Научная статья на тему '«Перевернутый» мир как следствие низложения истинных ценностей жизни в повести К. Букши «Inside Out (Наизнанку)»'

«Перевернутый» мир как следствие низложения истинных ценностей жизни в повести К. Букши «Inside Out (Наизнанку)» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
44
15
Поделиться
Ключевые слова
МИР / ЗОНА / МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НИВЕЛИРОВАНИЕ / ПРИЧАСТНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПАМЯТЬ / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Нарбекова Оксана Владимировна

В статье рассматривается одно из значимых произведений петербургской писательницы К. Букши. Обращается внимание на самобытный характер прозы К. Букши, оттачивающийся стиль. Дается характеристика представленного в повести постпеределанного мира. Это один из сценариев развития общества потребления: смена жизненных приоритетов, потеря обществом самоидентификации, нивелировка личности, отказ от традиций, от любви, семьи. Духовных потребностей нет. Мир обречен, его ждет апокалипсис. Неожиданное знакомство главных героев – мужчины и женщины – может изменить ситуацию. Подчеркивается, что главную роль автор отводит женщине, в которой аккумулирована память предков. Делается акцент на том, что мужчина и женщина призваны выполнить священную миссию, возложенную на них свыше. В статье рассматривается также тема причастности к чему-либо в жизни и ответственности. Люди науки должны быть ответственны за свои открытия, прогнозировать последствия их внедрения, учитывать готовность общества к ним.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — Нарбекова Оксана Владимировна,

«INVERTED» WORLD AS A RESULT OF DEPOSITION TRUE VALUES OF LIFE IN K. BUKSHA''S STORY «INSIDE OUT»

In article one of significant works of the Petersburg writer K. Buksha is considered. The attention to original character of K. Buksha's prose, being perfected style is paid. The characteristic of the post-remade world presented in the story is given. It is one of scenarios of development of a consumer society: change of life priorities, loss by self-identification society, leveling of the personality, refusal of traditions, love, family. Spiritual needs aren't present. The world is doomed, it is waited by an apocalypse. Unexpected acquaintance of the main characters men and women – can change a situation. It is emphasized that the author assigns a leading part to the woman in who memory of ancestors is accumulated. The emphasis that the man and the woman are urged to execute the sacred mission assigned to them from above is placed. In article the subject of participation in something in life and responsibility is also considered. People of science have to be responsible for the opening, predict consequences of their introduction, consider readiness of society for them.

Текст научной работы на тему ««Перевернутый» мир как следствие низложения истинных ценностей жизни в повести К. Букши «Inside Out (Наизнанку)»»

«ПЕРЕВЕРНУТЫЙ» МИР КАК СЛЕДСТВИЕ НИЗЛОЖЕНИЯ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ К. БУКШИ «INSIDE OUT (НАИЗНАНКУ)»

О. В. НАРБЕКОВА

В статье рассматривается одно из значимых произведений петербургской писательницы К. Букши. Обращается внимание на самобытный характер прозы К. Букши, оттачивающийся стиль. Дается характеристика представленного в повести постпеределанного мира. Это один из сценариев развития общества потребления: смена жизненных приоритетов, потеря обществом самоидентификации, нивелировка личности, отказ от традиций, от любви, семьи. Духовных потребностей нет. Мир обречен, его ждет апокалипсис. Неожиданное знакомство главных героев - мужчины и женщины - может изменить ситуацию. Подчеркивается, что главную роль автор отводит женщине, в которой аккумулирована память предков. Делается акцент на том, что мужчина и женщина призваны выполнить священную миссию, возложенную на них свыше.

В статье рассматривается также тема причастности к чему-либо в жизни и ответственности. Люди науки должны быть ответственны за свои открытия, прогнозировать последствия их внедрения, учитывать готовность общества к ним.

Ключевые слова: мир, зона, мужчина, женщина, жизненные ценности, нивелирование, причастность, ответственность, память, предназначение.

Имя молодой петербургской писательницы Ксении Букши хорошо известно любителям словесности. Взгляд на ее творчество среди людей, занимающихся непосредственно литературным процессом, неоднозначен. Одни - писатели Д. Быков, Л. Юзефович, критик Н. Александров - видят в ней талантливого писателя, другие отказывают ей в чувстве стиля - критик В. Лютый, продуманности сюжетов - критик Р. Ляшева. Понятно, что начинающий художник слова всегда находится под пристальным вниманием как критики, так и читающей публики, и мнения могут быть весьма различны.

Произведения Букши, разные по форме и по содержанию, на наш взгляд, свидетельствуют о самобытном характере ее прозы, индивидуальном, оттачивающемся стиле, которому свойствен легкий юмор, ирония.

Повесть «Inside Out (Наизнанку)» можно отнести к жанру антиутопии. События в повести разворачиваются в недалеком будущем, но уже переделанном, поделенном мире. Этот мир в буквальном смысле перерезан, искромсан заборами и шлагбаумами, колючей проволокой. Нет стран, есть зоны - благополучные и нищие, среди последних - разрозненная, большей частью проданная китайцам Россия. В других зонах, зонах повышенной комфортности, все строго подчинено

тотальному контролю вездесущей системы. Система ведет наблюдение за всем и за всеми. Система знает абсолютно все о каждом, при этом она заботится о своих подопечных: у каждого есть свой коэффициент, соответствующий психофизиологической и социально-экономической характеристике личности, показывающий лояльность определенному бренду потребления, согласно которому «вам угодят, про вас все угадают»: какую еду вы должны есть, какие напитки употреблять, как отдыхать, какую музыку слушать. Все искусство превратилось в рекламу, реклама перестала быть низким жанром, так что появились даже «гениальные образцы, воздействовавшие ошеломительной новизной информации, и формой, которая била непосредственно по мозговому центру удовольствий» [1]. Исполнялись рекламные объявления суперзвездами, которых было немного, но в ожидании появления которых замирала вся зона. Были ли недовольные среди обывателей? В зонах - исключалась сама возможность, но были территории, граничащие с зоной. За ними -жалкое существование, ненависть, смерть.

В повести все происходит в пределах одной из самых лучших зон для проживания, расположенной на Ближнем Востоке, спокойствие которой время от времени нарушается «с той стороны», из-за забора, арабскими повстанцами. Про-

тив системы в зоне никто не выступает - всем комфортно. Но есть неблагонадежные. С целью их выявления системой устраиваются всевозможные провокации. В число подозреваемых прежде всего попадают люди, занимающие определенное положение - владельцы компаний, корпораций, ибо за ними - деньги, и у них, как правило, «темное» прошлое, а к системе они сумели приспособиться. Взятый системой курс на роботизацию, стирание индивидуальности, нивелировку личности - через потребление, сытость - проходит достаточно успешно - неугодных фактически нет, ниточками дергают как надо, задавая нужное направление, но приспособленцы хорошо знают и понимают, какие возможности открывают деньги. Потому и они, движимые жаждой власти и наживы, не гнушаются ничем, не дорожат никем, это уже в старой традиции: «Уделать. Отыметь. < ...> Подчинение и агрессия, жизнерадостная демонстрация победы силы над слабостью. Кто кого вверх-вниз?». Наблюдая за этими играми, система, не доверяющая никому, ведет свою игру, так что участники ее, вольные или невольные, в любой момент могут быть превращены в ничто.

В одну из таких игр, организованной системой, попадает герой повести Леви Штейман. Его начальнику, банкиру Бакановицу, доставляют информацию о том, что неким русским изобретено водяное топливо, и этого русского должен найти Штейман, глава информационного отдела банка. Удрученный этим заданием и невозможностью от него отвертеться, Штейман едет в пивбар, где знакомится с симпатичной девушкой, Франческой, представившейся журналисткой. Эта девушка оказывается секретным агентом системы, и по заданию самой системы она продает информацию о водяном топливе главе нефтяной корпорации Серпинскому. Теперь люди системы намерены следить за тем, как будут вести себя Бакано-виц и Серпинский, владеющие крайне секретной информацией о водяном топливе.

Сюжет повести напоминает обычный детектив, несмотря на изначальные аллюзии на известные романы Замятина и Хаксли. Следует отметить, однако, что автор ненавязчиво, но последовательно выстраивает свою систему образов, представляет свою философскую концепцию.

Мир людей в благополучных зонах стал схематичен, вся жизнь задана и прогнозируема. Лишнее отсекли либо за ненадежностью, либо за ненадобностью. Причем, природа уже тоже «не служит человечеству», люди научились обходиться без нее. Единственным оставалось солнце, ежедневно появляющееся утром и «нападающее

на мир с новым жаром». Жизнь испепеляется. Долго ли это может продолжаться? Как на фоне этого сложатся судьбы Штеймана и Франчески?

У Штеймана вполне сложившийся образ жизни: он «потреблял себя». Стараясь получить максимум из возможных и доступных ему удовольствий, он постоянно думал о себе самом, и весь мир для него был сосредоточен лишь в себе. Появление Франчески разрушает этот уклад. Вопреки поставленной задаче - выйти победителем из, казалось бы, искусственных отношений с Франческой, он незаметно для себя самого увлекается девушкой: приходит на свидание раньше времени с «великой редкостью» - зеленым тюльпаном, при появлении девушки его пронизывает током, во время интимной близости он испытывает печаль. Эти минуты становятся одними из самых искренних в его жизни, он понимает, что на какие-то мгновения он «вылез из... омута потребления» себя и всего вокруг, что «глаза на секундочку открылись в мир». Штейман взрывается, вспомнив вдруг, что за этим тоже следят. Это послужило началом внутреннего переворота в молодом человеке, и причиной его стала женщина.

Итак, ведущую роль автор повести отводит женщине. На первый взгляд, образ Франчески создан неорганично: она абсолютно прозрачна для всех, у нее нет характера, ее свобода - полное подчинение, в нее вмонтированы сотни датчиков, детектор лжи показывает, что она никогда не врет -«идеальный агент», «никакого психологизма» -и неожиданно она, нарушая все установки, инициирует побег из зоны. Любопытна история девушки: когда-то она пыталась стать журналистом, но журналистам отводилась определенная роль, их учили специальному отношению к миру - они должны уметь структурировать мир исходя из страхов, потребностей, желаний людей. Это не должно выглядеть искажением фактов, материал должен подаваться населению в нужном ракурсе согласно моменту, месту: мир влияет на информацию, а информация, в свою очередь, заданно на людей. Ужас, отвращение, растерянность, которые испытывала девушка, сменились абсолютным принятием, следованием определенным правилам после того, как с ее согласия в нее была встроена система стабилизаторов, помогавшая течь мысли в нужном направлении, что облегчало жизнь. Героиня не вступает в конфликт с системой, она принимает ее правила, руководствуется ими, даже, на первый взгляд, довольна ими. Однако обратной стороной «абсолютной прозрачности» Франчески была такая же абсолютная непроницаемость. По констатации начальников девушки

на ней «все системы дают сбой», она каким-то невероятным образом сумела сохранить свою индивидуальность: «Ее индивидуальность коренится где-то там, куда не досягает ни один из ... приборчиков». «Где-то там» - это в том прошлом, память о котором жива во Франческе, о том мире, которого нет, о том укладе, который давно не существует. Эта память является частью ее глубинной сущности, это то, что поддерживает ее и нет-нет, да и «вырвется» наружу. Она признается в том, что ее дед с бабкой прожили вместе всю жизнь, - семья уже исчезла, память о ней почти стерлась среди живущих в зонах. Она говорит о темной бане, в которой прятались от бури, упоминает об иконах. С позиции современности это давно стало артефактом. Неизвестно, сколько лет Франческе, выглядит она на двадцать, но автор говорит, что ей намного больше, не называя ее возраст. Почему? В ней жива память предков, их идеалы, их чаяния, даже их страхи. Любопытно, что в девушке живет страх необратимости, причем не только плохого, но и хорошего. О необратимости говорит и старик, много лет живший в одиночестве в развалинах заброшенного завода в нежилой, запретной части зоны. Как ни странно, он, физик, действительно изобрел водяное топливо в то время, когда существовала еще Россия, но тогда страна, вернее власть, «сидела на трубе» и была испугана последствиями этого открытия, не сулившего на тот момент ни ей, ни российской экономике ничего хорошего. Открытие засекретили, физика сделали начальником, правда, формальным, предложив беззаботное существование мыслителя на условиях того, что при необходимости, в случае гибели страны, он со своим топливом спасет мир. Причастность к этому и стала определяющим фактором принятия решения для физика: «.Там, где была наша Родина Россия, есть вещи, к которым причастность означает блеск ослепительный и нечто несбыточное. Земля, например, или власть верховная, или вот такое доверие души. Что-то в человеке происходит необратимое, дурное ли, хорошее. и не может он уже жить по-прежнему, как обычный человек. И сам он уже не то, что был. Личность его пропадает и становится не главная». В сложившейся ситуации возложенную на него миссию, изобретатель принял как ожидание в бездействии, но легкомысленность такого отношения к жизни понял слишком поздно, когда мир рушился. Возникшее чувство истинной ответственности не только за открытие, но и за судьбу погибшей страны заставило физика все это время опять

ждать, но теперь ждать подходящего момента для внедрения своего открытия. Сегодняшний новый мир, поставивший во главу угла золотого тельца и только, к этому не готов. Но кроме борьбы за капиталы есть еще соединение, когда «уже не смотрят, что там показывают весы? в чью сторону? кто кого отымел, уделал, победил», там изобретение и будет иметь смысл. Идею такой причастности, такой необратимости изобретатель пытается донести до Франчески и Штеймана, появление которых он, вычислив, ожидал. А мир, в очередной раз захлебнушийся в ненависти, опять рушился. Сама природа уже не выдержала этого мирского зловония: разыгравшаяся гроза, буря поглощала все и всех. Апокалипсис. Однако шанс на возрождение остается. В лице старого физика, изобретение которого - водяное топливо - помогло избежать смертной участи, и молодых мужчины и женщины, которые нашли дорогу друг к другу, которые должны открыть путь в новый, единый мир, стать оплотом его, выполняя тем самым древнюю священную миссию, возложен-ную на мужчину и женщину свыше.

Литература

1. Букша К. «Inside Out (Наизнанку)». М., 2005.

* * *

«INVERTED» WORLD AS A RESULT OF DEPOSITION TRUE VALUES OF LIFE IN K. BUKSHA'S STORY «INSIDE OUT»

O. V. Narbekova

In article one of significant works of the Petersburg writer K. Buksha is considered. The attention to original character of K. Buksha's prose, being perfected style is paid. The characteristic of the post-remade world presented in the story is given. It is one of scenarios of development of a consumer society: change of life priorities, loss by self-identification society, leveling of the personality, refusal of traditions, love, family. Spiritual needs aren't present. The world is doomed, it is waited by an apocalypse. Unexpected acquaintance of the main characters - men and women -can change a situation. It is emphasized that the author assigns a leading part to the woman in who memory of ancestors is accumulated. The emphasis that the man and the woman are urged to execute the sacred mission assigned to them from above is placed. In article the subject of participation in something in life and responsibility is also considered. People of science have to be responsible for the opening, predict consequences of their introduction, consider readiness of society for them.

Key words: world, zone, man, woman, vital values, leveling, participation, responsibility, memory, mission.