -173.

9. Щербинин М.Ф. Культура Сибири в годы Великой Отечественной войны. - Иркутск: 1996. - С. 33.

10. Тузова О.В. Периодическая печать как исторический источник изучения городской музыкальной культуры в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война в контексте российской истории. - Саратов: 2000. - С. 27 - 32; Ее же. Периодическая печать как исторический источник изучения музыкальной культуры в годы Великой Отечественной войны // Историко-археологические изыскания. - Самара: 2001. Вып. 4. - С. 90 - 96; Ее же. Музыкальная культура Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны. - Самара: Изд-во СГТУ, 2005.

бытий и явлений, генерирующих «информационную модель мира» обычного советского гражданина. Это позволило получить новую информацию о феномене провинциальной культуры в 1941 - 1945 гг.

В 1990-е - начале 2000-х гг. под влиянием культурной антропологии исследователи приступили к системному изучению особенностей воздействия средств массовой информации на общественное сознание в период Великой Отечественной войны. Несомненный интерес с точки зрения методологии изучения данной сравнительно новой для российской историографии проблемы представляет монография Н.Б.Барановой и А.И.Ломовцева [11]. Авторы раскрыли основные направления информационного противостояния СССР и фашистской Германии в годы Второй мировой войны, показали основные приемы и средства влияния советских СМИ на общественное сознание и подчеркнули, что в обеих странах удалось всемерно милитаризовать массовое сознание и сформировать «образ врага» в целях обоснования для каждой из воюющих сторон справедливого характера войны [12]. В кандидатской диссертации В.В.Поповой [13] были рассмотрены формы, методы и приемы, которые использовались СМИ для формирования патриотического сознания жителей Москвы и Московской области в военное время. Автор пришла к выводу, что жесткая цензура существенно ограничивала «возможности средств массовой информации в получении и распространении оперативной и объективной информации о ходе военных действий», особенно в первые месяцы войны, когда «первые корреспонденции с мест сражений предстают виде отдельных, разрозненных эпизодов, не дающих представления об истинном положении на фронте, что вызывало недовольство населения...». Анализ материалов центральной и местной печати, радиопередач военных лет позволил В.В.Поповой утверждать, что в средствах массовой информации акцент «делался, прежде всего, на воскрешение во многом утраченного за последние двадцать лет

11. Баранова Н.Б., Ломовцев А.И. Указ. соч.

12. Там же. - С. 35, 98.

13. Попова В.В. Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны (на материалах Москвы и Московской области). Автореф. дисс... канд. ист. наук. - М.: 2003.

национального самосознания, на стойкость и мужество граждан». В то же время, автор, безусловно, права, когда учитывает роль в формировании патриотического сознания и воспитания новых ценностей и чувств, рожденных после Октября 1917 года [14].

На наш взгляд, важные позитивные сдвиги в изучении средств массовой информации военных лет и их важнейшей составляющей - печати, наблюдаются в региональных диссертационных исследованиях [15]. Следует отметить, что материалы указанных кандидатских диссертаций удачно дополняют друг друга, а большинство выводов носят оригинальный авторский характер. Появление данных работ, а также публикации авторов, в которых нашли отражение основные положения диссертационных сочинений, позволяют надеяться, что в конце XX - начале XXI в. постепенно складывается не просто иная, по сравнению с предыдущими периодами отечественной историографии, а глубокая и объективная концепция деятельности СМИ и, первую очередь, региональной печати эпохи Великой Отечественной войны.

Диссертация А.В.Малышева на первый взгляд носит традиционный характер и охватывает круг вопросов, ставившихся еще в 50 - 80-е гг. минувшего столетия. Однако это не совсем так. Изучив структурную и тематическую организацию средств массовой информации Юга России в 1941 - 1945 гг., автор особое внимание уделил анализу системы оперативного информирования населения в военных условиях, реализации национально-патриотического содержания в деятельности местной периодической печати, изучил этапы работы органов цензуры, специфику функционирования СМИ в 1943 - 1945 гг. после освобождения районов Дона, Кубани и Ставрополья. В особый раздел А.В.Малышев поместил материалы о деятельности средств массовой информации среди населения сельских районов, что позволило выявить особые жанры в работе СМИ, рассчитанные на менталитет именно тружеников

14. Там же. - С. 20, 12.

15. См. дисс. канд. ист. наук: Малышев А.В. Средства массовой информации Юга России в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дона, Кубани, Ставрополья). - Ростов-на-Дону: 2001; Ломовцев А.И. Средства массовой информации и их воздействие на массовое сознание в годы Великой Отечественной войны (на материалах Пензенской области). - Пенза: 2002; Лымарев А.Н. Периодическая печать Южного Урала накануне и в годы Великой Отечественной войны (193901945 гг.). - Челябинск: 2002.

села, показать деятельность средств массовой информации по ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации в регионе.

Для диссертационного исследования А.И.Ломовцева характерно антропологическое видение проблемы воздействия СМИ периода Великой Отечественной войны. Перед нами, с одной стороны, узкое локальное исследование, проведенное на материалах лишь одной тыловой области, с другой стороны -выбранный жанр «микроистории» привел к всестороннему, очень тщательному анализу проблемы, практически не изученной в отечественной исторической литературе. Впервые исследованы не только сами региональные средства массовой информации военного времени (например, районная, городская, областная периодическая печать) в количественном и качественном отношении, но и специфический механизм воздействия СМИ на общественное сознание.

Следует подчеркнуть, что автору удалось выйти за рамки изучения, в частности, местной печати, как исключительно идеологического, воспитательного средства пропаганды среди населения в условиях военного времени, что обедняло даже лучшие работы прежних лет. Проблемное поле исследования удалось расширить за счет включения таких сюжетов, как специфика массового сознания, исторические, политические и психологические возможности информационного воздействия на него в годы войны, сущность и ориентированность воздействия СМИ на общественное сознание в 1941 - 1945 гг. В итоге, подлинным объектами работы А.И.Ломовцева оказались те, на кого и были направлены разнообразные действия всех средств массовой информации в годы военного лихолетья -конкретные люди, труженики тыла, выстоявшие и победившие.

Не менее интересна и кандидатская диссертация А.Н.Лымарева, посвященная изучению периодической печати Южного Урала в годы Второй мировой войны. Заслугой автора стал анализ финансового, материально-технического и кадрового обеспечения газет и журналов, каналов распространения периодики в 1939 - 1945 гг. А.Н. Лымарев исследовал цели, задачи, структуру, содержание местных периодических изданий; попытался показать взаимосвязь между внутренними (анализ

журналистского корпуса и редакций, материальной базы СМИ и т.д.) и внешними (взаимоотношения с партийными и государственными структурами, работа с письмами трудящихся, рабселькорами, органами цензуры) закономерностями развития печати в военный период. Исследования А.В.Малышева, А.И.Ломовцева, А.Н.Лымарева, несомненно, стимулируют процессы изучения истории региональных средств массовой информации на материалах других тыловых регионов России.

В рассматриваемый период историографии существенно расширились представления о так называемом «лагерном» компоненте культуры ХХ века, в частности за счет изучения тюремной и лагерной прессы. Закрытые периодические издания, выпускавшиеся Главным управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД-МВД СССР в 1941 - 1945 гг. впервые были комплексно рассмотрены в специальной монографии А.Ю.Горчевой [16]. Заслуживает внимания системный подход автора к анализу лагерной периодической печати в контексте развития советской журналистики первой половины минувшего столетия.

На протяжении нескольких десятилетий объективному анализу истории периодической печати Великой Отечественной войны препятствовали моноидеология, искусственно суженная проблематика исследований, тенденциозность в освещении темы. Однако открытие доступа к архивным документам и трансформация научного сообщества в условиях новой полиметодологической ситуации не привели на практике к быстрым и кардинальным переменам в осмыслении интересующей нас проблемы. Что же мешает исследователям в настоящее время? Наиболее содержательный ответ на данный вопрос находим в статье Л.Д.Дергачевой, опубликованной еще в конце 1990-х гг. [17] Автор впервые четко сформулировала основные методологические проблемы источниковедения военной и гражданской периодической печати, без решения которых невозможно дальнейшее изучение истории печати периода войны.

К числу актуальных научных вопросов отечественной историографии Л.Д.Дергачева отне-

16. Горчева А.Ю. Пресса ГУЛАГа (1918-1955). - М.: МГУ, 1996.

17. Дергачева Л.Д. Источниковедческие проблемы советской журналистики военного времени (1941-1945 гг.) // Вестник МГУ. Сер. 8: История. 1999. № 2. - С. 3 - 20.

сла проблемы надежности, а также информационной ценности периодики как исторического источника [18]. Она подчеркнула, что следует отказаться от широко распространенного заблуждения о печати военного времени как «хорошо известном» источнике и указала на значительные информационные возможности центральных, ведомственных, местных периодических изданий, которые необходимо изучать. В первоочередном внимании историков нуждаются такие вопросы, как сохранность комплектов газет и журналов, а также архивов редакций; проблема достоверности мемуаров журналистов; характер и виды контроля над прессой партийно-государственных органов; критерии периодизации и эволюции прессы военного времени; специфика военной и гражданской печати; анализ содержания прессы в начальный период войны; последствия изменения информационных объемов в периодике и другие.

Л.Д.Дергачева отметила, что в источниковедческом плане значительный интерес представляет анализ периодичности журналистики в годы Великой Отечественной войны. Однако нельзя решить этот вопрос формально и схематично. Так, хорошо известно, что газетная и журнальная сеть резко сократилась в военный период, поэтому, как пишет автор, это, естественно, привело к сокращению аналитической информации. Следует также иметь в виду конкретные обстоятельства издания отдельных органов печати: «. применительно к 1941 - 1945 гг. все потери в информативности часто будут отступать на второй план перед самим фактом выхода газеты или журнала, фактом беспрецедентным.». Здесь в качестве примера автор приводит издание журнала «Звезда» в блокированном Ленинграде и газеты «На страже Родины» Ленинградского фронта [19].

Анализируя тематическую направленность периодических изданий военных лет, автор пришла к выводу, что в целом «информационная палитра прессы в годы войны явно обеднела в сравнении с мирным временем и круг вопросов, которые можно изучать на основе периодики, сузился. Но тем более акту-

18. Там же. - С. 5, 19.

19. Там же. - С. 16 - 17. 19. Там же. - С. 19.

альной становится задача выявления и оценки той тематики, которая сделалась ведущей в период Великой Отечественной войны». И с этим выводом трудно не согласиться. Статья Л.Д.Дергачевой, по нашему мнению, может служить оригинальным методологи-ческим и методическим ориентиром для ученых, которые продолжат изучение истории печати 1941 - 1945 гг. Таким образом, на рубеже XX - XXI вв. мож-

но отметить как определенные достижения, так и лакуны, дискуссионные вопросы в исследовании проблемы. Ее дальнейшая разработка, очевидно, будет зависеть не столько от введения в оборот новых документальных источников, сколько от более глубокого и комплексного анализа традиционных и новых сюжетов, научного уровня междисциплинарного диалога.

THE PRESS OF 1941-1945 IN THE LATEST RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

© 2007 E.L.Hramkova Samara State Pedagogical University

The paper is devoted to a study of the research works of 1990s - 2000s on the press of the period of the Great Patriotic War. The problematic of this historiography field and its basic achievements in methodology and concrete history are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.