Научная статья на тему 'ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный бизнес / коммерция / объем / розница / продажа / объем / закон / рынки / Узбекистан. / e-business / commerce / volume / retail / sale / volume / law / markets / Uzbekistan.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эркинбоев, Зиёдбек, Тониянц, Георгий Суренович

В статье исследуется текущее состояние электронного бизнеса в Республике Узбекистан. Изучаются влияние тенденций мирового электронного бизнеса на рынок Узбекистана. На основе анализе выделяются ряд направлений для дальнейшего развития электронного бизнеса в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE IN UZBEKISTAN

The article examines the current state of e-business in the Republic of Uzbekistan. The impact of global e-business trends on the Uzbek market is being studied. Based on the analysis, a number of areas are identified for the further development of e-business in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В

УЗБЕКИСТАНЕ

Эркинбоев Зиёдбек,

студент магистратуры по направлении «Внешнеэкономическая деятельность (по отраслям и направлениям)» Университет мировой экономики и дипломатии

Научный руководитель Тониянц Георгий Суренович,

доцент кафедры «Экономическая теория» Университета мировой экономики и дипломатии

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется текущее состояние электронного бизнеса в Республике Узбекистан. Изучаются влияние тенденций мирового электронного бизнеса на рынок Узбекистана. На основе анализе выделяются ряд направлений для дальнейшего развития электронного бизнеса в Узбекистане.

Ключевые слова: электронный бизнес, коммерция, объем, розница, продажа, объем, закон, рынки, Узбекистан.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE IN

UZBEKISTAN

ABSTRACT

The article examines the current state of e-business in the Republic of Uzbekistan. The impact of global e-business trends on the Uzbek market is being studied. Based on the analysis, a number of areas are identified for the further development of e-business in Uzbekistan.

Keywords: e-business, commerce, volume, retail, sale, volume, law, markets, Uzbekistan.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из формой электронного бизнеса считается электронная коммерция. Общеизвестно, что электронная коммерция позволяет нам покупать и продавать товары в глобальном масштабе двадцать четыре часа в сутки, но без тех же затрат, но основным условием для правильного функционирования электронной коммерции является наличие специализированного нормативного

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

акта. На сегодняшний день принят ряд нормативных документов в сфере электронной коммерции, которые определяют основные принципы и правила электронной коммерции, в частности, Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», Правила электронной коммерции № 185 от 02.06.2018, Постановления Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции». [3]

14 мая 2018 года Президент Республики Узбекистан подписал Постановление «О мерах по ускорению развития электронной коммерции». Документом утверждена программа развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на 2018-2021 годы. В постановлении отмечены проблемы и недостатки, которые «препятствуют созданию в стране полноценного рынка электронной коммерции и препятствуют беспрепятственному доступу товаров и услуг отечественных производственных предприятий на внешние рынки». Сегодня для оплаты онлайн-услуг успешно используются такие инструменты, как Uzard Click, MBank, SMS Payment. Люди могут делать покупки в Интернете, не выходя из дома, в том числе: Mytech.uz, Esavdo.uz, Arba.uz, Gifty.uz, Uzbekistanmarketuz, Avtech.uz, Uzbekistanmarket.uz, Bozor.uz и другие. Также были возможности купить продукты, одежду, бытовую технику, парфюмерию, предметы домашнего обихода и даже мебель.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Интерес к цифровой экономике значительно вырос из-за кардинальных изменений, произошедших в обществе и экономике. Современные технологии и платформы помогли предприятиям и частным лицам сократить расходы за счет сведения к минимуму личного общения с клиентами, партнерами и государственными учреждениями, а также ускорения и упрощения взаимодействия. Результатом стала экономика, основанная на сетевых ресурсах, цифровая или электронная экономика.

Согласно прогнозам, в ближайшие годы ожидается сильная зависимость макроэкономики от производителей по критериям «бережливого производства», аддитивных, нано- и биотехнологий. В связи с этим объем информации, необходимой для надлежащего управления, увеличится, а структура производства и гражданского диалога, бизнеса и власти претерпит существенные изменения.

Ниже перечислены основные условия и факторы постепенного перехода на путь социально-экономического развития[5]:

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

-реализация концепций электронного правительства и цифрового города посредством интеграции информации, государственного управления и муниципальных услуг;

-массовое производство продукции нового технологического поколения (например, беспилотных автомобилей);

-реализация идей строительства «умных» и экологически чистых домов с помощью уникальных декоративных и строительных материалов;

-широкое продвижение альтернативных форм занятости через аутсорсинг, самозанятость;

-создание профессиональных сетей, которые служат для поиска фрилансеров для выполнения конкретных задач.

Все вышеперечисленное позволяет предприятиям сокращать расходы за счет использования современных платформ, интегрирующих товары и электронные услуги в производство и управление. В первую очередь, это вопрос интеграции сервисных заказов, разделения ресурсов, выбора подрядчиков, электронной коммерции, платежей и прочего.

Нужно отметить, что в сегодняшних условиях Узбекистана чрезвычайно важно изучение закономерностей, тенденций и возможностей развития цифровой экономики, в частности уровня проникновения современных информационных технологий в различные отрасли экономики.

В Узбекистане государственные органы руководствуются следующими принципами, которые широко используются при развитии электронной коммерции в мире.

Корпоративный сектор должен играть активную роль в развитии электронного бизнеса. Электронная коммерция не должна подвергаться каким -либо необоснованным ограничениям со стороны государственных органов;

-правительство может вмешиваться в процесс электронной торговли, чтобы поддержать сектор и улучшить правовую базу;

-при разработке мер управления электронной коммерцией государственные органы должны учитывать специфику Интернета;

-процесс электронной коммерции должен происходить в глобальном масштабе, независимо от административно-территориального деления и государственных границ.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате экономического развития Узбекистан укрепляет свои позиции в международной экономической системе. Это, в свою очередь, требует улучшения инфраструктуры электронной коммерции, обеспечивая ее появление в качестве сильного конкурента на мировом рынке.

В качестве предложений для дальнейшего развития электронной коммерции в Узбекистане можно выделить следующее:

-создание онлайн-курсов для молодежи и менторская помощь при ведении электронной торговли на начальном этапе;

-привлечение иностранных специалистов по электронному бизнесу и продвижения данной курса в лицеях и университетах;

-создание в Узбекистане хабов таких компаний, как FedEx, UPS, DHL и так далее;

-создание логистической инфраструктуры с внедрением механизма государственно-частного партнерства;

-совершенствовании работы служб доставки, обслуживающих компании и клиентов электронной коммерции;

-урегулирование вопросов использования электронных документов, урегулировать вопросы экспорта и импорта в электронной коммерции, в том числе, цифровых товаров и услуг аутсорсинга;

-разработка того, какие технологии будут использоваться (в отношении электронной торговли) в ближайшие десять лет;

-необходимо углубить научные исследования в области электронной коммерции;

-развитие конкуренции в сфере телекоммуникационных услуг. Это приведет к повышению качества услуг, снижению цен и созданию определенных интернет-аудиторий для электронной коммерции.

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан, от 22.05.2015 г. № ЗРУ-385. Национальная база законодательства. URL: https://lex.uz/docs/2650295

2. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60. Национальная база законодательства.

URL: https://lex.uz/docs/5841077

3. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 14.05.2018 г. № 11113724. Национальная база законодательства. URL: https://lex.uz/docs/3744601.

524

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 5/2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

4. Фоменко Н.М., Ефимов Е.Н. Общая характеристика электронных торговых площадок. Москва: Terra Economicus, 2009. С. 55-58

5. Паньшин Б.Н. Электронная торговля: теория и практика. Минск: ЯБГУ,2009. С. 383

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.