Научная статья на тему 'Перевалка круглых лесоматериалов при экологически щадящем использовании речной сети'

Перевалка круглых лесоматериалов при экологически щадящем использовании речной сети Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
121
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВЕСИНА / РЕКА / СУДНО / ПРИЧАЛ / ЭКОЛОГИЯ / TIMBER / RIVER / SHIP / ECOLOGY / DOCK

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Посыпанов С.В.

Дано описание конструкции и технологии использования универсального мобильного малогабаритного причала для перевалки круглых лесоматериалов при экологически щадящем использовании речной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSSHIPMENT OF TIMBER IN AN ENVIRONMENTALLY SUSTAINABLE USE OF THE RIVER NETWORK

The description of the design and the use of universal mobile small-sized berth for transshipment of timber in an environmentally sustainable use of the river network.

Текст научной работы на тему «Перевалка круглых лесоматериалов при экологически щадящем использовании речной сети»

УДК 630 3 78.002.5

ПЕРЕВАЛКА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЩАДЯЩЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЧНОЙ СЕТИ

TRANSSHIPMENT OF TIMBER IN AN ENVIRONMENTALLY SUSTAINABLE USE OF THE RIVER NETWORK

Посыпанов С.В. (САФУ, г. Архангельск, РФ) Posypanov S.V. (Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia)

Дано описание конструкции и технологии использования универсального мобильного малогабаритного причала для перевалки круглых лесоматериалов при экологически щадящем использовании речной сети.

The description of the design and the use of universal mobile small-sized berth for transshipment of timber in an environmentally sustainable use of the river network.

Ключевые слова: древесина, река, судно, причал, экология

Key words: timber, river, ship, dock, ecology

Близкие к транспортным магистралям лесные массивы зачастую эксплуатируются чрезмерно интенсивно, с перерубами расчетной лесосеки. При этом вдали от этих магистралей имеется достаточно большое количество спелых и перестойных лесов, которые практически не осваиваются, теряя свое качество. Улучшить экологическую ситуацию, сделав эти леса экономически доступными, может помочь развитая речная сеть в северных и восточных регионах нашей страны. Указанная экономическая доступность обуславливается тем, что водный транспорт леса является наиболее дешевым. Неиспользуемые спелые и перестойные леса примыкают преимущественно к средним и малым рекам. Многие из них ранее использовались для молевого сплава. В настоящее время этот вид сплава запрещен, разрешенными являются только экологически щадящие виды водного транспорта леса, к которым относятся в частности судоперевозки. Позитивными для развития перевозок древесины в судах являются следующие факты. У многих рек, ранее используемых для молевого лесосплава, сохранились площадки береговых складов, примыкающие лесовозные дороги. Исторически сложилось так, что большая часть потребителей древесины примыкают к водным путям.

Специалистами ОАО «Северолес» изучалась возможность организации дополнительных перевозок древесины в судах по средним и малым рекам Архангельской области. Рассматривались гидрологические условия, примыкание лесосырьевой базы, наличие лесозаготовительных предприятий, лесосплавного флота, транспортно-путевые условия (присутствие мостов с малыми пролетами, порогов и др.). В результате только в Архангельской области были признаны перспективными в рассматриваемом отношении 30 рек. Разумеется, для реализации таких планов потребуются новые технические решения, учитывающие специфику лесотранспорта по малым и средним рекам.

При организации судоперевозок немаловажным является вопрос погрузки круглых лесоматериалов в суда. Очевидно, строительство стационарных причалов у поставщиков со специальным стационарным грузоподъемным оборудованием нецелесообразно. В условиях существенной амплитуды коле-

бания уровней воды в период весеннего половодья причалы эти будут довольно высокими, а значит дорогостоящими. Трата больших средств на строительство таких причалов и на стационарную грузоподъемную технику экономически неоправданна, так как и использоваться они будут только в период довольно непродолжительной навигации.

В настоящее время погрузка леса в суда на средних реках выполняется преимущественно плавкранами. На малых реках судоперевозки пока практически не осуществляются. Во время навигации на указанных реках отмечается нехватка плавкранов. Увеличение численности этих дорогостоящих механизмов, часть которых после непродолжительной навигации будет простаивать, нецелесообразно. Кроме того применение плавкранов на многих малых и средних реках невозможно из-за того, что они не могут быть проведены под мостами и из-за значительной осадки.

Необходимо предусмотреть варианты погрузки круглых лесоматериалов в суда на малых и средних реках, предполагающие использование сравнительно недорогих устройств и мобильной техники, которая могла бы быть использована лесозаготовителями после навигации для других целей. Такую погрузку можно осуществить с помощью универсального мобильного малогабаритного причала, конструкция и основные параметры которого разработаны нами по плану Государственной научно-технической подпрограммы России «Комплексное использование древесного сырья».

Причал (рис. 1) - плоскодонный, прямоугольный в плане понтон габаритами 6х10 м в диаметральной плоскости имеет форму клина, благодаря чему может быть надвинут на пологий берег. Он имеет две балластные емкости, заполняемые водой. Одна емкость, выравнивающая, служит для приведения палубы причала в горизонтальное положение, вторая, перестановочная, предназначена для изменения осадки причала в процессе его установки у берега и перестановки при изменении уровней воды. Причал оборудован носовой и кормовой аппарелями, выдвижными опорами, леерным ограждением и швартовыми устройствами.

В транспортном положении, когда емкости не заполнены, осадка причала наименьшая. Его можно перемещать под бортом катера или на буксире Расчетная вертикальная нагрузка на причал - 500 кН, водоизмещение порожнем 37,8 т. У берега причал крепится за береговые опоры и с помощью своих выдвижных опор.

Универсальность причала заключается в том, что его можно эксплуатировать в трех вариантах: у спланированного берега; у неустроенного пологого берега; в качестве трапа.

Если берег спланирован, причал ложиться днищем на его откос при заполнении водой перестановочной емкости. Носовая аппарель - на берегу, кормовая - опирается на борт судна. При подъеме уровней причал надвигают на берег и подбирают береговые выносы крепления. При спаде уровней откачивают воду из перестановочной емкости, всплывший причал перемещают в более глубокое место, стравливая выносы, закачивают воду в емкость для окончательной фиксации нового положения причала на откосе.

Рисунок 1 - Схема универсального мобильного малогабаритного причала:

1 - кормовая аппарель, 2 - швартовое устройство, 3 - ручная лебедка, 4 - выдвижной упор, 5 - блок выдвижной опоры, 6 - лебедка выдвижной опоры, 7 - выравнивающая балластная емкость, 8 - каркас причала, 9 - настил, 10 - ограждение, 11 - береговой откос, 12 - носовая аппарель, 13 - канат, 14 - труба для закачки-откачки воды, 15 - перестановочная емкость,16 - направляющий блок, 17 - выдвижная опора, 18 -упор

В случае неустроенного пологого берега причал опирается носовой частью на берег, а кормовая его часть передает нагрузку на выдвижные фиксируемые опоры. Опоры имеют запас плавучести и в транспортном положении находятся внутри корпуса причала. При использовании причала у неустроенного берега после установки его в требуемое положение наматывают на барабан ручной лебедки канат выдвижной опоры, пропущенный через ее блок и неподвижный направляющий блок. В результате этого опора выдвигается из корпуса причала. Это действие выполняется до внедрения опоры в грунт с максимально возможным усилием. Аналогичные действия проделываются со второй выдвижной опорой.

В качестве плавающего трапа причал используется у неустроенного берега при большой глубине, а также при значительном изменении высоты сухого борта судна в процессе погрузки. В этом случае причал-трап опирается носовой частью на береговой откос, а зафиксированной кормовой аппарелью на борт судна. Фиксирование кормовой аппарели выполняется с помощью выдвижных упоров. При изменении уровней и осадки в процессе погрузки -разгрузки судна наклон палубы причала тоже изменяют, периодически закачивая или откачивая балластную воду. Необходимо соблюдать при этом допустимый угол наклона по условиям эксплуатации погрузочной техники.

С применением предлагаемого причала и используемой лесозаготовителями техники можно реализовать два варианта погрузки круглых лесоматериалов в суда. Вариант так называемой горизонтальной погрузки предполагает въезд сравнительно небольших лесопогрузчиков, штабелеров, сбрасывате-

лей и т.д. по причалу на судно. Заметим, что горизонтальная погрузка успешно апробирована, хотя и в других условиях в республике Коми. При втором варианте используется техника с значительным вылетом захватного устройства, которая при погрузке размещается на причале.

Мобильность причала позволяет более полно использовать его по времени. После завершения перевалочных работ на одном складе причал может быть отбуксирован на другой участок реки или на более крупный водоем, соответственно, с более продолжительной навигацией. Такой причал можно использовать для сброса пучков бревен на воду на рейдах формирования плотов. Также возможно его применение в пунктах приплава для разгрузки судов, выгрузки пучков из воды. Последнее стало вполне осуществимо с появлением лесопогрузчиков большой грузоподъемности, способных поднимать грузы из-под уровня колес. Использование предлагаемого причала не ограничивается лесным комплексом, с его помощью можно осуществлять перевалку любых грузов, в том числе при организации так называемого северного завоза. Применение его особенно эффективно в случаях, когда строительство дорогостоящих стационарных причалов нецелесообразно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.