УДК 656.078.136
ПЕРЕВОЗКА ОПАСНОГО ГРУЗА В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ НА ПРИМЕРЕ
ВАКЦИНЫ ОТ COVID-19
Н. С. Пучков
Донской государственный технический университет, (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Действующие правила и нормы требуют перевозить вакцины как опасный груз, представляющий потенциальную угрозу для людей, животных и окружающей среды. По классификации опасных грузов вакцины относятся к классу 6.2 — «Инфекционные вещества». Их перемещение требует специализированного транспорта и соблюдения режима холодовой цепи. Перевозчик обязан оформить пакет документов, в том числе международного образца. В представленной статье систематизированы документы и условия, необходимые для международной транспортировки вакцин. По данным карт и нормативов подробно описана доставка с завода во Владимирской области заказчику в Минск. Отмечены время и пункты прохождения груза.
Ключевые слова: COVГО-19, новая коронавирусная инфекция, вакцина, опасный груз, международные перевозки.
TRANSPORTATION OF DANGEROUS GOODS IN INTERNATIONAL TRAFFIC ON THE
EXAMPLE OF THE COVID-19 VACCINE
N. S. Puchkov
Don State Technical University, (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The current rules and regulations require that vaccines are transported as dangerous cargo that poses a potential threat to humans, animals and the environment. According to the classification of dangerous goods, vaccines belong to Class 6.2 — "Infectious substances". Their movement requires specialized transport and the compliance with the cold chain state. The carrier is obliged to issue a package of documents, including international standard. The presented article systematizes the documents and conditions necessary for the international transportation of vaccines. According to the maps and regulations, the delivery from the factory in the Vladimir region to the customer in Minsk is described in detail. The time and points of passage of the cargo are marked.
Keywords: COVID-19, new coronavirus infection, vaccine, dangerous goods, international transport.
Введение. Одна из российских вакцин от новой коронавирусной инфекции — «Спутник V» («Гам-КОВИД-Вак») разработана в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н. Ф. Гамалеи. В России ее выпускают несколько предприятий, в том числе завод компании «Генериум» в поселке Вольгинский Владимирской области [1]. Препарат поставляется за рубеж [2].
Согласно ГОСТ 19433-88 от 01.011990, при транспортировке этот груз маркируется как опасный. К таковым относятся вещества и материалы, которые при несоблюдении техники безопасности [3] могут представлять угрозу людям, животным и окружающей среде. По классификации опасных грузов вакцины относятся к классу 6.2 — «Инфекционные вещества» [4]. Основная часть. Для перевозки инфекционных веществ следует:
— выбрать специализированный транспорт определенного класса, с необходимым техническим оснащением,
— подготовить документы, в том числе международного образца.
Для перемещения необходим транспорт класса АТ [5], оборудованный техникой для соблюдения режима холодовой цепи. Холодовая цепь — совокупность оборудования, процессов и мероприятий, обеспечивающих постоянную температуру, необходимую для сохранения скоропортящегося продукта (продовольствие, медикаменты и т. п.) [6].
Таким образом, транспорт должен быть оборудован рефрижераторами с четким обозначением перемещаемого груза (рис. 1), медицинскими термоконтейнерами, а также дополнительными аккумуляторами, которые позволят холодильному оборудованию продолжать
Рис. 1. Транспорт для перевозки вакцин и медицинских препаратов
Нарушение температурного режима при хранении и перевозке вакцин приводит к необратимой потере их иммунобиологических свойств. После прививки испорченным препаратом растут риски развития поствакцинальных осложнений и побочных реакций. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 25 % вакцинных препаратов доставляются с нарушением температурного режима.
Документы и некоторые требования к перевозкам вакцин, в том числе международным, перечислены в табл. 1.
Таблица 1
Документы и некоторые требования к международным перевозкам инфекционных веществ
автомобильным транспортом
№ Документ Кем выдан Документы и требования Где хранится документ Кто контролиру ет
1 Лицензия на МАП [7] Госавтонадзо р (транспортная инспекция) 1) Заявление 2) Нотариально заверенные копии учредительных документов 3) Справка о постановке на налоговый учет 4) Данные о лицензируемых ТС 5) Акт соответствия ТС 6) Данные о средствах и формах Офис перевозчика Госавтонадз ор, таможня, полиция
№ Документ Кем выдан Документы и требования
Где хранится документ
контроля выполнения требований по БДД и пожарной безопасности (договоры на ТО и ТР заявленных машин, сертификаты и
медосмотры водителей)
7) Данные о наличии собственных или арендованных стоянок
8) Данные о составе и квалификации специалистов предприятия по лицензируемому виду деятельности
9) Аттестация руководителя и водителя
10) Госпошлина за лицензию и лицензионные карточки
Разрешение на въезд и транзит (ЕКМТ1) [7]
Министерств о транспорта
1) Лицензия
2) Справка из налоговой
На борту ТС
Полиция,
погранслуж
ба
Договор на перевозку2 [7]
Отправитель,
получатель,
перевозчик
У отправителя, получателя, перевозчика, на борту ТС
Лицензионна я карточка [7]
Госавтонадзо р
Наличие лицензии
На лобовом стекле ТС
Полиция, таможня, погранслуж ба
Свидетельств о о
регистрации ТС [7]
Региональное
управление
ГИБДД
1) Паспорт
2) Полис ОСАГО
3) Паспорт транспортного средства (ПТС)
На борту ТС
Полиция, таможня, погранслуж ба
Сертификат3 соответствия экологически м
требованиям «Евро» [7]
Производител ь ТС
На борту ТС
Погранслуж ба
(контроль
соответстви
я
техстандарт
2
3
4
5
6
1 Европейская конференция министров транспорта.
2 Оформляются договоры между отправителем и перевозчиком, перевозчиком и получателем, отправителем и получателем при отсутствии перевозчика.
3 Прилагается к пакету документов при покупке ТС._
№
Документ
Кем выдан
Документы и требования
Где хранится документ
ам)
Медико-санитарный сертификат [8]
Санитарный надзор
На борту ТС
Погранслуж ба
Сертификат качества [7]
Торгово-промышленна я палата
1) Заявка с печатью компании и подписью руководителя
2) Документы о постановке на налоговый учет
3) Устав организации
4) Нормативные документы на продукцию (ТУ или ГОСТ)
5) Паспорт / инструкция по эксплуатации
6) Договор аренды / право собственности на производственные площади
На борту ТС
Погранслуж ба, таможня
Транспортна я накладная ЦМР (СМЯ) [7]
АСМАП1
1) Водительское удостоверение
2) Полис ОСАГО или КАСКО
У отправителя, получателя, перевозчика, на борту ТС
Погранслуж ба, таможня
Книжка МДП2 [7]
АСМАП
1) Опыт международных автоперевозок грузов не менее шести месяцев
2) Финансовое положение, обеспечивающее выполнение обязательств перевозчика, предусмотренных Конвенцией МДП 1975 г.
3) Отсутствие нарушений налогового законодательства
4) Отсутствие в течение года нарушений таможенного законодательства [9]
5) Отсутствие таможенной задолженности
6) Наличие у руководителя юрлица, ИП, уполномоченных работников и водителей знаний о нормах Конвенции МДП 1975 г.
У перевозчика
Погранслуж ба, таможня
7
8
9
1 Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.
2 МДП — международные дорожные перевозки._
№ Документ Кем выдан Документы и требования Где хранится документ Кто контролиру ет
7) Наличие в собственности не менее 25 % активных транспортных средств от общего числа машин, заявленных для выполнения международных перевозок
1 1 Таможенный контроль[8] Гос. таможенный манифест На борту ТС Полиция, погранслуж ба
1 2 Водительско е удостоверени е междунар. образца[7] ГИБДД 1) Заявление 2) Паспорт или удостоверение личности 3) Российское водительское удостоверение 4) Фотография 35 х 45 мм У перевозчика Полиция, погранслуж ба
1 3 Паспорт с визой [7] Министерств о иностранных дел 1) Паспорт 2) Визовая анкета (заполненная) 3) Фотография 4) Оплата налога 5) Документы в соответствии с категорией визы У перевозчика Полиция, погранслуж ба
1 4 Медицинская страховка [8] Страховая компания 1) Паспорт 2) СНИЛС 3) Заявление на получение страховки 4) Оплата У перевозчика Полиция, таможня погранслуж ба
1 5 Сертификат страхования «зеленая карта» [7] Страховая компания Оплата На борту ТС Полиция, таможня погранслуж ба
1 6 ОСАГО [8] Страховая компания 1) Заявление страховщика 2) Паспорт 3) Свидетельство о регистрации ТС 4) Карта техосмотра 5) Водительское удостоверение На борту ТС Полиция, погранслуж ба
1 7 КАСКО [7] Страховая компания 1) Заявление страховщика 2) Паспорт 3) Свидетельство о регистрации ТС 4) Карта техосмотра 5) Водительское удостоверение На борту ТС Полиция, погранслуж ба
№
Документ
Кем выдан
Документы и требования
Где хранится документ
Свидетельств о о допуске1 ТС к
перевозке опасных веществ [7]
ГИБДД
1) Заявление
2) Документ, удостоверяющий личность заявителя
3) Доверенность или договор на ТС
4) Свидетельство об утверждении типа цистерны (для цистерн)
5) Свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с перечнем веществ, допущенных к перевозке
На борту ТС
ГИБДД и Транснадзор
Разрешение на движение ТС с опасным грузом2 [8]
Росавтодор
1) Заявление
2) Копия СТС или договора аренды автомобиля
3) Копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов
4) Копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов
5) Доверенность (если обращается представитель собственника)
На борту ТС
Госавтонадз ор
Вопросы соблюдения режима холодовой цепи особенно актуальны, учитывая незначительное число производств вакцины и большие расстояния от поставщиков к заказчикам. В качестве примера можно привести маршрут от завода во Владимирской области в минскую
организацию, закупившую «Спутник V» (рис. 2).
Рис. 2. Карта маршрута «Вольгинский — Минск»
Расчетное расстояние из Владимирской области (Россия, Петушинский район, поселок Вольгинский) в Беларусь (Минск) составляет 933 км. Ориентировочное время транспорта в пути
1 Получение свидетельства о допуске не должно занимать более 3 часов [9]. Документ действителен 6 месяцев.
2 Нужно также представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками и сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН [9].
— 12 часов. Средний расход топлива — 261 л (из расчета: 28 л/100 км). При цене 45 руб./л затраты составят 11 745 руб. Плата по системе «Платон» — 1168 руб.
По данным карт, нормативных документов, с учетом сменного режима работы водителей сформирован график доставки (табл. 2).
Таблица 2
График движения на маршруте из Владимирской области в Минск
День недели Пункт маршрута Расстояние, км Номер дороги Длина участка, км Текущее время в пути, ч:мин Время движения по участку, ч:мин время работы на участке, ч:мин скорость на участке, Смены водителей Примечание
Вольгинский, Владимирская обл. 0 М-7 0 00:00 00:00 00:00 90 1 Владимирск ая обл.
ЦКАД — М7 48 М-7 48 00:32 00:32 00:32 90 1
ЦКАД — М5 111 М-5 63 01:14 00:42 01:14 90 1
ЦКАД — М4 146 М-7 35 01:38 00:24 01:38 90 1
Московская обл. (Жедочи) 201 А-107 55 02:15 00:37 02:15 90 1 Московская обл.
М1, х. Наро-Осаново 249 М-1 48 02:47 00:32 02:47 90 1
М1, х. Ельня 302 М-1 53 03:23 00:36 03:23 90 1
М1, х. Колокольная 352 М-1 50 03:57 00:34 03:57 90 1-2 Смена водителя
СЧ о сч го о М1 — Р134 (Вязьма) 402 М-1 50 05:16 00:34 04:31 90 2
ю М1, х. Каблуково 452 М-1 50 05:50 00:34 05:05 90 2
и" к М1, х. Заборье 503 М-1 51 06:24 00:34 05:39 90 2
К а о М1, х. Буховка 552 М-1 49 06:57 00:33 06:12 90 2
н т Р120, х. Замошье 603 Р- 120 51 07:31 00:34 06:46 60 2
Высокое (Смоленская обл.) 709 М-1 64 09:18 01:05 08:33 90 2-1 Смена водителя
Беларусь (Лиозно) 645 Р-21 42 08:13 00:42 07:28 60 2 Беларусь
М1 — Р19 Заболотье 750 М-1 41 10:31 00:28 09:01 90 1
Минская область (М1, х. Крупки) 806 М-1 56 11:09 00:38 09:39 90 1 Минская обл.
М1, х. Жодино 865 М-1 59 11:49 00:40 10:19 90 1
Королев Стан 915 М-2 50 12:23 00:34 10:53 90 1
Минск 933 М-2 18 12:35 00:12 11:05 1 Минск
Итого 12:35
L4QQ/J
Выводы. Международные перевозки такого опасного груза, как вакцина, имеют ряд особенностей. С точки зрения документационного обеспечения транспортировки следует отметить, в частности:
— договоры, соответствующие требованиям ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов),
— таможенные соглашения,
— визы,
— страховки.
Помимо этого необходимо изучить типы разрешенного в данном случае транспорта и выбрать подходящий.
Библиографический список
1. Первая зарегистрированная вакцина против COVID-19 / Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи ; Фонд прямых инвестиций // Спутник V : [сайт]. — URL: https://sputnikvaccine.com/rus/ (дата обращения 02.03.2021).
2. Вакцины против COVID-19: топ-8 лидеров гонки / ООО «Корпорация "Медицинские электронные данные"», ООО «Новая поликлиника» // Med about me. Медицина обо мне : [сайт] — URL: https://medaboutme.ru/articles/vaktsiny_protiv_covid_19_top_8_liderov_gonki/ (дата обращения 02.03.2021).
3. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка / Министерство морского флота СССР, Министерство путей сообщения СССР // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/901714253 (дата обращения 02.03.2021).
4. ДОПОГ. Перевозка опасных грузов от А до Я / ООО «Инком» // Учебный экспертный центр «Строитель» : [сайт] — URL: https://ucstroitel.ru/news/dopog perevozka opasnykh
gruzov ot a do ya/ (дата обращения 02.03.2021).
5. Комплектация транспорта согласно ДОПОГ / ООО «Эра-Глонасс» // «Эра-Глонасс» : [сайт]. — URL: http://eraglonass.ru/trebovaniya-dopog-pri-komplektovanii-spectexniki/ (дата обращения 02.03.2021).
6. Холодовая цепь // Термофлит — терморегистратор с передачей данных : [сайт]. — URL: https://thermofleet.ru/blog/holodovaya-cep.html (дата обращения 02.03.2021).
7. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом / КонсультантПлюс // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/pravila perevozki opasnyh_gruzov_avtomobilnym_transportom/ (дата обращения 02.03.2021).
8. Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом / Министерство транспорта Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/9015744 (дата обращения 02.03.2021).
9. О мерах по выполнению Таможенной конвенции о международной перевозке груза с применением книжки МДП / Litterref // Litterref.ru : [сайт]. — URL: http://litterref.ru (дата обращения 02.03.2021).
L4QQ/J
Об авторах
Пучков Никита Сергеевич, магистрант кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Донского государственного технического университета (344022, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162) [email protected].
Authors
Puchkov, Nikita S., Master's degree student, Department of Organization of Transportation and Road Traffic, Don State Technical University (162, Sotsialisticheskaya str., Rostov-on-Don, RF, 344022) [email protected]