Перестройка мышления преподавателей А.Д. ЛИВАНДОВСКАЯ, профессор экономических дисциплин в условиях перехода к рыночной экономике
В статье рассматривается процесс реформирования экономического мышления преподавателей фундаментальных и прикладных дисциплин на кафедрах ТГЭУ в период перестройки высшего экономического образования.
Ключевые слова: кадровый потенциал, экономическая эрудиция, экономическое мышление, фундаментальные экономические дисциплины, прикладные экономические дисциплины, методика преподавания, повышение квалификации.
Успех модернизации экономического образования во многом определяется кадровым потенциалом высшей школы. Качество экономического образования зависит прежде всего от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, его творческого потенциала, компетенций, способности переучиваться, владения методикой экономических исследований.
К началу рыночных реформ Дальневосточный институт советской торговли (ДВИСТ), как и все ведомственные вузы страны, располагал профессорско-преподавательским составом, экономическое мышление которого независимо от уровня квалификации (профессор или ассистент) сформировалось в условиях планово-распределительной, административной экономики, базирующейся на идеях марксистской политэкономии.
В области образования, которая сама по себе является достаточно консервативной, известный в теории феномен «зависимости от пройденного пути » проявляется вполне отчётливо [1] . Экономическое образование в Советской России имело свои традиции, которые оказали и продолжают оказывать влияние на положение дел в этой сфере. Направление, в котором работали советские учёные-экономисты, не приближало, а скорее отдаляло их от основных парадигм мировой экономической науки. Это относилось как к фундаментальным, так и к инструментальным и прикладным экономическим дисциплинам.
Чтобы учить студентов азам рыночной
экономики, формировать у них «новое экономическое мышление», профессорско-преподавательский состав должен был коренным образом обновить имеющийся багаж знаний, сформировать у себя навыки принятия управленческих решений как на макро-, так и на микроуровне, овладеть аналитическим инструментарием исследований экономической действительности. Времени на это было крайне мало. Нужно было переучиваться на ходу, поскольку переход экономики России на рыночные отношения грянул как «гром среди ясного неба». Начало реформирования экономического образования (1992-1994 гг.) было для преподавателей экономических дисциплин отраслевых вузов самым сложным
68
Высшее образование в России • № 6, 2009
периодом. Изменились специальности, перечень дисциплин учебных планов специальностей, не стало централизованного методического обеспечения включённых в учебные планы дисциплин. При этом преподавателям была дана полная свобода в проектировании содержания учебных предметов и выборе методики обучения. Особенно трудно было перестраиваться тем преподавателям, которые, защитив диссертации, практически перестали заниматься исследованиями, не имели актуальной экономической эрудиции и «читали курсы», ориентируясь на учебники.
Кардинального изменения требовало содержание не только фундаментальных экономических дисциплин (их приходилось строить заново), но и прикладных, в большинстве имеющих отраслевой характер и базирующихся на схоластических догмах политэкономии социализма, не имеющих под собой научной основы. Эти дисциплины никак не были связаны с экономической теорией, что делало их поверхностно-описательными.
Переподготовка была нужна всем преподавателям независимо от уровня их квалификации. Между тем Министерство высшего образования фактически ушло от решения этих проблем. В этих условиях на приближение содержания российского экономического образования к международным стандартам были направлены многочисленные проекты международных организаций. Однако в основном они реализовывались в центральных регионах России. Обучение в области рыночной экономики организовывалось, как правило, при столичных вузах (МГУ, МИНХе, ЛГУ и др.). Вузы Дальнего Востока оказались в сложном положении, ибо не могли направить своих преподавателей в эти центры из-за резкого сокращения бюджетного финансирования.
Самым сложным для преподавателей-политэкономов был 1992 г. В новых учебных планах уже не было привычных для них дисциплин - политэкономии капитализма и социализма. Вместо них в учебные планы для студентов первого и второго кур-
сов была включена новая дисциплина «Экономическая теория» с определённым количеством часов на лекции, семинары и практические занятия. Возникали вопросы, что давать студентам в рамках этой дисциплины на лекциях, какие темы изучать на семинарах и тем более - какие ситуации, носящие практический характер, обсуждать на практических занятиях. Решить возникшие проблемы уже не могли помочь ни труды классиков марксизма-ленинизма, ни решения съездов и пленумов ЦК КПСС. Времени на раздумье, на проектирование содержания и процесса обучения студентов по новой дисциплине у преподавателей практически не было. В отсутствие учебников прояснить содержание курса «Экономической теории» и понять её роль в разработке курсов прикладных экономических дисциплин помог Всероссийский семинар-совещание заведующих кафедрами, проведённый Минвузом в конце 1992 г. На этом семинаре предлагались некоторые знания в области рыночной экономики, а также список литературы, на которую можно опираться, выстраивая содержание новых экономических дисциплин.
Преподаватели кафедры политической экономии нашего вуза изучали экономическую теорию самостоятельно, ориентируясь на вводный курс экономической теории, представленный в учебнике «Экономикс» Кэмбелла Р. Макконнелла и Стэнли Л. Брю, который на долгие годы стал их настольной книгой. Приходилось осваивать не только новые понятия экономической теории, но и основы количественного анализа, являющегося одним из ведущих инструментов исследования экономических процессов как на макро-, так и на микроуровне. Большую роль в перестройке мышления преподавателей кафедры политэкономии сыграли постоянно действующие научные семинары, а также научные исследования преподавателей, проводимые в рамках подготовки докторских и кандидатских диссертаций.
Введение Минвузом РФ государственных образовательных стандартов первого
поколения определило содержание эконо-мическихдисциплин, что помогло преподавателям в разработке рабочих программ дисциплин, построении лекционных курсов.
Новые дисциплины приходилось изучать практически «с нуля», одновременно со студентами. Источников информации было крайне мало, в основном это были переводные западные учебники; в курсах большинства экономических дисциплин на лекциях преподаватели, по существу, лишь пересказывали их содержание. Такой «ученический » стиль преподавания имел очень много издержек.
Как известно, экономическая наука оперирует абстракциями, а экономические законы и закономерности являются эмпирическими: они обобщают реальную хозяйственную практику. Основные положения экономических дисциплин необходимо поэтому иллюстрировать примерами из действительности. Между тем приводимые в зарубежных учебниках «случаи из жизни» (кейсы) отражали экономические реалии западного мира и имели мало общего с формирующейся рыночной экономикой России переходного периода. Это создавало большие трудности не только в преподавании теоретического материала, но и в проведении семинаров и практических занятий. Особенно сложно было строить их со студентами, получающими второе высшее образование, работающими в реальном бизнесе. Многие вопросы, касающиеся связи материалов дисциплины с экономическими реалиями, ставили преподавателей в тупик. Только благодаря ответственному и творческому отношению преподавателей кафедры политэкономии к своему делу удалось пережить кризис идентичности, освоить новые дисциплины, изменить методику преподавания, создать хорошее дидактическое обеспечение.
В еще более сложной ситуации оказались преподаватели
выпускающих кафедр, осуществлявших подготовку экономических кадров (бухгалтеров, экономистов) для торговли и общественного питания. В 1996 г. ДВИСТ стал Дальневосточным коммерческим институтом, учебные планы по специальностям «Экономика торговли» и «Бухучёт в торговле » были упразднены. Перед выпускающими кафедрами экономического профиля встали поистине экзистенциальные проблемы: какую специальность открывать? с каким учебным планом работать? какие прикладные экономические дисциплины в соответствии с учебным планом осваивать?
Время на выбор специальности было крайне ограничено. Если кафедре бухгалтерского учета в торговле предстояло реформировать специальность, придать ей универсальный характер, то кафедрам экономики торговли и организации торговли -выбрать новые специальности, сменить содержание учебного процесса, по сути, строить учебный процесс заново. Помогли кафедрам выбрать специальность, определиться со специализациями долговременные связи с аналогичными кафедрами МИНХа им. Г.В. Плеханова, которые уже начали перестраивать свою деятельность в новых условиях. На кафедрах были открыты специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Коммерция », введенные Государственными образовательными стандартами первого поколения (1995).
70
Высшее образование в России • № 6, 2009
Кафедре экономики торговли проще было бы начать подготовку экономистов-менеджеров для торговых предприятий, реформировать накопленный опыт выпуска экономистов для сферы торговли. Однако результаты исследований в рамках госбюджетной темы «Тенденции изменения потребности в кадрах высшей квалификации для Дальневосточного региона в сфере экономики, бизнеса и новых пищевых технологий при переходе к рыночным отношениям» показали, что в современных условиях требуются универсальные «экономисты-менеджеры», имеющие фундаментальную экономическую подготовку, способные к самообучению, самостоятельному пополнению знаний в конкретной отрасли. Мы посчитали, что в отсутствие централизованного распределения, когда заранее неизвестно, в какую отрасль, сферу бизнеса пойдет работать выпускник, ориентировать его на конкретную отрасль -значит заранее обрекать молодого специалиста на переучивание в условиях производства. При хорошей фундаментальной подготовке выпускник, вооруженный методикой самообразования, способен будет самостоятельно освоить экономическую специфику сферы деятельности, где он будет работать после окончания вуза.
Кроме того, мы согласны с мнением тех ученых, которые считают, что в современных условиях цикл старения знаний ограничен пятью-шестью годами, поэтому полученный в вузе багаж конкретных знаний очень быстро устаревает [2]. В связи с этим для специалистов экономического профиля не столь важно, какими конкретными знаниями он обладает, - важно, какими он владеет компетенциями, насколько быстро он может переучиваться, приспосабливаться к изменениям. На свой страх и риск кафедра экономики и управления на предприятии (ранее
кафедра экономики торговли) модернизировала содержание блока специальных дисциплин. Были разработаны и дисциплины регионального компонента, отражающие специфику экономики Дальневосточного региона, интеграционные процессы в экономике стран АТР, а также курсы по выбору, обеспечивающие владение современными информационными технологиями, аналитическим инструментарием (статистическим и математическим аппаратом).
Для преподавателей кафедры это был очень сложный процесс. Необходимо было полностью обновить свой багаж конкретных знаний, ориентированных на торговлю и общественное питание, освоить совершенно новые области экономического знания: микроэкономику, стратегическое и внутрифирменное планирование, методику разработки бизнес-плана, маркетинг, рыночное ценообразование, финансовый анализ, управление инвестициями и др. Это было сделано благодаря высокому уровню квалификации профессорско-преподавательского состава (80% преподавателей кафедры имели ученые степени и звания), большому опыту проведения прикладных экономических исследований. В 1994 г. при ТГЭУ была открыта аспирантура по специальности 080005 «Экономика и управление народным хозяйством », к руководству диссертационными работами привлекались не только доктора экономических наук, но и кандидаты, работающие на должности профессора. Помогли реформировать экономическое мышление и знания, полученные
в 1988-1991 гг. на ФПК при МИНХ им. Г.В. Плеханова, в Академии внешней торговли, где лекции читали не только ведущие ученые экономисты этих вузов, но и преподаватели из университетов США, Великобритании, Франции, Канады. Источником новых знаний стали бизнес-семинары по различным проблемам рыночной экономики, которые проводили во Владивостоке преподаватели западных вузов.
Как ни парадоксально это звучит, освоить новые знания в области рыночных отношений преподавателям кафедры «Экономика и управление на предприятии» помог и старый багаж, накопленный в области экономики торговли. Хотя советская торговля и являлась в большой степени не сферой обмена, а сферой распределения, она все же была ближе к рынку, чем другие отрасли, и вынуждена была изучать спрос потребителей, формировать заказы, управлять запасами. Кроме того, в период Перестройки в торговле начал формироваться частный сектор, она стала переходить на коммерческую основу.
Преподаватели этой кафедры имели еще одно преимущество: они были тесно связаны с реальной хозяйственной деятельностью через руководство производственной практикой, курсовыми и дипломными работами студентов, особенно получающих второе высшее образование и работающих в реальном бизнесе. Студенты стремились выполнять курсовые и дипломные работы на материалах своих предприятий по интересующим их проблемам. Все это позволяло увязывать теорию с хозяйственной практикой различных сфер бизнеса.
Хорошая экономическая школа, эрудиция преподавателей, владение междисциплинарными связями, основами аналитического инструментария, методикой самооб-
разования, приобретенной в аспирантуре центральных вузов России, позволили преподавателям разработать новые дисциплины, насытить их примерами из реальной экономической жизни, деловыми играми и в целом без больших стрессовых ситуаций пережить трудные времена. Если к этому добавить низкую престижность профессии преподавателя вуза, то очевиден вывод: выдержали титаническую нагрузку наиболее стойкие, преданные своему делу энтузиасты, для которых преподавательская работа важнее всего.
В последнее время активно обсуждается проблема перехода на двухуровневую систему. Подготовка бакалавров и магистров в ТГЭУ уже началась. Преподавательский состав обеспокоен тем, как рынок труда воспримет новых выпускников, какие должности могут им предложить российские работодатели. Разумеется, их волнует и собственная судьба, ведь переход на бакалавриат приведёт к резкому сокращению специальных дисциплин, а участие в реализации магистерских программ требует иного уровня профессионализма, пересмотра наработанной годами методики преподавания. Преподаватель вуза, заботящийся о своем имидже, уважающий свою профессию, всегда должен обновлять свои знания и учить, как это делать, студентов. Поэтому грядущие изменения преподаватели экономических дисциплин переживут, без сомнения, с достоинством.
Литература
1. См.: Автономов В.С. Совершенствование
экономического образования: аналитический доклад. М.: Логос, 2005.
2. См.: Балакина А. Воспроизводство интел-
лектуального ресурса // Экономика и образование сегодня. 2004. № 12.
LIVANDOVSKAYA A. D. REFORMING THE THOUGHT PATTERN OF TEACHERS OF ECONOMICS-RELATED SUBJECTS UNDER TRANSITION TO MARKET ECONOMY The paper looks at the reform of the thought pattern of PSUE teachers of both fundamental and applied economic subjects during the reform of the higher economic education.
Keywords: human resources, economic erudition, economic thinking, fundamental economic subjects, applied economic subjects, teaching methods, career enhancement.