МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
DOI 10.54220/finis.1991-0525.2022.76.3.008
Назарян Г.А.,
к.э.н., доцент, декан факультета регулирования экономики и международных экономических отношений Армянского государственного экономического университета г. Ереван, Армения E-mail: [email protected] Григорян К.Г.
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой макроэкономики Армянского государственного экономического университета г. Ереван, Армения E-mail:[email protected] Джанджоян А.С.
к.э.н., старший преподаватель кафедры макроэкономики Армянского государственного экономического университета Армения, г. Ереван E-mail: [email protected]
ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
JEL classification: E65, F12, F62, F68, L52, Q02
Аннотация
Цель. В современном мире новые технологии, берущие начало в процессах цифровизации экономики, а также формируемые на их основе новые бизнес-модели активно внедряются во всех секторах экономики, существенным образом меняя отраслевую структуру экономических систем стран мира. Электронная торговля постепенно создает прочную основу для стабильного и быстрого развития экономик стран всего мира, а также новые риски. В настоящее время наблюдается резкий рост электронной коммерции в условиях оцифровки. Развитие цифровых технологий позволяет развивать электронные площадки для расширения онлайн-торговли и достижения новых успехов в бизнесе. Цель статьи - рас-
смотреть роль и место электронной торговли во всем мире в условиях оцифровки, проанализировать состояние рынка электронной торговли в условиях пандемии.
Структура/методология/подход. Методологической основой для исследования стали данные Ассоциации компаний онлайн-торговли, Международной ассоциации электронной торговли, труды отечественных и зарубежных ученых. Инструмент исследования - социально-экономические отношения, опосредующие развитие электронной коммерции в условиях современной рыночной экономики.
На основе накопленного во всем мире положительного опыта влияния развития электронной коммерции на рост и модернизацию национальных и региональных экономических систем в статье подчеркивается перспективность использования инструментария интернет-торговли в стимулировании потребительского спроса. В современных условиях необходимость развития цифровых технологий связана с перспективным развитием цифровой торговли, что было представлено и проанализировано в рамках статьи.
Статья состоит из введения, методологии и результатов исследования, вопросов для дальнейшего обсуждения, заключения и списка литературы.
Результаты исследования. В современных условиях электронная торговля является быстрорастущей частью торговой сферы любой страны, что показывает его влияние на текущую экономическую деятельность людей, бизнеса и государства. Сам рынок, решая многие задачи, однако, часто пользуясь возможностями, предоставляемыми государственным регулированием, применяет требуемые стандарты.
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 и вызванные ею карантинные ограничения, введенные во всем мире, придали новый импульс развитию электронной торговли. Активное развитие электронной торговли ясно очертило большое количество возможностей для развития в постпандемийный период как экономических систем в целом, так и отдельных их субъектов, начиная от госу-
дарства и заканчивая домохозяйствами, но также и множество потенциальных проблем и угроз. Анализ этих возможностей и угроз позволяет оценить перспективы развития электронной торговли на мировом рынке в сложившихся условиях.
Практическая значимость исследования. Электронная торговля становится неотъемлемой частью бизнеса не только компаний, которые возникают и функционируют исключительно как ин-тернет-ретейлеры, но и традиционных торговых компаний, которые стремятся найти новые инструменты укрепления своих конкурентных позиций, привлекая для этих целей возможности интернета, и компаний, вовсе далеких от идеи совершать трансакции во всемирной Сети, но тем не менее понимающих пользу от информационного и рекламного обеспечения в интернете своего бизнеса. Развитие этих направлений создает новые возможности для стран по продвижению своих товаров и услуг на мировых рынках.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронная торговля, цифровизация, интернет-платформы, интернет-
пользователи, экономический рост, цифровые технологии, обеспечение безопасности данных покупателя.
G.A. Nazaryan, K.H. Grigoryan, A.S. Janjoyan
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL TRADE IN THE WORLD MARKET
Annotation
Nowadays, new digital technologies and innovative business models penetrate into all spheres of economic life - forming in it qualitative changes in the industry structure. Digital trade is gradually creating a solid foundation for the stable and rapid development of the economies of countries around the world, and also creates new risks. Currently, there is a sharp increase in ecommerce in the context of digitization. The development of digital technologies allows the development of electronic platforms to
expand online trading and achieve new business success. The purpose of the article is to consider the role and place of e-commerce around the world in the context of digitization, to analyze the state of the electronic commerce market in a pandemic.
The methodological basis for the study was the data of the Association of Online Trading Companies, the International Association of Electronic Commerce, the researches of different scientists. The research tool is the socio-economic relations Taking into account the positive experience accumulated around the world about the impact of e-commerce development on the growth and modernization of national and regional economic systems, the article emphasizes the prospects of using Internet commerce tools to stimulate consumer demand. In modern conditions the need for the development of digital technologies is associated with the promising development of digital commerce, which was presented and analyzed in the article..
The article consists of an introduction, methodology and results of the research, questions for further discussion, a conclusion and a list of references.
In modern conditions, electronic commerce is a rapidly growing part of the trade sphere of any country, which shows its impact on the current economic activities of people, businesses and the state. The market itself, solving many problems, however, often using the opportunities provided by state regulation, applies the required standards. The development of electronic commerce was the Covid 19 pandemic and the quarantine restrictions associated with it. The main prerequisites for the active development of the e-commerce market are the processes of digitalization and globalization of the economy. The development of electronic commerce creates a whole range of opportunities and threats for all its participants: the state, business entities and consumers. Opportunities and risks can serve as a basis for developing a set of measures to use opportunities and reduce the volume of threats caused by the development of digital
trade, which will determine the prospects for its development.
There is a rapid development of electronic commerce in the world, which covers three main areas: information and advertising support on the Internet for business carried out outside the Internet, trade in goods and services via the Internet, and the establishment of a company specializing in trade only via the Internet. Countries that use the opportunities of ecommerce will be able to benefit from the global market for their goods and services.
Keywords: digital economy, electronic commerce, digitalization, internet platforms, internet users, economic growth, digital technologies, customer data security.
Введение
В современных условиях традиционные отрасли экономики постепенно, а зачастую и достаточно быстро, уступают свои позиции новым технологическим отраслям. Однако развитие всех старых и новых отраслей уже происходит за счет новых видов осуществления торговли, в частности, за счет использования более быстрых и, следовательно, более прибыльных инструментов, предоставляемых электронной коммерцией. К цифровой экономике в широком смысле можно отнести любые формы хозяйственной и коммерческой деятельности бизнес-субъектов с применением цифровых и интернет-технологий. В современном мире новые технологии, берущие начало в процессах цифровизации экономики, а также формируемые на их основе новые бизнес-модели активно внедряются во всех секторах экономики, существенным образом меняя отраслевую структуру экономических систем стран мира. Можно говорить о формировании отдельной подсистемы, так называемой цифровой экономике, уровень развития которой все чаще воспринимается как один из ключевых факторов национальной конкурентоспособности, что привлекает внимание к этому феномену не только со стороны ученых, но и государства. Внимание со стороны государства объясняется также наличием, помимо новых возможно-
стей, еще и новых потенциальных угроз, связанных с цифровым сегментом экономики [1].
Электронную торговлю нельзя отождествлять с интернет-торговлей. Электронная торговля - более сложная система, прежде всего с точки зрения цепочки создания стоимости, которую она формирует, включая такие звенья, как потребительский сервис и обслуживание, логистика и др. Кроме того, механизм электронной торговли предполагает использование более широкого круга информационно-коммуникационных технологий и систем.
Материалы и методы
Подчеркивая роль и значение электронной торговли, ее стабильное и быстрое развитие во всем мире, в статье проанализированы рейтинги крупнейших мировых компаний в этой сфере, показатели объемов онлайн-торговли потребителей в этих странах, рассмотрены преимущества и риски электронной коммерции, представлены возможности для дальнейшего развития в этой области.
В работе использовались методы абстракции, статистического и динамического анализа. Исследование основано на системном подходе, включающем общенаучные методы анализа и синтеза. В статье оцениваются возможности электронной торговли, которые смогут извлечь выгоду из глобальных рынков для своих продуктов и услуг, прогнозируются пути развития рынков.
Вопросы изучения методологических аспектов функционирования системы электронной коммерции анализируются в работах таких зарубежных ученых, как Д. Козье, Т. Хоффман, М. Рейнолдс, А. Сам-мер, Т. Уилсон, а также Д. Браччи, Г. Бек-кер, причем последние основное внимание уделяли практическим вопросам разработки системы методов оценки эффективности бизнес-проектов в сфере электронной торговли. Вопросы системного анализа развития электронного бизнеса и коммерции в последнее привлекают большое внимание выдающихся российских ученых, среди которых следует отдельно выделить работы И. Балабанова, В. Бугорского, А. Демидова,
С. Дятлова, О. Кобелева, И. Успенского, В. Царева и ряда других авторов.
В своих работах американский экономист Дэвид Козиер предложил определить электронную коммерцию как особый метод, который позволит осуществлять коммерческие сделки с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Объектом исследования является электронная торговля как закономерный результат проекции достижений научно-технического прогресса на сферу обращения.
Результаты
Хотя рост электронной коммерции происходит почти во всех странах мира, существуют значительные различия в темпах и качестве этого роста по регионам. В первую очередь это касается некоторых азиатских стран, где зарегистрирован вдвое больший рост. Особенно впечатляют темпы роста Китая. Анализ данных свидетельствует, что одной из движущих сил высоких темпов роста экономики Китая сегодня и в перспективе является его лидерство в вопросах цифровизации экономики, в том числе активное развитие электронной торговли и проникновение национальных сегментов этого сектора экономики на мировые рынки.
Как известно, многие человеческие жизни пострадали от пандемии COVID-19, а цифровизация способствовала развитию электронной торговли.
Введенные большинством стран в период пандемии ограничения сделали единственным способом выживания для многих больших и малых бизнесов активное (порой экстренное) внедрение цифровых технологий в систему взаимоотношений не только непосредственно с потребителями, но и с бизнес-партнерами, что за короткое время вывело электронную торговлю на совершенно новый уровень развития.
Возникшие трудности имеют большое значение для обеспечения будущего экономического роста. В 2020 году одним из важных экономических последствий пандемии коронавируса стало то, что электронная коммерция, будучи безопасным с
точки зрения здоровья инструментом, создала большой спрос и, следовательно, предложение интернет-торговли. За этот период доля электронной торговли в мировой розничной торговле уже выросла на 17% (в 2019 году она составила 14%). Сформировавшийся во время пандемии тренд по увеличению доли электронной торговли, по мнению экспертов, сохранится и в постпандемийный период [2].
В 2021 году число онлайн-покупателей в мире достигло 2,14 млрд человек, 2019 году их было 2,05 млрд, а в 2018-м - 1,79 млрд [3]. В 2020 году объем розничной торговли через интернет в мире составил более 4,2 трлн долларов. Продажи трансграничной электронной коммерции во всем мире выросли более чем на 20%. За тот же период электронная торговля в США выросла более чем на 40%, и чистая прибыль Amazon увеличилась более чем на 80%. Amazon - мировой гигант онлайн-покупок. Рыночная капитализация компании достигнет 1,07 трлн долларов в июне 2022 года, а ее выручка достигнет 470 млрд долларов в 2021 году, что на 22% больше, чем в прошлом году. Чистая прибыль увеличилась на 57% за тот же период. В 2021 году объем интернет-торговли в России вырос на 13% и составил 3,6 трлн руб. На трансграничные продажи пришлось около 478.6 млрд руб., что на 9% больше, чем в 2020 году [4].
Судя по статистике за 2020 и 2021 годы, будущее электронной торговли выглядит очень перспективным. Компании по всему миру смогли оценить эффективность электронной торговли с точки зрения расширенного доступа к потребителям не только в своей стране, но и по всему миру и активно инвестируют во внедрение цифровых инструментов в свой бизнес.
Данные статистики электронной торговли показывают, что «в настоящее время 93,5% интернет-пользователей по всему миру приобретают товары из интернета, индустрия электронной коммерции растет на 23%, 25% интернет-магазинов используют WooCommerce. В настоящее время самым популярным сайтом электронной коммерции в США является Amazon, а ин-
тернет-магазины с присутствием в социальных сетях имеют на 32% больше продаж. Более 40% всех праздничных покупок теперь совершается с помощью мобильных устройств, бесплатная доставка увеличивает прибыль 46,5% малых и средних предприятий». [5]
В настоящее время крупнейший рынок электронной торговли имеет КНР, и считается, что Китай останется локомотивом его развития, поскольку, с одной стороны, китайские компании успешно продают национальные товары при помощи электронной торговли по всему миру, с другой стороны, китайские потребители на фоне постепенного роста их благосостояния проявляют все больший интерес к приобретению посредством электронной торговли зарубежных товаров. По разным оценкам, Китай ежегодно продает через интернет на 672 млрд долларов [6]. Успехом Китая на рынке электронной торговли является веб-сайт электронной коммерции.
По статистике 2020 года, второе место в рейтинге крупнейших компаний в мире электронной торговли вслед за Китаем занимают США. Из года в год объем покупок потребителей в США в электронной коммерции растет, и в 2020 году он увеличился на 18%.
За США следуют Великобритания, Япония, Германия и Франция.
Электронная торговля и цифровиза-ция мировой экономики оказывают влияние и на другие аспекты развития мирового сообщества, в том числе становятся новыми инструментами в вопросах достижения целей устойчивого развития и других актуальных вызовов для человечества. Но, пожалуй, важнейшим фактором влияния электронной торговли на страны является возможность использования ее в качестве повышения конкурентоспособности национальных производителей на глобальных рынках [7].
Электронная торговля на сегодня развивается достаточно активно как во всем мире, так и в Армении. Во время чрезвычайного положения в Армении, а также в условиях пандемии в 3 раза больше людей осуществляли электронную тор-
говлю. В настоящее время подчеркивается важность инновационной модернизации электронной торговли в экономике РА с целью повышения привлекательности для потребителей национальных товаров и услуг, реализации перспективных бизнес-проектов. Дополнительную привлекательность развитию электронной торговли в Армении придает возможность с ее помощью повысить прозрачность, а следовательно, легитимность и транспарентность операций. Электронная торговля также способна создать стимулы и инструментарий для развития депрессивных регионов, другими словами, обеспечить большую равномерность и устойчивость развития национальной экономики. Многочисленные торговые сети Армении расположены в Ереване, а благодаря электронной торговле продукция доступна и в областях страны.
Как известно, электронная торговля содержит как выгоды, так и риски. Каковы выгоды и риски при внедрении систем электронной торговли? Выгодами для покупателей и продавцов считаются:
• снижение издержек на поиск и согласование условий поставок товаров;
• возможности найти лучшие ценовые предложения для покупки продукта с заданными характеристиками;
• расширенный выбор продуктов, возможность выбрать продукцию с лучшими характеристиками за счет расширенного предложения от поставщиков со всего мира;
• устранение временных и пространственных ограничений для осуществления сделок, что ведет к сокращению издержек на совершение транзакций;
• доступ к новым сегментам рынка и новым группам покупателей, как следствие - расширение объемов продаж и прибыли;
• снижение издержек на управление заказами с использованием автоматизированных систем приема, обработки и распределения заказов, ускорение сроков обработки и выполнения заказов [8].
Риски покупателей и продавцов:
• риски недобросовестного выполнения контрагентом своих обязательств в ча-
сти качественных и количественных характеристик поставляемой продукции;
• потеря контроля над механизмами ценообразования;
• ограниченные возможности предоставления послепродажных услуг поставщиком;
• увеличение конкуренции;
• необходимость дополнительной организации цепей поставок и логистики продукции.
Обсуждение
Электронная торговля уже стала неотъемлемой частью мировой экономики. Однако процесс ее формирования продолжается. Одним из открытых вопросов ее становления является вопрос регулирования возникающих в процессе торговли отношений между участниками, особенно в части трансграничных сделок. Существует ярко выраженная потребность разработки универсальных принципов и норм регулирования операций электронной торговли на мировом и на национальном уровне. Несмотря на стремление многих стран к либерализации экономических систем, решение существующих в этой сфере проблем возможно только в условиях сотрудничества с государством [9].
Еще одним открытым вопросом дальнейшего развития электронной торговли является необходимость выстраивания системы открытой конкуренции, особенно с учетом появления мегаигроков в этом сегменте мирового рынка, таких как Amazon, Alibaba и других, усиливающих свои позиции на глобальных рынках не только за счет своей активной экспансии на зарубежные рынки, но и за счет поглощения конкурентов.
При более сильных экспортных показателях и диверсификации рост экономики Армении мог бы быть потенциально более высоким и более ориентированным на занятость [10]. Необходимо со стороны регулирующих сферу государственных органов осуществлять контроль, выявлять деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, изучать конкурентные проблемы на этих рынках, обеспечивать правовое поле, регу-
лирующее сферу, и создавать равные конкурентные условия [11]. Развитие электронной коммерции требует в первую очередь благоприятной для нее среды - цифровой экономики, которая позволит предприятиям и потребителям внести свой вклад в увеличение конкурентоспособности и экономический рост за счет использования цифровых технологий [12].
Заключение
Развитие электронной торговли считается одним из мировых трендов экономического развития. Расширение онлайн-торговли ведет к более быстрой глобализации и обмену информацией. Электронная торговля уже воспринимается как неотъемлемая часть современной мировой экономики, которая за счет предлагаемых ею преимуществ и возможностей продолжает наращивать свой потенциал.
В настоящее время электронная коммерция повышает риски кибербезопасно-сти, поскольку увеличивается риск того, что хакеры повредят веб-сайты или денежные потоки. Поэтому государства, а также международные экономические и правовые организации должны разработать эффективный инструментарий контроля и предотвращения.
Мы считаем, что государство должно участвовать в решении вышеуказанных проблем опосредованно, прежде всего создавая правовое поле, обеспечивающее эффективное преодоление возникающих в этой сфере вызовов и угроз. Как показывает практика, по взаимодействию с рынком государство успешно находит решения всех проблем, которые возникают в процессе его разработки и реализации. А клиентам необходимо научиться пользоваться онлайн-инструментами и развивать культуру онлайн-покупок. Положительные стороны электронной коммерции станут предпосылками для ее дальнейшего роста даже после преодоления эпидемии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Делибалтова М. Электронная торговля: современные проблемы развития и пути их решения посредством развития каналов взаимодействия с клиентами // Креативная экономика. - Май 2021. -
Т. 15. - № 5. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/112138
2. COVID-19 и электронная торговля, глобальный обзор. Основные положения. -GENEVA, 2021. - С. 3-4. - URL: https://etradeforall.org/wp-content/uploads/ 2021/06/Covid- 19-and-E-Commerce-2021 -Executive_Summary_Russian_06_28.pdf
3. Арбузова А. Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/607fe454 9a7947027eaffbe6
4. https://www.kommersant.ru/doc/521 7077 (доступ: 1 сентября 2022 г.).
5. Статистика электронной коммерции (2020) - 33 полезные статистические данные и факты. - URL: https://techblog.sdstudio.top/statistika-jelektronnoj-kommercii-2020-33-poleznye-statisticheskie-dannye-i-fakty/
6. Лучшая статистика международной электронной торговли за 2021 год, Крупнейший рынок электронной коммерции 2020 года. - URL: https://www.conveythis.com/ru/top-international-ecommerce-stats-of-2020/
7. Григорян К.Г., Джанджоян А.С. Оцифровка экономики Армении, современное состояние и перспективы развития // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития в России и мире: сб. материалов всеросс. науч. конф. с между-нар. участием, прошедшей 31 марта 2021 / гл. ред. М.Т. Текуева. - Нальчик: Binding 2016, 2021. - С. 139-144.
8. Фаустов К.И. Электронная коммерция - новое направления экономической деятельности // Экономика и бизнес. Территория науки. - 2014. - № 6. - С. 80. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kommertsiya-novoe-napravlenie-ekonomicheskoy-deyatelnosti/viewer
9. Петросян Н. Динамика электронной торговли в мировой экономике. - URL: https://enlightngo.org/language/ru/post/16639
10. Grigoryan K. Study of the Peculiarities of Export Developments in EU Member Countries and in Armenia // Romanian Journal of European Affairs. -2012. - Vol. 12. - № 3. - September 2012. -Р. 65-82. - URL: http://rjea.ier.gov.ro/wp-
content/upl oads/arti col e/RJEA_vol_12_no_3_ september_2012_-_art.5_.pdf, https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstr act_id=2142370
11. Назарян Г. А., Григорян К.Г., Джанджоян А.С. Конкуренция и продовольственное обеспечение рынков пшеницы, сахарного песка и масла: на примере Республики Армения // Финансовые исследования / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). - Декабрь 2021. - № 4 (73). -2021. - С. 155-163. - URL: https://finis.rsue.ru/2021_N4/2021-4.pdf
12. Электронная торговля. Вероятные риски, убытки и возможности развития. Исследование / А. Пахлян и др. - Ер. Экономист, АГЭУ - 2021. - 180 с. - «Ам-берд» серия 45.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Delibaltova M. Electronic commerce: modern development problems and ways to solve them through the development of channels of interaction with customers, Creative Economy - May 2021. -Vol. 15. - № 5. - URL: https ://creativeconomy.ru/lib/112138
2. COVID-19 and e-commerce, Global Overview, Key Provisions. - GENEVA, 2021. - Р. 3-4. - URL: https://etradeforall. org/wp-content/uploads/2021/06/Covid- 19-and-E-Commerce-2021 -Executive_Summary_ Russian_06_28.pdf
3. Arbuzova A. What is e-commerce and how online trading works. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/607fe454 9a7947027eaffbe6
4. https://www.kommersant.ru/doc/521 7077 (accessed: 01 September 2022).
5. E-Commerce Statistics (2020) -33 useful statistics and facts. - URL: https://techblog.sdstudio.top/statistika-jelektronnoj-kommercii-2020-33-poleznye-statisticheskie-dannye-i-fakty/
6. The best statistics of international ecommerce for 2021, the largest e-commerce market in 2020. - URL: https://www.conveythis.com/ru/top-international-ecommerce-stats-of-2020/
7. Grigoryan K., Janjoyan A. Digitization of the Armenian economy, current state and development prospects.
Collection of materials of the All-Russian scientific conference with international participation: Digital economy: trends and development prospects in Russia and the world. March 31. 2021 / Chief editor M.T. Tekueva. - Nalchik: Binding 2016, 2021. - P. 139-144.
8. Faustov K.I. E-commerce-a new direction of economic activity // Economics and business. Territory of Science. - 2014. -№ 6. - P. 80. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/elektronnaya-kommertsiya-novoe-napravlenie-ekonomicheskoy-deyatelnosti/viewer
9. Petrosyan N. Dynamics of electronic commerce in the world economy. - URL: https://enlightngo.org/language/ru/post/16639
10. Grigoryan K. Study of the Peculiarities of Export Developments in EU Member Countries and in Armenia //
Romanian Journal of European Affairs. -2012. - Vol. 12. - № 3. - September 2012. -P. 65-82. - URL: http://rjea.ier.gov.ro/wp-content/upl oads/arti col e/RJEA_vol_12_no_3_ september_2012_-_art.5_.pdf, https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstr act_id=2142370
11. Nazaryan G., Grigoryan K., Janjoyan A. Competition and Food Supply of Wheat, Sugar and Butter Markets: Case Study of the Republic of Armenia // Financial research / Rostov State University of Economics (RINKH). - December 2021. -№ 4 (73). - P. 155-163. - Available at: https://finis.rsue.ru/2021_N4/2021-4.pdf
12. Electronic commerce: possible risks, losses and development opportunities, Research / A. Pakhlyan and others. - Yerevan, Economist, ASUE, 2021. - 180 p. -("Amberd" series 45).