Научная статья на тему 'ПЕРЕСТРОЙКА И ГЛАСНОСТЬ (об источниках формирования современной политической коммуникации власти и общества в России)'

ПЕРЕСТРОЙКА И ГЛАСНОСТЬ (об источниках формирования современной политической коммуникации власти и общества в России) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4341
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
"ПЕРЕСТРОЙКА" / "ГЛАСНОСТЬ" / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВОДА / УПРАВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ / "PERESTROIKA" / "GLASNOST'" / POLITICAL COMMUNICATION / RULING AND FUNCTIONING OF COMMUNICATION / MECHANISM OF INFORMATIONAL INJECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Устинкин Сергей Васильевич, Ульмаева Лилия Наилевна

«Перестройка» и «гласность» это важнейшие вехи в современной истории политической коммуникации в России. Именно тогда были заложены основные способы управления и функционирования коммуникации власти и общества в демократической России. Среди них наиболее значимым нам представляется механизм информационного повода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perestroika» and «glasnost'» are the most important phenomena of Russian modern history of political communication. Actually, the basic methods of ruling and functioning of communication between politicians and society in democratic Russia were founded in this period of our history. To our mind, one of the most important among them is the mechanism of informational inject.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕСТРОЙКА И ГЛАСНОСТЬ (об источниках формирования современной политической коммуникации власти и общества в России)»

Сергей УСТИНКИН, Лилия УЛЬМАЕВА

ПЕРЕСТРОЙКА И ГЛАСНОСТЬ (об источниках формирования современной политической коммуникации власти и общества в России)

«Перестройка » и «гласность » - это важнейшие вехи в современной истории политической коммуникации в России. Именно тогда были заложены основные способы управления и функционирования коммуникации власти и общества в демократической России. Среди них наиболее значимым нам представляется механизм информационного повода.

«Perestroika» and «glasnost’» are the most important phenomena of Russian modern history of political communication. Actually, the basic methods of ruling and functioning of communication between politicians and society in democratic Russia were founded in this period of our history. To our mind, one of the most important among them is the mechanism of informational inject.

Ключевые слова:

«перестройка», «гласность», политическая коммуникация, механизм информационного повода, управление и функционирование коммуникации; «perestroika», «glasnost’», political communication, ruling and functioning of communication, mechanism of informational inject.

Истоки современного понимания политической коммуникации демократического государства, по нашему мнению, относятся к процессу, который в истории России обозначен как «перестройка». Именно в период перестройки закладываются основы коммуникативных отношений власти и общества демократического типа, у власти впервые за длительный период ущемления свободы слова появляется потребность в информационной поддержке со стороны СМИ для привлечения внимания общества к проблемам перестройки и назревших реформ. Но поддержке не насильственной, носящей директивный характер, а максимально приближенной к демократическим нормам и принципам, которые диктовала новая политика.

В СССР наряду с изменениями в области экономики и промышленности возникает потребность и в политических изменениях, что привело к созыву XIX Всесоюзной конференции КПСС, где и было объявлено об углублении перестройки. Как предполагает А. Грачёв в своём докладе в сборнике «Судьбы гласности», «гласность вслед за демократией позвали на помощь, чтобы преодолеть сопротивление номенклатуры, растормошить (по мнению Михаила Сергеевича) сначала партию, а вслед за ней и общество. Иначе говоря, изначальная прикладная роль гласности состояла в том, чтобы служить более эффективным инструментом новой партийной по-литики»1.

Итак, 28 июня — 1 июля 1988 г. в Москве состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция, в ходе которой был принят целый ряд различных резолюций, в том числе «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О гласности» и др.

В резолюции конференции «О гласности» делегатами выдвинуто шесть основных пунктов, отражающих представления власти о гласности и её основных функциях.

Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных

1 Грачёв А. Зачем нужна была гласность // Судьбы гласности : материалы научнопрактической конференции «Судьбы гласности (1986—2001), опыт её защиты, 1991—2001». Фонд защиты гласности / Состав. Снежкина Е.Б. — М.: Мельгир, 2001, стр.17.

УСТИНКИН

Сергей Васильевич — д.и.н, профессор, заведующий кафедрой политологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского ist@unn.ru

УЛЬМАЕВА Лилия Наилевна — аспирант кафедры политологии ННГУ им. Н.И.

Лобачевского

liliaq@yandex.ru

прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в советском обществе интересов, социалистического плюрализма мнений, действенный путь укрепления интернационализма и воспитания социалистического патриотизма, утверждения гуманистического облика социализма. Гласность во всех сферах жизни — одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, её необратимости1.

Данная функция, возложенная партией на инструмент гласности (СМИ) — это пропаганда нового образа жизни, новой политики партии, процессов демократизации и либерализации. Тем не менее, несмотря на то что политика гласности исходит от партийных органов, «имеют место попытки сдерживать гласность в деятельности партийных, советских и общественных организаций, коллективов, средств массовой информации». «На её пути нередко воздвигаются ведомственные и местнические барьеры. Стремление сделать достоянием общественности те или иные недостатки, злоупотребления, факты бюрократизма и комчванства, другие негативные явления наталкиваются на административное сопротивление. До сих пор имеют место преследования и даже расправы за критику»2.

Наиважнейшей задачей гласности, по мнению участников конференции, должна быть «консолидация всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки»3. Основными принципами гласности названы: «неотъемлемое право каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны; право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса»4. Подобные принципы свидетельствуют о том, что политика гласности утвердила право на получение гражданами достоверной информации, а достоверная информация может быть сформирована путём получения обществом сведений из разных источников. Об этом говорится в пятом пункте резолюции «О гласности».

1 «О гласности» : материалы Всесоюзной конференции КПСС 28.06 - 1.07. 1988 г. // Сборник материалов ЦК КПСС. - М. : Политиздат, 1989, стр. 628-651, 647.

2 Там же, стр. 648.

3 Там же.

4 Там же.

Конференция отмечает важную роль средств массовой информации в расширении гласности и считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство гражданина. Следует объективно, без искажений отражать в средствах массовой информации точки зрения всех спорящих сторон. Никто не имеет монополии на истину, не должно быть и монополии на гласность5.

Этот тезис возвращает свободу слова в советское государство. Вновь появляется возможность открыто высказывать своё мнение на страницах печати, а позднее -и телевидения. Создаётся основа для возникновения политической информации и политической коммуникации современного типа, когда различные СМИ могут высказывать различные точки зрения по одному и тому же вопросу в поисках истины. Первыми этим правом воспользовались печатные издания, что неизбежно отразилось на обществе самой читающей страны мира, где подписка - это единственная возможность получения разнородной, не до конца профильтрованной чиновниками информации.

Кроме того, власть заинтересована в непосредственных контактах со средствами массовой информации. Генеральный секретарь КПСС М.С. Горбачёв провёл встречу с главными редакторами средств массовой информации, показав тем самым важность непосредственного общения прессы и власти для процесса перестройки и гласности. Отношения партии и СМИ строятся по новому принципу: не директивные указания, а совместная работа стали основой их взаимоотношений.

Несмотря на то что СМИ и партия, по мнению генсека, неотделимы друг от друга, в его обращении к редакторам заметен не повелительный тон, а побуждающий. СМИ отныне выступают во многом как самостоятельный институт, от которого власть в лице партии находится в большой зависимости. У власти возникает реальная потребность контакта с обществом, с советскими гражданами, без поддержки которых намечаемая политика перестройки обречена на провал. Единственным помощником партии в решении подобной задачи являются СМИ, которые, по мне-

5 Там же, стр. 650.

нию М.С. Горбачёва, «должны активно участвовать в процессе перестройки, всемерно способствовать обсуждению всех проблем, которыми живёт сейчас общество, причем не на потребу и вкусовщину каких-то сил, а в интересах народа, страны»1.

Появляется реальная возможность существования независимой прессы, прессы, имеющей право самостоятельно выбирать тему для обсуждения, вскрывать сложности и трудности экономического и политического развития страны. Впервые после длительного перерыва в истории российской журналистики вновь начинает действовать механизм информационного повода при создании информации, в том числе и политической.

Под информационным поводом мы понимаем механизм создания политической информации и политической коммуникации. Оно сродни понятию «коммуникативное событие» у Фэркло. Под коммуникативным событием он понимал отдельный случай использования языка, как, например, газетная статья, фильм, видео, интервью или политическое выступление. Существуют различные виды информационных поводов: от власти, от прессы, от общества. Также можно выделить различные способы его организации: пресс-конференции, конференции, круглые столы, выступления по поводу важного политического события, важные политические мероприятия, митинги и прочее.

Главным же информационным поводом от власти становится сама политика перестройки и гласности. Государство само выдаёт средствам массовой информации «лицензию» на право писать и говорить о перестройке.

Горбачёв отмечал: «Работа СМИ должна вестись с позиции перестройки, так чтобы показывать полную картину происходящих процессов, отражать всю диалектику жизни, содействовать продвижению всего нового и прогрессивного. Если у нашей гласности и есть рамки, то это - интересы народа и социализма. Интересы эти безграничны, социализм имеет огромный потенциал для самодвижения и развития. Наш народ сделал свой исторический выбор. В рамках этого вы-

1 Горбачёв М.С. На переломном этапе перестройки

: выступление М.С. Горбачёва на встрече в ЦК КПСС с руководителями СМИ. 29 марта 1989 г. -М., Политиздат, 1989 г., стр. 14.

бора и давайте вместе двигать процесс пе-рестройки»2.

Иными словами, власть в лице партийных органов дала свободу действий СМИ в процессе освещения политики перестройки, выдвигая лишь формальные ограничения. Подобное решение привело к появлению массы различного рода статей, расследований, отзывов читателей и прочих материалов о перестройке. Информационным поводом становилось всё: от раскрытия тайных страниц нашей истории, до прямого обвинения чиновничества в бюрократизме и взяточничестве.

Политика гласности позволила журналистам и всем гражданам свободно высказываться на страницах газет и журналов о прошлом нашего государства, о насущных проблемах, о назревших необходимых переменах.

Наиболее распространёнными информационными поводами были: материалы, публикуемые в прессе, о тайнах советского государства, о репрессиях и беззаконии, творившихся в сталинский период. Подобные материалы были сродни волне «оттепели» при Хрущёве, но все же журналисты в своих расследованиях приходили к раскрытию куда более ужасающих фактов. В журнале «Огонёк», самом популярном издании 80-х г., в 1988-1989 гг. велась специальная рубрика «Азбука гласности», где и приводились материалы из истории нашей родины.

Кроме того, политика гласности сама стала важнейшим информационным поводом. Журналы «Огонёк» и «Юность» опубликовали целую серию статей, посвящённых реализации гласности в рамках перестройки, поднимаются насущные вопросы о свободе слова, об альтернативном телевидении, о необходимости защиты и поддержки гласности, вскрываются факты ущемления свободы слова.

Отдельным информационным поводом становятся материалы, посвящённые обличению советского чиновничества, истории развития бюрократизма в России. Вскрываются факты сопротивления чиновников процессам демократизации и гласности, поскольку они нарушают привычный уклад жизни чиновника, где мнение народа никогда не учитывалось, а СМИ были подконтрольны их власти.

Впервые на страницах прессы разворачивается настоящая предвыборная борь-

2 Там же, стр.16.

ба. Выборы депутатов Верховного Совета РСФСР стали отдельным информационным поводом. Им посвящены и аналитические статьи, и интервью с депутатами, и обращения депутатов к гражданам. Так, например, в одном из номеров «Огонька» за 1989 г. опубликовано обращение Евгения Евтушенко к его избирателям. Кроме того, в отдельную рубрику выделены материалы исследований, проводимых ВЦИОМ, по изучению общественного мнения о ходе избирательного процесса и его результатах. Эти исследования и выявляли явные недостатки и достоинства избирательного процесса нового типа, когда граждане действительно имеют право выбора, а выборы - это не фиктивная процедура, а реальное соревнование. Подобные публикации - это прорыв в области политической коммуникации. Политическая информация разнообразна и интересна читателю, она не носит заказной характер, а вариации интерпретаций информационного повода достигают максимума.

Кроме того, различные издания выделяют своих «лидеров мнений», которые представляют позицию журнала или газеты.

Подобные журналистские материалы можно назвать объективным отражением политики перестройки, это объективная политическая информация, создающаяся с использованием механизма информационного повода. Помимо данной информации, газеты и журналы публиковали и субъективные отзывы читателей на происходящие процессы, в частности на политику демократизации и гласности. В классической схеме политической коммуникации, предложенной Лассуэллом, подобная информация - это элемент обратной связи. Несмотря на то что мы не можем абсолютно доверять этим письмам, они всё же являются отражением политических настроений в обществе. Информационным поводом же для отзывов читателей опять-таки стала гласность.

Рассмотрев рубрику «Огонька» «Слово читателя» за 1989 г., мы пришли к выводу, что гласность позволила всем читателям говорить о недостатках советской системы,

о нарушениях гражданских прав и торможении процессов демократизации и перестройки в СССР. Главным лейтмотивом большинства писем была просьба о защите гласности. Что касается социального среза читателей, чьи письма публиковались в «Огоньке», то среди них и рабочие, и научные сотрудники, и члены Союза журналистов СССР, и военнослужащие, и депутаты горсовета - словом, весь социальный срез советского государства. Можно отметить, что подобная активность граждан для современной России является образцом для подражания. Политическая коммуникация же в тот период истории переживала лучшие времена, поскольку именно в конце 80-х гг. наблюдается резкий рост интереса населения к проблемам государства, политическое участие носит активный характер, о чём свидетельствуют исследования социологов.

Итак, мы предположили, что истоки современной политической коммуникации лежат в процессе перестройки и гласности, поскольку именно в этот период устанавливается современный принцип создания и распространения политической информации. Возникают объективные условия для информационной открытости органов государственной власти, их реальная потребность в поддержании политики перестройки и демократизации обществом при помощи важнейшего института - СМИ. При этом закладывается основной принцип коммуникации власти и общества через механизм информационного повода. Именно в период перестройки политическая информация становится различной, приобретает массу оттенков, а журналисты и иные «лидеры мнения» получают право на интерпретацию событий в поисках истины. Кроме того, гласность и перестройка впервые затронули вопрос о необходимости создания закона, регулирующего и защищающего право гражданина на объективную и достоверную информацию, закона о печати, который и был издан в СССР, а позднее преобразован в закон о СМИ и целую правовую систему, регулирующую коммуникативный процесс в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.