УДК 009
Д. Е. Байдина
г. Екатеринбург, Россия
ПЕРФОРМАНС-ПЛАТФОРМА III УРАЛЬСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КОММУНИКАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: современные арт-практики, городское пространство, перформативное искусство
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена взаимодействию современных перформативных практик и городского пространства. Рассматривается способ коммуникации зрителя и художника в несценическом пространстве действия.
D. E. Baidina
Yekaterinburg, Russia
PERFORMANCE PLATFORM III URAL INDUSTRIAL BIENNALE CONTEMPORARY ART: NEW SPACE COMMUNICATION
KEYWORDS: œntemporary art-practices, city space, performance art
ABSTRACT: Article is devoted the problem of interaction between performance-art and city space. Author considers the process of communication between spectator and artist in the non-stage space of acting.
Что представляет собой современный город? Это такое неоднородное пространство, которое находится в постоянном процессе трансформаций, где социокультурное, физическое, ментальное, историческое неразрывно связаны друг с другом. Все эти компоненты, переплетаясь между собой, создают районы обитания отдельных групп, формируют идентичности, связывают или разъединяют людей друг с другом.
Городское пространство - это открытое пространство, оно постоянно производится и воспроизводится. Оно имеет свою особенность, которую сформулировал Анри Лефевр [1]. Пространство современного города, по его мнению, имеет черты: гомогенность - фрагментация - иерархичность. Так, первое говорит о тенденции создавать однотипные постройки, типизировать архитектурный облик, но без определенного плана или проекта. Дихотомия центра на карте города, наличие ок-
раин и маргинальных зон городского пространства задают определенные иерархические отношения, заставляя обитателей города стремиться попасть в центральные районы и покинуть окраинные территории.
Современные художественные практики, работающие в городском пространстве, с его архитектурным обликом или социокультурным контекстом, представляют собой особый феномен. Создавая визуальные способы коммуникации со зрителем, художественные практики формируют новые формы коммуникации.
В таком дискурсе перформанс-платформа III Уральской Индустриальной биеннале современного искусства является ярким примером не только новых художественных форм и языка искусства, но и специфическими способами организации самого художественного произведения, а также особого рода связи между произведением искусства и зрителем.
Особенность проекта заключалась в том, что привычные формы перформатив-ного искусства, представленные в необычном формате - в технически неподготовленном для сценического действия пространстве, работали с городской архитектурой, историческим контекстом места будущего действия. Так или иначе, перфор-манс-платформа стала серией Б^е-специфичных работ, которые были созданы исключительно для того места, которое было выбрано в качестве пространства сцены.
Прежде всего, следует отметить, что таким пространством стала заброшенная типография «Уральского рабочего». Художникам предстояло «оживить» мертвое городское пространство, создать новые смыслы, актуализировать ценность места, заставить пространство «заработать», «произвести пространство».
Так, каждая работа, представленная в рамках перформанс-платформы, ставила перед собой задачу работы с потенциалом пространства типографии, а также зрительской аудиторией. Все перформансы, спектакли и концерты были созданы в контексте своего художественного языка, показывая многогранность современных художественных практик, направленных на работу с движением и действием.
В конечном итоге, на протяжении почти трех месяцев зрителю неоднократно были показаны променад-спектакль, танцевальный перформанс, серия концертов современной академической музыки, аудио-визуальный перформанс-концерт, а также в экспериментальном режиме перенесены два перформанса китайских и нидерландских художников в контекст пространства типографии.
Для артистов главными задачами стали работа по актуализации заброшенного пространства и разработка способов артикулирования художественными образами и языком искусства ради создания работ, ориентированных на пространство и его культурный капитал.
Типография «Уральского рабочего» - это огромное четырехэтажное здание, построенное в начале 1930-х гг. в харак-© Байдина Д. Е., 2016
терной на тот момент конструктивистской манере. В трех этажах размещалась типография, в четвертом - издательство. Типография принадлежала газете «Уральский рабочий» и до начала девяностых годов успешно работала. С того времени, как газета стала частной, а типография осталась государственной, здание опустело. Бывшие типографские пространства с большими ленточными окнами, выходящими на улицу Ленина, перестали использоваться для своего первоначального предназначения - обеспечения условий производственного процесса.
С одной стороны, находясь в «сердце» города, выходя одной стороной на одну из главных транспортных «артерий» центра города - проспект Ленина, где жизнь всегда бьет ключом. С другой стороны, здание покинуто и заброшено, образуя маргинальную область в потоке интенсивной городской жизни.
Для того чтобы «переиграть» местоположение центра и периферии, создать пространство, интересное для городского сообщества, кураторы перформанс-платформы выбрали в качестве площадки не просто индустриальное здание, но такое, которое потеряло свою первоначальную функциональность и требует переосмысления. Работая в режиме искусства действия, артисты смогли преобразовать пространство типографии, заполняя своими действиями и движениями, музыкальными и световыми образами те маргинальные пространства, неактуальные в контексте современной повседневной жизни городских обитателей.
Так, например променад-спектакль «Пролом», поставленный режиссером А. Ваховым совместно с актерами «Коляда-театра» и екатеринбургского ТЮЗа, стал одним из ярчайших примеров успешной работы по созданию нового образа городской архитектуры и способа коммуникации со зрителем.
Само действие, рассказывающее в фантасмагорическом ключе о Свердловске 1930-х годов и его обитателях, разворачивается в различных пространствах типографии. Актеры вовлекают зрителя в дейст-
вие, создают ситуацию, в которой максимально сокращена дистанция между актером и зрителем. Пространство сцены становится единым для героев променад-спектакля и тех, кто наблюдает за разворачивающимися событиями. Вовлекаемый все дальше и дальше сквозь маленькие комнаты, коридоры и большие цеха, зритель имеет возможность по-другому посмотреть на пространство бывшей типографии, а также стать частью всего действия.
Искусство, которое сумело преодолеть свои границы и не побоялось выйти в городское пространство, становится новым
Стирая границы дозволенного и недозволенного, осваивая почти эфемерное разграничение между тем, кто сейчас герой, а кто - наблюдатель, современные арт-практики, созданные в рамках перфор-манс-платформы III Уральской индустриальной биеннале, стали достойным примером того, как можно заставить искусство «работать» не только в музейном пространстве. Искусство способно находить точки соприкосновения зрителя и арт-практики в не предназначенном для демонстрации этого искусства месте, а также менять образ города, притягивая интерес к его маргинальным пространствам.
способом коммуникации со зрителем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. - М.: Strelka Press, 2015. - 432 с.
2. Шелушинин А.Д. К истории архитектуры Свердловска // История художественной культуры Екатеринбурга - Свердловска. - Свердловск, 1974. С. 72-82.