Научная статья на тему 'Переживание кризисных ситуаций и смысл жизни в подростковом возрасте'

Переживание кризисных ситуаций и смысл жизни в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1246
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / КРИЗИС / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / SENSE / MEANING OF LIFE / CRISIS SITUATIONS / EXPERIENCE / DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Посохова Светлана Тимофеевна, Жуков Андрей Викторович

В статье представлены результаты эмпирического исследования трансформации смысла жизни под влиянием личностного кризиса у юношей и девушек. Анализируются кризисные ситуации как источник смысла жизни. Рассматриваются разные концепции понимания смысла жизни и риски дезадаптации, а также трансформация смысла жизни как риск дезадаптации. В качестве критериев риска дезадаптации авторами приняты определенные личностные свойства и копинг-стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of crisis situations and meaning of life in teenagers

This is an empirical study on changes in the meaning of life caused by a personal crisis in teenagers. Various concepts of the meaning of life and risks of disadaptation are analyzed. Certain personality traits and coping strategies are considered disadaptation risk factors.

Текст научной работы на тему «Переживание кризисных ситуаций и смысл жизни в подростковом возрасте»

С. Т. Посохова, А. В. Жуков

ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И СМЫСЛ ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Проблема смысла носит междисциплинарный характер, она рассматривается в психологии, философии, культурологии, лингвистике и художественной литературе. Психологи заметно расширили спектр определений и трактовок понятия «смысл». Именно психологии мы обязаны выделением разных форм и видов смыслов, их включением в разноуровневые психологические структуры [10, 12]. К психическим формам, содержащим смысл, относят эмоции, чувства, мотивы и действия в отношении к источнику порождения. Смысл как отражение жизненных отношений субъекта представляет собой единицу анализа деятельности, а эмоции — компонент смысла, играющий важную роль в его формировании и трансформации [3]. Анализ психологических исследований и философских взглядов позволил нам выделить пять уровней системы личностных смыслов: уровень биологически обусловленных смыслов, смыслы, обусловленные потребностями, устойчивые личностные образования, смысложизненные отношения человека, металичностные смыслы.

Рассмотрим первый из них — уровень биологически обусловленных смыслов. Философы натуралистической ориентации считают, что сущность человека заключается в том, что он — существо изначально биологическое, инстинктивное. Биологическая, инстинктивная природа, данная от рождения, определяет жизнедеятельность человека [18]. Смыслы первого уровня возникают на базе ощущений и обусловливают реагирование организма на физическое воздействие окружающей среды. Биологические смыслы сформированы природой всего живого. Они считаются базовыми для возникновения потребностей и мотивов [16]. Человек унаследовал от предков генетически закрепленные влечения к сохранению своей жизни в виде пищевого и защитного инстинктов, к продолжению рода в виде полового и родительского инстинктов, к деятельности и осуществлению заложенных в организме возможностей, к общению с себе подобными.

На втором уровне смыслы отражают потребностную сферу личности. Это образования, которые слабо осознаются и отражают отношение мотива к цели. В качестве целей, мотивирующих это отношение, выступают желания, элементы предметного мира и ограничения социального окружения. Смыслы здесь носят ситуативный характер, поскольку отражают удовлетворение потребностей, и локализуются либо в «настоящем», либо в «недалеком будущем». Основная функция смыслов этого уровня — адаптация индивида к окружающим условиям социальной действительности.

Смыслы третьего уровня — это устойчивые личностные образования, опосредующие всю жизнедеятельность человека. Человек, обладающий смыслами этого уровня, имеет достаточно сформированную «Я-концепцию», осмысленно относится к своим способностям, социальным ролям, другим людям и миру в целом. Он способен строить долгосрочные планы, основанные на осмысленном отношении к личностному опыту и объективной действительности.

© С. Т. Посохова, А. В. Жуков, 2010

Многие авторы отмечают уникальность смысла жизни. Например, А. Адлер говорит, что не существует абсолютного смысла жизни. Смыслов может быть столько же, сколько людей, и ни один из них нельзя признать ложным [1]. При этом человеку присущ не один, а целый ряд различающихся смыслов, имеющих иерархическую организацию [24]. Смысл жизни каждого человека уникален, однако существуют и смысловые универсалии, обобщенные типичные смыслы [20]. На основе анализа исследований, проведенных разными авторами, мы выделили несколько групп смыслов: бессмысленность, поиск смысла, занятие каким-либо делом, творчество, семья, материальное благополучие, гедонизм, альтруизм, самоактуализация, деструктивные смыслы и антисмыслы. В дальнейшем потребуется более четкая дифференциация указанных смыслов.

Четвертый уровень системы личностных смыслов отражает смысложизненные отношения человека и характеризует зрелую личность. Созревание личности включает в себя переход от зависимого и подчиненного положения к самостоятельности и равенству, к пониманию своей ответственности. Важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от краткосрочных целей к поведению, которое опирается на накопленный опыт и определяется отдаленными задачами. Смысл жизни зрелой личности — это уже не комплекс отдельных отношений к себе, другим, миру, а целостное восприятие человеком своей жизни как значимости. Здесь смысл — не только будущее, но и оценка достигнутого по существенным для личности критериям, и переживание жизни в процессе ее осуществления. Он включает в себя прошлое, настоящее и будущее, подкрепляется полученными благами и удовлетворенностью строительством жизни [2]. Личностные смыслы на этом уровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности. Отношение человека к себе, его «Я-концепция» определяются идентификацией себя как субъекта жизни, которую человек принимает и за которую несет ответственность [16].

К пятому уровню можно отнести металичностные смыслы. В этом случае жизнь воспринимается через поиск объективной истины, наличие которой предполагает общее условие осмысленности. В частности, в религии роль объективной истины играет Бог как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума [19]. Смысл веры в Бога состоит в субъективном ощущении его сущности каждой конкретной личностью, стремящейся к ненасильственному духовному объединению со всеми людьми единой идеей создания добра и справедливого взаимного сосуществования. Религиозная вера ценна тем, что как бы плохо в жизни ни приходилось, цель жизни у верующего находится за ее пределами, в царствии Божием. И сколько трудностей ни выпало бы на долю человека, смысл жизни не утрачивается. При трудностях и невзгодах вера защищает человека от переживаний бессмысленности существования, которые возникают у живущих ради самой жизни или успеха [9, 13].

Существуют разнообразные источники смысла жизни. С точки зрения Д. А. Леонтьева, смысловая сфера личности формируется и развивается благодаря, прежде всего, смене ведущего типа деятельности [12]. Можно считать общепризнанной истинность тезиса о важности роли общения в процессах формирования как отдельной личности, так и любых человеческих общностей — от малых социальных групп до наций и государств [11, 15]. Общению принадлежит важная роль в формировании смыслов. В ходе общения коммуниканты овеществляют смыслы, то есть воплощают смыслы в содержание коммуникационного сообщения с помощью знаковых систем [17].

Наиболее мощным источником смыслов жизни признаются культура и социальные ценности. Вопрос об источниках смысла жизни К. Юнг решает, вводя понятия архетипа

и символа. Для К. Юнга формами придания смысла служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности. Придавая смысл чему-то, человек пользуется языковыми матрицами, происходящими от первоначальных образов [23].

Отдельно необходимо выделить искусство как источник смысла жизни. Художественное произведение — это мир, преломленный через личность творца, которая присутствует в структуре самого произведения, в структуре созданных им художественных образов. Чтобы встать на точку зрения автора, необходимо отказаться от своей, принять эстетическое отношение к произведению. Только отказавшись от восприятия произведения через призму своих смыслов, человек может обогатить собственные смыслы теми, которые заложены в произведении автором, воплощены как в элементах художественного текста, так и в закономерностях его структурной организации [12].

Анализ психологических исследований, направленных на изучение смыслов жизни, позволяет выделить иерархию основных источников: родители и семья, собственный жизненный опыт, литературное и поэтическое творчество, друзья и сверстники, учителя и школьные предметы, средства массовой информации. На протяжении жизни ее смысл меняется: у молодых он связан преимущественно с будущим, в старости — с прошлым. При этом даже в последнем случае смысл жизни может изменяться [4].

Формирование смысловой сферы личности связано с возрастными особенностями, в частности с возрастными кризисами. Изучение возрастных кризисов началось в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При исследовании периодизации развития детей он рассматривал стабильные периоды развития и скачкообразные изменения личности ребенка. Скачкообразное развитие определялось как кризис. Главный смысл этого кризиса — позитивные изменения личности [5].

Сторонник теории, основанной на врожденном стремлении личности к развитию, Э. Эриксон, отмечал, что возрастные противоречия являются следствием кризиса. Стремление к самоидентичности положено в основу периодизации развития. Желание быть самим собой для себя и других представляет собой движущую силу развития. Противоречие между представлением о себе и представлением себя в глазах других обусловливает кризисы и направления развития на каждой возрастной ступени. Потеря противоречия приводит к утрате стимула движения. Выделяя восемь стадий психосоциального развития личности, Э. Эриксон считал, что каждая из них сопровождается кризисом. Подобный кризис возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств [22].

В отличие от возрастных кризисов, личностные практически не имеют временной характеристики и обусловлены главным образом событиями, имеющими критический характер для психологической целостности личности. Личностные кризисы включают в себя травматический кризис и кризисы утраты. Например, травматический кризис может переживаться непосредственно самими потерпевшими, а также членами их семей, свидетелями, спасателями, персоналом больницы [14]. Наиболее часто причинами травмирующих обстоятельств оказываются массовые бедствия природного и техногенного происхождения. К утратам относят смерть близкого или потерю человека, любимого животного. У детей перечень утрат включает в себя длительные разлуки, расставание с близким человеком, прежде всего с матерью. Утрата может быть соци-

ального характера (потеря учебы или работы), психического или физического (утрата здоровья, способностей или возможностей).

Последствия травматических кризисов и кризисов утраты разнообразны и разнонаправленны. Так, выделяют различные нарушения, к которым приводят кризисные ситуации:

— психопатологические последствия: стрессовое расстройство, социально приемлемые варианты психопатологического развития личности (невротические, психические и психосоматические расстройства), социально негативные варианты психопатологического развития личности (алкоголизм, наркомания, токсикомания);

— изменения в структуре личности: помехи в проявлении ценных сторон личности, в самореализации, в построении адекватных самооценок;

— изменение взаимодействия с окружающими людьми: изменение роли человека в группе, семье и обществе, прерывание отношений между людьми, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей;

— соматические заболевания; нарушения в эмоциональной сфере.

Существует мнение, что кризис является расстройством именно смысловой сферы

личности, которое включает в себя трансформацию смысла жизни, утрату или ощущение отсутствия смысла деятельности, формирование ощущения бессмысленности, образование антисмыслов. В свою очередь, трансформация смысловой сферы личности может приводить к дезадаптации, которая проявляется в социально не одобряемых формах поведения [8].

Фундаментальной мотивационной силой у людей, по мнению В.Франкла, обладает стремление к смыслу [20]. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Если стремление к смыслу фрустрированно, возникает состояние экзистенциального вакуума, характеризующегося субъективными переживаниями апатии, скуки и пустоты. Экзистенциальный вакуум порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания, агрессия и т. п.

Основываясь на результатах исследований, мы можем сказать, что ценностносмысловая сфера лиц, злоупотребляющих наркотиками, алкоголем, лиц с девиантным и делинквентным поведением значительно отличается от ценностно-смысловой сферы здоровых молодых людей. Отмечено, что у подростков с девиантным поведением недостаточно сформированы представления о будущем. Им присуще «растянутое настоящее», они не умеют контролировать собственное время, осознают пространство как хаос [6, 21]. В ценностно-смысловой сфере наркозависимых преобладают ценности, связанные с потребительским подходом к жизни.

С целью изучения взаимосвязей смысла жизни и переживания кризисных ситуаций подростками нами было проведено специальное исследование. Основываясь на работах отечественных и зарубежных авторов, а также на личном опыте консультирования подростков, мы предположили, что кризисные ситуации вызывают трансформацию смысла жизни. Особенности переживания кризисных ситуаций, как и осмысленность жизни, обусловливаются полом подростков.

В нашем исследовании участвовали 246 подростков в возрасте 14-16 лет, учащиеся старших классов, из них 122 девушки и 126 юношей.

Для изучения кризисных ситуаций, переживаемых подростками, предварительно проводилось пилотажное исследование. На основании его результатов был создан опросник для определения кризисных ситуаций. В него были включены 25 ситуаций, связанных со здоровьем, утратами, взаимодействием с окружающими, нарушением эко-

логии и личностными проблемами, которые воспринимались подростками как кризисные.

Для исследования смысла жизни нами была создана специальная методика, состоящая из пословиц, поговорок и афоризмов, отражающих смысл жизни человека. Методика описывает 11 жизненных смыслов, содержащихся в 22 высказываниях. Каждый смысл отражает определенную сторону жизни человека. Были выделены следующие смыслы: «добродетельность», «здоровье», «ценность знания», «желание оставить след после себя», «устойчивый и счастливый брак», «счастье», «знание и учение», «жизнь здесь и сейчас», «деньги», «реальный взгляд на вещи», «принятие конечности жизни» [7].

Результаты исследования позволили выявить как общие, так и специфические особенности переживания кризисных ситуаций девушками и юношами. Подчеркнем, что независимо от пола подростки переживали все указанные в списке кризисные ситуации, при этом девушки и юноши — практически одинаковое количество ситуаций, оцениваемых ими как кризисные (девушки — 10, 62 ± 4, 92 кризисных ситуаций, а юноши — 10,03 ± 5,17, различия статистически недостоверны). Кроме того, девушки и юноши в одинаковой степени (в пределах десятибалльной шкалы) переживали кризисы, затрагивающие витальные ценности и подавление достоинства, кризисы неопределенности и кризисы, затрагивающие самоценность.

В группе девушек и юношей общие признаки имеют также взаимосвязи выраженности переживания кризисных ситуаций: достаточно плотную структуру (196 статистически достоверных корреляций в группе девушек и 208 — в группе юношей) и наличие одинаковых системообразующих показателей. К их числу относятся чувство вины из-за совершенных поступков, плохая успеваемость и снижение самоценности как субъективно переживаемые кризисы. Общие признаки выраженности переживания кризисных ситуаций и их структурной организации, вероятно, связаны с психологическими особенностями подросткового возраста и значимостью ведущей для этого возраста учебной деятельности.

Наряду с общими признаками обнаруживаются и специфические различия, связанные с полом. Так, у девушек общий показатель силы переживания кризисных ситуаций более высок по сравнению с аналогичным показателем юношей: 5, 69±1, 84 и 4, 94±1, 74 балла соответственно (различия статистически достоверны при р < 0,01). Наиболее заметны различия в переживании кризисных ситуаций, связанных с общением, межличностным взаимодействием, в частности с переживанием одиночества, коммуникативных барьеров, разрушения стереотипов, смерти любимого животного (различия между группами статистически достоверны при p < 0,05). В структуре взаимосвязей переживаний кризисных ситуаций наиболее интегрированным оказался показатель переживания одиночества. Чем сильнее девушки переживают одиночество, тем более выраженно переживаются ими кризисы социального взаимодействия, а также кризисы, затрагивающие самоценность и витальные ценности, в частности здоровье.

Кроме того, в группе девушек существенную роль в переживании кризисных ситуаций играет возраст. Чем старше девушки, тем сильнее они переживают некоторые витальные кризисы, кризисы социального взаимодействия и плохую успеваемость. Возможно, с возрастом, в связи с расширением жизненного опыта, повышается чувствительность к негативным событиям, которая позволяет оценивать большинство из них в качестве кризисных.

Другая картина взаимосвязей обнаружена в группе юношей. В частности, наиболее интегрированным показателем у юношей можно считать сниженную самоценность.

Как оказалось, чем сильнее переживается юношами снижение самоценности, тем более выражено переживание некоторых кризисов социального взаимодействия и кризисов, затрагивающих витальные ценности, а также ситуаций неловкости, плохой успеваемости и чувства вины из-за совершенных поступков.

Выявленные содержательные и структурные различия явно демонстрируют значимые для девушек и юношей жизненные ситуации. В подростковом возрасте коммуникация представляет собой наиболее важную сферу. Однако для девушек эта сфера приобретает особое значение, что заставляет их остро переживать отсутствие контактов и собственные коммуникативные барьеры, неумение общаться и разрешать конфликты. Для юношей в этом возрасте более значимым становится самоутверждение. По этой причине повышается чувствительность к ситуациям, связанным с ущемлением достоинства, что в результате приводит к снижению ценности собственного «Я».

Нами были выявлены также как общие, так и специфические особенности ориентации девушек и юношей на смыслы жизни. Как оказалось, девушки и юноши не различаются в отношении общей осмысленности жизни. Видимо, они живут практически в одинаковом смысловом пространстве и в одинаковой степени видят смысл в здоровье, знании, счастливом и устойчивом браке, учебе, деньгах, жизни здесь и сейчас. Они в одинаковой степени реалистично воспринимают мир и хотят оставить след после себя.

Результаты корреляционного анализа позволяют говорить об одинаковой смысловой зрелости подростков обоего пола, поскольку структура показателей смысла жизни девушек и юношей включает в себя общие признаки, обладает примерно одинаковой степенью интегрированности и идентичным системообразующим показателем. В обеих группах обнаружено практически одинаковое число корреляций: 39 в группе девушек и 42 в группе юношей. Интегрирует смысловую структуру обеих групп общий показатель осмысленности жизни. Чем более значимы для девушек и юношей разные смыслы, тем выше общая осмысленность жизни. Чем менее осмысленно они живут, тем менее значимы для них конкретные смыслы жизни. Полученные результаты во многом согласуются с идеей Д. А. Леонтьева, который подчеркивает важность общей осмысленности жизни, положенной в основу методики смысложизненных ориентаций

(СЖО).

Различия проявились лишь в том, что девушки, по сравнению с юношами, в большей степени ориентируются на добродетельность (76, 51 ± 18, 44% и 71, 82± 18,14%, при Р < 0,01) и счастье (81, 71 ± 15, 92% и 74, 81 ± 19,13%, при р < 0,01). В меньшей степени они склонны принимать конечность жизни (73, 19 ± 29, 38% и 82, 22 ± 26, 38%, при р < 0,05). Выявленные различия, с нашей точки зрения, обусловлены высокой эмоциональной чувствительностью девушек и гендерными стереотипами, ориентирующими на формирование у девушек добродетельности. Возможно, женская функция рождения ребенка и сохранения новой жизни мешает принимать конечность собственной жизни.

При достаточно большом сходстве смысловых структур в группах девушек и юношей отмечается и своеобразие каждой из них. Так, в группе девушек обращают на себя внимание показатели, практически не взаимодействующие или слабо взаимодействующие с изучаемыми смыслами. К ним относятся счастливый и устойчивый брак, а также деньги, рассматриваемые в качестве показателей смысла жизни. Их относительная автономность связана с тем, что, осознавая значимость брака, девушки не имеют реального собственного опыта семейных отношений. Видимо, поэтому брак может иметь определенную свободу в общем смысловом пространстве. Автономность смысла денег, предположительно, обусловлена подростковым возрастом, в котором финансовую под-

держку девушки получают главным образом от родителей и при незначительном собственном опыте материального обеспечения. Нельзя исключать и влияния гендерного стереотипа: девушки ориентированы на поиски материально обеспеченного спутника жизни, что можно рассматривать косвенным выражением важности денег, их жизненным смыслом.

Одна из задач исследования заключалась в выявлении взаимосвязи смыслов жизни и силы переживания кризиса. Результаты корреляционного анализа подтвердили идею о единстве проявлений смысла жизни и субъективного переживания кризисных ситуаций, которое обнаруживается независимо от пола подростков. В то же время выявилось явное влияние пола на интеграцию смыслов жизни и силы переживания кризисов. В группе девушек выявлены 26 статистически значимые корреляции между переживаемыми кризисами и смыслами жизни, среди которых трудно выделить системообразующие показатели. Вектор корреляции указывает на то, что чем более осмысленна жизнь девушек, тем менее они переживают кризисные ситуации. Возможно обратное — чем сильнее девушками переживаются кризисные ситуации, тем менее значимы для них разные смыслы жизни. Такое соотношение может говорить о том, что постоянная рефлексия происходящих событий, свойственная девушкам, расширяет смысловое пространство, которое при определенных условиях превращается в ресурс переживания кризиса и минимизирует переживания.

В группе юношей выявлено 25 статистически достоверных взаимосвязей между переживаемыми кризисами и смыслами жизни, что аналогично показателям, полученным в группе девушек. Наиболее интегрированными оказались показатели смысла знания, реалистичности и следа в жизни. Следует отметить, что у девушек в кризисных ситуациях в большей степени участвуют эмоционально-прагматические смыслы, а у юношей — реалистично-деятельностные. Для юношей высокий уровень информированности может стать источником переживания самых разных кризисов, включая страх смерти, переживание неловкости и неуспеваемости в школе. Важно и обратное: выраженность переживания широкого спектра разнообразных кризисных ситуаций сочетается с повышением значимости знаний, которые могут выступать в данном случае отражением жизненного опыта.

На основании результатов факторного анализа можно заключить, что структура смысложизненных и кризисных показателей девушек и юношей имеет общие признаки и в то же время некоторые различия. К общим признакам относятся невысокая интегрированность смыслов жизни и переживаний кризисных ситуаций и наличие одинаковых факторов «кризисные переживания», «осмысленность жизни» и «совладающее поведение».

Факторный анализ также показал, что смысловая сфера более значима для девушек. Это утверждение основывается на содержании выделенных трех факторов, характеризующих различные стороны смысла жизни: «общая осмысленность жизни», «смысложизненная ориентация на здоровье» и «смысложизненная ориентация на брак». Самостоятельное существование этих факторов можно объяснить наличием социальных и биологических стереотипов, ориентирующих девушек и женщин на самореализацию, прежде всего, в семейной жизни, где главной является роль матери. Здоровье женщине в первую очередь необходимо для рождения детей. Видимо, данная бессознательная ориентация отразилась в результатах нашего исследования.

Таким образом, нами установлено, что независимо от пола подростки переживают множество различных кризисных ситуаций. Ими в одинаковой степени переживаются кризисы, затрагивающие витальные ценности, кризисы, связанные с подавлением

достоинства, кризисы неопределенности, кризисы, затрагивающие самоценность, кризисы утраты и некоторые кризисы социального взаимодействия.

Наряду с этим подростки в возрасте 15-17 лет формируют довольно широкий спектр собственных смысловых ориентиров, которые отражают общекультурные смыслы. Девушки и юноши не различаются по степени осмысления жизни и видят смысл в одних и тех же сторонах жизни. Подростки обоего пола в одинаковой степени видят смысл в здоровье, знании, счастливом и устойчивом браке, учебе, деньгах, жизни здесь и сейчас. Для них смысл жизни заключается в реалистичном видении мира и желании оставить след после себя. Полученные данные позволяют говорить об одинаковом смысловом пространстве подростков разного пола.

Различия между девушками и юношами выразились, прежде всего, в силе, иерархии и структуре переживания кризисных ситуаций. В среднем девушки сильнее переживают кризисные ситуации по сравнению с юношами. Наиболее заметны различия в переживании кризисных ситуаций, связанных с общением.

Литература

1. Adler A. What life should mean to you. London, 1980. 300 p.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

3. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003. 296 с.

4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М., 1980. 287 с.

5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной переодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123.

6. Жарков Г. В. Противоправное поведение как игра - новые подходы к взаимодействию и коррекции поведения подростков-девиантов // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, возвращение в жизнь: Материалы всероссийской науч.-практ. конференции. М., 1998. С. 116-117.

7. Жуков А. В. Изменение смысложизненных ориентаций подростков под влиянием личностного кризиса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 28(63): В 2 ч. Аспирантские тетради. Ч. II. Педагогика и психология, теория и методика обучения: научный журнал. СПб., 2008. С. 77-82.

8. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 288 с.

9. Колесов Д. Проблемы бытия личности // Развитие личности. 2003. № 1. С. 47-76.

10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. 287 с.

11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 389 с.

12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М., 2003. 487 с.

13. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 100-111.

14. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005. 315 с.

15. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2003. 616 с.

16. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово, 2002. 186 с.

17. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976. 263 с.

18. Социальная философия: Учебник / под ред. И. А. Гобозова. М., 2003. 528 с.

19. Франк С. Л. Смысл жизни. М., 2004. 157 с.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М., 1990. 368 с.

21. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / под науч. ред. Л. М. Шипи-цыной и Е. И. Казаковой. СПб., 1999. 128 с.

22. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. 420 с.

23. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 304 с.

24. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т. С. Драбкиной. М., 2005. 576 с.

Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.