Научная статья на тему 'Перестройка системы личных конструктов и самоактуализация в юности'

Перестройка системы личных конструктов и самоактуализация в юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
663
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перестройка системы личных конструктов и самоактуализация в юности»

Раздел II. Прикладные и экспериментальные исследования

Раздел II. Прикладные и экспериментальные исследования

Ахметгалеева З.М. (Кемерово)

ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ЛИЧНЫХ КОНСТРУКТОВ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В ЮНОСТИ

Самоактуализация, заключающаяся в раскрытии человеком своих потенциалов, может осуществляться различными способами, ее цели во многом определяют стратегии. Задачей юношеского возраста является самоопределение, в ходе которого молодой человек формирует отношение к миру, другим людям, к самому себе. Исследования Л.А. Коростылевой (2000) показали, что предпочтение стратегий самореализации существенно зависит от образа мира человека. Поэтому, для определения направления самореализации человека существенным является знание содержания и устройства его образа мира, представлений о себе и других, возможность взглянуть на мир его глазами.

В исследовании приняли участие 220 юношей и девушек в возрасте 15-19 лет. Диагностика проводилась с применением техники репертуарных решеток (ТРР) и теста самоактуализации личности (САТ). С помощью кластерного анализа все испытуемые были разделены на три группы по преобладающим смысловым категориям конструктов.

В первой группе, «поведенческой», преобладали непсихологические конструкты (демографические данные), описания внешности, указания на вредные привычки, статус и общая оценка человека, то есть внешние проявления психической деятельности. Во второй группе, «рефлексивной», преобладали конструкты, описывающие отношение к другим людям, к себе, к профессиональной деятельности, морально-волевые качества. Данная группа ориентирована на оценку себя и других людей по собственно психологическим характеристикам, скрытым за внешними поступками. Средние значения частот использования той или иной категории конструктов в третьей группе расположились между значениями первой и второй групп. Эту группу можно условно назвать «маргинальной».

Маргинальность - пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы. Как правило, маргиналы испытывают культурный конфликт, который возникает в сознании индивида, находящегося на стыке двух культур, обладающих противоречащими друг другу нормами, стандартами, требованиями. Членам «маргинальной» группы труднее устанавливать глубокие межличностные отношения, чем членам «поведенческой» группы. Испытуемые, относящиеся к «маргинальной» группе менее способны к творчеству, чем все остальные. Система личных конструктов у членов «маргинальной» группы оказалась более сложной и рыхлой, чем у членов двух других групп: они используют большее число конструктов; относительная сумма квадратов корреляций между конструктами (бал интенсивности Баннистера) у них ниже. Дж. Келли писал, что изменения в степени интегрированности - дифференцированности системы личных конструктов являются нормальным процессом. Если старый набор конструктов перестает удовлетворять адекватному предсказанию событий, то он подвергается обновлению на основе полученного опыта. Конструкты, описывающие новый опыт, встраиваются в

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

имеющуюся систему. При этом идет ослабление старых связей между конструктами, встраивание новых и упорядочивание, укрепление связей между уже имевшимися и вновь приобретенными конструктами. Кроме того, таким образом Дж. Келли описывал нормальный творческий процесс. В нашем исследовании члены «маргинальной» группы имеют «рыхлую» систему конструктов и низкие способности к творчеству. Содержательно система личных конструктов у них занимает промежуточное положение между системами членов «поведенческой» и «рефлексивной» групп. С возрастом система личностных конструктов молодых людей претерпевает изменения от «поведенческой» к «рефлексивной», так как члены первой группы оказались самыми молодыми, а «рефлексивной» - немного старше «маргинальной».

Средние результаты всех шкал САТ в «поведенческой» и «рефлексивной» группах примерно равны. Это значит, что результаты поиска способов самоактуализации у испытуемых обеих групп одинаковы, психологические механизмы, позволяющие реализовывать свой потенциал, в двух разных группах одинаково эффективны.

Выделено три постепенно сменяющих друг друга стиля восприятия в сфере межличностных отношений, которые можно условно назвать «поведенческий», «рефлексивный» и «маргинальный». Последний занимает промежуточное положение между двумя первыми. Система личных конструктов юношей и девушек претерпевает изменения: от «поведенческого» к «рефлексивному» стилю через «маргинальный». Система конструктов, ориентированная на описание поведенческих актов и внешних признаков, обновляясь, включает в себя психологические описания, анализ личности в системе различных человеческих проявлений. При этом сначала она становится «рыхлой», менее связной; в нее включаются новые конструкты. Затем она упорядочивается, образуются устойчивые связи между конструктами, система становится более «жесткой». Ломка старой системы конструктов сопровождается временным ухудшением способности к творчеству.

Система конструктов является основой для предвосхищающего приспособления к социуму. Эффективно оно осуществляется тогда, когда система конструктов в достаточной мере упорядочена и однородна. В переходном же состоянии система конструктов имеет низкую эффективность. Остается открытым вопрос о том, что является первопричиной: перестройка системы конструктов ведет к ухудшению адаптации и снижению уровня самоактуализации, или сложности в адаптации и самоактуализации вызывают перестройку системы конструктов, приводящую к изменению ее содержания.

Буркова С.А. (Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ

Самооценка - одна из активно разрабатываемых проблем в психологии. Как и при анализе других вопросов, существует множество подходов к ее пониманию (Джеймс, 1991; Ананьев, 1948; Божович, 1979; Рубинштейн, 1999; Столин, 1983 и др.).

В рамках неопределенности того, что оценивать и как оценивать, можно считать равно возможными все предположения. В имеющихся методах выявления самооценки (лесенка, методики Будасси и Дембо-Рубинштейна) субъективность человека, дающего самооценку, накладывается на субъективность исследователя, определяющего, насколько и чему эти результаты адекватны, имеют ли они среднее, низкое и высокое значение. При кажущейся очевидности понятия точная научная его реализация представляется крайне сложной. Особенно явственно встает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.