Научная статья на тему 'ПЕРЕВОД СТАТЬИ БРЕТТА МАККРЭКЕНА «21 ПРОБЛЕМА КАК ВЫЗОВ ДЛЯ ЦЕРКВИ XXI ВЕКА»'

ПЕРЕВОД СТАТЬИ БРЕТТА МАККРЭКЕНА «21 ПРОБЛЕМА КАК ВЫЗОВ ДЛЯ ЦЕРКВИ XXI ВЕКА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХХI ВЕК / ЦЕРКВИ / ПРОБЛЕМЫ / ВЫЗОВ / БИБЛЕЙСКАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ / ПРИСУТСТВИЕ БОЖИЕ / СЛОЖНОСТЬ / СКУКА / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ФРАГМЕНТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЦЕРКВИ / ОДНОРОДНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО / ПОВРЕЖДЕННОСТЬ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / БАЛАНС / НЕУМЕРЕННОСТЬ / НЕРАЗБЕРИХА С ПРИВЕРЖЕННОСТЯМИ / АВТОНОМНОСТЬ / ИЗОБРЕТЕНИЕ КОЛЕСА / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / НЕДОВЕРИЕ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вакуленко Наталия Сергеевна

Предлагается краткий обзор проблем, стоящих перед Церквями в ХХI веке и настоятельно требующих решения. Автор говорит об американских Протестантских Церквях, однако, при внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что эти проблемы свойственны и другим христианским конфессиям. Большинство проблем появляются и усугубляются на пересечении церковной, социальной и личностной составляющих жизни современного человека, и все они - в силу тех или иных причин - всепроникающие и представляют весьма реальную угрозу разрушения основ церковной жизни, начиная с самого человека как создания Божиего. Однако во всякой проблеме всегда - более или менее открыто или прикровенно - заложена необходимость ее решения, решения теми, кто ее видит, осознает и не хочет с нею смириться. Проблемы, о которых идет речь, являясь испытанием для современных Церквей, одновременно становятся вызовом для Церкви, на что автор и призывает всех обратить внимание. Период испытаний - как показывает история - может стать периодом подъема, если Церковь и человек примут вызов и достойно на него ответят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Вакуленко Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSLATION FROM ENGLISH: 21 CHALLENGES FACING THE 21ST CENTURY CHURCH. BY BRETT MCCRACKEN

The article offers a brief overview of the challenges facing Churches in the 21st century that urgently need to be addressed. The author speaks of American Protestant churches, however upon closer examination, it is easy to see that these problems are common to other Christian denominations. Most of the problems appear and aggravate at the intersection of the Church, social and personal constituents of the life of a modern person, and all of them - for one reason or another - are all-pervading and pose a very real threat of destruction of the foundations of the church life, starting with human as creation of God. However, any problem always - more or less openly or covertly - contains a requirement to solve it, to solve it by those who see it, realize it and do not want to come to terms with it. Being a temptation for modern Сhurches, at the same time, the problems in question become a challenge to the Church and the author urges everyone to pay attention to this challenge. A period of trials - as history shows - can be a period of uplift if the Church and human accept the challenge and adequately respond to it.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕВОД СТАТЬИ БРЕТТА МАККРЭКЕНА «21 ПРОБЛЕМА КАК ВЫЗОВ ДЛЯ ЦЕРКВИ XXI ВЕКА»»

ТРУДЫ И ПЕРЕВОДЫ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 (4) 2021

Н. С. Вакуленко

Перевод статьи Бретта МакКрэкена «21 проблема как вызов для церкви XXI века»1

УДК 274/278"20"

DOI 10.47132/2587-7607_2021_1_175

Аннотация: Предлагается краткий обзор проблем, стоящих перед Церквями в XXI веке и настоятельно требующих решения. Автор говорит об американских Протестантских Церквях, однако, при внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что эти проблемы свойственны и другим христианским конфессиям. Большинство проблем появляются и усугубляются на пересечении церковной, социальной и личностной составляющих жизни современного человека, и все они — в силу тех или иных причин — всепроникающие и представляют весьма реальную угрозу разрушения основ церковной жизни, начиная с самого человека как создания Божиего. Однако во всякой проблеме всегда — более или менее открыто или прикровенно — заложена необходимость ее решения, решения теми, кто ее видит, осознает и не хочет с нею смириться. Проблемы, о которых идет речь, являясь испытанием для современных Церквей, одновременно становятся вызовом для Церкви, на что автор и призывает всех обратить внимание. Период испытаний — как показывает история — может стать периодом подъема, если Церковь и человек примут вызов и достойно на него ответят.

Ключевые слова: XXI век, Церкви, проблемы, вызов, библейская неграмотность, присутствие Божие, сложность, скука, потребление, фрагментация, физическая составляющая церкви, однородность, гендерные различия, социальные сети, интеллектуализм, потребительство, повре-жденность, обязательства, баланс, неумеренность, неразбериха с приверженностями, автономность, изобретение колеса, свобода вероисповедания, недоверие власти.

Об авторе: Наталия Сергеевна Вакуленко

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: nsvac@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6396-6863

Для цитирования: Вакуленко Н. С. Перевод статьи Бретта МакКрэкена «21 проблема как вызов для церкви XXI века» // Труды и переводы. 2021. № 1 (4). С. 175-182.

1 Перевод с английского языка выполнен по: Brett McCracken Blog. 21 Challenges Facing the 21st Century Church. October 27, 2016. // Блог Brett McCracken. https://www.brettmccracken.com/ blog/blog/2016/10/27/21-challenges-facing-the-21st-century-church. Перевод и публикация — с личного разрешения автора статьи. (Прим. перев.)

PROCEEDINGS AND TRANSLATIONS

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 (4) 2021

Nataliya S. Vakulenko

Translation from English: 21 Challenges Facing the 21st Century Church. By Brett McCracken2

UDK 274/278"20"

DOI 10.47132/2587-7607_2021_1_175

Abstract: The article offers a brief overview of the challenges facing Churches in the 21st century that urgently need to be addressed. The author speaks of American Protestant churches, however upon closer examination, it is easy to see that these problems are common to other Christian denominations. Most of the problems appear and aggravate at the intersection of the Church, social and personal constituents of the life of a modern person, and all of them — for one reason or another — are all-pervading and pose a very real threat of destruction of the foundations of the church life, starting with human as creation of God. However, any problem always — more or less openly or covertly — contains a requirement to solve it, to solve it by those who see it, realize it and do not want to come to terms with it. Being a temptation for modern Churches, at the same time, the problems in question become a challenge to the Church and the author urges everyone to pay attention to this challenge. A period of trials — as history shows — can be a period of uplift if the Church and human accept the challenge and adequately respond to it.

Keywords: 21st century, Churches, problems, challenge, biblical illiteracy, the presence of God, complexity, boredom, consumption, fragmentation, the physical constituent of the church, homogeneity, gender differences, social networks, intellectualism, consumerism, brokenness, commitments, entanglements of allegiances, balance, immoderate, autonomy, invention of the wheel, religious freedom, distrust of authority.

About the author: Nataliya Sergeyevna Vakulenko

Candidate of Philology, Docent, Associate Professor, Foreign Languages Department, St. Petersburg Theological Academy. E-mail: nsvac@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6396-6863

For citation: Vakulenko N. S. Translation from English: 21 Challenges Facing the 21st Century Church. By Brett McCracken. Proceedings and Translations, 2021, no. 1 (4), pp. 175-182.

2 Translated into Russian from English after: Brett McCracken Blog. 21 Challenges Facing the 21st Century Church. October 27, 2016. // Blog Brett McCracken. https://www.brettmccracken.com/blog/ blog/2016/10/27/21-challenges-facing-the-21st-century-church (дата обращения 14.10.2021). Translation and publication are personally permitted by Brett McCracken as the author of the article. (Прим. перев.)

Биографическая справка (от переводчика)

Бретт МакКракен — писатель и журналист из Южной Калифорнии. Автор ряда книг по современным проблемам христианского сообщества. Имеет публикации в The Wall Street Journal, The Washington Post, Huffington Post, CNN.com, The Princeton Theological Review, The Gospel Coalition, Mediascape, Books & Culture, Christianity Today, Relevant, IMAGE Journal, Converge, Mere Orthodoxy, и др. Часто выступает и читает лекции в университетах, церквях и на конференциях. Выпускник Уи-тонского колледжа и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (магистр искусств в области кино и медиа), в настоящее время работает старшим редактором в The Gospel Coalition и учится на магистерской программе в Talbot School of Theology. Проживает с семьей в Санта-Ана, штат Калифорния, ведет активную деятельность в местной церкви Саутлендса, где служит пастором / старейшиной.3

Я служил, любил и боролся с церковью4 всю свою жизнь. Она близка и дорога моему сердцу. Многое из того, что я пишу, — для церкви или о церкви, и моя будущая книга Uncomfortable5 (Crossway, 2017)6 — это любовное послание к церкви и для церкви во всей ее непростой, болезненной и испытующей славе. В воскресенье меня официально поставят старейшиной в моей местной церкви в Саутлендсе7. Размышляя об этой новой обязанности окормлять стадо и заботиться о церкви Божьей (Деян. 20:28), я задумался об особых проблемах, стоящих перед церковью XXI века. И их немало. Ниже я сформулировал 21 проблему. Порядок их следования достаточно произвольный, а список ни в коем случае не является исчерпывающим, и они в значительной степени (но не только) отражают американский евангелический контекст8. Я также должен отметить, что каждая из них является не только проблемой, но и возможностью. В истории церковь процветала именно в периоды испытаний, а не благополучия.

Трезво принимая на себя эту новую роль в моей поместной церкви, я молюсь о том, чтобы Бог даровал мне и моим собратьям-старейшинам мудрость в преодолении этих трудностей со смирением, верой и стойкостью.

1. Библейская неграмотность. Библейская грамотность представляет огромную проблему и вызов для американской церкви и серьезно усложняет многие трудности из предлагаемого списка. Проще говоря, люди церковные (и еще более нецерковные) могут на словах признавать значение Библии, но в целом не читают и не знают ее. Опросы показали9, что 82% американцев полагают, что фраза "Бог помогает тем, кто сам помогает себе"10 — это библейский стих. 12% считают, что Жанна д'Арк была женой Ноя. 50% выпускников средней школы считают, что Содом и Гоморра были

3 Перевод информации с сайта: URL: https://www.amazon.com/Brett-McCracken/e/B003DAUZL8%3 Fref=dbs_a_mng_rwt_scns_share (дата обращения 14.10.2021). (Прим. перев.)

4 В контексте русской орфографии было бы правильнее написание слова 'церковь' с заглавной буквы; однако, оставлено авторское написание со строчной буквы на том основании, что автор говорит о протестантской деноминации, в которой нет единой Церкви в православном ее понимании. (Прим. перев.)

5 Подчеркнуты выделенные автором отрезки текста, для которых сам автор дает ссылки. (Прим. перев.)

6 URL:https://www.amazon.com/Uncomfortable-Essential-Challenge-Christian-Community/ dp/1433554259/ref=as_li_ss_tl?ie=UTF8&linkCode=sl1&tag=bret06-20&linkId=221ad469b727f0f447107a db0490b50d.

7 Southlands — URL: https://southlands.net.

8 Речь идет о протестантских деноминациях (церквях), к одной из которых принадлежит автор статьи. (Прим. перев.)

9 URL: https://albertmohler.com/2016/01/20/the-scandal-of-biblical-illiteracy-its-our-problem-4.

10 Другие аналоги поговорки в русском языке: Бог-то бог, да и сам не будь плох; на Бога надейся, а сам не плошай; береженого Бог бережет. (Прим. перев.)

мужем и женой. Такие вещи вызывают стыд, и в этом направлении необходимо очень много работать.

2. Присутствие. Христиане должны быть людьми присутствия [Божия — перев.], связанными с Богом и друг с другом через все населяющую, объединяющую силу Святого Духа. Но мир XXI века заполняет нашу жизнь и отвлекает нас, так что с каждым мгновением мы удаляемся от присутствия. Церковь должна изменить приоритеты в своем призвании, позиционируя себя как представителей присутствия Бога в мире, а для этого мы должны развивать такие привычки и такие богослужения, которые создают такие пространство и границы, чтобы это присутствие можно было ощущать и познавать.

3. Тенденции к утрате телесности. Направление развития технологии отходит от основанного на воплощении присутствия и движется в сторону отделенного от воплощения опыта. Мы все больше и больше живем через экраны, потоки, приложения, телефоны. Наши отношения являются цифровыми. Это усугубляет существующие гностические тенденции (вера от ума, а не воплощенная) и незаметно умаляет являющуюся ключевой физическую составляющую церкви, «Тело Христово» в материальном, а не просто теоретическом смысле. Церкви11 должны во что бы то ни стало найти способы поощрения физического присутствия на собраниях, практику Вечери Господней, совместные трапезы в районах проживания, телодвижения на богослужении, рукопожатия и объятия друг с другом! Что угодно, чтобы вернуть людям восприятие церкви как реального тела в этом мире.

4. Фрагментация. Мы проживаем свою жизнь опосредованно — через окна и коробки. Мы общаемся с несколькими людьми одновременно, выкладываем пост об одном фрагменте нашей жизни здесь, а о другом — где-то там, используем визуальные медиа в одном окне и читаем Библию в другом. Все это облегчает разделение прожитого нами опыта на изолированные друг от друга отсеки — процесс, наносящий ущерб нашему духовному формированию. Целостность — это полнота (целое число = полное число), все части нашей жизни, объединенные и отражающие господство Христа. Сегодня церкви должны работать еще более усердно, чтобы культивировать именно целостность.

5. Скука. Мы являем собой беспокойную культуру. Все быстро меняется и бушует; мы едва ли можем вспомнить, какое шоу Netflix нам понравилось в прошлом месяце или какой ресторан был в моде в прошлом году. Мы сосредотачиваемся ненадолго и легко впадаем в скуку, а это представляет огромную проблему для церкви. Ценности повседневной жизни, ценности традиции и стабильности, которые определяют церковь, не принимаются в нашем беспокойном веке. Церкви естественно впадают в искушение использовать уловки и тренды12, чтобы решить эту проблему, но это неблагоразумно. Сложность задачи для церкви в XXI веке состоит в том, чтобы побуждать людей трепетать, удивляться и поклоняться, не выхолащивая вещи и не занимаясь постоянно изобретением колеса.

6. Искушение заново изобрести колесо. Проблема скуки приводит к проблеме "переосмысления" церкви каждые несколько лет. Эта проблема является эндемической в американском евангелизме. Так утомительно читать десятки книг, которые выходят каждый год и каждый раз предлагают новую парадигму или рецепт для некоей возрожденной церкви. Это вызывает соблазн стать католиком13 только для того, чтобы избежать тошнотворного излишества постов в блогах и книжной демагогии на тему

"Церковь должна стать__14, чтобы выжить". В этом смысле, мне представляется,

что евангелическая церковь должна стать немного более католической, полагаясь чуть более на преемственность, а не рассматривая каждое культурное изменение как приглашение заново изобретать колесо.

11 В православии мы бы сказали Церковь или приходские церкви. (Прим. перев.)

12 URL: https://www.amazon.com/Hipster-Christianity-When-Church-Collide/dp/0801072220.

13 Т.е. перейти в Католическую Церковь — единую, более традиционную и неизменную по сравнению со множеством протестантских деноминаций. (Прим. перев.)

14 Т.е. такой-то и такой-то — чем-то иным по сравнению с предыдущим. (Прим. перев.)

7. Сложность. С искушением заново изобретать колесо связано искушение усложнять христианство и церковную жизнь. Мы видим это в 345 окончательных "определениях" Евангелия, которые выдвигаются различными авторами и теологами каждый год. Мы видим это в огромном штате служащих и в громадном количестве программ, которые превращают церкви в бюрократически сложные корпорации. Сложность неотъемлема от громоздкости. Она препятствует выполнению миссии. И нам особенно во время, когда правоверные церкви все больше и больше будут вытесняться из основной культуры, надо стать более компактной и действенной структурой. Нам надо заново открыть красоту простоты, сосредоточив внимание на основных практиках15 и исторических таинствах церкви. Чем более сложной мы делаем церковь, тем менее устойчивой в сопротивлении культуре она является.

8. Христиане-потребители. Повсеместное распространение потребительства в капитализме последних лет охватило всю церковь; и настолько, что мы говорим "церковные покупки" и "то, что я получил от проповеди", абсолютно не задумываясь о смысле сказанного. Люди ходят на воскресные службы, чтобы "что-то получить". Они выбирают церкви, которые "им подходят" и соответствуют списку их предпочтений, как если бы это был выбор автомобиля или новой пары джинсов. Но церкви должны дать отпор такому менталитету, а не потворствовать ему. Церковь — это место, где члены тела собираются вместе для достижения не собственных, а гораздо больших целей. Это — приглашение присоединиться ко Христу в том, что Он уже делает в мире, а не приглашение Христа подтвердить нашу самореализацию.

9. Искушение единообразием. Неудивительно, что потребительство современного христианства привело к тому, что церкви стали более единообразными, чем когда бы то ни было. Мы посещаем церкви, которые нам подходят (по нашему внешнему виду, по манере говорить и совершать богослужение), и, где нас, естественно, окружают люди, которые выглядят, говорят и молятся так же, как и мы. Но единообразие не является библейским идеалом. Сила Евангелия заключается в объединении различных групп людей, в разрушении стен враждебности, которые разделяют людей по естественным критериям (по расам, классам, культуре, полу, по музыкальным предпочтениям и чему угодно еще). Во времена, когда социальные сети позволяют нам отслеживать каналы и окружать себя людьми, которые согласны с нами и укрепляют наши предубеждения, эта работа становится еще более трудной.

10. Ошибка «подлинность = поврежденность». Я писал об этом несколько лет назад16 и до сих пор считаю, что это одна из самых больших проблем, стоящих сейчас перед церковью. В ее основе лежит неверие в перемены и слабое богословие освящения — проблема, которая приводит к утверждениям эссенциализма17 "я такой, какой есть" и к неспособности меняться. Разве мы не народ воскресения и надежды? Разве Дух, Который воскресил Христа из мертвых, не внутри нас сейчас? Наша анемичная вера в изменения сочетается с фетишизацией поврежденности, а это — ядовитая комбинация. Многие христиане сегодня попросту более подчинены греху (хотя мы и называем это "поврежденностью"), чем святости, и это — серьезная проблема, устранением которой церковь должна заниматься.

11. Идол автономии. Мало что представляет собой большую угрозу для церкви в западной культуре XXI века, чем широко распространенное убеждение, что каждый человек сам по себе исключительно самостоятельно определяет свою идентичность, мораль и судьбу. Философия экспрессивного индивидуализма «будь тем и делай то, что тебе кажется правильным», в корне противоречит христианству, которое призывает нас преклониться перед господством Христа. Церкви должны противостоять этому и учить людей подчиняться в своих убеждениях о себе, какими

15 URL: https://www.amazon.com/Faithful-Presence-Disciplines-Church-Mission/dp/083084127X.

16 URL: https://www.thegospelcoalition.org/article/has-authenticity-trumped-holiness-2/.

17 Эссенциализм (от лат. essentia «сущность») — течение, характеризующее сущность неизменным набором качеств и свойств, т. е. глубинной, скрытой реальностью, истинной природой, которая и является важной для нас. (Прим. перев.)

бы искренними и подлинными они ни были, власти Иисуса Христа, как это открыто нам в Писании.

12. Отвращение к обязательствам. Мы живем в культуре, которая отвергает обязательства. Миллениалы18 — это поколение СУВ («синдром упущенной выгоды»)19, которое предпочитает держать варианты выбора открытыми, а не брать на себя обязательства в отношении чего-то или кого-то и исключать прочие варианты. Мы поколение, которое превратило в бесполезное дело планирование мероприятий на основе RSVP20. Мы поколение, которое предпочитает владеть домами гораздо реже, чем предыдущие поколения. 91% из нас не собирается оставаться на одном рабочем месте более трех лет.21 Сегодня вероятность того, что мы присоединимся к какой-либо религии или политической партии, значительно меньше, чем у предыдущих поколений, и мы вступаем в брак реже и в более позднем возрасте, чем наши родители и родители наших родителей. Естественно, это приводит к слабой (если вообще какой-нибудь) приверженности местной церкви, что затрудняет процесс ученичества и формирование «долгосрочного послушания». На этом фоне церкви могут сохранять свое значение не благодаря укреплению свободного от обязательств индивидуализма, а благодаря побуждению людей к объединению и посвящению себя телу Христову.

13. Борьба за баланс в век неумеренности. По мере того, как мир становится все более поляризованным и все менее способным видеть нюансы и сложность (отдавая предпочтение простым, броским ответам и подходящим для твиттера убеждениям), церковь будет вынуждена направлять все больше усилий на борьбу, чтобы сдерживать чрезмерное упрощение или слишком утонченное разрешение важных противоречий и сложных парадоксов (что часто приводит к ереси). Правда и любовь. Слово и Дух. Оправдание и освящение. Общее и особое откровение. Собирание и рассеяние в целях осуществления миссии. Сейчас и пока еще нет. Церкви должны опираться на сложности и парадоксы этих явлений и пытаться найти здоровый баланс, несмотря ни на какие возникающие искушения выступить с «радикальными» и «экстремальными» заявлениями ради того, чтобы понравиться поколению Antsy22.

14. Социальные сети. Среди того, что предлагают социальные сети, есть что-то положительное, но есть и много того, что создает проблемы для современной церкви. Главной среди них является проблема позерства, одержимости перформативным поведением23, которая питает гордость и лицемерие. Но социальные сети (и смс-пере-писка тоже!) также могут усложнять ситуации для пастырей и усугублять существующие проблемы. Тесно связанная с социальными сетями привлекательность знаменитостей и "платформ"24 стала широко распространенным явлением в XXI веке и может

18 От англ. Millennials. Также называется: поколение Y (поколение «игрек»); или поколение Миллениума, поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры. (Прим. перев.)

19 От английской аббревиатуры FOMO (fear of missing out — боязнь упустить). Суть явления состоит в переходящей в навязчивое состояние боязни пропустить нечто интересное или некую возможность, связанное в том числе и с зависимостью от соцсетей. (Прим. перев.)

20 Т.е. — на основе подтверждения приглашенными их участия в мероприятии: RSVP от франц. répondez s'il vous plaît — ответьте, пожалуйста; подтвердите участие в мероприятии. (Прим. перев.)

21 URL: https://www.forbes.com/sites/jeannemeister/2012/08/14/the-future-of-work-job-hopping-is-the-new-normal-for-millennials/#101fb87813b8.

22 Имеется в виду "antsy new generation" — беспокойное новое поколение, пристрастившееся к постоянным раздражителям и экранам. См. URL: https://www.latimes.com/entertainment/arts/la-et-cm-new-music-notebook-20190327-story.html (дата обращения 14.10.2021). (Прим. перев.)

23 Имеется в виду поведение, основанное на показе, демонстрации, представлении себя, пускании пыли в глаза (см. значения англ. слова to perform) с целью добиться определенного впечатления, используя для этого всевозможные ухищрения. Под перформативностью также понимают формирование идентичности через выражение действия. (Прим. перев.)

24 "Платформа — сеть, в которой происходит обмен ценностями — информацией, товарами и валютами — между двумя и более независимыми группами пользователей... Бурное развитие платформ происходит благодаря информатизации и автоматизации, которые исключают

разрушить церковь, особенно когда пасторы и лидеры проявляют больше интереса к тому, чтобы произвести впечатление на свою "аудиторию", чем к тому, чтобы заниматься паствой Божией.

15. Необходимость расового примирения. Церковь не должна быть прибежищем для расизма, и все же она слишком часто позволяла расовым ранам смердеть, а предрассудкам (явным или неявным) оставаться без внимания. Церковь XXI века не должна быть в стороне от дела справедливости, исцеления и примирения; по сути, она должна возглавить эту работу. Наиболее яркие центры мирового христианства находятся в наши дни не в западных странах, а облик западного христианства становится все более разнообразным. Церкви, отдающие должное этой реальности, принимающие и реализующие ее в своих общинах, будут процветать, тогда как те, которые противостоят разнообразию и цепляются за свои этноцентрические привилегии, будут ослабевать.

16. Гендерные различия и сексуальность. Это — обширная область, охватывающая широкий спектр явлений (гомосексуализм, гендерная идентичность, брак, разводы, эгалитаризм25 и комплементарность26 гендерных ролей, порнография и т. д.), каждое из которых может быть отдельной категорией в этом списке. Мы уже видим, как эта проблема создает раздробленность в церквях, деноминациях и парацерковных организациях27, и это будет только усугубляться. Это также станет основной проблемой, ведущей к культурной изоляции церкви в XXI веке. Здесь много проблем, имеющих серьезные богословские и пастырские последствия. Одной из самых больших проблем для теологически консервативных церквей будет поддержание последовательной библейской этики по этим вопросам — с правдивыми высказываниями в духе любви о том (например), как Писание свидетельствует о разводе, и не меньше о том, как Писание свидетельствует о гомосексуализме.

17. Свобода вероисповедания. Дни сочтены, когда церкви могут свободно вести свои дела в соответствии с традиционными верованиями и практиками по вопросам сексуальности и гендерных различий без вмешательства государства. Недавний закон штата Массачусетс28, обязывающий церкви разрешать трансгендерам пользоваться церковными туалетами и душевыми по их личному выбору, является лишь верхушкой айсберга. Церквям будет необходимо отделиться от государства в такой степени, чтобы иметь возможность (вернуться к домашним церквям ?), или же искать варианты, как справляться с неизбежными правовыми / законодательными проблемами.

18. Антиинтеллектуализм. Прошел 21 год29 с момента обескураживающей оценки Марка Нолла, представленной в его книге «Скандал с евангелическим раз-умом»30 (о том, что «евангелического разума не так и много»), однако, несмотря на определенный достигнутый прогресс, предстоит еще много работы по борьбе с антиинтеллектуализмом в церкви. Слишком много церквей не поощряют интеллектуальное любопытство, живые дебаты и здоровые вопросы. Они предлагают упрощенные и неудовлетворительные ответы на важные вопросы и при этом закрывают

посредников и напрямую связывают между собой производителей и потребителей... Отличные примеры платформ — «Яндекс. Такси» и Uber.. Каждая платформа — сеть, но не каждая сеть — платформа» // Подробнее см. сайт vc.ru. "Чем платформы могут быть полезны вашему продукту". URL: https://vc.ru/services/77939-chem-platformy-mogut-byt-polezny-vashemu-produktu (дата обращения 14.10.2021). (Прим. перев.)

25 Т.е. равноправие. (Прим. перев.)

26 Т.е. взаимодополнение. (Прим. перев.)

27 URL: https://www.christianitytoday.com/ct/2016/october-web-only/intervarsity-asks-staff-to-choose-stance-on-sexuality.html.

28 URL:https://www.bostonglobe.com/metro/2016/10/11/churches-sue-over-new-transgender-law/ fCinR6brzLADxFEjS4DRbI/story.html.

29 На момент публикации статьи, т. е. не позднее 27 октября 2016 года. (Прим. перев.)

30 Noll, Mark A. The Scandal of the Evangelical Mind (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994). (Прим. перев.)

возможность использования во всей полноте всей арены (жизни разума), где можно поклоняться Богу и культивировать святое чудо.

19. Гиперинтеллектуализм. Другой край этого спектра также представляет проблему. Как бы ни были важны для веры апологетика, богословская подготовка и строгая рациональная защита, если наше представление о христианстве полностью определяется мозгом, то в нем чего-то недостает. Церковь в XXI веке должна вмещать тайну и воплощенные элементы христианства, переживание Бога в опыте, а не просто представление о Нем. Это означает, что богослужение и церковная жизнь будут менее организованными, более эмоциональными и более непредсказуемыми, чем предпочли бы рационалисты, но они будут более сильными, и, осмелюсь сказать, более способными к изменению.

20. Недоверие к власти. По многим (очень веским) причинам у молодого поколения сегодня есть реальное недоверие к власти. Это делает церковь по сути сложной для них не только потому, что им трудно доверять лидерам, но (что более важно) и потому, что они борются против полного подчинения власти Христа и авторитету Писания. И всё же церкви должны опираться на "трансцендентную власть" Христа, как бы это не противоречило культуре. Как недавно заметил31 Рассел Мур (Russell Moore), "В эпоху подозрительного отношения ко всем авторитетам за пределами Я, обращение к слову, которое несет трансцендентную власть, может оказаться отчётливым как раз настолько, чтобы быть услышанным, даже если не будет воспринято сразу".

21. Неразбериха с приверженностями. С этим церковь вела борьбу с самых первых дней своего существования. В каком смысле приверженность человека империи, нации или другой светской общине связана с приверженностью Христу и Его Церкви? Сегодня мы видим, как это происходит в беспорядочной запутанности христиан в политике, и потому мы должны громко заявить, что экономика просачи-вания32 и право на ношение оружия — это политические, а не библейские ценности. Сегодняшний акцент на политике идентичности еще более усложняет эту проблему, поскольку любой член церкви может рассматривать свою христианскую идентичность как вторичную по отношению к какой-либо другой идентичности (пол, раса, политическая принадлежность, национальность и т. д.). Перед церквями встает сложная задача: признать и уважать многообразие идентичностей и при этом побудить людей правильно расставить между ними приоритеты.

31 URL: https://www.russeHmoore.com/2016/10/25/can-religious-right-saved/ (дата обращения 14.10.2021).

32 Суть экономики просачивания (или экономики вуду) в обмане менее богатых слоев общества. Основной тезис этой теории гласит: чем больше денег у богатых, тем больше они смогут инвестировать, а значит, создавать новые рабочие места; деньги будут как бы «просачиваться» от богатых слоев к среднему классу и беднякам. Но, по сути, в конечном итоге деньги остаются в руках у богатых, т. к. увеличение суммы денег у богатых приводит к повышению стоимости материальных ценностей, которые скупаются богатыми; так что материальные ценности становятся недоступными для бедняков и представителей среднего класса, которые все больше нищают. (Прим. перев.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.